Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы социологии и политологии» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 49.02.01 – Физическая культура
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fos_sotsiologiya_2.docx | 59.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамента физической культуры и спорта города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы Спортивно-педагогический колледж
Департамента физической культуры и спорта города Москвы
Комплект
контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
«Основы социологии и политологии»
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальностям СПО
49.02.01 – Физическая культура
49.02.02 – Адаптивная физическая культура
Москва – 2016
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 49.02.01 – Физическая культура, 49.02.02 – Адаптивная физическая культура, программы учебной дисциплины ОГСЭ.07 «Основы социологии и политологии».
Разработчик: ГБПОУ СПК Москомспорта, преподаватель Меледина А.В.
Рассмотрен на заседании кафедры общих, гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Протокол № 1 от 01 сентября 2016 года
Зав. кафедрой ___________ Грачева К.В.
«Утверждаю»
Заместитель директора по УР
___________ Прокопович Т.Г.
«___»_______________2016 г.
Содержание
1 | Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств………………… | 4 | |
2 | Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке………….. | 5 | |
3 | Оценка усвоения учебной дисциплины……………………………..... | 9 | |
3.1. | Формы и методы оценивания…………………………………..... | 9 | |
3.2. | Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины… | 12 | |
4 | Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине……………………………………………….. | 15 | |
5 | Перечень материалов, оборудования и информационных источников……………………………………………………………… | 20 |
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Контрольно-оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОГСЭ.07 Основы социологии и политологии.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 49.02.01 – Физическая культура, 49.02.02 – Адаптивная физическая культура углубленный уровень среднего профессионального образования следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и определяют динамику развития общих компетенций:
У 1. Ориентироваться в структуре общества.
У 2. Методологически грамотно анализировать различные социальные факторы.
У 3. Разбираться в современных социально-политических процессах и тенденциях развития общества
У 4. Понимать роль политики и институтов гражданского общества.
У 5. Понимать и объяснять основные социально-политические события.
У 6. Осознавать права и свободы личности, ответственность за выполнение основных прав и обязанностей личности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
З 1. Основные понятия социологии и политологии.
З 2. Основные факторы социализации личности, принципы и взаимодействия личности и общества, место и роль человека в системе общественных отношений.
З 3. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной социо-культурной системы, а также важнейших социальных институтов.
З 4. Основные законы солидарных и конфликтных социальных отношений, механизм их регуляции, сущность социальных норм и их правовое регулирование.
З 5. Основные аспекты политического развития общества.
З 6. Сущность и содержание социальных и политических процессов.
З 7. Роль России в мировой политике и международных отношениях.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1.
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции | Показатели оценки результата | Форма контроля и оценивания |
Уметь: | ||
У 1. Ориентироваться в структуре общества. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий. | Уровень владения информацией структуре и процессах современного общества. | – написание рефератов и эссе по различным темам учебной программы; – выступление с докладами, устный и письменный опросы. |
У 2. Методологически грамотно анализировать различные социальные факторы. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий. | Уровень способности методологически грамотно анализировать различные социальные факторы | – самостоятельная работа с учебной литературой, – творческие задания, – выступление с докладами, – устные и письменные опросы |
У 3. Разбираться в современных социально-политических процессах и тенденциях развития общества ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. | Способность анализировать современные социально-политические процессы и тенденции развития общества | – самостоятельная работа с учебной литературой, – творческие задания, – выступление с докладами, – устные и письменные опросы |
У 4. Понимать роль политики и институтов гражданского общества ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. | Уровень владения знаниями о роли политики и институтов в жизни гражданского общества. | – самостоятельная работа с учебной литературой, – творческие задания, – выступление с докладами, – устные и письменные опросы
|
У 5. Понимать и объяснять основные социально-политические события. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. | ||
У 6. Осознавать права и свободы личности, ответственность за выполнение основных прав и обязанностей личности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. | ||
Знать: | ||
З 1. Основные понятия социологии и политологии. . | Владение знаниями об основных понятиях социологии и политологии. | – написание докладов и рефератов; – самостоятельная работа с учебной литературой. |
З 2. Основные факторы социализации личности, принципы и взаимодействия личности и общества, место и роль человека в системе общественных отношений. | Уровень знаний о процессах социализации личности. | – устный (письменный) опрос, – выступление с докладами. |
З 3. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной социо-культурной системы, а также важнейших социальных институтов. | Понимание тенденций развития общества и социальных институтов. | – выполнение самостоятельной внеаудиторной работы; – выступление с докладами. |
З 4. Основные законы солидарных и конфликтных социальных отношений, механизм их регуляции, сущность социальных норм и их правовое регулирование. | Знание основных законов солидарных и конфликтных социальных отношений, механизмов регуляции. | – опрос письменный (устный); – выступление с докладами. |
З 5. Основные аспекты политического развития общества. | Понимание основных аспектов политического развития общества. | – написание рефератов по различным темам учебной программы; |
З 6. Сущность и содержание социальных и политических процессов. | Понятие о сущности и содержании социальных и политических процессов. | – самостоятельная работа с учебной литературой; – выступление с докладами. |
З 7. Роль России в мировой политике и международных отношениях. | Понимание роли России в международных отношениях. | – написание докладов и рефератов по различным темам учебной программы; – устный опрос |
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ОГСЭ.02 «Основы философии», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Таблица 2.2.
