Дополнительная общеразвивающая программа «Фитотерапия — природный ключ к здоровью»
рабочая программа

Филиппова Надежда Петровна

Конечно, фитотерапией, то есть лечением лекарственными растениями, должны заниматься специалисты, однако применять травы в определенных ситуациях в качестве мер доврачебной помощи могут и люди, не имеющие специального медицинского образования. К таким ситуациям можно отнести применение лекарственных растений в пищу, особенно ранней весной, когда остро осуществляется недостаток витаминов (салаты, соки, витаминные чаи и т.д.).

Назначать лекарственные растения и контролировать их применение должен врач – фитотерапевт. В тоже время мы можем познакомить с целебными свойствами лекарственных трав, научить идентифицировать, находить в условиях естественного произрастания, соблюдать правила сбора, сушки и обработки, научить создавать домашнюю «аптеку» для использования ее в качестве средства первой доврачебной помощи при острых простудных заболеваниях и при некоторых хронических формах патологии (только в случае раннее установленного диагноза).

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Фитотерапия – природный ключ к здоровью» имеет естественно-научную направленность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fitoterapiya.docx63.7 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

ГКУ СО КК

Директор ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

«Крыловский КЦРИ»

______________С.А. Дубинец

_____________С.Н. Затонская

«_____» ____________ 2022 г.

«____» ______________2022 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Фитотерапия — природный ключ к здоровью»

  Возрастная категория:  получатели социальных услуг старше 18 лет  

              Срок реализации программы: 18 дней (17 часов)

                                           Автор-составитель:

                                                                       Филиппова Н.П. социальный педагог

                                                                           отделения социальной  реабилитации

ст-ца Крыловская

2022

Содержание

1.  Комплекс основных  характеристик  дополнительной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………….3

1.2. Цель и задачи программы        ……………………………………………..5

1.3. Содержание программы ………………………………………………5

1.4. Способы и формы выявления ожидаемых результатов и подведение итогов реализации программы…………………………………………….8

2. Комплекс  организационно-педагогических условий

2.1. Календарно - учебный график  ……………………………………..   8

2.2. Условия реализации программы……………………………………   9

2.3. Методическое обеспечение    ………………………………………   9

2.4. Оценочные материалы ……………………………………………..  10

         Список литературы           ………………………………………………   12

Приложение  …………………………………………………………......  13

                   

 

Раздел 1  Комплекс основных характеристик  дополнительной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Фитотерапия – одна из древних наук, которая появилась еще шесть тысяч лет назад. В переводе с греческого она означает лечение травами. За долгие годы человечество приобрело колоссальный опыт в траволечении и пренебрегать им по меньшей мере неразумно.  

Далеко не всем известно, что растения содержат большое количество витаминов, минеральных солей и других биологически активных веществ, позволяющих не только бороться с различными недугами, но и осуществлять их профилактику. «Зеленая аптека» всегда открыта для тех, кто в ней нуждается. С ранней весны до поздней осени представляет она людям свои бесценные богатства. Надо научить людей правильно ими пользоваться. Не многие знают, где и как заготавливать лекарственные растения, как их обрабатывать и хранить?

 Конечно, фитотерапией, то есть лечением лекарственными растениями, должны заниматься специалисты, однако применять травы в определенных ситуациях в качестве мер доврачебной помощи могут и люди, не имеющие специального медицинского образования. К таким ситуациям можно отнести применение лекарственных растений в пищу, особенно ранней весной, когда остро осуществляется недостаток витаминов (салаты, соки, витаминные чаи и т.д.).

Назначать лекарственные растения и контролировать их применение должен врач – фитотерапевт. В тоже время мы можем познакомить с целебными свойствами лекарственных трав, научить идентифицировать, находить в условиях естественного произрастания, соблюдать правила сбора, сушки и обработки, научить создавать домашнюю «аптеку» для использования ее в качестве средства первой доврачебной помощи при острых простудных заболеваниях и при некоторых хронических формах патологии (только в случае раннее установленного диагноза).

