«Стресс, стратегии выхода из стрессовых ситуаций»
методическая разработка на тему
Проведение занятия по теме «Стресс, стратегии выхода из стрессовых ситуаций» актуально для обучающихся 14-15 лет. Целесообразность знакомства с данной темой обусловлено психологическими особенностями подросткового возраста. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и неадекватное представление о социальной компетентности; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. А также суженность сознания, особенно в стрессовых ситуациях. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Поэтому умение управлять своим психическим состоянием, умение положительно реагировать на кризисные проблемные ситуации, выходить из трудных ситуаций с наименьшими потерями является одной из важных составляющих психологического здоровья подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stress_strategii_vyhoda_iz_stressovyh_situatsiy.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный этап VI Всероссийского конкурса
«Учитель здоровья России - 2015»
Конспект занятия по теме
«Стресс, стратегии выхода из стрессовых ситуаций»
Разработчик: Литвинова Татьяна Викторовна,
педагог-психолог высшей квалификационной
категории муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №6
городского округа г. Шарья Костромской области
2015 г.
Пояснительная запискаПроведение занятия по теме «Стресс, стратегии выхода из стрессовых ситуаций» актуально для обучающихся 14-15 лет. Целесообразность знакомства с данной темой обусловлено психологическими особенностями подросткового возраста. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и неадекватное представление о социальной компетентности; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. А также суженность сознания, особенно в стрессовых ситуациях. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Поэтому умение управлять своим психическим состоянием, умение положительно реагировать на кризисные проблемные ситуации, выходить из трудных ситуаций с наименьшими потерями является одной из важных составляющих психологического здоровья подростков.
Данное развивающее занятие может использоваться как отдельно, так и в системе профилактической программы для повышения психологической культуры учащихся.
Занятие предназначено для учащихся 7-8 классов. Занятие проводится в технологии тренинга. Количество учащихся в группе может варьироваться от 10 -14 человек до 20 в зависимости от количества ведущих. В помещении для занятия должны быть зоны для свободного перемещения участников, а также для выполнения письменных заданий в группе и индивидуально. Желательно, чтобы ведущих было 2 человека, одним из которых являлся бы педагог-психолог. Второй ведущий выполняет роль наблюдателя и помощника.
Для тестирования необходимо заранее подготовить бланки ответов.
Время выполнения заданий и всего тренинга может варьироваться в зависимости от количества и индивидуальных особенностей учащихся.
Тема «Стресс, стратегии выхода из стрессовых ситуаций»
Цель: ознакомление с понятием стресса и стратегиями выхода из стрессовых ситуаций.
Задачи:
- Информировать учащихся о понятии «Стресс» и основных копинг-стратегий совладания со стрессом.
- Содействовать осознанию своих стратегий поведения в стрессовых ситуациях.
- Развивать умения анализировать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
- Формировать позитивного, рационального мышления.
- Содействовать повышению коммуникативной культуры у учащихся подросткового возраста.
Материалы: ватман, маркер, мяч или мягкая игрушка, карандаши.
Прогнозируемый результат
- Повышение уровня информированности учащихся о понятии «Стресс» и стратегиях выхода из стресса
- Определение категории учащихся, способных к быстрому выходу из стрессовых ситуаций, а также категории учащихся, которым требуется более длительное время для адаптации в кризисной ситуации.
- Сформированное представление о способности человека к принятию позитивных решений в сложных проблемных ситуациях.
1 этап
Введение (озвучивание целей занятия, правил занятия, используемых форм работы: индивидуальная, групповая деятельность, игровые приёмы; снятие эмоционального напряжения, ожидания участников)
Правила занятия
- Правило равноценности. Нет статусных различий, иерархии, сложившейся для группы, субординации. Каждый несёт ответственность как за свои решения, так и за групповые.
- Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.
- Правило Искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.
- Обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас».
- Правило обратной связи. Говорить о поведении, а не о личности.
- Упражнение «Имя».
Цель: знакомство участников группы, снятие эмоционального напряжения.
Участники называют своё имя и отвечают на вопросы: «Для чего мы здесь собрались? Какие ожидания есть от предстоящего занятия?» (тренер записывает на доске, для чего собрались участники) В конце проговаривания необходимо подвести итог, что действительно мы собрались, чтобы обобщить основные представления о стрессе и познакомиться с некоторыми стратегиями выхода из стрессовых ситуаций.
