Рабочая программа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для специальности 23.02.03
рабочая программа
Рабочая программа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для специальности 23.02.03 (Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_obshchestvozn._20-21_tor.docx | 73.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ
имени Е.Г. Трубицына»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Обществознание (включая экономику и право)»
для специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта
Смоленск, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание (включая экономику и право)»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на- роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенацио- нальных проблем;
− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание (включая экономику и право)
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 100 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 80 |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 18 |
Консультации | |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 2 | |
Раздел 1. Человек и общество | 18 | 2 | |
Тема 1.1. Деятельность в жизни человека | Занятие 1. Биосоциальная сущность человека. Понятие о человеке. Теории происхождения человека. Природа человека. Биологическое и социальное начало. Отличия человека от животного. | 2 | |
Занятие 2. Человек. Индивид. Личность. Практическое занятие №1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Факторы формирования личности. | 2 | ||
Занятие 3. Деятельность в жизни человека. Практическое занятие №2 Деятельность. Виды деятельности. Объект. Субъект деятельности. Структура деятельности. Мотивы деятельности. | 2 | ||
Занятие 4.Человек в учебной и трудовой деятельности. Учебная деятельность. Основные задачи учебной деятельности. Виды учебной деятельности. Функции. Понятие труда. Трудовая деятельность. Содержание и формы трудовой деятельности. Виды трудовой деятельность( классификация). Требования работодателя к современному работнику. Востребованные профессии современного мира. | 2 | ||
Занятие 5. Познавательная деятельность человека. Познание. Знание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | 2 | ||
Занятие 6. Свобода в деятельности человека. Ценности в жизни человека. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние, внешние, социальные, природные). Выбор и ответственность за его последствия. Свободное общество и гражданские ценности. | 2 | ||
Тема 1.2. Общество как сложная система | Занятие 1. Общество как система. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. | 2 | 2,3 |
Занятие 2. Общественное развитие. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | 2 | ||
Занятие 3. Особенности современного мира. Практическое занятие № 3 Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Выявление положительных и отрицательных последствий процесса глобализации и нахождение путей решения глобальных проблем. | 2 | ||
Раздел 2. Духовная культура человека и общества | 14 | ||
Тема 2.1. Духовная культура | Занятие 1. Культура и ее значение в общественной жизни. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. | 2 | |
Занятие 2. Культура общения. Общепринятый этикет. Практическое занятие № 4 Культура общения и поведения. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 | ||
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Занятие 1. Наука в системе духовной культуры. Понятие науки. Функции науки. Естественные и социально-гуманитарные науки. Исследовательская деятельность учебных заведений. Этапы карьеры учёного. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. | 2 | 2 |
Занятие 2.Роль образования в жизни современного человека и общества. Образование. Обучение и воспитание. Структура и ступени образования. Учебный процесс. Функции образования. История образования. Роль образования в жизни современного человека и общества. Образование как способ передачи знаний и опыта. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. | 2 | ||
Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Занятие 1. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Отличия морали от норм права, от обычаев и традиций Универсальные моральные принципы. Занятие 2. Религия как феномен культуры. Религия, функции и компоненты религии. Монотеизм. Политеизм. Атеизм. Историческое развитие религиозных представлений. Национальные религии(древние, поздние). Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Занятие 3. Искусство. Практическое занятие № 5 в форме экскурсии в художественную галерею. Искусство. Виды искусства. Функции. Художественный образ. Классификации видов искусства. Роль искусства в современном мире. | 2 2 2 | 2,3 |
Раздел 3. Экономика. | |||
