Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"
рабочая программа по теме

Баймагамбетова Маржан Кубисовна

Пояснительная записка

Направленность  образовательной программы

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Выступление президента Российской Федерации “Наша новая школа – возможные альтернативы” обозначило направления новых образовательных стандартов и необходимость обеспечения поддержки талантливых детей. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные возможности, должны своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_intellekt_dlya_ozsh_baymagambetovoy_m.k.docx87.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»

                                                                                      Утверждаю

                                                                                Директор ДЮЦа

                                                                                      Р.Л.Неприна________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                     №___от_______2013г    

 

Дополнительная образовательная программа

очно-зочной школы

«Интеллект»

Возраст детей: 13-17 лет

Срок реализации: долгосрочная

Программа рассмотрена и согласована

на методическом совете_____________

Программа изменена, дополнена и утверждена

на педагогическом  совете___________________

                                                              Баймагамбетова М.К.,

методист  МОБУ ДОД «ДЮЦ»,

1 квалификационная  категория

г. Ясный, 2013 г.

Пояснительная записка

Направленность  образовательной программы

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Выступление президента Российской Федерации “Наша новая школа – возможные альтернативы” обозначило направления новых образовательных стандартов и необходимость обеспечения поддержки талантливых детей. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные возможности, должны своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.

 Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети – национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие интеллектуального потенциала человека. 

Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода.  Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности ребенка, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Направленность дополнительной образовательной программы интеллектуальная, которая  рассчитана на обучение детей  по различным направлениям: физико-математическое, социально - гуманитарное и естественно - научное.   

Обучение по программе  многопредметное. Каждый ребенок  в течение 3–х лет занимается по нескольким направлениям, а наиболее способные, талантливые дети  работают по индивидуальному маршруту.

Педагогами самостоятельно разработаны учебные планы по предметам и комплексная дополнительная образовательная программа очно-заочной школы «Интеллект».                                        

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей. В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений, потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде.  

Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», послание Президента РФ А.Д.Медведева Федеральному Собранию  от 12.11.2009г. Содержание этих документов стало основанием проведения анализа современных теоретических  шагов в работе с одаренными школьниками в районе.  Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети  имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

В современную эпоху значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает и  работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. В связи с этим было принято решение отдела образования  о создании районной очно-заочной школы для одаренных детей на базе МОБУ  ДОД  «Детско – юношеский центр».    

Целенаправленная и систематическая работа с одаренными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность, познавательную  деятельность  детей, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

В районе педагогами подготовлены программы, сформирован педагогический состав, в который вошли учителя, имеющие огромный опыт подготовки победителей и призёров олимпиад.  Зачисление в школу производится на основании личных заявлений учащихся.  

 Учебный процесс организуется в очно-заочной форме.
Программа подготовки предполагает очные и заочные дистанционные занятия. Учащиеся проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранному направлению деятельности.  Психологическая готовность и уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы определяются по результатам тестирования при наборе.

Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. После зачисления учащегося ему в соответствии с графиком учебного процесса по интернету высылаются тексты заданий и методические рекомендации по их выполнению, высылаются лекции, рекомендации по поиску информации, практические задания. Присланные решения рецензируются и вместе со следующим заданием и возможным вариантом решения высылаются ученику.

В случае каких-то затруднений  или необходимости всем учащимся предоставляется право получения индивидуальной консультации, они  могут обратиться за консультациями к специалистам и организаторам по электронной почте.

В период каникул проводятся очные сессии. На этом этапе каждого школьника сопровождают тьюторы, педагоги общеобразовательных учреждений.

Занятия очных сессий проводятся на базе городской школы.  Занятия предполагают предметную подготовку детей, но вместе с тем при подготовке к  олимпиадам необходима психологическая подготовка школьников: программа психологического сопровождения участников очно-заочной школы, в которую вошли тренинги, направленные на командообразование, формирование стрессоустойчивости и выстраивание коммуникаций. Для педагогов-тьюторов в то же время будут организованы курсы повышения квалификации по сопровождению одарённых детей.

