Проект "Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"
проект
Проект "Модель работы воспитателя коррекционой школы интерната по формированию социально-бутовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
misisnao.docx | 41.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Нефтеюганская школа интернат для обучающихся с ОВЗ».
«Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности».
автор: Бакирова В.Р.
воспитатель
Содержание проекта:
- Паспорт проекта.
- Аннотация проекта.
- Актуальность проекта.
- Цели и задачи проекта.
- Предмет исследования.
- Проблема исследования.
- Гипотеза исследования.
- Проверка гипотезы.
- Участники проекта.
- Адресная направленность проекта.
- Сроки и этапы проекта.
- Ожидаемые результаты.
- Организация работы по проекту.
- Перспективы развития проекта.
- Информационные ресурсы проекта.
- Приложение.
Паспорт проекта.
Автор проекта | Бакирова Венера Рамильевна |
Место работы | КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
Место реализации проекта | Реализация проекта будет осуществляться на базе КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Школа является учреждением социального обслуживания, предназначенным для постоянного и временного проживания детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в постоянном уходе и наблюдении. |
Тема проекта | « Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности» |
Предметное направление | Социализация детей с ОВЗ в рамках воспитательного процесса. |
Целевая аудитория | Воспитанники 1-12 классов коррекционной школы-интерната. |
Тип проекта | Практико-ориентированный проект. |
Вид проекта | Долгосрочный педагогический проект. |
Аннотация проекта:
Работа воспитателя в коррекционной школе, по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности представляет собой сложную многоуровневую систему. Она включает в себя определенные темы интегрированных видов деятельности детей с ОВЗ в условиях школы – интерната, которые с каждым годом меняют свое содержание в связи с возрастными и психологическими особенностями детей.
В рамках проекта разработана система и структура действий воспитателя для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением различных условий (временных, информационных, организационных, материально-технических) необходимых для эффективности всей системы действий.
Данная методическая разработка содержит авторскую программу воспитательной деятельности «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья», может быть использована для создания коррекционно – развивающей среды, как необходимого условия для организации работы с воспитанниками с ОВЗ.
Актуальность проекта
На современном этапе развития системы образования в условиях образовательной интеграции важнейшим приоритетом образовательной деятельности является обеспечение связи получаемых знаний с жизнью, без чего невозможна активная адаптация воспитанников в окружающем мире.
Социальная ситуация развития ученика в условиях специального учреждения образования часто не благоприятствует овладению им новыми социальными связями и подготовке к независимому, самостоятельному образу жизни. Соприкосновение выпускника с социальной реальностью вызывает разочарование.
Знания, полученные в школе, оказываются не всегда применимыми в нашей действительности. Ограниченная жизненная компетенция затрудняет успешную интеграцию в жизнь общества. Задачи адаптации детей с ОВЗ к окружающей действительности, необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждающие искать иные пути обучения и воспитания, привели к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов.
Таким подходом является социально – ориентированный подход, что продиктовано следующими обстоятельствами:
• от выпускника требуется, чтобы он был адаптирован к обществу, в котором живёт. Общество мобильно, изменчиво. Это предполагает гибкое реагирование на изменения, умение использовать информационно-коммуникационные технологии, проявлять стойкость перед трудностями;
• формирование жизнеспособной личности требует ориентации в ценностях общества, в котором человек живёт, и умения действовать в жизненных ситуациях, предполагающих сотрудничество с окружающими, умение с ними договориться, выполнять работу сообща.
Как показывает мой педагогический опыт, дети с ОВЗ могут достичь в социальном развитии больше, чем в когнитивном, а расширение социального опыта, в свою очередь, создаёт предпосылки для общего развития.
В свете современных требований к организации образовательных условий ставка делается на формирование у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся в учебное и внеучебное время.
В современных условиях работу воспитателя коррекционной школы, по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ можно реализовать в формате проектной деятельности.
Проектная деятельность представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время, метод проектов становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но главная идея проектной деятельности остается прежней:
- стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления;
- комплексный подход к решению проблем социализации детей с ОВЗ, позволяющий строить воспитательный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению;
- в основе метода проектов лежит развитие социальных, познавательных, интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления;
- метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Цель проекта:
Создать чёткую, методически обоснованную, структурированную модель деятельности воспитателя коррекционной школы, по организации наиболее эффективных условий формирования социальных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ОВЗ.
Задачи проекта:
- определение исходного уровня сформированности знаний, умений, навыков у детей с ОВЗ, необходимых для успешной социальной адаптации и самостоятельной жизни;
- разработка и обеспечение реализации технологии и комплексных мероприятий подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социуме;
- повышение интереса к инновационной деятельности, к творческому осмыслению своего профессионального опыта работы, самообразованию.
