Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"
рабочая программа на тему

Иванова Надежда Владимировна

Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Цель дополнительного образования – это создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала детей на основе интересов и способностей; приобщение к социально - культурным ценностям и обеспечение предпрофильной  подготовки.  Одним из любимых занятий детей в системе дополнительного образования является  хореография. Занятия хореографией проводятся как во внеклассной работе общеобразовательных школ, так и в урочной системе гимназий и инновационных школ. Они направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков.

Танец является одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Он таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает духовные силы человека, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Ребенок, вступая в жизнь, стремится выразить себя в творчестве. Особенно ярко это проявляется в танце, в движениях.

В условиях  учреждения дополнительного образования  есть достаточно возможностей для проведения воспитательной работы по выявлению творческого потенциала, раскрытию неординарности личности, созданию ситуации успеха для каждого ребенка.

Актуальность программы  обусловлена особенностями  времени, тем, что сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В настоящее время, особое внимание уделяется культуре,  искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.

        Педагогическая целесообразность программы объясняется  основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип  взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию   творческой активности детей, дает  детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности.  Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, взаимовыручки, взаимопонимания, трудолюбия.

 

     Новизна данной программы заключается в интегративном принципе построения содержания, который выражается в двух моментах:

  1. классический танец и направления современного танца объединены в один курс, что позволит показать детям взаимосвязь различных жанров хореографии. А также танцевальная практика, которая позволит раскрыть у детей творческие способности.
  2. привлечение большого количества иллюстративного материала других видов искусства и литературы с целью создания представления о единой культурно-исторической среде.

   Разработка данной программы вызвана необходимостью создать условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения обучающихся на занятиях хореографией. Это подтверждают данные опроса  родителей и обучающихся. Они заинтересованы  в продуктивной организации свободного времени учащихся и обеспечении дополнительным образованием (хореографией).

Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальное детство», рассчитана на 4 года обучения учащихся в возрасте от 5 до 13 лет.

Настоящая программа позволяет учащимся поддерживать интерес к творческой хореографической деятельности через объединение в комплекс хореографических дисциплин по ритмике, классическому, народному, современному танцу, партерному экзерсису, актерскому мастерству.

Данная программа ориентирует педагогов на работу с детьми независимо от наличия у них специальных физических данных.

Цель программы - развитие творческих способностей учащихся средствами хореографии.

           Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

-        Формирование специальных знаний, умений и навыков в области хореографического искусства.

- Развитие у детей интереса к классическому и современному танцу посредством повышения общего культурного уровня.

- Укрепление мышечного аппарата у детей, исправление нарушений осанки.

- Воспитание таких черт характера, как настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, трудолюбие.

         - Воспитание чувства прекрасного в соприкосновении с музыкой и миром танца.

         - Воспитание культуры движения, координации, чувства ритма, музыкального слуха, эмоциональности исполнения.

При организации образовательного процесса используются традиционные группы методов обучения: наглядные, словесные, практические.

Основными формами осуществления образовательного процесса являются: занятия индивидуальные, групповые, мастер – классы, обучающие семинары – практикумы, концертная деятельность.

    Обучение проводится в два этапа: подготовительный (1 год обучения) и основной (3 года обучения). Программа рассчитана на 4 года.

Этапы обучения

Год обучения

Возраст обучающихся

Кол-во занятий

(раз в неделю)

Продолжительность занятий (мин.)

Наполняемость групп (чел.)

Подготовительный

1

5-8 лет

2

30

15-20

Основной

2

9-10

2

30

10-12

3

10-12

2

30

10-12

4

12-13

2

30

10-12

На подготовительном этапе обучения учащиеся осваивают основы ритмики, танцевально-ритмической гимнастики, игроритмики, игрогимнастики, игротанцев, музыкальных подвижных игр, креативной гимнастики, элементарных основ классического, народного и современного танца. На основе проученных движений и с учетом возрастных особенностей воспитанников подбирается танцевальный репертуар и проводится постановочно-репетиционная работа.

На основном этапе обучения учащиеся совершенствуют полученные знания, продолжается изучение классического, народного и современного экзерсиса, партерного экзерсиса, постановочно-репетиционной работы, основ актерского мастерства.

При работе по данной программе педагог может корректировать учебный план каждой отдельной учебной группы для реализации дифференцированного подхода.

Виды и формы контроля

Контроль проводится в конце каждого полугодия в следующих видах и формах: наблюдение, контрольные танцевальные комбинации и упражнения, открытое занятие, выступления на концертах, викторины, опросы, тестирование (анкетирование). Данные формы контроля дают возможность определить эффективность обучения по данной программе, позволяют  детям, педагогам и родителям увидеть результаты своего творческого труда. Детям, обучающимся первый год (подготовительный этап) оценки в журнал не выставляются.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы  дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны знать:

-позиции рук и ног;

-названия классических движений;

-первичные сведения об искусстве хореографии.

-новые направления, виды хореографии и музыки;

-классические термины;

-жанры музыкальных произведений

уметь:

-воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;

-соединять отдельные движения в хореографической композиции;

-исполнять движения классического экзерсиса.

-грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;

-определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;

-самостоятельно придумывать движения, фигуры

-выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;

-контролировать и координировать своё тело;

-сопереживать и чувствовать музыку

Оценка эффективности реализации программы проходит в два этапа: внутренняя экспертиза, внешняя экспертиза. Они проводятся в конце каждого года обучения.

Внутренняя экспертиза – это творческий экзамен – форма проверки освоения программного материала. Творческий экзамен проводится в виде открытого занятия и  отчетного концерта в образовательном учреждении для родителей.

