Конспект ситуативного занятия с учащимися «группы риска» на тему: «Учимся предотвращать и разрешать конфликты».
план-конспект занятия на тему

Султангалеева Светлана Николаевна

 Формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_predotvrashchat_i_razreshat_konflikty_konspekt.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей №1 п Первомайский Оренбургский район»

Конспект ситуативного занятия

с учащимися «группы риска»

на тему:

«Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

Социальный педагог

С.Н. Султангалеева

Оренбург-2018

Тема:  «Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
  • Ознакомление учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс»;

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса учащихся;
  • Развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность;
  • Повышение активности учащихся на занятиях;

Воспитательные:

  • Воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
  • Формирование социально-одобряемых норм поведения.

Оборудование:

  • снежинки, ручка, листы.

Ход урока.

«Нужны двое для ссоры;

не будьте никогда одним из них».

Джон Леббок, англ. писатель – моралист.

I . Орг. момент.

Тема нашего занятия: «Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

Настрой на работу учащихся и нормализовать психологическое состояние

  Упражнение «Сила дыхания»

Цель: обучение детей с помощью дыхания нормализовать психологическое состояние.

Учитель. Сядьте удобно и сосредоточьтесь на своем дыхании. Когда вы выдыхаете воздух, сконцентрируйтесь на том, от чего хотите избавиться. А вдыхая, пожелайте себе силы, энергии, вдохновения. Упражнение выполняют в течение минуты.

 - Ну, вот мы и проверили нашу готовность, теперь можно смело приступать к делу.

II. Основное содержание занятия.

Учитель Мы каждый день приходим в школу. Школа – это, то место, где встречаются и дети и взрослые. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество неприятных ситуаций.  И сегодня мы  с вами поговорим о такой  проблеме, которая не раз  возникала в вашей жизни, как конфликт или конфликтная ситуация.  Действительно из-за конфликтных ситуаций  люди иногда теряют самых близких друзей, кто-то работу, а кто-то остается оскорбленным и униженным на длительное время.

Сегодня на примерах мы разберем причины возникновения конфликтов и научимся, как правильно их разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо».

ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Дети делятся на две группы. Первая группа находит положительные стороны в ситуации  «Это хорошо…»,   называя какое-то событие, следующая опровергает его утверждение словами «Это плохо…».  ( Когда вы шли в школу вдоль дороги, вас обрызгала машина….) (Коля стоит в очереди в буфет, а Влад проходит без очереди…)

- Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?

(ответы детей)

 - Правильно, в любом событии можно найти хорошее и плохое.  И от того, как мы  относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ситуации.  

Разберем следующую  ситуацию (просмотр мультфильма  «Конфликт»)

     Как решился этот конфликт?

     Есть ли выигравшая сторона? А проигравшая?

     Могла  ли данная  ситуация разрешиться без конфликта и для первых двух героев?

   -  Так что же такое конфликт? (ответы)

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

 Игра “Разожми кулак” поможет нам понять, какими методами или способами можно разрешить конфликт.

Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его,  используя при этом силовые, а потом не силовые методы: уговоры, просьба, хитрость.

Удалось ли вам разжать кулак партнера? Что вам пришлось для этого применить?      

Сила? Эффективен ли такой способ? (противоположная сторона обязательно будет сопротивляться).

Слово? Более эффективный способ (уговорить человека, объяснить необходимость)

Шутка?  Когда человек улыбается или шутит, он быстрее располагает к себе и с ним легче договориться.

Какой самый действенный способ решения конфликтной ситуации? (слово, шутка)

Прослушав сказку «Праздничный пирог»  попробуем проанализировать пути выхода из них, опираясь на алгоритм действия в конфликтной ситуации.

«Праздничный пирог»:

Решила однажды черепаха отпраздновать день рождения. Позвала гостей. Испекла огромный праздничный пирог. Вот дверь распахнулась, и радостными возгласами «Поздравляем! С днем рождения! Дорогая подруга! Счастья тебе!» вошли гости: лиса, акула, медвежонок, сова. Гости сразу обратили внимание на пирог.

«Удивительный пирог у меня получился!» порадовалась гостям черепаха.

«Да-а-а!» протянули гости.

«Вот только не знаю, как его разрезать?», черепаха задумалась.

Но тут акула хватает кухонный нож и становится в начальственную позу:

«Единственный, кто может взять на себя такую ответственность, - это я!» провозгласила она.

Но лиса тут же остановила акулу: «Подожди, я бы не отказалась от кусочка по больше, вот этого, с шоколадом!»

Акула: «Еще чего! Это мне!»

Лиса хитро: «Я думаю, мы с тобой договоримся. Тут вмешался медвежонок: « Я тоже сладкое люблю, мне бы тоже кусочек побольше…»..

