Разработка вариативности форм работы, способствующие проявлению детской одаренности.
статья на тему

В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации разработаны программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Выявление и реализация их возможностей и талантов актуальны не только для одаренного ребенка как для отдельной его личности, а и для общества в целом. Раннее раскрытие, обучение и образование талантливых, одаренных детей составляет одну из основных задач улучшения системы образования. Для развития способностей ребенка необходима система выполнения индивидуальных развивающих и творческих заданий в игровой форме в процессе образовательной деятельности. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является взаимодействие учащегося и педагога в процессе их выполнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portal-pedagogov.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАТИВНОСТЬ ФОРМЫ РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ.

О.Г.Галич

педагог дополнительного образования

 МБУДО «Юность» г. Белгорода

В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации разработаны программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Выявление и реализация их возможностей и талантов актуальны не только для одаренного ребенка как для отдельной его личности, а и для общества в целом. Раннее раскрытие, обучение и образование талантливых, одаренных детей составляет одну из основных задач улучшения системы образования. Для развития способностей ребенка необходима система выполнения индивидуальных развивающих и творческих заданий в игровой форме в процессе образовательной деятельности. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является взаимодействие учащегося и педагога в процессе их выполнения.

Тесты для диагностики творческой одарённости.

  • «Словесные ассоциации». Проверяются знание и применение слов-омонимов таких, например, как «коса», «мешать», «молния». Оценка выставляется как по общему количеству правильно названных значений, так и по числу редко употребляемых.
  • «Использование предметов». Нужно назвать как можно больше различных способов использования таких предметов как кирпич. пустая консервная банка, газета и т.д.
  • «Завершение сказок». Требуется придумать по три разных концовки к нескольким сказкам, фабула которых обрывается после кульминации.
  • «Конструирование математических задач» из представленных исходных данных. По каждому набору требуется составить как можно больше вариантов.

Основные типы одарённости:

Общая (умственная), специальная – художественная, социальная, спортивная, техническая. Каждый из этих типов, а он соответствует понятию группы  способностей, включает в себя ряд видов. А каждый из видов, в свою очередь, может рассматриваться в качестве специальной способности.  Техническая одарённость  включает два основных вида: инженерную (конструкторско-изобретательская, технологическая и т.д.) и одарённость к техническому мастерству.

Воспитание способностей.

1. Надо исходить из уже проявленных ребёнком способностей. Выявление предположительно имеющихся способностей возможно сегодня лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, т.е. уже заметен достигнутый уровень развития. Учёт проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того чтобы направить его дарование в соответствующее русло.

2. Максимально использовать золотой ключик- интерес. Но одного интереса недостаточно,  личность должна отождествлять себя с поставленной перед ней целью. Интерес подготовит почву и придаст деятельности простор и направление.

3. Для достижения больших успехов необходима мотивация. Цель каждого действия, развивающего  или стимулирующего способности, должна состоять в развитии личности, способной добиться в определённой области необычайных успехов и готовой предпринять для этого необходимые усилия.

4. Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.

5. Осторожно направлять процесс развития способностей.

6. Организовать и направлять развитие способностей как вид деятельности. Важно, чтобы ребёнок в соответствии со своим возрастом постоянно бы занимался чем-либо и приобретал бы при этом разнообразные навыки.

        Для работы с одарёнными детьми, кроме специальных знаний необходимы такт, терпение и  особая деликатность. Точность оценки способностей ребёнка в значительной степени зависит от того, насколько внимательны и наблюдательны родители и педагоги. Педагогами центра дополнительного образования разработан комплекс методик по выявлению показателей проявления детской одаренности, во взаимосвязи с родителями.

Анкета для родителей «Одаренный ребенок…»(часть разработанной анкеты):

  • вскоре после рождения фиксирует свой взгляд на людях и предметах;
  • рано начинает воспринимать движения и шумы;
  • быстро развивается физически, мало спит для своего возраста;
  • начинает рано говорить членораздельно;
  • пользуется довольно большим лексиконом, причём употребляет слова  и выражения,  которые обычно ещё не знает ребёнок его возраста;
  • легко запоминает стихи, песни; помнит события, о которых его родители могли уже забыть;
  • неожиданно начинает задумываться над такими отвлечёнными понятиями, как, например, Бог;
  • понимает необходимость соблюдения определённых правил и норм;
  • всё новое схватывает на лету; ему не требуется повторений и подробных разъяснений.

Список использованной литературы

  1. http://www.belmama.ru/
  2. http://nsportal.ru/user/389719/page/teoreticheskie-aspekty-kak-variativnost-formy-raboty-sposobstvuyushchie/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по выявлению детской одаренности при поступлении в творческий коллектив. Из опыта работы в образцовом коллективе «Модельное агентство РИК».

Творческий коллектив «Модельное агентство РИК» осуществляет свою деятельность на протяжении 14 лет. За это время коллектив стал неоднократным победителем Российских,  Международных фестивал...

Методическая разработка открытого урока "Сольный концерт как результативная форма работы с одарёнными детьми"

Цель  урока:·        развитие творческих способностей ребёнка,  совершенствование исполнительского мастерства.Задачи:образовательные:·...

Методическая разработка открытого урока "Работа над крупной формой"

Цель урока: Знакомство с вариационной формой, анализ произведения, создание первоначального художественного образа....

Работа педагога-психолога с одаренными учащимися.

Доклад по теме «Интеллектуальная одаренность: проблемы, развитие, перспективы»...

Разработка вариативной части образовательной ППКРС по профессии 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с)х производстве

Для более качественного освоения профессии сельского электрика была разработана вариативная часть образовательной ПП КРС...

Индивидуальный образовательный маршрут как одна из форм работы с одаренными детьми

В период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает работа с одаренными детьми.Для работы с одаренными детьми надо со...

Инструментарий по выявлению и развитию детской одаренности в условиях дополнительного образования

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навык...