Внешняя экспертиза – это оценка специалистов в области хореографии (педагогов), а так же достижения учащихся на городских, региональных, всероссийских, международных фестивалях – конкурсах.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  • большое, светлое и хорошо проветриваемое помещение;
  • раздевалка;
  • соответствующее оборудование (станки, зеркала, звуковоспроизводящая и звукозаписывающая техника);
  • костюмы и обувь  для  занятий и танцевальных номеров для концертных выступлений;
  • определенные источники финансирования для пошива костюмов и обуви, поездок на различные конкурсы и фестивали (проживание, питание, транспорт), аренда зала для  выступлений;
  • концертный зал для выступлений.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

        Подготовительный этап рассчитан на 1 год обучения для обучающихся  в возрасте 5 -  8лет. Занятия на подготовительном этапе обучения проводятся два раза в неделю 2 занятия по 30 минут каждое. Желательное количество учащихся в группе – не более 15 человек.

В период 5 - 8 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально–ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых обще-развивающих упражнениях. Эффективность в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно–сосудистую, дыхательную и нервные системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными комбинациями, которые отвечают возрастным особенностям учащихся, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

        Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей учащегося.

Цель подготовительного этапа обучения: формирование у воспитанников интереса к занятиям хореографией и освоение ими основ ритмики – хореографии.

Задачи:

  1. формирование у учащихся интереса к занятиям хореографией через игротанцы,  комплекс игровой партерной гимнастики и разучивания танцевальных миниатюр;
  2. укрепление здоровья, развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости), развитие специальных физических данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), и изучение азбуки хореографии;
  3. воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

Структура занятия:

Первая часть занятия (подготовительная):

  • вход учащихся в танцевальный зал (марш);
  • построение учащихся в несколько линий, колонн;
  • поклон педагогу и концертмейстеру;
  • разминка.

Вторая часть занятия (основная):

  • изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки;
  • работа над этюдами, танцами;

Третья часть занятия (заключительная):

  • закрепление музыкально-ритмического материала в игре;
  • музыкально-танцевальные импровизации;
  • основное построение для выхода из зала;
  • поклон педагогу и концертмейстеру;
  • выход из зала.

Учебно-тематический план подготовительного этапа обучения:

п/п

Разделы

Кол-во часов

Форма контроля

теория

практика

I полугодие

II полугодие

1

Танцевально-ритмическая гимнастика

2

40

Открытое занятие

Отчетный концерт

2

Игроритмика

2

20

3

Игрогимнастика

2

20

4

Игротанцы

2

20

5

Музыкально-подвижные игры

2

20

6

Креативная гимнастика

2

20

Итого часов в год: 152

Содержание программы подготовительного этапа обучения включает в себя следующие разделы:

1 раздел «Танцевально-ритмическая гимнастика»

Поклон. Постановка корпуса, рук, ног - «солдатики», «елочки»,  «смешные человечки», танцевальные дорожки по залу. Марш – перестроения из линий в «змейку», «круг»; перестроения из круга в два, четыре круга; перестроения из колонны в две – пять колонн; перестроения по квадрату.

2 раздел «Игроритмика»

Приставной шаг в сторону; двойной приставной шаг; двойной приставной шаг с хлопком; приставной шаг вперед с правой ноги;  приставной шаг вперед с левой ноги; «квадрат» с правой, левой ноги; «змейка»; поворот на шагах; танцевальные комбинации с хлопками на приставных шагах.

3 раздел «Игрогимнастика»

Par terre «Пяточки – носочки»; «Тюльпанчик»; «Ступеньки» правой, левой ногами и двумя ногами вместе; battement tendu вперед, в сторону с правой и левой ноги; «Кораблик»; «Книжка - раскладушка»;  «Буратино»;  «Бабочка»; Grand battement вперед; «Перекаты»; «Лебеди»;  «Лягушка»; «Киска – хмурая, ласковая, хвостиком играет»; «Мишка косолапый»; «Паровозик»; «Телефончик»; «Березка»; «Корзинка»; «Кольцо»; Grand battement назад; «Мостик».

4 раздел «Игротанцы»        

        «Танец маленьких утят»;  «Танец на горячих углях»;  «Буги – вуги»;  «Снежный ком»; «Лавата»; «Пеленица»; «Передай мяч»; «Третий лишний»; «Море волнуется»; «Магазин игрушек» и др.

5 раздел «Музыкально-подвижные игры»

Бег: легкий на полупальцах «Самолетики»; шаги на полупальцах «веревочка»; шаг «Цапля»; Танцевальный бег; танцевальный бег с соскоком, танцевальный бег в сочетании с подскоками, шагом польки и др.

Allegro: «Зайчики», «Лягушки»; Боковой галоп, простые прыжки, подскоки, поскок и др.

6 раздел «Креативная гимнастика»

Port de bras – «Деревья», «Птицы», «Бабочки», «Веточки – листочки», «Морские волны», «Ласточка»и др.        

Прогнозируемый результат подготовительного этапа обучения:

В обучении: учащиеся умеют выделять сильную долю, слушать и просчитывать музыку, начинать движение после музыкального вступления, на слух различать темп музыки и изменять темп движения в зависимости от темпа музыки. Знают позиции рук, ног, умеют ориентироваться в пространстве класса при перестроении из линий в «змейку», «круг»; из круга в два, четыре круга; из колонны в две – пять колонн. Знают и умеют выполнять элементарные движения и упражнения партерного экзерсиса проученные на подготовительном этапе обучения. Умеют исполнять  ритмо-танцы.

В развитии: учащиеся свободно контактируют с педагогом, адекватно реагируют на его замечания, любят быть в центе внимания на концертных выступлениях и открытых занятиях. Развивается любовь к искусству танца через посещение концертов и театральных постановок.

В воспитании: воспитанники уважительно относятся к педагогу и всем воспитанникам коллектива, помогают друг другу в трудной ситуации, поздравляют с днем рождения и другими праздниками.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОСНОВНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Основной этап рассчитан на 3 года обучения для учащихся 9 – 13 лет. Каждый год обучения предполагает освоение определенного минимума умений, знаний, умений и навыков по хореографии.

