Методическая разработка «Олимпиадное и конкурсное движение, как форма работы с одаренными детьми в объединениях ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга»
методическая разработка
В работе представлен материал по специфике работы педагогов ИУЦ "Автоград" с одаренными и талантливыми обучающимися.
Цель: обобщение особенности организации конкурсно-олимпиадной деятельности обучающихся как одной из успешных форм развития одаренности.
Цель реализуется путем решения следующих задач:
- подтвердить перспективность организации конкурсно-олимпиадной деятельности в выявлении и развитии потенциала одаренных детей, самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
- проанализировать результативность вовлечения одаренных и талантливых обучающихся различных объединений ИУЦ «Автоград» в процесс прохождения конкурсов, соревнований, олимпиад районного, регионального и всероссийского уровней, подготовки и проведения различных мероприятий по профилактике безопасности дорожного движения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
: обобщение особенности организации конкурсно -олимпиадной деятельности обучающихся как одной из успешных форм развития одаренности. Задачи: подтвердить перспективность организации конкурсно -олимпиадной деятельности в выявлении и развитии потенциала одаренных детей, самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями; проанализировать результативность вовлечения одаренных обучающихся ИУЦ «Автоград» в процесс прохождения конкурсов, соревнований, олимпиад районного, регионального и всероссийского уровней, подготовки и проведения различных мероприятий по профилактике безопасности дорожного движения.
Основные этапы совместной работы педагогов и одаренных обучающихся ИУЦ «Автоград» в данном направлении: Участие и победы в конкурсах и олимпиадах различного уровня и тематик; Включение одаренных обучающихся в систему работы по оказанию помощи в организации и проведении районных конкурсов, олимпиад и соревнований; Проведение акций и рейдов, посвященных профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ безопасности дорожного движения; Создание видео обращений ко всем участникам дорожного движения; выступление с агитбригадами; Проведение обучающимися открытых занятий и игр для дошкольников и младших школьников под патронажем педагогов Центра; Проектно-исследовательская деятельность; Участие в системе наставничества «педагог-обучающийся».
Р.Н. Бунеев
Ключевые аспекты работы с одаренными детьми регулируются: Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ в редакции от 08.08.2024; Распоряжением Правительства России от 29 мая 2015 г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2023 г. N 1738 "Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития"; Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г.).
Среди многообразия форм работы с одаренными детьми можно выделить соревнования, конкурсы и олимпиады, являющиеся одним из видов развития, формирования и оценки творческой одаренностина основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности. Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования в целом и в ИУЦ «Автоград» в частности нацелена на создание условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Организация конкурсного движения в дополнительном образовательном учреждении нацелена на: Выявление и развитие одаренных и талантливых детей взаимодействие с семьей, расширение социального и образовательного пространства для ребенка – родителя - педагога создание условий для приобретения социального опыта участия в конкурсном движении Конкурсно -олимпиадное движение – путь к успеху и саморазвитию развитие исследовательских качеств личности
Основные задачи конкурсно-олимпиадного движения: развитие личностных качеств детей – самооценки, самоутверждения, уверенности в своих силах, волевых качеств, целеустремленности, ответственности, любознательности, внимательности, находчивости, коммуникативности стимулирование познавательного интереса, интеллектуального и творческого потенциала пропаганда научных знаний, расширение кругозора, социализация создание условий и мотивации для решения развивающих и интеллектуальных задач жизненное и профессиональное самоопределение
Мотиваторы для участия одаренных детей в конкурсно-олимпиадном движении: быть востребованным окружающимися, получать от них моральную поддержку возможность сравнить свои достижения с успехами других, чтоб адекватно оценить свои силы приобрести положительный опыт для дальнейшего саморазвития ощутить дух соревнования желание ребенка одержать победу, получить признание, похвалу и награду
Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников позволяют ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации дистанционные олимпиады и конкурсы длительного времени дают возможность совместной деятельности с родителями, способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу
Образовательная деятельность ИУЦ «Автоград» направлена на формирование транспортно-безопасной личности и обусловлена общественной потребностью в сохранении жизни и здоровья детей в современном городе, необходимостью воспитать цивилизованных УДД, технически грамотных, разбирающихся в вопросах управления транспортными средствами и нравственно готовых к интенсивному дорожному движению в СПб и других городах России. « ПДДшка », «Юные пешеходы», «Пешеходная грамота», «Школьник-дорога-автомобиль», «Безопасное колесо», «Юные инспектора дорожного движения», «Юный мотоциклист», «Юный водитель»
Основные этапы совместной работы педагогов и одаренных обучающихся ИУЦ «Автоград» в данном направлении: Участие и победы в конкурсах и олимпиадах различного уровня и тематик; Включение одаренных обучающихся в систему работы по оказанию помощи в организации и проведении районных конкурсов, олимпиад и соревнований; Проведение акций и рейдов, посвященных профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ безопасности дорожного движения; Создание видео обращений ко всем участникам дорожного движения; Выступление с агитбригадами; Проведение обучающимися открытых занятий и игры для дошкольников и младших школьников под патронажем педагогов Центра; Участие в системе наставничества «педагог-обучающийся».
