Памятки для студентов по истории
материал на тему
Памятки содержат алгоритмы некоторых учебных действий, необходимых на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_studentov.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка «Анализ памятника историческому деятелю»
1. Определи, кому посвящен, где установлен этот памятник и кто его автор.
2. Выясни, к какому периоду истории относится его создание.
3. Укажи стиль и опиши архитектурные детали памятника.
4. Выскажи свое впечатление о нем.
5. Вспомни, что ты знаешь о человеке, памятник которому исследуешь.
6. Постарайся узнать об этой личности из справочной, исторической, художественной литературы.
Анализ визуального источника (картины, карикатуры, плаката)
1. Что изображено?
2. Когда происходит событие? Из чего это следует?
3. Когда создано и с какой целью?
4. Где происходит событие? Характерные признаки места? Какое это имеет значение?
5. Характеристика изображенных лиц.
а) К каким социальным группам и типам относятся?
б) Почему такой состав участников?
6. Какова позиция автора?
7. Насколько полно отражает тенденцию, явление и тому подобное?
8. Собственное отношение.
Памятка «Анализ статьи»
1. Какое событие побудило автора написать эту статью? Например: военные действия, политические и экономические споры, издания новых законов, митинги, демонстрации, морские, воздушные или природные катастрофы, другие важные события.
2. Определите главную идею статьи. Кратко запишите ее своими словами.
3. Подберите основные аргументы, которые поддерживают эту идею, и кратко запишите их.
4. Приводит ли автор достаточно фактов для поддержания своей идеи (цитирует очевидцев, приводит статистические данные, указывает источники информации)?
5. Был ли автор свидетелем происшествия, или получил информацию через информационную службу?
6. Репортаж об этом событии, по Вашему мнению, истинный, сбалансированный, или предвзятый?
7. Приведены ли в статье различные взгляды на освещение этого вопроса? Или эта статья является выражением собственных мыслей (редакционная), она информативна, убедительна, или сбалансированная?
8. Что Вы думаете про эту статью и освещенные в ней события?
Памятка по подготовке сообщения по теме
Сообщение – краткое выступление перед аудиторией по учебному вопросу.
1. Выберите тему сообщения.
2. Составьте план изучения темы.
3. Найдите источники для подготовки сообщения. Наиболее достоверными являются первоисточники и научно-популярная литература.
4. При необходимости сделайте выписки из источника.
5. Можете написать текст выступления.
6. Подготовьте изложение темы по плану и отрепетируйте ваше сообщение.
7. Во время выступления перед аудиторией говорите свободно (не зачитывая текст) и понятно.
Как работать с источниками (документами)
Прежде чем приступить к работе с документами, необходимо помнить ряд правил, которые позволят вам добиться успеха. Для этого вам необходимо проанализировать и ответить на вопросы:
1. о происхождении источника:
Кто автор источника? Каково его социальное положение, должность, занятия, причастность к описываемым событиям?
К какому виду источников он относится (письмо, дневник, официальный документ и т.д.)? Когда он был написан?
Что представляет собой текст: полный документ или отрывок? Если это фрагмент, то на каком основании был выбран именно он?
Текст приводится на языке оригинала или в переводе?
2. о содержании источника:
Каково содержание текста?
Каковы наиболее важные слова, персоналии, события, упоминающиеся в источнике?
Какой информации вам не хватает для понимания источника: неизвестные слова, персоналии и т.д.? Узнайте о них.
3. о достоверности информации, содержащейся в источнике:
Свидетелем первой или второй очереди является автор текста? (Если автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является первоочередным свидетелем)
Первичным или вторичным является источник? (Первичный текст современен событию, вторичный текст берет информацию из первичных источников или подобных ему вторичных. Первичный текст теперь может быть написан автором «второй очереди», т.е. быть созданным много позже самого события)
4. о предвзятости автора источника:
Все источники в определенной мере предвзяты, так как автор видит события с собственных позиций, либо, не осознавая этого, либо действуя с определенной целью, стремясь извлечь какую-то пользу или защитить кого-то (что-то) - это можно обнаружить в использовании особых прилагательных, а также в подборе описываемых событий:
Были ли у автора специальные намерения? Если да, то, какие?