- Упражнение « Порядковый счёт».
Цель: установление зрительного контакта со всеми участниками.
Участники сидят в кругу. Инструкция: «Я говорю «один» и смотрю на любого участника игры; тот, на кого я посмотрела, говорит «два» и смотрит на другого. Все участники должны поучаствовать».
- Упражнение «Ассоциация».
Цель: озвучивание своих образов, ощущений, связанных со словом «СТРЕСС». Участники по желанию проговаривают ассоциации, связанные с рассматриваемым понятием.
Рефлексия. Возможные вопросы ведущего: «Для чего мы выполняли эти упражнения? Насколько вы готовы обсуждать эту тему? Как вы себя чувствуете?».
2 этап
Содержательная часть.
Слово ведущего.
Стресс - в этом слове слышится боль, угроза, напряженность. В 1936 году канадский ученый-физиолог Ганс Селье начал работу по изучению стресса. XX век - век стрессов. ХХI век – тоже.
Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.
Стресс- это нетипичная реакция организма на любое предъявляемое ему требование.
Виды стресса
1. Физиологические:
болевые воздействия, холод, жара, давление, физические нагрузки и т.п.
Примеры о суженности сознания, “лабиринтности” его при стрессе, примеры о галлюцинациях при стрессе при воздействии жары и т.п.
2. Психологические:
а) информационные: сообщение о катастрофах, размещение ядерных отходов, обесценивание рубля и т.п.
б) эмоциональные: угрозы, обиды, конфликты, необходимость выбора или принятия решения, принятие ответственности и т. п.
Ганс Селье считал, что стресс иногда и полезен, что это «мощная приправа к повседневной пище жизни».
Через стресс человек может получить как положительный опыт, так и отрицательный. В критических ситуациях реакция организма на стресс спасает жизнь: помогает увернуться от пули, выскочить из горящего дома, оказать сопротивление обидчику.
Эустресс (положительный) - стресс, позволяющий организму мобилизоваться, почувствовать прилив сил, помогающий на высоком уровне работать, и т.д.
Приведите, пожалуйста, примеры положительных стрессов. (Например: рождение ребёнка, начало рабочей деятельности, отдых в совершенно новом месте и т.д.)
Положительный стресс способен быстро поднять производительность труда и мобилизовать скрытые ресурсы человека.
Дистресс (отрицательный) - стресс, который несет в себе разрушительную для нашего организма силу. Приведите, пожалуйста, примеры дистрессов. (Например: болезнь, увольнение, смерть и т.д.)
Давайте разберёмся, какие события являются стрессом для человека и сколько разрушительной силы они в себе несут. Для этого мы разделимся на подгруппы (мелкие предметы). Деление на подгруппы с помощью бусин разной величины, цвета, формы.
Задание в группах «Влияние стрессовых ситуаций на человека»
Цель: оценивание в процентном соотношении степени влияния стрессовой ситуации на человека.
Ведущий: вам надо посовещаться и определить, насколько в % соотношении данные ситуации могут вызвать стрессовые реакции. Например: уход на пенсию – это стресс на 45%. Вы оцениваете всё по своему мнению. Но обязательно надо договариваться между собой. На это вам отводится максимально 3 минуты.
Материал к заданию в приложении 1
Далее зачитываются ответы и объясняется, почему они так решили.
Свои результаты Вы можете сравнить с данными научного исследования. И автор этого исследования утверждает, что если человек набирает в сумме более 300% за год и он не владеет приёмами саморегуляции, то может возникнуть опасность какого-либо заболевания. Поэтому очень важно осознавать, какими стратегиями выхода из стресса человек владеет и какие приёмы может использовать для быстрого выхода из стрессовой ситуации. Мы поговорим о них попозже.
Упражнение «Карусель».
Участники выстраиваются в два круга (внутренний и внешний). Количество участников в обеих группах должно быть одинаковое.
Инструкция: я буду говорить фразу, а вам нужно её продолжить; сначала говорит один, а потом другой, и так до тех пор, пока я не скажу: «шаг вправо». Все общаются одновременно. Не давайте советов и оценок. Просто слушайте друг друга. Можете проявить поддержку.
Материал к заданию в приложении 2
Рефлексия упражнения. Возможные вопросы ведущего: «Что вы заметили или почувствовали при выполнении этого задания? Проговаривая какую фразу, Вы почувствовали раздражение или неприятие?»
