Конспект учебного занятия по дисциплине «Психология общения» на тему "Конфликт"
план-конспект занятия
Практическое занятие с применением ИКТ, целью которого является создание условий для использования приобретенных знаний для решения компетентностных задач, саморазвития обучающихся в процессе их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_temu_konflikty.doc | 441 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Козловский многопрофильный аграрный колледж»
Конфликты в нашей жизни неизбежны?
КОНСПЕКТ
учебного занятия по дисциплине
«Психология общения»
Преподаватель – Наталья Васильевна Огурцова
д. Козловка
2020
План-конспект учебного занятия по дисциплине
«Психология общения»
Тема урока: «Конфликт? Конфликт! Конфликт…».
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: практическое занятие.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, урок-исследование, технология ролевого моделирования.
Цель урока: Создание условий для использования приобретенных знаний для решения компетентностных задач, саморазвития обучающихся в процессе их решения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (слайдовая презентация в приложении 4)
Форма организации учебного занятия: комбинированная.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: информационный, проблемный, исследовательский, интерактивный.
Этапы урока | Время (мин) | Содержание работы на уроке | Оснащение урока | |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | |||
1. Актуализация | 1 | - Приветствует обучающихся - Представляется | - приветствуют педагога - слушают - слушают и осмысливают информацию | |
2. Создание учебной мотивации | 9 | - Предлагает просмотреть видеоролик - Организует обсуждение видеоролика по вопросам: 1. Какая сторона обозначена в данном сюжете? 2. Почему ее можно назвать конфликтом? - Резюмирует результаты обсуждения и предлагает сформулировать тему занятия. - Предлагает выполнить упражнение «Ассоциации». - Организует обсуждение результатов выполнения упражнения, выводит на определение понятия и место его в нашей жизни. - Предлагает выполнить упражнение «Кулак». Задание выполняется в парах: один человек держит сжатый кулак, другой выбирает любой способ, чтобы его разжать. Организует обсуждение результатов выполнения упражнения. - Резюмирует результаты работы. | - просматривают видеоролик - Отвечают на вопросы - Формулируют тему. - Называют ассоциации к слову «конфликт» - отвечают на вопросы - выполняют упражнение, обсуждают вопросы преподавателя - Слушают и осмысливают результаты коллективной работы | - видеоролик (из кинофильма «Служебный роман». Тема ссоры) - мел, доска - слайд с определением понятия слайд «Конфликт?» |
3. Изучение нового материала | 5 20 | - Организует работу в группах по осознанию стратегий поведения в конфликте (Приложение 1. У каждой группы выделен один пункт). - Комментирует особенности механизма поведения в конфликте. - Задает вопросы: «Какие стратегии являются конструктивными?», «Какой способ поведения в конфликте представлен в просмотренном видеоролике?» - Организует работу в группе, формулирует компетентностную задачу (Приложение 2). Задание: инсценировать данную ситуацию, делая упор на указанную стратегию поведения. Другие группы должны отгадать предложенную стратегию. - Организует работу по представлению результатов работы в группе. - Предоставляет возможность обучающимся обсудить и представить результаты оценивания деятельности других групп (Приложение 3). - Резюмирует работу групп. | - Знакомятся с описанием механизма стратегии поведения в конфликте и определяют его месте на предложенной преподавателем схеме - представляют результаты работы в группе. - отвечают на вопросы. - Решают задачу: обсуждают решение, моделируют ситуацию, готовятся к ее инсценировке, изучают критерии оценивания. - представляют результаты своей работы. - обсуждают деятельность групп, озвучивают 3 самые сильные позиции результатов выполнения. - Слушают и осмысливают результаты своей работы в группе. | - слайд со схемой стратегий поведения - слайд со схемой поведения в конфликте (название появляется по щелчку после выступления группы) - слайд с формулировкой задачи -листы с критериями оценивания слайд «Конфликт!» |
4. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия | 5 | - Предлагает досмотреть видеоролик и ответить на вопрос по разрешению конфликтов. - Задает вопросы и организует их обсуждение: «Необходимы ли конфликты в нашей жизни?», «Какого человека мы называем бесконфликтным?», «От чего зависит выбор стратегии поведения в конфликте?» -Обращает внимание обучающихся на стороны конфликта - Подводит итоги урока, проводит рефлексию по методике незаконченного предложения. - Обращает обучающихся к цели урока. - Благодарит обучающихся за участие на занятии. | - просматривают видеоролик и отвечают на вопрос. - Обсуждают в группе и озвучивают 3 главные по их мнению позиции по результатам деятельности на занятии - Делают вывод о достижении цели. - Получают на память о занятии буклет. | видеоролик («Служебный роман»)слайд с названиями способов разрешения конфликтов слайд «стороны конфликта» слайд «Конфликт…» слайд с формулировкой незаконченного предложения (слайд№11). буклет (Приложение 5) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
КОНКУРЕНЦИЯ (СОПЕРНИЧЕСТВО, ПРОТИВОБОРСТВО) – открытая борьба за свои интересы, часто в ущерб другим людям.
СОТРУДНИЧЕСТВО – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон
КОМПРОМИСС – урегулирование разногласий через взаимные уступки
ИЗБЕГАНИЕ – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – тенденция сглаживания противоречий, поступаясь своими интересами.
КОНКУРЕНЦИЯ (СОПЕРНИЧЕСТВО, ПРОТИВОБОРСТВО) – открытая борьба за свои интересы, часто в ущерб другим людям.
СОТРУДНИЧЕСТВО – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон
КОМПРОМИСС – урегулирование разногласий через взаимные уступки
ИЗБЕГАНИЕ – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – тенденция сглаживания противоречий, поступаясь своими интересами.
КОНКУРЕНЦИЯ (СОПЕРНИЧЕСТВО, ПРОТИВОБОРСТВО) – открытая борьба за свои интересы, часто в ущерб другим людям.
СОТРУДНИЧЕСТВО – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон
КОМПРОМИСС – урегулирование разногласий через взаимные уступки
ИЗБЕГАНИЕ – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – тенденция сглаживания противоречий, поступаясь своими интересами.
КОНКУРЕНЦИЯ (СОПЕРНИЧЕСТВО, ПРОТИВОБОРСТВО) – открытая борьба за свои интересы, часто в ущерб другим людям.
СОТРУДНИЧЕСТВО – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон
КОМПРОМИСС – урегулирование разногласий через взаимные уступки
ИЗБЕГАНИЕ – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – тенденция сглаживания противоречий, поступаясь своими интересами.
КОНКУРЕНЦИЯ (СОПЕРНИЧЕСТВО, ПРОТИВОБОРСТВО) – открытая борьба за свои интересы, часто в ущерб другим людям.
СОТРУДНИЧЕСТВО – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон
КОМПРОМИСС – урегулирование разногласий через взаимные уступки
ИЗБЕГАНИЕ – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – тенденция сглаживания противоречий, поступаясь своими интересами
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СИТУАЦИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ В ГРУППЕ
СОПЕРНИЧЕСТВО
Вы являетесь руководителем одного из отделов крупной фирмы. Во время деловой встречи сотрудник вашего отдела эмоционально высказывается по поводу вашего замечания в его адрес.
- Я сопоставила все данные, представленные в проекте нашей сотрудницы Смирновой Елизаветы Викторовны. Считаю, что ее доводы не убедительны.
- Что вы, Светлана, Петровна, я все правильно представила в проекте.
- Но мои данные говорят об обратном!
- Быть такого не может!
- Я все проверила.
СОТРУДНИЧЕСТВО
Вам, специалисту бухгалтерии, поручено сделать квартальный отчет. У вас возникла проблема при его составлении и вы обращаетесь к коллеге.
- Марина Петровна, вы у нас в отделе прекрасный специалист, у вас большой опыт работы по составлению различных отчетов.
- Спасибо, Елена Романовна. У вас есть ко мне предложение?
- У меня никак не сходятся итоговые данные по моему отчету. Не могли бы вы мне подсказать, в чем моя ошибка?
- А вы учли данные по данному пункту отчета?
- Я старалась все учесть.
- Давайте вместе посмотрим.
ИЗБЕГАНИЕ
Вы являетесь руководителем отдела на предприятии. Один из ваших сотрудников постоянно нарушает трудовую дисциплину. Это отражается на психологическом климате коллектива вашего отдела и вы решаете вместе с членами коллектива обсудить данную проблему на общем собрании.
- Уважаемые коллеги, мне бы хотелось обсудить одну проблему с вами, т.к. считаю ее важной, влияющей на результат работы нашего коллектива. Речь идет о нашем сотруднике, Петрове Илье Григорьевиче. В последнее время он часто опаздывает на работу, не укладывается в сроки выполнения нашего проекта. Мы можем опоздать со сроками реализации нашего последнего проекта.
Все сотрудники переживают за общее дело.
Один из сотрудников собирается покинуть собрание говорит:
- Это его личное дело, пусть сам принимает решение. Меня это не волнует.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
Вы являетесь бухгалтером фирмы по производству бытовой техники. При составлении годового отчета руководителю вы допустили ряд ошибок и он вызывает вас в свой кабинет
- Лилия Сергеевна, я очень недоволен вашей работой. В вашем годовом отчете вы допустили несколько ошибок, что не простительно.
- Хорошо, я все исправлю.
- Проверьте на страницах 5 и 9 очень внимательно.
- Я проверю.
КОМПРОМИСС
Вы являетесь молодым специалистом и приходите устраиваться на работу в одну крупную фирму. Секретарь приглашает вас в кабинет начальника.
- Добрый день, Иван Николаевич. Меня зовут Елена Александровна. Я имею диплом с отличием по специальности «Бухгалтерский учет». Хотела бы устроиться на работу в вашу фирму.
- У вас есть опыт работы? Нам нужен опытный специалист.
- Нет. Я имею только опыт производственной практики во время обучения.
- Я не могу вас взять на работу.
- Но вам же срочно нужен специалист?
- Да, мы открываем новый отдел.
- Тогда вы же можете взять меня с испытательным сроком.
- Тогда я не смогу выплачивать вам зарплату.
- Хорошо. Предлагаю определить продолжительность испытательного срока без оплаты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: __ группа
1. поведение | активное | пассивное |
2. направленность интересов | ориентир на себя | ориентир на мнение окружающих |
3. использование средств общения: | не убедительно | убедительно |
- речь - эмоциональная окраска - направленность взгляда - интонация - поза - жесты - расстояние между собеседниками | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
СЛАЙДОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ
слайд 1 слайд 2 слайд 3
слайд 4 слайд 5 слайд 6
слайд7 слайд 8 слайд 9
слайд 10 слайд 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по дисциплине «Психология» Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».
Тема данной методической разработки посвящена подготовке и проведению учебного занятия-лекции по дисциплине «Психология», по теме «Особенности памяти в норме и па...
Презентация к занятию по дисциплине «Психология» Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».
Тема данного занятия - «Особенности памяти в норме и патологии». Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования пов...
Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине "Психология общения"
Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине «Психология общения», предназначен для преподавателей и студентов в качестве методической помощи при подготовке к проведению занятий п...
Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»
Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...
Конспект учебного занятия по дисциплине «Психология общения»
План-конспкт учебного занятия целью которого является познакомить обучающихся с понятием личности и ее структурой, определить различия в понятиях индивид, индивидуальность, личность....
Конспект учебного занятия по дисциплине «Психология общения» на тему: «Речь»
Информационная лекция с применением ИКТ, элементыами личностно- ориентированного обучения, развивающего обучения.Целью которого является - сформировать у обучающихся представление о речи и е...
Технологическая карта открытого урока-семинара по дисциплине "Психология общения" на тему "Характеристики общения"
Итоговый урок по дисциплине "Психология общения" по блоку Характеристики общения подводит итог изученному и контролирует знания учащихся. Этому способствуют вопросы обобщающего и повторитель...