Дополнительная общеразвивающая программа «Тренируем свою память»
рабочая программа

Филиппова Надежда Петровна

 Восстановление мыслительных способностей, восприятия, памяти в целом требует много сил, так как процесс реабилитации может быть долгим и изматывающим как физически, так и эмоционально. Однако опыт  реабилитации показывает, что у человека большие компенсаторные возможности организма, которые нужно использовать и развивать. Существуют упражнения по восстановлению памяти, которые помогут как можно быстрее ее вернуть пострадавшему.

Направленность программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Тренируем свою память» имеет социально-гуманитарную направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon treniruem_svoyu_pamyat.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казённое учреждение

 социального обслуживании Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

________________С.А.Дубинец

«_____» _____________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ»

 ____________С.Н.Затонская

«____» ___________ 2022 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Тренируем свою память»

        Возрастная категория:  получатели социальных услуг старше 18 лет  

                Срок реализации программы: 18 дней (15 часов)

                                           Автор-составитель:

                                                                         Филиппова Н.П. социальный педагог

                                                                            отделения социальной  реабилитации

ст-ца Крыловская

2022

Содержание

 Раздел 1   Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы……………………………………….. 3

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………… 3

1.2. Цель и задачи программы        …………………………………………… 5

1.3. Содержание программы …………………………………………….. 5

1.4. Планируемые результаты …………………………………………… 7

Раздел 2 Комплекс  организационно-педагогических условий…… 7

2.1. Календарно - учебный график …. …………………………………   7

2.2. Условия реализации программы……………………………………  8

2.3. Методическое обеспечение    ………………………………………  8

2.4. Оценочные материалы ……………………………………………     9

         Список литературы           ……………………………………………….  11

Приложение … …………………………………………………………... 12

                   

Раздел 1  Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

  1.  Пояснительная записка

         Прекрасная память — ценнейший инструмент жизнедеятельности человека в любом его возрасте, но в большинстве случаев, ценить этот инструмент люди начинают лишь тогда, когда его теряют.

          Память очень важная функция мозга, которая используется для применения и хранения информации прошлого опыта, для решения актуальных проблем, а также для построения определенного типа поведения.

Без неё невозможна повседневная жизнь. Если сталкиваться с той или иной проблемой, и в памяти будет отсутствовать информация о вариантах ее решения, то качество жизни снизится до уровня ребенка. Станет невозможной речь письменная и устная, общение, творчество и все сферы жизни.  Потеря её нарушает полноценную жизнь, отделяет человека от общества, снижаются адаптивные функции и свойства организма. Такие нарушения наблюдаются у людей с ограниченными возможностями после инсульта, при   черепно-мозговых травмах, с болезнью Альцгеймера, Паркинсона, сахарным диабетом и других заболеваниях.  

 Восстановление мыслительных способностей, восприятия, памяти в целом требует много сил, так как процесс реабилитации может быть долгим и изматывающим как физически, так и эмоционально. Однако опыт  реабилитации показывает, что у человека большие компенсаторные возможности организма, которые нужно использовать и развивать. Существуют упражнения по восстановлению памяти, которые помогут как можно быстрее ее вернуть пострадавшему.

Направленность программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Тренируем свою память» имеет социально-гуманитарную направленность.

Для разработки дополнительной общеразвивающей программы исполь-зовались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No

1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».

  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направленииинформации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Методические рекомендации по разработке и оформлению допол-нительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».
  • Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».
  • Положение о дополнительной общеразвивающей программе от 30.12.2016г. (утверждённой директором ГБУ СО КК «Крыловский КЦРИ»).

Новизна данной программы заключается в создании новой методической продукции переработанной и адаптированной для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с учётом особенностей направления работы реабилитационного учреждения.

Актуальность программы:

Человеческий  мозг способен развиваться и обучаться – в этом важнейшее его отличие даже от самого умного компьютера. Даже в случаях потери памяти – амнезии память вовсе не стирается. Нарушается не память, а механизм её воспроизведения.