Цель основного этапа обучения: совершенствование у учащихся полученных знаний,  умений и навыков, развитие их творческих способностей через осмысленное содержание и воплощение его в танце.

Задачи:

  1. совершенствование у обучающихся полученных знаний, умений и навыков путем усложнения координации и убыстрения темпа исполнения упражнений и танцевальных элементов;
  2. развитие художественно-творческих способностей, самостоятельности, инициативы;
  3. воспитание целеустремленности, настойчивости, творческой активности и фантазии.

Специфика построения занятия зависит от методики преподавания  хореографической дисциплины – классический, народный, современный танец.

Учебно-тематический план основного этапа обучения:

п/п

Дисциплина

Кол-во часов

Всего часов

Форма контроля

теория

практика

I полугодие

II полугодие

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Первый год обучения

1

Классический танец

16

60

76

Открытое занятие

Отчетный концерт

2

Современный танец

8

22

30

3

Партерный экзерсис

6

24

30

4

Постановочно-репетиционная работа

-

16

16

Итого часов в год:

152

Второй год обучения

1

Классический танец

10

28

38

Открытое занятие

Отчетный концерт

2

Народный танец

16

50

66

2

Современный танец

6

10

16

3

Партерный экзерсис

6

10

16

4

Постановочно-репетиционная работа

-

16

16

Итого часов в год:

152

Третий год обучения

1

Классический танец

10

28

38

Открытое занятие

Отчетный концерт

2

Народный танец

16

50

66

2

Современный танец

6

10

16

3

Партерный экзерсис

6

10

16

4

Постановочно-репетиционная работа

-

16

16

Итого часов в год:

152

         

     Содержание программы основного этапа обучения включает в себя следующие разделы:

1 раздел - Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные учащихся, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительской культуры. В этом – его главное воспитательное значение.

2 раздел - Народный танец является одним из действенных средств, приобщения подрастающего поколения к богатству танцевального и музыкального творчества, дает возможность почувствовать свою национальную принадлежность, познакомить и проникнуть в образную сущность танцевальной культуры других народов.

Значительная роль народного танца в национальном, интернациональном и патриотическом воспитании школьников.

4 раздел - Современный танец и музыка  благодаря большой популяризации средствами массовой информации и всеобщей доступности, пользуются наибольшим интересом у подрастающего поколения, поэтому является не только воспитывающим и обучающим звеном программы, но и приобретают значение одного из решающих факторов в формировании массовой культуры школьников. Он, как ни какой другой позволяет наиболее комплексно воспитать тело танцора, что немаловажно в повседневной практической работе, когда исполнителю приходится сталкиваться с балетмейстерами различного стиля, различных направлений и систем.

4 раздел - Партерный экзерсис, или упражнения на полу, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению незначительных физических недостатков.

5 раздел - Постановочно – репетиционная работа на всех годах обучения занимает особое место. Для удовлетворения спроса на концертную деятельность каждый год репертуар коллектива обновляется на 1 - 2 номера для каждой группы, что требует  значительных затрат времени, поэтому для постановочно – репетиционной работы отводится достаточное количество времени: от 20 до 40 минут.

В процессе создания концертного репертуара коллектива учитываются возрастные особенности участников композиции и индивидуальные особенности каждого исполнителя.

Содержание раздела  «Классический танец»

 

Первый год обучения

Постановка корпуса, позиции ног, позиции рук:

  1. Позиции ног – 1-я, 2-я, 3-я.;
  2. Подготовительное положение и позиции рук – 1-я, 2-я, 3-я. (вначале изучаются на середине зала при неполной выворотности ног);
  3. Постановка корпуса (лицом к станку, затем на середине зала);

Упражнения у станка:

  1. Разогрев стопы лицом к станку;
  2. Demi plie по 1-й, 2-й, 3-й позиции (лицом к станку);
  3. Battements tendus в сторону, вперед, назад  из 1-й позиции;
  4. Releve по 1-й, 2-й позиции;
  5. Battement tendu jete в сторону по 1-й позиции (лицом к станку);
  6. Passe par terre
  7. Degage;
  8. Понятие направлений en dehors, en dedans;
  9. Demi rond de jambe par terre en dehors, en dedans;
  10. Battements releve lents в сторону на 45 градусов;
  11. Grands battements вперед, назад и в  сторону из 1-й позиции.

Упражнения на середине зала:

  1. Поклон;
  2. Demis plies по 1-й позиции;
  3. Battements tendus в сторону, вперед, назад  из 1-й позиции;
  4. Battment tendu jete в сторону из 1 позиции;
  5. Первое, второе и третье  port de bras.

Allegro:

  1. Temps leve sauté

Второй  год обучения

Постановка корпуса, позиции ног, позиции рук:

  1. Позиции ног – 1-я, 2-я, 5-я.;
  2. Подготовительное положение и позиции рук – 1-я, 2-я, 3-я
  3. Постановка корпуса (лицом к станку  и на середине зала);

Упражнения у станка:

  1. Разогрев стопы лицом к станку;
  2. Demi plie по 1-й, 2-й, 5-й позиции;
  3. Grands plies (лицом к станку);
  4. Комбинация demis, grands plies;
  5. Комбинация battements tendus крестом с degage;
  6. Battement tendu jete крестом;
  7. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans;
  8. Battements releve lents крестом на 45 градусов;
  9. Grands battements крестом.

Упражнения на середине зала:

  1. Комбинация demis, grands plies по 1-й, 2-й позиции;
  2. Комбинация battements tendus крестом с degage;
  3. Battement tendu jete крестом;
  4. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans;
  5. Battements releve lents крестом на 45 градусов;
  6. Grands battements крестом.
  7. Arabesques 1-й, 2-й;
  8. Позы классического танца croisee, efface.

