Методическая разработка учебного занятия “Вера и верования. Мировые религии” по УД ОУД.12 Обществознание
методическая разработка

Неженцева Яна Владимировна

Методическая разработка учебного занятия “Вера и верования. Мировые религии” по УД ОУД.12 Обществознание составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура с учётом профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от «18» октября 2013 г. № 544н.

 

Данное учебное занятие разработано в контексте раздела “Человек. Человек в системе общественных отношений” рабочей программы УД ОУД.12 Обществознание и является продолжением изучения темы “Мораль, искусство и религия как элементы духовной  культуры”.

Тема учебного занятия является и противоречивой, и дискуссионной в наши дни, так как современный мир — это прежде всего пёстрое множество жизненных укладов, языков, мировоззрений, находящихся в непрерывном взаимодействии. А потому разобраться в нём одинаково важно и верующим, и людям, стоящим вне конкретных религиозных направлений.

Поэтому целью учебного занятия является формирование у обучающихся представления о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры, что даёт возможность  к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений..

На этапе актуализации опорных знаний проводится исторический экскурс, главная задача которого не только вспомнить основные периоды, главных политических лидеров, ключевые события советского периода, но и визуализировать в хронологической последовательности 70 лет истории СССР.

Для постановки проблемы учебного занятия обучающимся предлагается сравнить данные соцопроса, которые раскрывают бытовую составляющую жизни советских граждан, с эмоциональным восприятием эпохи СССР. Также студентам предлагается проанализировать оценки крушения СССР, высказанные В.В. Путиным и Н.С. Михалковым. На основании этого делается вывод, что в данном историческом событии имели место как субъективные, так и объективные факторы.

Этап изучения нового материала проводится по следующему алгоритму:

  1. групповая работа по выявлению аргументов из теорий различных групп авторов на предмет доказательства «развала» или «распада» СССР, защита минипроектов по каждой теории как дополнительного материала;
  2. предварительное закрепление полученных знаний при помощи установления соответствия между теориями и предложенными преподавателем карикатурами 90 – х гг.;
  3. правовая оценка “парада суверенитетов” на основании анализа документов: Конституция СССР 1977 г., Закон СССР от 03 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств» и данные Всесоюзного референдума 17.03.1991 г.

Сравнительная оценка правовых документов, политических действий глав республик, лидеров государства направлена на формирование правовой культуры у обучающихся и оценочных суждений на основе аналитической деятельности. Своё отношение к изучаемым событиям студенты выражают посредством голосования.

В соответствии с современными требованиями к оцениванию деятельности обучающихся на учебном занятии, оценка выставляется по балльно – рейтинговой системе: студенты проставляют в оценочных листах самооценку, а преподаватель после их анализа на следующем занятии озвучивает экспертную отметку.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями учебной дисциплины “История” в системе СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vera_i_verovaniya._mirovye_religii.docx339.62 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по учебной дисциплине ОУД.12 Обществознание.

Тема “ Вера и верования. Мировые религии”.

Цель учебного занятия: дать обучающимся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры. 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид учебного занятия: урок смешанного типа.

Обучающий компонент: ознакомить студентов с ключевыми понятиями, осветить новые понятия, выделить узловые проблемы темы.

Развивающий компонент: показать роль религии в историческом развитии и в наши дни, воздействие религии на духовную жизнь человека, на нравственность.

Воспитывающий компонент: воспитание уважения, терпимости к религии как духовной культурной ценности.

Методы контроля: устный опрос, защита сообщений, самоанализ деятельности студента, рефлексия.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные и внутрипредметные связи: история, география, религиоведение, культурология, право.

Методическое обеспечение: методическая разработка урока; дидактический материал к уроку.

Ход учебного занятия:

1-й этап: организационный момент.

2-й этап: постановка проблемы и учебных целей.

Сообщение темы и цели урока. Студенты самостоятельно формулируют собственные цели учебного занятия.

3-й этап: изучение нового материала.

Работа с понятийным аппаратом: вера, верования, религия.

Преподаватель: Этимология слова «религия».

Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, почитание, святость, богослужениеи др.).

Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего связывать, соединять. Поэтому и религию он определял как союз благочестия человека с Богом.

В течении многих веков богословы всех религий стремились доказать существование Бога. Однако немецкий философ И. Кант убедительно доказал в своих рассуждениях, что логическим путем доказать ни существование Бога, ни его отсутствие, невозможно, остается только верить.

Рассмотрение вопроса о первобытных верованиях и выполнение практического задания.

Проблемный вопрос

В чём на Ваш взгляд причины особой популярности ранних форм религии в наши дни?

Почему люди стали всё чаще обращаться к магии и астрологии?

Преподаватель: вера и религия — современный взгляд.

Согласно современным религиозным учениям, человек наделён Богом свободой воли, обладает свободой выбора, и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Преподаватель: в мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы многобожия (вера в духов, поклонения растениям, животным, душам умерших). С ними соседствуют разные формы единобожия. Здесь и национальные религии - конфуцинство (Китай), иудаизм (Израиль ) и т. д. И мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй - буддизм, христианство, ислам.

Мировые религии – религии, которые возникнув в конкретной культуре, перешагнули национальные границы и распространились по всему миру.

Проблемное задание

В процессе слушания сообщений студентов, попытайтесь выявить общие черты нравственных заповедей в мировых религиях (также студенты заполняют кластеры по плану: 1. время возникновения и основатель религии; 2. название священного текста; 3. основные идеи).

  • Буддизм.

