Рабочая программа по социальной этике
рабочая программа на тему
Рабочая программа по социальной этике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_sotsialnoy_etike.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 39
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « Социальная этика» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 230 113 Компьютерные системы и комплексы
Москва 2014
| |||
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией Гуманитарные дисциплины Протокол № ____ от «__» _________ 2014___ г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230 113 Компьютерные системы и комплексы. | ||
Председатель предметной (цикловой) комиссии ______/_Максимова И.В. | Руководитель Научно-методического центра ___________/_Л.В.Карташова /___ |
Составитель (автор): _Кисельникова Н.В., кандидат философских наук, преподаватель _ I квалификационной категории ГБПОУ Политехнический колледж № 39_
Рецензент: Шилкина И.С., кандидат философских наук, доцент кафедры «Психология, социология, государственное и муниципальное управление» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Социальная этика»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 «Компьютерные системы и комплексы».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Социальная этика входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл. Она направлена на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для осуществления профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в различных концепциях обоснования проблем социальной этики;
- формулировать и обосновывать собственную позицию относительно нравственных ценностей, социальных целей и ценностей современного общества;
- уметь этически мыслить, оценивать и понимать моральные аспекты жизни личности и социальной действительности;
- понимать своеобразие этического знания, его специфику и социальный аспект.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность, специфику, структуру, предмет и основные функции социальной этики;
- особенности процесса возникновения и основных исторических этапов науки этики, как складывались и чем стали её структура, предмет и методы исследования;
- актуальные проблемы этики 21 века;
- основные идеи великих моралистов прошлого;
- возможности и особенности практической адаптации социально-этического знания.
1.4 Количество часов, отведённое на освоение программы дисциплины
В том числе:
- максимальная учебная нагрузка 61 час;
- обязательная аудиторная учебная нагрузка 44 часа;
- самостоятельная (внеаудиторная) работа 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 61 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) не предусмотрено | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
в том числе: | |
написание эссе, работа с философско-этическими текстами, философским словарём по этике, подготовка презентаций, выполнение индивидуальных заданий поисково-исследовательского характера. | 17 |
Итоговая аттестация в форме контрольной работы |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная этика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень усвоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Понятие и предмет этики и морали. | 14 | |||
Тема 1.1.Этика как наука. Предмет этики. Социальная этика. |
| 2 | ||
Тема 1.2. Понятие морали. Индивидуальная и общественная мораль. | Содержание учебного материала. | |||
| 2 | 2 | ||
| 2 | |||
Тема 1.3. Мораль и право как способы нормативной регуляции поведения. | Содержание учебного материала. | |||
| 2 | 2 | ||
Тема 1.4. Этика и этикет. Проблема взаимосвязи. | Содержание учебного материала. | |||
Практическое занятие № 1.Диспут о современном этикете. Этикет деловой и студенческий. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Обзор литературы и электронных источников информации по заданной теме. Подготовить доклады по теме: Исторические, национальные особенности этикетных форм поведения. Подготовить презентации на темы: Основные требования современного этикета. | 4 | 2 | ||
Раздел 2. Моральные и этические учения. | 10 | |||
Тема 2.1. Учителя человечества. | Содержание учебного материала. | 2 2 | 2 2 | |
| ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщения, доклады и рефераты о великих нравственных учителях человечества. | ||||
Тема 2.2. Философы-моралисты. | Содержание учебного материала. | |||
| 2 | 2 | ||
Практическое занятие №2.Обсуждение докладов и презентаций о Л.Толстом и А.Швейцере. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практическому занятию докладов и рефератов о Л.Толстом и А.Швейцере. | 2 | 2 | ||
Раздел 3.Основные категории этики. | 17 | |||
Тема 3.1. Добро и зло. | Содержание учебного материала. | |||
| 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка эссе « Добро и зло в современной российской действительности». | 4 | 2 | ||
| 2 | 2 | ||
Тема3.2.. Долг и совесть как морально-психологические механизмы самоконтроля личности. | Содержание учебного материала. | |||
| 2 | 2 | ||
| 2 | 2 | ||
Тема 3.3.Проблемы смысла жизни. | Содержание учебного материала. | |||
1.Различные измерения понятия смысл жизни: философский, биологический, социальный, индивидуальный. Концепции смысла жизни. Роль смерти в любви к жизни и поисках её смысла. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Выписать понятия из Словаря по этике. | 1 | |||
2.Счастье и несчастье – этический аспект. Единая человеческая природа и многообразие представлений о счастье. Соотношение счастья с мировоззрением и практическими занятиями человека. Концепции общечеловеческого счастья. | 2 | |||
Раздел 4. Нравственные ценности и категории. | 12 | |||
