Памятка изучающему историю
материал

Зуб Александр Иванович

Памятка изучающему историю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Постижение истории85 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ИЗУЧАЮЩЕМУ ИСТОРИЮ

Подборка Зуба А. И.

1. Марк Аврелий. Назначение человека

Марк Аврелий (121-180 гг.) - римский философ и император. «К самому себе».

«Жизнь мирская не что иное, как погоня за почестями и наслаждениями; она – подмостки, по которым проходит суетливая толпа. Она (толпа – А.З.) подобна своре собак, грызущихся из-за кости, или рыбам в пруду, хватающим крошки хлеба. Держаться достойно в этой свалке, умея рассмотреть в ней проявления добра, вот – назначение человека. … Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним».

2. Макиавелли. Условия успеха великих людей

Никколо Макиавелли (1469-1527 гг., Флоренция). «Государь».

1) Успех деяний великих людей зависит от следующих условий – судьбы, их доблести и наличия у них силы. «Судьба предоставила им лишь возможность, т.е. обеспечила материалом, который можно было по-разному сформировать: если бы такая возможность не появилась, их доблесть пришла бы в упадок, не найдя употребления; если бы они не обладали доблестью, напрасно была бы предоставлена возможность. Моисей не смог бы уговорить народ Израиля следовать за собой, чтобы выйти из плена, если бы не застал его в Египте в порабощении и притеснении у египтян. Ромул не сделался бы царем Рима и не основал бы государство, если бы не был брошен на произвол судьбы и если бы Альба не показалась ему слишком тесной. Кир не добился бы такого величия, если бы к тому времени персы не были раздражены владычеством мидян, а мидяне не расслабились и не изнежились бы продолжительным миром. Тезей не проявил бы свою доблесть, если бы не застал афинян живущими изолированно друг от друга. У каждого из этих людей была счастливая возможность, но только их исключительная доблесть помогла им увидеть значение этой возможности, благодаря которой их родина прославилась и стала счастливой». «Нравы людей изменчивы, и если заставить их поверить себе легко, то удержать их в этой вере трудно. Поэтому следует приготовиться к тому, чтобы, когда вера народа истощится, принудить его поверить силой. Если бы Моисей, Кир, Ромул и Тезей были безоружны, они не смогли бы добиться длительного выполнения установленных ими законов».

2) «Из всех животных государь должен подражать двум: льву и лисе. … Лисе в умении обходить ловушки и льву - в отпугивании волков …. Мудрый правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это наносит вред его интересам. … Люди, будучи плохими, обещанного не выполняют, так что…нужно обращаться с ними также».

3. Юм. О правлении

Дэвид Юм (1711-1776 гг., Англия) «О первоначальных принципах правления», «О происхождении правления».

1) «Ничто не представляется более удивительным …, чем та легкость, с которой меньшинство управляет большинством, и то безоговорочное смирение, с которым люди отказываются от собственных мнений и аффектов в пользу мнений и аффектов своих правителей. Если мы будем исследовать, при помощи каких средств достигается это чудо, то обнаружим, что так как сила всегда на стороне управляемых, то правители в качестве своей опоры не имеют ничего, кроме мнения. Поэтому правление основывается только на мнении; и это правило распространяется как на самые деспотические и диктаторские системы правления, так и на самые свободные и демократические. Египетский султан или римский император мог понукать своими безответными подданными, как бессловесной скотиной, вопреки их чувствам и склонностям; но они, по крайней мере, должны были руководить своими мамелюками или преторианской гвардией как людьми в соответствии с их мнением».

2) «При всех системах правления имеет место постоянная, открытая или тайная, внутренняя борьба между властью и свободой; и ни одна из них никогда не может добиться абсолютного превосходства в этом соревновании. В силу необходимости следует в значительной мере жертвовать свободой при любой системе правления; однако даже власть, которая ограничивает свободу, не может и, возможно, не должна никогда, ни при каком строе становиться совершенно полной и бесконтрольной».

4. Бентам. Теория пользы (утилитаризм)

Иеремия Бентам (1748-1832 гг., Англия). «Принципы законодательства».