Allegro:        

  1. Temps leve sauté
  2. Changement de pied
  3. Pas echappe

Вращения:

  1. Tours chaones

Третий  год обучения

Упражнения у станка:

  1. Разогрев стопы лицом к станку;
  2. Комбинация demis, grands plies;
  3. Комбинация battements tendus крестом с degage, releve;
  4. Battement tendu jete pointe;
  5. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans;
  6. Положение ноги на  cou – de – pied;
  7. Battements fondues (носком в пол, затем на 45 градусов);
  8. Battements frappes (носком в пол, затем на 45 градусов);
  9. Petit battement sur le cou – de – pied;
  10. Battements releve lents крестом на 90 градусов;
  11. Grands battements.

Упражнения на середине зала:

  1. Комбинация demis, grands plies по 1-й, 2-й, 5-й позиции;
  2. Комбинация battements tendus с degage, releve;
  3. Battement tendu jete pointe;
  4. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans;
  5. Battements releve lents крестом на 90 градусов;
  6. Grands battements;
  7. Temps lie par terre;
  8. Подготовка к турам из 5-й позиции.
  9. Arabesques 3-й, 4-й;
  10. Позы классического танца ecartee.

Allegro:        

  1. Temps leve sauté
  2. Changement de pied
  3. Pas echappe
  4. Pas assemble;
  5. Sissonne simple en face.

Вращения:

  1. Tours chaones;
  2. Tours soutenus.

В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны

знать:

 названия классических движений экзерсиса;

 значение слов ритм, акцент, темп.

уметь:

 грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;

 определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;

 самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.

В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны

знать:

 новые направления, виды хореографии и музыки;

 классические термины;

 жанры музыкальных произведений.

уметь:

 выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;

 контролировать и координировать своё тело;

 сопереживать и чувствовать музыку.

В конце 4 года обучения учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно-эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные способности и укрепить своё здоровье, а также должны

знать:

 виды и жанры хореографии;

 краткую историю создания танцев народов мира;

 классические термины;

 лучшие образы хореографического, музыкального искусства.

уметь:

 выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;

 выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии;

 сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку.

Содержание раздела  «Народный танец»

 (на основе движений русского народного танца)

В народных танцах часто можно встретить как простые, так и очень сложные движения, движения с ярко выраженным гротесковым характером. Разнообразие русского народного танца, хороводы, кадрили, переплясы и пляски, объединяют в себе сюжеты лирические, игровые, веселые и удалые.   Русский танец достаточно широко может быть представлен, и поэтому предлагается его освоение в течение основного этапа обучения.

Русский танец вводится на  основном этапе, когда обучающиеся знают основные упражнения классического экзерсиса и умеют правильно выполнять их.

        

ПОЗИЦИИ НОГ

  • Пять прямых.

1-я – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп,

2-я – обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга,

3-я – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой,

4-я – обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы,

5-я – обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

  • Пять свободных.

Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями.

  • Две закрытые.

1-я закрытая – обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в стороны.

2-я закрытая – обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны.

Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

ПОЗИЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ РУК

  • Семь позиций

1-я, 2-я и 3-я позиции аналогичны 1-й, 2-й и 3-й позициям рук классического танца.

4-я – руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, четыре других, собранных вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.

5-я – обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.

6-я – обе руки, согнутые в локтях, которые слегка приподняты и направлены в стороны. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.

7-я – обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной лежит на запястье другой руки.

  • Подготовительное положение

Обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

1-е положение – обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и 2-й позицией: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

2-е положение – обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между 3-й и 2-й позициями: пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

Первый год обучения

Основные положения ног: позиции ног – 1-я, 2-я, 3-я свободные и прямые.

Основные положения рук: подготовительное, первое и второе положения рук; подготовка к началу движения; положения рук в парных и массовых танцах – «цепочка», «круг», «звездочка», «карусель», «корзиночка».

Элементы русского народно-сценического танца:

  1. Раскрывание и закрывание рук: одной руки, двух рук, поочередные раскрывания рук, переводы рук в различные положения.
  2. Поклоны: на месте без рук и с руками, поклон с продвижением вперед и отходом назад.
  3. Притопы: одинарные (женские), тройные.
  4. Перетопы тройные.
  5. Простой (бытовой) шаг: вперед с каблука, с носка.
  6. Простой русский шаг: назад через полупальцы на всю стопу, с притопом и продвижением вперед, с притопом и продвижением назад.
  7. Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции.
  8. «Гармошка»
  9. «Елочка»
  10. Припадание в сторону по 3-й свободной позиции, вперед и назад по 1-й прямой позиции.
  11. Боковые перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции, по 1-й прямой позиции.
  12. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям).
  13. Бег на месте и с продвижением вперед и назад на полупальцах.
  14. Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.
  15. «Веревочка» простая.
  16. «Ковырялочка» с двойным притопом, с тройным притопом
  17. «Ключ» простой (с переступаниями)

Второй год обучения

Упражнения у станка:

  1. Пять открытых позиций ног – аналогичны позициям классического танца.
  2. Подготовка к началу движения (prepapation): движение руки, движение руки в координиции с движением ноги.
  3. Переводы ног из позиции в позицию: скольжение стопой по полу (battements tendus), броском работающей ноги на 25 – 30 градусов, поворотом стопы.
  4. Приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям (музыкальный размер ¾, 4/4): полуприседания (demi  plie), полное приседание (grand plie).
  5. Приседания по прямым и открытым позициям, переводя ноги указанными приемами. Музыкальный размер ¾, 4/4.
  6. Упражнение с напряженной стопой (battements tendus) из 1-й прямой позиции на каблук; (музыкальный размер 4/4), с полуприседанием (demi plie) на опорной ноге, с полуприседанием в исходной позиции.
  7. Выведение ноги на каблук по 1-й и 3-й открытым позициям вперед, в сторону и назад (музыкальный размер 4/4): с полуприседанием (demi plie) на опорной ноге, с полуприседанием в исходной позиции.
  8. Выведение ноги на носок, каблук, носок из 1-й, 3-й и 5-й открытых позиций вперед, в сторону и назад (музыкальный размер 4/4): с полуприседанием в исходной позиции, в момент перевода работающей ноги на каблук, при переводе работающей ноги на каблук и возвращении в исходную позицию.
  9. Маленькие броски (battements tendus jetes) вперед, в сторону и назад по 1-й, 3-й и 5-й открытым позициям (музыкальный размер 2/4, 6/8): с одним ударом стопой в пол по позиции через небольшое приседание; с коротким ударом по полу носком или ребром каблука работающей ноги; с полуприседанием на опорной ноге, с двойными бросками.
  10. Подготовка к «веревочке», скольжение работающей ногой по опорной (музыкальный размер 2/4, 4/4): в открытом положении на всей стопе, в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге, на всей стопе и на полупальцах.
  11. Развертывание работающей ноги на 45 градусов (battements developpes) вперед, в сторону и назад, на вытянутой ноге и на полуприседании (музыкальный размер 4/4).
  12. Подготовка к «чечетке» (flic-flac), мазки подушечкой стопы по полу от себя и к себе (музыкальный размер 2/4, 4/4): в прямом положении вперед одной ногой, двумя ногами поочередно.
  13. Опускание на колено на расстоянии стопы от опорной ноги (музыкальный размер 4/4): из 1-й прямой позиции, с шага, лицом к станку.
  14. Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку (музыкальный размер ¾, 4/4).

Элементы русского народно – сценического танца

  1. Поочередное раскрывание рук (приглашение), музыкальный размер 2/4, 4/4.
  2. Движение рук с платком из подготовительного положения в 1-е положение и в 4-ю и 5-ю позиции.
  3. Бытовой шаг с притопом.
  4. «Шаркающий шаг»: каблуком по полу, полупальцами по полу.
  5. «Переменный шаг»: с притопом и продвижением вперед и назад, с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижением вперед и назад.
  6. «Девичий ход» с переступаниями
  7. Боковое «припадание»: с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги, с двойным ударом полупальцами спереди опорной ноги.
  8. Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.
  9. Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест-накрест на носок или ребро каблука. На месте и с отходом назад.
  10. «Моталочка» в прямом положении на полупальцах и с акцентом на всей стопе.
  11. «Веревочка» с двойным ударом полупальцами, простая с поочередными переступаниями, двойная с поочередными переступаниями.
  12. «Ковырялочка» с подскоками.
  13. «Ключ» простой на подскоках.
  14. Дробные движения: простая дробь на месте; тройная дробь (поочередное выстукивание всей стопой) на месте и с продвижением вперед; простая дробь полупальцами на месте; дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением вперед.

Третий  год обучения

Упражнения у станка:

  1. Приседания по 1-й, 2-й и 5-й открытым позициям и 1-й прямой.
  2. Скольжение стопой по полу (battements tendus) с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги.
  3. Маленькие броски (battements tendus jetes): с двумя ударами стопой работающей ноги по 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад; с одновременным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад; сквозные по 1-й открытой позиции (balancoirs) с ударом каблуком опорной ноги в полуприседании.
  4. Круговые скольжения по полу (rond de jambe par terre): носком с остановкой в сторону или назад; ребром каблука с остановкой в сторону или назад.
  5. Повороты стопы (pas tortille): одинарные, двойные.
  6. Полуприседания на опорной ноге с постепенным поворотом колена  работающей ноги из закрытого положения в открытое на 45 градусов (battements fondus): на всей стопе, с подъемом на полупальцы.
  7. Подготовка к «веревочке» с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно.
  8. Развертывание ноги на 90 градусов (battements developpes) с одним ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад (плавные и резкие)
  9. Подготовка к «чечетке» (flic-flac) в открытом положении вперед, в сторону и назад.
  10. Повороты: плавный, на обеих ногах по 5-й открытой позиции в полуприседании и на вытянутых ногах (soutenu en tournant); поворот на одной ноге внутрь и наружу (pirouette en dedans en dehors) с другой, согнутой в колене.
  11. Выстукивания по 1-й прямой позиции.
  12. Большие броски (grands battements) с падением на работающую ногу по 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад: с одним ударом стопой и полупальцами опорной ноги, с двумя ударами стопой и полупальцами опорной ноги.
  13. Наклоны и перегибания корпуса по 1-й и 4-й прямым позициям на полупальцах в полуприседании. Вперед, в сторону и назад.
  14. Поднимание на полупальцы в сочетании с движением рук.

Элементы русского народно-сценического танца: Музыкальный размер 2/4, 4/4.

  1.  «Ключ» с двойной дробью.
  2. Дробная «дорожка» с продвижением вперед и с поворотом.
  3. Двойная дробь на месте, с поворотом и с продвижением вперед.
  4. Дробь в «три ножки».
  5.  «Моталочка»: с задеванием пола каблуком, с акцентом на всю стопу, с задеванием пола полупальцами, с задеванием пола поочередно полупальцами и каблуками.
  6. «Маятник» в прямом положении.
  7. Основной русский ход (академический).
  8. Быстрый русский бег с продвижением вперед и назад.
  9. Вращения: на подскоках с продвижением вперед по диагонали, с движением «молоточки», с откидыванием ног назад.

Содержание раздела  «Современный танец»

Танец – вид искусства, посредством которого раскрывается внутренний мир человека, художественный образ. Танец позволяет развить видение, понимание музыкального произведения, выразить его через пластику своего тела, раскрыть сюжетную линию, показать различную стилевую особенность.