Элемент учебной дисциплины | Формы и методы контроля | |||||
Текущий контроль | Рубежный контроль | Промежуточная аттестация | ||||
Форма контроля | Проверяемые ОК, У, 3 | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, 3 | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, 3 | |
Раздел 1. Основы социологии. | Итоговая контрольная работа | У 1, У 2, У3 З 1, З 2, З5, З6, З7 ОК 1, ОК 2 ОК4, ОК5 | Итоговая контрольная работа | У 1, У 2, У3 З 1, З 2, З5, З6, З7 ОК 1, ОК 2 ОК4, ОК5 | ||
Тема 1.1 Социология как наука | Устный опрос Выступление с докладами Самостоятельная работа | У 1, З 1, З 2 ОК 1, ОК 2, ОК4, ОК5 | ||||
Тема 1.2 Методы социологического исследования | Устный опрос Выступление с докладами Самостоятельная работа | У 1, У 3 З 1, З 2, З5 ОК 1, ОК 2 ОК4, ОК5 | ||||
Тема 1.3. История социологии | Устный опрос Выступление с докладами Самостоятельная работа | У 1, У3 З 1, З 2, З5, З6 ОК 1, ОК 2 ОК4, ОК5 | ||||
Тема 1.4. Формирование социальных отношений | Устный опрос Выступление с докладами | У 1, У3 З 1, З 2, З5, З6 ОК 1, ОК 2 ОК4, ОК5 | ||||
Тема 1.5 Личность в системе социальных отношений | Устный опрос Выступление с докладами Самостоятельная работа | У 1, У 2, У3 З 1, З 2, З5, З6, З7 ОК 1, ОК 2 ОК4, ОК5 |
| |||
Тема 1.6 Социализация личности | Устный опрос Выступление с докладами | У 1, У 2, У3 З 1, З 2, З5, З6 ОК 1, ОК 2 ОК4, ОК5 | ||||
Тема 1.7. Культура как социальное явление | Устный опрос Выступление с докладами | |||||
Тема 1.8. Социальные отклонения | Устный опрос Выступление с докладами | |||||
Тема 1.9. Социальные институты | Устный опрос Выступление с докладами | |||||
Тема 1.10. Социальные общности и группы | Устный опрос Выступление с докладами | |||||
Тема 1.11. Семья как социальный институт и малая группа | Устный опрос Выступление с докладами | |||||
Тема 1.12. Общество как социальная система | Устный опрос Выступление с докладами | |||||
Тема 1.13. Социальная стратификация и мобильность | Устный опрос Выступление с докладами Самостоятельная работа | |||||
Раздел 2. Основы политологии. | Зачет | У 1-У4 З 1-З7 ОК 1, ОК 2, ОК3, ОК5, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК10, ОК11 | Зачет | У 1-У4 З 1-З7 ОК 1, ОК 2, ОК3, ОК5, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК10, ОК11 | ||
Тема 2.1. Предмет политологии. Политика и экономика | Устный опрос Письменный опрос | У 1, У 2, У 3, У4 З 1-З7 ОК 1, ОК 2, ОК3, ОК5, ОК 7, ОК 8, ОК 9 | ||||
Тема 2.2 Политические интересы социальных групп общества | Устный опрос | У 1-У4 З 1-З7 ОК 1, ОК 2, ОК3, ОК5, ОК 7, ОК 8, ОК 9 | ||||
Тема 2.3 Этнонациональные и конфессиональные группы в политике. | Устный опрос Самостоятельная работа | У 1-У4 З 1-З7 ОК 1, ОК 2, ОК3, ОК5, ОК 7, ОК 8, ОК 9 |
| |||
Тема 2.4 Человек в политике | Устный опрос Выступление с докладами | У 1-У4 З 1-З7 ОК 1, ОК 2, ОК3, ОК5, ОК 7, ОК 8, ОК 9 | ||||
Тема 2.5 Политическая жизнь и политическая система общества | Устный опрос Выступление с докладами Самостоятельная работа | У 1-У4 З 1-З7 ОК 1, ОК 2, ОК3, ОК5, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК10, ОК11 | ||||
Тема 2.6 Политическая власть и политические режимы | Устный опрос Выступление с докладами Самостоятельная работа | У3-У5 З5-З7 ОК1, ОК2, ОК11 | ||||
