КОС ПМ.05 Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС
учебно-методический материал на тему

Басулаева Екатерина Витальевна

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки резульаттов освоения профессионального модуля ПМ.05 Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации для специальности: 39.02.01. "Социальная работа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_pm_05_sots.docx85.48 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Калужской области

«Кондровский гуманитарно-технический  колледж»

 КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств

для оценки результатов освоения

ПМ.05 Проектирование социальной работы с различными категориями

граждан, оказавшихся в ТЖС

программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО

39.02.01 Социальная работа

 

Кондрово 2015

Разработчики:         

ГБПОУ КО «КГТК», преподаватель Басулаева Е.В.



I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ.05 Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС. В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:

Таблица 1

Объекты оценивания

Показатели

Критерии

Тип задания;

№ задания

Форма аттестации

(в соответствии с учебным планом)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Устные ответы на вопросы, решение ситуационных задач.

Аргументированность и полнота объяснения социальной значимости будущей профессии, проявление интереса к содержанию профессиональных знаний, проявление интереса к применению приобретённых профессиональных знаний  в практической деятельности.

Задание №1, 3, 4, 5 6, 7, 8, 9.

Дифференцированный зачёт по МДК 05.01,дифференцированный зачет по МДК. 05.02, дифференцированный зачёт по МДК. 05.03.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Решение ситуационных задач.

Правильный выбор способов решения профессиональных задач и его обоснование; рациональная организация собственной деятельности во время выполнения самостоятельной практической работы, в процессе решения ситуационных задач, демонстрация умения правильно оценивать свою деятельность.

Задание №3, 5, 7, 9.

Дифференцированный зачёт по МДК 05.01,дифференцированный зачёт по МДК. 05.02, дифференцированный зачёт по МДК 05.03.; квалификационный экзамен

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Решение ситуационных задач.

Проведение диагностики ситуации, нахождение оптимальных вариантов решения возникающих проблем, выявление и оценка возможных рисков, обоснование принятого решения, проявление осознанной готовности в условиях неопределённости.

Квалификационный экзамен.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

Решение ситуационных задач.

Отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Задание №3, 5, 7, 9.

Дифференцированный зачёт по МДК 05.01,дифференцированный зачёт по МДК. 05.02, дифференцированный зачёт по МДК 05.03, квалификационный экзамен.

ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения)

Решение ситуационных задач.

определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь лицам, оказавшихся в ТЖС;

составление алгоритма деятельности специалиста по социальной работе с учреждениями и специалистами иных систем;

определение круга специалистов способных оказать помощь лицам, оказавшихся в ТЖС.

Задание №3, 5,  7. 9.

Дифференцированный зачёт по МДК 05.01,дифференцированный зачёт по МДК. 05.02, дифференцированный зачёт по МДК 05.03, квалификационный экзамен.

ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.

Решение ситуационных задач.

выявлять людей, оказавшихся в ТЖС в различных сферах жизнедеятельности;

определять цели и задачи планирования профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента;

осуществление социальной диагностики ТЖС граждан, оказавшихся в трудных ситуациях.

Задание №3, 5,  6, 7, 8, 9.

Дифференцированный зачёт по МДК 05.01,дифференцированный зачёт по МДК. 05.02, дифференцированный зачёт по МДК 05.03, квалификационный экзамен.

ПК 5.3. Осуществлять прогнозировать и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

Устные ответы на вопросы. Решение ситуационных задач. Составление алгоритмов работы.

использовать методы и методики педагогического исследования проектирования при изучении проблем клиента;

осуществлять прогнозирование вариантов решения проблемы лиц, оказавшихся в ТЖС;

осуществлять моделирование решение проблемы лиц, оказавшихся ТЖС;

прогнозирование и предупреждение различных проблем.

Задание №6, 7, 8, 9.

Дифференцированный зачёт по МДК 05.01,дифференцированный зачёт по МДК. 05.02, дифференцированный зачёт по МДК 05.03, квалификационный экзамен.

ПК 5.4. Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.

Устные ответы на вопросы. Решение ситуационных задач.

проявлять интерес к инновациям в области оказания помощи и поддержки клиенту;

применять инновационные технологии и творчество в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту;

проявлять интерес к инновациям в области профессиональной деятельности.

Задание №6, 7, 8, 9.

Дифференцированный зачёт по МДК 05.01,дифференцированный зачёт по МДК. 05.02, дифференцированный зачёт по МДК 05.03, квалификационный экзамен.

ПК 5.5. Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом её эффективности.

Решение ситуационных задач.

осуществлять планирование и контроль достигнутых результатов;

осуществлять коррекцию достигнутых результатов;

уметь анализировать эффективность достигнутых результатов;

применение соц. технологий для оказания помощи гражданам, оказавшихся в ТЖС.

Задание №3, 5, 6, 7, 8, 9.

Дифференцированный зачёт по МДК 05.01,дифференцированный зачёт по МДК. 05.02, дифференцированный зачёт по МДК 05.03, квалификационный экзамен.

2. Комплект контрольно-оценочных средств

2.1. Задания для проведения дифференцированного зачёта по МДК 05.01."Проектная деятельность специалиста по социальной работе "

ЗАДАНИЕ  № 1.

Устный ответ на вопросы.

1. Происхождение, развитие и существование человека в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Социальная проблема человека в социальном обществе.

2. Жизненные ситуации и система жизнеобеспечения человека в прогнозном социальном проектировании.

3. "Человеческое измерение" в прогнозном социальном проектировании. Технология разработки социального проекта образа жизни.

4. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования. Виды и технологии прогнозов.

5. Методы прогнозирования и их применение.  Методологические этапы прогнозирования в социальной работе.  

6. Стадии разработки прогноза. Надежность прогноза.

7. Специфика прогнозирования в социальной работе.  

8. Предмет, субъект и объект социального проектирования.

9. Виды проектирования. Классификация социальных проектов.  

10. Цели и задачи социального проектирования.

11. Этапы проектирования.

12. Понятие модели. Виды и функции моделей и моделирования.

13. Классификация моделей.

14. Процесс моделирования: основные этапы и стадии.

15. Инновационные технологии моделирования.

16. Проектная документация.

17. Общенаучные принципы социального проектирования.

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: учебный кабинет.

2. Время выполнения задания: 15 минут.

ЗАДАНИЕ №2.

Решение ситуационных задач.

Ситуационная задача 1

На консультацию пришли родители подростка. Сыну 16 лет. В интерпретации он ведет себя странно: стал нервным, скрытным. Часто у него «блестят глаза». Ухудшились успеваемость и поведение.

1. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.

2. По каким признакам родители могут определить, что их ребенок стал употреблять спиртное (другие психоактивные вещества)?

3. Определите основные этапы работы над проблемой.

Ситуационная задача 2

Вы решили создать консультационный психологический центр. Что необходимо для того, чтобы центр начал функционировать?

Ситуационная задача 3

К психологу пришла мама ученицы, которая учится в 10 классе и попросила помощи. Она рассказала, что ее дочь до 6-7 класса была веселой, активной девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и одноклассниками, много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас, она совсем изменилась. Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в присутствии незнакомых людей, сторонится компаний и шумных собраний. Стала хуже учиться. Все свободное время проводит в своей комнате. Придирчиво относится к своей внешности. Живет своей довольно напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и подавленном настроении. На искренний разговор не идет. Как вернуть дочь к нормальной жизни? Что с ней происходит?

Сформулируйте психологическую гипотезу относительно перемен, происходящих с девушкой? Какие психологические проблемы ее мучают?

Ситуационная задача 4

«Мой муж умер в день 13-летия сына. После похорон сын стал очень замкнутым, хотя до этого он делился со мной своими мыслями и впечатлениями. Замкнутый и неразговорчивый он везде: и дома, и в школе, в окружении друзей. Такое впечатление, что он перестал даже интересоваться тем, что до этих трагических событий его увлекало. Что сделать, чтобы он стал таким, каким был?»

1. В приведенном выше фрагменте консультативного приема найдите и выделите наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию.

2. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.

3. Определите основные этапы работы над проблемой.

Ситуационная задача 5

В консультативный центр обратилась женщина с жалобами на дочь Таню 8 лет. По словам матери, Таня безответственна и безвольна. Мама полагала, что отсутствие этих качеств может свидетельствовать о психической патологии, и просила обследовать девочку.

Приходя из школы домой, Таня играла в игрушки и ела сладости, вместо того чтобы обедать и делать уроки. Затем, по маминому плану, Таня должна была идти гулять. Мама приходила с работы к 19 ч. Таня весь день находилась дома одна. Мама часто звонила ей с работы и пыталась контролировать, но безуспешно. Указания по телефону девочка не выполняла, одна дома не обедала и уроков не делала.

Борясь с безволием и безответственностью, мама убрала на антресоли все ее игрушки, краски и цветные карандаши. Тогда Таня начала царапать клеенку на кухонном столе. Заподозрив у девочки психическое заболевание, мама обратилась за помощью.

Сама мама закончила школу с золотой медалью. Она росла в большой семье в провинциальном городе, в доме всегда были люди. «Со мной никто не занимался, я все делала сама», - говорила она.

Психологическое обследование Тани никакой патологии не выявило. Оказалось, что она обладает повышенным уровнем тревожности.

1. В приведенном выше фрагменте консультативного приема найдите и выделите наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию.

2. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.

Ситуационная задача 6

Измученная женщина пришла к психологу. Ее интересовал вопрос, как вести себя со своей 60-летней мамой, которой поставили диагноз: рак. Врачи за месяц проживания женщины в больнице расписались в собственном бессилии и на днях выписывают ее домой. Мама, женщина мужественная, прожившая тяжелую жизнь, еще не знает о действительных масштабах своей болезни. Что говорить, как вести с ней. Откуда черпать силы перед лицом такого несчастья?

О чем бы вы разговаривали с женщиной? На что необходимо ее сориентировать?

Ситуационная задача 7

На приеме у психолога две девушки с выпускного курса престижного вуза. Сейчас преддипломная практика, до защиты диплома остается один месяц. Все нервные, озабоченные, но как бы ни было тяжело, студенчество находит отдушину и для общения с друзьями, и для танцев.

Вот только в их комнате в последнее время происходит что-то необъяснимое. Их подруга В. (они живут вместе) ведет себя как-то странно. Встает «ни свет, ни заря» и садится за книжки, бывает, по 10 часов не поднимается со стула. Перешла на чай, питается в сухомятку, на приглашение к столу не реагирует. Почти никуда не выходит. Ни с кем не общается. Стала раздражительной, злой. Раньше она была доброй, приветливой.

Самое интересное то, что чем больше она работает, тем хуже у нее выходит, она, словно топчется на одном месте. Все трое учатся приблизительно одинаково, но девушки уже заканчивают написание дипломных работ, а у В., по ее словам, конца еще не видно. Девушки просили совета, как вывести подругу из этого добровольного заточения, ведь в последнее время на нее страшно взглянуть: бледная, измученная, с синяками под глазами.

Сформулируйте предварительный диагноз состояния девушки. Попытайтесь объяснить студенткам, что происходит с их подругой. Как изменить ситуацию к лучшему?

Ситуационная задача 8

Психолог рассказывает своему коллеге: «В поле моего внимания попал десятиклассник, который при анонимном анкетировании признался, что принимает наркотики. В беседе он сказал, что недавно перестал употреблять их, потому что они стали дорого стоить. Правда, у меня закралось сомнение, относительно правдивости его слов, мне кажется, что время от времени он все-таки берется за старое. У нас с ним сложились неплохие отношения, он доверяет мне, пока еще прислушивается к моим советам. Поэтому я боюсь потерять его доверие, боюсь сделать какой-то неправильный шаг. Но с другой стороны, я боюсь, что не справлюсь сама. Я перечитала много литературы по проблемам наркомании, в результате еще больше запуталась и теперь вообще не знаю, что делать дальше. Как помочь мальчику?»

Чтобы вы посоветовали коллеге, оказавшейся в такой ситуации? Что должен знать психолог, работая с наркозависимыми?

Ситуационная задача 9

В семейную консультацию обратилась женщина с жалобами на то, что у нее с мужем без видимых причин происходят постоянные ссоры и скандалы. В браке они 6 лет. Живут в новой двухкомнатной квартире, воспитывают 3-х летнего сына.

Из беседы стало известно, что ссоры почти всегда возникают «на пустом месте»: какие-то бытовые мелочи, которых в любой семье бывает достаточно. Когда предмет недоразумения исчерпан, остается обоюдное раздражение, которое тлеет до тех пор, пока снова какая-нибудь мелочь не выведет кого-то из себя.

Последнее время женщина начала думать о разводе, по ее словам: «жалко разрушать семью, ведь муж не пьет, на работе его уважают, очень любит своего сына, часто с ним играет. Временами в семье бывают «перемирия», но это продолжается недолго. То очередные неприятности у мужа на работе, то еще что-то, и снова дает о себе знать хроническая несовместимость, доводящая до мысли, что так дальше жить просто невозможно».

