Дистанционный урок
план-конспект урока
План-конспект учебного занятия "Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации в 1990-е гг. Российская Федерация правопреемница СССР" по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История для обучающихся спец. 40.02.02 Правоохранительная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дистанционный урок | 36.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся гр. 209 пБ, курс 2,
специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность,
дата проведения занятия по расписанию
__четверг __22.10.2020___ ____ _2____
день недели дата номер пары
форма проведения дистанционно
преподаватель Грузинов.С.И.
№12 Тема: «Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации в 1990-е гг. Российская Федерация правопреемница СССР»
Источники (НПА, основная/дополнительная литература, Интернет-ресурсы):
1. Н.В.Загладин, Н.А.Симония История России и мира в XX – начале XXI в. М. Русское слово 2017г.
2. А.В.Торкунов История России в 3ч. М. Просвещение 2016г.
- АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА ответить на вопросы (тестовые задания)
Наименование вопроса (или тестового задания) | Ответ |
1. Понятие «ближнее зарубежье» для России 1990-х гг. включало: 1) государства, ранее входившие в состав СССР; 2) государства, имеющие границу с Россией; 3) страны Прибалтики и Скандинавии; 4) Украину, Белоруссию и Казахстан. | |
2. Соотнесите страну и ее столицу: 1 ) Белоруссия а) Астана 2) Грузия б) Ташкент 3) Узбекистан в) Минск 4) Эстония г) Бишкек 5) Кыргызстан д) Таллин 6) Казахстан е) Тбилиси | |
3. Какие слова не относится к политическому устройству стран постсоветского пространства: Республика, президент, парламент, монархия, демократия, тоталитарный режим. |
- ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (составить в рабочих тетрадях конспект по вопросам)
1. Особенности административно-территориального деления России в 1990-е гг. |
2. Роль России как правопреемника СССР. |
3. Укрепление государственности (2000-2005гг). Федеративная реформа 2000г. |
1. Особенности административно-территориального деления России в 1990-е гг.
После того как Россия стала отдельным государством, а от СССР отделились все республики, то страну ждали большие изменения, как в политическом так и экономическом строе. Территориальное строение страны также претерпело изменения. Многие регионы захотели большей независимости и свободы, чем имели до этого. В сложившихся условиях законодательно необходимо было оформить характер территориального устройства современной России.
Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993 года. Оно основывается на принципах: - государственной целостности; - единства системы государственной власти; - разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов; - равноправия и самоопределения народов;
- равноправие субъектов Российской Федерации
Конституция России закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Федерации. В соответствии с Основным Законом государства в состав Российской Федерации входит 89 субъектов, в том числе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.
Отношения центра и субъектов Федерации в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.).
Регламентация прочих вопросов составляет область исключительного ведения субъектов Федерации. По этим вопросам региональные органы правления обладают всей полнотой государственной власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию центральных органов правления, действуют нормативно-правовые акты субъекта Федерации.
Наряду с национальным, правовым и экономическим регулированием отношений между субъектами и центром в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения центральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему государственной исполнительной власти в стране.
Таким образом, конституционные основы российского федерализма создают предпосылки для совершенствования управления огромной страной, упрочения государственности, территориальной и социальной целостности, развития демократии посредством соблюдения прав и законных интересов различных национальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических, этнических и социальных сторон общественной жизни.
Демократизация общественной жизни в России требует федерализации отношений между Центром и регионами. Федерализм - это залог целостности государства, так как регионам незачем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие.
2.Роль России как правопреемника СССР.
Место России в современном мире. Распад СССР создал проблему его внешнеполитического наследства: вопрос о судьбе его прав и обязанностей в мировом сообществе. Россия с согласия других республик бывшего СССР признала себя его правопреемником, что означало принятие всей полноты ответственности за соблюдение обязательств Союза и одновременное пользование его правами и имуществом за рубежом. Сразу же после ратификации Беловежского соглашения о роспуске СССР, с конца декабря 1991 г. Россия заняла его место в ООН и других международных организациях, пост постоянного члена Совета Безопасности, обязалась соблюдать подписанные от имени СССР договоры.