Тема 2.7. Государство и гражданское общество | Устный опрос Выступление с докладами Самостоятельная работа | У1-У6 З2-З6 ОК1, ОК9, ОК11 | ||||
Тема 2.8. Президент и парламент в структуре политической власти | Устный опрос Выступление с докладами | У1, У3-У6 З5-З7 ОК1, ОК11 | ||||
Тема 2.9. Политические партии и партийные системы | Устный опрос Выступление с докладами Самостоятельная работа | У1-У6 З3-З7 ОК1, ОК2, ОК6- ОК9, ОК11 | ||||
Тема 2.10. Политическая элита и политическое лидерство | Устный опрос Выступление с докладами | У1-У6, З1-З6 ОК1-ОК3, ОК8-ОК11 | ||||
Тема 2.11. Политический процесс и его участники | Устный опрос Выступление с докладами Самостоятельная работа | У1-У6, З1-З7 ОК1-ОК2, ОК6-ОК9, ОК11 | ||||
Тема 2.12 Политическая культура и политическое сознание | Устный опрос Выступление с докладами | У3-У6, З3-З7 ОК1, ОК2, ОК6-ОК9, ОК11 | ||||
Тема 2.13 Политические коммуникации | Устный опрос Выступление с докладами | У1-У6, З1-З7 ОК1, ОК3-ОК5, ОК7, ОК9 | ||||
Тема 2.14. Внешняя политика и международные отношения | Устный опрос Выступление с докладами | У1-У6, З3-З7, ОК1, ОК3, ОК5, ОК7-ОК9, ОК11 |
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
Раздел 1. Основные понятия и предмет философии. История философии.
Тема 1.1. Социология как наука.
Обсуждаемые вопросы:
1. Объект и предмет социологической науки.
2. Структура социологии, ее функции.
3. Гуманитарные и социальные науки.
4. Связь социологии с гуманитарными и естественными науками.
5. Цели и задачи изучения основ социологии студентами средних специальных учебных заведений.
6. Социологическая информация в профессиональной деятельности специалиста.
Самостоятельная работа: подготовка сообщения «Зачем надо изучать социологию?»
Тема 1.2.
Методы социологического исследования
Обсуждаемые вопросы:
1. Понятие социологического исследования.
2. Социологические исследования как инструмент познания общества.
3. Методы социологических исследований: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов, анкетирование.
4. Понятие сплошного и выборочного опроса.
Самостоятельная работа: составить: анкету, план опроса.
Тема 1.3.
История социологии
Обсуждаемые вопросы:
1. Хронология развития мировой социальной мысли: древность, средневековье, новое время, современность.
2. Возникновение социологии как науки. О.Конт - родоначальник социологии.
3. Учение о социальной статике и динамике, этапах развития общества, научном методе, разделении труда.
4. Многообразие концептуальных подходов к пониманию общества
5. Социология в России
Самостоятельная работа: подготовка сообщения по одному из направлений концептуальных подходов к пониманию общества.
Тема 1.4
Формирование социальных отношений
Обсуждаемые вопросы:
1. Влияние природно-географических факторов на зарождение, формирование и развитие социальных отношений.
2. Особенности биологии и потребностей человека как предпосылка социальной жизни.
3. Социальное действие – важнейшая категория социологии, его отличие от мнимого действия.
4. Контакт и взаимодействие как иды социальной связи.
Тема 1.5 Личность в системе социальных отношений
Обсуждаемые вопросы:
1. Личность как объект изучения социологии.
2. Основные факторы развития личности.