Буддизм - самая ранняя по времени появления мировая религия,  около VI века до н. э., в Индии. Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи). Основателем учения был Сиддхартха Гаутама. Священная книга – Трипи́така. 

Основное число последователей буддизма живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме,Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале,Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.

Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека.

Соблюдая заповеди святого учения, человек придет к совершенству.

Одна из важнейших заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно сочувственно и благожелательно к добрым и злым, к людям и животным.

Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не уничтожаются, а наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство.

Особенностью современного буддизма является, что он все больше превращается из религии в некое философское учение, своеобразную систему нравственности.

  • Христианство.

Христианство - вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, имеет приверженцев в Европе и Америке.

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев. Основоположник христианского учения - Иисус Христос. Священная книга – Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. 

Нравственные правила христианства изложены в заповедях Моисея: « Не убий», « Не укради», « Не прелюбодействуй», « Почитай мать и отца твоих».

Центральными в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид безгранична.

В современном мире имеются католические церкви, признающие главой Римского папу, протестанские и 15 самостоятельных православных церквей. Христианство оказалось лучше приспособленным к общественным изменениям, чем другие религии.

  • Ислам.

Ислам (мусульманство) - самая поздняя по времени возникновения мировая религия. Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северой Африке, Юго - Западной и Южной Азии. Основателем считается пророк Мухаммед.

«Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек по Корану - существо слабое, склонное к греху, он не всостоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается на милосердие и помощь Аллаха.

Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям. Характерной особенностью мусульмансой религии является то, что она энергично вмешивается во все сферы жизни людей.  Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд - все должно подчиняться религиозным законам, шариату, который основан на Коране.

Работа с картой.

http://dedusenko.at.ua/_bl/0/24663961.jpg

По последним данным сейчас в мире проживает:

2,1 млрд. христиан,

1,3 млрд. мусульман,

376 млн. буддистов.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/22/s_588508edea9be/img10.jpg

Промежуточное закрепление знаний.

  1. Выслушиваются ответы обучающихся на проблемный вопрос.
  2. Выполнение задания на соответствие.

Преподаватель: религия издревле была носительницей культурных ценностей, она сама является одной из форм культуры.

В разных государствах религия играет различную роль. В одних - первостепенную, в других – церковь отделена от государства. Такие государства называются светскими.

Работа со статьями Конституции РФ, КоАП, УК РФ.

Задание: прочтите статьи №14, 28 Конституции РФ. Определите роль и место религии в нашей стране.

Статья 14.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Комментарии:

Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Содержание свободы вероисповедания включает в себя, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается. Свобода вероисповедания означает право человека на, выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Комментарии:

В Российской Федерации запрещены религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях предусмотрена ст. 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148).

Беседа по вопросу: можно ли сказать, что религия на всех этапах жизни общества и органически связанная с нею религиозная деятельность играли только положительную роль?

Исторический путь религиозной деятельности неоднозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны.

Воздействие религии на личность противоречиво. С одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре. А с другой стороны - проповедует покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей.

Есть религии, которые требуют человеческих жертвоприношений, обряды которых физически и духовно уродуют людей. Разумеется, государство, законы, общественное мнение против этого.

Но ведь эта не сама религия, не сама вера, а деятельность вредоносная и противоправная. И борьба государства с этой деятельностью отнюдь не означает нарушение им принципа свободы совести.

С каждым годом количество верующих значительно увеличивается. Как вы думаете почему? Зачем людям нужна религия? (Беседа с опорой на функции религии в современном обществе).

Выводы:

  • религия как форма культуры является одним из источников нравственных ценностей и норм;
  • объединяет людей, что способствует сохранению стабильности, устойчивости как отдельной личности, так и общества в целом;
  • обеспечивает общение верующих друг с другом и верующих с богом;
  • восполняет ограниченность, бессилие людей при изменении условий жизни, снимает стресс, приносит утешение, духовное наслаждение;
  • узаконивает некоторые общественные порядки, институты, образцы поведения как должное. И наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них.

К сожалению, религиозные противоречия могут быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, т.е. силой разъединения и противоборства.

4-й этап: закрепление изученного материала.

Задание №1. Соотнесите.

Тотемизм

Представляет собой веру в существование духов и души.

Фетишизм

Представляет собой комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами животных и растений.

Анимизм

Представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам.

Задание №2

Исключите лишнее:

- верование; обряд; магия; знание;

- тотемизм; христианство; ислам; буддизм;

- шаман; священник; атеист; мулла.

Задание №3

Тест №1

Что отличает религию от других областей духовной культуры:

а) использование художественных образов;

б) обращение к сверхъестественным силам;

в) опора на представления о добре и зле;

г) стремление объяснить окружающую действительность.

Тест №2

К мировым религиям не относится:

а) христианство;

в) иудаизм;

б) буддизм;

г) ислам.

5-й этап: подведение итогов урока. Рефлексия.

Преподаватель: достигли ли Вы учебные цели, которые ставили перед собой в начале учебного занятия? Если нет, то, что необходимо сделать с целью ликвидации пробелов в знаниях?

Выставление оценок студентам за выступления с сообщениями и проявившим активность в ходе учебного занятия.

6-й этап: домашнее задание:

Выучить записи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию с применением игровых технологий Нуркаевой Раушании Нафисовны, преподавателя обществознания

В данной методической разработке показан урок по предмету «Обществознание» с применением игровых технологий.Урок общеобразовательной  дисциплины базовой ОБД.05  «Обществознание» по теме: «Со...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Конституция России – основной закон государства».

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.Тема: «Конституция России – основной закон государства»....