Специфика процесса общения как социокультурного феномена
статья
Предварительный просмотр:
Торопыгина М.В.
Преподаватель ГБПОУ Юридический колледж, г. Москва
Специфика процесса общения как социокультурного феномена
В настоящее время существует множество различных понятий общения, и прежде всего, это связано с различными подходами и взглядами на эту проблему.
В рамках данной статьи будет использоваться следующее определение: общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой системы взаимодействия, восприятие и понимания другого человека.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому[1]. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществимое с помощью слов называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).
Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие:
1. Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела. Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. Именно эти особенности и называются кинетикой;
2. Паралингвистика или просодика - особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации и контакта;
3. Проксемимика. Основатель проксемимики Э. Холл назвал ее пространственной психологией;
4. Визуальное общение - контакт глаз;
Невербальные элементы очень важны в процессе общения, поскольку они указывают на особо важные моменты сообщения, дополняют содержание высказывания, свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего, дают возможность судить о самом человеке и его психологических чувствах.
Данный вид общения чаще всего используется для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько, хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди владеют собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Американский психолог Дж. Трейгер назвал неречевые средства общения эмоциональным языком, так как чаще всего они "говорят" на именно о чувствах собеседника[2].
Учитывая сложность понятия "общение", необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон.
Коммуникативная сторона общения включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.
Между собеседниками здесь могут возникать барьеры непонимания, такие как:
1. избегание - выражается отсутствием зрительного контакта между участниками общения, невнимательностью и использования любого предлога для прекращения разговора собеседником;
2. авторитет – заключается в передаче и восприятии информации только от авторитетного источника;
3. непонимание – защита от самой информации.
Во многих ситуациях барьеры непонимания могут сослужить социальному работнику плохую службу, когда ничего угрожающего или опасного в воздействии нет, а ложное срабатывание барьеров приводит к тому, что нужная и актуальная информация не воспринимается.
Однако данные барьеры общения могут быть преодолены с помощью различных приёмов. Среди них такие, как: приём нейтральной фразы, приём завлечения, прием установления зрительного контакта, прием изоляции, прием навязывания ритма, прием акцентировки.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.
Рассматривая процесс познания человека человеком в общении, С.Л Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы "читаем" его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план»[3].
Вопросы о том, как происходит это "беглое чтение" другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встают перед каждым из нас, особенно перед специалистами, работающими с людьми. Очень часто важно не только само по себе понимание того или иного поведения, но и его основ, истоков, движущих сил и механизмов. Именно поэтому необходимо понимать, что стоит за словами «восприятие и понимание другого в общении».
Взаимодействие в процессе общения представляет интерактивную его сторону. Основными действиями в общении являются действия осознанно или осознанно или неосознанно направленные на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении.
Широко известна и получила максимальное применение схема, разработанная Э. Берном.
В его теории транзактного анализа основными понятиями являются эгосостояния и транзакции[4].
Под эгосостояниями он понимает относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения. Таких обособленных комплексов и способов поведения учёный выделяет три: родитель, взрослый и ребенок.
Родитель - это такое эгосостояние, чувства, установки и привычное поведение которого относятся к роли родителя. Состояние взрослого обращено к реальной действительности. Состояние ребенка - это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве. Предполагается, что в любой момент каждый человек может быть либо взрослым, либо ребенком, либо родителем. А конкретное эгосостояние, от которого ведется разговор, определяет позицию и статус человека в общении.
Рассмотрим несколько классификаций типов общения, каждая из которых основана на каком-либо собственном признаке. По содержанию высказывания выделяют такие типы речи, как повествование, описание и рассуждение. Повествование - это рассказ о событиях соответственно их последовательности во времени, сообщение о развивающихся действиях и состояниях. Описание – это констатирующая речь, которая даёт понятие о характере, составе и свойствах объекта. Рассуждение – тип речи, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения. Эти функционально-смысловые типы речи могут чередоваться и соединяться друг с другом в рамках одного текста.