Более 70 лет Россия по целому ряду причин была оторвана от процесса развития мирового хореографического искусства. Но, наконец, стены рухнули, и вот уже более десяти лет наше хореографическое искусство пытается влиться в общемировой процесс развития современной хореографии.

Джазовый танец - танец эмоций, танец энергии и силы. Он стал второй системой танцевального искусства со своей стилистикой, лексикой и главное школой.

В современном танце, особенно в джазе и модерне каждый педагог создает свою школу. И ценность педагога хореографа определяется именно его самобытностью и неповторимостью.

Первый год обучения.

Основные положения ног и рук.

  1. Позиции ног: 1 параллельная позиция; 1-аут - аналогична 1 позиции классического танца; 2 параллельная - стопы находятся точно под бедрами; 2-аут - аналогична 2 позиции классического танца.
  2. Позиции рук: 1-я, 2-я, 3-я, подготовительное положение.

Разогрев.

  1. Движения заимствованные из классического танца: Подъемы и опускания на полупальцы (releve) в сочетании с plie; Demi и grand plie по параллельным и выворотным позициям; Battement tendu; Battement tendu jete по параллельным позициям с
    вытянутой стопой.
  2. Движения заимствованные из  танца модерн или других систем хореографии: Catch step - движение аналогично degage классического танца, Kick (пинок)

Упражнения для позвоночника: наклоны и изгибы торса.

  1. Наклоны торса: Flat back - положение, в котором спина, голова и руки составляют одну плоскость; Roll down и roll up.
  2. Спирали: Body roll – волна; Contraction; Release.

Изоляция.

Первоначально все движения изучаются в чистом виде. Голова; Плечи; Грудная клетка; Таз (пелвис); Руки; Ноги.

Второй этап обучения - соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, полукруг, круг.

Партер: упражнения stretch-характера.

Кросс (шаги, прыжки, вращения)

Cross - это самая импровизированная часть урока. Кросс может быть в различных манерах и стилях современного танца.  В старших классах возможны кроссовые комбинации с  использованием падений, перекатов на полу и т.д.

Cross - Танцевальный шаг в развитии. Шаг, passé.         Шаг накрест по точкам плана класса. Танцевальная комбинация шаг – passé с шагами накрест по точкам плана класса. Дорожка из III позиции по точкам плана класса. Поворот на шагах из III позиции по точкам плана класса.        Танцевальная комбинация – дорожка с поворотом на шагах из III позиции  по точкам плана класса. Temps leve sauté по VI, I позициям ног. Тemps leve sauté с поджатыми по VI, I позициям ног.        

Танцевальные комбинации зависят от фантазии педагога. Однако главное требование комбинации - ее танцевальность. На первом этапе обучения комбинации должны быть достаточно просты для усвоения, их длительность не должна превышать 32 такта. Строятся комбинации на основе изученного материала.

Второй год обучения.

Основные положения ног и рук.

  1. Позиции ног аналогичны позициям первого года обучения.
  2. Позиции рук: 1-я, 2-я, 3-я, подготовительное положение.

Разогрев.

  1. Движения заимствованные из классического танца: Подъемы и опускания на полупальцы (releve) в сочетании с plie; Demi и grand plie по параллельным и выворотным позициям; Battement tendu; Battement tendu jete по параллельным и выворотным позициям с
    вытянутой и сокращенной стопой;
  2. Движения заимствованные из  танца модерн или других систем хореографии: Prance - это движение для развития подвижности стопы; Pas tortille - передвижение стопы по полу приемом «гармошки».

Упражнения для позвоночника: наклоны и изгибы торса.

  1. Наклоны торса: Roll down и roll up.
  2. Спирали: Body roll – волна; Contraction; Release.

Изоляция.

Координация изолированных центров - соединение движения двух и более центров в одной комбинации: Голова; Плечи; Грудная клетка; Таз (пелвис); Руки; Ноги.

Партер: упражнения stretch-характера.

Кросс (шаги, прыжки, вращения): «Шассе» по точкам плана класса; Танцевальная комбинация с колесом; Галоп. Танцевальная комбинация с галопом; Танцевальный бег; Танцевальный бег с соскоком; Танцевальный бег с поворотом ноги от колена; Танцевальная комбинация – бег с поворотом ноги от колена и поворотом на шагах с правой и левой ноги; Поскок; Подскоки; Комбинации; «Флажок»        ; Танцевальный бег с подбивкой в развитии.

Танцевальные комбинации.

Третий год обучения.

Основные положения ног и рук.

  1. Позиции ног аналогичны позициям первого года обучения.
  2. Позиции рук: 1-я, 2-я, 3-я, подготовительное положение.

Разогрев.

  1. Движения заимствованные из классического танца: Комбинация demi и grand plie по параллельным и выворотным позициям; Комбинация battement tendu; Комбинация battement tendu jete по параллельным и выворотным позициям с вытянутой и сокращенной стопой.

Упражнения для позвоночника: наклоны и изгибы торса.

  1. Наклоны торса: Roll down и roll up; Side stretch - наклон   в сторону, при котором грудная клетка изгибается.
  2. Изгибы торса: Arch - изгиб позвоночника назад.

Изоляция.

Координация.

Работа двух изолированных центров в параллель и оппозицию, перемещение в пространстве. Шлифуются навыки, полученные на первом и втором году обучения.

        Бицентрия: движения двух центров в параллель и оппозицию. Перемещение в пространстве шагами с координацией рук и изолированных
центров. Соединение движений двух центров в различных ритмических рисунках.

Уровни.

Наиболее распространенные варианты уровней.

Стоя: на полупальцах - верхний уровень; на всей стопе - средний уровень; колени согнуты - нижний уровень.

«На четвереньках»: опора на руках и коленях; одна или две ноги вытянуты назад при опоре на руки; одна нога открыта в сторону или назад при опоре на руках и колене.

На коленях: стоя на двух коленях; стоя на одном колене, другая нога на полу открыта в любом направлении.