Тема 3.1 Экономика и её роль в жизни современного общества. | Занятие 1. Экономика как деятельность, наука и хозяйственная система. Экономика. Цели экономики как науки и хозяйственной деятельности. Этапы воспроизводства: ресурсы, производство, распределение, обмен, потребление. Макроэкономика. Микроэкономика. Менеджмент, функции менеджмента. Маркетинг, задачи маркетинга. Экономические системы. Типы: традиционная, командная, рыночная, смешанная. Отличительные признаки типов экономических систем. Российская экономическая система. Способы устранения или сглаживания негативных черт рыночной экономики государством. Занятие 2. Отношения собственности в экономике. Собственность. Присвоение. Отчуждение. Виды прав на имущество: владение, пользование, распоряжение. Формы собственности. Приобретение и прекращение права собственности. Занятие 3. Человек как потребитель. Доходы. Источники дохода. Причины неравенства людей.. Номинальный и реальный доход. Потребление. Расходы. Классификация групп населения исходя из расходов. Уровень жизни. Факторы, влияющие на уровень жизни страны. Рациональное поведение в экономике. | 2 2 2 | 2 |
Тема 3.2. Экономика и рынок. | Занятие 1. Рынок, его особенности и функции. Рынок. Виды рынка. Признаки и особенности рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Монополия. Виды монополии. Регулирование рынка государством. Занятие 2. Спрос и предложение. Спрос. Факторы спроса. График спроса. Предложение. Факторы предложения. График предложения. Рыночное равновесие. График рыночного равновесия. Занятие 3. Человек как потребитель. Практическая работа №6 Доходы. Источники дохода. Причины неравенства людей.. Номинальный и реальный доход. Потребление. Расходы. Классификация групп населения исходя из расходов. Уровень жизни. Факторы, влияющие на уровень жизни страны. Рациональное поведение в экономике. | 2 2 2 | 2 |
Тема 3.3. Экономика и государство. | Занятие 1. Показатели экономического развития. Показатели экономического развития: ВНП, ВВП, НД. Факторы экономического развития. Положительные и отрицательные последствия экономического роста. Экстенсивный и интенсивный тип развития. Экономические циклы развития.. Занятие 2. Рынок труда и безработица Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Занятие 3. Монетарная и фискальная политика государства. Монетарная политика. Цели и варианты монетарной политики. Фискальная политика. Функции монетарной политики. Налоги. Косвенные и прямые налоги. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Внешний долг. Внутренний долг. | 2 2 2 | 2,3 |
Тема 3.4. Мировая экономика. Основные проблемы экономики России. | Занятие 1. Мировая экономика. Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешнеторговая политика. Протекционизм. Тарифные методы регулирования. Нетарифные методы регулирования: квота, лицензирование, эмбарго. Импорт. Экспорт. Сальдо торгового баланса. Степень экономического развития страны: развитые страны, страны с переходной экономикой, развивающиеся. Их специфика развития. Глобальные экономические проблемы. Занятие 2. Экономическая политика Российской Федерации. Основные проблемы экономики России. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. | 2 2 | 2 |
Раздел 4. Социальные отношения | |||
Тема 4.1. Социальное развитие | Занятие 1. Социальная структура и социальные отношения. Общество. Понятие о социальных общностях и группах. Типология социальных групп. Классовая теория. Занятие 2. Социальное положение. Социальная мобильность. Социальный статус. Социальная мобильность(горизонтальная, вертикальная, восходящая, нисходящая). Механизмы повышения социального статуса. | 2 2 | 2 |
Тема 4.2. Важнейшие социальные общности и группы | Занятие 1. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Функции семьи. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Занятие 2. Проблемы современной семьи. Практическая работа № 7. Положение семьи в обществе. Проблемы современной семьи: классификация, причины. Пути решения проблем. Государственная поддержка. Универсальные правила поддержки гармонии в семье. Занятие 3. Молодежь как социальная группа. Молодежь. Проблемы молодежи. Особенности молодежи. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Молодёжные субкультуры. Занятие 3. Этнические общности. Этнические общности. Межнациональное взаимодействие. Модели межнациональных отношений: ассимиляция, «плавильная печь», мультикультурализм. Этносоциальные конфликты, причины и пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 2 2 2 2 | 2 |
Тема 4.3. Социальные нормы и социальные конфликты. | Занятие 1. Социальный контроль и девиантное поведение. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Поведение. Девиантное и делинквентное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Занятие 2. Терроризм как крайняя форма отклоняющегося поведения. Практическая работа № 8 Терроризм. Понятие терроризма. Теракт. Цели, классификация терактов. Правила поведения при теракте. Государственные методы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Меры наказания. Рассмотрение примеров и последствий терактов и экстремистской деятельности. Занятие 3. Социальный конфликт. Конфликт. Компоненты и стадии конфликта. Классификации конфликтов Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. Позитивные и негативные последствия конфликтов. | 2 2 2 | |
