Рабочая программа по Обществознанию для специальности 43.01.09 Повар, кондитер
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы общественных наук (экономика, право, обществознание)» разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 №413.
2) Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 № 1569.
3) Рабочей программе воспитания по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
Утверждена
приказом директора № 01-7/194
от «30» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДУК.04 ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
(ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)
для профессиональных образовательных организаций
Уровень: базовый
Код, специальность (или профессия): 43.01.09 Повар, кондитер
Форма обучения: очная
Профиль: естественнонаучный
Срок освоения: 3 г. 10 м.
Улан-Удэ, 2022
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы общественных наук (экономика, право, обществознание)» разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 №413.
2) Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 № 1569.
3) Рабочей программе воспитания по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии ОГСЭ
от «29» августа 2022 г., протокол № 1.
Председатель ЦК ____________________ / Домарад А.В./
(подпись) (ФИО)
Согласовано:
Заместитель директора по УПР_________________/ Гужвина Т.Ю. /
(подпись) (ФИО)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский колледж туризма и сервиса»
Разработчик: __________________ / Балданов С.С./
(подпись) (ФИО)
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании ЦК ОГСЭ
Протокол № 1 от «29» августа2022 г.
Председатель ЦК ____________________ / Домарад А.В. /
(подпись) (ФИО)
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ………….....стр.4
2. Содержание учебной дисциплины ………………....................................стр.8
3. Тематическое планирование ....................................................................стр.12
4. Условия реализации учебной дисциплины ............................................стр.20
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…….стр.22
1. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания дополнительного учебного курса «Основы общественных наук (обществознание)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностные результаты (ЛР и ЛРв):
Личностные результаты освоения основной образовательной программы (ФГОС СОО) | Личностные результаты реализации программы воспитания | Коды личностных результатов |
ЛР 2 Гражданскую позицию, как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознано принимающего традиционные национальные и общечеловеческие демократические и гуманистические ценности | ЛРв2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в т.ч. на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. ЛРв3Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение граждан. | ЛР 2, ЛРв2, ЛРв3 |
ЛР4Сформированность мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире | ЛРв8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства | ЛР4, ЛРв8 |
ЛР5 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. | ЛРв4Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионально конструктивного «цифрового» следа | ЛР5, ЛРв4 |
ЛР6Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по расовым, религиозным и национальным признакам, и другим негативным социальным явлениям | ЛРв7Осознающий приоритетную ценность личности человека, уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности ЛРв8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства | ЛР6, ЛРв7, ЛРв8 |
ЛР 13 Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем | ЛРв 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионально конструктивного «цифрового» следа | ЛР 13, ЛРв 4 |
Метапредметные результаты (МР):
Метапредметные результаты | Коды метапредметных результатов |
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | МР 1 |
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; | МР 2 |
Владение навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | МР 3 |
Готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | МР 4 |
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникационных и организационных задач в процессе изучения русского языка с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | МР 5 |
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | МР 7 |
Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; | МР 8 |
Владеть навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований и границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | МР 9 |
Предметные результаты (ПР)
ПР1сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
ПР2 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
ПР3 владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
ПР4сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
ПР5сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
ПР6владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
ПР7сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Общие компетенции (ОК)
ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
В результате изучения дополнительного учебного курса «Основы общественных наук (обществознание)» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:
- Определять роль духовных ценностей в обществе;
- Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
- Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
- выделять основные элементы системы права.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
- Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
- Характеризовать особенности политического процесса в России;
- Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений.
2. Содержание учебной дисциплины
Введение
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении специальностей СПО.
1. Человек и общество
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека, внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
1.2. Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
2.2 Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
- Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. Мораль
Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло.
Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
3. Экономика
Экономика и экономическая наука. Экономические системы.Экономика семьи.
3.1. Экономика как наука и хозяйство.
Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция.
Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства
Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
3.3. Рынок труда и безработица
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Практические занятия: Экономика как наука. Типы экономических систем. Факторы спроса и предложения. Функции государства в экономике. Причины безработицы и трудоустройство. Особенности современной экономики России.
4. Социальные отношения
4.1. Социальная роль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
4.2 Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения. Семья в современной России.
5. Политика
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
5.2. Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
3. Тематическое планирование
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 66 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 60 часов (из них: практические занятия - 20 час; теоретические занятия - 38 часов); промежуточная аттестация- 6 часов; консультации- 2 часа.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
- теоретические занятия | 38 |
- лабораторные занятия (при наличии) | - |
- практические занятия (при наличии) | 20 |
в том числе: | |
- контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
Консультации | - |
Промежуточная аттестация (экзамен) | 2 |
Тематический план и содержание рабочей программы учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды личностных, метапредметных, предметных результатов, общих компетенций, формированию которых способствуют элементы программы | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 4 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | ||
1 | Место обществознания в системе общественных наук | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | 1 | |
Лабораторная работа: | - | ||||
Практические занятия: тестирование «Входная диагностика» | 1 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | |||
Контрольные работы: | - | ||||
Самостоятельная работа студентов. | - | ||||
Раздел 1. Начало философских и психологических знаний о человеке и обществе | |||||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | ||||
1 | Философские представления о социальных качествах человека. Философы Древности и Средневековья. Личность. Социализация личности. | 6 | ЛР 6, ЛРв 8, МР4, МР5,МР9, ПР1, ПР2, ПР5, ОК2, ОК5, ОК6 | 1 | |
2 | Формирование характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. | 2 | |||
3 | Понятие истины и ее критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. | ||||
4 | Свобода и ответственность, выбор и ответственность за его последствия. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия: Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Мировоззрение. Типы мировоззрения. | 1 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | |||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа студентов | - | ||||
Тема 1.2 Общество как сложная система | Содержание учебного материала | ||||
1 | Представление об обществе как сложной системе. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | 2 | |
2 | Общество и природа. Противоречивость воздействие людей на природную среду. | 2 | |||
3 | Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное | 2 | |||
4 | Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для всего человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия: Деятельность – способ существования человека | 1 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | |||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа студентов | - | ||||
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | |||||
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Понятие о культуре. Культура народная, массовая, элитарная. Экранная культура- продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | 1 | ||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия: Духовная жизнь общества, в чем ее особенность.Виды культуры | 1 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | |||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа студентов | - | ||||
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | ||||
1 | Наука. Естественные социально-гуманитарные науки. Ответственность ученого перед обществом. | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | 1 | |
2 | Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. | 2 | |||
Лабораторная работа | - | ||||
Практические занятия: Наука в современном мире. Роль образования в жизни человека и общества. | 1 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | |||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа студентов | - | ||||
Тема 2.3. Религия | Содержание учебного материала | ||||
1 | Религия- феномен современной культуры. В чем ее сущность? Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | 2 | |
2 | Основные принципы и нормы морали. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия: Мораль. Религия. Искусство. | 1 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | |||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа студентов | - | ||||
Раздел 3. Экономика | |||||
Тема 3.1. Экономическая система | Содержание учебного материала | ||||
1 | Экономическая система. История экономической системы. | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | 1 | |
2 | Главные вопросы экономики. Типы экономических систем | 1 | |||
Лабораторная работа: | - | ||||
Практические занятия: Экономическая система стран мира | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | |||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа студентов. | - | ||||
Тема 3.2. Рынок. Фирма. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Спрос. Факторы спроса. Предложение. | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | 2 | |
2 | Роль фирм в экономике | 3 | |||
Лабораторная работа | - | ||||
Практические занятия: Выполнение заданий на решение экономических задач на тему «Рынок, фирмы». | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | |||
Контрольная работа | |||||