Является ли автор квалифицированным обозревателем? Понимает ли он, что видит?
Есть ли у автора особые симпатии, предпочтения?
Каким языком пишет автор?
Является ли автор представителем определенной точки зрения или он предлагает оригинальный взгляд на события?
В чем совпадают или в чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту? Какой из этих источников более достоверен? Почему?
5. о вашем отношении к источнику:
Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?
Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?
Как источник помог вам узнать больше об историческом событии, особенности жизни в соответствующий период, к которому он относится?
Какова значимость этого источника в сопоставлении с аналогичными, посвященными этим же событиям, проблемам?
План ответа «Исторический деятель»
Исторический портрет (имя исторического деятеля): | |
| |
| |
| |
|
Как выучить даты по истории? (рекомендации)
1. Самый действенный способ выучить исторические даты и события - это написать их на карточках. Делается просто: нужно взять бумагу, разрезать ее на одинаковые части. Затем на каждой карточке необходимо написать дату, а на обратной стороне событие к ней относящееся. Запоминание дат и событий происходит уже даже при написании всех этих цифр и предложений. Здесь включается в работу зрительная память, которая прекрасно тренируется при письме.
2. Нужно разложить перед собой карточки датами вверх. Беря по одной, вслух произносится сама дата, а затем на обратной стороне читается событие к ней относящееся. Карточка переворачивается событием вверх. И так продолжать до того, пока карточки датами вверх не закончатся.
3. После этого проделать все тоже самое, только наоборот.
4. Перед сном нужно повторить эту же процедуру и желательно несколько раз. Затем следует лечь спать, не читая другие книги и не смотря телевизор.
5. Утром нужно встать и, прежде всего, проверить свои знания тем же способом.
Памятка к изучению войн
1. Причины и характер войны:
- основные противоречия, приведшие к войне;
- значение решения этих противоречий для обеих сторон;
- подготовка к войне, соотношение сил и планы воюющих сторон.
2. Ход войны:
- повод к войне;
- основные этапы и крупнейшие сражения;
- конец войны и условия мира.
3. Причины победы или поражения в войне:
- что влияло на боеспособность армии и на ход войны;
- влияние характера войны и отношения армии и народа;
- итог войны.
4. Историческое значение войн.
Характеристика войн
1. Причина войн, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод для войны.
6. Ход военных действий (по этапам):
- планы сторон в начале каждого этапа
- военные и политические итоги каждого этапа.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.
Характеристика сражений
1. Описание места битвы. Почему именно это место выбрано.
2. Соотношение сил, их размещение.
3. Развитие битвы и ее последствия.
4. Историческое значение битвы.
Памятка «Изучение предпосылок революции»
1. Оцени уровень развития производительных сил.
2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов и социальных групп, их роль в обществе, их потребности.
3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производительными силами.
4. Тормозит ли старый строй развитие производства и все общество в целом.
5. Назови классы, которые ведут борьбу против изжитого общественного строя.
6. Определи, каковы задачи, характер, движущие силы назревающей революции.
Изучение отношений между классами
1. Положение класса эксплуататоров: какой собственностью владели? Чем они занимались? Кого и каким образом эксплуатировали?
2. Положение класса эксплуатируемых: чем владели или пользовались? В какой мере были свободны? На кого работали?
3. Какие средства эксплуатации были главными?
Характеристика общественных выступлений
1. Место и время выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы.
7. Масштабы борьбы.
8. Уровень организованности.
9. Имена руководителей.
10. Основные этапы развития событий.
11. Результаты и значение.
Характеристика революции
1. Причины и задачи революции.
2. Движущие силы революции.
3. Ход революции, ее этапы.
4. Характер революции.
5. Итоги революции, историческое значение революции.
Памятка как правильно оформить список литературы
для доклада, проекта, статьи и т.д.?
Нередко в работе над научным сообщением и студенты, и даже профессионалы путают термины: «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» и «БИБЛИОГРАФИЯ». Разница между ними заключается в том, что:
БИБЛИОГРАФИЯ – это абсолютно вся литература по тому или иному вопросу, представленная в научных источниках либо за какой-то период, либо за все время существования науки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – это те источники, которым пользовался автор научного сообщения.