Каждый человек использует свою линию поведения выхода из стрессовой ситуации. И это может зависеть от типа стресса, от степени значимости какой-либо деятельности для человека. Сейчас вы сами определите свою основную стратегию выхода из трудной ситуации. Для этого мы выполним тестирование по методике ИСПЭС (Индикатор стратегий преодоления эмоционального стресса).
Тест ИСПЭС в приложении 3
После проведения тестирования учащиеся вместе с ведущим анализируют полученные результаты тестирования. Высказывают свои мнения о том, как можно с меньшими потерями выйти из стрессовых ситуаций.
Стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Человек проводит тщательный анализ эмоционально-стрессовых ситуаций: стремится лучше разобраться в проблеме, найти всевозможные способы решений, обдумывает план действий для разрешения проблемных ситуаций.
Процесс разрешения проблемы, по мнению Н. А. Сирота, преимущественно происходит посредством поиска необходимой информации о проблеме, изучения опыта разрешения аналогичных проблем другими людьми, перебора альтернативных вариантов и попыток повысить вероятность выбора наиболее эффективных из них.
Стратегия поиска социальной поддержки — это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым людям. Социальное окружение и его поддержка в стрессовых ситуациях играет роль «буфера», снижая силу стрессовых воздействий, способствует более эффективной адаптации.
Стратегия избегания — это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. Это использование таких приёмов, как избегание общения, чтение, занятие «хобби». Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, чрезмерное употребление пищи, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания — суицид.
Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.
Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.
Кроме основной стратегии поведения человеку важно знать приёмы выхода из стрессовой ситуации.
Какие приёмы выхода из стрессовой ситуации Вы знаете?
Проговаривание. Обсуждение.
Согласно большинству исследований, источник стресса находится не во внешней среде, а в сознании самого человека. Изменяя своё отношение к стрессу, мы заставляем его работать на нас. Научившись управлять стрессом, мы сможем выходить из стрессового состояния, получая при этом положительный результат в виде личного и профессионального роста, который нам даёт возможность достигать новых положительных результатов в разных сферах жизни.
Притча «Я выбираю блаженство»
Мастер всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника. Даже умирая, он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти.
Его ученики сидели вокруг, и один спросил: «Почему вы смеётесь? Вы всю жизнь смеялись, и мы всё не решались спросить, как вам это удаётся? И вот сейчас, в последние минуты, вы смеётесь. Что здесь смешного?
Старый мастер ответил: «Много лет назад я пришёл к моему Мастеру молодым человеком, семнадцатилетним, но уже глубоко страдающим. Мастеру же было семьдесят, а он улыбался и смеялся просто так, без всякой видимой причины. Я спросил его: «Как вам это удаётся?»
И он ответил: «Внутри я свободен в своём выборе. Просто - это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня – блаженство или страдание? И так случается, что я выбираю блаженство, ведь это так естественно».
Каждый в жизни выбирает сам, как относиться к тому или иному событию. Очень важно видеть в любой ситуации положительные моменты, которые дадут силы и энергию для дальнейшего действия и преодоления трудностей.
3 этап.
Заключительная часть.
Итак, мы поговорили о понятии «стресс», обсудили травмирующие ситуации и проанализировали, насколько они могут быть разрушительными для человека. Определили основные личные линии поведения в стрессе и некоторые приёмы саморегуляции.
Рефлексия. Сейчас я прошу вас высказать свои мнения, пожелания, замечания по поводу сегодняшней встречи. Возможные вопросы ведущего: «От чего зависит выбор стратегии поведения в стрессовой ситуации? Можно ли управлять стрессом и для чего? Какие вопросы Вы хотите обсудить в дальнейшем?»
Спасибо всем за активную деятельность.
Список литературы
- Анн Л. Социально-психологический тренинг с подростками. - М., 2006.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – Санкт-Петербург: АО «Сфера», 1994.
- Голубева Ю.А. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Королёва Е.В., Юрченко П.Г. Проблемные ситуации в школе и способы их решения - М.: АРКТИ, 2008.
- Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. – М.: Когелет, 2001.
- Молоканова Т.В. Как помочь детям адаптироваться в лагере. - Волгоград: Учитель, 2007.