«Природа подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни. Единственная цель человека – искать удовольствие и избегать страданий. Принцип пользы все подчиняет этим двум побуждениям. Понятие пользы выражает свойство или способность какого-нибудь предмета предохранять от зла или доставлять благо. Зло – есть боль, страдание или причина страдания. Индивид не только лучший, но и единственный судья того, что для него удовольствие или страдание». Полезность определяется опытом – единственным источником познания (истины). Таким образом, польза – это двигатель, цель, и мера оценки поведения людей. Личная польза или выгода действующего индивида (отдельного человека) является основой социальных отношений.

5. Энгельс. Историческое событие (факт)

Фридрих Энгельс (1820–1895 гг., Германия). «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», Письмо Йозефу Блоху, Введение к работе К. Маркса «Гражданская война во Франции».

1) «… в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.» «Мы делаем историю сами … ». «… история делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения отдельных воль (т.е. людей – А.З.). Таким образом, имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, и из этого перекрещивания выходит одна равнодействующая – историческое событие. Каждая из этих воль становится тем, что она есть, благодаря массе особых жизненных обстоятельств. Среди них экономические являются, в конечном счете, решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую».

2) «Первоначально путем простого разделения труда общество создало себе особые органы для защиты своих общих интересов. Но со временем эти органы, и главный из них – государствен- ная власть, служа своим особым интересам, из слуг общества превратились в его повелителей. Это имеет место не только в наследственной монархии, но также и в демократической республике».

3) «… чтобы не потерять … своего только что завоеванного господства, рабочий класс должен, с одной стороны, устранить всю старую, до сих пор употреблявшуюся против него, машину угнетения, а с другой стороны, должен обеспечить себя против своих собственных депутатов и чиновников, объявив их всех, без всякого исключения, сменяемыми в любое время».

6. Острогорский. «Социальное запугивание» в демократии

Моисей Острогорский (1854-1919 гг., Россия). «Демократия и организация политических партий».

1) «Политическая функция масс в демократии не заключается в том, чтобы ею управлять; они вероятно никогда не будут на это способны. Если даже облечь их всеми правами народной инициативы, непосредственного законодательства и непосредственного управления, фактически управлять будет всегда небольшое меньшинство. … Но нужно, чтобы правящее меньшинство всегда находилось под угрозой. Функция масс в демократии заключается не в том, чтобы управлять, а в том, чтобы запугивать управителей. … Что массы в большинстве современных демократий способны серьезно запугивать управителей, это вне всякого сомнения. И именно благодаря этому мог быть осуществлен серьезный прогресс в обществе; плохо ли, хорошо ли, но управители вынуждены считаться с народными нуждами и стремлениями …»

2) «Широко распространенное массовое образование и способность масс к высказыванию своего мнения … необходимы для лучшего запугивания тех, кто управляет от имени народа и спекулирует на недостатке его проницательности. Эти управители будут вести себя иначе, если им придется иметь дело с более образованными избирателями; они их будут больше запугивать. Вот почему вдвойне важно в демократии поднимать интеллектуальный и моральный уровень масс: вместе с ним автоматически поднимается моральный уровень тех, которые призваны стоять выше масс …»

3) «Все политические свободы: свобода печати, право собраний, право ассоциаций и гарантии индивидуальной свободы, на которые опирается всеобщее голосование и которые рассматриваются как гарантии свободы, являются лишь формами или орудиями власти социального запуги-вания, защитой членов государства против злоупотребления силой».

7. Вебер. Виды социальных действий и господство

Макс Вебер (1864–1920 гг., Германия). «Основные социологические понятия», «Социоло-гия государства», «Хозяйство и общество».

1) Виды социальных действий

Отдельный человек или группа лиц действуют среди других людей и поэтому вынуждены учитывать их ответное поведение. «Социальным действием следует считать такое, которое по своему смыслу отнесено к поведению других». «Социальное действие … может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения … других людей и использование этого … для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в … эстетическую, религиозную или любую другую … ценность … поведения …, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;   4) традиционным, то есть основанным на длительной привычке».