Раздел 5. Политика | |||
5.1. Политика и власть. | Занятие 1. Политика и власть. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Занятие 2. Государство в политической системе. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. | 2 2 | 2 |
Тема 5.2. Участники политического процесса. Личность и государство | Занятие 1. Политический статус личности. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Занятие 2. Политические партии. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политические партии России. Уставы. Программы. Степень активности. Сравнительная характеристика. Занятие 3. Выборы и избирательная система. Избирательная система. Избирательное право. Компоненты избирательного процесса. Типы избирательных систем. Демократические принципы организации и проведения выборов. Избирательные цензы. Требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы РФ и на пост Президента РФ . | 2 2 2 | 2,3 |
Раздел 6. Право | |||
6.1. Юриспруденция как общественная наука. | Занятие 1. Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Занятие 2. Нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Занятие 3. Правонарушение и юридическая ответственность. Правоспособность. Дееспособность. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | 2 2 2 | 2 |
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Занятие 1. Конституционное право как отрасль российского права. Работа по Конституции РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Занятие 2. Гражданин и государство. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. | 2 2 | 2,3 |
Тема 6.3. Отрасли российского права | Занятие 1. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Занятие 2. Трудовое право и трудовые правоотношения. Семейное право. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Объекты и субъекты семейных правоотношений. Семья. Брак. Права и обязанности родителей. Опека. Права ребёнка. Занятие 3. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Практическое занятие № 9 Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 2 2 2 | 2,3 |
Повторительно-обобщающее занятие. | 2 | ||
Всего | 100+50=150 час. |
Материально-техническое обеспечение занятий для I семестра:
Таблица 2а
№ п/п | Материально-техническое обеспечение занятий |
1 | 2 |
1. | Слайды компьютерного сопровождения |
2. | Схемы « Виды деятельности» |
3. | Схема «Структура деятельности»; |
4. | Схема «Структура познания». |
5. | Схема «Иерархия потребностей» (По А. Маслоу) |
6. | Схема «Компоненты мировоззрения» |
7. | Схема «Типы социальной динамики» |
8. | Схема «Науки» |
9. | Схема «Структура образования» |
10. | Схема «Сферы общественной жизни» |
11. | Схема «Этапы воспроизводства» |
12 | Раздаточный материал «Познавательная деятельность человека». |
13. | Раздаточный материал «Свобода в деятельности человека». |
14. | Раздаточный материал «Основные институты общества» |
15 | Раздаточный материал«Особенности современного мира » |
16. | Раздаточный материал «Духовная культура» |
17. | Раздаточный материал «Учреждения культуры» |
18. | Раздаточный материал «История образования» |
19. | Раздаточный материал «Универсальные моральные принципы» |
20. | Раздаточный материал «Виды искусства» |
21. | Раздаточный материал «Типы экономических систем» |
22. | Раздаточный материал «Ступени образования» |
23. | Раздаточный материал «Модели общественного развития» |
24. | Раздаточный материал «Характеристики цивилизаций» |
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
Таблица 2б
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ОИ 1 | Обществознание | Сычёв А.А. | М.: КНОРУС,2018 |
ОИ 2 | Обществознание | Важенин А.Г. | М.: «Академия», 2011 |
ОИ 3 | Практикум по обществознанию | Важенин А.Г. | М.: «Академия», 2011 |
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица 2в
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ДИ 1 | Обществознание | Боровик В.С., Боровик С.С. | М., 2004 |
ДИ 2 | Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. | Бехманн Г. | М.: Логос, 2010 |
ДИ 3 | Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. | Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. | М., 2006 |
ДИ 4 | Обществознание. 10 класс | Кравченко А.И. | М., 2005. |
ДИ 5 | Обществознание. 10–11 класс | Мушинский В.О. | М., 2002. |
ДИ 6 | Обществознание. 10-11 класс | под ред. А.Ю. Лазебниковой. | М., 2003 |
ДИ 7 | Обществознание. 10 класс, | под ред. Л.Н. Боголюбова. | М.: Просвещение, 2011. |
ДИ 8 | Введение в современное обществознание. | Смирнов И.П. | М., 2005. |
ДИ 9 | Методические рекомендации по курсу «Введение в современное обществознание» | под науч. Рук. И.П.Смирнова. | Москва: «Ореол», 1996. |
ДИ10 | .Основы социологии и политологии. | Касьянов В.В | 2002. |