Педагогическая целесообразность программы

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации Д. Медведевым, направлена на развитие системы поддержки талантливых детей. В соответствии с современными концепциями развития образования, которые предусматривают возможность углубления знаний учащихся в различных образовательных областях, появилась необходимость разработки программы для поддержки одаренных детей, которая предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям.

Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил.

«Очно-заочная школа – качественно новое направление работы с одарёнными детьми, позволяющее учащимся, независимо от места проживания, осваивать программы углубленной подготовки. Будет развиваться система олимпиад и конкурсов школьников, практика участия в научных конференциях, отрабатываться механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся. Данная школа  создана для оптимального развития и поддержки одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, что является одним из главных направлений работы  районной очно-заочной школы.

Дистанционная очно-заочная школа «Интеллект» создана с целью обеспечения адресной работы со старшеклассниками Ясненского района для  поддержки одарённых учащихся и предоставления им дополнительного углубленного образования по физике, математике, биологии, химии, русскому языку, истории.

          В школе «Интеллект» учащимся 9, 10,11 классов помогут углубленно изучить наиболее трудные темы, подготовиться к ГИА и ЕГЭ, а эрудированных и заинтересованных школьников  7-9 классов будут готовить к участию в олимпиадах, решать нестандартные и олимпиадные задачи.

Участники школы, успешно выполнившие программу, получают удостоверение об окончании районной очно-заочной школы «Интеллект».

Вместе с тем ведется работа по организации взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренности; предусмотрена  работа психолога, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренных детей, мониторинг их продвижения в социуме, создается информационная база сопровождения одаренных детей.

Образовательная программа очно-заочной школы «Интеллект» составлена с учётом требований современной педагогики, способствует развитию интеллектуального  и творческого  потенциала  детей и корректируется  в процессе работы в соответствии с интересами детей. Содержание программы основывается на базовых знаниях общеобразовательной школы и направлено на приобретение новых, дополнительных знаний и умений, углубленное изучение предметов, развитие творческих способностей. Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся. 

По типу программа модифицированная, в основе которой учебные программы  по различным  направлениям, возникла на основе учета потребностей и пожеланий обучающихся,  а так же их родителей.

К участию в очно-заочной школе приглашены учащиеся 7 - 11 классов образовательных учреждений Ясненского  района,  имеющих способности и проявляющие интерес к предметам физико-математического, социально - гуманитарного и естественно-научного направления.

Работа в очно-заочной школе строится  на основе взаимодействия с учащимися, родителями и педагогами.  

Цель: развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта

Задачи:

Обучающие:

-  стимулировать интерес учащихся к получению новых знаний;

- предоставить  учащимся дополнительные возможности для углубленного изучения  предметов, подготовки к предметным олимпиадам различного уровня;

- создать благоприятную  интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной самореализации творчества детей;

-повысить конкурентоспособность выпускников сельских общеобразовательных учреждений при сдаче экзаменов и участии в олимпиадах, конференциях;

- расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в  конференциях, творческих конкурсах,  олимпиадах;

- собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей;

-  проводить различные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;

- предоставить возможность обучающимся сопоставить собственные результаты с результатами других участников

Развивающие:

- развивать  способности одаренных детей в различных областях знаний;

- развивать  самостоятельность мышления, воображение и фантазию;  

- развивать умение думать, умение исследовать, умение общаться, умение взаимодействовать, умения доводить дело до конца;

- развивать интеллект, инициативность, творческие способности и личностный  рост одарённых детей

Воспитывающие:                      

- воспитывать и развивать личностные качества: терпение, аккуратность, усидчивость, трудолюбие;  

-воспитывать устойчивый интерес к самообразованию, самосовершенствованию;

- воспитывать морально- волевые и нравственные качества;

- воспитывать уважение к нормам коллективной жизни.

Отличительные особенности данной программы в содержании и структурном построении с учётом возрастных границ, особенностями психологического сопровождения.  Программа  очно-заочной школы  даёт возможность каждому ребёнку  выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

Программа носит комплексный характер, т.к. в  образовательном процессе участвуют несколько педагогов, работающих по различным направлениям.

        Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:  13—17 лет        

Условия набора детей: могут стать дети, проживающие на территории Ясненского района,  имеющие особые успехи или желание углубленно заниматься по предметам физико-математического, химико-биологического, социально-экономического направления. Участниками Школы могут быть учащиеся 7 - 11 классов образовательных учреждений  всех типов без ограничений по уровню стартовой подготовки или месту проживания.  

Сроки реализации программы: долгосрочная

Формы  и  режим занятий

         Ведущей формой организации образовательного процесса является занятие.

                                Форма организации занятий

- очная (во время каникул)

- заочная  (работа в дистанционном режиме)

Проведение очной сессии планируется в каникулярное время и  занятие 1 раз в месяц.

Форма организации занятий варьируется в зависимости от целей и задач конкретного занятия: групповая, микрогрупповая. Реализация программы предполагает индивидуальные, парные и групповые консультации в процессе подготовки. Продолжительность консультаций может варьироваться в зависимости от потребностей обучающихся и формы её проведения.

В связи с тем, что возрастной спектр программы широк, работа по программе дифференцирована по возрастному признаку.

Основными формами организации учебного процесса являются: 

- очные учебные сессии7-9 классы (3 сессии =12 час.(по 4 часа в сессию)): во время каникул (три  раза в год: ноябрь, январь, март), продолжительность одной учебной сессии два дня (по 2час Х 2 дня = 4 час). 3 сессии (12 час.) +  занятие 1 раз в месяц(8 час.) (по 1занятию в месяц Х 8 месяцев = 8 час).  Итого 20 часов в год;

- очные учебные сессии11 класс (3 сессии =24 час. (по 8 часов в сессию)): во время каникул (три  раза в год: ноябрь, январь, март), продолжительность одной учебной сессии два дня (по 4час Х 2 дня = 8 час).  Итого 24 часа в год.

-заочные: дистанционно – 9 класс (в форме дистанционного онлайн - обучения в режиме реального времени.  В межсессионный период самостоятельное выполнение контрольных заданий, олимпиадных задач, тестов);

- занятие 1 раз в месяц – очно, на базе городской школы.

Учебные и итоговые занятия проводятся в форме: лекций, семинаров, практикумов,  конкурсов, интеллектуальных игр и др.

Режим занятий: очно (во время каникул), заочно- дистанционно (в форме дистанционного онлайн - обучения в режиме реального времени) и 1 раза в месяц.   Обучение бесплатное.

Учебные занятия проводят учителя первой и высшей квалификационной категории образовательных учреждений города, имеющие опыт работы с одарёнными детьми.

В течение года для обучающихся будут проведены: олимпиады, интеллектуальные игры, научно-практические конференции, конкурсы, психологическое сопровождение, культурная программа (экскурсии, мастер-классы, праздники, спектакли, концерты, капустники и т.д.).

Обучение по программе  ступенчатое:

1 ступень подготовительный уровень - «Подготовка к олимпиадам»-для детей  7-9 классов (13 – 15 лет)

2 ступень – углубленный уровень -  «Подготовка к ГИА» - для обучающихся  9 классов (15 – 16 лет)  

3 ступень – продвинутый  уровень  - «Подготовка к ЕГЭ» - 16-17 лет  

         Учащиеся могут поступать на любой уровень обучения в зависимости от возраста, имеющие особые успехи по школьным предметам, характеризующиеся тремя важнейшими качествами: ярко выраженная потребность в знаниях, любовь к напряженной умственной деятельности; высокий интеллект (развитое логическое мышление, критический ум, достаточная эрудиция); работоспособность и организованность, позволяющая много трудиться в соответствии со своим возрастом и на основе результатов первоначального контроля знаний и умений, проводящегося в начале учебного года.

На протяжении всего периода обучения деятельность на занятиях построена по принципу «от простого к сложному».