Само собой разумеется, что при подготовке научного сообщения уместно обращаться к понятию «список использованной литературы».
Список использованной литературы – обязательная и очень важная часть любых научных сообщений, к которым относятся доклады, статьи, исследовательские проекты.
Соблюдая правила оформления списка использованной литературы, вы демонстрируете не только свою научную осведомленность в той области, которой посвящено ваше научное сообщение, но также уровень общей культуры и образования.
Общие правила оформления списка использованной литературы.
Монография (книга одного автора).
Книга нескольких авторов.
Сборник. Энциклопедия. Справочник. Многотомник
Статья из монографии.
Статья из сборника, энциклопедии, справочника, многотомника.
Журнальная или газетная статья.
Общие правила оформления списка использованной литературы.
- Приводится в конце сообщения (рукописи работы, обычно на последней странице).
- Составляется в алфавитном порядке. Алфавитный список нумеруется.
- Содержит: инициалы, фамилии авторов, место издания, год издания, название издательства, количество страниц (см. ниже по каждому виду научного источника).
- Название издательства в кавычки не берется, за исключением тех случаев, когда кавычки проставлены в библиографических данных самого издания. Буква «г.» после указания года издания не ставится.
- Если необходимо указать страницы, то это делается после указания года.
Например:
Вяземский Ю., Симонов П. Происхождение духовности. - М.: Наука, 1989. - С. 56-58.
Макогоненко Г. О сборнике А.Ахматовой «Нечет» // Вопросы литературы. – 1986. - № 2. - С.178.
- Названия городов, где издана книга, приводятся полностью, за исключением Москвы, Ленинграда и Санкт-Петербурга:
Книга издана:
в Москве
в Санкт-Петербурге
в Ленинграде
в Киеве
совместное издание:
Москва - Ленинград
Москва - Санкт-Петербург
Пишем:
М.:
СПб.:
Л.:
Киев:
М.-Л.:
М.-СПб.:
Монография (книга одного автора)
Фамилия И.(О.) автора. Название. - Город: Издательство, год (цифрами).
Например:
Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. - М.: Наука, 1976.
Книга нескольких авторов
Фамилии И.(О.) авторов в алфавитном порядке через запятую. Название. - Город: Издательство, год (цифрами).
Например:
Вяземский Ю., Симонов П. Происхождение духовности. - М.: Наука, 1989.
Сборник. Энциклопедия. Справочник. Многотомник
Может быть несколько способов записи:
1. Если указан составитель (составители):
Название: Сб. статей / Сост. И.(О.)Фамилия. - Город: Издательство, год (цифрами).
Например:
М.А.Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. статей / Сост. А.А.Нинов. - М.: СТД РСФСР, 1988.
2. Если указаны не составители, а научный редактор:
Название / Под ред. И.О.Фамилия. - Город: Издательство, год (цифрами).
Например:
Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1992.
3. Указан тип издания (словарь, энциклопедия, учебник, справочник, сборник статей, пособие и т.д.). Допустимы принятые в библиографии сокращения:
Фамилия И.О. автора (если есть). Название: Тип издания / Под ред. И.О.Фамилия (если есть). – Город: Издательство, год.
Например:
Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. – М.: Высшая школа, 1995.
Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 классы: Учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. рус. яз. – М.: Дрофа, 1997.
4. Том из многотомника:
Название тома (если есть) / Под ред. И.О.Фамилия (если есть) / Название многотомника. В (число) томах. – Том (цифра). - Город: Издательство, год (цифрами).
Например:
Синтаксис / Русская грамматика. В 2 томах. – Том 2. – М.: Наука, 1980.
Можно оформить такой источник иначе:
Название многотомника. В (число) томах. – Том (цифра). - Название тома / Под ред. И.О.Фамилия (если есть). - Город: Издательство, год (цифрами).
Например:
Русская грамматика. В 2 томах. – Том 2. - Синтаксис. – М.: Наука, 1980.