- http://psylab.info/Методика_«Индикатор_копинг-стратегий»
Приложение 1
Шкала социальной адаптации
Жизненные события | Значение события в баллах |
1. Смерть супруга | 100 |
2. Развод | 73 |
3. Разъезд супругов (без оформления развода) | 65 |
63 | |
5. Смерть близкого члена семьи | 63 |
6. Травма или болезнь | 53 |
7. Женитьба | 50 |
8. Увольнение с работы | 47 |
9. Примирение супругов | 45 |
10. Уход на пенсию | 45 |
11. Изменение в состоянии здоровья члена семьи | 44 |
12. Беременность | 40 |
13. Сексуальные проблемы | 39 |
14. Появление нового члена семьи | 39 |
15. Реорганизация на работе | 39 |
16. Изменение финансового положения | 38 |
17. Смерть близкого друга | 37 |
18. Изменение профессиональной ориентации | 36 |
19. Усиление конфликтности отношений с супругом | 35 |
20. Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) | 31 |
21. Окончание срока выплаты ссуды или займа | 30 |
22. Изменение должности | 29 |
23. Сын или дочь покидают дом | 29 |
24. Проблемы с родственниками мужа (жены) | 29 |
25. Выдающееся личное достижение | 28 |
26. Супруг бросает работу (или приступает к работе) | 26 |
27. Начало или окончание обучения в учебном заведении | 26 |
28. Изменение условий жизни | 25 |
29. Отказ от каких-то индивидуальных привычек | 24 |
30. Проблемы с начальством | 23 |
31. Изменение условий или часов работы | 20 |
32. Перемена места жительства | 20 |
33. Смена места обучения | 20 |
34. Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска | 19 |
35.Изменение привычек, связанных с вероисповеданием | 19 |
36. Изменение социальной активности | 18 |
37. Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора и т.д.) | 17 |
38. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном | 16 |
39. Изменение числа живущих вместе членов семьи | 15 |
40. Изменение привычек, связанных с питанием | 15 |
41. Отпуск | 13 |
42. Рождество | 12 |
43. Незначительное нарушение правопорядка | 11 |
Приложение 2
Материал к занятию «Карусель»
Фразы:
Когда я встаю рано, то …
Когда я вижу непослушного ребёнка, то …
Когда я опаздываю на важную встречу или работу, то …
Когда я слышу неприятные новости, то …
Когда начальство требует срочного выполнения отчёта, то …
Когда болеет кто-либо из близких родственников, то …
Когда нет возможности отдохнуть, то …
Когда я получаю выговор от начальника, то …
Приложение 3
Методика ИСПЭС
(Индикатор стратегий преодоления эмоционального стресса)
Мы интересуемся как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить: каким из предложенных вариантов пользуетесь Вы. Все Ваши ответы останутся неизвестны посторонним. Вспомнив, на Ваш взгляд, значительную, серьезную для Вас проблему, ответьте на нижеприведенные утверждения, отметив приемлемый для Вас ответ крестиком.
Вопросник.
- Позволяю себе поделиться чувством с другом.
- Стараюсь сделать все так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему.
- Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять.
- Пытаюсь отвлечься от проблемы.
- Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо.
- Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим возможность увидеть, что мои дела плохи.
- Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.
- Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.
- Очень тщательно взвешиваю возможности выбора.
- Мечтаю, фантазирую о лучших временах.
- Пытаюсь различными способами разрешить проблему, пока не найду наиболее подходящий.
- Доверяю свои страхи родственнику или другу.
- Больше времени, чем обычно, провожу один.
- Рассказываю людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению.
- Думаю о том, что нужно сделать для того, чтобы исправить положение.
- Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы.
- Обдумываю про себя план действий.
- Смотрю телевизор дольше, чем обычно.
- Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше.
- Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации.
- Избегаю общения с людьми.
- Переключаясь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблемы.
- Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему.
- Иду к другу за советом - как исправить ситуацию.
- Принимаю сочувствие, взаимное понимание друзей у которых та же проблема.
- Сплю больше обычного.
- Фантазирую о том, что все могло быть иначе.
- Представляю себя героем книг или кино.
- Пытаюсь решить проблему.
- Хочу, чтобы люди оставили меня одного.
- Принимаю помощь от друга или родственника.
- Ищу успокоение у тех, кто знает меня лучше.
- Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно.