3. Биологическая наследственность и социальная сущность личности.
4. Личность и культура.
5. Социальный статус личности, статусные права и обязанности. Виды статусов.
6. Социальные роли личности.
Самостоятельная работа: Творческое задание: развитие социальных воззрений на личность (по выбору: древний Китай, Индия, Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещения, современность).
Тема 1.6 Социализация личности.
Обсуждаемые вопросы:
1. Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.
2. Социальная изоляция и феральные люди.
3. Этапы и стадии процесса социализации, особенности социализации на разных этапах.
4. Агенты социализации: семья, друзья, школа, средства массовой информации, трудовой коллектив.
5. Формирование личности.
6. Десоциализация и ресоциализация.
7. Социализация в различных типах обществ.
8. Значение социализации для личности и общества.
Тема 1.7 Культура как социальное явление.
Обсуждаемые вопросы:
1. Культура и общество.
2. Социальные функции культуры.
3. Культура, субкультура, контркультура.
4. Особенности молодежной культуры.
5. Материальная и духовная культура.
6. Элитная, народная, массовая культура.
7. Основные элементы культуры
Самостоятельная работа: подготовка сообщения «Физическая культура и спорт как элемент культуры».
Тема 1.8 Социальные отклонения.
Обсуждаемые вопросы:
1. Механизмы обусловливания социальной средой поведения личности.
2. Виды социального контроля.
3. Виды социальных норм.
4. Социальные отклонения, виды.
5. Специфика социальных отклонений в трудовом коллективе.
6. Отклоняющееся и преступное поведение.
7. Теории, объясняющие причины отклонений.
8. Девиации и развитие общества.
Тема 1.9 Социальные институты.
Обсуждаемые вопросы:
1. Основные признаки социальных институтов.
2. Предсказуемость общества – важнейшее социальное последствие институционализации.
3. Фундаментальные институты и их многообразие.
4. Функции и дисфункции социальных институтов.
5. Социально-исторические типы институтов: традиционные и современные.
6. Проблемы развития социальных институтов.
Тема 1.10 Социальные общности и группы.
Обсуждаемые вопросы:
1.Социальные общности и группы, их отличительные признаки.
2. Социальные причины образования общностей и групп.
3. Роль толпы в социальном процессе.
4. Особенности поведения личности в толпе.
5. Этнические общности, важнейшие факторы их образования и развития.
6. Социальная группа.
Тема 1.11 Семья как социальный институт и малая группа.
Обсуждаемые вопросы:
1. Родство, брак и семья.
2. Исторические формы семьи: моногамия, полигамия.
3. Семейные традиции. Семейные роли.
4. Генезис семьи.
5. Факторы социального воздействия на семью и брак.
6. Нуклеарные и расширенные семьи.
7. Развод.
8. Семья и демографическая политика в России и других государствах мира.
Тема 1.12 Общество как социальная система.
Обсуждаемые вопросы:
1.Страна, государство, общество.
2. Основные признаки общества, его структура и функции.
3. Основные формы развития общества. Прогресс и регресс.
4. Традиционное и современное общества, их принципиальные отличия.
5. Многообразие обществ в современном мире.
6. Социокультурные особенности и проблемы развития российского общества.
Тема 1.13 Социальная стратификация и мобильность.
Обсуждаемые вопросы:
1.Социальное неравенство в обществе, его причины и значение, институционные механизмы регулирования неравенства.
2. Исторические типы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы, страты.
3. Критерии стратификации.
4. Характеристика основных слоев общества.
5. Роль среднего класса в развитии современного общества.
Раздел 2. Основы политологии.
Тема 2.1 Предмет политологии. Политика и Экономика.
Обсуждаемые вопросы:
1. Политика как социальное явление.
2. Политология в системе социально-гуманитарного знания.
3. Функции политологии
4. Политика как концентрированное выражение экономики.
5. Экономика – основа современной политической деятельности.
6. Экономическая политика: ее суть и значение.
Тема 2.2. Политические интересы социальных групп общества.
Обсуждаемые вопросы:
1. Общество как система.
2. Общественные, групповые интересы и власть.
3. Виды интересов, типология, особенности формирования.
4. Столкновение интересов как основа политических конфликтов и кризисов.
Тема 2.3 Этнонациональные и конфессиональные группы в политике.
Обсуждаемые вопросы:
1. Политические сферы жизни этносов, наций, национальных групп.
