Дистанционный урок
план-конспект урока
План-конспект учебного занятия "Современные социальные конфликты" по учебной дисциплине ОУДВу.08 Обществознание для обучающихся спец. 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 40.02.02 Правоохранительная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionka_sovremennye_sotsialnye_konflikty_obshchestvoznanie.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по ОУДВу.08 Обществознание
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся гр. 105,108 курс 1 ,
специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность (набор 2015г.)
для обучающихся гр. 109,107 курс 1,
специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (набор 2015г.)
дата проведения 12 марта 2016 г.
форма проведения дистанционно
преподаватель С.И.Грузинов
Тема Современные социальные конфликты.
Цель занятия: овладение системой знаний о понятии социальный конфликт, в том числе разнообразие социальных конфликтов и стратегии поведения в современных условиях.
Задачи занятия:
Обучающая:
формировать у обучающихся знания об особенностях конфликта в социальной жизни, а также использование представлений о стратегиях поведения в профессиональной деятельности юриста.
Воспитательная:
воспитание у обучающихся толерантного отношения к окружающим.
Развивающая:
формировать у обучающихся способность к развитию мыслительной деятельности, коммуникативной компетентности, а также навыков анализа конкретных ситуаций.
Информационно-справочное оснащение:Основная литература:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., ОИЦ «Академия», 2014
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. Учебное пособие. - ОИЦ «Академия» , 2013
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум,- ОИЦ «Академия», 2013
Дополнительная литература:
4. Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
5. Клименко А., Румынина В. Обществознание – М., 2004.
6. Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М., 2015.
7. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
Интернет-ресурсы
8. Образовательный видеопортал. Форма доступа - http://univertv.ru/
9. Видеоуроки. Форма доступа - http://interneturok.ru/ru
10. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Форма доступа - http://fcior.edu.ru/
11. Всероссийская олимпиада школьников. Форма доступа - http://rosolymp.ru/
12. Федеральный портал «Российское образование». Форма доступа - edu.ru
Междисциплинарные связи: Основы философии, История.
Внутридисциплинарные связи: Социальная стратификация, Социальное поведение.
- АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 1.
Вопрос (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
А.1.Определите способ социального взаимодействия людей в обществе: а) национальная религия; б) социальная солидарность; в) юридическая ответственность; г) профессиональная этика. | ||
2. Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий: а) избегание; б) компромисс; в) конформизм; г) сотрудничество. | ||
3.Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнюю деятельность: а) причина; б) инцидент; в) соперничество; г) сознание. | ||
В.1.Укажите лишнее. В зависимости от сфер возникновения конфликты делятся: а) межнациональные; б) межличностные; в) политические; г) семейно-бытовые. | ||
2.Установите соответствие: а) подстрекатель 1) лицо подталкивающее к началу конфликтных действий б) свидетель 2) лицо которое помогает сторонам выйти из конфликта в) пособник 3) лицо наблюдающее со стороны за ходом конфликта г) посредник 4) лицо содействующее конфликту личным участием, советами д) организатор 5) лицо планирующее ход конфликта. | ||
3.Установите соответствие: а) экономическое неравенство 1) столкновение разных идей б) идеологическое несовпадение 2) обладание разным количеством собственности, благ в) политическое противостояние 3) борьба за власть г) межнациональные распри 4) ущемление интересов малых народов д) межконфессиональные столкновения 5) столкновение носителей различных религий |
2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Социальные конфликты в современном обществе |
1.1.Понятие социальный конфликт и его основные виды |
1.2.Разрешение социального конфликта. Стратегии поведения |
2. Конфликт и современное общество |
Вопрос 1. Социальные конфликты в современном обществе
1.1. Понятие социальный конфликт и его основные виды
Всякий конфликт между людьми, поскольку он возникает по поводу тех или иных вопросов общественной жизни, является социальным. Социальное в широком смысле слова суть общественное. Понятие «социальное» определяется также в узком смысле. Оно обозначает способ взаимосвязи и взаимодействия между субъектами (общностями, их членами) деятельности по поводу становления и изменения статусов этих субъектов в обществе как системе.
