Методическая разработка проведения классного часа на тему: «Экстремизм в молодежной среде»
классный час
Структура и план проведения классного часа
Цели и задачи:
Обучающие:
· Способствовать формированию у молодёжи активной гражданской позиции неприятия терроризма, вандализма и любых форм и проявлений экстремизма.
Развивающие:
· Развитие творческой активности учащихся.
Воспитывающие:
· Привлечь внимание учащихся к проблемам терроризма, вандализма и политического экстремизма.
· Определить возможные формы участия ребят в противодействии распространения терроризма, вандализма и политического экстремизма, по профилактике этих негативных явлений в молодёжной среде.
· Определение форм и методов терроризма.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Оборудование:
· видеопроектор,
· компьютерные презентации,
Федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Арзамасский приборостроительный колледж им. П.И.Пландина»
Методическая разработка
проведения классного часа на тему:
«Экстремизм в молодежной среде»
Подготовила:
классный руководитель группы АП-3113
Юдина Юлия Станиславовна
Арзамас 2024 г.
Содержание
- Предисловие
- Основная часть
- Структура и план проведения классного часа
- Сценарий проведения классного часа на тему «Экстремизм в молодежной среде»
- Подведение итогов классного часа
- Заключение
1. Предисловие
В моменты значительных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с существенными деформациями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий, экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественного бытия. Опыт развития событий в современной России и ряде республик бывшего Советского Союза показал, что роль и значение экстремизма оказались явно недооцененными, и это во многом способствовало целой серии трагических событий, непременными участниками и жертвами которых были и молодые люди.
Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. В современной системе воспитания и образования в большинстве случаев не осознается факт качественного изменения объекта педагогических усилий. Более того, оставаясь по сути неизменной, система эта становится поставщиком типичных ситуаций, способствующих экстремистскому поведению молодежи. Практически создаются дополнительные условия для постоянного возобновления экстремистского комплекса. Почти единственным противовесом служат некоторые меры для экстренных случаев, вроде телефона доверия.
Воздействуя сразу на несколько каналов восприятия с резким превышением допустимых норм, явления антикультуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию, благодаря чему ловко производится подмена реальной целостности крепко сработанным суррогатом. Молодежь поставлена перед проблемой самостоятельного выбора между добром и злом. Именно поэтому в настоящее время так актуальны исследования, связанные с проблемами молодежи. Эти исследования необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.
2. Основная часть
Структура и план проведения классного часа
Цели и задачи:
Обучающие:
- Способствовать формированию у молодёжи активной гражданской позиции неприятия терроризма, вандализма и любых форм и проявлений экстремизма.
Развивающие:
- Развитие творческой активности учащихся.
Воспитывающие:
- Привлечь внимание учащихся к проблемам терроризма, вандализма и политического экстремизма.
- Определить возможные формы участия ребят в противодействии распространения терроризма, вандализма и политического экстремизма, по профилактике этих негативных явлений в молодёжной среде.
- Определение форм и методов терроризма.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Оборудование:
- видеопроектор,
- компьютерные презентации,
- Федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности.
Сценарий проведения классного часа на тему
«Экстремизм в молодежной среде»
Вступление классного руководителя:
Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями. Из толкового словаря этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке, переводится как «крайний» (взгляды и меры).
Рост экстремизма - серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.
Сообщение ученика:
Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма.
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
- большое имущественное расслоение населения, которое приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями;
- нарастание социальной напряженности;
-снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей;
- бездуховность - отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.
Социальную базу экстремистских групп составляют люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.
От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма.
Классный руководитель:
Согласно статистическим данным, 2-3% молодых людей являются постоянными носителями агрессии, а около 10-15% составляет молодежь, явно подверженная воздействию идеологии и пропаганды экстремизма. Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью. Действия молодых экстремистов более жестоки, так как в силу возраста они не боятся смерти, тюрьмы, физических травм, плохо представляют последствия своих поступков.
По данным школьного опроса, "часто" агрессивно настроены по отношению к другим людям 20% опрошенных молодых людей, а 70% испытывает это состояние "время от времени".
Сообщение ученика:
Попробуем в самых общих чертах определить экстремизм и выделить его основные разновидности. Молодежный экстремизм означает такие взгляды и тип поведения молодых людей, которые основаны на принципах силы, на непримиримости к инакомыслящим, особенно к представителям определенных молодежных движений; на построении отношений в сообществе, основанных на подчинении, вплоть до насилия и убийства.
Разновидности экстремизма (просмотр презентации):
политический и экономический – крайние взгляды на политическую систему общества, возможности материального положения, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора.
Социокультурный как выражение жесткого неприятия ценностей и форм жизнедеятельности одних групп – другими. Он охватывает: религиозный – агрессивное отношение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления; националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы, даже в отношении большинства.
«Левый» экстремизм заимствует революционные идеи анархизма, объявляет себя наиболее последовательным выразителем и защитником трудящихся масс, всех обездоленных, неимущих. Объектами критики выступают: социальные неравенства, подавленные личности, эксплуатация и бюрократизация в обществе.
«Правый» экстремизм (фашистские, неофашистские, ультраправые, националистические, расистские движения, организации и партии) критикуют современное общество за «отсутствие порядка», упадок нравов, эгоизм, потребительство и многонациональность общества. «Правому» экстремизму свойственна высокая степень организации, скоординированность в международном масштабе.
Формы экстремизма: убийство – преступное, умышленное или по неосторожности, лишение жизни; насилие – применение физической силы, принудительное воздействие на кого-либо, нарушение личной неприкосновенности; терроризм - действие, которое заставляет кого-то чувствовать себя в опасности и бояться, это использование преднамеренных и организованных действий, вызывающих страх, для достижения конкретных целей.
Сообщение ученика:
Рассмотрим факторы риска, обусловливающие экстремизм в молодежной среде:
- социально- экономические, отражающие несправедливость и низкий уровень возможностей в решении вопросов самореализации, материальной независимости, жизнеустройства, (трудоустройство, получение образования), профессионального роста молодежи;
- нравственные, связанные с размытостью и/или несформированностью в молодежном сознании общенациональной идеи, социальных целей, с последствиями военных конфликтов как объективированных и воспринятых форм взаимодействия в социуме, со снижением уровня и качества образования, этической культуры молодых людей, социальной информации, с педагогической запущенностью, с ценностным кризисом общества;
- социально-психологические и медико-социальные, связанные с негативным социальным самочувствием окружения, социальные болезни и травмы, последствия нищеты, массового пьянства, наркомании, одиночества, ослаблением личностных защитных механизмов, подверженность подражанию;
- социально-политические, связанные с наличием заинтересованных в дезинтеграции групп, с идеологией насилия политических сил;
- диспозиционные, связанные с предрасположенностью личности к определенному поведению, обусловленному образом жизни, ценностными ориентациями, социальными отношениями и окружением, опытом, ситуационными установками.
Классный руководитель:
«Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный XXI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека». Полны экстремизма события в Чечне, Украине. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события (просмотр презентации).
Подведение итогов классного часа
В ходе классного часа ребята познакомились с одной из сложных проблем нашего общества – экстремизмом. Были выяснены причины возникновения экстремизма и раскрыты его разновидности. Классный руководитель предложил ответить на несколько вопросов, связанных с данной тематикой:
Почему возникают конфликты? Как разрешаются они в учебном заведении?
Как вы относитесь к терроризму и экстремизму?
Какие формы и методы борьбы с экстремизмом вы можете предложить?
Ребята предложили повесить в школе, на самом видном месте, стенгазету с выдержками из Уголовного Кодекса о видах наказаний за терроризм, экстремизм и вандализм.
3. Заключение
Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Ученые вправе исследовать философско-психологическую природу экстремизма, чтобы охарактеризовать этот феномен во всех его частных и общих проявлениях, классифицировать и типизировать случаи экстремистского поведения. Не менее важным является и установление связи между политико-экономическим состоянием общества и ростом экстремизма в молодежной среде.
Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежный экстремизм и молодежная субкультура весьма актуальны.
У современной молодежи (которая «выбирает пепси»...) на первых местах в структуре ценностей оказались благополучие в любви и семейной жизни, здоровье, материальная обеспеченность и бытовой комфорт, духовно и культурно богатая жизнь. Все внимательней поглядывает молодежь в сторону развитого Запада и не очень развитого Востока.
В заключение хотелось бы еще раз сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи. Исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Отношение к природе и животным как нравственная проблема»
Целью открытого классного часа на тему:"Отношение к природе и животным как нравственная проблема" способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.- формировать негативную ...
методическая разработка открытого классного часа на тему:«Далекому прошлому верность храня»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей и призвана помочь им в подготовке и проведении воспитательного классного часа в учебной группе среднего специального...
Методическая разработка тематического классного часа на тему:" Энергетические напитки:" окрыляют" или вредят?"
" Энергетические напитки:" окрыляют" или вредят?" ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Православные традиции. Пасха».
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей всех курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – приобщение студентов к исторической вере отцов, традициям...
Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Как правильно дружить».
Методическая разработка классного часа.Форма проведения – беседа.Цели:1. Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;2....
Методическая разработка проведения классного часа на тему: «Моя профессия - лучшая профессия»
Данная методическая разработка направлена на повышение эффективности воспитательного процесса в учебном заведении с учетом формирования у обучающихся потребности социально значимой профессиональной де...
Методическая разработка Проведения классного часа для студентов по правовому воспитанию Тема: «Соблюдение законов России»
Целью методической разработки классного часа «Правовое воспитание. Соблюдение законов России»является:- Формирование правовой культуры студентов.- Развитие коммуникативных способносте...