Проект "Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"
проект

Проект "Модель работы воспитателя коррекционой школы интерната по формированию социально-бутовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл misisnao.docx41.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Нефтеюганская школа интернат для обучающихся с ОВЗ».

«Модель работы воспитателя коррекционной школы   по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности».

автор: Бакирова В.Р.

воспитатель

Содержание проекта:

  1. Паспорт проекта.
  2. Аннотация проекта.
  3. Актуальность проекта.
  4. Цели и задачи проекта.
  5. Предмет исследования.
  6. Проблема исследования.
  7. Гипотеза исследования.
  8. Проверка гипотезы.
  9. Участники проекта.
  10. Адресная направленность проекта.
  11. Сроки и этапы проекта.
  12. Ожидаемые результаты.
  13. Организация работы по проекту.
  14. Перспективы развития проекта.
  15. Информационные ресурсы проекта.
  16. Приложение.

Паспорт проекта.

Автор проекта

Бакирова Венера Рамильевна

Место работы

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Место реализации проекта

Реализация проекта будет осуществляться на базе   КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Школа является учреждением социального обслуживания, предназначенным для постоянного и временного проживания детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.

Тема проекта

« Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности»

Предметное направление

Социализация детей с ОВЗ в рамках воспитательного процесса.

Целевая аудитория

Воспитанники 1-12 классов коррекционной школы-интерната.

Тип проекта  

Практико-ориентированный проект.

Вид проекта

Долгосрочный педагогический проект.

Аннотация проекта:

Работа воспитателя в коррекционной школе, по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности представляет собой сложную многоуровневую систему. Она  включает в себя определенные темы интегрированных видов деятельности детей с ОВЗ в условиях школы – интерната, которые с каждым годом меняют свое содержание в связи с возрастными и психологическими особенностями детей.

В рамках проекта  разработана система и структура действий воспитателя для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением различных условий (временных, информационных, организационных, материально-технических) необходимых для эффективности всей системы действий.

   Данная методическая разработка содержит авторскую программу воспитательной деятельности «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья», может быть использована для создания коррекционно – развивающей среды, как необходимого условия для организации работы с воспитанниками  с ОВЗ.

Актуальность проекта

       

     На современном этапе развития системы образования  в условиях образовательной интеграции важнейшим приоритетом образовательной деятельности  является обеспечение связи получаемых знаний с жизнью, без чего невозможна активная адаптация воспитанников  в окружающем мире.

     Социальная ситуация развития ученика в условиях специального учреждения образования часто не благоприятствует овладению им новыми социальными связями и подготовке к независимому, самостоятельному образу жизни. Соприкосновение выпускника с социальной реальностью вызывает разочарование.

    Знания, полученные в школе, оказываются не всегда применимыми в нашей действительности. Ограниченная жизненная компетенция затрудняет успешную интеграцию в жизнь общества. Задачи адаптации детей с ОВЗ к окружающей действительности, необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждающие искать иные пути обучения и воспитания, привели к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов.

     Таким подходом является социально – ориентированный подход, что продиктовано следующими обстоятельствами:

• от выпускника требуется, чтобы он был адаптирован к обществу, в котором живёт. Общество мобильно, изменчиво. Это предполагает гибкое реагирование на изменения, умение использовать информационно-коммуникационные технологии, проявлять стойкость перед трудностями;

• формирование жизнеспособной личности требует ориентации в ценностях общества, в котором человек живёт, и умения действовать в жизненных ситуациях, предполагающих сотрудничество с окружающими, умение с ними договориться, выполнять работу сообща.

      Как показывает мой педагогический опыт, дети с ОВЗ могут достичь в социальном развитии больше, чем в когнитивном, а расширение социального опыта, в свою очередь, создаёт предпосылки для общего развития.

   В свете современных требований  к организации образовательных условий ставка делается на формирование у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся   в учебное и внеучебное время.

       В современных условиях работу воспитателя коррекционной школы,  по формированию социально – бытовых  представлений и навыков у детей с ОВЗ можно  реализовать  в формате проектной деятельности.

  Проектная деятельность представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.

   Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время, метод проектов становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но главная идея проектной деятельности остается прежней:

  • стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления;
  • комплексный подход к решению проблем социализации детей с ОВЗ, позволяющий строить воспитательный  процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению;
  • в основе метода проектов лежит развитие социальных, познавательных, интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления;
  • метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Цель проекта:

Создать чёткую, методически обоснованную, структурированную модель   деятельности воспитателя коррекционной школы, по организации наиболее эффективных условий формирования социальных  знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ОВЗ.