2) Господство

«Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (узаконенное) насилие. Господство предполагает, что одни люди могут навязывать свою волю другим с помощью приказов, имеющих обязательную силу. Оно, как правило, включает три элемента: а) «господствующих» – правителей, издающих приказы; б) «подчиненных», обязанных эти приказы выполнять; в) «штаб управления» (не всегда) – исполнительный аппарат, с помощью которого правители претворяют в жизнь свои приказы. «Любое господство нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, а с другой стороны – в распоряжении теми вещами, которые привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления». «Установка человеческого поведения на подчинение господам» или «мотив уступчивости» – это убеждение подвластных в необходимости подчиняться правителям, т.е. легитимация (узаконение).

8. Парето. «Теория элит»

Вильфредо Парето (1848-1923 гг., Италия). «Трактат по общей социологии».

1) Мотивы поведения личности и идеология

а) «Остатки». Поведение людей определяется инстинктами, которые называются «остатками». Существует шесть групп «остатков». Первая – «инстинкт комбинаций», т.е. стремление к изменениям в свою пользу. Вторая – «постоянство агрегатов», т.е. стремление сохранить выгодные для себя уже существующие связи, порядки и учреждения. Третья – «инстинкт общительности», т.е. стремление к общению с другими людьми и достижению общественного признания. Четвертая – «потребность в демонстрации собственных чувств», т.е. стремление открыто выразить свое отношение (нейтральное, положительное или отрицательное) к кому-либо или к чему-либо. Пятая – «инстинкт целостности индивида», т.е. стремление обеспечить собственную безопасность и неприкосновенность своего имущества. Шестая – «инстинкт сексуальности», который является наиболее глубоким и устойчивым из «остатков».

Для каждого человека и народа характерно свое сочетание «остатков».

б) «Производные». В основе поведения человека лежат его корыстные интересы, которые определяются «остатками». Однако, люди скрывают свои истинные побуждения с помощью идеологии (научные теории, догматы религии, социальные учения), которая придает этим корыстным интересам общественно приемлемую форму (например, требование «общего блага» и т.д.). Эти идеологические явления называются «производными». Юридические «производные», формально обосновывающие справедливость законов, на деле защищают интересы определенных людей; моральные «производные» оправдывают безнравственные цели, а религиозные «производные» скрывают низменные чувства.

Во взаимодействии «остатков» и «производных» инстинктам принадлежит решающая роль. Однако, и идеология имеет большое значение как для отдельного человека, так и для общества в целом. Она помогает организовать массы для социальных действий и управлять (манипулировать) людьми.

2) Деление общества

В любом обществе люди делятся на две группы – правящий класс  и народ. В обществе выделяется элита – люди, наделенные «инстинктом властвования» или врожденным умением руководить массами. Массы некомпетентны и не способны правильно решать политические проблемы, поэтому они не могут быть источником власти. Не все люди, наделенные «инстинктом властвования», занимают руководящие положение. Элитарные личности, входящие в руководящие группы, составляют господствующую элиту. А те элитарные личности, которые в силу социальных причин не вошли в руководящие группы, составляют контрэлиту.

3) Круговорот элит

Любой правящий класс, завоевав господство в той или иной сфере общественной жизни, успокаивается на достигнутом. Постепенно он вырождается, т.е. теряет свои первоначальные качества – творческую энергию и твердость. Причиной вырождения является замыкание правящего класса, т.е. стремление сохранить свои привилегии и передать их по наследству. Поэтому в его составе сокращается численность элитарных личностей, т.к. он не обновляется за счет представителей контрэлиты. Вырождение приводит к потере правящим классом контроля над обществом.

В свою очередь контрэлита стремится к достижению господства. Правящий класс пытается сохранить свои привилегии и не уступает власть добровольно. Когда контрэлита становится достаточно сильной, то она при поддержке организуемых ею масс или без них свергает власть прежней правящего класса и устанавливает свое господство, т.е. становится господствующей элитой. Это осуществляется посредством переворотов и революций, «которые в целом полезны для общества». Происходит социальная революция или персональное обновление правящего класса. Вскоре начинается процесс замыкания и вырождения нового правящего класса и все повторяется снова.

