Рабочая программа по социальной этике
рабочая программа на тему

Рабочая программа по социальной этике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_sotsialnoy_etike.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 39

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  « Социальная этика»             СПЕЦИАЛЬНОСТЬ   230 113 Компьютерные системы и комплексы

Москва 2014

 

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией Гуманитарные дисциплины

Протокол № ____

от «__» _________ 2014___ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230 113 Компьютерные системы и комплексы.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

______/_Максимова И.В.

Руководитель

Научно-методического центра

___________/_Л.В.Карташова /___                                                                                                                                                  

             

Составитель (автор): _Кисельникова Н.В., кандидат философских наук, преподаватель           _ I          квалификационной категории ГБПОУ Политехнический колледж № 39_

                                                       

 Рецензент: Шилкина И.С., кандидат философских наук, доцент кафедры «Психология, социология, государственное и муниципальное управление» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)

                       


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Социальная этика»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 «Компьютерные системы и комплексы».

1.2. Место учебной  дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

         Учебная дисциплина Социальная этика  входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл. Она направлена на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:

 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы  выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для осуществления профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

         - ориентироваться в различных концепциях обоснования проблем социальной этики;

         - формулировать и обосновывать собственную позицию относительно нравственных ценностей, социальных целей и ценностей современного общества;

         - уметь этически мыслить, оценивать и понимать моральные аспекты жизни личности и социальной действительности;

         - понимать своеобразие этического знания, его специфику и социальный аспект.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

         - сущность, специфику, структуру, предмет и основные функции социальной этики;

         - особенности процесса возникновения  и основных исторических этапов науки этики, как складывались и чем стали её структура, предмет и методы исследования;

         - актуальные проблемы этики 21 века;

         - основные идеи великих моралистов прошлого;

         - возможности и особенности практической адаптации социально-этического знания.

 

1.4 Количество часов, отведённое на освоение программы дисциплины

В том числе:

- максимальная учебная нагрузка 61 час;

- обязательная аудиторная учебная нагрузка 44 часа;

- самостоятельная (внеаудиторная) работа 17 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

61

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

8

     контрольные работы

2

     курсовая работа (проект)  не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:

   написание эссе, работа с философско-этическими текстами, философским словарём по этике, подготовка презентаций, выполнение индивидуальных заданий поисково-исследовательского характера.

17

Итоговая аттестация в форме контрольной работы


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная этика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Понятие и предмет этики и морали.

14

Тема 1.1.Этика как наука. Предмет этики. Социальная этика.

  1. Понятие этики как науки, её предмет и объект воздействия этического знания.  Значение этики как реального фактора в разрешении социальных проблем и появление социальной этики. Этика как основополагающая, фундаментальная основа социальной этики.

2

Тема 1.2.

Понятие морали. Индивидуальная и общественная мораль.

Содержание учебного материала.

  1. Мораль как особый способ отражения человеком действительности и её освоения. Назначение морали как средства соединения  личностного смысла отдельного человека с общими высшими ценностями бытия.

2

2

  1. Происхождение морали. Исторические типы и формы морали. Общая характеристика Талиона. Золотое правило нравственности. Нравственный смысл радикальных экономических и социальных преобразований в России 20 века.

2

Тема 1.3.

Мораль и право как способы нормативной регуляции поведения.

Содержание учебного материала.

  1. Основные черты моральной регуляции в отличие от правовой: а)вне-институциональность ,б)идеальный характер моральных санкций, их всеобщность  и внесубъективный характер, в)возможность несовпадения должного и сущего.

2

2

Тема 1.4.

Этика и этикет. Проблема взаимосвязи.

Содержание учебного материала.

  1. Происхождение, природа  и социальное назначение этикета. Внутренняя и внешняя культура личности. Условно-согласительный характер этикета. Роль этикета в общении.

Практическое занятие № 1.Диспут о современном этикете. Этикет деловой и студенческий.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Обзор литературы и электронных источников информации по заданной теме. Подготовить доклады по теме: Исторические, национальные особенности этикетных форм поведения. Подготовить презентации на темы: Основные требования современного этикета.

4

2

Раздел 2.

Моральные и этические учения.

10

Тема 2.1.

Учителя человечества.

Содержание учебного материала.

2

2

2

2

  1. Учения мыслителей, являющихся общепризнанными моральными авторитетами, учителями человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Христа, Мухаммеда.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщения, доклады и рефераты о великих нравственных учителях человечества.

Тема 2.2.

Философы-моралисты.

Содержание учебного материала.

  1. История мировой этической мысли в трудах и жизни Сократа, Эпикура, Канта и Ницше.

2

2

  1. Моралисты 19-20 века. Этика ненасилия Льва Толстого. Понимание   морали как благоговения перед жизнью Альбертом Швейцером.

Практическое занятие №2.Обсуждение докладов и презентаций  о Л.Толстом и А.Швейцере.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практическому занятию докладов и рефератов о Л.Толстом и А.Швейцере.

2

2

Раздел 3.Основные категории этики.

17

Тема 3.1.

Добро и зло.

Содержание учебного материала.

  1. Обоснование Сократом приоритетности добра перед злом. Биологические основания устремления к добру. Связь добра и зла с системой ценностей личности. Нравственный прогресс в свете добра и зла.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка эссе « Добро и зло в современной российской действительности».

4

2

  1. Размышления русских мыслителей о добре и зле. Общая этическая направленность философского творчества русских мыслителей. Ф.Достоевский об абсолютной ценности каждого человека  и двойственном характере человеческой души.

2

2

Тема3.2..

Долг и совесть как морально-психологические механизмы самоконтроля личности.

Содержание учебного материала.

  1. Долг и благодеяние как два полюса оценки морального поступка. Роль личных интересов в процессе реализации долга. Место совести в самосознании личности. Соотношение совести с личными убеждениями и жизненным опытом.

