Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы).
методическая разработка на тему

Абдрахманова Гульнара Гумеровна

Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью»

(из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Нурлатскя школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью»

(из опыта работы).

Нурлат,

2016-2017 учебный год

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы представить Вашему вниманию свою работу: «Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью (из опыта работы)».

В последнее время много внимания уделяется изучению проблем обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями интеллекта. Они считались долгое время «необучаемыми» и не получали почти никакой помощи от специалистов. Современные знания и повседневный опыт работы дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но у всех разные возможности. Итак, кто же такие дети с тяжелой умственной отсталостью? Это дети, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в постоянной опеке, однако при оказании своевременной специальной педагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и в определенной степени они могут быть социально адаптированы. Для всех детей с тяжелой умственной отсталостью характерны, помимо позднего развития и значительного снижения интеллекта грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

В текущем учебном году мне дали классное руководство вновь образованного 2б класса, в котором обучаются учащиеся с тяжелой умственной отсталостью. Всего в классе - 5 учащихся, все мальчики. Четверо из которых 2008 года рождения (8 лет), один ученик 2007 года рождения (9 лет). Все учащиеся имеют множественные нарушения. Один из учащихся – это Сайдаш впервые поступил в текущем году в школу, детский садик не посещал.

Двое из детей - это Данил и Дима имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Интеллектуальное развитие детей различно. Обучающиеся создают предпосылки для обучения, выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности. 

Особенности развития еще двух детей – это Алмаза и Сайдаша вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, гиперактивности, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Дети часто не выполняют просьбы или инструкции учителя, на запрет реагируют агрессией и самоагрессией, бросанием предметов и другими деструктивными действиями (щипанием, кусанием или стукаются). Такая же реакция наблюдается при скученности людей, в шуме с целью привлечь внимание.

Еще один ребенок – это Альмир, имеет нарушения общей моторики, но передвигается самостоятельно. Его моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений. У него наблюдается стереотипии, нежелание контактировать с окружающими. Альмир имеет диагноз – синдром Дауна, заметны общая мышечная слабость, повышенная истощаемость, плохая моторика, речи нет совсем. Не приучен к туалету, в школу ходит в памперсе.

У всех детей в классе внимание слабо и малоустойчиво. Дети легко отвлекаются, удержать их внимание отчасти удается только с помощью сильных раздражителей. Чтобы такой ребенок воспроизвел какой-либо материал, требуется очень большое количество упражнений, повторений. В тесной связи с грубым нарушением мышления у учащихся находится глубокие недоразвития речи. Самостоятельная речь, как правило, носит характер отдельных, неясно звучащих слов. За исключением Данила, он говорит, но заговорил только в прошлом году, словарный запас очень беден. У остальных обучающихся отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, сочетаниями звуков, вокализацией, в которые они вкладывают обычно вполне определенный смысл. Моторика этих детей также имеет свои особенности. Особенно плохо развиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом учатся шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Главное в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью - практическая направленность всех занятий в игровой форме. Развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когда обучение идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, для этих детей совершенно неприемлемо и бесполезно. Учитель показывает им приемы выполнения задания, затем сопряженно с ребенком многократно повторяет необходимые действия, в результате чего у детей вырабатываются несложные умения и навыки. Следует внимательно следить за активностью ребенка, чтобы поощрять любую попытку самостоятельно выполнить движение, которому его обучают. Не надо пропускать даже едва заметный успех, иначе самостоятельность может угаснуть и смениться полной пассивностью. Следует поощрять словами, интонацией, жестами самые незначительные успехи детей.

Основные методы работы:

1.Обучение по Адаптированной общеобразовательной Программе образования учащихся с умеренной  и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой (доктор пед. наук, профессор (РГПУ им. А.И. Герцена) – Санкт-Петербург, 2011 год.

Цель программы – максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по «Программе» должна стать социально-бытовая адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

2. Проведение диагностики

1.поведение, 2.отслеживание внимания, 3.невербальная имитация, 4.имитация с кубиками, 5.крупная моторика, 6.мелкая моторика, 7.сопоставление, 8.рисование, 9.игра, 10.выполнение инструкций, 11.вербальная имитация, 12.навыки самообслуживания. 

3. Работа с родителями.1.родительские собрания, 2.группа (закрытая) в социальных сетях «Вконтакте»: «Родители 2б класса», где выкладываются фотографии, видео с уроков, разнообразные полезные ссылки для работы с детьми дома; даются домашние задания; рекомендации для родителей; где каждый родитель может задать любой вопрос; учитель может провести анкетирование с родителями (по мере необходимости); 3.общение с родителями через мессенджер «WhatsApp». (Чтобы работать сплоченной командой, чтобы были единые требования и добиваться руководящего контроля не только в школе, но и дома).

4. Использование в работе АВА – терапии - метода прикладного анализа поведения. ABA терапия – это интенсивно обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения ABA; как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека. Методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

5. Прохождение обучения педагогов базисного уровня (RBT), который соответствует требованиям международной комиссии (BACB) для специалистов базисного уровня (RBT) и содержит всю информацию, необходимую для ведения занятия с ребенком и множество практических примеров и упражнений. В июне месяце я прошла обучение у руководителя программы и преподавателя из Москвы Екатерины Жестковой, по окончании обучения я успешно сдала экзамен и получила свидетельство об обучении. Продолжительность курса 40 часов, в который были включены практические тренинги и занятия.