5. У тома может не быть названия. Тогда указываются название многотомника и номер тома.
Например:
История всемирной литературы. В 9 томах. – Том 5. – М.: Наука, 1988.
Статья из монографии
Фамилия И.(О.) автора. Название статьи / И.(О).Фамилия автора. Название. - Город: Издательство, год (цифрами).
Например:
Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия / Ю.М.Лотман. Избранные статьи. - Таллинн: Александра, 1993.
Статья из сборника, энциклопедии, справочника, многотомника
Может быть несколько способов записи, если:
1. Указаны название сборника, составитель, авторы статей:
Фамилия И.(О.) автора. Название статьи / Название сборника / Сост. И.(О.)Фамилия. - Город: Издательство, год (цифрами). – С. (цифры).
Например:
Кораблев А. Время и вечность в пьесах Булгакова / М.А.Булгаков-драматург и художественная культура его времени / Сост. А.А.Нинов. - М.: СТД РСФСР, 1988. – С. 39-56.
2. Указаны составители справочника и названия статей:
Название статьи / Название справочника / Сост. И.(О.)Фамилия. - Город: Издательство, год (цифрами). – С. (цифры).
Например:
Америки древнейшие и древние цивилизации / Энциклопедический словарь юного историка / Сост. Н.С.Елманова, Е.М.Савичева. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. – С. 11-18.
3. Это статья из многотомника:
Фамилия И.О. автора статьи (если есть). Название статьи / Название многотомника. В (число) томах. – Том (цифра). Название тома (если есть). – Город: Издательство, год. – С. (цифры).
Например:
Тураев С.В. Литературное движение во Франции второй половины XVIII века / История всемирной литературы. В 9 томах. – Том 5. – М.: Наука, 1988. – С. 113-119.
Журнальная, газетная статья
Фамилия И.(О.) автора. Название статьи // Название журнала или газеты.- год (цифрами). - № (цифра). – С. (цифры).
Например:
Макогоненко Г. О сборнике А.Ахматовой «Нечет» // Вопросы литературы. – 1986. - № 2. – С. 46-65.
Памятка как писать реферат
1. Определить адресата и цель сообщения.
2. Подобрать соответствующую литературу.
3. Обработать выбранные источники с рабочими краткими пометками, закладками в книге.
4. Составить план согласно объема реферата (его пункты раскрываются примерно на одинаковом количестве страниц).
5. Оформить яркое, привлекательное вступление.
6. Дать перечень основных выводов, обобщений и рекомендаций.
7. Оптимальный объем реферата – 1-12 печатных страниц. Такой реферат требует для устного изложения перед аудиторией 10-15 минут.
8. Во время устного выступления лучше рассказывать, а не читать реферат. Для этого составить развернутый план – конспект на 2-4 страницы.
Во время отбора языковых средств для написания реферата необходимо учитывать особенности научного стиля речи.
Памятка «Как работать над проектом»
Пункт 1
Как выбрать тему.
Тему выбрать несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный
момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие
вопросы:
• Что мне интересно больше всего?
• Что из изученного хотелось бы узнать более глубоко?
Цель и задачи: Определить цель, значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты работаешь над проектом.
Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, задачи
описывают основные шаги.
Гипотеза. Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная, не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов:
• предположим;
• допустим;
• возможно;
• что если.
План работы.
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о выбранной теме. Для этого надо определить, какими методами можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Список доступных методов:
• подумать самостоятельно;
• посмотреть литературу;
• спросить у других людей;
• познакомиться с кино - и телефильмами;
• обратиться к компьютеру, Интернету;
• понаблюдать;
Подготовка к защите проекта.
Собраны все сведения, проведены все наблюдения. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное, рассказать об этом людям.
1. Приготовить текст сообщения
2. Сделать выводы
3. Приготовить рисунки, схемы, макеты.
4. Приготовиться к ответам на вопросы
От чего зависит успех
Нужно верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться к ней,
невзирая на трудности. Верить в себя!
Пункт 2. «Оформление проекта»
Требования к содержанию проекта
Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты исследования, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно
проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют
завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов
которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы
(проектная часть).