Задачи проекта:

 - определение исходного уровня сформированности знаний, умений, навыков у детей с ОВЗ, необходимых для успешной социальной адаптации и самостоятельной жизни;

- разработка и обеспечение реализации технологии и комплексных мероприятий подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социуме;

- повышение интереса к инновационной деятельности, к творческому осмыслению своего профессионального опыта работы, самообразованию.

- проверить эффективность предложенных средств в реальной практике;

- провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Предмет исследования:

     Динамика процесса усвоения учащимися базовых  социальных компетенций,  в специально организованной коррекционно-развивающей воспитательной  среде с использование различных подходов и форм деятельности.

Проблема исследования:

     Школа формирует знания, умения и навыки по каждому учебному предмету, не в полной мере учитывая их значения для социальной адаптации детей с ОВЗ.

Гипотеза:

     Работа по формированию социально-бытовых представлений и навыков является средством повышения эффективности процессов социализации и адаптации у детей с ОВЗ. Именно в этом качестве воспитательное воздействие рассматривается как такой компонент образовательной системы, который способен  внести не только преобразования в само понимание категории «средство» применительно к процессу  воспитания, но и повлиять на все остальные компоненты образовательной системы (цели, содержание, методы и организационные формы, коррекции и развития детей с особыми образовательными потребностями).

Проверка гипотезы.

Стратегические шаги реализации проекта:

  • cбор необходимой информации;
  • изучение документов и методической литературы;
  • анализ собственного методического опыта;
  • сравнение;
  • систематизация;
  • моделирование;
  • проектирование;
  • эксперимент;
  • практическое апробирование;
  • мониторинг.

Участники проекта.

    - В ходе реализации проекта воспитатель взаимодействует  со специалистами школы: классный руководитель, психолог, логопед,  мед.работник, соц. педагог.

Для детей с ОВЗ важно:

  • своевременное проведение реабилитационных мероприятий медицинского, социального, лечебно – трудового и воспитательного характера, им необходима коррекционно – развивающая помощь различных специалистов для дальнейшей адаптации и социализации в современном обществе.
  • привлечение родителей учащихся, для успешной социальной интеграции детей с ОВЗ в общество. (заполнение анкет, беседа с родителями, участие родителей в школьных мероприятиях и т.д)

Адресная  направленность  проекта.

Проект предназначен для работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. Возраст 7 – 18 лет.

 

Срок реализации проекта. 

   

1 – 4 класс

4 года

5 – 7 класс

3 года

8 – 9 класс

2 года

10-12

2 года

Сроки и этапы реализации проекта.

I этап  Аналитико - диагностический

Срок реализации

1.

2.

3.

Изучить задачи

Диагностика исходных данных по изучаемой проблеме

Изучение учебно-методической литературы

2018– сентябрь.

2018 – октябрь.

2018 – сентябрь - декабрь.

II этап  Планово - прогностический

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Создание коррекционно – развивающей среды в семейной группе, классе, как необходимого условия для организации работы с  воспитанниками.

Определение возрастных периодов воспитанников и разработка тематических планов, коррекционно – воспитательных занятий, экскурсий, других  мероприятий по теме проекта.

Определить возможности взаимодействия с детской организацией «Радуга» и системой дополнительного образования (кружки, секции, общешкольные, воспитательные мероприятия)

Использовать возможности ИКТ для проведения воспитательских часов, внеклассных мероприятий по теме проекта (составление мультимедийных  презентаций, схем, конспектов занятий).

Разработка программы «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ».

Разработка системы мониторинга результатов деятельности.

2018 – 2021гг.

2018 – 2021гг.

2018 – 2021гг.

2018 – 2021гг.

2018 – 2021гг.

2018 – 2021гг.

III этап Организационно - исполнительский

1.

2.

3.

4.

Проведение воспитательских занятий, мастер – классов, экскурсий, тренингов, дидактических игр.

Анализ и обобщение своего опыта через участия на МО, КМО, педсоветах, семинарах по теме проекта

Коррекция содержания программы «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ».  

Анализ данных мониторинга.

2018 – 2021гг.

2018 – 2021гг.

2018 – 2021гг.

2018 – 2021гг.

              IV этап  Промежуточный

1.

2.

3.

4.

5.

Создание банка воспитательских занятий, мастер классов, экскурсий, презентаций по проекту.

Распространение опыта через проведение открытых:  занятий,  мастер классов, участие в профессиональных конкурсах.

Обобщение опыта работы по реализации программы «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ».

Анализ данных мониторинга.

Коррекция методического арсенала.

2018 – 2021гг.

2018– 2021гг.

2018 – 2021гг.

2018 – 2021гг.

2018 – 2021гг.

             V этап Диагностика итоговых данных

1.

2.

3.

Диагностика и анализ результативности воспитательной работы по формированию социально адаптивных навыков у детей с ОВЗ.