Сидя: frog-position (колени согнуты, стопы вместе); ноги вместе вытянуты вперед - первая позиция; ноги разведены в стороны - вторая позиция; положение «swastica», но стопы плотно прижаты к ягодицам - третья позиция; положение «swastica», колени согнуты под прямым углом, одна нога впереди торса, другая сзади, бедра плотно прижаты к полу - четвертая позиция; ноги согнуты в коленях, щиколотки скрещены - пятая позиция. Пятая позиция ног в положении сидя имеет два варианта. Первый, когда колени согнуты, раскрыты в сторону и одна стопа стоит перед другой в положении point. Другой вариант – pinch - позиция, когда одна голень находится перед другой, т.е. пальцы правой ноги около колена
левой ноги, голени плотно лежат на полу; положение, когда колени согнуты и соединены, стопы стоят на полу параллельно; coccyx-позиция - колени вместе подняты в воздух, голень параллельна полу, опора на нижние кости таза, спина вытянута и немного отклонена назад; джазовый шпагат - нога впереди вытянута, а сзади согнута; положение, сидя на одном бедре - колено опорной ноги согнуто, тяжесть корпуса переносится с ягодиц на бедро, свободная нога открыта назад или в сторону и оторвана от
пола; crossed swastica - «скрещенная свастика», бедра плотно прилегают к полу. Одна нога скрестно перед другой. Стопа стоит на полу, колено направленно вверх. При исполнении с правой ноги, правая стопа располагается около левого колена с внешней стороны, мизинец правой ноги прижат к колену левой ноги.

Лежа: на спине; на животе; на боку.

Эти упражнения состоят из последовательного перемещения исполнителя из уровня в уровень.

  1. Основные уровни: «стоя», «сидя», «лежа».
  2. Переходы из уровня в уровень, смена положения на 8,4,2 счета.

Партер: упражнения stretch-характера.

Третий год обучения предполагает выполнение упражнений stretch-характера в различных положениях: у станка, на середине зала, в партере.

Кросс (шаги, прыжки, вращения): Джазовый шаг (выпад, 2 шага на п/п) в развитии; Джазовый бег (стелящийся); «Триплет» - комбинация трех шагов на два счета; «Триплет» в повороте; «Триплет» с поворотом; Grand battement вперед, в сторону; Grand battement в повороте; «Ножницы» с pas chasse; «Пистолет» в сторону; Трех шаговый  поворот; Tour chaine  на полупальцах        

Адажио. Battement releve lent;

Grand battement

Танцевальные комбинации.

        Третий год обучения предполагает комбинации на 16 тактов с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней.

 

Содержание раздела «Партерный экзерсис»

Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому, народному, современному экзерсису у станка и на середине зала, требующему высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают выработать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.

  1. Упражнения, способствующие растягиванию ахилловых сухожилий, стоп, подколенных мышц и связок.
  2. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра.
  3. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса.
  4. Растягивание мышц и связок спины, особенно поясницы.
  5. Упражнения для гибкости позвоночника.
  6. Укрепление мышц спины и позвоночника.
  7. Упражнения для развития эластичности мышц плечевого пояса.
  8. Упражнения для развития выворотности и танцевального шага.
  9. Различные варианты растяжек.

Содержание раздела «Постановочно-репетиционная работа»

Выбору постановки танцевального номера придается  соответственное значение (идейно направленное, художественно ценное). Танцевальные движения, их характер, рисунок танца, эмоциональная  насыщенность  должны логично сочетаться с музыкальным сопровождением.

Основные этапы последовательности подхода к постановочной работе:

1.Дать общую характеристику танца:

-рассказать о быте, обычаях народа (если танец народный);

-рассказать сюжет танца.

2.Слушание музыки и ее анализ (характер, темп, рисунки музыкальных фраз).

3.Работа над образом: характер образа, специфика поз (руки, корпус, голова).

4. Разучивание движений танца.

Сочинение и анализ танцевальных этюдов самими обучающимися.

Прогнозируемый результат основного этапа обучения:

В обучении: учащиеся знают терминологию изучаемых направлений хореографии, знают и умеют исполнять экзерсис у станка и на середине зала по изучаемым направлениям хореографии.  Знают методику построения занятий. Умеют соединять элементарные движения в танцевальные комбинации и выстраивать из них этюды.

В развитии: учащиеся, обучающиеся в коллективе,  отличаются адекватной быстротой реакции на слова педагога, хорошей двигательной памятью, умением рассчитывать свои силы, соотносить свои движения с движениями партнера, самостоятельно и быстро построиться в любую заданную фигуру или рисунок танца. Укреплены мышцы корпуса, рук, ног, формируется правильная осанка. Хорошее физическое развитие детей позволяет приступить к изучению и исполнению более сложной техники.

В воспитании: коллектив стал дружным, сплоченным, развито чувство взаимовыручки. Формируются азы общей сценической культуры. Привиты основные этические правила поведения на сцене и в жизни.

Обучающиеся во время обучения получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.

Обучающиеся прошедшие курс по данной программе, получают общие сведения об искусстве хореографии, ее специфике и особенностях, что дает возможность правильно судить об идейно-художественных качествах произведений хореографического искусства, продолжать обучение в профессиональных колледжах и вузах.  

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Методическое обеспечение программы:

  1. Планы-конспекты занятий.
  1. Наглядный материал к занятиям (фотографии, картины, диски).
  2. Диагностические материалы.

Дидактические методы и формы:

- обучающее занятие

- тренировочное занятие

- коллективно – творческое занятие

- контрольное занятие

- индивидуальное занятие

- музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала, беседы о музыке, музыкальные игры)

- неформальные мероприятия (посещение культурных мероприятий, досуг внутри коллектива)

    Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, находят широкое применение на других занятиях и уроках в школе.