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Фитотерапия – природный ключ к здоровью» имеет естественно-научную направленность.

Для разработки дополнительной общеразвивающей программы исполь-зовались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No

1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».

  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Методические рекомендации по разработке и оформлению допол-нительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».
  • Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».
  • Положение о дополнительной общеразвивающей программе от 30.12.2016г. (утверждённой директором ГБУ СО КК «Крыловский КЦРИ»).

Новизна данной программы состоит в том, что она содержит не только теоретические сведения, но и практические рекомендации, советы по применению лекарственных растений. В программе «Фитотерапия – природный ключ к здоровью» совмещён процесс теоретического обучения с практикой изготовления гербариев, саше, кукл-оберегов, лекарственных растений из бисера, приготовления десертов и лимонадов, лечебно-витаминных чаёв и салатов из лекарственных трав. В неё включены занятия по выращиванию растений.  сбору, сушке и хранению  трав в зимнее время. Программа содержательная и совершенно новая.

 Актуальность программы:

Сегодня, несмотря на большие успехи в создании химических лекарств,

лечение целебными дарами природы привлекает внимание многих: скромные травы наших степей и полей пользуются доверием сотен тысяч людей – ведь терапевтическая ценность большинства лекарственных растений поистине непревзойдённая и признана научной медициной. Информация об этих растениях необходима не только специалистам – фармацевтам, врачам, ботаникам. В ней нуждаются и обычные люди, которые смогли бы применять полученные знания в повседневной жизни.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа способствует развитию интереса к изучению лекарственных трав и пониманию рационально использовать и воспроизводить лекарственные растения, чтобы не оскудели их запасы.

Отличительная особенность программы:

   Программа дает возможность формировать новую социокультурную ориентацию людей, направленную на формирование культуры здоровья.  В основе программы лежит мотивация здорового образа жизни и обучение грамотности в этом направлении.

Адресат программы:

Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды от 18 лет и старше, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

Уровень программы: ознакомительный

Объём программы: программа включает 3 раздела: фитотерапия: традиции российского травничества; целительная сила растений; путешествие в кладовую природы. Общий объём содержания программы составляет 17 часов.

Срок реализации: 18 дней

Форма обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая или групповая

Режим занятий: получателям социальных услуг с ограниченными возможностями устанавливается индивидуальный режим занятий. Календарно – учебный график занятий составляется с учётом их пожеланий.

Продолжительность проведения занятия устанавливается в соответствии с диагнозом и функциональными возможностями получателей услуг от 20 до 45 мин.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: расширять знания о лекарственных растениях, их лечебных свойствах.

Задачи:

Образовательные

- приобщать подопечных к здоровому образу жизни, формировать представления о себе как здоровом человеке;

- расширять знания по фитотерапии, изучать лекарственные травы и способы их применения.

развивающие

- знакомить с мерами предосторожности при траволечении;

- обучать бережному отношению к природе при сборе лекарственных растений, не нарушая целостности в природе.

воспитательные

- формировать сознательное отношение к вопросам охраны природы и экологическим проблемам природопользования;

- предотвращать бесконтрольное   применение лекарственных

 растений.

1.3 Содержание программы:

Учебный план

№ п/п

Название разделов и тем

        Количество часов

Раздел/тема

Дата

Всего

Теоретические

Практические

1

2

3

4

5

6

1

Фитотерапия: Традиции российского травничества

3

2

1

2

Целительная сила растений

10

5

5

3

Путешествие в кладовую природы

4

2

2

ВСЕГО

17

9

8

Содержание учебного плана:

  1. Фитотерапия: Традиции российского травничества

Занятие 1.1 Вводное занятие. Что такое фитотерапия?

Понятие «фитотерапия», «траволечение». Зависимость здоровья людей, животных от лекарственных растений. Меры предосторожности при

траволечении. Умение распознавать лекарственные растения.