По программе  планируются следующие виды деятельности:

- цикл теоретических и практических занятий по предметам;

- консультации;

- участие в муниципальных  и областных олимпиадах;

- организация участия в конкурсах по профилю.

Каждое направление программы реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов реализации программы.

Ведущие идеи программы:

- рассмотрение системы образования как образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях и сферах жизнедеятельности;

- рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей, при этом, отбор целей, содержания и форм работы с одаренными детьми должен производиться на основе принципов индивидуализации и дифференциации, позволяющих полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся;
- обеспечение 
непрерывности развития одаренного ребенка как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка);
- определение важнейшим компонентом образовательной среды 
информационного пространства, нахождение в котором позволит ребенку осуществить выбор вида деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней;

- рассмотрение комплекса условий и средств развития одаренного ребенка как  многоуровневой системы, включающей в себя следующие взаимосвязанные уровни: региональная система образования, муниципальная система образования, образовательные учреждения, субъекты образовательной деятельности (дети, родители, педагоги);
- обеспечение 
взаимодействия субъектов системы, предполагающего координацию их деятельности и ведущего к интеграции их усилий и достижению целостности системы работы с одаренными детьми в регионе и оптимизации процесса управления ею;

- поддержка традиционно эффективной деятельности на уровне образовательных учреждений и разработка новых форм работы, позволяющих создать новый опыт работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Ожидаемые результаты:

1.Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

2.Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

3.Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

4.Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала детей.

5.Увеличение числа педагогов, владеющих современными методами работы с одаренными детьми.

6.Сформированность у детей навыков самостоятельного освоения      образовательного материала.

7.Повышение  качества образования и воспитания школьников.

8.Значительное  улучшение качества  общего  образования, повышение  уровня интеллектуального  развития учащихся.

9.Потребность в самообразовании и дальнейшем развитии  умений и навыков в  изучаемой области;

10.Обладать самостоятельным  мышлением, уметь отстаивать своё мнение.

               

                  Способы определения результативности программы:

- тестовые задания для самостоятельного выполнения;

- тестирование соотношения склонностей и способностей обучающихся в соответствии с изучаемым направлением;

- выполнение воспитанниками промежуточных контрольных срезов и сдача зачётов по теории отдельных вопросов;

- диагностика развития отдельных качеств личности (на протяжении всего периода реализации программы);

Формой подведения итогов реализации образовательной программы являются  результаты участия в муниципальных и областных олимпиадах, научно-практических конференциях;  конкурсы, контрольные работы и срезы,

экзамены, зачеты, открытые и итоговые занятия, тестирование, анкетирование, оформление Портфолио.

             Оценка эффективности реализации программы  проводится на основе анализа следующих данных:

- мастерство (уровень знаний, умений и навыков обучающихся  на каждом году обучения по каждому предмету с учетом дифференцированного подхода к обучению);

- уровень творческих достижений (результаты участия обучающихся  в муниципальных и областных конкурсах по профилю).

   Обучающимся, прошедшим полный курс обучения в очно-заочной школе, усвоившим все предусмотренные программой требования, практические задания, выполнившим творческую итоговую работу, выдается свидетельство установленного  образца, включающее в себя оценку степени полноты приобретенных знаний и умений.

                                              Диагностика

      В течение учебного года неоднократно проводится контроль  ЗУНов детей, используемых в обучении:

- входная диагностика, контроль используется с целью выявления уровня ЗУНов детей только пришедших на занятия;

- промежуточная диагностика  проводится в середине года и используется с целью выявления ЗУНов у детей за истекший период;

- итоговая диагностика  проводится в конце года с целью  выявления уровня ЗУНов детей после изучения программы в течение всего года. Делаются соответствующие выводы.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии при  выполнении практической работы с целью проверки усвояемости данного материала и обладания практическими навыками.

               Психологическая диагностика  готовности к обучению

Психологическое обеспечение обучения в очно-заочной школе «Интеллект»» осуществляется  психологом.

Главная задача  обучения состоит в постепенном формировании у ребенка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировки и реализации своих планов и перспектив.