Опыт участия в конкурсно -олимпиадном движении обучающихся объединений «Юный мотоциклист» и «Юный водитель» ИУЦ «Автоград» Самореализация одаренных и способных детей : участвуют в образовательной и общественной жизни Центра, работая по индивидуальному плану обучения; становятся победителями и призерами в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня и тематики и являются мотиватором других членов команды, помогая реализовать ситуацию взаимопомощи, передачу опыта участия в конкурсах, психологическую подготовку новых участников; оказывают помощь остальным обучающимся, личным примером наставляя и побуждая их к приобретению, развитию и совершенствованию новых знаний, умений и навыков
Задача наших педагогов в процессе подготовки к олимпиаде: Педагог и команда участников олимпиады становятся единомышленниками, соавторами успеха, а индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого сочетается с командными формами работы; Педагог, дополняя и расширяя багаж знаний учащегося, стимулирует самостоятельный поиск информации, ее разбор, усвоение и практическое применение; Педагог создает для членов команды ситуацию уверенности и комфортности, возможности реализации своего потенциала, максимальной самостоятельности
Следят за тем, чтоб одаренные участники не «возводили на пьедестал» свои знания, умения и навыки, принижая других членов команды, а работали в режиме взаимовыручки и взаимопомощи. Проводят анализ результатов прошедших олимпиад совместно с командой участников, что позволяет определить проблемы, трудности и недостатки, пути их преодоления. Разъясняют, что даже не самый высокий результат олимпиады, воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. При подготовке к конкурсам, олимпиадам педагоги Центра:
результативность включения работы с одаренными и талантливыми детьми в конкурсно -олимпиадное движение Районные конкурсы, олимпиады Конкурс агитбригат «Пешеход – ты посмотри» районного творческого конкурса «Азбука безопасности», 2024 г. «Юные инспектора дорожного движения «Деловые люди Автограда»
Районные соревнования юных автолюбителей «Сегодня – ученик, завтра -водитель», 2019-2022 гг : 2019-2020 гг. Обучающиеся объединения «Юный водитель» - многократные победители соревнований
2021-2022 гг :
Районные многоэтапные Олимпиады на знание правил дорожного движения среди обучающихся образовательных учреждений СПб 2021-2024 2021-2022 гг. Обучающиеся объединений «Юный водитель», «Юный мотоциклист», «Юные инспектора дорожного движения» - многократные победители олимпиад
2022-2023 гг.
2023-2024 гг
Городские, региональные конкурсы, олимпиады Финал Регионального этапа Всероссийского конкурса Юных инспекторов движения «Безопасное колесо», сентябрь 2024 Сборная команда Московского района заняла: 5 место в комплексном зачёте; 3 место на этапе «Знатоки ПДД»; 2 место на этапе « Автогородок », 1 место в личном зачете на этапе « Автогородок »!
Региональные детско-юношеские соревнования "Дорожный патруль", декабрь 2023 почетное 6 место среди 37 команд-участниц соревнований Сборная команда: «Школьник-дорога-автомобиль», «ЮИД», «Безопасное колесо»
Региональная дистанционная олимпиада на знание ПДД среди обучающихся образовательных организаций СПб, июнь 2024 1 группа (1-4 классы) - 2 место; 2 группа (5-6 классы) - 3 место; 3 группа (7-8 классы) - 3 место. Обучающиеся объединений «Юный водитель», «Юный мотоциклист» и «ЮИД»
Региональная дистанционная олимпиада на знание ПДД среди обучающихся образовательных организаций СПб, 2022-2023
Региональная дистанционная олимпиада на знание ПДД среди обучающихся образовательных организаций СПб на Кубок "Балтийского берега", 2021 Обучающиеся объединений «Юный водитель», «Юный мотоциклист»
Городская дистанционная олимпиада на знание ПДД для обучающихся 5-11 классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, 2018-2019 Обучающихся объединения "Безопасность дорожного движения"
Региональные многоэтапные лично-командные соревнования на лучшее знание правил дорожного движения "Знатоки ПДД« на «Кубок Балтийского берега», декабрь 2023 Обучающиеся объединений «Юный водитель», «Юный мотоциклист» и «ЮИД»
2019-2020 гг. Обучающиеся объединения «Безопасность дорожного движения»
2018-2019 гг. Обучающиеся объединения «Безопасность дорожного движения»
Всероссийские, федеральные конкурсы, олимпиады "Активная социальная позиция, участие в конкурсах и мероприятиях, проводимых профильными организациями и ведомствами" ЮИД России Обучающийся объединения «Юный водитель»
Всероссийская дистанционная Олимпиада «Безопасные дороги», проводимая на платформе "Учи.ру", октябрь 2024 Марафоны на Всероссийской платформе "Учи.ру", 2023-2024 гг.
Всероссийская дистанционная Олимпиада «Безопасные дороги», проводимая на платформе "Учи.ру", октябрь 2023 Всероссийская дистанционная Олимпиада «Безопасные дороги», проводимая на платформе "Учи.ру", октябрь 2022
Всероссийская интернет-олимпиада для обучающихся образовательных организаций на знание ПДД, декабрь 2020 Всероссийская интернет-олимпиада для обучающихся образовательных организаций на знание ПДД, ноябрь 2019 Обучающиеся объединений «Школьник-дорога-автомобиль», «Юный мотоциклист» и «Юный водитель»
Федеральное мероприятие «Тестирование общеобразовательных организаций по тематике Безопасности дорожного движения», 2019
Участие в организации и проведении внутренних конкурсов, олимпиад и соревнований Районный конкурс "За безопасность на дорогах всей семьей", 2024 г. Наши помощники - Юные инспектора дорожного движения
Районный этап соревнований «Безопасное колесо», апрель 2024 г. Районные соревнования юных автолюбителей «Сегодня – ученик, завтра -водитель», декабрь 2023
Проведение акций, посвященных профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ безопасности дорожного движения
Ежегодная церемония награждения почетным знаком «Сияние талантов» лучших студийцев Дворца Май 2024 г. Май 2023 г. Май 2021 г. «ЮИД» «Юные мотоциклисты» «Юные водители»
Проектно-исследовательская деятельность
Работа с одаренными обучающимися в рамках программы по наставничеству в соответствии с Положением о системе работы с одаренными детьми в ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга. Форма наставничества: « Педагог – обучающийся» помогает талантливым амбициозным обучающимся развивать соответствующие навыки и компетенции, планировать свою карьеру» Целевая группа: обучающиеся объединений «Юный мотоциклист» и «Юный водитель». Результаты: передача наставником своих профессиональных знаний и практических компетенций через следующие механизмы: поиск и развитие инициатив обучающихся, стимулирование творческой и профессиональной активности в процессе обучения, выявление и развитие одаренных обучающихся, обучающихся с повышенными образовательными потребностями, участие в конкурсных мероприятиях; организация мастер-классов от чемпионов
Результаты участия одаренных обучающихся ИУЦ «Автоград» в конкурсно -олимпиадном движении Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности; Повышение качества образования и воспитания в объединениях ИУЦ «Автоград» в целом; Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня.
Преимущества конкурсно -олимпиадного движения: развивает произвольное и концентрированное внимание, ассоциативное мышление, навыки общения, внешнюю и внутреннюю собранность помогает преодолеть психологические барьеры в процессе социализации помогает повысить уровень управленческих умений
Перспективы улучшения качества работы: Углубление ведения проектно-исследовательской деятельности для участия в Региональном Конкурсе проектов технического моделирования и конструирования «От идеи до воплощения» среди образовательных учреждений СПб, проводимого Государственным бюджетным нетиповым образовательным учреждением Санкт-Петербургский городской центр детского технического творчества; Возможные перспективы подготовки одаренных обучающихся к участию в Международном фестивале детского и юношеского творчества «Петербургский экран»; Для повышения образовательной мотивации внедрение новой модели Наставничества «обучающийся-обучающийся», как вида партнерского наставничества, направленного на поддержку деятельности ученического самоуправления, и служащего траекторией профессионально-личностного саморазвития обучающегося-наставника и его подопечных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг результативности образовательного процесса в Центре детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга
Проводя мониторинг в нашем учреждении, мы исходили из практической необходимости: увидели, что одно из наиболее слабых мест в организации учебно-воспитательного процесса в нашем учр...
Медиатека НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Деятельность медиатеки связана с формированием прокатного фонда аудиовизуальных пособий (АВП): кино-, видео-, СD-,DVD- диски, слайд фильмы, программные педагогические средства по всем предметам ...
Использование свободного программного обеспечения в урочной и внеурочной деятельности (на примере ГБОУ школы №632Приморского района Санкт-Петербурга)
p { text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 150%; text-align: justify; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 14pt; }p.cjk...
Из практики внедрения дистанционной обучающей среды Moodle в образовательную деятельность ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга.
В данной статье рассматривается вопрос использования дистанционных образовательных технологий в очном обучении на занятиях для слушателей курсов повышения квалификации (КПК) ИМЦ Петроградского р...
История проведения шахматного фестиваля "Петровская Ладья" в ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Данная статья рассказывает о истории проведения фестиваля "Петровская Ладья" на базе учреждения дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга...
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ГБОУ ГИМНАЗИЯ №49 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Программа реализации целевой модели наставничества ГБОУ гимназия №49 Приморского района Санкт-Петербурга разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Совр...
Реализация инициативного сетевого проекта "Лаборатория качества" в Красносельском районе Санкт-Петербурга
Статья посвящена опыту реализации сетевого проекта "Лаборатория качества" в Красносельскгом районе Санкт-Петербурга. Важно отметить, что в данном проекте работа начинается с определения и ан...