2. Формы и принципы организации национальной государственности.
3. Мировой опыт формирования и развития многонационального сообщества государств и народов.
4. Этнополитические конфликты: сущность, пути разрешения.
5. Этнополитическое пространство Российской Федерации.
6. Сепаратизм и национализм.
Тема 2.4 Человек в политике.
Обсуждаемые вопросы:
1 Политические интересы и потребности личности.
2. Соотношение политических интересов личности и общества.
3. Политическая социализация как включение личности в политику.
4. Роль различных социально-политических институтов и семьи в формировании личности.
5. Специфика политической социализации в конфликтных условиях.
6. Типология политической личности.
7. Формы политического участия
Тема 2.5 Политическая жизнь и политическая система общества.
Обсуждаемые вопросы:
1. Сущность понятия «политическая жизнь общества».
2. Моральные, правовые и политические нормы общественной жизни.
3. Свобода политической жизни общества.
4. Политическая система общества.
5. Структура политической системы.
6. Типология политических систем.
7. Реформы политической системы в России.
Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение на тему «Политическая система современного общества»
Тема 2.6 Политическая власть и политические режимы.
Обсуждаемые вопросы:
1. Политическая власть.
2. Современные концепции власти. Источники власти.
3. Признаки, принципы, формы правления, функции ресурсы политической власти.
4. Механизмы осуществления политической власти.
5. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.
6. Демократия как общечеловеческая ценность.
Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение на тему «Проблемы становления демократии в России».
Тема 2.7 Государство и гражданское общество.
Обсуждаемые вопросы:
1. Сущность, типы, функции государства.
2. Монархия и республика.
3. Суверенность, легитимность государственной власти.
4. Правовое государство. История развития. Основные принципы.
5. Понятие «гражданское общество».
6. Общественное мнение. Права и свободы личности.
7. Понятие «гражданское общество» в политических учениях Д.Локка, Ш. Монтескье, Ж-Ж Руссо, И. Канта, К. Маркса и др.
Самостоятельная работа:
Написание реферата «Понятие «гражданское общество» в политических учениях » (по выбору)
Тема 2.8 Президент и парламент в структуре политической власти.
Обсуждаемые вопросы:
1. Особенности президентской республики.
2. Политический статус.
3. Права и обязанности президента. Президент и правительство.
4. Парламентская республика.
5. Типы парламентских систем.
6. Федеральное собрание в Российской Федерации: структура и функции.
Тема 2.9 Политические партии и партийные системы.
Обсуждаемые вопросы:
1. Происхождение и сущность политических партий.
2. Место, статус политических партий в политической системе общества.
3. Классификация партий, функции в демократическом обществе.
4. Конституционно-правовой статус политический партий.
5. Партийные системы
6. Тенденции формирования многопартийной системы в российском обществе.
Самостоятельная работа обучающихся: сообщение на тему «Партийные идеологи в России».
Тема 2.10 Политическая элита и политическое лидерство.
Обсуждаемые вопросы:
1. Управляющие и управляемые.
2. Понятие политической элиты.
3. Группы политических руководителей, их социальный состав.
4. Функции политической элиты.
5. Политические лидеры и их роль в политической жизни.
6. Функции политический лидеров.
7. Харизматическая личность.
8. Лидерство и культ личности.
9. Политические лидеры современной России.
Тема 2.11 Политический процесс и его участники.
Обсуждаемые вопросы:
1. Понятие «политический процесс».
2. Соотношение политической жизни общества и политических процессов.
3. Политический курс.
4. Участие гражданского общества в политических процессах.
5. Политические позиции: прагматизм, политический реализм, ненасилие.
6. Виды и способы политического взаимодействия.
7. Демократические формы борьбы.
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение «Особенности политического процесса в современной России».
Тема 2.12 Политическая культура и политическое сознание
Обсуждаемые вопросы:
1. Понятие «политическая культура».
2. Сущность и содержание характеристики политической культуры.
3. Типология, основные элементы и функции политической культуры.
4. Влияние политической культуры на формирование политической системы.
5. Подсистемы политической культуры.
6. Политическая культура молодежи.
7. Особенности российской политической культуры.
8. Типы политического сознания.
9. Политический менталитет, ценности и интересы.
10. Политическое поведение.
Тема 2.13 Политические коммуникации.
Обсуждаемые вопросы:
1. Основные средства политических коммуникаций, их роль в формировании политической жизни общества.