ДИ 11 | Обществознание в схемах и таблицах. | Махоткин А.В. | М., 2011. |
ДИ 12 | Правила поведения. Современный этикет. | Кипа Л.Р. | М.: АСТ: Астрель: Политиздат, 2010. |
ДИ 13 | Культурология. | Скрипник А.П. | М., 2006 |
Интернет-ресурсы
1.Библиотека Гумер. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.gumer.info/
2.Официальный сайт газеты «Поиск» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.poisknews.ru/
3.Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://danur-w.narod.ru/
4.Официальный сайт журнала «Социологические исследования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.isras.ru/socis.html
5.Официальный сайт журнала «Социологическое обозрение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociologica.hse.ru/
Официальный сайт Института социологии РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.isras.ru/
6. Официальный сайт электронного журнала «Гуманитарные и социальные науки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hses-online.ru/Arch.html
7. Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.wciom.ru
8. Ресурсы в помощь учителям истории, обществознания и права на сайте ТОИПКРО [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7
9. Официальный сайт объединения педагогических изданий «1 сентября». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.1september.ru/
Материально-техническое обеспечение занятий для II семестра:
Таблица 2а
№ п/п | Материально-техническое обеспечение занятий |
1 | 2 |
1. | Слайды компьютерного сопровождения |
2. | Графики спроса, предложения, рыночного равновесия |
3. | Таблица «Этапы развития мировой экономики» |
4. | Таблица «Влияние глобальных проблем на мировую экономику». |
5. | Таблица «Варны» |
6 | Схема «Формы собственности» |
7. | Схема «Социальные статусы» |
8. | Схема «Виды социальных норм» |
9. | Схема «Отклоняющееся поведение» |
10. | Таблица «Типы семьи по составу» |
11 | Таблица «Типы семьи по лидерству» |
12. | Схема «Сферы общественной жизни» |
13. | Схема «Этапы воспроизводства» |
14. | Схема «Формы правления» |
15. | Схема «Формы государственного устройства» |
16 | Раздаточный материал «Защита прав потребителя» |
17. | Раздаточный материал «Социальная структура и социальные отношения». |
18. | Раздаточный материал «Социальная мобильность». |
19. | Раздаточный материал «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» |
20 | Раздаточный материал«Молодежь как социальная группа» |
21. | Раздаточный материал «Этнические общности и национальная политика» |
22. | Схема «Политические идеологии» |
23. | Раздаточный материал «Политический статус личности» |
24. | Раздаточный материал «Выборы и избирательная система» |
25. | Раздаточный материал «Отрасли российского права» |
26 | Раздаточный материал «Политические партии России» |
Информационное обеспечение обучения
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ОИ 1 | Обществознание | Сычёв А.А. | М.: КНОРУС,2018 |
ОИ 2 | Обществознание | Важенин А.Г. | М.: «Академия», 2011 |
ОИ 3 | Практикум по обществознанию | Важенин А.Г. | М.: «Академия», 2011 |
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица 2в
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ДИ 1 | Обществознание | Боровик В.С., Боровик С.С. | М., 2004 |
ДИ 2 | Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. | Бехманн Г. | М.: Логос, 2010 |
ДИ 3 | Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. | Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. | М., 2006 |
ДИ 4 | Обществознание. 10 класс | Кравченко А.И. | М., 2005. |
ДИ 5 | Обществознание. 10–11 класс | Мушинский В.О. | М., 2002. |
ДИ 6 | Обществознание. 10-11 класс | под ред. А.Ю. Лазебниковой. | М., 2003 |
ДИ 7 | Обществознание. 10 класс, | под ред. Л.Н. Боголюбова. | М.: Просвещение, 2011. |
ДИ 8 | Введение в современное обществознание. | Смирнов И.П. | М., 2005. |
ДИ 9 | Методические рекомендации по курсу «Введение в современное обществознание» | под науч. Рук. И.П.Смирнова. | Москва: «Ореол», 1996. |
ДИ10 | Основы социологии и политологии. | Касьянов В.В | 2002. |
ДИ 11 | Обществознание в схемах и таблицах. | Махоткин А.В. | М., 2011. |
ДИ 11 | Политология. | Под ред. В.А. Гуторова | СПб.: Издательство «Лань»,2000. |
ДИ 12 | Правоведение. | Под ред. В.И. Авдийского | М.: Издательство Юрайт, 2011 |
ДИ 13 | Конституция РФ | ||
ДИ 14 | Гражданский кодекс РФ | ||
ДИ 15 | Административный кодекс РФ | ||
ДИ 16 | Уголовный кодекс РФ |
Интернет-ресурсы
1.Библиотека Гумер. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/
2. Официальный сайт газеты «Поиск» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.poisknews.ru/
3.Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://danur-w.narod.ru/
4.Официальный сайт журнала «Социологические исследования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/socis.html
5.Официальный сайт журнала «Социологическое обозрение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociologica.hse.ru/