Социальный конфликт (в собственно узком смысле понятия) - это борьба социальных общностей с противоположными интересами за доминирующие социальные статусы в иерархизированной общественной системе.
В контексте анализа собственно социального конфликта имеются в виду прежде всего интересы больших социальных групп, формирующиеся по поводу средств жизнеобеспечения, реального доступа к материальным и духовным благам и ресурсам, а также - к принятию связанных с этим решениям.
В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни рождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.
Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер. Одной из ярких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране.
Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. Также значительную роль играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей.
Большую роль в современной жизни России играют социально-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.
Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в следующих формах: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т.п. Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста.
Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые “группы давления”, объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как : митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка тех или иных требований.
1.2.Разрешение социального конфликта. Стратегии поведения
Разрешение конфликта - это такое изменение в поведении или свойствах одного или обоих участников, при котором они больше не конфликтуют друг с другом. Разрешить конфликт можно двумя способами, внутри которых также возможны варианты.
Первый способ: создание угрозы участвующим в конфликте (забастовке) как средство сдерживания конфликта. Угроза исходит как от любой их двух сторон, так и от третьей стороны (например, государства). Угроза будет эффективной при следующих условиях:
Сторона, которой угрожают осведомлена о средствах сдерживания и осознает, что цена расплаты превышает ожидаемый выигрыш от развязывания конфликта. социальный конфликт забастовочный
Эта сторона убеждена в том, что средства сдерживания будут пущены в ход только тогда, когда она изберет нежелательный способ действия.
Второй способ: общение.
Одна из сторон может прибегнуть к общению, чтобы воздействовать на поведение другой. Характер общения может иметь информационное, инструктивное, мотивационное направление.
Конфликтующие стороны общаются друг с другом , пытаясь разрешить конфликт или предотвратить его эскалацию, т.е. ведут переговоры.
Второй способ - наиболее цивилизованный. Он позволяет избежать больших потерь, хотя связан с определенными трудностями в своей реализации.
Основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противоборства. Такой результат достижим, если участники конфликта проявят честный и доброжелательный подход к улаживанию своих разногласий, общую в этом заинтересованность, если они приложат совместные усилия к поиску положительного решения на основе консенсуса, т.е. устойчивого, стабильного согласия всех сторон.
Возможен двоякий исход конкретного конфликта - его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.
При полном разрешении конфликт прекращается как на объективном, так и на субъективном уровнях. Конфликтная ситуация претерпевает кардинальные изменения, ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию, превращение «образа противника» в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу, противодействие сменяется ориентацией на примирение, согласие, партнерское сотрудничество.
Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, как правило, выражает только внешнее изменение конфликтного поведения при сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства. Сдерживающими факторами выступают либо волевые, идущие от разума аргументы, либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта. Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либо поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.
На основе выше названного можно определить стратегии поведения в конфликтах:
Избегание - неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта.
Уступки – чувство приниженности, нежелание отстаивать свои интересы, соглашательство с другими в ущерб себе.
Подавление – чувство превосходства, агрессия, нападение, унижение других.
Компромисс – дипломатичность, гибкость.
Сотрудничество – уважение своих и чужих интересов
Источники дополнительной информации по 1 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Основная литература | 1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., ОИЦ «Академия», 2014 | Стр. 230-232 |
Дополнительная литература | - | - |
Интернет ресурсы | 1.Образовательный видеопортал. | Форма доступа –http://univertv.ru/ |
Контрольные задания по Вопросу 1.
Таблица 2.
Контрольное задание | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
| ||
| ||
| ||
| ||
6. Придумать ситуацию, где необходима именно ваша стратегия поведения в конфликте |
Вопрос 2. Конфликт и современное общество
Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования общества без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.
Итак, можно сделать вывод, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.
Источники дополнительной информации по 2 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Основная литература | 1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно – научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., ОИЦ «Академия», 2014 | стр. 230-232 |
Дополнительная литература | - | - |
Интернет ресурсы | 1.Образовательный видеопортал. | Форма доступа -http://univertv.ru/ |
Контрольные задания по Вопросу 2.