2. Функции СМИ.
3. Политическое манипулирование. Методы и приемы манипулирования.
4. Значение политической рекламы и пропаганды.
5. Правовые, этические и профессиональные аспекты деятельности политических коммуникаций.
Тема 2.14. Внешняя политика и международные отношения.
Обсуждаемые вопросы:
1. Понятие внешней политики. Её сущность, структура, функции и отличия от внутренней политики.
2. Понятие «международные отношения». История становления международных отношений.
3. Роль международных организаций. ООН: структура, функции.
4. Международные конфликты: источники, причины и способы их разрешения.
5. Борьба с международным терроризмом.
6. Положение России после распада СССР.
4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине.
Итоговая контрольная работа за 7 семестр.
Теоретические вопросы к контрольной работе:
Теоретические задания:
- Объект и предмет социологии.
- Структура социологии, ее функции.
- Цели и задачи изучения основ социологии студентами СПО.
- Методы социологического исследования.
- Место и роль социологии в обществе. Потенциал развития социологии.
- Возникновение социологии как науки. О. Конт – родоначальник социологии.
- Позитивизм. Этапы развития общественного сознания.
- Понятие социальной статики и социальной динамики.
- Социальный реализм Э. Дюркгейма. Понятие социальных фактов.
- Органическая теория Ф. Спенсера. Социальный Дарвинизм.
- «Понимающая социология» М. Вебера.
- Материальное понимание истории в Марксистской философии.
- Понятие общественно-экономической формации.
- Формирование социальных отношений
- Понятие социального действия. Мотивы социальных действий
- Формы взаимодействий
- Личность как объект изучения социологии.
- Социальный статус личности
- Социальные роли личности.
- Социализация личности.
- Десоциализация и ресоциализация.
- Культура и общество. Социальные функции культуры.
- Культура, субкультура, контркультура.
- Материальная и духовная культура.
- Основные элементы культуры.
- Виды социального контроля. Виды социальных норм.
- Социальные отклонения.
- Основные типы и признаки социальных институтов.
- Функции и дисфункции социальных институтов.
- Социальные общности и группы, их отличительные признаки.
- Семья как социальный институт.
- Исторические формы семьи. Семейные роли. Генезис семьи.
- Причины роста разводов. Перспектива семьи.
- Семья и демографическая политика в России и других странах мира.
- Общество как социальная система.
- Формы развития общества. Прогресс, регресс.
- Социальная мобильность, ее причины.
- Социальная стратификация. Исторические типы стратификации.
- Критерии стратификации. Характеристика основных слоев общества.
Зачет за 8 семестр.
Теоретические вопросы к зачету:
- Объект и предмет социологии.
- Структура социологии, ее функции.
- Цели и задачи изучения основ социологии студентами СПО.
- Методы социологического исследования.
- Место и роль социологии в обществе. Потенциал развития социологии.
- Возникновение социологии как науки. О. Конт – родоначальник социологии.
- Позитивизм. Этапы развития общественного сознания.
- Понятие социальной статики и социальной динамики.
- Социальный реализм Э. Дюркгейма. Понятие социальных фактов.
- Органическая теория Ф. Спенсера. Социальный Дарвинизм.
- «Понимающая социология» М. Вебера.
- Материальное понимание истории в Марксистской философии.
- Понятие общественно-экономической формации.
- Формирование социальных отношений
- Понятие социального действия. Мотивы социальных действий
- Формы взаимодействий
- Личность как объект изучения социологии.
- Социальный статус личности
- Социальные роли личности.
- Социализация личности.
- Десоциализация и ресоциализация.
- Культура и общество. Социальные функции культуры.
- Культура, субкультура, контркультура.
- Материальная и духовная культура.
- Основные элементы культуры.
- Виды социального контроля. Виды социальных норм.
- Социальные отклонения.
- Основные типы и признаки социальных институтов.
- Функции и дисфункции социальных институтов.
- Социальные общности и группы, их отличительные признаки.
- Семья как социальный институт.
- Исторические формы семьи. Семейные роли. Генезис семьи.
- Причины роста разводов. Перспектива семьи.
- Семья и демографическая политика в России и других странах мира.
- Общество как социальная система.
- Формы развития общества. Прогресс, регресс.
- Социальная мобильность, ее причины.
- Социальная стратификация. Исторические типы стратификации.
- Критерии стратификации. Характеристика основных слоев общества.