Занятие 1.2 История фитотерапии. История русской народной фитотерапии

Знакомство с вопросами, связанными с историей возникновения и развития фитотерапии как за границей, так и на Руси. Лекарственные растения, входящие в «аптеку» наших предков.

Занятие 1.3 Гербарий из лекарственных трав

Что такое гербарий?  Какие растения подойдут для гербариев, правила их выбора. Заготовка сухоцветов.   Гербарий своими руками. Как  хранить гербарий?

 

  1. Целительная сила растений

Занятие 2.1 Чабрец (тимьян)

Уникальное растение чабрец. Самая полезная добавка в чай. Казачья сказка о чабреце. Чабрец или Богородичная трава. Мастер  класс по изготовлению куклы – оберега из чабреца (Желанницы).

Занятие 2.2 Ромашка аптечная

Ромашка аптечная - символ русского лета. Целебные свойства растения. Ромашка в косметологии. Мастер-класс по плетению из бисера аптечной ромашки.

Занятие 2.3 Джусай (дикий лук)

Многолетний душистый лук чеснок или джусай…

Джусай – еда и лекарство. Отличие от других представителей семейства. Корейский салат из джусая (ёмди-ча).

Занятие 2.4 Лаванда

   Интересные факты о лаванде. Особая польза лавандового масла. Мастер – класс по изготовлению саше с лавандой.

Занятие 2.5 Мята

Мята: полезные и лечебные свойства. Выращиваем растение на подоконнике. Заготовка на зиму.  Рецепты приготовления десертов и лимонадов из мяты.

Занятие 2.6 Шалфей

Шалфей: выращивание и уход. Работа на участке с лекарственными травами (Обучение правильной посадке шалфея. Формирование куста. Размножение шалфея). Лечебные свойства и противопоказания. Шалфей в кулинарии и косметологии.

Занятие 2.7 Календула

Лекарственные свойства календулы. Интересные факты о растении. Легенды и поверья о цветах. Мастер-класс по плетению календулы из бисера.

Занятие 2.8 Чай из трав

Польза травяных лечебно – витаминных чаёв. Травяные чаи на каждый день (рецепты). Приготовление и дегустация чая из лекарственных трав. Просмотр фильма о пользе чая.

Занятие 2.9 Лечебные свойства деревьев и кустарников

Груша, шелковица, вишня, смородина и др. Использование в лечебных целях листьев и плодов. Кустарник малина – уникальное растение.

Занятие 2.10 Лечебные свойства деревьев и кустарников

Липа, берёза, черёмуха, калина и боярышник. Лекарственные свойства и противопоказания. Чай из цвета черёмухи и сердечный бальзам из калины.

III. Путешествие в кладовую природы

 Занятие № 3.1 От болезней всех полезней

Здоровый образ жизни, знакомство с целебными свойствами лечебных трав.  Травяные лечебно-витаминные чаи. Мастер – класс по изготовлению куклы «Кубышки – травницы» – русского оберега для улучшения здоровья.

Занятие № 3.2 Я не степью хожу, я хожу по аптеке

Экскурсия в Крутую балку. Красота природы. Знакомство с растениями, произрастающими на территории Крыловского района.  Умение распознавать лекарственные растения. Бережное отношение к природе.

Занятие № 3.3 Растения и радуют, и лечат

Доктор на подоконнике. Традесканция – кудрявый ковёр здоровья. Герань – деревенский лекарь. Фикус – сансевиерия не только для уюта, но и для красоты кожи лица. Питательная и увлажняющая маска из алоэ.

Занятие № 3.4 Есть в травах и цветах целительная сила

Экскурсия по участку с лекарственными травами. Обзор растений, произрастающих на участке.  Степанов венок от всех болезней. Мастер – класс плетения венка из целебных трав.

1.4. Способы и формы выявления ожидаемых результатов и подведение итогов реализации программы

Программа предусматривает оценивание предметных, метапредметных и личностных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя метод педагогического наблюдения.