Разработка  методических рекомендации по формированию социально адаптивных навыков у детей с ОВЗ (для педагогов и родителей).

Публикация конспектов воспитательских занятий, экскурсий, статей, методических рекомендаций и другой печатной продукции на интернет ресурсах.

2019 – 2021гг.

2019 – 2021гг.

2018 – 2019гг.

Ожидаемые результаты проекта.

  1. Программа «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ ».
  2. Тесты  для учащихся по программе.
  3. Мониторинг  развития учащихся по программе: карта мониторинга индивидуальной программы развития, диаграммы.
  4. Участие педагога и учащихся в конкурсах.
  5. Методические рекомендации для педагогов: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с ОВЗ» и др.
  6. Коррекционно – развивающее занятие: «День рождения в кругу друзей с Веселинкой и Игринкой» 1-5 класс и др. (досуговая деятельность детей)
  7. Коррекционно - развивающее занятие - викторина: «Правила дорожные – знать каждому положено!» 4 класс и др.
  8. Коррекционно - развивающее занятие с элементами экспериментирования « Вода – чудесный дар природный» 5 класс и др.
  9. Презентации к занятиям и т.д.

     Реализация  проекта существенно повысит уровень развития воспитанников школы – интерната, приведёт  к снижению роста негативных явлений в детской среде, способствует духовно – нравственному оздоровлению социума, развитию способностей детей с ОВЗ, формированию социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.

Организация работы по проекту.

Работа по проекту рассчитана на разные возрастные группы и проходит в три этапа:

1 – 4 класс – начальное звено.

5 – 7 класс – среднее звено.

8 – 9 класс – старшее звено.

10-12 класс - старшее звено.

В рамках проекта  реализуется авторская программа воспитательной деятельности «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Перспективы развития проекта.

  1. Разработка тематических планов, коррекционно – воспитательных занятий, экскурсий, других  мероприятий по теме проекта.
  2. Взаимодействие с системой дополнительного образования (кружки, секции, общешкольные, воспитательные мероприятия).
  3. Анализ и обобщение своего опыта через участия на МО, педсоветах, семинарах по теме проекта.
  4. Распространение опыта через проведение открытых:  занятий,  мастер классов, участие в профессиональных конкурсах.
  5. Диагностика и анализ результативности воспитательной работы по формированию социально адаптивных навыков у детей с ОВЗ.
  6. Разработка  методических рекомендации по формированию социально адаптивных навыков у детей с ОВЗ (для родителей и педагогов)
  7. Публикация конспектов воспитательских занятий, экскурсий, статей, методических рекомендаций и другой печатной продукции на интернет ресурсах.

Информационные ресурсы проекта.

1.Андреева С.В. Мониторинг социализации воспитанников – Волгоград: Учитель, 2013. – 111с.

2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 222с.

3.Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. факультетов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 242 с.

4.Воронкова В.В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 247с. – (Коррекционная педагогика).

5.Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 192с. – (Коррекционная школа).

6.ДевятковаТ.А.Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя; под.  ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 302 с. – (Коррекционная педагогика).

7.Исав Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростов Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391с.

8. Коррекционная педагогика №6, 2012.: Научно – методический журнал.

9.Коркунов В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ: методические рекомендации. – Екатеринбург, 1999. – 37 с.

10.Коркунов В.В. Индивидуальный поход к учащимся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. – Екатеринбург, 2005. – 128 с.

11.Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.

12.Львова С.А.  Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 136с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

13.Матвеева Е.М. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт.-сост. Е. М. Матвеева. – с74 Волгоград: Учитель, 2012. – 137 с.

14.Мелехов Д.Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации. – М.. 1970. – 140 с.

15.Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе – интернате: Пособие для учителей и воспитателей. – 2-е изд.,  испр. – М.: просвещение, 1983. – 104с.

16.Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие /Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н./Д: Феникс, 2009. – 445, [1] с. – (Высшее образование).

17.Павлова Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке// Дефектология. – 1987. - № 2.

18.Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Кн. для  воспитателя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1984. – 176с.

19.Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школьника: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

20.Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002, - 124с.

21.Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2008. – 312 с. (Метод. биб-ка).

22.Щербакова А.Н. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 300с. – (Коррекционная педагогика). – 1 книга.

23.Щербакова А.Н. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 179 с. – (Коррекционная педагогика). – 2 книга.

24.https://festival.1september.ru/articles/581107/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат  коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, и...

Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.

Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116

Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с между...

Счетная вычислительная деятельность, направленная на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста(5-6лет)

ВведениеДошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается  фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в...

Личностно-ориентированный подход в формировании социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с психопатическим синдромом

Выбор темы обусловлен моим интересом к изучению социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...