- Политика как социальное явление.
- Функции политологии.
- Экономика – основа современной политической деятельности.
- Экономическая политика, ее суть и значение.
- Общество как система.
- Виды общественных интересов.
- Формы и принципы организации национальной государственности.
- Мировой опыт формирования и развития ногонационального сообщества государств и народов.
- Этнополитические конфликты: сущность, пути разрешения
- Этнополитическое пространство Российской Федерации.
- Политические интересы и потребности личности.
- Роль различных социально-политических институтов и семьи в формировании личности.
- Сущность понятия «политическая жизнь общества».
- Политическая система общества.
- Реформы политической системы в России.
- Моральные, правовые и политические нормы общественной жизни.
- Политическая власть. Признаки, принципы, формы правления, функции.
- Современные концепции власти. Источники власти.
- Типы политических режимов
- Демократия как общечеловеческая ценность.
- Сущность, типы, функции государства.
- Правовое государство. История развития. Основные принципы.
- Понятие «гражданское общество» в политических учениях Д.Локка, Ш. Монтескье, Ж-Ж Руссо, И. Канта, К. Маркса и др.
- Особенности президентской республики.
- Права и обязанности президента. Президент и правительство.
- Парламентская республика. Типы парламентских систем.
- Федеральное собрание в Российской Федерации: структура и функции..
- Происхождение и сущность политических партий.
- Классификация партий, функции в демократическом обществе.
- Тенденции формирования многопартийной системы в российском обществе.
- Понятие политической элиты, ее функции.
- Лидерство и культ личности.
- Политические лидеры современной России.
- Понятие «политический процесс».
- Политические позиции: прагматизм, политический реализм, ненасилие.
- Виды и способы политического взаимодействия
- Понятие «политическая культура», содержание, характеристики.
- Типология, основные элементы и функции политической культуры.
- Политическая культура молодежи.
- Основные средства политических коммуникаций, их роль в формировании политической жизни общества.
- Функции СМИ
- Понятие внешней политики. Её сущность, структура, функции и отличия от внутренней политики.
- Роль международных организаций. ООН: структура, функции.
- Международные конфликты: источники, причины и способы их разрешения.
- Борьба с международным терроризмом.
Перечень материалов, оборудования и информационных источников.
Основные источники:
1. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник для бакалавров – М.: Проспект 2015 г.
2. Волков Ю.Г., Лубский Основы социологии и политологии. Учебное пособие для СПО. – М.: Инфра-М, 2016 г.
Дополнительные источники:
1. Волков Ю.Г. Социология: учебное пособие. – Ростов /н/Д: Феникс. 2010
2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х т. – М.: Инфа-М., 2007
3. Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академия. 2008
4. Мухаев Р.Т. Политология – М.: Феникс, 2007
5. Гаджиев К.С. Введение в политологию. – М.: Логос, 2006
6. «Социология»: Краткий тематический словарь/Под общ. ред. Ю.Г. Волкова – Ростов н/Д: Феникс, 2009
7. «Политология»: Краткий тематический словарь/Под общ. ред. Ю.Г. Волкова – Ростов н/Д: Феникс, 2009
Интернет-ресурсы:
1. www.ecsoc.ru – экономическая социология
2. http://www.gumfak.ru/polit.shtml –учебные материалы по политологии в электроном виде
3. http://www.gumer/info – библиотека гуманитарных наук
4. http://politologa.net/ – Политология (электронный курс)
5. http://socio.rin.ru/ – Социология
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02 Информатика основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ЕН.02 Информатика....
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Безопасность жизнедеятельности основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности (СПО) Технология продукции общественного питания на базе основного общего образова
Общие положения………………….......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетен...
Комплект оценочных средств по учебной дисциплине ОП.07 Пластическая анатомия основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 100116 Парикмахерское искусство базовой подготовки
Комплект оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины (далее УД) ОП.07 Пластическая анатомия основной профессиональной образовательной программы (далее ОПО...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01 Русский язык основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии СПО: Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Согласно структуре Государственного образовательного стандарта и ...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы философии» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальностям СПО 49.02.01 – Физическая культура
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 49.02.01 – Физичес...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Иностранный (английский) язык» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 49.02.01 – Физическая культура
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 49.02.01 – Физическая ку...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИМММУНОЛОГИИ основной профессиональной образовательной программы специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело Базовый уровень СПО
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 С...