ПРАКТИКИ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ КРАЕВЕДЕНИЯ
статья

МАЙОРОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

В СТАТЬЕ АВТОР ДЕЛИТСЯ ОПЫТОМ РАБОТЫ С ТАКИМИ ВАЖНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ КАК БИБЛИОТЕКИ И МУЗЕИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИКИ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

НА УРОКАХ КРАЕВЕДЕНИЯ

                                      Майорова Ирина Владимировна, преподаватель истории и обществознания

 «Не говорите о причинах, которые могут помешать успеху.

 Лучше ищите пути, которые приведут вас к успеху» Джон Джей Вуд

Одним из условий реализации основной профессиональной образовательной программы по профессиям СПО является удовлетворение требований ФГОС по формированию социокультурной среды, созданию условий, необходимых для всестороннего развития, социализации и воспитания личности, сохранению здоровья обучающихся, а также развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций.

В центре воспитательного пространства – личность обучающегося.    

Эти воспитательные задачи решаются через урочную и внеурочную деятельность. И очень большую помощь в этом оказывают наши социальные партнеры.  За историю техникума стали традиционными связи с ветеранами Великой Отечественной войны,  с членами организации «Дети войны. Молотовск», с Молодежным центром. Традиционными у студентов техникума стали посещение городского краеведческого музея, музея занимательных наук САФУ и т.д.

Работа в профессиональном образовательном учреждении привела меня к убеждению, что работать с нашими студентами легче и результативнее можно, опираясь на  таких незаменимых партнеров как библиотеки и музеи. Об опыте работы с ними мне бы хотелось остановиться подробнее.

С библиотеками и их заведующий отделами краеведения уже весной мы составляем план работы на следующий учебный год, руководствуясь двумя принципами: первый – тема соответствует  актуальной теме Года; второе – нам должно быть интересно.

Так, например, 2020 – Год памяти и славы. И мы определились, что нам близки темы женщин на войне, знаменитых полководцев, наших ветеранов-земляков и военных песен. Так родились темы проектов и бесед о женщинах - снайперах и ученых (Р.Шанина, К.Гемп и др.), маршалах Победы, а также фестиваль военных песен среди групп ОУ. Юбилей нашего земляка писателя Ф.Абрамова мы решили отметить не только чтением его прозы, но и изучением военных страниц его биографии.

Два года назад наш город отмечал свой 80-летний юбилей, и городские библиотеки разработали чудо-программу «80 лет вокруг Северодвинска». Совместно с библиотекой «Открытие» мы встречались с писателями и художниками, поэтами и актерами, экологами и краеведами, ходили  в музей города и в театральный музей, участвовали в квестах, мастер-классах и викторинах, выполняли домашние задания. На ярмарке местных производителей мы знакомились с биографией и продукцией Севмаша и хлебокомбината, мясокомбината и типографии, отвечали на их вопросы, получали (или не получали) призы. Результатами и преподаватели  и студенты, как участники, остались очень довольны. Из четырех номинаций мы победили в двух, а столько знаний за один год о городе и его жителях редко кто может получить «из первых рук»!

Что получают наши партнеры-библиотеки от нас? Конечно, в первую очередь, читателя, заинтересованных участников краеведческого диктанта, в библиотеке с ветеранами-комсомольцами мы поем комсомольские песни, а с бабушками из землячеств танцуем кадриль и помогаем им со звукорежиссурой. С группой художников росписи по дереву экскурсия по старому городу обернулась выставкой их работ в двух библиотеках города. Словом социальное партнерство в действии!

Второй наш незаменимый партнер – это музей. В наш Северодвинский краеведческий музей мы ходим изучать «Лодку в чемодане», говорим о будущей профессии с первокурсниками-электромонтажниками. Затем на уроках истории родного края изучаем поморский быт и традиции, историю города. Работа с музеем вдохновляет и  иногда дает неожиданные результаты. Экскурсия о селе солеваров Неноксе вылилась в трехлетнее участие в проекте музея по реконструкции культурно-исторического пространства села. А рассказ экскурсовода о традициях русского чаепития подтолкнула к идее открытого урока о чайных церемониях в разных странах, который мы готовили в рамках урока МХК с будущими операторами связи.

Особая любовь наших электромонтажников к музею занимательных наук САФУ, где можно все, о чем говорят на уроках физики и электротехники, проверить и потрогать, а также музей Городского Дворца правосудия. Сюда мы идем весной перед летними каникулами и говорим об ответственности за правонарушения и опасности экстремального вождения автомобиля.

Всегда очень приятно видеть, как втягиваются ребята в учебу с большим интересом после посещения музеев и библиотек, встреч с интересными людьми, специалистами, а наши гости рады не только ответить на вопросы, но и вернуться, чтобы обсудить новые вопросы и проблемы.

Поэтому, мы считаем, что рост качества обучения – не только результат труда наших замечательных педагогов и мастеров, но и наших замечательных партнеров. Спасибо им за это!

H:\с телефона\10сент2019\IMG_20181212_145637.jpg 

В наш Северодвинский краеведческий музей мы ходим изучать «Лодку в чемодане», а с победителями квеста – на экскурсию на АПЛ

C:\Users\1\AppData\Local\Temp\2020-03-12 12-40-17.JPG 

На уроках истории родного края изучаем поморский быт и традиции совместно с СГМ

C:\Users\1\AppData\Local\Temp\2020-03-06 13-51-36.JPG 

Так, например, 2020 – Год памяти и славы. Встреча с ветераном войны, Почетным жителем города Лапшиновым П.В. в библиотеке им. ПушкинаC:\Users\1\AppData\Local\Temp\20140926_115236.jpg

Экскурсия о селе солеваров Неноксе вылилась в трехлетнее участие в проекте музея по реконструкции культурно-исторического пространства села


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА УРОКАХ ХИМИИ

Рассмотрены концепции модернизации образования и тенденции совершенствования системы профессиональной подготовки будущих  специалистов и разносторонне развитых личностей в СПО  на примере Ка...

Электронный урок как форма организации образовательного процесса

Электронный урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом при использовании современных средств информационно-коммуникационных технологий и разнообразных электронн...

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ 23.01.08 «СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ СТРОИТЕЛЬ-НЫХ МАШИН»

В рамках образовательного процесса в СПО важное место занимает учебная практика. Учебная практика по профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин» - это первое вхождение...

Методическая разработка бинарного урока по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Бинарный урок по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями разработан для студентов педагогического колледжа, обучающихся по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06 Организация коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

РАБОЧАЯ программа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06 Организация коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для специальности44.02.01 «Дошкольное образование»...

Разработка урока по МДК 06.01.Теоретические и методические основы организации коррекционно –развивающей деятельности

Разработка урока по МДК 06.01.Теоретические и методические основы организации коррекционно –развивающей деятельности...