Дополнительная общеразвивающая программа «Тренируем свою память»
рабочая программа
Восстановление мыслительных способностей, восприятия, памяти в целом требует много сил, так как процесс реабилитации может быть долгим и изматывающим как физически, так и эмоционально. Однако опыт реабилитации показывает, что у человека большие компенсаторные возможности организма, которые нужно использовать и развивать. Существуют упражнения по восстановлению памяти, которые помогут как можно быстрее ее вернуть пострадавшему.
Направленность программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Тренируем свою память» имеет социально-гуманитарную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treniruem_svoyu_pamyat.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казённое учреждение
социального обслуживании Краснодарского края
«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ» ________________С.А.Дубинец «_____» _____________ 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ» ____________С.Н.Затонская «____» ___________ 2022 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Тренируем свою память»
Возрастная категория: получатели социальных услуг старше 18 лет
Срок реализации программы: 18 дней (15 часов)
Автор-составитель:
Филиппова Н.П. социальный педагог
отделения социальной реабилитации
ст-ца Крыловская
2022
Содержание
Раздел 1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы……………………………………….. 3
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………… 3
1.2. Цель и задачи программы …………………………………………… 5
1.3. Содержание программы …………………………………………….. 5
1.4. Планируемые результаты …………………………………………… 7
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий…… 7
2.1. Календарно - учебный график …. ………………………………… 7
2.2. Условия реализации программы…………………………………… 8
2.3. Методическое обеспечение ……………………………………… 8
2.4. Оценочные материалы …………………………………………… 9
Список литературы ………………………………………………. 11
Приложение … …………………………………………………………... 12
Раздел 1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Прекрасная память — ценнейший инструмент жизнедеятельности человека в любом его возрасте, но в большинстве случаев, ценить этот инструмент люди начинают лишь тогда, когда его теряют.
Память очень важная функция мозга, которая используется для применения и хранения информации прошлого опыта, для решения актуальных проблем, а также для построения определенного типа поведения.
Без неё невозможна повседневная жизнь. Если сталкиваться с той или иной проблемой, и в памяти будет отсутствовать информация о вариантах ее решения, то качество жизни снизится до уровня ребенка. Станет невозможной речь письменная и устная, общение, творчество и все сферы жизни. Потеря её нарушает полноценную жизнь, отделяет человека от общества, снижаются адаптивные функции и свойства организма. Такие нарушения наблюдаются у людей с ограниченными возможностями после инсульта, при черепно-мозговых травмах, с болезнью Альцгеймера, Паркинсона, сахарным диабетом и других заболеваниях.
Восстановление мыслительных способностей, восприятия, памяти в целом требует много сил, так как процесс реабилитации может быть долгим и изматывающим как физически, так и эмоционально. Однако опыт реабилитации показывает, что у человека большие компенсаторные возможности организма, которые нужно использовать и развивать. Существуют упражнения по восстановлению памяти, которые помогут как можно быстрее ее вернуть пострадавшему.
Направленность программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Тренируем свою память» имеет социально-гуманитарную направленность.
Для разработки дополнительной общеразвивающей программы исполь-зовались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направленииинформации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Методические рекомендации по разработке и оформлению допол-нительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».
- Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе от 30.12.2016г. (утверждённой директором ГБУ СО КК «Крыловский КЦРИ»).
Новизна данной программы заключается в создании новой методической продукции переработанной и адаптированной для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с учётом особенностей направления работы реабилитационного учреждения.
Актуальность программы:
Человеческий мозг способен развиваться и обучаться – в этом важнейшее его отличие даже от самого умного компьютера. Даже в случаях потери памяти – амнезии память вовсе не стирается. Нарушается не память, а механизм её воспроизведения.
Вся информация, попадающая в мозг человека, остаётся там навечно! Этот факт может воодушевить многих на усиленные занятия по тренировке памяти. Если даже человек что-то забыл – это вовсе необязательно навсегда.
Память можно тренировать и даже восстанавливать, если она полностью или частично утрачена.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она направлена на восстановление и профилактику ухудшения интеллектуальных способностей человека. Она развивает личностные качества и психические процессы у инвалидов. Создает благоприятные условия для восстановления памяти, развития познавательной активности и творческой самореализации инвалидов.
Отличительная особенность программы в том, что она рассчитана на разную категорию получателей социальных услуг. Она применима как для людей со сравнительно хорошей памятью, так и частично или полностью утративших её.
Адресат программы:
Инвалиды от 18 лет и старше, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.
Уровень программы: ознакомительный
Объём программы:
Программа включает 2 раздела: Отчего зависит эффективность развития памяти и внимания?, Упражнения тренировки памяти. Общий объём содержания программы составляет 15 часов.
Сроки реализации: 18 дней
Форма обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая или групповая
Режим занятий: каждому получателю социальных услуг с ограниченными возможностями здоровья устанавливается индивидуальный или групповой режим занятий. Календарно – учебный график занятий составляется с учётом их пожеланий.
Продолжительность проведения занятий устанавливается от 20 до 45 мин. в соответствии с диагнозом и функциональными возможностями получателей услуг.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: коррекция и развитие памяти в целях профилактики ухудшения здоровья инвалидов, частичное или полное восстановление памяти.
Задачи программы:
Обучающие:
- дать необходимые знания по профилактике ухудшения здоровья;
- обучить упражнениям, способствующим восстановлению памяти.
Воспитательные:
- формировать социально-адаптированную личность, обладающую необходимыми компонентами коммуникативной культуры: умением понимать собственные эмоциональные проявления и поведение окружающих, умением общаться и взаимодействовать с окружающими.
Коррекционно-развивающие:
- развивать личностные качества, позволяющие успешно адаптироваться в социуме: познавательную активность, самостоятельность;
- развивать образное и пространственное мышление, воображение, внимание;
- восстанавливать мыслительные способности, восприятие, память;
- создавать необходимые условия для расширения социального опыта и облегчения процесса интеграции в общество;
1.3. Содержание программы:
Учебный план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Раздел/тема | Дата проведения | Всего | Теоретич. занятие | Практич. занятия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Отчего зависит эффективность развития памяти и внимания? | 6 | 4,5 | 1,5 | |
2 | Упражнения тренировки памяти | 9 | 2,5 | 6,5 | |
ВСЕГО: | 15 | 7 | 8 |
Содержание учебного плана:
I Отчего зависит эффективность развития памяти и внимания?
1.1. Вводное занятие. Знакомство. Беседа о программе. Режим занятий. Инструктаж по технике безопасности. Методы и формы обучения: беседа, обсуждение. Формы подведения итогов.
1.2. Правильное питание и память. Влияние еды на мозговую деятельность. Какие продукты полезны?
1.3. Не перегружайте свой мозг. Информационная перегрузка мозга. Три упражнения как разгрузить голову.
1.4. Побольше физической активности и прогулок на свежем воздухе. Почему гулять на свежем воздухе нужно каждый день. Двигательная актив-ность.
1.5. Память и вредные привычки. Виды вредных привычек. Влияние вредных привычек на рабочую память.
1.6. Тренировка памяти и внимания без отрыва от обычных дел. Самые
эффективные упражнения развития памяти для взрослых. Внимание и концентрация – основа хорошей памяти.
II Упражнения тренировки памяти
2.1. Ассоциации и их виды. В чём польза ассоциативного мышления. Упражнения на ассоциативное запоминание.
2.2. Тренировка памяти восприятия информации на слух. Слуховая память. Комплекс упражнений на развитие слуховой памяти.
2.3. Воспроизведи увиденное. Вижу и помню. Эйдетический тип памяти. Образное мышление: как развивать?
2.4-2.5. Найди на рисунке. Головоломки на картинках. Тест на внимательность.
2.6-2.7. Игра со словами. Словесные игры для компании. Словесная головоломка.
2.8-2.9. Найди различия в рисунках. Зрительная память. Игры с поиском отличий.
1.4. Планируемые результаты реализации программы:
Развить:
- познавательные интересы
- зрительную и слуховую память, внимание и мышление – пространственное и логическое
Научить:
- сравнивать, обобщать, выделять, размышлять
- проявлять индивидуализм и способности
- быть самостоятельным и общительным
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно - учебный график
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Раздел/тема | Дата проведения | Всего | Теоретич занятия | Практич занятия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Отчего зависит эффективность развития памяти и внимания? | 6 | 4,5 | 1,5 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
1.2 | Правильное питание и память | 1 | 1 | - | |
1.3 | Не перегружайте свой мозг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.4 | Побольше физической активности и прогулок на свежем воздухе | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.5 | Память и вредные привычки | 1 | 1 | - | |
1.6 | Тренировка памяти и внимания без отрыва от обычных дел | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Упражнения тренировки памяти | 9 | 2,5 | 6,5 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2.1 | Ассоциации | 1 | - | 1 | |
2.2 | Тренировка памяти восприятия информации на слух | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.3 | Воспроизведи увиденное | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.4-2.5 | Найди на рисунке | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.6-2.7 | Игра со словами | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.8-2.9 | Найди различия в рисунках | 2 | 0,5 | 1,5 | |
ВСЕГО: | 15 | 7 | 8 |
2.2. Условия реализации программы:
Дополнительная обшеразвивающая программа «Тренируем свою память» рассчитана на людей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 лет и старше. В зависимости от кратности посещений и состояния здоровья получателя социальных услуг программа может считаться реализованной при не полном рассмотрении всех занятий календарно-учебного графика. Если в ходе реализации программы выясняется, что получатель социальных услуг плохо усвоил какой-то конкретный материал, то в этом случае в календарно-учебный график могут быть внесены коррективы. (Для закрепления полученных знаний возможно повторение занятий).
2.3. Методическое обеспечение
Реализация программы «Тренируем свою память» основывается на следующих принципах:
- принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;
- принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, делающих учебный процесс более эффективным;
- принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками;
Для достижения положительных результатов по программе, занятия осуществляются с использованием педагогических технологий.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения –
максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей на основе использования имеющегося опыта жизнедеятельности. Применение этой технологии обеспечивает возможность развития и саморазвития личности каждого человека исходя из его индивидуальных особенностей.
Технология дифференцированного обучения.
Основная цель использования технологии дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Методы работы:
1.словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок);
2. репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
3. творческий (поиск нового стиля, новых элементов, создание работ по собственному замыслу, эскизу);
4. игровой (использование упражнений в игровой форме);
5. наглядный (демонстрация образцов).
Наглядный метод применяется совместно со словесным методом обучения. Данный метод необходим в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечивает высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой.
Материально-техническое оснащение
- Учебный кабинет
- Столы
- Стулья
- Воспроизводящее устройство (ПК)
- Шкафы для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы
2.4. Оценочные материалы
Программа предусматривает оценивание предметных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя метод педагогического наблюдения
Эффективность программы отслеживается по итоговой диагностике (см. приложение № 1 - оценочную таблицу результатов освоения программы)
Критерии оценки:
За каждый освоенный пункт начисляется 1 балл.
0-5 баллов – низкий уровень освоения программы
5-10 баллов – средний уровень освоения программы
10-15 баллов – высокий уровень освоения программы.
Алгоритм занятий:
Каждое занятие программы содержит в себе следующие этапы:
- организационный этап (приветствие, создание эмоционального настроя);
- теоретический этап (сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, подача новой информации);
- практический этап (отработка формируемых навыков на практике);
- рефлексивный этап (обобщение полученных знаний и подведение итогов).
Обобщенная структура занятия:
- постановка цели занятия;
- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- выполнение проверочных заданий;
- ознакомление с новыми заданиями;
- упражнения на их освоение;
- упражнения на их закрепление;
- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму;
- упражнения на перенос в сходную ситуацию;
- итог занятия;
- задание на дом.
Используемая литература
Основная
1. Крауз-Вейсер Ф. Тренировка памяти и концентрации внимания для взрослых/ Пер. с нем. Агенства переводов «Сван». -М.: Олимпия, 2008. -80 с.
2. Могучий А. Супертренажёр памяти. Книга тренажёр для вашего мозга /Антон Могучий. – Москва: Издательство АСТ, 2017.-286 с.
Дополнительная
1. Андреева Ю.И. Растим гения. Развиваем нестандартное мышление и воображение, улучшаем память и речь. - СПб.; Вектор, 2009 -214 с.
2. Картер, Филипп. IQ и личностные тесты/ Филипп Картер: пер. с англ. Пер.Гучевой. – М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.- 218 с.- ил.
3. Шангпа Ринпоче. Семь пунктов Тренировки ума. Практические инструкции на пути к пробуждению/ Шангпа Ринпоче:/ пер. с англ. М.М. Гучевой. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. -218 с.
Интернет-ресурсы
1. iveinternet.ru›users/zhavoronok/post352893043
2. nevnyk-uspeha.com›Психология›Тренировки памяти
3. fb.ru›article/136555/poleznyie-sovetyi-o-tom-kak-…
4. healthage.ru›polezno-znat…i-trenirovka-pamyati/
5. musthaveforyou.mediasole.ru›10_uprazhneniy…pamyati
Приложение №1
Оценочная таблица результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Тренируем свою память»
ФИО .
Период реабилитации с _________ по ________ 20__г.
Название тем | Первоначаль ная диагностика (в баллах) | Итоговая диагностика (в баллах) |
Отчего зависит эффективность развития памяти и внимания? | ||
Вводное занятие | ||
Правильное питание и память | ||
Не перегружайте свой мозг | ||
Побольше физической активности и прогулок на свежем воздухе | ||
Память и вредные привычки | ||
Тренировка памяти и внимания без отрыва от обычных дел | ||
Упражнения тренировки памяти | ||
Ассоциации | ||
Тренировка памяти восприятия информации на слух | ||
Воспроизведи увиденное | ||
Найди на рисунке | ||
Игра со словами | ||
Найди различия в рисунках | ||
ВСЕГО |
Критерии оценки:
За каждый освоенный пункт начисляется 1 балл.
0-5 баллов – низкий уровень освоения программы
5-10 баллов – средний уровень освоения программы
10-15 баллов – высокий уровень освоения программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"
Пояснительная запискаНаправленность образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...
Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения
Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...
Дополнительная общеразвивающая (рабочая) авторская программа объединения по интересам «Кадр»
Информационная картадополнительной общеразвивающей (рабочей) авторской программы объединения по интересам «Кадр»Направленность: художественнаяВид образовательной деятельности: доп...
Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"
Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года...
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...