В чем заключается реальная помощь психолога детям и их родителям?

         Введены в процесс обучения специальные разработки психологической службы: диагностика интересов и способностей.

         Психологом  осуществляется следующая работа:

- консультирование и помощь в выборе определенного профиля;

- индивидуальный подход.

         Психолог в рамках психологического обеспечения:

- определяет цель - максимум и цель - минимум в работе с данными детьми (или группой);

- выделяет приоритеты направлений в работе с учетом специфики профиля;

- составляет индивидуальные или психокоррекционные диагностические программы развития ребенка, направленную на самопознание;

- проводит психологическое консультирование родителей.

Используемые методики психологического обеспечения  обучения:

      1.Индивидуальные и групповые беседы  проводятся по определенной схеме: интересы, склонности, способности, личные качества.

       2.Анкетирование

       3.Тест Д. Голланда по определению профессионального типа личности

       4.Дифференциальный диагностический опросник ДДО (по Климову Е.А.)

      5.Методика КОС

       6.Методика Иовайши А.А. «Определение склонностей».

     

         Система определения результативности, основанная на компетентностном подходе.

        Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в очно-заочную школу, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в очно-заочную школу, и продолжается на каждом этапе его продвижения.

        Мониторинг роста компетентности обучающегося производится в середине и конце каждого учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.

        В систему определения результативности входит тестирование по всем входящим в программу дисциплинам в середине учебного года и в конце каждого из трех этапов обучения, а также защита творческих работ.

Методическое обеспечение программы

        При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые.

 Конкретные методы: метод наблюдения, метод опроса, метод интервьюирования, метод беседы, метод социометрического опроса, методы тестирования. Выбор методов (способов) обучения зависит от  психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

        Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ.

        Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса.

2. Материально-техническое обеспечение реализации программы

Помещение:

-  учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий;
-оснащение кабинетов необходимыми ТСО;
- наличие  компьютеров, принтера, сканера

Перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу: постоянный мониторинг, состояние программы, оформление результатов в виде отчетов-справок,  образовательная  программа,  разработка методических рекомендаций, дидактического материала.

Для реализации поставленных задач необходимо выполнение следующих принципов развития способностей и проявления одаренности: 

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности (развивающее обучение);

- научность и интегративность;

- систематичность;

- эмоциональное отношение к деятельности (положительные эмоции);

- обязательное включение ребенка в практическую деятельность, только в ней ребенок может осваивать, порождать и применять ее способы;

- демократический стиль отношений, доброжелательный климат на всех уровнях: (администрация –педагог – ребенок – семья);

- социальная значимость и поддержка развития не только интеллектуальных способностей, но и творческих способностей через прессу, телевидение, общественную оценку;

- мотивация, воля, познавательная потребность ребенка;

- подражание творческой личности  значимому для ребенка взрослому.

Основные мероприятия программы

1.Разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм  учителей по направлениям для одарённых детей.

2.Организация школьных, муниципальных олимпиад, конкурсов, конференций.

3.Проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

               

                Совместная коррекционно-методическая работа

                 учителей-предметников и районного психолога

1.Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

2.Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.

3. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

4.Организационная деятельность очно-заочной школы.

5. Педагогические совещания по результатам диагностирования.

6. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

7.Участие в  школьных, муниципальных и региональных олимпиадах.

8.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

9. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

10.Включение в план контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.

11. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

Методическое обеспечение системы работы

с одаренными учащимися

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

  1. Нормативно-правовое обеспечение:

- Положение о ОЗШ

     - О проведении школьного тура предметных олимпиад

    - О проведении предметной недели (декады)

    - О конкурсах, викторинах и т.п.

  1. Программное обеспечение (программы)
  2. Аналитическая деятельность

Организационно-методическое обеспечение

  1. Повышение квалификации педагогов через систему тематических семинаров.
  2. Разработка программ.
  3. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
  4. Мониторинг работы системы.