Официальный сайт Института социологии РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/
6. Официальный сайт электронного журнала «Гуманитарные и социальные науки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hses-online.ru/Arch.html
7. Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wciom.ru
8. Ресурсы в помощь учителям истории, обществознания и права на сайте ТОИПКРО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7
9. Официальный сайт объединения педагогических изданий «1 сентября». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.1september.ru/
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:
• Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
• Факторы формирования личности.
• Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
• Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
• Индустриальная революция: плюсы и минусы.
• Глобальные проблемы человечества.
• Современная массовая культура: достижение или деградация?
• Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
• Кем быть? Проблема выбора профессии.
• Современные религии.
• Роль искусства в обществе.
• Экономика современного общества.
• Структура современного рынка товаров и услуг.
• Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
• Я и мои социальные роли.
• Современные социальные конфликты.
• Современная молодежь: проблемы и перспективы.
• Этносоциальные конфликты в современном мире.
• Семья как ячейка общества.
• Политическая власть: история и современность.
• Политическая система современного российского общества.
• Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
• Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).
• Формы участия личности в политической жизни.
• Политические партии современной России.
• Право и социальные нормы.
• Система права и система законодательства.
• Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
• Характеристика отрасли российского права (на выбор).
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Актуализация знаний о предмете обществознание. Высказывание собственных суждений о значении науки для отдельного человека, государства, общества. Введение понятия «социальные науки» Рассмотрение специфики объекта их изучения. |
Раздел 1. Человек и общество | |
Тема 1.1. Деятельность в жизни человека | Характеристика природы человека, врожденные и приобретенные качества Рассмотрение философских представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Факторы формирования личности. Деятельность. Виды деятельности. Объект. Субъект деятельности. Структура деятельности. Мотивы деятельности. Познание. Знание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Ценности в жизни человека. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние, внешние, социальные, природные). Выбор и ответственность за его последствия. Свободное общество и гражданские ценности. |
Тема 1.2. Общество как сложная система | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Выявление положительных и отрицательных последствий процесса глобализации и нахождение путей решения глобальных проблем. |
Раздел 2. Духовная культура человека и общества | |
Тема 2.1. Духовная культура | Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Самостоятельная работа обучающихся Особенности молодежной субкультуры. Контркультура. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Невостребованная культура. Культура общения и поведения. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. |
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. |
Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Отличия морали от норм права,от обычаев и традиций Универсальные моральные принципы. Самостоятельная работа обучающихся Религия, функции и компоненты религии. Монотеизм. Политеизм. Атеизм. Историческое развитие религиозных представлений. Национальные религии(древние, поздние). Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство. Виды искусства. Функции. Художественный образ. Классификации видов искусства. Роль искусства в современном мире. |
Раздел 3. Экономика. | |
Тема 3.1 Экономика как наука и хозяйственная деятельность. | Экономика. Цели экономики как науки и хозяйственной деятельности. Этапы воспроизводства: ресурсы, производство, распределение, обмен, потребление. Макроэкономика. Микроэкономика. Менеджмент, функции менеджмента. Маркетинг, задачи маркетинга. Экономические системы. Типы: традиционная, командная, рыночная, смешанная. Отличительные признаки типов экономических систем. Российская экономическая система. Способы устранения или сглаживания негативных черт рыночной экономики государством. Доходы. Источники дохода. Причины неравенства людей.. Номинальный и реальный доход. Потребление. Расходы. Классификация групп населения исходя из расходов. Уровень жизни. Факторы, влияющие на уровень жизни страны. Рациональное поведение в экономике. |