6. Использование метода отдельных блоков на уроках.

Метод основан на АВА-терапии. Разбиение задач на отдельные шаги. Согласно методике отдельных блоков, комплексные сложные навыки разбиваются на более мелкие, отдельные задачи, выполнению которых необходимо обучить ребенка. Со временем терапист ограничит и устранит свою помощь до тех пор, пока ребенок не начнет выполнять упражнение самостоятельно. Звучит сложно? На самом деле, это не так. В процессе использования метода отдельных блоков целью является разбить навык на такое количество отдельных действий, какое необходимо в случае каждого конкретного ребенка. Некоторые дети не нуждаются в таком большом количестве шагов для того, чтобы научиться какому-либо упражнению. А некоторым потребуется намного большее их число. Принимайте решение о разбиении навыков на отдельные действия, основываясь на ходе прогресса каждого ребенка. Если у вас не получается обучить его какому-либо навыку на протяжении нескольких недель, возможно, его стоит разбить на более мелкие действия, чтобы помочь ребенку разобраться в этом.

7.Игры, используемые на занятиях с детьми:

1.Игра «Фрукты и овощи»; 2.Занятия с макаронами; 3.Дидактическое упражнение «Найди такой же»; 4.Дидактическое упражнение «Геометрическая дорожка»; 5.Дидактическое упражнение «Разложи по цветам»; 6.Дидактическое упражнение «Разложи по формам»; 7.Дидактическое упражнение «Счетные палочки в ведерко»; 8.Дидактическое упражнение «Счетные палочки в ведерко или в бутылку»; 9.Дидактическое упражнение «Счетные палочки в кассету»; 10.Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет»; 11.Дидактическое упражнение «Картинки из счетных палочек по рисункам-образцам»; 12.Дидактическое упражнение «Найди предмет по тени»; 13.Дидактическое упражнение «Картинки по последующим действиям»; 14.Дидактическое упражнение «Веселые заборчики»; 15.Дидактическое упражнение «Разноцветные домики»; 16.Дидактическое упражнение «Математические пазлы»; 17.Пальчиковая гимнастика «Тихоходы»; 18.Дидактическое упражнение «Пришей пуговицы к пальто»; 19.Дидактическое упражнение «Большая стирка»; 20.Дидактическое упражнение «Кубики Никитина». 

8. Особое внимание  уделяю терапии с окрашенным рисом и макаронами.

  • Работа с цветным рисом.

Можно использовать игры и игровые упражнения с экологически чистым окрашенным рисом и макаронами, которые мы красим пищевыми красителями и уксусом. Сначала дети не знают, что макароны и рис можно использовать не только в качестве еды, но и использовать их для изготовления разнообразных красочных поделок или в играх. Макароны и рис – отличный доступный, безопасный и экологически чистый материал для творчества ребенка, так как во время работы с ними активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

  • Пальчиковая гимнастика с окрашенным рисом «Найди предмет».

Погружение обеих рук в окрашенный рис снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Ребенок  как бы раскрепощается, они не боятся неправильно написать, нарисовать (ведь можно легко все исправить).

8.Развивающий массаж в работе с умственно отсталыми детьми.

 Комплекс состоит из трех упражнений:

1) массаж тыльной стороны кистей рук;

2) массаж ладоней;

3) применение мягкого эспандера-мячика.

  • Массаж карандашами.

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

  • Пальчиковая гимнастика «Тихоходы».
  • Дыхательная гимнастика: «Дыши – не дыши», мыльные пузыри.

9.Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

  • рисование пальчиками; рисование ватными палочками; рисование ладошками и из ладошек; рисование по трафарету (внутреннему и внешнему); рисование пластилином; рисование сыпучим материалом (песок, манка и т.д.); кляксография с трубочкой, пипеткой.

Вывод:

Таким образом, использование нетрадиционных методов обучения с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, имеющими речевые нарушения, могут способствовать развитию общей моторики, по-новому открывают перед ребёнком мир; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов. А также создают мощную базу для начала речевой активности, стимулирует познавательный интерес ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе).

Практика работы показывает, что нетрадиционные методы работы с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, а в частности преодоления нарушения речи дают положительные результаты только при систематическом использовании того или иного метода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

Презентация "Современные подходы к лечению аллергических заболеваний у детей"

Данная презентация может быть применена на лекционных и практических занятиях....

Урок чтения и развития речи в 6 классе ( по АООП для детей с лёгкой умственной отсталостью)

Предлагаю конспект урока по чтению и развитию речи в 6 классе  по теме "Былина "Илья Муромец и соловей-разбойник". Надеюсь, он  будет полезным для педагогов, работающих с деть...

Программа по формированию психологического здоровья детей с глубокой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии

Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и   интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ...

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлой умственной отсталостью

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлой умственной отсталостью...

Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2

Программа Система оценки достижений обучающимися  с умеренной, тяжелой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   планируемых (возможных) результатов освоения адапти...

Преемственность обучения английскому языку детей дошкольного и школьного возраста из опыта работы школы ГБОУ №510

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема преемственности обучения английскому языку детей дошкольного и школьного возраста. Актуальность статьи обусловлена важностью роли преемственности в ...