2

2

  1. Честь и достоинство. Свобода. Честь как внешнее выражение собственного достоинства. Моральный ущерб и формы его возмещения. .Свобода и ответственность. Свобода воли.

2

2

Тема 3.3.Проблемы смысла жизни.

    Содержание учебного материала.                                                                                                                          

     1.Различные измерения понятия смысл жизни: философский, биологический, социальный, индивидуальный. Концепции смысла жизни. Роль смерти в любви к жизни и поисках её смысла.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Выписать понятия из Словаря по этике.

1

     2.Счастье и несчастье – этический аспект. Единая человеческая природа и многообразие представлений о счастье. Соотношение счастья с мировоззрением и практическими занятиями человека. Концепции общечеловеческого счастья.

2

Раздел 4. Нравственные ценности и категории.

12

Тема 4.1. Понятие справедливости.

Содержание учебного материала.

   1.Справедливость как равенство. Смысл различения  воздаяния по справедливости и по закону .Социальная справедливость как атрибут общественных отношений и качественная оценка состояния всего общества.

   Практическое занятие №3 Изучение работы Дж. Роулза  «Теория справедливости».

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстом Дж. Роулза «Теория справедливости». Краткий конспект. Составление вопросов к тексту.

2

2

2

Тема 4.2.Милосердие.

Содержание учебного материала.

  1.Милосердие как сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Милосердие и долг, справедливость. Милосердие как  практическая задача.

   2. Филантропия. Милостыня или социальная инженерия? Средневековая благотворительность Европы. Первый филантроп на Руси – Владимир Мономах.

19 век – золотой век русской благотворительности.

   3.Благотворительность. Отличие благотворительности от милостыни. Взаимосвязь благотворительности и предпринимательства. Место волонтёрства в современном мире.

         2

          2

           2

Раздел 5. Прикладная и профессиональная этика как составляющие социальной этики.

8

Тема 5.1.Проблема смертной казни и эвтаназии.

Содержание учебного материала.

 1.Масштабы, характер, формы практики смертной казни .Моральные аргументы в пользу  и против  смертной казни.  Эвтаназия как этическая проблема – в принятии решения о проведении эвтаназии.

2

Тема 5.2. Экологическая, биоэтика, инженерная и предпринимательские виды прикладной этики.

Содержание учебного материала.

 1.Профессиональная этика как совокупность моральных норм, определяющих отношение  человека   к своему профессиональному долгу. Основные нормы профессиональной морали. Специфика нравственных требований, предъявляемых человеку отдельными видами профессиональной деятельности.

Практическое занятие № 4. Составление   сравнительной таблицы видов прикладной и профессиональной этики.

2

2

Контрольная работа: « Основные требования современной этики в профессиональной  деятельности».

2

                                                                                                      Всего:

61


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии, или кабинета, оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

     Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением., мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Учебные пособия:

  1. А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 2011.
  2. М.А.Дедюлина,Е.В.Папченко. Социальная этика.- Таганрог: Изд-во ТТИ  ЮФУ, 2009.
  3. Этика: Энциклопедический словарь.Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова.-М.: Гардарика,2 001.

Дополнительная учебная литература

  1. А.А.Гусейнов. Великие пророки и мыслители: Нравственные учения от Моисея до наших дней.- М.: вече, 2009.
  2. История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. – М.:Гардарика,2003.
  3. Энциклопедия этикета. Сост. О.И.Максименко.- М.: ООО  «Изд-во Астрель», 2004.
  4. Вааль де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов. М.: Альпина нон-фикшн, 2014.
  5. З.К.Сокова. Профессиональная этика: курс лекций. –М.: 2000.

.

Интернет-ресурсы

www.alleg.ru/edu/philos1.htm

ru.wikipedia.org/wiki/Философия

http://www.edu.ru/Федеральные образовательные ресурсы.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, выполнения контрольных работ , а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируе-мых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-ориентироваться в различных концепциях обоснования проблем социальной этики;

-формулировать и обосновывать собственную позицию относительно нравственных ценностей социальных целей и ценностей современного общества;

-уметь этически мыслить, оценивать и понимать моральные аспекты жизни личности и социальной действительности;

-понимать своеобразие этического знания, его специфики и социального аспекта

.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

         - сущность,специфику, свойства, структуру, предмет и основные функции социальной этики;

         -особенности процесса возникновения и основных исторических этапов этой науки;

        -основные идеи великих учителей нравственности в истории человечества;

        -возможности и особенности практической адаптации социально-этического знания;

       -актуальные проблемы этики 21 века.

     

ОК-1

ОК-4

ОК-3

ОК-4

              ОК-6,8

ОК-1

ОК-4

ОК-5

ОК-8

ОК-9

              ОК-1-8

               ОК-1,3-5

Формы контроля обучения:

- домашние задания проблемного характера;

-практические задания по работе с оригинальными текстами

- подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам.

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная оценка

Формы оценки результативности обучения.

-накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

-традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

-выполнять условия заданий на творческом уровне с представлением собственной позиции;

-работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Социальная психология"

Данная программа отражает все основные темы учебной дисциплины. Имеет чёткую структуру и логику размещения материала. Рассчитана на подготовку педагогов в ОУ системы СПО. Программой предусмотрены разн...

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» Профессия среднего профессионального образования 54.01.20 Графический дизайнер

Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический ди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер

Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер....

КТП по социальной этике

Контрольно-тематическое планирование...

Рабочая программа по дисциплине ОДБ.В.3 Этика в профессиональной деятельности программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии ППКРС 21.01.08 Машинист на открытых горных работах

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.В.3 Этика в профессиональной деятельности, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) сред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание мн...