В чем, по вашему, причина неблагоприятного психологического климата в семье клиентки? Как можно помочь семье гармонизировать свои отношения?

Ситуационная задача 10

Женщина, мать двоих девочек на приеме у психолога-консультанта. В беседе открылись некоторые подробности неблагополучной семейной жизни. Муж систематически выпивает, но наотрез отрицает то, что это болезнь. Уже начал выносить вещи из дома. Живут в 1-комнатной квартире – идти некуда. Старшая дочь (ему неродная, от первого брака), доведена им до отчаяния. Младшая, семиклассница, время от времени пропускает занятия в школе. А когда приходит, то зачастую с синяками, выглядит как затравленный зверек. Женщина слезно просила психолога вмешаться в их семейные дела, поговорит с мужем.

Как помочь этой семье? На что необходимо обратить внимание при работе с женщиной?

Ситуационная задача 11

Людмила Д., 25 лет, 7 лет замужем. Живет с мужем и свекровью. Муж на девять лет старше ее. Обратилась с жалобами на чувство тоски, утомляемость, частые головные боли, рассеянность, которая не была ей свойственна ранее, бессонницу.

Внешне семейные отношения хорошие. Имеет ребенка 4 лет. Изучение семейных отношений показывает наличие коммуникативных проблем в ее взаимоотношениях со свекровью. Проблема возникла с момента замужества. Свекровь очень привязана к сыну и переживала в связи с его женитьбой. Людмила по характеру стеснительная, неуверенная в себе. Свекровь приняла решение, что «хотя и была против этого брака, но раз так все получилось, она поможет невестке всей душой».

Эта помощь и стала источником коммуникативной проблемы. По словам Людмилы «с детства не может, когда кто-нибудь стоит и смотрит, как она что-то делает». Свекровь же не отходила от нее ни на шаг. Когда у невестки что-то не получалось, она как старая учительница, говорила: «Нет, не так, а вот, так, посмотри внимательно!»

Людмила призналась, что иногда испытывала приступы ярости, по отношению к свекрови. После – испытывала чувство страха и вины. Уже тогда появились бессонница и головные боли. С появлением ребенка конфликт ушел вглубь. Но невротические симптомы усилились, когда однажды ребенок по ошибке назвал бабушку мамой. Появились раздражительность, вспышки ярости, пониженное настроение.

Проанализируйте характер психологических трудностей Людмилы и ее свекрови. Как можно изменить коммуникативную ситуацию в семье?

Ситуационная задача 12

Родители обратились по поводу сына 14,5 лет, который всего боится, ни с кем не дружит, с трудом вступает в контакт с незнакомыми людьми, упрямый, дома часто плачет, из класса убегает, объяснить причины не может. Семья дружная, есть младший сын – противоположность первому. Старший унаследовал от отца его нелюдимость и замкнутость. Самому отцу с ним трудно общаться. Мать отзывчивая женщина, замученная страхами, тревожная, гиперсоциализирующая.

Какие гипотезы, относительно причин поведения парня можно построить? Определите основные этапы работы над проблемой.

Ситуационная задача 13

Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обратился родитель с просьбой дать ему практические рекомендации о том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до семи лет. Какие психодиагностические методики вы в данном случае можете использовать для того, чтобы изучить ребенка и дать его родителю обоснованные психологические рекомендации?

Ситуационная задача 14

Назовите техники процедуры снятия психологического барьера (психологического напряжения) у клиента?

Ситуационная задача 15

Какой из перечисленных внешних факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии младенца:

1. питание;

2. правильный уход;

3. воспитание родной матерью;

4. психическая стимуляция.

Ответ поясните.

Ситуационная задача 16

Объясните, почему психолог-консультант должен обладать следующими качествами которые он должен проявлять в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

2. Открытость.

3. Доброжелательность.

4. Безоценочное отношение к клиенту.

5. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

6. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

Ситуационная задача 17

В конце первой четверти кабинет психолога посетила мать первоклассника. Запрос: «Все ли в порядке с моим сыном? Нет ли у него умственных отклонений, т.к. его обучение продвигается с большими затруднениями». Ребенок тихий, ласковый. Детский сад не посещал, читать, считать научился дома, рос «домашним ребенком» в семейном кругу, где умели уделить внимание ребенку. Но с начала учебного обучения спокойствие в доме кончилось. Мальчик стал беспокойным, часто плачет, вздрагивает от любого звука, плохо спит по ночам.

Как вы считает, что обусловило подобное состояние мальчика? Что нужно предпринять, чтобы помочь ребенку и его маме?

Эмоции, сопровождающие состояния тревоги, воздействуют на развитие личности и на адаптацию ребенка к школьному обучению. Этапы работы могут быть: беседа с матерью; беседа с учителем; посещение занятий в школе; психодиагностика ребенка; индивидуальная и групповая работа с ребенком.

Рекомендации для мамы (учителя): принимать во внимание проявления эмоций ребенка в любых ситуациях, учитывая его индивидуальные особенности. Избегать дефицита информации, т.к. беспокойство возникает в ситуациях неопределенного содержания. Помнит, что тревожность – результат невысокой самооценки ребенка. Необходимо: научить ребенка переживать первые проявления тревоги (дыхательные, расслабляющие упражнения); научить «проигрывать»; побуждать ребенка к рисованию того, что тревожит; инсценировка тех ситуаций, которые вызывают тревогу.

Ситуационная задача 18

Укажите, в чем основные различия психологического консультирования и классической психотерапии.

1. в уровне психического здоровья клиентов;

2. в распределении ответственности;

3. в компетентности психолога;

4. в объеме психодиагностической работы.

Назовите еще несколько различий.

Условия выполнения задания.

  1. Место выполнения задания: учебный кабинет.
  2. Максимальное время выполнения задания: 15 минут.


2.2. Пакет экзаменатора

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание 1. Устный ответ на вопрос.

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знания:

- методическую основу технологии деятельности специалиста по социальной работе;

Названы основные методологические аспекты деятельности специалиста по социальной работе, раскрыто их содержание.

- антропологию человека;

Перечислены государственные органы, реализующие семейную политику, названы из основные структурные подразделения.

-особенности прогнозирования и моделирование в социальной работе;

Названы основные теории социального проектирования и методологические аспекты моделирования, раскрыто их содержание.

- формы и методы исследования и анализ ТЖС;

Перечислены варианты социального исследования и анализа ТЖС, раскрыто их содержание.