Ещё в 1989 г. последний президент СССР М.С. Горбачёв принимал участие во встречах лидеров ведущих западных держав "семёрки" на правах наблюдателя (формула "7+1"). С 1992 г. его место занял президент Б.Н. Ельцин, упорно добивавшийся превращения "семёрки" в "восьмёрку", что и было достигнуто летом 1997 г. на встрече в Денвере (США), Однако это участие ещё неполноправно ввиду экономической слабости России. Сейчас снова наметилась тенденция возврата к формуле "7+1" в связи с войной в Чечне, осуждаемой Западом. союз распад государство государственный
Проблема долгов СССР. На Россию легли долги СССР. Резко ухудшившееся экономическое положение заставило её просить об отсрочке долгов, на что были вынуждены согласиться западные кредиторы. Начавшееся ещё в годы "перестройки" ухудшение отношений с Ираком, Кубой, Ливией и другими традиционными союзниками СССР сделало проблематичным возвращение ими старых долгов. Тем не менее, в 1997 г. Россия признала почти вековую задолженность царского и Временного правительства французским держателям русских ценных бумаг, но выплатила, по сути, символическую компенсацию. Сумма долгов СССР (с учётом процентов) составила около 130 млрд. долларов, которые делятся на долги государственным структурам и частным владельцам ценных бумаг (их объединения называются Парижским и Лондонским клубами).
Ядерное разоружение. Россия унаследовала от СССР ядерно-ракетный потенциал и обязательства по его ограничению и нераспространению. С территории Белоруссии, Украины и Казахстана выводятся и уничтожаются ракеты с ядерными зарядами. У России осталось 3,5 тыс. ядерных боеголовок. Сохранив прежние опасения, США частично финансируют уничтожение бывшего ядерного потенциала СССР и препятствуют сотрудничеству России с неядерными державами в области энергетики под предлогом возможного нарушения договора о нераспространении ядерного оружия. Сейчас ситуация с разоружением осложнилась ввиду возобновления работ по программе "звездных войн" в США.
Европейский Союз и ООН признали, что Россия - продолжатель членства Советского Союза в ООН и, в частности, в Совете Безопасности, а также в других международных организациях. В законе о международных договорах Российской Федерации (в статье 3) сказано, что он распространяется на договоры, в которых Россия участвует как продолжатель СССР. Если бы Россия была правопреемником СССР, она не могла бы в порядке автоматического правопреемства, как Украина и Белоруссия. «унаследовать» место в ООН, так как РСФСР не была членом ООН. Россию пришлось бы принимать в члены ООН и, кроме того, необходимо было бы вносить поправку в Устав ООН, предусматривающую, что Россия, новый субъект международного права, должна занять место СССР в Совете Безопасности. Это породило бы юридические трудности. Россия продолжила членство СССР в Совете Безопасности как тот же самый субъект международного права, сменивший свое наименование, от которого, к тому же, отделились некоторые части. Таким образом. она уже не может в каких-либо сферах межгосударственных отношений рассматриваться как правопреемник СССР. Некоторые международные обязательства бывшего СССР не могли сохранить для России силу или претерпели изменения в связи с тем, что они относились к тем частям его территории, которые отделились. От других можно было бы отказаться, ссылаясь на коренные изменения обстоятельств, на неизменность которых они были рассчитаны. Но основная масса обязательств субъекта международного права, именовавшегося СССР, сохранила для России свою силу, поскольку она - тот же самый субъект.
Россия по праву заняла место СССР в кругу виднейших держав и в международных организациях. Однако в отношении преемственности - Россия как преемник бывшего СССР - существуют у нас и на Западе разные подходы: Россия настаивает на признании её полноправным преемником всех прав и обязанностей своего предшественника, а западные державы соглашаются признать её лишь продолжателем СССР.