- проверить эффективность предложенных средств в реальной практике;
- провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Предмет исследования:
Динамика процесса усвоения учащимися базовых социальных компетенций, в специально организованной коррекционно-развивающей воспитательной среде с использование различных подходов и форм деятельности.
Проблема исследования:
Школа формирует знания, умения и навыки по каждому учебному предмету, не в полной мере учитывая их значения для социальной адаптации детей с ОВЗ.
Гипотеза:
Работа по формированию социально-бытовых представлений и навыков является средством повышения эффективности процессов социализации и адаптации у детей с ОВЗ. Именно в этом качестве воспитательное воздействие рассматривается как такой компонент образовательной системы, который способен внести не только преобразования в само понимание категории «средство» применительно к процессу воспитания, но и повлиять на все остальные компоненты образовательной системы (цели, содержание, методы и организационные формы, коррекции и развития детей с особыми образовательными потребностями).
Проверка гипотезы.
Стратегические шаги реализации проекта:
- cбор необходимой информации;
- изучение документов и методической литературы;
- анализ собственного методического опыта;
- сравнение;
- систематизация;
- моделирование;
- проектирование;
- эксперимент;
- практическое апробирование;
- мониторинг.
Участники проекта.
- В ходе реализации проекта воспитатель взаимодействует со специалистами школы: классный руководитель, психолог, логопед, мед.работник, соц. педагог.
Для детей с ОВЗ важно:
- своевременное проведение реабилитационных мероприятий медицинского, социального, лечебно – трудового и воспитательного характера, им необходима коррекционно – развивающая помощь различных специалистов для дальнейшей адаптации и социализации в современном обществе.
- привлечение родителей учащихся, для успешной социальной интеграции детей с ОВЗ в общество. (заполнение анкет, беседа с родителями, участие родителей в школьных мероприятиях и т.д)
Адресная направленность проекта.
Проект предназначен для работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. Возраст 7 – 18 лет.
Срок реализации проекта.
1 – 4 класс | 4 года |
5 – 7 класс | 3 года |
8 – 9 класс | 2 года |
10-12 | 2 года |
Сроки и этапы реализации проекта.
I этап Аналитико - диагностический | Срок реализации | |
1. 2. 3. | Изучить задачи Диагностика исходных данных по изучаемой проблеме Изучение учебно-методической литературы | 2018– сентябрь. 2018 – октябрь. 2018 – сентябрь - декабрь. |
II этап Планово - прогностический | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Создание коррекционно – развивающей среды в семейной группе, классе, как необходимого условия для организации работы с воспитанниками. Определение возрастных периодов воспитанников и разработка тематических планов, коррекционно – воспитательных занятий, экскурсий, других мероприятий по теме проекта. Определить возможности взаимодействия с детской организацией «Радуга» и системой дополнительного образования (кружки, секции, общешкольные, воспитательные мероприятия) Использовать возможности ИКТ для проведения воспитательских часов, внеклассных мероприятий по теме проекта (составление мультимедийных презентаций, схем, конспектов занятий). Разработка программы «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ». Разработка системы мониторинга результатов деятельности. | 2018 – 2021гг. 2018 – 2021гг. 2018 – 2021гг. 2018 – 2021гг. 2018 – 2021гг. 2018 – 2021гг. |
III этап Организационно - исполнительский | ||
1. 2. 3. 4. | Проведение воспитательских занятий, мастер – классов, экскурсий, тренингов, дидактических игр. Анализ и обобщение своего опыта через участия на МО, КМО, педсоветах, семинарах по теме проекта Коррекция содержания программы «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ». Анализ данных мониторинга. | 2018 – 2021гг. 2018 – 2021гг. 2018 – 2021гг. 2018 – 2021гг. |
IV этап Промежуточный | ||
1. 2. 3. 4. 5. | Создание банка воспитательских занятий, мастер классов, экскурсий, презентаций по проекту. Распространение опыта через проведение открытых: занятий, мастер классов, участие в профессиональных конкурсах. Обобщение опыта работы по реализации программы «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ». Анализ данных мониторинга. Коррекция методического арсенала. | 2018 – 2021гг. 2018– 2021гг. 2018 – 2021гг. 2018 – 2021гг. 2018 – 2021гг. |
V этап Диагностика итоговых данных | ||
1. 2. 3. | Диагностика и анализ результативности воспитательной работы по формированию социально адаптивных навыков у детей с ОВЗ. Разработка методических рекомендации по формированию социально адаптивных навыков у детей с ОВЗ (для педагогов и родителей). Публикация конспектов воспитательских занятий, экскурсий, статей, методических рекомендаций и другой печатной продукции на интернет ресурсах. | 2019 – 2021гг. 2019 – 2021гг. 2018 – 2019гг. |
Ожидаемые результаты проекта.