- технологии проектной деятельности.

Названы основные технологии проектной деятельности, раскрыто их содержание, перечислены основные достоинства и недостатки каждой технологии..

Условия выполнения заданий (если предусмотрено)

Время на подготовку к ответу:  15 минут.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание 2. Решение ситуационных задач. 

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Умения:

- осуществлять исследования и анализ проблемной ситуации клиента с последующим определением потребностей субъектов деятельности;

- разрабатывать концепцию состояния будущего объекта;

- осуществлять контроль и проводить анализ эффективности своей деятельности.

Соответствие ответа обучающегося при решении ситуационной задачи ответу, данному специалистом,

составление концепции состояния будущего объекта в соответствии с нормативными документами;

произведен анализ эффективности деятельности специалиста по социальной работе.

Условия выполнения заданий (если предусмотрено)

Время выполнения задания: 15 минут.


2.3. Задания для проведения дифференцированного зачёта по МДК 05.02 "Инновационная деятельность в социальной работе"

ЗАДАНИЕ  № 3.

Устный ответ на вопрос:

1. Объект и предмет инноватики.

2. История инноватики как науки.

3. Классификация нововведений.

4. Жизненные циклы новшества и нововведения. Сходства и различия.

5. Интенсификация нововведений. Интенсивные нововведения и их виды. Эффективность нововведения.

6. Инноваторы как социальная общность, их классификация. Мотивация инноваторов.

7. Инновационные противоречия.

8. Понятие и причины формирования антиинновационной установки.

9. Формы антиинновационной установки. Антиинновационное сознание.

10. Инновация и норма.

11. Инновационный риск. Виды рисков.

12. Культура инновационного риска. Инновационный риск и трудовая мораль.

13. Управленческое консультирование в нововведениях.

14. Технология социального нововведения.

15. Позиции и роли в социальных нововведениях.

16. Социотехнический подход к планированию социальных нововведений.

17. Концепция планирования социального развития.

18. Логика составления плана социального нововведения.

19. Инновационный эксперимент, понятие, виды, принципы.

20. Разработка и внедрение нововведений.

21. Прогнозное обоснование социальных нововведений.

22. Инновационная культура.

23. Нововведения по стабилизации семьи.

24. Нововведения в сфере социальной организации власти.

25. Нововведения в сфере социальной организации труда.

26. Нововведения в сфере науки.

27. Нововведения в сфере культуры.

28. Нововведения в сфере здравоохранения.

29. Инновации в оптимизации расселения.

30. Инновации в социальной работе.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: учебный кабинет

2. Максимальное время выполнения задания: 15 мин./час.

ЗАДАНИЕ  № 4.

Выполнение тестовых заданий

1. Различают три формы инновационного процесса:

а) Простой внутриорганизационный (натуральный);

б) Простой межорганизационный (товарный);

в) Узкий;

г) Расширенный.

- 2. Две фазы перехода простого инновационного процесса в товарный:

- создание новшества и его распространение;

- создание новшества;

- проектирование новшества;

- диффузия нововведения.

3. Продукция, выпускаемая фирмой занимает на имеющемся рынке 90%. Фирма

выберет стратегию:

а) роста;

б) стратегию ограниченного роста.

4. Диффузия инноваций – это:

а) Процесс передачи нововведения во времени;

б) Процесс передачи нововведения в пространстве;

в) Производственный процесс передачи нововведения между членами социальной

системы.

6. Инновационный менеджер имеет дело с:

а) составлением бизнес-планов;

б) проектированием новшеств;

в) управлением инновационными процессами.

7. Что является специфическим содержанием инновации?

а) самостоятельный круг проблем;

б) усовершенствование технологического процесса;

в) изменения.

8. Что необходимо для быстрого распространения инновации?

а) сплоченный творческий коллектив;

б) наличие идей;

в) развитая инфраструктура.

9. Что из перечисленного относится к фундаментальным исследованиям?

а) теоретические исследования;

б) проектные работы;

в) конструкторские разработки.

10. Могут ли фундаментальные исследования привести к отрицательному

результату?

а) да;

б) нет.

11. Что из перечисленного ниже является целью фундаментальных исследований?

а) разработка опытного образца техники;

б) решение прикладных задач;

в) познание и развитие процесса.

12. Сразу ли фундаментальные исследования воплощаются в прикладных?

а) да;

б) нет.

13. Внедрение нового продукта определяется как радикальная инновация, если:

а) охватывает технологические изменения продукта;

б) касается использования усовершенствованного технологического процесса;

в) предполагаемая область применения, функциональные характеристики или

использованные материалы и компоненты существенно отличаются.

14. Й. Шумпетер понимал под нововведениями:

а) новые комбинации факторов производства;

б) изобретения;

в) новые технологии.

15. Обязательна ли для инициативного проекта новизна применяемых методов

решения содержащихся в нем задач?

а) да; б) нет.

16. Что из перечисленного ниже относится к инновациям на входе в предприятие:

а) изменение в выборе и использование сырья и оборудования;

б) новая технология производства;

в) создание системы сбыта и дистрибъюции.

17. Бизнес инкубаторы способствуют развитию:

а) инновационного товара;

б) инновационного проекта;

в) инновационной фирмы.

18. Какие инновации учитывают инновационный потенциал и степень новизны:

а) отменяющие;

б) замещающие;

в) радикальные.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: учебный кабинет

2. Максимальное время выполнения задания: 20 мин./час.


2.4. Пакет экзаменатора

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание 3. Устный ответ на вопрос.

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знания:

- методическую основу технологии деятельности специалиста по социальной работе;

Названы основные методологические аспекты деятельности специалиста по социальной работе, раскрыто их содержание.

- антропологию человека;

Перечислены государственные органы, реализующие семейную политику, названы из основные структурные подразделения.

-особенности прогнозирования и моделирование в социальной работе;

Названы основные теории социального проектирования и методологические аспекты моделирования, раскрыто их содержание.

- формы и методы исследования и анализ ТЖС;

Перечислены варианты социального исследования и анализа ТЖС, раскрыто их содержание.

- технологии проектной деятельности.

Названы основные технологии проектной деятельности, раскрыто их содержание, перечислены основные достоинства и недостатки каждой технологии..

Условия выполнения заданий (если предусмотрено)

Время на подготовку к ответу:  15 минут.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание 4. Выполнение тестовых заданий.

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Умения:

- осуществлять исследования и анализ проблемной ситуации клиента с последующим определением потребностей субъектов деятельности;

- разрабатывать концепцию состояния будущего объекта;

- осуществлять контроль и проводить анализ эффективности своей деятельности.