Самостоятельная работа студентов. | - | ||||
Тема 3.3. Рынок труда и безработица | Содержание учебного материала | ||||
1 | Спрос на труд и его факторы труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда | 4 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | 2 | |
2 | Основные экономические проблемы России. Экономическая политика РФ | 2 | |||
Лабораторная работа: | - | ||||
Контрольная работа | - | ||||
Практические занятия: Защита прав потребителя | 1 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | |||
Самостоятельная работа студентов. | - | ||||
Раздел 4 Социальные отношения | |||||
Тема 4.1 Социальная роль и стратификация. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | 1 | |
2 | Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | 2 | |||
3 | Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия:Социальная стратификация. Виды социальных норм.Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения | 1 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | |||
Контрольная работа | |||||
Самостоятельная работа студентов. | - | ||||
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | ||||
1 | Виды социальных норм и санкций. | 4 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | 1 | |
2 | Девиантное поведение, его формы, проявления. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни | 2 | |||
3 | Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. | 3 | |||
Лабораторные работы: | |||||
Практические занятия: Семья в современной России.Социальные конфликты. | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | |||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа студентов. | - | ||||
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | ||||
1 | Особенн6ости социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие группы. | 4 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | 1 | |
2 | Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ | 2 | |||
Лабораторные работы: | - | ||||
Практические занятия: Социальное развитие и молодежь. | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | |||
Контрольная работа: | - | ||||
Самостоятельная работа студентов: | - | ||||
Лабораторные работы: | - | ||||
Раздел 5. Политика как общественное явление. | |||||
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | ||||
1 | Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | 2 | |
2 | Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов- основные особенности развития современной политической системы. | 2 | |||
3 | Правовое государство, понятие и признаки. | 2 | |||
Лабораторная работа. | - | ||||
Практические занятия: Политическая система, ее внутренняя структура. | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | |||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа студентов | - | ||||
Тема5.2 Участники политического процесса | Содержание учебного материала | - | |||
1 | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое лидерство | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР8,ПР1, ПР2, ПР5,ОК4, ОК6 | 2 | |
2 | Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Выборы в России. Политические партии и движения. Современные идейно политические системы. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия: Политика и власть | 2 | ЛР1, ЛРв1, ЛРв 5,МР1, МР2,МР4,МР5, ПР2, ОК2 | |||
Контрольная работа | - | ||||
Промежуточный контроль (экзамен) | 2 | ||||
Всего | 60 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
4. Условия реализации учебной дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- шкафы.
Средства обучения:
- рекомендации по выполнению самостоятельной работы;
- дидактический материал по курсу «Обществознание».
- библиотечный фонд;
- доступ в Интернет;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
- Телевизор, подключенный к интернету.
4.2. Условия реализации учебной дисциплиныс учетом специфических образовательных потребностей при наличиив группе инвалидов и лиц с ОВЗ
Реализация программы учебной дисциплины требует проведения учебных занятий с учетом следующих моментов:
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
- возможность увеличения сроков освоения учебного материала (как в рамках одного занятия, так и в рамках изучения темы, раздела);
- представление материала малыми дозами;
- комплексное использование устной, тактильной, жестовой речи;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- обучение работе со зрительными образами: работа с учебниками, таблицами, рисунками и пр.;
- тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, технологических карт, интеллект-карт, кроссвордов, презентаций;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения (поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому студенту, развитие в нем веры в собственные силы и возможности);
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- проявление педагогического такта.
Формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливаются с учетом ограничений здоровья. Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного и текущего контроля, промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. При проведении промежуточной аттестации предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене.
4.2. Литература
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,Интернет-ресурсов
Основные источники:
- Сычев А.А. Обществознание. М. 2023.
- Важенин А.Г. Обществознание. Учебник. М. 2022.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. М. 2022.
Дополнительные источники:
- Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М., 2020.
- Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. М., 2020
Интернет-ресурсы:
www.history.standart.edu.ru - История России. Обществознание: Учебно-методический комплект для школы.
www.openclass.ru/communities/ - Открытый класс: сетевые образовательные сообщества.
www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
http://www.istrodina.com-Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина».