Оформление проекта
Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15
страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся
в приложения.
1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, должность, место работы руководителя проекта;
г) название образовательного учреждения, где был выполнен проект, № группы;
д) год подготовки проекта.
2. Вторая страница – оглавление.
3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если
есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.
4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического
описания).
Пункт 3. «План выступления при защите проекта»
Пункты | Варианты |
Приветствие | «Добрый день!» «Здравствуйте уважаемые члены жюри, гости и участники конференции» |
Представление (фамилия, имя, учебная группа, образовательное учреждение) | «Меня зовут …… Я студент ___ курса, КГБ ПОУ АПТ |
Название темы | «Представляю вашему вниманию свой проект: « .» |
Актуальность темы | «Эту тему я выбрал(а), потому что….» |
Кратко о поставленной цели проекта и способах ее достижения | «Цель моего проекта - ………………………… Основные задачи: 1……………………………………………………… 2……………………………………………………… 3………………………………………………………» |
Кратко о ходе работы над проектом | «В ходе работы над проектом я: 1. Получил(а) новые знания ….. 2. Создал(а) новые творения в виде: … 4. Определил(а) новые проблемы (задачи): ….. |
Кратко о дальнейших шагах по теме проекта | «Считаю, что данный проект может быть использован: 1………………….. 2………………….. 3…………………… |
Благодарность за внимание к выступлению | «Спасибо за внимание, я готов(а) ответить на ваши вопросы» |
Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования | - «Благодарю за интерес и вопросы по теме моего проекта. Всего доброго» - «Всего доброго» |
Как составлять план текста
План текста – это краткое перечисление основных вопросов содержания текста.
План может быть простым или сложным.
Простой план – это перечисление главных вопросов содержания, состоит не более чем из 3-5 пунктов.
Сложный план кроме основных пунктов имеет еще и подпункты, которые раскрывают содержание главных вопросов.
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Разделите текст на законченные по смыслу части.
3. Выделите главную мысль каждой части.
4. Озаглавьте части текста: главные мысли каждой части текста надо сформулировать в виде названий пунктов плана.
5. Пункты плана формулируйте кратко и точно.
Памятка для написания летописи края
1. Что означает и откуда пошло название вашего села (улицы села) или города?
2. Когда и кем было основано ваше село или город?
3. Какую площадь занимает село (город)?
4. В каком административном районе края находится ваше село (город)?
5. Определить географическое положение вашего села (города) в отношении:
- границ района;
- районного центра;
- областного центра;
- р. Амур (левобережье или правобережье);
- других рек и водоемов.
6. Когда и какие важные исторические события происходили в вашем селе (городе) или рядом?
7. По воспоминаниям родственников и старожилов запишите о прошлом вашего села (города) и изменениях, которые произошли в хозяйстве и природе вашей местности.
8. Найдите художественную литературу (поэзия, роман, рассказ, повесть и т. п.), в которой говорится о вашем селе или городе. По возможности выпишите строки относительно родного края, отметив снизу данные о книге, из которой они выписаны.
9. Какие выходят местные газеты и журналы?
10. Какие у вас есть библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, другие информационные учреждения?
11. Каким вы хотите видеть свое село (город) в будущем?
Алгоритм написания синквейна
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза (соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое) информации и материала в кратких выражениях.
1 строка – ключевое слово, понятие, определяющее содержание синквейна.
2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.
4 строка – короткое предложение, в котором автор выказывает своё отношение.
5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое выражаются чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Например: Культура.
- Наследие.
- Материальная. Духовная.
- Творить. Создавать. Сохранять.
- Без прошлого нет будущего.
- Цивилизация.
Памятка «Оформление презентации»
Презентацию очень важно эстетически оформить, не слишком увлекаться анимационными эффектами, которые затрудняют её восприятие. Всё должно быть в меру и соответствовать общему стилю изложения материала.
На титульном листе кроме основного заголовка необходимо указать внизу (лучше в колонтитуле) фамилию, имя, отчество, название ОУ, учебную группу автора!