Формы работы с одаренными учащимися:

- индивидуальный подход, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;

- групповые занятия;

-занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;

- конкурсы;

- интеллектуальный марафон;

- научно-практические конференции;

- участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;

- работа по индивидуальным планам;

- использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия).

Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

- Осуществление общего контроля и руководства.

- Анализ ситуации и внесение корректив

Р.Л.Неприна

Маканова А.А.

Баймагамбетова М.К.

Консультативная, научно-методическая

- Координация реализации программы.

- Проведение семинаров, консультаций.

- Подготовка и издание методических рекомендаций.

- Аналитическая деятельность

Диль И.П.

Маканова А.А.

Баймагамбетова М.К.

Педагоги

- Осуществление программы в рамках работы очно-заочной щколы.

- Использование новых педагогических технологий

Педагоги

Специалисты, сотрудничающие с ОЗШ «Интеллект»

- Организация профессиональной помощи педагогам.

- Проведение тренингов, круглых столов, встреч

- Диагностика

- Участие в различных интеллектуальных мероприятиях

Диль И.П.

Майер В.Н.

Педагоги ДЮЦа

Нормативно-правовая база программы:

  1. Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  1. Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
  2. Закон Российской Федерации “Об образовании”;
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
  4. Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках Президентской Программы “Дети России”, утвержденной Правительством РФ от26.01.2007 г.

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Важным требованием к обеспечению возрастающей эффективности работы педагогического коллектива над развитием детской одарённости является наличие триарности в модели "педагог - ребенок - родители". Именно конструктивное взаимодействие всех трех указанных субъектов целостного педагогического процесса создает уникальную среду для сбалансированного развития общей и специальной одарённости ребенка. Эта же организационно-педагогическая модель позволяет осуществить конструктивный "выход" в социум, а также на единой программно-целевой основе сотрудничать со школьными учителями-предметниками.

Направления деятельности семьи

в развитии и воспитании одаренного ребенка:

- пристальное внимание к особенностям развития ребенка;

- создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку;

- содействие развитию личности ребенка и его таланта;

- повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы:

- анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;

- родительское собрание “О талантливых детях -  заботливым родителям”.

- совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка;

- памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации;

- совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Список литературы

1. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45

2. Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.

3. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.- №1.- с.107-116

4. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.

5. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО     «АиФ Принт» , 2003г.

6. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.

7. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.

8. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000 г. М.

9. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 г.

11. Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 132-137.

12. “Развитие творческого мышления детей” А.Э. Симановский 1996 г. Ярославль

13. Рыба-диск. Выпуск № 1,2001г. Работа с одаренными детьми. ЗАО «МЦФ ЭР» (ресурсы образования)

План работы очно - заочной школы «Интеллект»

на 2013-2014 учебный год

Мероприятия

Сроки

1.

Разработка и утверждение Положения о работе очно-заочной школы для одаренных детей «Интеллект»

Сентябрь

2.

Совещание с руководителями школ о целях и задачах функционирования очно-заочной школы для одаренных детей на базе МОБУ ДОД «ДЮЦ» города

Сентябрь

3.

Комплектование групп физико-математической, естественно-научной, социально-гуманитарной направленности

до 01.10.2013

4.

Проведение организационных совещаний с педагогами ОЗШ «Интеллект»

В течение года

5.

Утверждение графика работы педагогов ОЗШ на I полугодие

7.

Проведение муниципального этапа олимпиады школьников

8.

Проведение родительского собрания

9.

Совещание с педагогами Школы: сохранность контингента, график работы на II учебное полугодие, подготовка к региональному этапу олимпиады школьников

декабрь

10.

Формирование рабочих программ ОЗШ

в течение года

11.

Оказание методической помощи педагогам ОЗШ в подборе содержания для работы с одаренными детьми

в течение года

12.

Сотрудничество  с Губернаторским лицеем  для одаренных детей г. Оренбурга

в течение года

13.

Подготовка и итоги участия  обучающихся ОЗШ  в муниципальных, региональных конкурсах, интеллектуальных играх

в течение года

14.