Тема 4.1. Понятие справедливости. | Содержание учебного материала. 1.Справедливость как равенство. Смысл различения воздаяния по справедливости и по закону .Социальная справедливость как атрибут общественных отношений и качественная оценка состояния всего общества. Практическое занятие №3 Изучение работы Дж. Роулза «Теория справедливости». Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстом Дж. Роулза «Теория справедливости». Краткий конспект. Составление вопросов к тексту. | 2 2 2 | ||
Тема 4.2.Милосердие. | Содержание учебного материала. 1.Милосердие как сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Милосердие и долг, справедливость. Милосердие как практическая задача. 2. Филантропия. Милостыня или социальная инженерия? Средневековая благотворительность Европы. Первый филантроп на Руси – Владимир Мономах. 19 век – золотой век русской благотворительности. 3.Благотворительность. Отличие благотворительности от милостыни. Взаимосвязь благотворительности и предпринимательства. Место волонтёрства в современном мире. | 2 2 2 | ||
Раздел 5. Прикладная и профессиональная этика как составляющие социальной этики. | 8 | |||
Тема 5.1.Проблема смертной казни и эвтаназии. | Содержание учебного материала. 1.Масштабы, характер, формы практики смертной казни .Моральные аргументы в пользу и против смертной казни. Эвтаназия как этическая проблема – в принятии решения о проведении эвтаназии. | 2 | ||
Тема 5.2. Экологическая, биоэтика, инженерная и предпринимательские виды прикладной этики. | Содержание учебного материала. 1.Профессиональная этика как совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу. Основные нормы профессиональной морали. Специфика нравственных требований, предъявляемых человеку отдельными видами профессиональной деятельности. Практическое занятие № 4. Составление сравнительной таблицы видов прикладной и профессиональной этики. | 2 2 | ||
Контрольная работа: « Основные требования современной этики в профессиональной деятельности». | 2 | |||
Всего: | 61 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии, или кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением., мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Учебные пособия:
- А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 2011.
- М.А.Дедюлина,Е.В.Папченко. Социальная этика.- Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.
- Этика: Энциклопедический словарь.Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова.-М.: Гардарика,2 001.
Дополнительная учебная литература
- А.А.Гусейнов. Великие пророки и мыслители: Нравственные учения от Моисея до наших дней.- М.: вече, 2009.
- История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. – М.:Гардарика,2003.
- Энциклопедия этикета. Сост. О.И.Максименко.- М.: ООО «Изд-во Астрель», 2004.
- Вааль де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов. М.: Альпина нон-фикшн, 2014.
- З.К.Сокова. Профессиональная этика: курс лекций. –М.: 2000.
Интернет-ресурсы
www.alleg.ru/edu/philos1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
http://www.edu.ru/Федеральные образовательные ресурсы.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, выполнения контрольных работ , а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируе-мых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -ориентироваться в различных концепциях обоснования проблем социальной этики; -формулировать и обосновывать собственную позицию относительно нравственных ценностей социальных целей и ценностей современного общества; -уметь этически мыслить, оценивать и понимать моральные аспекты жизни личности и социальной действительности; -понимать своеобразие этического знания, его специфики и социального аспекта . В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - сущность,специфику, свойства, структуру, предмет и основные функции социальной этики; -особенности процесса возникновения и основных исторических этапов этой науки; -основные идеи великих учителей нравственности в истории человечества; -возможности и особенности практической адаптации социально-этического знания; -актуальные проблемы этики 21 века.
| ОК-1 ОК-4 ОК-3 ОК-4 ОК-6,8 ОК-1 ОК-4 ОК-5 ОК-8 ОК-9 ОК-1-8 ОК-1,3-5 | Формы контроля обучения: - домашние задания проблемного характера; -практические задания по работе с оригинальными текстами - подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - тестовые задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; - накопительная оценка Формы оценки результативности обучения. -накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. -традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка. Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: -выполнять условия заданий на творческом уровне с представлением собственной позиции; -работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Социальная психология"
Данная программа отражает все основные темы учебной дисциплины. Имеет чёткую структуру и логику размещения материала. Рассчитана на подготовку педагогов в ОУ системы СПО. Программой предусмотрены разн...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» Профессия среднего профессионального образования 54.01.20 Графический дизайнер
Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический ди...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер
Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер....
КТП по социальной этике
Контрольно-тематическое планирование...
Рабочая программа по дисциплине ОДБ.В.3 Этика в профессиональной деятельности программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии ППКРС 21.01.08 Машинист на открытых горных работах
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.В.3 Этика в профессиональной деятельности, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) сред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание мн...