Таблица 3.
Контрольное задание | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
|
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(ответить на вопросы и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 4.
Наименование изученного вопроса учебного занятия | Контрольное задание по изученному вопросу | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
1. Социальные конфликты в современном обществе. | 1.Сформулируйте свое понимание социального конфликта и причины его возникновения. 2. Какие стратегии поведения в конфликтах наиболее эффективны в современных условиях? | ||
2. Конфликт и современное общество. | 1. Какие существуют проблемы и решения в разрешении современных социальных конфликтов? |
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
1. Представить в рабочих тетрадях ответы на контрольные вопросы таблиц 1, 2, 3 и 4
2. Задание: пройти тестирование и определить «А я конфликтный человек или нет?» (тест позволит оценить степень вашей конфликтности или тактичности).
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете?
a. Избегаете вмешиваться в ссору
b. Можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего или того, кто прав
c. Всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения
2. Любите ли вы спорить со своими друзьями?
a. Только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения
b. Да, но только по принципиальным, важным вопросам
c. Вы спорите со всеми и по любому поводу
3. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваши действия?
a. Считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь
b. Возмущаетесь, но про себя
c. Открыто высказываете свое негодование
4. Представьте: подруга постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете?
a. Что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие
b. Говорите, что эта вещь безвкусна
c. Постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого
5. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?
a. Думаете: "Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных озорников?"
b. Делаете им замечание
c. Если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали
9. В кафе вы замечаете, что официант обсчитал вас?
a. Вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно
b. Попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму
c. Это будет поводом для скандала
10. Вы на отдыхе. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это?
a. Да, но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит
b. Вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы
c. Вы вымещаете недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантках__
Оформите ответы в виде: 1.а); 2.в) … в рабочей тетради.
Оценка результатов теста.
Большая часть ответов под буквой:
а – Свое недовольство скрываете в себе, если что-то не по Вашему, то идет личностный конфликт. Внешнего проявления избегаете.
b – Вы способны на рациональный конфликт, давая противнику возможность высказаться в свою защиту. Все конфликты решаете путем соглашений.
c – Чаще всего вы являетесь зачинщиком конфликта, и этот конфликт строится на ваших эмоциях.
2.Задание: в тетради аргументировано ответьте на следующие вопросы:
1.Конфликты делятся на споры и ссоры. Как вы думаете, чем они отличаются
2.Решить возникшее противоречие можно только путём спора, а не ссоры. Почему?
3.Попробуйте определить, какую позицию в конфликте вы чаще всего занимаете?
Преподаватель С.И. Грузинов
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Цикловой комиссии дисциплин
циклов ОО, ОГСЭ и МиОЕН
ГБПОУ Юридический коллеж
от 01 марта 2016 г. № 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционный урок по теме "Политические и экономические основы конституционного строя"
Дистанционный урок по дисциплине "Конституционное право" по теме: "Политические и экономические основы конституционного строя"...
Дистанционный урок по теме "Способы изложения права в нормативно-правовых актах"
Дистанционный урок по дисциплине "Теория государства и права" по теме "Способы изложения права в нормативно-правовых актах"....
Дистанционный урок
План-конспект учебного занятия "Духовная культура личности и общества" по учебной дисциплине ОУДВ.у 08 Обществознание для обучающихся спец.40.02.02 Правоохранительная деятельность....
Дистанционный урок
План-конспект учебного занятия "Социальная и личностная значимость здорового образа жизни" по учебной дисциплине ОУДВ.у08 Обществознание для обучающихся спец. 40.02.02 Правоохранительн...
Дистанционный урок
План-конспект учебного занятия "Власть и политика" по учебной дисциплине ОУДВ.у08 Обществознание для обучающихся спец. 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 40.02.02 Правоохр...
Дистанционный урок
План-конспект практического занятия "Избирательные системы и их виды" по учебной дисциплине ОУДВ.у10 Обществознание для обучающихся спец. 40.02.02 Правоохранительная деятельность....
План-конспект дистанционного урока по иностранному языку в профессиональной деятельности на тему "Social networks".
Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчи...