Конспект урока по предмету ЭК.04 Актуальные вопросы обществознания на тему: «Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход».
план-конспект урока
Какие бы вопросы экономике мы не изучали и не рассматривали, всегда сталкиваемся с тем, что в центре данной науки, человек, семья. Семья является основной потребительской единицей в экономике, или, как предпочитают говорить экономисты, домохозяйство. Домохозяйства получают доходы и тратят их в виде потребительских расходов. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.
Тема данного урока «Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 34.42 КБ |
Презентация к уроку | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
План урока по обществознанию
Тема: «Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход»
Тип урока: сообщение новых знаний с применением информационных технологий
Вид: дискуссия
Дата проведения:
Категория участников: обучающиеся группы №Э-12
Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя, школьная доска, раздаточный материал, слова учителя.
Оборудование и оформление:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- презентация.
Место проведения: учебная аудитория.
Цели урока: (слайд 2)
- рассмотреть источники доходов и статьи расходов семей;
- сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен;
- оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.
Задачи урока: (слайд 3)
Образовательная:
- сформировать основные знания источников доходов граждан и статьи расходов домохозяйств;
- дать понятие разницы между номинальным и реальным доходом;
- научить рассчитывать стоимость потребительской корзины.
Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.
Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся.
План проведения урока:
- Вступительное слово преподавателя.
- Рассмотрение и обсуждение материалов по теме урока:
- основные доходы и расходы семьи;
- реальный и номинальный доход;
- Проверка понимания учащимися усвоения нового материала и закрепление нового материала.
- Подведение итогов урока. Инструктаж о домашнем задании.
Ход урока
1. Вступительное слово преподавателя.
Преподаватель: - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Тема нашего урока: «Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход».
Какие бы вопросы экономике мы не изучали и не рассматривали, всегда сталкиваемся с тем, что в центре данной науки, человек, семья. (слайд 4)
Семья является основной потребительской единицей в экономике, или, как предпочитают говорить экономисты, домохозяйство. Домохозяйства получают доходы и тратят их в виде потребительских расходов. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.
- Рассмотрение и обсуждение материалов по теме урока:
Тогда у меня к вам есть три вопроса.
- Есть ли в вашем распоряжении личные деньги? (выслушиваются ответы учащихся)
- Где вы их берете? (выслушиваются ответы учащихся)
- Откуда берут эти деньги родители? (выслушиваются ответы учащихся)
Основным источником семейных доходов в нашей стране выступает заработная плата. Но помимо основного источника в виде заработной платы, существуют и другие способы получения доходов.
Какие? (выслушиваются ответы учащихся) (наследство, продажа чего-нибудь, стипендия, лотерея, проценты от сбережений)
Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные субъектом лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени (студенты записывают определение в тетради). (слайд 5)
Предлагаю вам рассмотреть виды семейных доходов, которые получают домохозяйства на примере семьи Ивановых, состоящей из бабушки, папы, мамы, сына-студента и дочки школьницы (Студенты в тетрадях отмечают основные виды доходов).
Для этой семьи основными семейными доходами выступает заработная плата. Этот вид дохода так и называется оплатой труда.
У семьи есть срочный вклад в Сбербанке, по которому им начисляется процент. Это доходы от сбережений.
У нашей семьи есть дача, на которой семья проводит лето, а осенью сдают писателю, который пишет там свои рассказы. Арендная плата писателя за сдаваемую дачу составляет их доход от собственности. А что такое арендная плата? (выслушиваются ответы учащихся).
Арендная плата - это плата за использование чужого имущества на основе договора (студенты записывают определение в тетради). (слайд 6)
Кроме того, у отца есть несколько акций завода, на котором он работает, и поэтому он считается его собственником. По акциям ему выплачивают дивиденды, это тоже считается доходом от собственности. Что такое дивиденд? (выслушиваются ответы учащихся).
Дивиденд - часть прибыли предприятия, организации распределенная между акционерами в зависимости от вида и числа акций (студенты записывают определение в тетради).
Бабушка все лето торгует зеленью на рынке, выращенной на своей даче. Вырученные ею деньги - это доход от предпринимательской деятельности.
Что такое предпринимательство? (выслушиваются ответы учащихся).
Предпринимательство- это инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность в области производства или торговли, направленная на получение прибыли (студенты записывают определение в тетради).
Кроме всего этого бабушка получает пенсию, сын - стипендию, а родители на дочку получают детское пособие на ребенка. Эти доходы, которые семья Ивановых получает от государства, не являются платой за произведенные товары или оказанные услуги, они не связанны с владением собственностью. Эти доходы называют социальными трансфертами. Что такое трансферты? (выслушиваются ответы учащихся).
Трансферты- это регулярные денежные выплаты из государственных или частных фондов отдельным категориям людей (выплата пенсий, пособий, субсидий и т.п.) (студенты записывают определение в тетради).
Не всегда мы получаем доходы в виде денег.
Какие не денежные доходы вам знакомы? (выслушиваются ответы учащихся).
Вот и в нашей вымышленной семье есть не денежные доходы. Например, выращенный картофель на своей даче и потребляя его, семья получают доход прямо в виде натурального блага - это называется натуральным доходом. Папа каждый год получает бесплатную путевку в детский лагерь для своей дочки - этот вид дохода называется - льготами. Льготы в нашем государстве вы можете встретить при покупке проездного билета для школьника или студента, по оплате коммунальных платежей, при покупке лекарств. Вот такие доходы получила наша воображаемая семья Ивановых.
Попробуйте, сформулировать экономическое понятие, что такое семейные доходы (выслушиваются ответы учащихся).
Семейные доходы- это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут использовать для оплаты собственных расходов (студенты записывают определение в тетради). (слайд 7)
Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени (студенты записывают определение в тетради). (слайд 7)
Реальный доход – объём товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы (студенты записывают определение в тетради). (слайд 7)
Номинальный доход это ваша зарплата (скажем, в рублях).
Реальный доход — какое количество товаров и услуг вы можете приобрести на вашу зарплату.
Пример:
Предположим, ваша зарплата 20 000 руб. И вы на нее можете:
1) либо купить один холодильник
2) либо одного породистого щенка
3) либо купить ноутбук
4) либо купить сайт
Через год всё подорожало. А зарплата у вас не повысилась. И на свой номинальный доход вы в реальности уже не сможете ничего из этого купить. По сути, хотя цифра осталась такой же (20 000 руб.), на самом деле ваш реальный доход снизился, потому что купить на него можете гораздо меньше.
Всегда считалось, что надо уметь не только зарабатывать деньги, но и с умом их тратить.
Как вы понимаете экономический термин «расходы»? (выслушиваются ответы учащихся).
Расходы- денежные средства, затраченные на содержание себя или семьи (студенты записывают определение в тетради). (слайд 8)
Все семейные расходы можно разделить на две категории: постоянные и переменные.
Как вы считаете, какие расходы мы можем назвать постоянными? (выслушиваются ответы учащихся).
Приведите примеры из личного жизненного опыта (выслушиваются ответы учащихся).
Какие расходы вы отнесете к переменным? (выслушиваются ответы учащихся).
Чем отличаются постоянные расходы от переменных? (выслушиваются ответы учащихся).
Постоянные расходы- это расходы, которые можно осуществить или запланировать в начале какого-либо периода, и они не изменяются к его концу (студенты записывают определение в тетради). (слайд 9)
Переменные расходы, связанны с непредвиденными жизненными ситуациями или единовременными покупками, их очень трудно планировать (студенты записывают определение в тетради). (слайд 9)
Трудно себе представить, сколько новых расходов может появиться в ближайшем будущем. Хочется хорошо жить, комфортно, интересно, будь готов делать расходы, а соответственно и получать соответствующие доходы.
1. В каком финансовом документе планируются доходы семей и их расходы? (выслушиваются ответы учащихся) (в семейном бюджете)
2. Что такое семейный бюджет? (выслушиваются ответы учащихся)
Бюджет - это слово пришло из Англии в переводе (денежная сумка). Означает роспись доходов и расходов на определенный срок. (слайд 10)
Семейный бюджет — роспись доходов и расходов семьи (студенты записывают определение в тетради). (слайд 10)
Семейный бюджет нужен, прежде всего, для того, чтобы понять, ОТКУДА ПРИХОДЯТ И КУДА УХОДЯТ ВАШИ ДЕНЬГИ. Только разобравшись с движением денег в семье, вы сможете их контролировать и начать управлять ими.
Бюджет бывает: (слайд 11)
- сбалансированным, когда расходы равны доходам; Здесь семья не испытывает финансовых затруднений;
- избыточным, когда доходы превышают расходы; Разность между доходами и расходами называется остатком денежных средств. В настоящее время все больше семей предпочитают имеющиеся в их семейном бюджете остатки денежных средств вкладывать в банки, чтобы они приносили им новые доходы - проценты. Очень жалко, но бюджет не всегда бывает сбалансированным, иногда он может быть дефицитным
- дефицитным, когда расходы превышают доходы. (студенты записывают определение в тетради).
Таким образом, семейный бюджет должен быть всегда сбалансированный!
3. Проверка понимания учащимися усвоения нового материала и закрепление нового материала.
1. Бюджет семьи составляют в основном родители. Вы принимаете участие в планировании семенного бюджета? В начале урока вы сказали, что почти у каждого есть карманные деньги, на что вы их тратите? (выслушиваются ответы учащихся).
- Рационально ли вы тратите свои денежные средства?
- Есть ли шанс увеличить ваши доходы?
- Уменьшить ваши расходы?
- По итогам своей творческой работы, какой вывод вы сделаете для себя?
4. Подведение итогов урока. Инструктаж о домашнем задании.
Таким образом, мы изучили тему «Рациональный потребитель», узнали, как можно защитить права потребителя. Познакомились с основными доходами и расходами семьи. Рассмотрели реальный, номинальный доход.
Выставляются отметки за активное участие в журнал.
Предлагается следующее домашнее задание: (слайд 12)
- Учить основные термины и понятия по изученной теме.
2. Ответить на следующие вопросы:
- Какая доля доходов в вашей семье наибольшая?
- Какой ваш семейный бюджет: дефицитный, избыточный или сбалансированный?
- Рационально ли расходует ваша семья доходы? Если нет, то в чем причина?
- Есть ли варианты увеличения доходов в вашей семье?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
рассмотреть источники доходов и статьи расходов семей; сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен; оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины. Цели урока:
Образовательная: сформировать основные знания источников доходов граждан и статьи расходов домохозяйств; дать понятие разницы между номинальным и реальным доходом; научить рассчитывать стоимость потребительской корзины . Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения . Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся. Задачи урока :
СЕМЬЯ
Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные субъектом лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени
Арендная плата - это плата за использование чужого имущества на основе договора Дивиденд - часть прибыли предприятия, организации распределенная между акционерами в зависимости от вида и числа акций. Предпринимательство - это инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность в области производства или торговли, направленная на получение прибыли. Трансферты - это регулярные денежные выплаты из государственных или частных фондов отдельным категориям людей (выплата пенсий, пособий, субсидий и т.п.) Виды дохода
Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени. Реальный доход – объём товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы Семейные доходы- это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут использовать для оплаты собственных расходов .
Расходы - денежные средства, затраченные на содержание себя или семьи
1. Постоянные расходы- это расходы, которые можно осуществить или запланировать в начале какого-либо периода, и они не изменяются к его концу. 2. Переменные расходы , связанны с непредвиденными жизненными ситуациями или единовременными покупками, их очень трудно планировать Категории расходов:
Семейный бюджет - роспись доходов и расходов семьи . Бюджет - это слово пришло из Англии в переводе (денежная сумка) . Означает роспись доходов и расходов на определенный срок.
сбалансированным, когда расходы равны доходам; Здесь семья не испытывает финансовых затруднений; избыточным, когда доходы превышают расходы; Разность между доходами и расходами называется остатком денежных средств. В настоящее время все больше семей предпочитают имеющиеся в их семейном бюджете остатки денежных средств вкладывать в банки, чтобы они приносили им новые доходы - проценты. Очень жалко, но бюджет не всегда бывает сбалансированным, иногда он может быть дефицитным дефицитным, когда расходы превышают доходы. Бюджет бывает:
1. Учить основные термины и понятия по изученной теме. 2. Ответить на следующие вопросы: - Какая доля доходов в вашей семье наибольшая? Какой ваш семейный бюджет: дефицитный, избыточный или сбалансированный? Рационально ли расходует ваша семья доходы? Если нет, то в чем причина? Есть ли варианты увеличения доходов в вашей семье? Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Добро и зло в казке А.С. Пушкина Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
На уроке ставились цели: 1) Раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере « Сказки о мёртвой цар...
План-конспект урока по предмету «Основам поиска рабы , трудоустройства» для студентов 2 курса по профессии «Контролер Сберегательного банка»
План урока написан на тему "Технология поиска работы", освещены основные моменты ,которые необходимо рассмотреть на занятии. План урока расписан по минутам: организационный мом...
конспект урока по предмету ОРКиСЭ
конспект урока по ОРКиСЭ на тему "Дружба" 4 класс...
конспект урока по предмету "Технология". Тема урока :"Профессиональная этика"
Предмет «Технология» . преподаватель технологии...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ по теме"Понятие административного правонарушения."
План-конспект по теме: «Административные правонарушения», дает углубленные знания в сфере административно права. Так как, административное право является важным пра...
Тема: «Сложный ритм тоновой» Конспект урока по предмету "Основы композиции"
Цели: - дидактические: дать понятие о сложном тоновом ритме и принципах построения ритмических композиций в тоновом ритме.- развивающие: развить умение разрешать противоречия: между тоновыми диапазона...
Конспект урока по элективному курсу ЭК.04 Актуальные вопросы обществознания, тема «Спрос на труд и его факторы. Предложение труда»
Рынок труда является одним из главнейших факторов производства. Он дает возможность наемным работникам продавать свое рабочее время и профессиональное мастерство работодателям и получать в обмен доход...