3. Укрепление государственности (2000-2005гг). Федеративная реформа 2000г.
Федеративная реформа 2000г
Реформа заключалась, в частности, в создании Федеральных округов и института полномочных представителей, отмене выборности губернаторов, укрупнении ряда субъектов федерации.
Весной 2000 года Путин направил в Госдуму пакет важных законопроектов, знаменующих начало административно-правовой реформы.
Задачи:
- уравнивание в конституционных правах субъектов РФ, независимо от того, по территориальному или национальному принципу они были образованы.
- остановить дезинтеграцию России, вызванную игнорированием губернаторами и законодательными собраниями субъектов федерации норм Конституции и федеральных законов,
- преодоление правовой разобщённости и распространение действия российского федерального законодательства на всю без исключений территорию страны; устранение фактически имевшихся предпосылок к правовой разрухе России;
- устранение межрегиональных барьеров на пути движения товаров и капиталов; возрождение в России единого экономического рынка.
12 мая 2000 г. в РФ были образованы новые административно-территориальные структуры – федеральные округа (Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, позже переименованный в Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный). Республика Башкортостан входит в Приволжский федеральный округ
В каждом из них был введён пост полномочного представителя президента, в обязанности которого входило: 1) обеспечение реализации конституционных полномочий президента в пределах соответствующего округа; 2) повышение эффективности работы федеральных органов государственной власти.
В 2003 г. начался второй этап реформы федеративных отношений, предпринятой Путиным. Одним из направлений реформы на этом этапе стало укрупнение субъектов РФ. В частности, был укрупнён Красноярский край и Тюменская область, Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область объединены в Пермский край (см: текст ниже)
Закрепление за регионами ряда полномочий, для исполнения которых они обязаны использовать средства своего бюджета, и за надлежащее исполнение которых на них возлагается ответственность. Согласно ФЗ №95-ФЗ от 04.07.2003 г., был определён закрытый перечень полномочий регионов. Данная мера позволила минимизировать риск нецелевого использования средств из местных (региональных) бюджетов
13 сентября 2004 г. Путин выступил с предложениями по новому порядку избрания губернаторов. В конце 2004 г. эти предложения стали законами.
По новому закону региональные законодательные собрания по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губернатору вправе выразить и законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов.
Не меняя Конституции, на ее базе начат процесс упорядочения управления государством по всей вертикали власти (Указ Президента РФ № 849 от 13 мая 2000г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»);
Развитие института федерального вмешательства. За президентов РФ закреплено право роспуска законодательных органов, а также выведения из Совета Федерации глав ветвей власти и отрешения от должности губернаторов субъектов РФ
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала
Наименование изученного вопроса учебного занятия | Контрольное задание по изученному вопросу | Ответ |
1. Особенности административно-территориального деления России в 1990-е гг. | 1.Какие вы знаете формы административно-территориального устройства! 2.Какие новые черты приобрело административно-территориальное устройство России в 1990-е гг.? | |
2. Роль России как правопреемника СССР. | 1. Что означает для России статус правопреемника СССР? 2. Какие обязательства накладывались на Россию как правопреемника СССР? | |
3.Укрепление государственности (2000-2005гг). Федеративная реформа 2000г. | 1. Что означает «вертикаль власти» и «горизонталь власти»? Охарактеризовать их. 2.Какая из них больше способствует укреплению государственной власти? |
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
I.Ответить на вопросы (письменно в тетради):
1. Почему в 1990-е гг. законодательно было необходимо оформить территориальное устройство России?
2.В соответствии с Конституцией 1993г. какое государственное устройство было закреплено для России? Охарактеризовать его.
3.Каковы особенности российского федерализма на современном этапе?
4.Как федеративная реформа 2000 года повлияла на укрепление вертикали государственной власти в Р.Ф.?
Преподаватель _Грузинов.С.И.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ОТЧЁТ по учебному занятию
обучающегося ____________________________________________
фио
для обучающихся гр. 209 , курс 2,
специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность
по учебной дисциплине ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
дата проведения занятия по расписанию
__четверг __22.10.2020___ ____ _2____
день недели дата номер пары
№12 Тема: «Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации в 1990-е гг. Российская Федерация правопреемница СССР»
Ответы на вопросы (тестовые задания)
по актуализация ранее изученного материала учебного курса
Наименование вопроса (или тестового задания) | Ответ |
1. Понятие «ближнее зарубежье» для России 1990-х гг. включало: 1) государства, ранее входившие в состав СССР; 2) государства, имеющие границу с Россией; 3) страны Прибалтики и Скандинавии; 4) Украину, Белоруссию и Казахстан. | |
2. Соотнесите страну и ее столицу: 1 ) Белоруссия а) Астана 2) Грузия б) Ташкент 3) Узбекистан в) Минск 4) Эстония г) Бишкек 5) Кыргызстан д) Таллин 6) Казахстан е) Тбилиси | |
3. Какие слова не относится к политическому устройству стран постсоветского пространства: Республика, президент, парламент, монархия, демократия, тоталитарный режим. |
Ответы на вопросы (тестовые задания) по учебному занятию
Наименование изученного вопроса учебного занятия | Контрольное задание по изученному вопросу | Ответ |
1. Особенности административно-территориального деления России в 1990-е гг. | 1.Какие вы знаете формы административно-территориального устройства! 2.Какие новые черты приобрело административно-территориальное устройство России в 1990-е гг.? | |
2. Роль России как правопреемника СССР. | 1. Что означает для России статус правопреемника СССР? 2. Какие обязательства накладывались на Россию как правопреемника СССР? | |
3.Укрепление государственности (2000-2005гг). Федеративная реформа 2000г. | 1. Что означает «вертикаль власти» и «горизонталь власти»? Охарактеризовать их. 2.Какая из них больше способствует укреплению государственной власти? |
Обучающийся _________________
иоф
Примечание:
1.Отчёт по установленной форме + фото вашего плана-конспекта по вопросам, написанного в тетради и д/з отправьте на почту преподавателя s.gruzinov@yandex.ru одним файлом в формате Word 2. В теме письма укажите имя файла с фамилией обучающегося 3. Имя файла оформите в формате номер группы _ дата занятия _ наименование дисциплины _ фамилия обучающегося
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционный урок по теме "Политические и экономические основы конституционного строя"
Дистанционный урок по дисциплине "Конституционное право" по теме: "Политические и экономические основы конституционного строя"...
Дистанционный урок по теме "Способы изложения права в нормативно-правовых актах"
Дистанционный урок по дисциплине "Теория государства и права" по теме "Способы изложения права в нормативно-правовых актах"....
Дистанционный урок
План-конспект учебного занятия "Современные социальные конфликты" по учебной дисциплине ОУДВу.08 Обществознание для обучающихся спец. 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 40...
Дистанционный урок
План-конспект учебного занятия "Духовная культура личности и общества" по учебной дисциплине ОУДВ.у 08 Обществознание для обучающихся спец.40.02.02 Правоохранительная деятельность....
Дистанционный урок
План-конспект учебного занятия "Социальная и личностная значимость здорового образа жизни" по учебной дисциплине ОУДВ.у08 Обществознание для обучающихся спец. 40.02.02 Правоохранительн...
Дистанционный урок
План-конспект учебного занятия "Власть и политика" по учебной дисциплине ОУДВ.у08 Обществознание для обучающихся спец. 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 40.02.02 Правоохр...
Дистанционный урок
План-конспект практического занятия "Избирательные системы и их виды" по учебной дисциплине ОУДВ.у10 Обществознание для обучающихся спец. 40.02.02 Правоохранительная деятельность....