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Личностные результаты | ||
ЛК1: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; | Демонстрирует понимание различий между культурой своего народа и народами других стран, уважительное отношение к иным культурам | Наблюдение и интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы. Сформированность: 1). Основ гражданской идентичности личности; 2). Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профессионального образования; 3). Социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. |
ЛК2: российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); | Демонстрирует понимание различий между культурой своего народа и народами других стран, уважительное отношение к иным культурам | |
ЛК3: гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; | Демонстрирует понимание различий между культурой своего народа и народами других стран, уважительное отношение к иным культурам | |
ЛК4: толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; | Демонстрирует понимание различий между культурой своего народа и народами других стран, уважительное отношение к иным культурам | |
ЛК5: готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | Готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования | |
ЛК6: осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; | Готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования | |
ЛК7: ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. | Ценностно-смысловых установок обучающихся, формируемых предметом | |
Метапредметные результаты | ||
МК1: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. | Оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. |
МК2: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | ||
МК3: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | ||
МК4: умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | ||
МК5: умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; | ||
МК6: владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; | ||
МК7: сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; | ||
МК8: владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; | ||
МК9: владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; | ||
МК10: сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; | ||
МК11: владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; | ||
МК12: сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. | ||
Предметные результаты | ||
Выпускник на базовом уровне научится:
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
| Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает: - понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области; - умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области. Студенты в полном объеме выполняют предъявленные задания и демонстрируют следующие знания и умения: - осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах; - логично, развернуто отвечать на устные вопросы по предмету; - сопоставлять различные точки зрения, обосновывать свое мнение; -применять полученные знания при анализе различных проблем современного общества; - толковать содержание основных терминов; - составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала; - преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица). Выпускник получит возможность научиться: - умение использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении современного российского общества и зарубежных стран; - обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам обществознания с опорой на материалы из разных источников; -приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения. | Устный опрос. Тестирование по соответствующим темам. Контрольная работа. Самостоятельная работа. Практическая работа. Домашние задания проблемного характера. Подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий: мультимедиа-презентаций, докладов, рефератов. Работа с текстом учебника. Промежуточная аттестация. |
Общие компетенции | ||
OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии. | Мониторинг роста самостоятельности и навыков получения новых знаний. Мониторинг и оценка выполнения практических заданий, самостоятельной работы, индивидуальных заданий. |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | - обоснование выбора и применения методов и способов решения учебных задач. | |
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях. | |
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения учебных задач. | |
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности. | |
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения. | |
OK9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной и учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 «ПОВАР, КОНДИТЕР» ПО ПМ.01,ПО ПМ.02,ПО ПМ.03,ПО ПМ.04.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 «ПОВАР, КОНДИТЕР» ПО ПМ.01,ПО ПМ.02,ПО ПМ.03,ПО ПМ.04....

Рабочие программы по учебной практике профессия 43.01.09 Повар, кондитер
Рабочие программы учебной практики по профессии 43.01.19 Повар, кондитер в соотвествии с ФГОС СПО, профессиональными стандартами Повар, Кондитер, стандартами Ворлдскиллс Россия....

Рабочие программы по производственной практике профессия 43.01.09 Повар, кондитер
Рабочие программы производственной практики по профессии 43.01.19 Повар, кондитер в соотвествии с ФГОС СПО, профессиональными стандартами Повар, Кондитер....

Рабочая программа по биологии для профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу средн...

Рабочие программы по профессии ТОП-50 43.01.09 Повар, кондитер
Рабочие программы по профессии ТОП-50 43.01.09 Повар, кондитер,предназначена для подготовки квалифицированных рабочих предприятий общественного питания....

рабочая программа по введению в профессию 43.01.09 повар, кондитер
рабочая программа по введению в профессию разработа в соотвецтвии с ФГОС по профессии повар, кондитер 43.01.09...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по профессии «Повар, кондитер», 2020г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)...