  1. Комплекс  организационно-педагогических условий

  1. Календарно - учебный график

№ п/п

Название разделов и тем

        Количество часов

Раздел/тема

Дата прове дения

Всего

Теоретич. занятия

Практич.

занятия

1

2

3

4

5

6

1

Фитотерапия: Традиции российского травничества

3

2

1

1.1

Вводное занятие.

Что такое фитотерапия?

1

1

-

1.2

История фитотерапии. История русской народной фитотерапии

1

1

-

1.3

Гербарий из лекарственных трав

1

-

1

2

Целительная сила растений

10

5

5

2.1

Чабрец (тимьян)

1

0,5

0,5

2.2

Ромашка аптечная

1

0,5

0,5

2.3

 Джусай (дикий лук)

1

0,5

0,5

2.4

 Лаванда

1

0,5

0,5

2.5

 Мята

1

0,5

0,5

2.6.

 Шалфей

1

0,5

0,5

2.7.

 Календула

1

0,5

0,5

2.8.

Чай из трав

1

0,5

0,5

2.9.-2.10

 Лечебные свойства деревьев и

кустарников

2

1

1

3

Путешествие в кладовую природы

4

2

2

3.1.

От болезней всех полезней

1

0,5

0,5

3.2.

Я не степью хожу, я хожу по аптеке

1

0,5

0,5

3.3.

Растения и радуют, и лечат

1

0,5

0,5

3.4.

Есть в травах и цветах целительная сила          

1

0,5

0,5

ВСЕГО

17

9

8

2.2. Условия реализации программы:

Программа может реализовываться полностью в течении 18 дней, а также по одному или нескольким разделам в зависимости от кратности посещений и состояния здоровья получателя социальных услуг.

2.3. Методическое обеспечение

Реализация программы «Фитотерапия – природный ключ к здоровью» основывается на следующих принципах:

- принцип доступности и последовательности предполагает построение

учебного процесса от простого к сложному;

- принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, делающих учебный процесс более эффективным;

- принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками;

- принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются во время активной деятельности.

- принцип гармонии простоты и красоты лежит в основе любого вида деятельности, одновременно является критерием творческой деятельности и результатом в процессе саморазвития творческих способностей.

   Для достижения положительных результатов по программе, занятия осуществляются с использованием педагогических технологий.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей на основе использования имеющегося опыта жизнедеятельности. Применение этой технологии обеспечивает возможность развития и саморазвития личности каждого человека исходя из его индивидуальных особенностей.

Здоровьесберегающие технологии  

Создание совокупности организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья. Результатом применения здоровьесбе-регающих технологий является приобретение привычки заботиться о собственном здоровье, используя специальные техники и технологии его сохранения и укрепления.

Технология дифференцированного обучения

 Основная цель использования технологии дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому  возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Методы работы:

1. словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок);

2. репродуктивный (воспроизведение полученной информации);

3. творческий (поиск нового стиля, новых элементов, создание работ по собственному замыслу, эскизу);

4. игровой (использование упражнений в игровой форме);

5. наглядный (демонстрация образцов).

Наглядный метод применяется совместно со словесным методом обучения. Данный метод необходим в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечивает высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой.

Материально-техническое оснащение

  1. Учебный кабинет 
  2. Столы
  3. Стулья
  4. Воспроизводящее устройство (ПК).
  5. Шкафы для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы
  6. Приусадебный участок для выращивания лекарственных трав
  7. Садовый инвентарь
  8. Бисер
  9. Проволока для плетения бисером
  10. Ткань

2.4. Оценочные материалы

    Результаты реализации программы оцениваются с помощью методов: опроса и педагогического наблюдения. Данные диагностики заносятся в  карту мониторинга полученных знаний по дополнительной общеразвивающей программе

(приложение 1).

Критерии оценки:

Высокий уровень (2 балла) – получатель социальных услуг самостоятельно и максимально полно выполняет учебные задачи, качественно и аккуратно выполняет практическое задание. Умеет самостоятельно исправлять ошибки и неточности в своей работе.