Так осуществляется «круговорот элит», который является движущей силой общественного развития. Если этот «круговорот» не происходит вовремя, то общество погибает либо в результате распада, либо потери национальной независимости.

9. Ленин. Организация классовой борьбы

Владимир Ленин (1870-1924 гг., Россия). «Между двух битв», «Памяти Коммуны», «Три источника и три составных части марксизма», «Крах II Интернационала», «Письмо к съезду», «Лучше меньше, да лучше».

1) «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. Сторонники реформы и улучшений всегда будут одурачиваемы защитниками старого, пока не поймут, что всякое старое учреждение, как бы дико и гнило оно не казалось, держится силами тех или иных господствующих классов. А чтобы сломить сопротивление этих классов, есть только одно средство: найти в самом окружающем нас обществе, просветить и организовать для борьбы такие силы, которые могут – и по своему положению должны – составить силу, способную смести старое и создать новое».

2) «… революция невозможна без революционной ситуации», когда возникает «кризис верхов» в условиях возрастания активности масс, т.е. когда «низы не хотят, а верхи не могут жить по-старому».  «… не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше переменам присоединяется способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят»».

3) «Что такое конституция? Бумажка, на которой записаны права народа. В чем гарантия действительного признания этих прав? В силе тех классов народа, которые осознали эти права и сумели добиться их»

4) «Для победоносной социальной революции нужна наличность … двух условий: высокое развитие производительных сил и подготовленность пролетариата». «Мы аппарат (управления – А.З.) … взяли старый от царя и от буржуазии». «Они (рабочие – А.З.) хотели бы нам дать лучший аппарат. … Они не могут этого сделать. Они не выработали в себе до сих пор такого развития, той культуры, которая необходима для этого».

10. Лебон. Психология индивида в толпе

Гюстав Лебон (1841-1931 гг., Франция). «Психология народов и масс».

1) Особенности психологии индивида в толпе.

«Исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной; одинако-вое направление чувств и идей, определяемое внушением; и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть сам собою и становится автоматом, у которого своей воли не существует. В изолированном положении он, может быть, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку». Таким образом, у индивидов в толпе возникает «коллективная душа», обладающая выше перечисленными признаками.

2) Причины возникновения в толпе «коллективной души».

а) Многочисленность и анонимность толпы. Многочисленность толпы приводит к воз-никновению у индивидов чувства неодолимой силы, а анонимность – к потере чувства ответственности. б) «Зараза». «В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно … в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному». в) Восприимчивость к внушению. «Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, приходит скоро в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта».

3) Толпа и лидер.

Индивиды в толпе превращаются в «послушное стадо», которое не может жить без господина. У толпы сильна жажда повиноваться и она инстинктивно покоряется лидеру. Однако, толпа ждет и требует от лидера проявления силы, добро считает слабостью. Индивиды в толпе утрачивают критичность восприятия и на них не действуют аргументы логики, т.к. они жаждут обмана (иллюзий), а не истины. Поэтому толпа возбуждается чрезмерными раздражителями, т.е. многократно повторяемыми яркими образами. Лидер, чтобы управлять толпой, должен либо верить в то, что говорит, либо делать вид, что верит.

11. Михельс. Олигархизация политических партий

Роберт Михельс (1876- 1936 гг., Германия). «Социология политических партий в условиях современной демократии».

1) Возникновение профессионального партийного аппарата

В демократических партиях все их члены не могут непосредственно и постоянно участвовать в управлении; необходим профессиональный управленческий аппарат. Поэтому члены демократических партий делятся на: а) руководство, которое непосредственно и постоянно занято управлением; б) партийную массу, привлекаемую к управлению лишь время от времени (собрания, выборы).

2) Перерождение партийного руководства

Постепенно партийное руководство перерождается. Перерождение имеет следующие про-явления:

а) Идеологическое перерождение. Демократические партии создавали революционеры и энтузиасты (бескорыстные люди); им на смену приходят карьеристы и приспособленцы, отказавшиеся от демократических идеалов. Главными врагами для карьеристов становятся те члены партии, которые сохранили демократические убеждения.