Соответствие ответа обучающегося при решении ситуационной задачи ответу, данному специалистом,

составление концепции состояния будущего объекта в соответствии с нормативными документами;

произведен анализ эффективности деятельности специалиста по социальной работе.

Условия выполнения заданий (если предусмотрено)

Время выполнения задания: 20 минут.


2.5. Задания для проведения дифференцированного зачета по МДК 05.03 "Менеджмент в социальной работе"

ЗАДАНИЕ  № 5.

Устный ответ на вопрос.

1. Основные понятия инновационного менеджмента;

2. Понятие инновационная деятельность, инновационный процесс;

3. Причины и факторы становления инновационной экономики;

4. Государственная инновационная политика;

5. Классификация новшеств и инноваций;

6. Жизненный цикл инновации.

7. Цели инновационного менеджмента организации;

8. Стратегические возможности инновационного предприятия;

9. Сущность и инновационные составляющие инновационной политики и организации. Типы инновационной политики;

10. Прогнозирование инноваций. Типология инновационных стратегий;

11. Особенности управления инновационной деятельностью организации;

12. Классификация инновационных проектов;

13. Организация управления инновационным проектом. Основные этапы инновационного проектирования;

14. Классификация инновационных рисков;

15. Методы оценки инновационных рисков;

16. Значимость активизации инновационной политики;

17. Понятие новшества и нововведения. Виды нововведений;

18. Проведение SWOT анализа;

19. Методы выбора инновационной стратегии;

20. Понятие исследовательского проекта и его содержание;

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: учебный кабинет.

2. Время на подготовку к ответу: 15 минут.

ЗАДАНИЕ № 6.

Выполнение тестовых заданий.

1. К циклам инновационного процесса откосятся:

а) циклы экономического развития отдельных отраслей и предприятий;

б) жизненный цикл конкретного изделия;

в) циклы технологических волн;

г) циклы экономического развития отдельных стран;

д) жизненный цикл единицы оборудования.

Среди перечисленных вариантов ответов выберите неверный.

2. Говоря об инновационной деятельности, выделяют две группы факторов, являющихся предпосылками к ее развитию, а именно:

а) открытые и закрытые;

б) простые и сложные;

в) чувствительные к изменениям внешней среды и нечувствительные;

г) внутренние и внешние.

3. Как форма целевого управления инновационный проект — это:

а) система организационно-правовых и финансово- экономических документов, необходимых для осуществления нововведения но конфетном предприятии и (или) комплексе хозяйствующих субъектов;

б) система взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, сроком и исполнителям мероприятий по реализации новшеств;

в) система управленческих функций (целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль);

г) совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, производственных, финансовых, коммерческих и организационных мероприятий, приводящих к нововведению.

4. Второй этап процесса освоения нововведений включает в себя:

а) две стадии;

б) три стадии;

в) четыре стадии;

г) пять стадий.

5. В маркетинге выделяют следующие типовые группы потребителей по их восприятию новых товаров и услуг:

1) активное большинство;

2) новаторы;

3) лидеры;

4) консерваторы.

6. Объектом риска в инновационном менеджменте называется:

а) то, на что направлено воздействие субъекта при принятии решения;

б) конкурентоспособность ближайшего окружения субъекта риска;

в) юридическое лицо, занимающееся выполнением функций управления риском;

г) физическое лицо, занимающееся выполнением функций управления риском.

7. Классификация инноваций по причинам их проведения предполагает деление всех нововведений на:

а) адаптационные и опережающие;

б) первичные и вторичные;

в) продуктовые, управленческие, маркетинговые и технологические;

г) продуктовые и процессные.

8. Можно ли утверждать, что понятия «нововведение» и «изобретение» тождественны?

а) да, потому что и нововведение, и изобретение являются технологическими факторами;

б) да, потому что и нововведение, и изобретение представляют собой экономическое и социальное явление;

в) нет, потому что изобретение является технологическим фактором, а нововведение представляет собой экономическое и социальное явление;

г) нет, потому что нововведение является технологическим фактором, а изобретение представляет собой экономическое и социальное явление.

9. Элементы механизма управления инновациями:

а) находятся друг с другом как в прямой, так и в обратной связи;

б) находятся друг с другом только в прямой связи;

в) находятся друг с другом только в обратной связи;

г) вообще никак не связаны между собой.

10. Как инновационный процесс инновационный проект - это:

а) совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, производственных, финансовых, коммерческих и организационных мероприятий, приводящих к нововведению;

б) система организационно-правовых и финансово- экономических документов, необходимых для осуществления нововведения на конкретном предприятии и (или) комплексе хозяйствующих субъектов;

в) система управленческих функций (целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль);

г) система взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, сроком и исполнителям мероприятий по реализации новшеств.

11. Третий этап процесса освоения нововведений включает в себя две стадии, которые получили названия:

а) коммерческая и некоммерческая;

б) затратная и экономная;

в) предпринимательская и организационная;

г) долгосрочная и краткосрочная.

12. Поведенческие особенности такой типовой группы потребителей по их восприятию новых товаров и услуг, как новаторы, можно охарактеризовать следующим образом - это люди:

а) которые являются достаточно консервативными потребителями (или пытаются так выглядеть), склонными к потреблению товаров уже известных но рынке марок;

б) которые имеют потребность в данном типе товара с точки зрения его функциональности и охотно приобретают новинку, отвечающую их запросам;

в) которые обеспечивают рост объема продаж на второй стадии жизненного цикла товара;

г) позиционирующие себя в обществе как прогрессивные, склонные к риску и инновациям.

13. Уровень риска в инновационном менеджменте - это:

а) качественная характеристика величины риска и его вероятности;

б) отношение величины ущерба (прибыли) к затратам на подготовку и реализацию риск - решений, изменяющееся в пределах от 0 до 1;

в) отношение величины ущерба (прибыли) к затратам но подготовку и реализацию риск - решений, изменяющееся в пределах от 1 до 10;

г) вероятность риска, находящаяся в пределах нормативного (приемлемого) уровня (стандарта) для данной сферы деятельности, который нельзя превысить без правовых нарушений.

14. Идея создания технополисов зародилась в США:

а) в середине 50-х гг. XX в.;

б) в середине 60-х гг. XX в.;

в) в середине 70-х гг. XX в.;

г) в середине 80-х гг. XX в.

15. В экономическую теорию понятие «инновация» впервые ввел:

а) П. Друкер;

б) А. Смит;

в) А. Гобсон;

г) Й. Шумпетер.