Средний уровень (1 балл) – справляется с поставленными задачами, но прибегает к помощи педагога. Задания выполняет с ошибками. Присутствует небрежность в работе.

Низкий уровень (0 баллов) – выполняет поставленные задачи, но делает множественные грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь педагога. В работе присутствует выраженная небрежность, неточность, незаконченность.

Алгоритм занятий:

Каждое занятие программы содержит в себе следующие этапы:

- организационный этап (приветствие, создание эмоционального настроя);

- теоретический этап (сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, подача новой информации);

- практический этап (отработка формируемых навыков на практике через мастер-классы, экскурсии, работе на участке с травами и др.);

- рефлексивный этап (обобщение полученных знаний и подведение итогов).

Список литературы

Основная

1. Лавренов, В.К. 500 важнейших лекарственных растений / В.К. Лавренов, Г.В. Лавренова. - М.: Гостехиздат, 2003. - 512 c.

2. Попов, А.П. Лекарственные растения в народной медицине / А.П. Попов. - М.: Мир, 2004. - 315 c

3. Соколов, С.Я. Лекарственные растения / С.Я. Соколов, И.П. Замотаев. - М.: ИЛ, 2007. - 512 c

4.  Фитотерапия : Традиции российского травничества / В. Ф. Корсун, Е. В. Корсун. — М. : Эксмо, 2010.

5.Филиппова И.А. Доктор на подоконнике. Удивительные свойства комнат-ных растений. -СПб: ИГ «Весь», 2017 г. – 128 с.

6. Хотин, А.А. Лекарственные растения СССР / А.А. Хотин. - М.: СПб. [и др.]: Питер, 2004. - 400 c.


Дополнительная

7. Волков А.В. Логика здоровья. Принципы, вопросы, ответы. - М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004.

11.Соколов С.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям. Фитотерапия. М.: Медицина, 1984.


Интернет-ресурсы

1. infourok.ruscenariy_skazki_o_polze_lekarstvennyh…

2. ou2.sed.obr55.ruindex.php/vospitanie/40-tradicii…

3. uchitelya.comБиология…-rasteniya-i-raduyut-i…

.

Приложение №1

Мониторинг полученных знаний по дополнительной общеразвивающей программе

«Фитотерапия — природный ключ к здоровью»

Период реабилитации с _________ по ________ 20__г.

                                                                  ФИО

Оценочные показатели

1.

2.

3.

4.

начальная

диагностика

итоговая

диагностика

начальная

диагностика

итоговая

диагностика

начальная

диагностика

итоговая

диагностика

начальная

диагностика

итоговая

диагностика

Предметные показатели

Уровень усвоения материала по разделам

Фитотерапия: Тра-диции российского травничества

Целительная сила растений

Путешествие в кладовую природы

Метапредметные показатели

Навык социального поведения

Уровень регуляции, контроля поведения

Личностные показатели

Уровень самооценки

Мотивация, наличие интереса к занятиям

Эмоцион. отноше-ние к занятиям

Высокий уровень (2 балла) – получатель социальных услуг самостоятельно и максимально полно выполняет учебные задачи, качественно и аккуратно выполняет практическое задание. Умеет самостоятельно исправлять ошибки и неточности в своей работе.

Средний уровень (1 балл) – справляется с поставленными задачами, но прибегает к помощи педагога. Задания выполняет с ошибками. Присутствует небрежность в работе.

Низкий уровень (0 баллов) – выполняет поставленные задачи, но делает множественные грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь педагога. В работе присутствует выраженная небрежность, неточность, незаконченность.

        

Дата заполнения:   ______________

Соц. педагог  __________________    Н.П.Филиппова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"

Пояснительная запискаНаправленность  образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения

Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"

Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир техники»

Программа предназначена педагогам дополнительного образования, работающим по технической направленности....

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...