Лингвист А.А. Холодович[5], характеризуя речевое поведение человека, устанавливает следующие пять признаков речевого акта: средство выражения речевого акта (звук, письменный знак, жест); степень коммуникативности речевого акта (от коммуникативности до отсутствия коммуникативности); ориентированность речевого акта (есть ли ожидание ответа); количество участников речевого акта; контактность речевого акта[6].
Высказывания этого типа имеют высокие показатели содержания и низкие показатели оформления. Знание типов и видов общения необходимо для правильного построения текста и понимания целей речевых действий собеседника.
Несколько иного взгляда на описание разновидностей общения придерживается А.А. Леонтьев[7]. Автор утверждает, что в исследовании общения неправомерно принимать за простейшую "клеточку" анализа "чистое" межличностное общение в диаде, поскольку каждый человек представляет собой совокупность (ансамбль) общественных отношений[8].
Они возникают непосредственно в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения. На основе этого автор выделяет три вида общения: социально-ориентированное общение, групповое предметно-ориентированное общение и личностно-ориентированное общение.
Говоря о видах общения, А.А. Леонтьев выделяет деловое и личностное общение[9].
Деловое общение (его также называют ролевым или функционально-ролевым общением) направлено на организацию какой-либо совместной деятельности, того или иного дела. В центре такого общения - интересы дела, функциональные обязанности партнеров, вклад каждого из них в достижение результата, а личностные особенности партнеров: их симпатии или антипатии, чувства, настроение, психическое или физическое состояние как бы отодвигаются на задний план. В центре личностного (или межличностного) общения, напротив, находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы, склонности, настроение, отношения с окружающими, самочувствие. Деловые проблемы в таком общении не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно завершить и после решения личных вопросов. Деловое и личностное общение довольно тесно переплетаются и неотрывны друг от друга.
От взгляда опытного социального работника не скроется физическое или психическое состояние инвалида, его радостное или подавленное настроение, наличие внутренней тревоги, озабоченности чем-либо.
Таким образом, общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека, состоящей из трех сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, взаимодействующих как единое целое
[1]Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: «Педагогика», 2013. С. 70.
[2]Знаков В.В. Понимание в познании и общении / РАН. М.: «ИП РАН», 2012. С.165.
[3]Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 2014, С. 321.
[4] Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., «Братство», 2015. С. 221.
[5]Холодович А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. К 70-летию академика Н.И. Конрада. М.: Пресс-бук., 2015, С. 346.
[6]Там же.
[7]Леонтьев А.А. Психология общения. М.:Смысл, 2011. С.112.
[8]Там же.
[9]Леонтьев А.А. Проблемы развития психики . М.: Наука, 2013. С. 95.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Специальность: 220703 Автоматизация технологических процессов и производств ПМ. 04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Специальность: 220703 Автоматизация технологических процессов и производств ПМ. 04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизаци...
Процесс общения
Особое внимание в школе уделяется конструктивным способам общения как в семье, так и в школе. Инициативная группа детей под руководством педагогов выполняет презентации для разговора с родителями на р...
Специфика общения сотрудников социального обеспечения с людьми с ограниченными возможностями
Работа посвящена правилам общения сотрудникам социального обеспечения с людьми с ограниченными возможностями....
Информационный гайд "Специфика процесса постановки голоса на уроках вокала во время мутации"
Информационный гайд "Специфика процесса постановки голоса на уроках вокала во время мутации"...
Особенности общения со взрослыми пациентами и пациентами детского возраста инфекционного отделения. Специфика взаимодействия с пациентами, находящимися в изолированном боксированном отделении
Особенности общения со взрослыми пациентами и пациентами детского возраста инфекционного отделения. Специфика взаимодействия с пациентами, находящимися в изолированном боксированном отделении...
Интеграция английского языка в профессию: обучение специфике делового общения и профессиональной лексике
В данной статье рассматривается важность интеграции английского языка в профессию, а также обучение специфике делового общения и профессиональной лексике. Подчеркивается необходимость развития я...