16. Научно-технический прогресс - это:

а) деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией но внутреннем и зарубежных рынках;

б) процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда;

в) конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта;

г) процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги, но пока еще не распространятся среди конечных потребителей.

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: учебный кабинет.

2. Время выполнения задания: 20 минут.



2.6. Пакет экзаменатора

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание 5. Устный ответ на вопрос.

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знания:

- методическую основу технологии деятельности специалиста по социальной работе;

Названы основные методологические аспекты деятельности специалиста по социальной работе, раскрыто их содержание.

- антропологию человека;

Перечислены государственные органы, реализующие семейную политику, названы из основные структурные подразделения.

-особенности прогнозирования и моделирование в социальной работе;

Названы основные теории социального проектирования и методологические аспекты моделирования, раскрыто их содержание.

- формы и методы исследования и анализ ТЖС;

Перечислены варианты социального исследования и анализа ТЖС, раскрыто их содержание.

- технологии проектной деятельности.

Названы основные технологии проектной деятельности, раскрыто их содержание, перечислены основные достоинства и недостатки каждой технологии..

Условия выполнения заданий (если предусмотрено)

Время на подготовку к ответу:  15 минут.

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание 6. Выполнение тестовых заданий.

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Умения:

- осуществлять исследования и анализ проблемной ситуации клиента с последующим определением потребностей субъектов деятельности;

- разрабатывать концепцию состояния будущего объекта;

- осуществлять контроль и проводить анализ эффективности своей деятельности.

Соответствие ответа обучающегося при решении ситуационной задачи ответу, данному специалистом,

составление концепции состояния будущего объекта в соответствии с нормативными документами;

произведен анализ эффективности деятельности специалиста по социальной работе.

Условия выполнения заданий (если предусмотрено)

Время выполнения задания: 20 минут.



Раздел 3.

Задания для проведения квалификационного экзамена по

ПМ.05 Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС

1. Устный ответ на вопрос.

1. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования. Виды и технологии прогнозов.

2. Цели и задачи социального проектирования.

3. Виды проектирования. Классификация социальных проектов.  

4. Этапы проектирования.

5. Объект и предмет инноватики. Классификация нововведений.

6. Инновационный риск. Виды рисков.

7. Инновации в социальной работе.

8. Технология социального нововведения.

9. Основные понятия инновационного менеджмента.

10. Организация управления инновационным проектом. Основные этапы инновационного проектирования.

11. Классификация инновационных проектов.

12. Понятие исследовательского проекта и его содержание.

13. Специфика прогнозирования в социальной работе.  

14. Методы прогнозирования и их применение.  Методологические этапы прогнозирования в социальной работе.  

15. Стадии разработки прогноза. Надежность прогноза.

16. Жизненные циклы новшества и нововведения. Сходства и различия.

17. Инновационный риск. Виды рисков.

18. Позиции и роли в социальных нововведениях.

19. Проведение SWOT анализа.

20. Построение «дерева целей» (древовидного графа).

2. Защита социального проекта.

Темы по выбору обучающихся.

Каждый обучающийся индивидуально перед членами экспертной комиссии представляет полное обоснование отличительных особенностей отдельных компонентов социального проекта-конструкта с учетом специфики их целевого назначения.

Экспертный лист оценки работы обучающихся на квалификационном экзамене по ПМ.05. «Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

Критерии оценки социального проекта

Количество баллов

( 0 - min, 3 - max)

1

Актуальность, социальная значимость и востребованность проблемы, на решение которой направлен социальный проект

2

Уровень разработанности организационного плана, рабочего плана, программы, подпрограммы, системы мер (по выбору разработчиков); практическая реалистичность их осуществления

3

Соответствие структуры и содержания социального проекта методическим требованиям

4

Наличие ключевых мероприятий социального проекта, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов.

5

Экономическая целесообразность (соотношение затрат и планируемых результатов)

6

Измеримость показателей с учётом специфики их проявления в социальной сфере

7

Последовательность и связанность компонентов социального проекта

8

Финансовое обоснование проекта. Бюджет и краткий комментарий

9

Наличие возможных рисков в ходе реализации и управления инновациями данного социального проекта, предложения по их предупреждению или преодолению

10

Инновационный характер социального проекта

11

Умение точно, грамотно, профессионально обосновать разработку и реализацию содержательной основы компонентов социального проекта

12

Оценка результативности проекта (мониторинг)

Итого:

Примечание: каждый показатель оценивается от 0 до 3 баллов, набранное количество баллов соответствует следующим оценкам:

36-32 баллов – «отлично»

31-27 баллов – «хорошо»

26-18 баллов – «удовлетворительно»

менее 18 баллов - «неудовлетворительно

Ф.И.О. члена квалификационной комиссии______________________________________________________________________________________________________/подпись/______________

ПРИМЕРНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА -КОНСТРУКТА КАК ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА – КОНСТРУКТА

1. Название социального проекта-конструкта

2. Ф.И.О. (физического лица)

3. Тип проекта

социальный

4.Класс проекта

монопроект

5. Масштабность социального проекта – конструкта

проект отдельной организации

6. Длительность социального проекта – конструкта

краткосрочный (до 3 лет)

7. Организаторы

8. Целевые группы, на которые направлена деятельность соци-ального проекта – конструкта

9. Описание участников соци-ального проекта – конструкта

Участниками социального проекта – конструкта являются все члены команды.

Определение обязанностей и их распределение в команде.

10. Организации, которые будут участвовать в реализации социального проекта в качестве партнеров

Привлечение в социальный проект – конструкт новых участников (деловых партнеров).

11. Компоненты социального проекта – конструкта

Описание содержательной основы компонентов социального проекта-конструкта.

Название компонента социального проекта-конструктора

Содержательная основа компонентов

1.Предпроектный анализ

Изучение, анализ, диагностика исследуемой проблемы, решение которой предполагается реализовать в социальном проекте – конструкте. Причины возникновения и существования проблемы. Изучение общественного мнения.

Первичный вариант формулировки проблемы, актуальной для социальной сферы. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблема – это отсутствие чего-то, что-то недостаточно решенное, требующее изменения. Первичная оценка возможностей социальной организации для решения выявленной проблемы.

2.Актуальность проекта

Актуальность проекта – самый важный раздел социального проекта – конструкта. В нем необходимо представить окончательный вариант сформулированной проблемы, на решение которой направлен социальный проект – конструкт. Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. В актуальности необходимо представить ответы на следующие вопросы:

- В чем заключается основное содержание проблемы, которую Вы будете решать?

- Почему возникла необходимость в выполнении социального проекта – конструкта?

- Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т.п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?

- Какова важность данной проблемы для региона (города, района, микрорайона…) и группы (кто заинтересован в ее решении), масштабность данной проблемы (какое количество жителей заинтересовано в решении этой проблемы)?

Ещё одним аспектом актуальности проекта является его образовательная ценность.

3.Цель (и) социаль-

ного проекта–кон-структа

Цель социального проекта – конструкта определяет конечный результат, который должен быть выражен конкретным количественным или качественным показателем и его можно отследить (при необходимости аналогично определяются промежуточные показатели, исходя из определенных задач).

Цель – это то, что будет достигнуто в результате реализации социального проекта – конструкта (конечный результат, разрешение (устранение) проблемы).

«Цели или ясны, конкретны, измеримы… или их нет!» (П. Рутт)

Например, цель социального проекта – конструкта «Мы разные, но мы вместе»:

– привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам, в частности, необходимости толерантного поведения и общения всех участников образовательного процесса и социума. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы.

Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации социального проекта – конструкта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части социального проекта – конструкта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

Какова цель, на достижение которой направлена деятельность в рамках социального проекта – конструкта?

Цель должна быть:

- конкретной (можно измерить, в какой степени достигнута);

- реалистичной и определенной в пространстве (достижима при имеющихся и предполагаемых ресурсах);

- определенной во времени (достигнута в сроки реализации проекта);

- зависимой от деятельности в рамках реализации проекта.

4. Задачи социаль-ного проекта – конструкта

Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста социального проекта – конструкта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях с ориентацией на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в социальном проекте – конструкте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения его цели.

Задачи социального проекта – конструкта:

- шаги по достижению данной цели;

- это частная цель или мини-цель;

- это конкретизация общей цели означает «поручение, задание»;

- «вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий»;

- это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать;

- это действие, которое предпринимается во имя достижения цели социального проекта – конструкта.

Задачи – действия, направленные на устранение причин появления, (существования) проблемы.

Признаки правильно сформулированных задач:

- являются логическим следствием проблемы;

- напрямую связаны с деятельностью по социальному проекту-конструкту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);

- сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения социального проекта – конструкта;

- представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации социального проекта – конструкта.

Задачи должны отображать пошаговые действия и отвечать на следующий ключевой вопрос:

Каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели социального проекта – конструкта?

Выполнение поставленных задач должно способствовать продвижению к поставленной цели.

5. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации социального проекта - конструкта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности социального проекта – конструкта.

Основные характеристики результатов:

- соответствие результатов цели, задачам социального проекта – конструкта;

- измеряемость (количественные и качественные показатели);

- реалистичность;

- выполнимость / достижимость.

6. Обоснование управленческих действий, решений (инновационный менеджмент)

Обучение членов команды. Определение функций лидера в инновационной организации. Повышение готовности персонала к реализации социального проекта-конструкта. Делегирование полномочий в управлении нововведениями. Управление рисками. Контроль за реализацией социального проекта-конструкта, его коррекция по итогам мониторинга; заключительный контроль.

7. Критерии изме-рения результатов

Разработка системы оценки социального проекта – конструкта. Определение критериев достижения результатов социального проекта можно осуществлять с учетом следующих оснований:

- социальная значимость проблемы, востребованность результатов реализации социального проекта – конструкта;

- численность молодежи, вовлеченной в реализацию социального проекта – конструкта;

- соответствие ресурсных и профессиональных возможностей организации в реализации социального проекта – конструкта;

- реалистичность сроков выполнения социального проекта – конструкта;

- эффективность социального проекта – конструкта с точки зрения расходования финансовых средств и наличие собственного вклада в денежном или натуральном выражении.

8. Основная идея социального проек-та-конструкта. Инновационный потенциал социаль-ного проекта- кон-структа

Обоснование основной идеи, ее оптимальных вариантов решения на индивидуальном уровне как автора – разработчика и социальном уровне с учетом имеющихся ресурсов.

Детальная подразбивка инновационного замысла (новшества) социального проекта – конструкта для показа проектируемых изменений (преимущества социального проекта – конструкта).

9. Различные виды ресурсного обеспе-чения реализации социального проек-та - конструкта

Определение ресурсов и источников их получения.

Описание всех ресурсов, необходимых для реализации социального проекта - конструкта (по этапам и мероприятиям): материально-технических, финансовых, информационных, организационных, кадровых; оценка имеющихся ресурсов по группам ресурсов. Какие ресурсы – кадры, оборудование, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в социальном проекте – конструкте? Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.)?

Определение вероятных поступлений недостающих ресурсов с оценкой их надежности (по группам).

Определение ресурсов, дополнительно запрашиваемых из муниципального бюджета (пересчет на финансовые ресурсы).

Оценка результатов социального проекта – конструкта при неполучении (недостаточном получении) отсутствующих ресурсов (возможное изменение критериев и измерителей).

Финансовое обеспечение реализации социального проекта – конструкта. Составление бюджета – важный этап создания социального проекта – конструкта. Каждый этап реализации социального проекта – конструкта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно подсчитать, сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего социального проекта – конструкта. Для того, чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма (Приложение 4).

Составление сметы социального проекта – конструкта:

- имеется в наличии;

- ожидается поступление (с указанием источников);

- дополнительно запрашивается.

Всего расходов на реализацию социального проекта – конструкта.

Описание последствий для достижения целей социального проекта – конструкта (по каждому критерию и измерителю) неполучения (частичного получения) дополнительно запрашиваемых средств.

10. Содержание и механизм реализа-ции (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных дей-ствий и мероприя-тий)

Организационные формы, методы, средства реализации социального проекта – конструкта в правовом, содержательном, материально-техническом, финансовом отношениях. Для достижения поставленных целей каждый проект предусматривает целенаправленную и согласованную творческую деятельность коллектива единомышленников.

Разработка рабочего плана мероприятий, действий, организационных составляющих, сочетающих в себе результаты, полученные при анализе предшествующего этапа по решению конкретной социальной проблемы(ам), так и требования, выдвигаемые на современном этапе.

Составление плана работы. План работы – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

Наличие плана – графика реализации социального проекта – конструкта или его поэтапного описания (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы); реалистичность, выполнимость плана; наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения; возможность выполнения социального проекта – конструкта в заявленные сроки.

Описание хода реализации социального проекта–конструкта (в границах сроков, отведенных на реализацию социального проекта – конструкта).