Совещание педагогов по подведению итогов работы ОЗШ, планированию работы на 2014-2015 учебный год

май 2014

15.

Закрытие работы Школы в 2013-2014 учебном году, вручение свидетельств обучающимся, прошедшим полный курс обучения

май 2014

План мероприятий по выполнению программы «Интеллект» 
на 2013-2015 г.г.

Мероприятия

Сроки

1.

Диагностика одаренных детей

октябрь

ежегодно

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

ежегодно

3.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

регулярно

4.

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  учащихся в работу очно-заочной школы

постоянно

5.

Организация и проведение конкурсов и интеллектуальных игр для

учащихся  

ежегодно

6.

Участие в районных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях

ежегодно

7.

 Участие в  работе научного  общества  обучающихся в учебном году

по плану

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

регулярно

9.

Анализ возможностей очно-заочной школы для углубленного изучения предметов

постоянно

10.

Творческий отчет

ежегодно май

11

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Интеллект»

ежегодно

12

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

ежегодно

13

Распространение опыта работы с одаренными детьми

 

 

План работы с одаренными детьми

Основные направления

Сроки

Ответственные

1.      Организационная работа

1.1

Корректировка плана работы с ОД

Август

Неприна Р.Л.

Диль И.П.

1.2

Семинар - практикум: «Умственная одаренность и ее психологические проявления. Склонности учителя к работе с ОД»

Сентябрь

Диль И.П.

Маканова А.А.

2.      Диагностическая работа

2.1

Подготовка диагностических материалов          (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.)

 

Сентябрь

 

 

В течение года

Психолог ОЗШ

2.2

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности

Психологи школ

2.3

Диагностика родителей и индивидуальные беседы

2.4

Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление базы данных ОД, ее пополнение.

Психологи школ

3.      Работа с ОД по индивидуальным планам

3.1

Определение наставников ОД в соответствии с базой данных

Сентябрь

Диль И.П.

Маканова А.А.

3.2

Составление индивидуальных планов  работы с ОД

1-я неделя октября

Учителя – предметники

3.3

Собеседование  с учителями – предметниками по  индивидуальному плану работы с ОД. Утверждение индивидуальных планов  работы с ОД.

2-я неделя октября

Диль И.П.

Маканова А.А.

3.4

Реализация индивидуальных планов работы с ОД

В течение года

Учителя - предметники

4.      Интеллектуальное развитие ОД

4.1

Подготовка материалов для проведения школьного тура олимпиад

Октябрь

Учителя – предметники

Маканова А.А.

4.2

Участие в школьном туре олимпиад

Октябрь

4.3

Участие в муниципальном туре олимпиад

Ноябрь - декабрь

4.4

Участие в конкурсах, выставках, конференциях

В течение года согласно плану ОУ

Диль И.П.

Маканова А.А.

4.5

Мониторинг результативности работы с  ОД. Пополнение данной электронной базы

В течение года

Психолог ОЗШ

4.6

Организация творческих  отчетов, выставок, смотров, интеллектуальных игр, конкурсов

В течение года согласно плану ОУ

Неприна Р.Л

Диль И.П.

Маканова А.А.

5. Методическое сопровождение

5.1

Сбор и подготовка аналитической информации:

- формирование и своевременное пополнение базы данных ОД;

- отчет по реализации индивидуальных планов работы с ОД;

- анализ результатов олимпиад;

 - мониторинг результативности работы с  ОД

 

В течение года

Апрель

 

Декабрь

В течение года

Диль И.П.

Маканова А.А.

5.2

Сбор и систематизация  методических материалов по работе с одаренными детьми

В течение года

Баймагамбетова М.К.

5.3

Итоги работы с ОД в 2013/2014 учебном году. Планирование работы на следующий год.

Май

Диль И.П.

Маканова А.А.

План работы с одаренными детьми

Основные направления

Сроки

Ответственные

1.      Организационная работа

1.1

Корректировка плана работы с ОД

Август

Неприна Р.Л.

Диль И.П.

1.2

Семинар - практикум: «Умственная одаренность и ее психологические проявления. Склонности учителя к работе с ОД»

Сентябрь

Диль И.П.