«Побольше?» - вскрикнула акула, «Вообще ничего не получишь!».

Медвежонок с грустью опустил голову: «А с другой стороны – о здоровье надо

заботиться, говорят, сладкое вредно!».

Тут лиса вдруг решила обратить всех внимание на черепаху: «Посмотрите на именинницу – она сейчас этот пирог глазами проглотит!». Гости все засмеялись. А черепаха обиделась и сказала: «По-моему, я вообще здесь не нужна!» и направилась к выходу. К счастью вмешалась сова, она остановила черепаху и обратилась ко всем гостям:

«Постойте, давайте по-честному, по справедливости. Если бы не черепаха, мы бы с вами не собрались, и пирог никому бы из нас не достался! Согласны?»

«Да!» ответили гости и согласились поделить пирог поровну.

4) Обсуждение сказки и определение стратегий поведения в конфликтной ситуации  (или способов поведения).

- Избегание конфликта (черепаха);

-Уступок в конфликте, когда уступают, сдаются (медвежонок);

- Компромисс, т.е.удовлетворение обеих сторон (лиса);

- Подавление, когда прибегают к насилию, агрессии (акула);

- Сотрудничество, когда разговаривают и слушают друг друга (сова).

5) Информационно-правовая часть «Ответственность за исход конфликта»:

Когда между подростками происходит конфликт с применением оскорблений и

физической силы, то возникают тяжелые последствия для виновных. Согласно уголовного кодекса РФ (УК РФ):

-ст. 130. Оскорбление (штраф, исправительные работы до 6 мес.);

- ст. 119. Угроза убийством или применением тяжкого вреда здоровью (от 4 мес. До 2 лет);

-ст. 116. Побои (исправительные работы, лишение свободы от 4 мес.до 2 лет);

-ст. 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью (штраф, исправ. работы,

лишение свободы от 4 мес. До 2 лет);

-ст.112. Умышленное причинение тяжелого вреда здоровью (от 2 лет до 10 лет);

-ст. 105. Убийство (лишение свободы от 6 до 20 лет).

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

IV. Заключительный этап.

Учитель. Перед вами снежинки «Пожелания». В них для каждого из вас найдется то пожелание, которое поможет вам в будущем избежать конфликтных ситуаций.  Я попросила бы каждого из вас, ребята, взять снежинку и зачитать то, что написано.

И помните, что ничто не случайно. То, что скажет твое пожелание, — предназначено именно тебе.

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.

З. В споре умей выслушать собеседника до конца.

4. Уважай чувства других людей.

5. Любую проблему можно решить.

6. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.

7. Не сердись, улыбнись.

8. Начни свой день с улыбки.

9. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.

10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.

11. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

12. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.

13. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

14. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

15. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

16. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

17. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

18. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента

19. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

20. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

V.  Рефлексия.

Учитель. Ребята! Сегодня на занятии мы говорили о таком понятии, как конфликт. Попытались осмыслить суть конфликтной ситуации, учились поиску путей сотрудничества, искали «плюсы» среди «минусов». Я думаю, что к концу занятия вы поменяли свое отношение к такому неизбежному явлению нашей жизни как конфликт.

Учитель. Помните! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! И постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

А теперь мысленно на одну ладонь положим те знания, с которыми мы пришли на занятие, а на другую - те, которые получили на занятии и громким хлопком соединим ладони и скажем "Готово!" Психологи советуют: «Разладились отношения, хлопайте в ладоши » хлопки улучшают не только моторные навыки, но  активизируют людей,  наполняют их новой жизненной силой. Только хлопать нужно правильно, чтобы ладони и пальцы соприкасались вместе (так обычно хлопают в ладоши дети).

Спасибо за работу. До свидания! При выходе возьмите памятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

групповые занятия с подростками "группы риска"

групповые занятия с подростками "группы риска"...

Конспект итогового занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему «Волшебница вода»

Обобщить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворительРазвивать навыки проведения опытовВoспитывать беpежное отнoшени...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Знатоки птиц»

          Конспект интегрированного занятия                                  ...

Работа с семьями и учащимися «группы риска»

Работа с семьями и учащимися «группы риска» -выступление на педсовете...

Конспект учебного занятия по дисциплине «Психология общения» на тему "Конфликт"

Практическое занятие с применением ИКТ,  целью которого является создание условий для использования приобретенных знаний для решения компетентностных задач, саморазвития обучающихся в процес...

Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему: " Чудеса весеннего леса"

Это занятие проводиться с целью воспроизведения и коррекции опорных знаний....

Тематическое планирование индивидуальных занятий для учащихся группы повышенной тревожности.

Тематическое планирование индивидуальных занятий для учащихся группы повышенной тревожности. Данное планирование занятий несет индивидуальный характер для конкретного обучающегося. Темы и формы з...