На последнем слайде обязательно указать все использованные ресурсы (литературу, документы, интернет ресурсы)! Заголовок – «Источники»
Картинки должны быть только высокого качества! НЕ стоит вставлять картинки, по всему полю которых расположены водяные знаки электронного ресурса, на котором вы их скачали. НЕ нужно «втискивать» картинку в слайд, деформируя её (вытягивая вдоль или поперёк). Сохраняйте изначальные пропорции. Если вставляете картинку и текст, то текст должен быть расположен под картинкой.
Текст должен быть легко читаем, размером не менее 18, заголовок – не менее 24 кегль. В пределах одной презентации используйте один тип шрифта.
Презентация должна быть выдержана в едином стиле. Не следует каждый слайд снабжать отдельным шаблоном – это затрудняет восприятие, нарушает логическую целостность творческой работы и в целом не эстетично!
Памятка, по подготовке домашнего задания по учебнику
1. По названию параграфа определите его главную тему.
2. По названиям пунктов параграфа проследите план изучения темы.
3. Заучивать текст параграфа не надо! При чтении основного текста параграфа:
- выясняйте значения новых для вас слов, для этого используйте «словарь»;
- самые важные сведения выделены в тексте жирным шрифтом или курсивом, на них обращайте особое внимание;
- обязательно выполняйте все задания и отвечайте на вопросы, размещенные в тексте параграфа;
- внимательно изучайте иллюстрации, схемы, таблицы параграфа. Отвечайте на вопросы к этим частям учебника.
4. Прочитайте дополнительные тексты к параграфу. Постарайтесь ответить на вопросы к ним.
5. Проверьте, как вы усвоили тему, ответив на вопросы и выполнив задания, которые находятся после параграфа.
6. Попробуйте придумать свои вопросы по теме параграфа и постарайтесь найти на них ответы самостоятельно или с помощью книг.
Обобщающая логическая последовательность изучения
исторических явлений
1. Причины возникновения явления:
- противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
- потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
- важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,
- социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
- разрешение с помощью данного явления назревших противоречий,
- влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений
1. Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.
2. Определи черты сходства и различия.
3. Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
4. Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.
5. Свои действия оформить в текстовую таблицу:
Линии сравнения | Общее | Различное |
Памятка-характеристика исторического деятеля
Вариант 1
Характеристика – представление образа личности путем описания её внешности, перечисления биографических сведений.
1. Назовите имя, даты жизни, происхождение.
2. Опишите внешний облик личности.
3. Определите главные черты характера.
4. Раскройте важнейшие события жизни и поступки.
5. Определите значение деятельности личности.
6. Выразите ваше отношение к личности.
Как давать оценку личности
1. Выскажите свое мнение о делах и поступках личности (подтверждая его фактами).
2. Определите, что вам нравится в личности, а что для вас оказалось неприемлемым в её характере, поступках.
3. Объясните, почему.
Вариант 2
1. Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, назови точную дату)? К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?
2. Если возможно, опиши его внешность, черты характера.
3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.
4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры, страны.
5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, а какие – неодобрение?
Памятка «Характеристика политического строя государства»
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
- глав государства, его полномочия,
- законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),
- исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),
- судебные органы,
- соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,
- местные органы власти.
5. Прав граждан (подданных):
- избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)
- политические права и свободы,
- личные права и свободы,
- возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7. Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., Моргунова М., Рубанова К.
Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., М...
Как вести себя с преподавателем: памятка студенту
Материал может быть использован педагогом для беседы в период адаптации первокурсников к студенческой жизни....
Памятки для подготовки к уроку истории
Удобные и простые в применении памятки для подготовки к урокам истории (подготовка сообщения, характеристики исторического деятеля, план работы с текстом, с иллюстацией и т.д.)...
Памятка о саморегуляции педагогам и студентам
Памятка содержит материал для работы с повышенной ответственностью и конктерные приемы по работе с уменьшением влияния стрессовых ситуаций....
Научная работа студента по истории
Научная работа студента по истории...
Памятка для студентов «Безопасность во время летних каникул»
Цель-напомить студентам и родителям о безопасности во время летних каникул...
Памятка изучающему историю
Памятка изучающему историю...