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Рынок. Виды рынка. Признаки и особенности рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Монополия. Виды монополии. Регулирование рынка государством. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Фирма. Предпринимательство. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Измерение уровня производства и развития национальной экономики. Валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт. Национальный доход. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Последствия экономического роста. Экономический цикл. Собственность. Присвоение. Отчуждение. Виды прав на имущество: владение, пользование, распоряжение. Формы собственности. Приобретение и прекращение права собственности. Экономическая политика государства; цели, основные направления. Монетарная политика. Фискальная политика. Косвенные и прямые налоги. Внешний долг. Внутренний долг. |
Тема 3.3. Рынок труда и безработица | Занятие 1. Рынок труда и безработица Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Защита прав потребителя |
Тема 3.4. Мировая экономика. Основные проблемы экономики России. | Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешнеторговая политика. Протекционизм. Тарифные методы регулирования. Нетарифные методы регулирования: квота, лицензирование, эмбарго. Импорт. Экспорт. Сальдо торгового баланса. Степень экономического развития страны: развитые страны, страны с переходной экономикой, развивающиеся. Их специфика развития. Глобальные экономические проблемы. Основные проблемы экономики России. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. |
Раздел 4. Социальные отношения | |
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальный статус. Социальная мобильность(горизонтальная, вертикальная, восходящая, нисходящая). Механизмы повышения социального статуса. |
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Самостоятельная работа обучающихся Поведение. Девиантное и делинквентное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Конфликт. Компоненты и стадии конфликта. Классификации конфликтов Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. Позитивные и негативные последствия конфликтов. |
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Функции семьи. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Молодежь. Проблемы молодежи. Особенности молодежи. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональное взаимодействие. Модели межнациональных отношений: ассимиляция, «плавильная печь», мультикультурализм. Этносоциальные конфликты, причины и пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. |
Раздел 5. Политика | |
5.1. Политика и власть. | Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия |
Тема 5.2. Участники политического процесса Личность и государство | Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политические партии России. |
Раздел 6. Право | |
6.1. Юриспруденция как общественная наука. | Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правоспособность. Дееспособность. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. |
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Работа по Конституции РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Защита прав человека средствами ООН. Европейский суд по правам человека. Международный уголовный суд. Международное гуманитарное право |
Тема 6.3. Отрасли российского права | Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое ре- гулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административые проступки. Административная ответственность. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (в рамках реализации ФГОС ООО)
Программа по обществознанию 5-9 классы разработана творческой группой учителей о.Муром в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре учебной программы. Рабочая программа по обществознанию разрабо...
Рабочая программа по обществознанию по специальности сервис домашнего и коммунального хозяйства
рабочая программа по обществознанию...
Рабочая программа дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов специальности 51.02.01 Народное художественное творчество: по виду «Хореографическое творчество».
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание», реализующая федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...
Рабочая программа по обществознанию для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Автор: А.Г. Важенин
Программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее &nda...
Рабочая программа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для специальности 23.02.01
Рабочая программа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для специальности 23.02.01(организация перевозок и управление на транспорте по видам)...
Рабочая программа по Обществознанию для специальности 43.01.09 Повар, кондитер
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы общественных наук (экономика, право, обществознание)» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта среднег...