методы:

- словесный (объяснение, замечание)

- наглядность (личный показ педагога)

- практический (выполнение движений)

Механизм определения результативности программы:

- контроль

- тестирование

- опрос

- анкетирование родителей

Учебно-воспитательная работа:

     Хореографическую работу в коллективе должна отличать высокая организованность, и дисциплина, культура поведения и настоящая воспитанность в общении между участниками коллектива и их педагогами.
Самостоятельная работа детей в целях оказания помощи друг другу воспитывает в детях чувство коллективизма и трудолюбия.
Выступления на общешкольных мероприятиях воспитывают у детей чувство ответственности и пунктуальности.

Материально-техническое обеспечение программы:

Наличие учебного класса.

Оборудование классов: станки, зеркала для самоконтроля, гимнастические коврики.

Техническое оснащение: аудиопроигрыватель,  видеомагнитофон (DVD) или компьютер (ноутбук), видеокамера.

Сценическая площадка для репетиций.

Оформление концертных номеров:

  • изготовление костюмов в соответствии с репертуаром;
  • обувь для сцены  и для занятий;
  • оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).

Обеспечение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности:

  • Тщательная влажная уборка помещения.
  • Проветривание.
  • Соблюдение режима обучения и перерывов.
  • Проведение занятий по технике безопасности.

Требования  к  внешнему  виду  детей:

       Обувь  должна  быть  мягкой  для  занятий  классическим  экзерсисом  (специальные  тапочки, носки, чешки) и  туфли  для  исполнения  народных  танцев. Форма  одежды  должна  быть  обтягивающей (купальники, трико, лосины), чтобы  педагог  мог видеть  недостатки  в  осанке  ребенка  во  время  исполнения  упражнений. Волосы  должны  быть  гладко  зачесаны, не  спадать  на  лицо.

Связь  с  родителями:

        Коллектив должен работать в союзе: дети - педагог - родители. Решение проблем коллектива вместе с родителями делает его более сплоченным и взаимно заинтересованным. Большое  значение  при  организации  работы  придается  включению  родителей  в  ту  атмосферу  деловитости  и  серьезности, создать  которую    считается  необходимой  в  занятиях  искусством. Для  того, чтобы  создать  у  родителей  желаемый  психологический  настрой, вызвать  у  них  нужное  отношение и  понимание  целей  занятий, родители  приглашаются  на родительские собрания, концерты, открытые  занятия, где проводится ознакомление с программой обучения, проводятся  беседы  о  том, что  может  дать  ребенку  искусство  танца, раскрытие  значения  объективного, беспристрастного  подхода  к  своим  детям, необходимости  учета  их  индивидуальных  склонностей, способностей, проводятся индивидуальные консультации, мастер-классы. Особенно  подчеркивается  роль  прилежания обучающихся.  Прилежный, старательный, работоспособный, даже  менее  одаренный  ребенок  может  достичь  хороших  результатов, если  он  находится  в  атмосфере  доброжелательности, интереса  и  уважения  к  своим  достижениям.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Д. Баланчин Сто один рассказ о большом балете, М.: Крон-Пресс, 2000.
  2. А.Я. Ваганова Основы классического танца, С - П, 2002.
  3. Ю.Н. Григорович Балет. Энциклопедия, М.: Советская энциклопедия, 1981.
  4. Р. Захаров Сочинение танца, М.: Искусство, 1985.
  5. В. Костровицкая Сто уроков классического танца, Ленинград, 1981.
  6. В. Костровицкая Школа классического танца, Ленинград: Искусство, 1986.
  7. А. Климов Основы русского народного танца, М.: Искусство, 1981.
  8. И.В. Лифиц Ритмика, М.: 1999.
  9. Н. Моррис Музыка и танец, М.: Астрель, 2002.
  10. В.Н. Никитин Энциклопедия тела, М.: Алетейа, 2000.
  11. И.П. Подласый Педагогика, М.: Владос, 2000.
  12. В. Парфенов Основы композиции танца, Челябинск, 2001.
  13. Н. Стуколкина Четыре экзерсиса, М.: 1972.
  14. Л. Степанова Народные сюжетные танцы, М.: Советская Россия, 1969.
  15. Н. Серебренников Поддержка в дуэтном танце, Ленинград, Искусство, 1969.
  16. Л. Смит Танцы. Начальный курс. М.: Астрель, 2001.
  17. Ж.Е. Фирилева Са-Фи-Дансе, С-П.: Детство – Пресс, 2001.
  18. Н. Шереметьевская Танец на эстраде, М.: Искусство, 1985.Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. - М..ВЦХТ /Я вхожу в мир искусств/№4 1998, - 128с.
  19. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. - М.:ВЦХТ /Я вхожу в мир искусств/ №4 2001, - 168с.
  20. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Методика преподавания. - М..ВЦХТ /Я вхожу в мир искусств/ №12 2002, -160с.
  21. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника. - М.: ИД «Один из лучших», 2004- 414с.
  22. Фельденкрайз М. Сознавание через движение: двенадцать практических уроков / Пер. с англ. М. Папуш -М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001-160с.
  23. Хореографическая школа в системе дополнительного образования детей. / Сост. Косяченко Г.С., Черникова Н.М. - Самара.: Изд-во СИПКРО, 2003-168с.
  24. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. / Каргина З.А. – М.: изд-во Школьная пресса, 2007 – 96с.

  1. Психологические и методические аспекты подготовки учащихся к публичным выступлениям // Дополнительное образование, 2003, №10.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"

Пояснительная запискаНаправленность  образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...

Авторская дополнительная образовательная программа "Работа в классе специального фортепиано"

Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения

Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...

Дополнительная общеразвивающая (рабочая) авторская программа объединения по интересам «Кадр»

Информационная картадополнительной общеразвивающей  (рабочей) авторской программы объединения по интересам «Кадр»Направленность: художественнаяВид образовательной деятельности: доп...

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...