Саморегуляция, как метод самопомощи в стрессовых ситуациях.
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malik_n.m._samoregulyatsiya._14.03.24.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
теоретические аспекты понятий «стресс», « копинг -поведение» Г. Селье был первым, кто определил понятие «стресс», в 1936 году. Под стрессом он понимает неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Через некоторое время, Г. Селье решает разделить понятие «стресс» на два вида: дистресс ( distress – истощение) и эустресс . По мнению Р.С. Лазаруса нужно разделять физиологическое и психологическое понимание стресса. Р.С. Лазарус говорит о том, что стресс – это дискомфорт, который выражается в проявлении соотношения между индивидуальным восприятием требований окружающей среды и ресурсов, необходимые при использовании, но, в итоге, ресурсов оказывается недостаточно.
Копинг - поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Совладающее поведение позволяет субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий, адекватных особенностям и ситуации. Оно направлено на активное взаимодействие с ситуацией – изменение (когда она поддается контролю) или приспособление (в случае, когда она не поддается контролю). Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия». Т.Л. Крюкова
Копинг -стратегии определяются как механизмы, опосредствующие связь между стрессогенными событиями и стрессорной реакцией и, в конечном счете, определяющие степень адаптации индивида к ситуации. Т.Л. Крюковой « совладающее поведение» определяется «как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации,- через осознанные стратегии действий».
Саморегуляция, как метод самопомощи в стрессовых ситуациях. Эффективными методами профилактики и совладания со стрессом являются приемы саморегуляции. Методы саморегуляции можно разделить на искусственные и естественные. Естественные методы саморегуляции легко доступны человеку, и о них бывает важно вспомнить вовремя. Часто они включаются спонтанно, бессознательно. Существует множество методов ПСР, которые делятся на 4 основных класса: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция образов.
Задачами применения данных методов являются: снятие проявлений стрессовых состояний, уменьшение степени эмоциональной напряжённости деятельности, предотвращение их нежелательных последствий, усиление мобилизации ресурсов. Общая характеристика методов Главными особенностями всех методов являются: 1. Выделение состояния человека в качестве объекта воздействия. При этом учитываются воздействия на основные уровни проявления его функционального состояния: физиологический, психологический и поведенческий. 2. Направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния. 3. Доминирование активной установки субъекта на изменение (регуляцию) своего состояния. 4. Обучение навыкам ПСР должно быть организовано в виде последовательных этапов овладения соответствующими внутренними навыками, что составляет основное содержание тренингов.
Нервно-мышечная релаксация (Прогрессивная мышечная релаксация) В зарубежной психологии эта методика используется под названием « progressive relaxation », поэтому она носит и другое название — прогрессивная релаксация. Создание этого класса методов связано с исследованиями Э. Джекобсона , который в 1930-х годах установил зависимость между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и негативным эмоциональным состоянием. Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Процесс обучения техники состоит из трёх стадий : 1.На первой вырабатываются навыки произвольного расслабления отдельных групп мышц в состоянии покоя. 2.На второй происходит объединение навыков в комплексы , обеспечивающие расслабление всего тела или отдельных его участков (сначала в состоянии покоя, позже — при выполнении некоторых видов деятельности, причём происходит релаксация не участвующих в деятельности мышц). 3.На третьей — усвоение «навыка отдыха», который позволяет расслабиться в любых напряжённых ситуациях.
Идеомоторная тренировка Данная техника также состоит в последовательном напряжении и расслаблении мышц тела, но упражнения выполняются не реально, а мысленно . Метод основан на экспериментально установленных фактах сходства состояния мышечной ткани при реальном и воображаемом движении. Эти факты указываются в исследованиях физиолога академика И. П. Павлова; кроме того, они подтверждаются «эффектом Карпентера»: потенциал электрической активности мышцы при мысленном воспроизведении движения такой же, как потенциал этой же мышцы при выполнении реального движения.
Сенсорная репродукция образов Метод заключается в расслаблении с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом. Сенсорная репродукция образов может использоваться как самостоятельная методика. При одном из вариантов сеансов субъект сидит в удобной позе и представляет себя в расслабляющей ситуации (например, на прогулке в лесу). При этом внимание акцентируется на правильном дыхании и приятных ощущениях (теплоты, тяжести), возникающих в различных частях тела под воздействием воображаемой ситуации. Часто техника сенсорной репродукции образов используется в группе с методиками визуализации и медитации .
Аутогенная тренировка Метод основан на обучении возможностям самовнушения, или аутосуггестии . Самовнушение в данном случае осуществляется через вербальные формулировки — самоприказы . В ходе обучения происходит формирование связей между самоприказами (например, «Я дышу ровно и спокойно») и психофизиологическими процессами в организме. Субъект, прошедший некоторый курс тренировок, может с помощью определённых формул самовнушения вызвать нужные ощущения в теле. С помощью формул после выхода из аутогенного погружения можно вызывать как состояние расслабления, так и состояние активизации, в зависимости от цели. Обычно применяется фиксированный набор формул, но он может быть индивидуально изменён. Часто навыки, приобретённые в ходе обучения нервно-мышечной релаксации, являются хорошей базой для занятий аутогенной тренировкой. Метод может использоваться как аутотренинг и как гетеротренинг : в первом случае формулы являются «указаниями самому себе», во втором — психолог принимает участие в воздействии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс (метод ситуационно-ролевых игр) «Ситуация в парикмахерской «люкс» Урок: ОП. 02. Основы культуры профессионального общения.
Кейс (метод ситуационно-ролевых игр) «Ситуация в парикмахерской «люкс» Урок: ОП. 02. Основы культуры профессионального общения.Разработчик: Иванова Татьяна Николаевна, преподаватель дисципли...
«Стресс, стратегии выхода из стрессовых ситуаций»
Проведение занятия по теме «Стресс, стратегии выхода из стрессовых ситуаций» актуально для обучающихся 14-15 лет. Целесообразность знакомства с данной темой обусловлено психологическими особенностями ...
Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся.
Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся....
СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ КАК ПРОФИЛАКТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД И В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА
Статья посвящена проблеме профилактики личностной тревожности студентов в стрессовой ситуации экзамена. Реализация принципа социального закаливания может быть полезной для подготовки студентов к преод...
«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»
Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого...