Работа с семьями и учащимися «группы риска»
материал
Работа с семьями и учащимися «группы риска» -выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gomozova_l.a.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»
Доклад на тему:
Работа с семьями и учащимися «группы риска»
(выступление на педсовете)
Подготовила: кл. руководитель
6а Гомозова Л.А.
2020 г
Детство, как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно, но они есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,
некоторые – хлебными колосьями,
некоторые - злым чертополохом.
У каждого учителя в классе есть дети, которые доставляют много беспокойства и хлопот своим поведением. Очень ранимые, раздражительные, плаксивые, а иногда агрессивные, они с трудом выдерживают урок, либо отказываются отвечать, а то и срывают урок своим неадекватным поведением. Многим детям свойственно временное отклонение от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей.
Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого результата. Эти дети образуют так называемую
« группу риска». Эти дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны учителя. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, а это дети, требующие особое внимание и участие окружающих.
Почему дети так ведут себя, и что способствует этому? Изучая «группу риска» детей моего класса, понимаю, основные трудности в воспитании моих подопечных - в неправильном отношении в семье. Что сначала наталкивает на эту мысль? Ведь эти дети представляют собой очень трудную неоднородную группу.
Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.
Поэтому одной из важных целей моей работы является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
В моём 6-м классе на настоящий момент 9 человек. В котором обучаются 4-воспитываются одним родителем, 5- из полных семей, находящихся в учреждении по медицинским показаниям и 4 ученика из многодетных семей.
В начале учебного года, я, поставила перед собой следующие задачи:
- создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;
- сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
- оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.
И реализую их с помощью следующих методов и форм:
- беседа;
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- анализ;
- консультирование;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- диагностика.
Моя работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по следующим направлениям:
- а) профилактическая работа;
- б) организация досуговой деятельности;
- в) работа с родителями;
- г) работа с трудными детьми.
Основные факторы, ведущие к безнадзорности и беспризорности детей.
- Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учащимися. - Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Веду ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учащимся выясняю у родителей причину отсутствия.
- Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в ежемесячных Днях здоровья.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.
Пропаганде здорового образа жизни посвящены такие следующие классные часы, проведенные с сентября по декабрь месяцы:
«Курить – здоровью вредить»
«Мифы об алкоголе»
«Школьнику о вреде никотина»
«Кто кого или подросток в мире вредных привычек»
«Жизнь без наркотиков»
«ВИЧ можно избежать»
«Наркомания и ее последствия для человека»
- Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Декады профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники правоохранительных органов, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.
Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.
Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому в течение 2020 – 2021 учебного года были запланированы классные часы на темы:
«Права и обязанности школьника»;
«Правила поведения в общественных местах»
«Мы и улица, наши интересы»
«Конвенция ООН о правах ребенка»
«Права и обязанности школьника»;
«Почему подросток совершает преступление»;
«Административная и уголовная ответственность»
- Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Я как классный руководитель в работе тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – педагогом-психологом, Советом профилактики.
Наряду с этой работой проводятся и нравственные беседы и классные часы.
Были проведены классные часы
1. « Давайте жить дружно» ( Ребята анализировали свои поступки, свои черты характера.)
2. « Дисциплина и порядок -наши верные друзья.» (Говорили о правилах поведения в школе, дома, в общественных местах.)
3. « Как научиться жить без драки. » (Разрабатывали вместе с ребятами правила поведения в конфликтных ситуациях.)
На классном часе беседуем о дружбе между ребятами в классе.
Так же веду индивидуальный дневник педагогических наблюдений на ученика 6 а класса Пичугина Ивана.
Проведены следующие индивидуальные беседы с учеником:
- «Права и обязанности школьников»;
- «Подумай, прежде чем сделать затяжку», Здоров будешь – все добудешь»;
- «Закон и подросток»;
- «Безопасный интернет»;
- «Чтобы не случилось беды. Безопасность на улице и дома»;
- «Моё будущее в моих руках»;
- «Злой волшебник алкоголь»;
- «Кто курит, тот жизнь свою губит»;
- «Этикет в общественных местах: школа, улица», «Быть взрослым».
- Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово.
Важными направлениями в этой работе являются:
- установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
- разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
- формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
- формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Были проведены родительские собрания на тему « Семья в кризисной ситуации: уйти или остаться. » « Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека.», « Мой ребенок становится трудным…» и другие.
Проводятся индивидуальные беседы по телефону с отцом ученика Пичугиным С.А. по темам:
- беседа «Преступление и правонарушение»;
- беседа о конфликтах в семье (беседа с отцом и сыном);
- беседа «Воровство и его последствия»;
- беседа «Микроклимат в семье. Культура семейного и школьного общения»;
- беседа «Причины «трудного возраста» и их устранение»;
- беседа «Закон и подросток»;
- беседа «Десять законов семьи или как своему ребёнку»;
- беседа «Если ребёнок грубит»;
- беседа «Права, обязанности и ответственность родителей в отношении безопасности ребёнка на улице»;
- беседа «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети " группы риска". Работа с детьми "группы риска" и их семьями.
Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными ...
КОС по ПМ 03 МДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, МДК. 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖСМДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в т...
Возможности сказкотерапии в работе педагога-психолога с обучающимися « группы риска»
В данной статье предоставляются мини исследования ,котрые я провела на базе нашего колледжа. Мною была разрабатанна программа тренингов с использованием метода сказкотерапии.Тренинги я проведила...
Конспект ситуативного занятия с учащимися «группы риска» на тему: «Учимся предотвращать и разрешать конфликты».
Формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения....
Статья на тему "К вопросу о семьях группы риска"
В современном обществе молодая семья является одной из самых незащищенных групп населения. Научные исследователи относят ее к категории групп социального риска. В наши дни понятие «семья группы ...
Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.
В работе с детьми «группы риска» и их семьями большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию гибкости подростка через...
Учебная программа ПМ.03 Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС 39.02.01 Социальная работа
Учебная программа ПМ.03 Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС 39.02.01 Социальная работа...