Вся информация, попадающая в  мозг человека, остаётся там навечно! Этот факт может воодушевить многих на усиленные занятия по тренировке памяти. Если даже человек что-то забыл – это вовсе необязательно навсегда.

Память можно тренировать и даже восстанавливать, если она полностью или частично утрачена.

Педагогическая целесообразность  данной программы обусловлена  тем, что она направлена на восстановление и профилактику ухудшения  интеллектуальных способностей человека. Она развивает личностные качества и психические процессы у инвалидов. Создает благоприятные условия для восстановления памяти, развития познавательной активности и творческой самореализации инвалидов.

Отличительная особенность программы  в том, что она рассчитана на разную категорию получателей социальных услуг.  Она применима как для людей со сравнительно хорошей памятью, так и  частично или полностью утративших её.

Адресат программы:

Инвалиды от 18 лет и старше, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

Уровень программы: ознакомительный

Объём программы:          

Программа включает 2 раздела: Отчего зависит эффективность развития памяти и внимания?, Упражнения тренировки памяти. Общий объём содержания программы составляет 15 часов.

Сроки реализации: 18 дней

Форма обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая или групповая

Режим занятий: каждому получателю социальных услуг с ограниченными возможностями здоровья устанавливается индивидуальный или групповой режим занятий. Календарно – учебный график занятий составляется с учётом их пожеланий.

Продолжительность проведения занятий устанавливается от 20 до 45 мин.  в соответствии с диагнозом и функциональными возможностями получателей услуг.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: коррекция и развитие памяти в целях профилактики ухудшения здоровья инвалидов, частичное или полное восстановление памяти.

Задачи программы:

Обучающие:

- дать необходимые знания по профилактике ухудшения здоровья;

- обучить упражнениям, способствующим восстановлению памяти.

Воспитательные:

- формировать социально-адаптированную  личность, обладающую необходимыми  компонентами коммуникативной культуры: умением понимать собственные эмоциональные проявления и поведение окружающих, умением общаться и взаимодействовать с окружающими.

Коррекционно-развивающие:

- развивать личностные качества, позволяющие успешно адаптироваться в социуме: познавательную активность, самостоятельность;

- развивать образное и пространственное мышление, воображение, внимание;

- восстанавливать мыслительные способности, восприятие,  память;

- создавать необходимые  условия для расширения социального опыта и облегчения процесса интеграции в общество;

1.3. Содержание программы:

Учебный план

№ п/п

Название разделов и тем

        Количество часов

Раздел/тема

Дата проведения

Всего

Теоретич. занятие

Практич.

занятия

1

2

3

4

5

6

1

Отчего зависит эффективность развития памяти и внимания?

6

4,5

1,5

2

Упражнения тренировки памяти

9

2,5

6,5

                                   ВСЕГО:

15

7

8

Содержание учебного плана:

I Отчего зависит эффективность развития памяти и внимания?

     1.1. Вводное занятие. Знакомство. Беседа о программе. Режим занятий.    Инструктаж по технике безопасности. Методы и формы обучения: беседа, обсуждение. Формы подведения итогов.

  1.2. Правильное питание и память. Влияние еды на мозговую    деятельность. Какие продукты полезны?

  1.3. Не перегружайте свой мозг. Информационная перегрузка мозга. Три упражнения как разгрузить голову.

  1.4. Побольше физической активности и прогулок на свежем воздухе. Почему гулять на свежем воздухе нужно каждый день. Двигательная актив-ность.

  1.5. Память и вредные привычки. Виды вредных привычек. Влияние       вредных привычек на рабочую память.

  1.6. Тренировка памяти и внимания без отрыва от обычных дел. Самые

эффективные упражнения  развития памяти для взрослых. Внимание и концентрация – основа хорошей памяти.

II Упражнения тренировки памяти

2.1. Ассоциации и их виды. В чём польза ассоциативного мышления. Упражнения на ассоциативное запоминание.

2.2. Тренировка памяти восприятия информации на слух. Слуховая память. Комплекс упражнений на развитие слуховой памяти.

2.3.  Воспроизведи увиденное. Вижу и помню. Эйдетический тип памяти. Образное мышление: как развивать?

2.4-2.5.  Найди на рисунке. Головоломки на картинках. Тест на внимательность.

  2.6-2.7.  Игра со словами. Словесные игры для компании. Словесная головоломка.

 2.8-2.9.  Найди различия в рисунках. Зрительная память. Игры с поиском отличий.

1.4. Планируемые результаты реализации программы:

Развить:

- познавательные интересы

- зрительную и слуховую память, внимание и мышление – пространственное и логическое

Научить:

- сравнивать, обобщать, выделять, размышлять

- проявлять индивидуализм и способности

- быть самостоятельным и общительным

2. Комплекс  организационно-педагогических условий

2.1. Календарно - учебный график

№ п/п

Название разделов и тем

        Количество часов

Раздел/тема

Дата проведения

Всего

Теоретич занятия

Практич

занятия

1

2

3

4

5

6

1

Отчего зависит эффективность развития памяти и внимания?

6

4,5

1,5

1.1

Вводное занятие

1

1

-

1.2

Правильное питание и память

1

1

-

1.3

Не перегружайте свой мозг

1

0,5

0,5

1.4

Побольше физической активности и прогулок на свежем воздухе

1

0,5

0,5

1.5

Память и вредные привычки

1

1

-

1.6

Тренировка памяти и внимания без отрыва от обычных дел

1

0,5

0,5

2

Упражнения тренировки памяти

9

2,5

6,5

1

2

3

4

5

6

2.1

Ассоциации

1

-

1

2.2

Тренировка памяти восприятия информации на слух

1

0,5

0,5

2.3

Воспроизведи увиденное

1

0,5

0,5

2.4-2.5

Найди на рисунке

2

0,5

1,5

2.6-2.7

Игра со словами

2

0,5

1,5

2.8-2.9

Найди различия в рисунках

2

0,5

1,5

ВСЕГО:

15

7

8

2.2.  Условия реализации программы:

Дополнительная обшеразвивающая программа «Тренируем свою память» рассчитана на людей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 лет и старше. В зависимости от кратности посещений и состояния здоровья получателя социальных услуг программа  может считаться реализованной при не полном  рассмотрении всех занятий календарно-учебного графика. Если в ходе реализации программы выясняется, что получатель социальных услуг плохо усвоил какой-то конкретный материал, то в этом случае в календарно-учебный график могут быть внесены коррективы. (Для закрепления полученных знаний  возможно повторение занятий).

2.3. Методическое обеспечение

Реализация программы «Тренируем свою память» основывается на следующих принципах:

- принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;

- принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, делающих учебный процесс более эффективным;

- принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками;

Для достижения положительных результатов по программе, занятия осуществляются с использованием педагогических технологий.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения –

максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей на основе использования имеющегося опыта жизнедеятельности. Применение этой технологии обеспечивает возможность развития и саморазвития личности каждого человека исходя из его индивидуальных особенностей.

Технология дифференцированного обучения.

 Основная цель использования технологии дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт  возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Методы работы:

1.словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок);

2. репродуктивный (воспроизведение полученной информации);

3. творческий (поиск нового стиля, новых элементов, создание работ по собственному замыслу, эскизу);

4. игровой (использование упражнений в игровой форме);

5. наглядный (демонстрация образцов).

Наглядный метод применяется совместно со словесным методом обучения. Данный метод необходим в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечивает высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой.

Материально-техническое оснащение

  1. Учебный кабинет 
  2. Столы
  3. Стулья
  4. Воспроизводящее устройство (ПК)
  5. Шкафы для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы

2.4. Оценочные материалы

Программа предусматривает оценивание предметных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя метод педагогического наблюдения

Эффективность программы отслеживается по итоговой диагностике (см. приложение № 1 - оценочную таблицу результатов освоения программы)

    Критерии оценки:

За каждый освоенный пункт начисляется 1 балл.

0-5 баллов – низкий уровень освоения программы

5-10 баллов – средний уровень освоения программы

10-15 баллов – высокий уровень освоения программы.

Алгоритм занятий:

Каждое занятие программы содержит в себе следующие этапы:

- организационный этап (приветствие, создание эмоционального настроя);

- теоретический этап (сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, подача новой информации);

- практический этап (отработка формируемых навыков на практике);

- рефлексивный этап (обобщение полученных знаний и подведение итогов).

Обобщенная структура занятия:

- постановка цели занятия;

- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

- выполнение проверочных заданий;

- ознакомление с новыми заданиями;

- упражнения на их освоение;

- упражнения на их закрепление;

- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму;

- упражнения на перенос в сходную ситуацию;

- итог занятия;

- задание на дом.


Используемая литература

Основная

1.        Крауз-Вейсер Ф. Тренировка памяти и концентрации внимания для взрослых/ Пер. с нем. Агенства переводов «Сван». -М.: Олимпия, 2008. -80 с.

2. Могучий А. Супертренажёр памяти. Книга тренажёр для вашего мозга /Антон Могучий. – Москва: Издательство АСТ, 2017.-286 с.

Дополнительная

1. Андреева Ю.И. Растим гения. Развиваем нестандартное мышление и воображение, улучшаем память и речь. - СПб.; Вектор, 2009 -214 с.

2. Картер, Филипп. IQ и личностные тесты/ Филипп Картер: пер. с англ. Пер.Гучевой. – М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.- 218 с.- ил.

3. Шангпа Ринпоче. Семь пунктов Тренировки ума. Практические инструкции на пути к пробуждению/ Шангпа Ринпоче:/ пер. с англ. М.М. Гучевой. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. -218 с.

Интернет-ресурсы

   1. iveinternet.ru›users/zhavoronok/post352893043

   2. nevnyk-uspeha.com›Психология›Тренировки памяти

   3. fb.ru›article/136555/poleznyie-sovetyi-o-tom-kak-…

   4. healthage.ru›polezno-znat…i-trenirovka-pamyati/

   5. musthaveforyou.mediasole.ru›10_uprazhneniy…pamyati

Приложение №1

Оценочная таблица результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Тренируем свою память»

ФИО                                                                                                                         .

Период реабилитации с _________ по ________ 20__г.

Название  тем

Первоначаль

ная

диагностика

(в баллах)

Итоговая

диагностика

(в баллах)

Отчего зависит эффективность развития памяти и внимания?

Вводное занятие

Правильное питание и память

Не перегружайте свой мозг

Побольше физической активности и прогулок на свежем воздухе

Память и вредные привычки

Тренировка памяти и внимания без отрыва от обычных дел

Упражнения тренировки памяти

Ассоциации

Тренировка памяти восприятия информации на слух

Воспроизведи увиденное

Найди на рисунке

Игра со словами

Найди различия в рисунках

ВСЕГО

   

 Критерии оценки:

За каждый освоенный пункт начисляется 1 балл.

0-5 баллов – низкий уровень освоения программы

5-10 баллов – средний уровень освоения программы

10-15 баллов – высокий уровень освоения программы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"

Пояснительная запискаНаправленность  образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения

Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...

Дополнительная общеразвивающая (рабочая) авторская программа объединения по интересам «Кадр»

Информационная картадополнительной общеразвивающей  (рабочей) авторской программы объединения по интересам «Кадр»Направленность: художественнаяВид образовательной деятельности: доп...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"

Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года...

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...