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК ИСПЭС
Ф.И.О. Дата заполнения
Возраст (дата рождения) Класс
№ | Да | Ни да, ни нет | Нет | № | Да | Ни да, ни нет | Нет | № | Да | Ни да, ни нет | Нет |
1 | 12 | 23 | |||||||||
2 | 13 | 24 | |||||||||
3 | 14 | 25 | |||||||||
4 | 15 | 26 | |||||||||
5 | 16 | 27 | |||||||||
6 | 17 | 28 | |||||||||
7 | 18 | 29 | |||||||||
8 | 19 | 30 | |||||||||
9 | 20 | 31 | |||||||||
10 | 21 | 32 | |||||||||
11 | 22 | 33 |
Индикатор стратегий преодоления эмоционального стресса.
Методика ИСПЭС (Индикатор стратегий преодоления эмоционального стресса), разработана 1988 году Д.Амирханом, переведена и адаптирована на русский язык Ялтонским В.М. и Сирота Н.А. Использование данной методики дает возможность выявить преобладающую копинг-стратегию у конкретного испытуемого, а также соотношение различных копинг-стратегий в поведении человека.
Методика представляет собой краткий, состоящий из 33 пунктов- утверждений, самооценочный опросник. Он определяет базисные копинг- стратегии и их выраженность — структуру совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс позволил выделить следующие базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение).
Опросник предназначен для исследования подростков, лиц юношеского возраста и взрослых.
Ключ: Три варианта ответов: (да; ни да ни нет; нет) помечаются крестиком в регистрационном бланке и ранжируются по трехбалльной системе: да — 3 балла; ни да ни нет 2 балла; нет — 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов — бальная характеристика для каждой из трех основных шкал, соответствующим базовым стратегиям. Результаты в баллах соотносятся с таблицей норм, позволяющей определить уровни выраженности базовой стратегии.
Шкала 1 — разрешение проблемы — утверждения 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.
Шкала 2 — Поиск социальной поддержки — утверждения 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.
Шкала 3 — Избегание — утверждения 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.
Разрешение проблемы — Сумма 1 — от 11- 16 — очень низкая; от 16 до 21— низкая, от 21 до 31 — средняя; после 31 — высокая.
Поиск социальной поддержки — Сумма 2 — до 13 — очень низкая, от 13 до 18— низкая, от 18 до 28 — средняя, от 28 до 33 высокая.
Избегание - Сумма 3 — до 11 — очень низкая, от 11 до 15 — низкая, от 15 до 23 средняя, от 23 до 27 — высокая, от 27 до 31 — очень высокая.
Приложение 4
Технологическая карта развивающего занятия по теме
«Стресс, стратегии выхода из стрессовых ситуаций»
№ | Этапы урока | Используемые ЭОР и др. | Содержание этапа | Деятельность ученика | Время |
I. Мотивацион-ный этап | Музыка при необходимости в начале занятия |
| Выполнение упражнении, обсуждение по кругу | 5 мин | |
II. Основ ной этап |
| Музыка при необходимо-сти во время выполнения групповых заданий |
|
| 35-40 мин |
III. Заключи-тельный этап. |
|
| Рефлексия своей деятельности | 5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИЯ ПСИХОЛОГА "Способы выхода из стрессового состояния"
Информация психолога Способы выхода из стрессового состояния...
Методическая разработка занятия "Стресс. Способы выхода из стресса"
Представленная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений медицинского п...
СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ КАК ПРОФИЛАКТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД И В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА
Статья посвящена проблеме профилактики личностной тревожности студентов в стрессовой ситуации экзамена. Реализация принципа социального закаливания может быть полезной для подготовки студентов к преод...
Саморегуляция, как метод самопомощи в стрессовых ситуациях.
laquo;Под психической саморегуляцией мы понимаем психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний» (Л. П. Грима...
Стратегии выхода из конфликта
Профессиональное предоставление услуг питания сегодня, невозможно без умения предупреждения и мягкого нивелирования возникающих конфликтов в торговом зале и производственных помещениях р...
Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.
Выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромис, сотрудничество, уход, приспособление. Сочетание стратегий определяет способ устранения противоречий, что лежит в основе конфликта....
Комментарии
благодарность
Спасибо большое за предоставленный материал. Очень полезный и значимый для педагогов.
Огромное спасибо! Материал
Огромное спасибо! Материал действительно крайне полезен!