- Программа «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ ».
- Тесты для учащихся по программе.
- Мониторинг развития учащихся по программе: карта мониторинга индивидуальной программы развития, диаграммы.
- Участие педагога и учащихся в конкурсах.
- Методические рекомендации для педагогов: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с ОВЗ» и др.
- Коррекционно – развивающее занятие: «День рождения в кругу друзей с Веселинкой и Игринкой» 1-5 класс и др. (досуговая деятельность детей)
- Коррекционно - развивающее занятие - викторина: «Правила дорожные – знать каждому положено!» 4 класс и др.
- Коррекционно - развивающее занятие с элементами экспериментирования « Вода – чудесный дар природный» 5 класс и др.
- Презентации к занятиям и т.д.
Реализация проекта существенно повысит уровень развития воспитанников школы – интерната, приведёт к снижению роста негативных явлений в детской среде, способствует духовно – нравственному оздоровлению социума, развитию способностей детей с ОВЗ, формированию социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.
Организация работы по проекту.
Работа по проекту рассчитана на разные возрастные группы и проходит в три этапа:
1 – 4 класс – начальное звено.
5 – 7 класс – среднее звено.
8 – 9 класс – старшее звено.
10-12 класс - старшее звено.
В рамках проекта реализуется авторская программа воспитательной деятельности «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Перспективы развития проекта.
- Разработка тематических планов, коррекционно – воспитательных занятий, экскурсий, других мероприятий по теме проекта.
- Взаимодействие с системой дополнительного образования (кружки, секции, общешкольные, воспитательные мероприятия).
- Анализ и обобщение своего опыта через участия на МО, педсоветах, семинарах по теме проекта.
- Распространение опыта через проведение открытых: занятий, мастер классов, участие в профессиональных конкурсах.
- Диагностика и анализ результативности воспитательной работы по формированию социально адаптивных навыков у детей с ОВЗ.
- Разработка методических рекомендации по формированию социально адаптивных навыков у детей с ОВЗ (для родителей и педагогов)
- Публикация конспектов воспитательских занятий, экскурсий, статей, методических рекомендаций и другой печатной продукции на интернет ресурсах.
Информационные ресурсы проекта.
1.Андреева С.В. Мониторинг социализации воспитанников – Волгоград: Учитель, 2013. – 111с.
2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 222с.
3.Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. факультетов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 242 с.
4.Воронкова В.В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 247с. – (Коррекционная педагогика).
5.Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 192с. – (Коррекционная школа).
6.ДевятковаТ.А.Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя; под. ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 302 с. – (Коррекционная педагогика).
7.Исав Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростов Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391с.
8. Коррекционная педагогика №6, 2012.: Научно – методический журнал.
9.Коркунов В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ: методические рекомендации. – Екатеринбург, 1999. – 37 с.
10.Коркунов В.В. Индивидуальный поход к учащимся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. – Екатеринбург, 2005. – 128 с.
11.Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
12.Львова С.А. Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 136с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
13.Матвеева Е.М. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт.-сост. Е. М. Матвеева. – с74 Волгоград: Учитель, 2012. – 137 с.
14.Мелехов Д.Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации. – М.. 1970. – 140 с.
15.Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе – интернате: Пособие для учителей и воспитателей. – 2-е изд., испр. – М.: просвещение, 1983. – 104с.
16.Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие /Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н./Д: Феникс, 2009. – 445, [1] с. – (Высшее образование).
17.Павлова Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке// Дефектология. – 1987. - № 2.
18.Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Кн. для воспитателя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1984. – 176с.
19.Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школьника: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
20.Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002, - 124с.
21.Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2008. – 312 с. (Метод. биб-ка).
22.Щербакова А.Н. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 300с. – (Коррекционная педагогика). – 1 книга.
23.Щербакова А.Н. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 179 с. – (Коррекционная педагогика). – 2 книга.
24.https://festival.1september.ru/articles/581107/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков чтения и воспроизведение прочитаного текста среди учащихся начальных классов в коррекционной школе 8 вида
методы и формы работы школьного библиотекаря...
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, и...
Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.
Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116
Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с между...
Счетная вычислительная деятельность, направленная на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста(5-6лет)
ВведениеДошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в...
Личностно-ориентированный подход в формировании социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с психопатическим синдромом
Выбор темы обусловлен моим интересом к изучению социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...