б) Нарушение внутрипартийной демократии. Партийные должности являются выборными; поэтому, чтобы сохранить их за собой, руководители-карьеристы идут на нарушение внутрипартийной демократии. Они объясняют это тем, что партия находится в тяжелом положении, т.е. ведет борьбу с внутренними и внешними врагами.

3) «Железный закон олигархии»

Олигархия переводится с греческого как «власть немногих». Перерождение партийного ру-ководства приводит к олигархизации демократических партий, когда управление реально переходит в руки профессиональных партийных работников, а партийная масса отстраняется от управления. Этот процесс получил название «железного закона олигархии», который действует во всех объединениях людей – партиях, профсоюзах, государстве. В будущем социалистическом обществе власть перейдет в руки должностных лиц государства, а рядовые граждане будут отстранены от управления. Однако, этот закон имеет и положительное значение, т.к. к власти приходят профессионалы-управленцы.

12. Сорокин. Социальная стратификация

Питирим Сорокин (Россия, США, 1889 – 1968 гг.) «Социальная стратификация и мобильность».

1) «Социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет.…. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации».

2) «… расслоение существовало повсюду и во все времена. … Не составляют исключения из правила и все современные демократии. … в процветающих демократиях социальная стратификация отнюдь не меньше, чем в недемократических обществах. …. Семья, церковь, секта, политическая партия, фракция, деловая организация, шайка разбойников, профсоюз, научное общество — короче говоря, любая организованная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности».

3) «Христианство начинало свою историю с попытки создать общество равных, но очень скоро оно уже имело сложную иерархию, а в конце своего пути возвело огромную пирамиду с многочисленными рангами и титулами, начиная со всемогущего папы и кончая находящимся вне закона еретиком. … Провал русского коммунизма — это только еще один дополнительный пример в длинном ряду схожих экспериментов, осуществляемых в большем или меньшем масштабе иногда мирно, как во многих религиозных сектах, а иногда насильственно, как в социальных революциях прошлого и настоящего, И если на какой-то миг некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь в старом или модифицированном виде и часто создаются руками самих уравнителей. …

Громадное потенциальное стремление к неравенству у многочисленных уравнителей становится сразу заметным, как только они дорываются до власти. В таких случаях они часто демонстрируют большую жестокость и презрение к массам, чем бывшие короли и правители. Это регулярно повторялось в ходе победоносных революций, когда уравнители становились диктаторами. … Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенства людей».

_____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по немецкому языку (для изучающих язык второй год)

Предлагаемые материалы предназначены для обучающихся учреждений начального и среднего професионального образования, изучающих дисциплину "Немецкий язык" как второй иностранный (второй год обучения). К...

Учебные карточки по немецкому языку для развития навыков устной речи (для изучающих язык третий год)

Учебные карточки предназначены для работы с обучающимися учреждений начального и среднего (профессионального) образования, которые изучают дисциплину "Немецкий язык" как второй иностранный (третий год...

Тест по немецкому языку (для изучающих язык 3 год)

Тест в четырёх вариантах предназначен для обучающихся учреждений среднего (профессионального) образования, изучающих дисциплину "Немецкий язык" как второй иностранный (3 год обучения). В материалы тес...

Урок-КВН по немецкому языку по теме "Моя биография" (для изучающих язык 1 год)

Урок предназначен для обучающихся учреждений начального и среднего (профессионального) образования, изучающих  дисциплину "Немецкий язык" как второй иностранный (1 год обучения). Изучение любого ...

памятка изучающему татарский язык

Әлеге мәгълүматне мин яңа гына килгән, татар телен үз мәктәбендә бер дә өйрәнмәгән балаларга таратам. Бик яхшы ярдәмлек булып тора....

Памятки для подготовки к уроку истории

Удобные и простые в применении памятки для подготовки к урокам истории (подготовка сообщения, характеристики исторического деятеля, план работы с текстом, с иллюстацией и т.д.)...

Памятки для студентов по истории

Памятки содержат алгоритмы некоторых учебных действий, необходимых на уроках истории....