Маканова А.А.

2.      Диагностическая работа

2.1

Подготовка диагностических материалов          (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.)

 

Сентябрь

 

 

В течение года

Психолог ОЗШ

2.2

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности

Психологи школ

2.3

Диагностика родителей и индивидуальные беседы

2.4

Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление базы данных ОД, ее пополнение.

Психологи школ

3.      Работа с ОД по индивидуальным планам

3.1

Определение наставников ОД в соответствии с базой данных

Сентябрь

Диль И.П.

Маканова А.А.

3.2

Составление индивидуальных планов  работы с ОД

1-я неделя октября

Учителя – предметники

3.3

Собеседование  с учителями – предметниками по  индивидуальному плану работы с ОД. Утверждение индивидуальных планов  работы с ОД.

2-я неделя октября

Диль И.П.

Маканова А.А.

3.4

Реализация индивидуальных планов работы с ОД

В течение года

Учителя - предметники

4.      Интеллектуальное развитие ОД

4.1

Подготовка материалов для проведения школьного тура олимпиад

Октябрь

Учителя – предметники

Маканова А.А.

4.2

Участие в школьном туре олимпиад

Октябрь

4.3

Участие в муниципальном туре олимпиад

Ноябрь - декабрь

4.4

Участие в конкурсах, выставках, конференциях

В течение года согласно плану ОУ

Диль И.П.

Маканова А.А.

4.5

Мониторинг результативности работы с  ОД. Пополнение данной электронной базы

В течение года

Психолог ОЗШ

4.6

Организация творческих  отчетов, выставок, смотров

В течение года согласно плану ОУ

Неприна Р.Л

Диль И.П.

Маканова А.А.

5.      Работа научного общества учащихся

5.1

Организационное заседание учащихся, членов НОУ: постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества.

Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности

Октябрь

Ответственный за сопровождение одаренности, руководители кафедр

5.2

Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей. Индивидуальные консультации.

Октябрь

учителя-предметники

5.3

Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.

Октябрь

Руководители исследовательской работы

5.4

Овладение навыками работы на компьютере, их совершенствование.

В течение года

Учителя информатики

5.5

Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации.

Ноябрь

Руководители исследовательских работ

5.6

Практическое занятие с учащимися: «требования к оформлению исследовательских работ».  Индивидуальные консультации.

Декабрь

Ответственный за сопровождение одаренности,

5.7

Завершение исследовательских работ. Рецензирование работ руководителями

Январь

Руководители исследовательских работ

5.8

Практическое занятие “Методика защиты исследовательских работ”. Индивидуальные консультации.

Ответственный за сопровождение одаренности

5.9

Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

Февраль

Ответственный за сопровождение одаренности

5.10

Оформление электронного  «Сборника исследовательских  работ учащихся».

 

апрель

 

Ответственный за сопровождение одаренности

5.11

Заседание НОУ, поведение итогов.  Планирование работы  на следующий год.

6. Методическое сопровождение

6.1

Сбор и подготовка аналитической информации:

- формирование и своевременное пополнение базы данных ОД;

- отчет по реализации индивидуальных планов работы с ОД;

- анализ результатов олимпиад;

 - мониторинг результативности работы с  ОД

 

В течение года

Апрель

 

Декабрь

В течение года

Диль И.П.

Маканова А.А.

7.2

Сбор и систематизация  методических материалов по работе с одаренными детьми

В течение года

Баймагамбетова М.К.

7.3

Итоги работы с ОД в 2013/2014 учебном году. Планирование работы на следующий год.

Май

Диль И.П.

Маканова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения

Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...

Дополнительная общеразвивающая (рабочая) авторская программа объединения по интересам «Кадр»

Информационная картадополнительной общеразвивающей  (рабочей) авторской программы объединения по интересам «Кадр»Направленность: художественнаяВид образовательной деятельности: доп...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"

Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир техники»

Программа предназначена педагогам дополнительного образования, работающим по технической направленности....

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...