СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ КАК ПРОФИЛАКТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД И В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА
статья
Статья посвящена проблеме профилактики личностной тревожности студентов в стрессовой ситуации экзамена. Реализация принципа социального закаливания может быть полезной для подготовки студентов к преодолению кризисных, стрессовых ситуаций, а возможно, и к их предотвращению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ КАК ПРОФИЛАКТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД И В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА
Экзаменационная сессия является значительным испытанием для студентов. Это не только период интенсивной работы, но и психологический стресс. Каждый студент по-разному переживает «трудную» ситуацию и проявляет различную степень тревожности, в зависимости от заинтересованности в конечном результате.
Социальное закаливание как принцип воспитания предполагает включение студентов в ситуации, которые требуют волевого усилия преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
М.И.Рожков [1,7] условно выделяет три группы средств социального закаливания: подготовка к разрешению социальных проблем, социальные пробы (испытания); имитационные средства.
В качестве социальной пробы в нашем случае выступает процесс подготовки и проведения экзаменационных испытаний.
По М.И.Рожкову [2, 83], важнейшим компонентом социальной пробы является рефлексия, в процессе которой человек не только оценивает происшедшее с ним, но и прогнозирует свое поведение в аналогичных ситуациях в будущем.
По завершении зимней сессии в 2019-2020 учебном году было проведено исследование, в котором принимали участие обучающиеся 2-3 курсов отделения по подготовке специалистов среднего звена ОБПОУ "Советский социально-аграрный техникум имени В.М.Клыкова". Цель проводимого исследования – выявить уровень самооценки личностной тревожности студентов.
Анкета включала 12 вопросов и предъявлялась участникам исследования в виде анонимных листов с заранее напечатанными вопросами и тремя графами, куда можно было проставить выбранный вариант ответа.
В каждом пункте – 3 варианта ответа, из которых надо было выбрать один, характеризующий наиболее типичное состояние респондента:
а) Обычная реакция (или ее отсутствие)
б) Пониженная реакция
в) Повышенная реакция (резко выраженный дискомфорт)
Анализ результатов выявил, что из 80 респондентов у 32 (40% к числу опрошенных) обнаружили низкие показатели уровня тревожности; 30 человек (37,5 %) – средний показатель уровня тревожности; 18 человек (22,5 %) – обнаружили высокий уровень тревожности.
Полученные в данном исследовании количественные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. У студентов, уверенных в себе, выносливых, спокойных, не склонных к нервозности отмечается значительно более низкий уровень тревожности до экзамена (82,5%), чем у студентов, проявляющих задолго до экзаменов неуверенность в себе (17,5 %). Поэтому относительно низкий уровень тревожности можно считать одним из основных показателей психологической готовности к успешной сдаче экзамена.
2. Вопросы, связанные с выявлением общего состояния респондентов в ходе экзамена, а также проведенный анализ ответов показал, что «обычным» определили свое состояние на экзамене 24 человека (30 %) и около 70 % (56 человек) посчитали его «повышенным» или «пониженным», что можно соотнести с выявленным нами уровнем тревожности (33,3 %) для группы студентов, имеющих «удовлетворительную» успеваемость, т.е. можно сделать вывод о зависимости качества учебы от уровня тревожности: с повышением уровня тревожности понижается качество учебы (видимо, и качество учебы влияет на уровень тревожности, и уровень тревожности в свою очередь сказывается на учебе).
3. Наличие физического или физиологического дискомфорта присутствует у 65% респондентов.
4. Температурные ощущения отличаются от нормы у 32,5% обучающихся.
5. 10% опрошенных рассказали о нарушениях координации движений.
6. Неприятные ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы встревожили 45% обучающихся.
7. Увеличение потоотделения наблюдали у себя 37,5% респондентов.
8. 57% опрошенных, по их мнению, стали более восприимчивы к внешним раздражителям.
9. Состояние памяти во время экзамена изменяется у 70% обучающихся.
У студентов с высоким уровнем тревожности наблюдались:
а) Резко выраженный дискомфорт (у 77 %): студенты беспокойны, их не покидает дурное предчувствие, не могут найти себе место, задают вопросы каждому выходящему из экзаменационного класса.
б) Некоторые респонденты (15 %) отмечали наличие болевых ощущений: головные боли, боли в области живота, сердца, у некоторых наблюдались небольшие судороги конечностей.
