Профилактика нецензурной лексики
статья
Профилактика нецензурной лексики в практике работы педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_nenormativnoy_leksiki_sredi_shkolnikov.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нецензурной лексики среди школьников
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики выступает с особой остротой. Ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, это знак языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды, подражание молодежным кумирам, например, блогерам и т.д. Если не потеряно взаимное доверие, понимание, если взрослые признают новый статус ребенка, такие способы самоутверждения ему попросту будут не нужны.
Не исключено, что шокирующая вас грубость из уст ребёнка – это реакция на определенную ситуацию. Это может быть неудовлетворенность отношениями с кем-то из членов семьи или с братьями и сестрами. Тогда нецензурные слова – это средство привлечь к себе внимание или отомстить за причиненные обиды. Конечно, в таком случае нужно, прежде всего, попытаться нормализовать эти отношения.
Мат – наиболее грубая разновидность ненормативной (обесценной) лексики. Публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство. За нецензурную брань в общественном месте предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) в виде штрафа или административного ареста на срок до 15 суток. Использование мата считается неприемлемым в обществе, в литературе, на телевидении, радио и в других СМИ.
Устанавливать правила и санкции – именно в этом состоит задача педагогов в школе: сформулировать четкий свод действующих правил, регламентирующих поведение участников образовательного процесса, он должен включать также санкции за нарушение каждого правила. Например, внеочередное дежурство в классе или дополнительное задание в виде подготовки доклада о природе нецензурной лексики.
Работа будет эффективнее, если семья ребёнка будет поддерживать позитивную атмосферу дома и доброжелательные отношения между собой, избегать критики.
Рекомендации как провести беседу с ребёнком о неприемлемости употребления нецензурной лексики:
1. Проводя беседу о нецензурных словах и их вреде, необходимо спросить у ребёнка, что означают те бранные слова, которые он употребляет, пусть объяснит их значение. Может быть, он даже не понимает, что говорит.
2. Обязательно необходимо выяснить, когда он пользуется ненормативной лексикой: только в тех случаях, когда он рассержен или обижен, или в кругу его товарищей сквернословие используют в ходе повседневного общения.
3. Дальше необходимо поговорить с ребёнком о нецензурных словах: из-за чего они возникают, какая бывает брань (обычная ругань и сквернословие), когда необходимо сдерживать себя, а когда можно побраниться (без сквернословия), то есть спокойно и в доступной для ребёнка форме побеседовать с ним об этом.
4. Нужно рассказать ребёнку что ругаясь, он оскорбляет и унижает не только адресата своих высказываний, но и себя и свою семью, так как он наносит удар и по репутации своих родителей.
5. Надо помнить, стиль общения родителей – это образец для ребенка. Развивайте культуру общения в своей семье, показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.
6. Четко скажите ребенку, чтобы он никогда не произносил некрасивые слова, подчеркните – в нашей семье эти слова употреблять не принято, воспитанные люди так не говорят. Если ребенок кого-то обозвал или произнес матерное слово, дайте понять, что это вас расстраивает, обижает, вам неудобно за него.
7. Если при вас сквернословят друзья ваших детей, то четко и однозначно выскажите свою позицию по этому поводу: «В нашем доме таких слов не употребляют!». Когда гости уйдут, обязательно обсудите эту ситуацию со своим ребенком.
8. Объясните ребенку, что словом можно очень сильно обидеть другого человека и эти раны могут остаться на всю жизнь. Вспомните и расскажите ребенку случаи из вашей жизни, когда вас или ваших близких обидели подобным образом, приведите примеры из литературы (сказки, притчи, рассказы).
9. Нередко сквернословие – это еще и проявление агрессии. Объясните ребенку, что для большинства людей брань – проявление вовсе не силы, а бессилия. Утвердиться в глазах окружающих можно и другими способами, гораздо более надежными и приемлемыми. Обсудите с ребенком приемлемые способы выражения агрессии, предоставьте возможность проявить агрессию альтернативным способом (побить подушку, порвать лист бумаги и т.д.) Или обратитесь к детскому психологу.
Все эмоции детей, особенно подростков, важны и нужны: испытывать и проявлять гнев, обиду, страх – это нормально. Задача родителей и педагогов в этом случае – научить ребёнка проявлять отрицательные эмоции без грубых слов и решать межличностные конфликты со сверстниками, не оскорбляя друг друга.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гаряев П.П. Ген как духовная сущность // Духовно-нравственное воспитание. 2001. №1
- Куртышева М.А. «Как сохранить здоровье детей» - М.: Просвещение, 2005. – 320 с.
- Степанов С.С. «Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений» – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистическая игра по теме: "Лексика"
Представляется презентация лингвистической игры "Лексика"...
Активная иммунизация детей. Значение вакции для профилактики инфекционных заболеваний. Поствакцинальные осложнения и их профилактика. Профилактика наиболее распространенных заболеваний органов дыхания и туберкулеза.Туберкулинодиагностика.
АКТИВНАЯ ИММУНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ. ЗНАЧЕНИЕ ВАКЦИНАЦИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ПРОФИЛАКТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХ...
«Основы профилактики» по теме: «Профилактика сахарного диабета».
«Основы профилактики»по теме: «Профилактика сахарного диабета»....
«Основы профилактики» по теме: «Профилактика сахарного диабета».
«Основы профилактики»по теме: «Профилактика сахарного диабета»....
Опрос на тему нецензурной брани.
Мы проводим опрос и просим Вас принять в нем участие. Тема - довольно актуальная. Наша задача - изучение отношения молодежи к нецензурной лексике, оценить объем ее использования. Предлагается ответить...
Методическая разработка открытого урока «Лексика русского языка. Профессионализмы и терминологическая лексика»
Методическая разработка представляет собой конспект открытого урока русского языка. Часть материала подобрана именно для студентов по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер"/специальности 19.02...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИ ОКАЗАНИИ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01 ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИСТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИ ОКАЗАНИИДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ПОПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБ...