Дополнительная общеразвивающая (рабочая) авторская программа объединения по интересам «Кадр»
рабочая программа по теме
Информационная карта
дополнительной общеразвивающей (рабочей) авторской программы объединения по интересам «Кадр»
Направленность: художественная
Вид образовательной деятельности: дополнительное образование детей
Название программы: «Кадр» (фотообъединение)
Сведения об авторе: Герштун Елена Михайловна, педагог дополнительного образования ОГАОУ БИЮЛИ
Аннотация программы: Возраст обучающихся от 14 до 18 лет
Сроки реализации программы 2 года
Цель: формирование у подростков в процессе изучения искусства фотографии социально-ориентированного, творчески направленного мышления, максимально полно учитывающее индивидуально-личностные особенности развития детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2016-17_goda.shkola_na_2_goda._306_chasa.doc | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
Герштун Е.М. Программа «Кадр»
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая (рабочая) программа объединения по интересам «Кадр» художественной направленности для обучающихся 8-11 классов ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. « 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей «внешкольные учреждения». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.1241-03 (введенного в действие 20 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003г. № 27)
- и в соответствии с Инструктивно-методическим письмом областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования» «Об основных направлениях воспитания и дополнительного образования в образовательных организациях области в рамках реализации ФГОС на 2015-2016 учебный год».
В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна и старые знания быстро устаревают, выходом для получения новых знаний на профессиональном уровне, является освоение современных технологий в области фотографии. А так как программы для работы в фотокружках, рекомендованные Министерством образования, были написаны в 70–80-х годах и в значительной мере потеряли свою актуальность, то это стало поводом для создания новой программы.
Фотографический снимок сопровождает нас всю жизнь: без слов рассказывает о происходящих событиях со страниц газет и журналов; незаменим в любой работе и в научных исследованиях; украшает наш быт, напоминает об историческом прошлом. Фотография стала самым массовым и популярным видом самодеятельного искусства – она доступна поистине каждому.
Современная фотография многогранна: это и инструмент ученого – его верный и незаменимый помощник в познании нового, это и важное средство информации, это, наконец, фотографическое искусство, которым увлечены сотни тысяч любителей и профессиональных фотографов. Фотография позволяет людям увидеть мир образно, испытать свои силы в интересном и увлекательном процессе творческого отражения окружающего мира, а то и просто зафиксировать те или иные события в нашей памяти.
Опыт убеждает, что воспитанников необходимо как можно раньше приобщать к истории малой родины, посредством фотосъемки. Такая необходимость продиктована духовно-нравственными проблемами и противоречиями современной массовой культуры. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше ребята будут знать о своем крае, тем больше будут его любить. Задача педагога - вызвать у детей желание не только уметь запечатлеть в кадре тот или иной объект, но и узнать историю своего города (поселка), изучать ее, уметь рассказать об этом. Изложение материала основано на принципах системности и объективности, так как главная задача - заинтересовать ребенка, пробудить интерес и уважение к прошлому.
Чтобы получить хороший снимок, прежде всего необходимо умение видеть, то есть замечать самое важное. Следует совершенствовать способность мыслить в рамках кадра и внимательно оценивать то, что попадает в поле видоискателя. Однако острый взгляд и восприимчивость — это еще не все. Необходимо также умение обращаться с техникой. Действительно, снимать теперь стало намного легче, чем раньше, благодаря автоматике фотоаппаратов. Автоматическая фокусировка, электроника, разнообразие объективов, а также современные технологии изготовления пленок позволили очень сильно расширить возможности фотографии, а следовательно, и диапазон условий съемки. Хорошее владение техникой съемки позволяет получать более красивые снимки или просто делать то, что раньше считалось невозможным, и задача данной программы — помочь обучающимся в достижении этих целей.
Образовательная программа «Кадр» начинается с раздела, посвященного общим аспектам фотографии и обзору видов съемки. Здесь приведены специфические приемы и предлагаются советы, основанные на профессиональных знаниях. Вторая же часть программы содержит обзоры применяемых в фотографии инструментов и технических приемов. Фотографические камеры и объективы, их достоинства и недостатки, фотопленки и аксессуары — темы этого раздела. Точность, обеспечиваемая передовыми технологиями, позволяет получать хорошие снимки почти всегда, когда захочется, а не по воле случая. Третий раздел программы посвящен цифровой фотографии, где кружковцы погружаются в захватывающий и многогранный мир новейших технологий.
Программа «Кадр» является авторской, общеразвивающей, по цели обучения – познавательной, развивающей художественную одарённость ребёнка.
Актуальность данной образовательной программы заключается в формировании в процессе обучения образованности растущей личности: элементарной грамотности в области фотодела, функциональной грамотности, общекультурной и допрофессиональной компетентности; развитие у подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Педагогическая целесообразность общеразвивающей программы фотообъединения “Кадр” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к фотографической культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Благодаря систематическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую культуру, а развитие способностей видеть и запечатлевать красоту помогает более тонкому восприятию фотоискусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению фотографии.
Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных творческих заданий обучающегося, с другой стороны.
Особенность программы заключается в том, что предложенный материал предполагает обязательное изучение различных взаимосвязанных дисциплин, необходимых для успешного овладения основами фотодела, таких как: история фотографии; естественно-научные дисциплина (физика); изобразительное искусство; психология общения. А так же получения знаний по истории родного края, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, в рефератах и презентациях, при помощи фотографий.
Цель - формирование у подростков в процессе изучения искусства фотографии социально-ориентированного, творчески направленного мышления, максимально полно учитывающее индивидуально-личностные особенности развития детей и подростков; воспитание патриотов своего края.
В соответствии с реальными возможностями детей ставятся и решаются следующие образовательно-воспитательные задачи:
- формировать у подростков отношение к фотографии как, личностно значимой ценности, позволяющей раскрыть многокрасочность окружающего мира и мира человеческих взаимоотношений в предельно ограниченных средствах художественного самовыражения;
- обучить практическим навыкам и умению обращаться с различными типами фотокамер и фотопринадлежностями, необходимым действиям для получения высококачественного фотографического изображения, а также навыкам в различных видах фотосъемки, умению самостоятельно применять полученные знания на практике;
- развивать духовный мир воспитанников, их зрительного восприятия, пространственного мышления, фотографического видения, формирование и развитие эстетического и художественного вкуса, стремления к накоплению и совершенствованию собственных знаний, умений и навыков;
- воспитывать уважение к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- воспитывать подростков в атмосфере сотрудничества и взаимопомощи, доверия и дружбы.
Концептуальным подходом к построению программы являются принципы: сознательности и активности, доступности, последовательности, наглядности, связи техники с практикой.
Программа основывается на использовании следующих педагогических технологий: личностно-ориентированное обучение, методы проблемного обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, развитие критического мышления, здоровьесберегающие технологии. Применение технологии создания успеха дает ребенку возможность осознать свою творческую ценность, продвигает - каждый в своем темпе – к новым высотам творческих достижений.
Подростку свойственны неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений, самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости завоевать признание, расположение и уважение сверстников к себе. В этот период идёт формирование характера, протест против диктата взрослых, развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям, к оперированию абстрактными понятиями. Руководитель фотоколлектива должен учитывать возрастные особенности воспитанников, их интересы и склонности. Поэтому для раскрытия творческого потенциала каждого учащегося наиболее целесообразной формой обучения представляется форма индивидуальных занятий по фотосъемке и обработке фотографий, разработке темы. Периодичность проведения индивидуальных занятий определяется педагогом. По усмотрению руководителя коллектива возможны изменения и перестановки, изучаемых тем с учетом материально-технической базы, развития обучающихся.
Программа адресована руководителям кружков школ и внешкольных учреждений дополнительного образования. Она дает возможность познакомить и обучить детей художественной фотосъемке и обработке фотоматериалов на компьютере при помощи программы fotoshop. Программа «Кадр» предусматривает два уровня подготовки:
- начальный;
- расширенный.
Образовательная программа «Кадр» рассчитана на два года обучения: каждый год - своеобразный «шаг» в восхождении обучающихся к теоретическим и практическим «высотам» искусства фотографии. В кружке первого года занятия проводятся по 4 часа в неделю (два раза по 2 часа), второго года – по 4,5 часа в неделю (два раза по 2 часа 15 минут).
Учебная группа комплектуется из 10-15 обучающихся. Возраст детей 13-18 лет (8 -11 классы).
Система контроля
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Проводимые мероприятия направляют обучающихся к достижению более высоких вершин творчества, нацеливают на получение положительного результата.
Проверка результативности:
- входной контроль (проводится в начале года) - беседа с детьми, родителями, учителями;
- промежуточный контроль (по четвертям, полугодиям или разделам) – тесты, беседы, кроссворды, ребусы, практическая работа, участие в выставках, конкурсах, соревнованиях;
- итоговый контроль (в конце года) - отчетная выставка лучших работ (к фотографиям делаются надписи). Кружковцы выпускают фотогазеты, или фотоальбомы, презентации, готовят творческий отчет, персональные выставки.
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ.
1. Начальный.
Первый год во многом является определяющим для дальнейшего продвижения каждого воспитанника: некоторые выпускники навсегда связывают свой жизненный путь с фотографией, другие остаются только любителями на уровне «семейного альбома». Однако и те, и другие, несомненно, обогатят свой жизненный опыт, расширят кругозор, творческий опыт.
2. Расширенный.
На этом этапе происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом году обучения. Учащиеся получат навыки фотосъемки при искусственном освещении, будут развивать умение и навыки жанровой фотографии, получат знания работы на компьютере с программами по работе с фотоизображениями.
Программа рассчитана на 34 учебных недели и состоит из примерного тематического плана, содержания, примерного перечня тематики рефератов и практических заданий, основной и дополнительной литературы.
Учебный план
№ п/п | Название темы | 1 год обучения (час) | 2 год обучения (час) |
Введение. ТБ. | 2 | (2 зан) 4,5 | |
Фотография сегодня | 20 | (2 зан) 4,5 | |
Аксессуары для съемки | 6 | (3 зан) 6,75 | |
Классическая фотография | 78 | (30 зан) 67,5 | |
Цифровая фотография | 6 | (2 зан) 4,5 | |
Обработка и печать | - | (19 зан) 42,75 | |
Культурное наследие | 12 | (4 зан) 9 | |
Итоговые занятия. | 6 | (2 зан) 4,5 | |
Экскурсии. | 8 | (4 зан) 9 | |
Итого: | 136 | (68 зан) 153 |
В условиях перехода на новые учебные программы количество часов и отдельные темы могут быть изменены.
Учебно-тематический план
1 года обучения
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теории (час) | Практики (час) |
1. | Введение. Правила ТБ. Организационное занятие. | 2 | 2 | - |
2. | ФОТОГРАФИЯ СЕГОДНЯ | 20 | 12 | 8 |
2.1 | Выбор фотоаппарата. Традиционная камера. Цифровая камера. | 4 | ||
2.2 | Шкалы светочувствительности Фотографическая широта. Подход к объекту съемки. Дальномеры. Шкала диафрагм. | 1 | 1 | |
2.3 | Композиция. Вопросы перспективы. Точка съемки (ракурс) | 2 | 2 | |
2.4 | Фотоматериалы. | 2 | ||
2.5 | Техника съемки. | 2 | 4 | |
2.6 | Выбор объектива. | 1 | 1 | |
3 | АКСЕССУАРЫ для СЪЕМКИ. | 6 | 3 | 3 |
3.1 | Фотопринадлежности: светофильтры для съемки, штатив, фотовспышка. | 3 | 3 | |
4. | КЛАССИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ. | 76 | 19 | 57 |
4.1 | Жанровая фотосъемка. Съемка в городе. | 2 | 8 | |
4.2 | Портрет. | 2 | 6 | |
4.3 | Съемка интерьера. Съемка натюрморта | 2 | 6 | |
4.4 | Пейзажная съемка. | 2 | 8 | |
4.5 | Съемка памятников, архитектуры и строительства. | 2 | 6 | |
4.6 | Съемка движения. | 2 | 6 | |
4.7 | Съемка детей | 1 | 3 | |
4.8 | Портреты животных. | 1 | 3 | |
4.9 | Макрофотография. Цветы. Насекомые. | 2 | 4 | |
4.10 | Съемка воды. | 1 | 3 | |
Съемка на закате. Ночная съемка. | 2 | 4 | ||
5. | ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ | 6 | 4 | 2 |
5.1 | Вокруг компьютера. Фотография в компьютере. | 1 | 1 | |
5.2 | Цифровая съемка Разрешение: достаточная четкость. Объем информации одной фотографии. | 2 | - | |
5.3 | Принтеры для цифровых фотографий. | 1 | 1 | |
6. | КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ | 12 | 4 | 8 |
7. | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 6 | 2 | 4 |
7.1 | Обсуждение отснятого в течение года. Подготовка к отчетной фотовыставке. Оформление выставки. | 2 | 4 | |
8. | ЭКСКУРСИИ | 8 | - | 8 |
Итого | 136 | 46 | 90 |
Содержание программы (1 год обучения)
1. Введение. Правила ТБ. Организационное занятие
Теоретические знания:
Вводная часть. Порядок и содержание работы кружка. Правила поведения во время обучения. Правила безопасной работы с оборудованием, инструментами и материалами. История изобретения и развития фотографии. Значение фотографии в науке и технике. Микросъемки и фотосъемки в космосе. Фотосъемка в журналах и газетах.
Форма проведения занятия – беседа, демонстрация иллюстраций и фотодокументов.
2. Фотография сегодня
2.1. Выбор фотоаппарата. Традиционная камера. Цифровая камера.
Теоретические знания: Цифровой или традиционный фотоаппарат? Историческая справка. Технологии плёночной и цифровой фотографии: аналогии и различия, плюсы и минусы. Форматы фотокамер, классификация. Выбор фотоаппарата. Основные части фотоаппарата, их назначение и размещение. Технические характеристики и возможности. Режимы работы, освоение режимов работы. Хранение и уход за фотоаппаратом. Чистка матриц и оптики.
Практическая часть: знакомство с устройством фотоаппарата.
Форма проведения занятия: беседа, демонстрация.
2.2. Шкалы светочувствительности. Увеличение чувствительности.
Подход к объекту съемки. Дальномеры. Шкала диафрагм
Теоретические знания: Дать представление о светочувствительности материалов. Порядок действий при подготовке аппарата к съемке. Выбор объекта съемки. Контролируем сюжет. Как строить кадр. Основные правила наводки объектива на резкость, сведения о глубине резкости объектива; знакомство со специальными устройствами наводки на резкость. Схемы зеркального и дальномерного фотоаппарата.
Практическая часть: выбор кадра для съёмки. Наводка на резкость на «глазок» по символам; отработка навыков на фотоаппаратах, оборудованных специальными устройствами наводки на резкость.
Форма проведения занятия – беседа, демонстрация, информация.
2.3. Композиция. Вопросы перспективы. Точка съемки (ракурс)
Теоретические знания: Основы композиции и восприятия цвета. Золотое сечение, правило третей, исключения из правил. Динамика и статика в композиции. Передний, средний и задние планы. Крупный, средний, дальний и общие планы. Перспектива и перспективные искажения. Линия горизонта. Равновесие, симметрия и асимметрия. Цвет и тональность, психология в восприятии цветов и их сочетаний. Цветовой круг, противоположные и дополняющие цвета. Цветовая гармония.
Форма проведения занятия – лекция, беседа, демонстрация.
2.4. Фотоматериалы
Теоретические знания: Дать представление о фотоматериалах для фотосъемки и обработки отснятого материала. Фотографические форматы. Пленки. Фотобумага.
Форма проведения занятия – информация, беседа, лекция.
2.5. Техника съемки.
Теоретические знания: Установка экспозиции. Экспозиционные пары. Затвор фотоаппарата. Выбор подходящего освещения. Освещенность.
Практическая часть: отработка навыков определения экспозиции по символам, фотосъёмка с различной экспозицией.
Форма проведения занятия – информация, лекция, беседа, выполнение самостоятельных исследований.
2.6. Выбор объектива.
Теоретические знания: Угол съемки. Изменение фокусного расстояния. Объективы для макросъемки и специальные объективы
Практическая часть: Демонстрация объективов. Практика съемки с различными объективами.
Форма проведения занятия – рассказ, демонстрация, самостоятельная работа.
3. Аксессуары для съемки.
3.1. Фотопринадлежности. Светофильтры для съемки. Штатив. Фотовспышка.
Теоретические знания: Рассказать о принадлежностях для фотосъемки – штативе, светофильтрах, насадочных линзах, демонстрирует, как пользоваться штативом.
Практическая часть: практика фотосъемки с фотопринадлежностями
Форма проведения занятия – беседа, демонстрация.
4. Классическая фотография.
4.1.Жанровая фотосъемка. Съемка в городе.
Теоретические знания: Виды фотосъёмки, наиболее часто встречающиеся в фотолюбительской практике (натюрморт, архитектура, внутренние виды помещения, пейзаж, портрет, группа, репродуцирование, подвижные объекты). Жанровая фотография и авторский замысел. Выбор точки и момента съемки.
Практическая часть: Определение экспозиции, наводка на резкость. Фотосъемка с рук.
Форма проведения занятия: беседа, лекция, самостоятельная работа. коллективный выход на природу.
4.2. Портрет
Теоретические знания: Основные правила съемки портрета. Разновидности портретов. Освещение портретируемого.
Практическая часть: фотосъемка одиночного и группового портретов.
Форма проведения занятия – беседа, объяснение, демонстрация, просмотр, практическая работа.
4.3. Пейзажная съемка.
Съемка воды.
Теоретические знания: Виды пейзажного «жанра». Пейзаж-открытка. Символический пейзаж. Пейзаж-интерпритация. Пейзаж-исследование. Приемы съемки пейзажа. Точка съемки. Линия горизонта. Контраст. Время суток.
Практическая часть: Освоение приемов фотосъемки.
Форма проведения занятия – беседа, демонстрация, экскурсия, практическая работа, объяснение.
4.4. Съемка памятников, архитектуры и строительства
Теоретические знания: История и культура Белгородчины. Точка съемки. Выбор подходящего освещения.
Практическая часть: Фотосъемка историко-культурных композиций г.Белгорода.
Форма проведения занятия – практическая работа, беседа, демонстрация, экскурсия.
4.5. Съемка интерьера. Съемка натюрморта
Теоретические знания: Виды и особенности съемки интерьера. Освещение, подсветка.
Практическая часть: Создание композиций натюрморта. Освоение приемов фотосъемки.
Форма проведения занятия – практическая работа, рассказ, демонстрация.
4.6. Съемка движения
Теоретические знания: Чтобы овладеть приемами передачи движения, ученикам нужно рассказать о предельных выдержках (от чего они зависят), подсказать как поймать решающий момент съемки.
Практическая часть: Провести фотосъемку с учетом композиционного построения кадра, передающего движение, оставляя пространство по ходу движения объекта съемки, размещая движущийся объект по диагонали кадра и используя возможности фотосъемки с ярко выраженным рисунком.
Форма проведения занятия – беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа.
4.7. Съемка детей
Теоретические знания: Съемка на открытом воздухе. Фон.
Съемка на детских площадках.
Практическая часть: Практика фотосъемки детей на улице.
Форма проведения занятия – беседа, практическая съемка
4.8. Портреты животных
Теоретические знания: Оптика для съемки. Домашние животные.
Зоопарки и национальные парки. Аквариумы и террариумы.
Практическая часть: Фотосъемка животных.
Форма проведения занятия – беседа, практическая съемка, экскурсия.
4.9. Макрофотография. Цветы. Насекомые.
Теоретические знания: Насадочные линзы, удлиняющие кольца.
Практические советы при съемке цветов. Особенности ф/съемки насекомых.
Практическая часть: фотосъемка насекомых, цветов.
Форма проведения занятия – практическая работа, беседа, демонстрация, экскурсия.
4.10. Съемка на закате. Ночная съемка
Теоретические знания: Особенности съемки на закате. Светофильтры.
Особенности ночной съемки. Штатив.
Практическая часть: Применение на практике полученных знаний.
Форма проведения занятия – практическая работа, беседа, демонстрация, экскурсия.
5. Цифровая фотография
5.1. Вокруг компьютера. Фотография в компьютере
Теоретические знания: Основные устройства, используемые с компьютером. От традиционного снимка к цифровому. От цифры к цифре. Когда изображение в компьютере. От файла к печати фотографий. Цифровой альбом. Профессиональные ситуации. Печать. Хранение данных.
Практическая часть: Работа на компьютере.
Форма проведения занятия – рассказ, беседа, демонстрация.
5.2. Цифровая съемка.
Теоретические знания: Разрешение: достаточная четкость. Объем информации одной фотографии.
Практическая часть: Работа на компьютере.
Форма проведения занятия – беседа, рассказ, демонстрация.
5.3. Принтеры для цифровых фотографий.
Теоретические знания: Технология цифровых принтеров. Бумага для цифровой печати. Какой компьютер нужен фотографу. Микропроцессор, оперативная память, жесткий диск, видеокарта, память.
Практическая часть: Фотопечать на принтере.
Форма проведения занятия – рассказ, демонстрация, экскурсия
6. Культурное наследие
Теоретические знания: Знакомство с собирательской и поисковой работой. Формирование фонда фотографий истории города. Систематизация поисковых материалов; история Белгородского края в фотографиях; храмы Белгородчины.
Практическая часть: Фотосъемка историко-культурных композиций Белгородчины. Работа на компьютере. Создание презентаций.
Форма проведения занятия: беседа, экскурсии, фотосъёмка, встречи-знакомства с интересными людьми, фотовыставка, презентация.
7. Итоговое занятие
7.1. Обсуждение отснятого в течение года. Подготовка к отчетной фотовыставке. Оформление выставки.
Теоретические знания: Подведение итогов, вопросы и ответы. Оценка технического качества фотоснимка. Оценка художественной ценности фотоснимка. Улучшение композиции кадрированием. Обсуждение удачных и «неудачных» фотоснимков на примерах. Практические рекомендации, подготовка обучающихся к творческой практике во время летних каникул.
Форма проведения занятия: итоговая выставка, беседа
Ожидаемый результат.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности и эксплуатации фототехники;
- фотоаппаратуру и фотоматериалы, используемые в работе;
- жанры фотографии (портрет, пейзаж, натюрморт, спорт, серия и т.д.);
- историю своего города, края;
и должны уметь:
- иметь представление о строении различных типов фотоаппаратов и технологии фотопечати;
- самостоятельно ставить и решать элементарные художественные задачи;
- проявлять творческую фантазию, эмоционально-образное и абстрактно-логическое мышление;
- творчески подходить к окружающему миру и давать ему собственную оценку через фотографии;
- владеть культурой общения со сверстниками.
Учебно-тематический план
2 года обучения
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теории (час) | Практики (час) |
1. | Введение. Правила ТБ. Организационное занятие. | 4,5 | 4,5 | - |
2. | ФОТОГРАФИЯ СЕГОДНЯ | 4,5 | 4,5 | - |
3. | АКСЕССУАРЫ ДЛЯ СЪЕМКИ. | 6,75 | 2,25 | 4.5 |
3.1 | Штативы. Фотовспышки. Светофильтры для съемки. Насадочные линзы. Сменная оптика. | 2,25 | 4,5 | |
4. | КЛАССИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ. | 67,5 | 16 | 51,5 |
4.1 | Изобразительное построение кадра Композиция. | 1 | 1,25 | |
4.2 | Виды и жанры фотографии. | 1,5 | 5,25 | |
4.3 | Фотопейзаж.
| 2 | 7 | |
4.4 | Портретная съемка
| 1,5 | 5,25 | |
4.5 | Съемка архитектуры и строительства
| 1,5 | 5,25 | |
4.6 | Фотосъемка при искусственном освещении.
| 1 | 3,5 | |
4.7 | Фотографирование интерьеров и отдельных предметов
| 1,5 | 5,25 | |
4.8 | Съемка натюрморта | 1,5 | 3 | |
4.9 | Спортивная съемка. Съемка движения | 1,5 | 5,25 | |
4.10 | Театральная съемка | 1 | 3,5 | |
4.11 | Репортажная фотосъемка | 0,5 | 1,75 | |
4.12 | Фотографирование природы. Портреты животных. Цветы. Насекомые. Макрофотография. | 1,5 | 5,25 | |
5. | ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ | 4,5 | 1,5 | 3 |
5.1 | Фотография в компьютере. Принтеры для цифровых фотографий. | 1,5 | 3 | |
6. | ОБРАБОТКА и ПЕЧАТЬ | 42,75 | 12,5 | 30.25 |
6.1 | Компьютерная обработка фотографий в Photoshop. Знакомство с интерфейсом Photoshop | 1,5 | 3 | |
6.2 | Редактирование фотоснимка. | 1 | 3,5 | |
6.3 | Техника выделения областей фотоизображения. Слои. | 2,25 | 4,5 | |
6.4 | Инструменты рисования. Текстовый дизайн | 2,25 | 4,5 | |
6.5 | Работа с яркостью и контрастностью снимка. | 1,5 | 3 | |
6.6 | Работа с цветом снимка | 1 | 3,5 | |
6.7 | Управляющие слои | 1 | 3,5 | |
6.8 | ЧБ фотография. Фильтры. | 1 | 3,5 | |
6.9 | Raw формат. Подготовка фотографии к публикации | 1 | 1,25 | |
7. | КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ | 9 | 4 | 5 |
8. | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 4,5 | 1 | 3,5 |
Обсуждение отснятого в течение года. Подготовка к отчетной фотовыставке. Оформление выставки. | 1 | 3.5 | ||
9. | ЭКСКУРСИИ | 9 | - | 9 |
Итого | 153 | 46.25 | 106,75 |
Содержание программы (2 год обучения)
1. Организационное занятие. Правила Техники безопасности
Теоретические знания: Порядок и содержание работы кружка. Правила поведения во время обучения. Показ образцов готовых фотоснимков. Правила безопасной работы с оборудованием, инструментами и материалами. Рабочее место.
Форма проведения занятия – беседа: вводное учебное занятие.
2. Фотография сегодня
Теоретические знания: Выбор фотоаппарата. Цифровая камера. Традиционная камера. Видеокамеры.
Форма проведения занятия – рассказ, лекция, информация
3. Аксессуары для съемки.
3.1. Штативы. Фотовспышки. Светофильтры для съемки. Насадочные линзы. Сменная оптика.
Теоретические знания: фотопринадлежности: Съёмочные - Экспонометр и флешметр; осветительное оборудование - осветительные приборы и отражатели, фотовспышки, осветительные системы.
Штативы. Светофильтры.
Принадлежности для обработки: в цифровой фотографии — программы обработки изображений, компьютеры вообще и фотопринтеры.
В плёночной фотографии — фотореактивы, бачок, фотоувеличитель, кадрирующая рамка и т. п.
Практическая часть: Работа с разными режимами фотоаппарата и съёмка со штатива.
Форма проведения занятия – рассказ, лекция, практическая работа, информация
4. Классическая фотография.
4.1. Изобразительное построение кадра. Композиция.
Теоретические знания: Золотое сечение. Ритм кадра. Ракурс. Точка съемки. Перспектива в фотографии. Правила композиции.
Практическая часть: фотосъемка по правилам и без.
Форма проведения занятия – рассказ, лекция, информация
4.2. Виды и жанры фотографии
Теоретические знания: Фотографии социально значимых событий и путешествий. Журналистика (репортаж, фотоочерк, иллюстрации). Прикладная фотография (реклама, периодические издания, «глянец»). Научно-техническая фотография. Художественная фотография
Практическая часть: практика фотосъемки
Форма проведения занятия – рассказ, лекция, практическая работа, информация
4.3. Фотопейзаж.
Пейзажная съемка. Съемка воды.
Съемка на закате. Контровой свет. Ночная съемка.
Теоретические знания: основы фотографирования пейзажей. Использование вспышки для съёмок в светлое и тёмное время суток.
Практическая часть: практика фотосъемки закатов и рассветов
Съёмка в сумерки. Ночная фотосессия.
Форма проведения занятия: лекция-демонстрация, самостоятельная работа
4.4. Портретная съемка
Индивидуальный портрет. Групповой портрет.
Фотографирование детей.
Теоретические знания: Особенности портретной фотографии. Техническое оснащение в портретной фотографии. Классический и жанровый портреты. Групповой портрет. Схемы освещения, использование накамерной вспышки и отражателей.
Практическая часть: фотосъемка портретов при дневном освещении.
Форма проведения занятия – рассказ, лекция, практическая работа, информация
4.5. Съемка архитектуры и строительства
Панорамные фотографии.
Теоретические знания: Знакомство с различными памятниками архитектуры города Белгорода и области. Особенности съёмки архитектуры и строительства.
Практическая часть: Фотосъемка с постоянной установкой на резкость; с установкой диафрагмы и объектива по шкале глубины резкости.
Форма проведения занятия – рассказ, лекция, практическая работа, информация
4.6. Фотосъемка при искусственном освещении
Особенности электрического освещения. Источники электрического света. Освещение объекта съемки.
Теоретические знания: Виды и характеристики студийного оборудования. Постоянный и импульсный свет. Синхронизация фотовспышек. Замер экспозиционных параметров. Основы работы в студии. Организация домашней фотостудии. Световые схемы.
Практическая часть: фотосъемка при искусственном освещении.
Форма проведения занятия – рассказ, лекция, практическая работа
4.7. Фотографирование интерьеров и отдельных предметов
Фотосъемка внутренних видов помещений. Фотосъемка отдельных предметов. Фотосъемки текстуры
Теоретические знания: Технические советы и практические приёмы: фотографирование в условиях плохой освещённости, съёмка со встроенной и внешней вспышкой, использование естественного освещения. Особенности съёмки в тесных помещениях. Как лучше пользоваться встроенной вспышкой? Какие преимущества у внешней вспышки и как их полностью реализовать? Как настраивать камеру и вспышку для получения лучшего качества снимков? Так же, рассмотрим сложные ситуации, такие как съёмка в тесных или нестандартных помещениях.
Практическая часть: Съёмка в закрытых помещениях. Съёмка при недостаточном освещении. Съёмка со вспышкой и максимальным использованием естественного освещения.
Форма проведения занятия: рассказ, лекция, практическая работа
4.8. Съемка натюрморта
Теоретические знания: Форма и фактура предмета. Схемы освещения, использование подручных средств.
Практическая часть: Выбор предметов для композиции и создание натюрморта. Фотосъемка.
Форма проведения занятия – рассказ, лекция, практическая работа
4.9. Спортивная съемка
Съемка движения
Теоретические знания: Фотографирование движущихся объектов и быстропротекающих событий, съёмка с проводкой.
Практическая часть: фотосъемка на городских трассах, стадионах, спортивных площадках.
Форма проведения занятия – беседа, демонстрация, практическая работа, объяснение.
4.10. Театральная съемка
Теоретические знания: Особенности съемки в театре. Разрешение. Поведение. Оборудование. Свет и экспозиция.
Практическая часть: фотосъемка в театре.
Форма проведения занятия – рассказ, лекция, практическая работа
4.11. Репортажная фотосъемка
Теоретические знания: Виды репортажной фотографии. Хроникальная фотография. Информационная фотография. Событийная фотография. Ситуационная фотография. Фотосерия, фотоочерк. Выбор точки съемки и момента съемки. Роль заднего плана.
Практическая часть: фотосъемка.
Форма проведения занятия – рассказ, лекция, практическая работа, информация
4.12. Фотографирование природы.
Портреты животных. Цветы. Насекомые. Макрофотография.
Теоретические знания: О трудностях фотосъемки животных. Приспособления для съемки макро.
Практическая часть: Фотосъемка по темам.
Форма проведения занятия – рассказ, лекция, практическая работа
5. Цифровая фотография
5.1. Периферия компьютера. Принтеры для цифровых фотографий.
Теоретические знания: дополнительные устройства. Новинки принтеров для печати фотографий.
Практическая часть: Печать снимков на принтере при помощи компьютера и без компьютера.
Форма проведения занятия – рассказ, лекция, практическая работа.
6. Обработка и печать
6.1. Компьютерная обработка фотографий в Photoshop. Знакомство с интерфейсом Photoshop
Теоретические знания: - Кадрирование и изменение размера фотографии.
1. Кадрирование фотографии.
2. Выравнивание наклонных фрагментов.
3. Изменение размера фотографии.
- Подавление шумов.
Практическая часть: Редактирование «Архитектурного ансамбля»
Форма проведения занятия: рассказ, инструктаж, беседа, демонстрация, самостоятельная работа
6.2 Редактирование фотоснимка.
Теоретические знания: Первые шаги.
Рассказ о инструментах в панели инструментов.
Dodge, Burn, Sponge tools. Параметры работы (Range, Exposure).
Blur, Sharpen и Eraser.
Clone Stamp и Healing Brush.
Рассказ о Lasso tool и Quick Selection tool.
Практическая часть: Редактирование портрета
Форма проведения занятия: беседа, рассказ-демонстрация, самостоятельная работа
6.3. Техника выделения областей фотоизображения. Слои.
Теоретические знания:
· Обзор способов выделения областей изображения. Инструменты выделения: назначение инструментов, настройка параметров
· Приемы выделения областей сложной формы
· Модификация формы выделения. Растушевка границы области
· Действия с выделенной областью: перемещение, дублирование, масштабирование, поворот, искажение выделенной области
· Слои.
· Способы создания слоя. Особенности работы с многослойным изображением. Операции со слоями. Сохранение многослойного файла.
Практическая часть: «Создание коллажа».
Форма проведения занятия: беседа, рассказ-демонстрация, самостоятельная работа
6.4. Инструменты рисования. Текстовый дизайн
Теоретические знания:
· Использование кистей, аэрографа, карандаша, ластика.
· Выбор формы кисти. Выбор параметров кисти. Закраска областей
· Создание градиентных переходов и узоров (pattern).
· Текстовые слои
· Работа с текстом. Растрирование текстового слоя
· Спецэффекты на слоях: создание тени, ореола, имитация рельефа
Практическая часть: Создание рамок для фотографий.
Форма проведения занятия: беседа, рассказ-демонстрация, самостоятельная работа
6.5. Работа с яркостью и контрастностью снимка.
Теоретические знания:
- Повышение и уменьшение контраста снимка инструмент Brightness/ Contrast.
- Инструмент Levels.
- Описание значений на histogram.
- Инструменты Curves, Exposure.
Практическая часть: Создать различные по контрасту снимки.
Форма проведения занятия: беседа, рассказ-демонстрация, самостоятельная работа
6.6. Работа с цветом снимка
Теоретические знания:
Описание действия вкладки Vibrance.
Вкладка Hue/Saturation. Описание работы и примеры.
Color / Balance. Принцип действия.
Black and White - Перевод в ЧБ. Примеры.
Вкладки Photo Filter и Channel Mixer.
Вкладка Shadows/Highlights.
Практическая часть: создание ч/б рисука, изменение тональности фотоснимка.
Форма проведения занятия: беседа, рассказ-демонстрация, самостоятельная работа
6.7. Управляющие слои
Теоретические знания: Базовые параметры слоя (Multiply, Screen и т.д.).
Управляющие слои - основа работы в Photoshop. Вводная часть. Маска - что это такое, принцип действия. Работа со слоями. Добавление управляющего слоя. Теория вопроса. Виды управляющих слоев.
Практическая часть: сведение нескольких слоев
Форма проведения занятия: беседа, рассказ-демонстрация, самостоятельная работа
6.8. ЧБ фотография. Фильтры.
Теоретические знания:
- Методы перевода цветной фотографии в ч/б
- Обзор категорий фильтров программы Adobe Photoshop.
Использование Filter Gallery.
Извлечение фрагмента фотографии с помощью фильтра Extract
· Основы увеличения резкости. Фильтр Unsharp Mask.
· Эффект движения: Фильтр Motion Blur
Практическая часть: Практическая работа: «Отражение в воде»
Форма проведения занятия: беседа, рассказ-демонстрация, самостоятельная работа
6.9. Raw формат. Подготовка фотографии к публикации
Теоретические знания:
Подготовка фотографии к публикации
· RAW формат
· Коррекция цветовой температуры. Выбор контраста, яркости, резкости
· Подготовка фотографиии к публикации в Интернете. Формат Jpeg
· Подготовка фотографии к печати. Формат Tiff
Практическая часть: Подготовка к выставке фотографий обработанных на компьютере
Форма проведения занятия: беседа, рассказ-демонстрация, самостоятельная работа
7. Культурное наследие
Теоретические знания: Характеристика композиционных подходов решения авторского замысла. Культурно-исторический мир города. Белгородские памятники ВОВ. Духовное наследие родного края.
Практическая часть: фотовыставка, анализ поисково-творческой работы
Форма проведения занятия: лекция, экскурсия по местам боевых действий, беседа, демонстрация, работа с фотофондами, фотосъёмка.
8. Итоговое занятие
Теоретические знания: Заключительное занятие. Контрольные занятия по пройденным темам. Разбор отчетных работ учащихся. Авторские права фотографа. Подведение итогов. Подготовка обучающихся к творческой практике во время летних каникул.
Практическая часть: Психологическая диагностика способностей.
Форма проведения занятия: дискуссия по итогам учебного года, экспресс-диагноз
Ожидаемый результат.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- основные виды съемочного процесса;
- технологию освещения объекта;
- освоить оптику и способы ее эффективного применения на практике;
и должны уметь:
- обрабатывать фотографии в программе fotoshop;
- творчески подходить к созданию работ;
- грамотно производить фотосъемку с применением основных изобразительных средств фотографии;
- правильно оформлять фотоснимок, анализировать фотоработы;
- писать и защищать рефераты, отражающие историко - культурное наследие малой родины;
- работать с фондами краевого государственного архива, научной
библиотеки, Интернетом;
- устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, владеть культурой делового и дружеского общения.
Методическое обеспечение:
В методико-воспитательном отношении ключевая задача педагога - выработать индивидуальный подход к каждому ребенку, объективно посмотреть на него с точки зрения перспективы его развития.
Форма работы с детьми и подростками - организационно-педагогическая, завоевывающая все более широкую популярность в системе учреждений дополнительного образования. Занятия в фотостудии с наибольшей полнотой отвечают особенностям овладения искусством фотографии. Терпение и собранность необходимы обучающимся для овладения «высотами» этого сложнейшего искусства, только на первый взгляд кажущегося таким простым. Использование разнообразных форм обучения повышает интерес обучающихся к учебному процессу и продуктивность занятий.
Обучение проводится в форме лекционных, практических и индивидуальных занятий, бесед, экскурсий к историко-культурным местам края, встреч с интересными людьми. Кроме того, среди обучающихся проводятся фотовикторины, дискуссии, тренинги, «круглые столы», деловые и ролевые игры, динамические паузы. Для расширения кругозора обучающихся предусмотрены различные формы самостоятельной работы - подготовка сообщений, рефератов, работа в архиве, библиотеке, музее, Интернете.
Необходимо применять индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, они помогают изучить необходимый материал и позволяют активизировать художественное творчество.
Используя на занятиях технологические карты последовательности операций фотосъемки, обработки фотоматериала и окончательного оформления снимка, обучающиеся приучаются к самостоятельной работе, стимулируют познавательную активность.
При проведении занятий необходимо широко использовать иллюстративный материал – фотографии, слайды, фототехнику, аппаратуру, журналы по фотографии.
Каждый воспитанник должен иметь фотоаппарат и необходимые материалы на период обучения. Лучшие фотографии анализируются, отбираются на выставку, особое внимание уделяется индивидуальной творческой работе.
Оборудование:
- фотоаппараты
- фотовспышка
- экспонометр
- объективы, насадочные линзы
- штатив
- компьютер
- принтер
- сканер
Материалы:
- флешки
- аккумуляторы
- тетради, блокноты
- схемы, таблицы.
Дидактический раздаточный материал:
- образцы фотографий по теме
- книги, журналы
- схемы, таблицы, иллюстрации.
- карточки-задания
Тематика рефератов
- Храмы Белогорья;
- Улицы названы их именами;
- Ими гордится Белгород;
- Художественная фотография;
- Цифровая фотография;
- Жанры фотографий.
Методическая работа педагога
- консультации;
- практическая помощь при подготовке и проведении общешкольных мероприятий;
- разработка методических рекомендаций;
- проведение открытых занятий и мероприятий;
- доклады на педагогическом совете учреждения и областном семинаре;
- беседы для детей и родителей.
- пополнение литературной библиотеки
Список литературы для педагога
- Белов Г.И., Щепанский Г.В. Фотография: что и как. – М.: Искусство,1993.
- Боровиков Л.Л. Педагогика дополнительного образования. - Новосибирск, 1999.
- Бунимович Д.З. Научи товарища фотографировать. - М.: Молодая гвардия, 1963.
- Веденов А.Н. Малоформатная фотография. – Лениздат., 1959.
- Волгин А.Г. Фотография. Из практики фотолюбителя.- М.: Планета,1991.
- Волгин А.Л. Фотография. 1000 рецептов. - М.: Химия, 1993.
- Волгин А.Г. Техника цветной фотографии. – М.: Искусство,1987.
- Демин В.И. Цветение земли. – Таллинн: Искусство, 1989.
- Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: Высшая,1988.
- Дьяков Ю. Радость созидания - М.: Просвещение, 1989.
- Журба Ю. Справочник по фотоматериалам. - М.: Химия, 1988.
- Михалкевич В., Стигнеев В. Поэтика фотографии. - М.: Искусство, 1989.
- Кюнер, Э. Фотография: простые и надежные методы получения потрясающих снимков. - М.: ООО Астрель, 2006.
- Микулин В.П. 25 уроков фотографии. – М.: Искусство,1958.
- Парфенов Ю.С., Фельдман Я. Д., Фоторетушь. – М.: Легпромбытиздат,1990.
- Пальчевский Б., Фотография. – Минск: Полымя, 1986.
- Петров В., Фотография в кружке, студии, клубе. - М.: Советская Россия, 1988.
- Подласный И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2003.
- Редько А., Основы черно-белых и цветных фотопроцессов. - М.: Искусство, 1990.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н, Педагогика.- М.: Академия, 2003.
- Соколов И.В., Фотодело. - Ростов-на-Дону: Феникс,2000.
- Фомин А.В., Общий курс фотографии. – М.: Легкая индустрия,1974.
- Чибисов К.В., Общая фотография. - М.: Искусство,1984.
- Чибисов К.В., Фотографическая оптика. - М.: Искусство, 1955.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. - М.: Академия, 2005.
- Уэйд Д.. Техника пейзажной фотографии. - М.: Планета, 1989.
- Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
- Научно-популярное издание. Фотография. Справочник. М.: ООО Астрель, 2005.
Список литературы для детей и родителей
- Агафонов А.В., Пожарская С.Г. Фотобукварь. М., 1993.
- Александр Ефремов Фотография без Photoshop. Секреты профессиональной фотосъемки. – СПб.: Питер, 2008.
- Вартанов А. Фотография - документ и образ. - М.: Планета, 1983.
- Волгин А.Г. Учимся фотографировать.- М.: Просвещение,1992.
- Георгий Розов. Как снимать. Искусство фотографии. М.: Астрель, Транзиткнига, 2006.
- Гонт Л. Экспозиция в фотографии.- М.: Мир, 1989.
- Долженко С., Пушкарев В., Справочник фотолюбителя. – М.: Новое книжное Издательство, 1993.
- Джон Хеджкоу. Новое руководство по фотографии. – М.: Астрель, 2005.
- Дыко Л.П., Беседы о фотографии. - М.: Искусство, 1977.
- Дыко Л., Головня А. Фотокомпозиция. - М.: Искусство, 1962.
- Иофис Е.А. Фотография для школьника. - М.: Планета, 1973.
- Килпатрик Д. Свет и освещение. - М.: Мир, 1988.
- Клаус Г., Мойзель Г. Применение светофильтров в фотографии. - М.: Искусство, 1983.
- Курский Л.Д., Фельдман Я.Д., Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке. М.: Высшая школа,1991.
- Лапин А. Фотография как…- М.: Издательство МГУ, 2003.
- Майкл Лэнгфорд. Библия фотографии. – М.: Эксмо, 2007
- Мангуст М., Лунски X.. Портрет. - М.: Интервид, 1992.
- Микулин В.П., Книга для фотолюбителей. – М.: Московский рабочий,1969.
- Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М.: Искусство, 1990
- Морозов С. Творческая фотография. - М.: Планета, 1985.
- Пожарская С. Фотомастер. - М. : Пента, 2001.
- Стародуб Д.О. Азбука фотографии. – М.: Искусство,1990.
- Шеклеин А.В. Фотографический калейдоскоп. – М.: Химия,1989.
- Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.: Просвещение, 1986.
- Фельдман Я., Курский Л. Техника и технологии фотосъёмки. - М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981.
- Фомин А.А., Панфилов Н.Д. Краткий справочник фотолюбителя. – М.: Искусство,1985.
- Хокинс Э., Эйвон Д. Фотография - техника и искусство. - М.: Мир, 1986.
- Хеджкоу Д. Искусство цветной фотографии. - М.: Планета, 1981.
- Уэйд Д. Техника пейзажной фотографии. - М.: Мир, 1989.
- Яковлев М.Ф. Учись фотографировать. - М.: Искусство, 1977.
- Журналы «Советское фото», «Foto @ Video».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной платы».
Содержит материал по подготовке и проведению бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной ...
Иностранный язык как фактор повышения конкурентоспособности рабочих кадров на рынке труда
Конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от знания молодым работником иностранного языка. Вхождение России во Всемирную Торговую организацию заставляет молодого специалиста по-другому вз...
Учебно-дидактический проект Развитие личности студента для подготовки квалифицированного кадра по профессии «Оператор связи»
Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие мастера производственного об...
«Подготовка квалифицированных кадров для транспортного кластера в соответствии с потребностями экономического развития региона»
Образовательные организации и бизнес – сообщество нуждаются друг в друге. Только путем тесного взаимодействия можно добиться должного качества профессионального образования выпускников, обеспечи...
Формирование познавательного интереса к музыке в дополнительном образовании
статья на тему: Формирование познавательного интереса к музыке в дополнительном образованииАннотацияВ статье расматриваются проблемы музыкального обучения и воспитания в дополнительном профессио...
Программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации Технологии подготовки кадров по компетенции «Современные технологии подготовки кадров по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации разработана в соответствии с требованиями, общих характеристик приобретаемой квалификации в соответствиис направлением ...
Программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации Технологии подготовки кадров по компетенции «Сварочные технологии»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации разработана в соответствии с требованиями, общих характеристик приобретаемой квалификации в соответствиис направлением ...