в) Температура нередко повышена, наблюдается усиленное потоотделение (33 %) независимо от окружающей температуры.
г) Координация движений нарушена (33 %), они хаотичны, наблюдается дрожь в руках, ногах.
д) Учащённое сердцебиение определили 45 % респондентов.
Общая оценка респондентов с выявленным высоким уровнем тревожности характеризуется: напряжённостью и беспокойством, сильной возбудимостью, усиливающимися накануне экзаменов страхами, что, как правило, проходит после сдачи экзамена.
Перед преподавателем стоит нелегкая задача – построить учебный и воспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности, индивидуальные качества студентов.
В начале учебного года среди студентов целесообразно провести анкетирование, тестирование, с помощью которых удается получить информацию о мотивах учебной деятельности, интересах и склонностях, самооценке, уровне тревожности, а так же выделить категории лиц, учиться которым неинтересно или учиться хочется, но очень трудно.
Конечно, такая экспресс-диагностика должна систематически пополняться, уточняться и конкретизироваться на протяжении учебного года. На основе полученных данных преподаватель выбирает и осуществляет требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае.
В ходе изучения студентов выясняется, что некоторые из них начинают переживать ситуацию провала экзамена еще задолго до сессии. Причем такие состояния нередко возникают и у ответственных, многоработающих, по отзывам преподавателей, студентов. Тревожные мысли о возможном провале возникают у них в самых различных ситуациях.
Целесообразно задолго до сессии проводить беседы, направленные на снятие у студентов состояния неуверенности, повышенного беспокойства.
Необходимыми бывают и беседы, направленные на преодоление излишней уверенности в себе. В среде средних и даже слабых студентов всегда найдется категория лиц, явно переоценивающих свои возможности. У них нет ни интереса к учебе, ни выраженных сильных сторон. В процессе общения с такими студентами преподавателю необходимо попытаться сформировать у них здоровую озабоченность перед предстоящей сессией, критичность по отношению к собственным возможностям, проиллюстрировать на ситуациях их учебной деятельности отсутствие у них оснований для чувства успокоенности.
Случается, что пассивные студенты (не обязательно с низкими способностями, нередко просто запустившие учебу, неуверенные в себе) не решаются обратиться за помощью к педагогу или сокурсникам, накапливая непонятый материал. Проявить активность им часто мешает боязнь показать свою несообразительность, чувство неловкости. Таким студентам самим не удается избавиться от привычки к пассивному поведению. Оно укоренилось, стало стереотипом. У ряда таких студентов в ситуации экзамена наблюдается ухудшение внимания, памяти, мышления, их возможности резко снижаются, знания забываются.
Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменов пассивных и неуверенных в своих силах студентов позволяет снять состояние тревожности, преодолеть их собственный стереотип поведения. Хороший эффект дает социально-психологический тренинг, при условии не одиночных, а систематических встреч.
Реализация принципа социального закаливания может быть полезной для подготовки студентов к преодолению кризисных, стрессовых ситуаций, а возможно, и к их предотвращению.
Список литературы
- Рожков М.И. Социальное закаливание как компонент воспитания личности // Развитие личности и формирование индивидуальности. – М, Педагогика, 2000
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Стресс, стратегии выхода из стрессовых ситуаций»
Проведение занятия по теме «Стресс, стратегии выхода из стрессовых ситуаций» актуально для обучающихся 14-15 лет. Целесообразность знакомства с данной темой обусловлено психологическими особенностями ...
Рекомендации по работе с детьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности
Рекомендации по работе с детьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности...
«ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ
Представленная научная работа раскрывает выявление уровня тревожности современных студентов на примере одной из образовательных организаций и установление влияния на динамику тревожности различных мех...
Комплект учебно-методических материалов по снижению тревожности у пятиклассников в период адаптации
Период перехода из начальной школы в среднюю является ответственным и важным в жизни каждого школьника. Пятиклассникам предстоит освоить новые формы обучения, привыкнуть к разным требованиям нов...
Коррекционно-развивающее занятие по снижению тревожности у пятиклассников в период адаптации
Цель: снижение уровня тревожности у пятиклассников в период адаптации....
Саморегуляция, как метод самопомощи в стрессовых ситуациях.
laquo;Под психической саморегуляцией мы понимаем психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний» (Л. П. Грима...