Согласование с предполагаемыми участниками примерного плана мероприятий по реализации социального проекта – конструкта (по этапам) предполагает и последующую его корректировку.

Выбор оптимальных методов реализации социального проекта – конструкта предполагает ответы на следующие вопросы:

- Почему выбраны именно эти методы?

- Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов?

- Из какого набора методов был сделан выбор?

Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в социальном проекте-конструкте результатов?

11. Целевые группы реализации соци-ального проекта - конструкта

Социально – демографические группы населения, на которые направлена реализация социального проекта – конструкта.

Целевая группа показывает на кого конкретно направлена деятельность по социальному проекту – конструкту, что улучшится в результате его реализации. Организация реализации социального проекта – конструкта должна показать знание проблем этих целевых групп, обоснование необходимости работы конкретных специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.

12. Мониторинг ре-зультатов социа-льного проекта- конструкта

Сильные и опытные организации используют мониторинг и оценку не только в рамках отдельных проектов, но и в текущей деятельности для определения прогресса. В полноценном социальном проекте мониторинг и оценка присутствуют во всех разделах. Если требуется отдельный раздел, это должно быть обобщение уже отраженных в заявке моментов. Ценность отдельного раздела заключается в возможности показать определенные методологические системы оценки, то есть, как и кем (организацией или независимым экспертом) будет проводиться промежуточная и итоговая оценка, какова роль систем мониторинга в управлении проектом и т.д.

План оценки должен быть хорошо разработан, описаны ее инструменты. Критерии оценки должны быть адекватны результатам, количественные и качественные индикаторы (исходные данные для сопоставления) должны быть убедительными и обоснованными.

Описание критериев и измерителей: начального (перед началом реализации проекта) и конечного их состояния (по окончании реализации социального проекта – конструкта).

13.Информирование общественности о результатах реалии-зации социального проекта-конструкта

Освещение процесса реализации социального проекта- конструкта в средствах массовой информации должно осуществляться специалистами.

14.Оценка эффек-тивности реализо-ванного социаль-ного проекта-кон-структа

В правильно простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности социального проекта – конструкта.

Получение результатов с наименьшими затратами времени, различных средств оценивается на основе подробного ответа на следующие вопросы:

- Насколько достижение цели решило или снизило остроту поставленной проблемы?

- Какие количественно измеримые продукты получены в процессе реализации социального проекта – конструкта?

- Какой конкретный эффект был достигнут во время выполнениясоциального проекта – конструкта?

Какие конкретно улучшения или изменения были получены в связи с решаемой в рамках социального проекта – конструкта проблемой(ами)?

15. Критерии эффективности решения задач

Каковы конкретные количественные методы измерения решения задач позволяют проверяющему судить о степени выполнения работ по социальному проекту – конструкту?

16.Перечень учебно-методичес-ких разработок, обеспечивающих реализацию соци-ального проекта- конструкта

17.Предварительное рецензирование социального проекта-конструкта

18.Окончательная экспертная оценка социального проекта-конструкта

19.Перспективы дальнейшей реализации проекта социального проекта-конструкта

Представление дальнейшего развития социального проекта-конструкта после окончания его финансирования: кто и каким образом продолжит работу по преодолению проблемы, на решение которой был направлен ваш социальный проект – конструкт;

- что станет с тем, что было создано в рамках социального проекта – конструкта и т.д.

Оценка потенциала в нововведении, способность социального проекта – конструкта производить в дальнейшем позитивные изменения (перемены).

Технологическая карта разработки и оценки эффективности реализации социального проекта

1. Обоснование ключевых терминов и положений, обеспечивающих успешность в разработке и реализации инновационных идей социального проекта. Например, предварительный анализ основных понятий дал нам возможность выделить следующие ключевые термины: Инновация (нововведение) – целенаправленное изменение, вносящее в жизнедеятельность социального учреждения стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой системы оказания различных видов социальных услуг.

Новшество – некая идея, метод, средство, технология или система; нововведение – процесс внедрения и освоения этого новшества.

К ключевым положениям, обеспечивающим успешность реализации социального проекта, нами отнесены следующие:

- инновационные изменения станут тем успешнее, чем большая часть сотрудников будет вовлечена в выявление и решение ее проблемы;

- успех в области управления инновациями в социальных организациях зависит от следующих факторов:

- организационной сплоченности;

- степени включенности руководителя в управлении инновациями;

- постоянного контакта с сотрудниками, делегирования им права принимать ключевые решения и от готовности руководителя к снятию барьеров на пути нововведений.

2. Реализация жизненного цикла инновационного социального проекта представлена в следующем виде:

- предварительный анализ исходной ситуации по анализируемой проблеме;

- поиск возможных вариантов инновационного подхода к её решению;

- формирование инновационных идей(и) – инновационного замысла;

- разработка социального проекта с учетом специфики выдвинутых (ой) идей(и) для их(её) реального воплощения;

- показ особенностей сопровождения инновационного развития выдвинутых (ой) идей(и).

3. Определение конкретных управленческих действий по реализации инновационных(ой) идей(и). Отслеживание первых шагов по реализации инновационных(ой) идей(и) для коррекции последующих управленческих действий.

4. Аналитические, экономические, административные методы управления инновациями. Структура, задачи и функции инновационной «команды».

Социальный состав инноваторов (возрастные, профессиональные и другие характеристики). Инноваторы в силу должностных обязанностей и инноваторы вне своей специальности. Оценка мотивации инноваторов (обоснование необходимости предстоящих изменений). Оценка инновационного сознания членов команды. Оценка основных рисков.
Определение степени угроз: «-»-высокие риски; «-»-умеренные риски;
«-»-минимальные риски.

Риски региона (факторы внешней среды);

- социальные;

- технологические;

- экономические;

- политические.

Инновационные риски:

- выявление способов прогнозирования и предупреждения инновационных рисков.

- совокупность факторов, влияющих на реализацию социального проекта. Факторы внутренней среды.

Социальная организация в целом:

- сильные и слабые стороны;

- компетенции сотрудников (оценка их профессионализма);

- финансовое состояние.

Руководство:

- личные амбиции;

- этические принципы;

- стиль управления;

- обучаемость членов руководства.

Сотрудники:

- организационная культура;

- общие ценности, потребность к реализации инноваций;

- отношение ко времени.

Перспектива развития социального проекта.

Экспертная оценка эффективности разработки и реализации социального проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 05 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН, ОКАЗАВШИХСЯ В ТЖС

Государственное автономное профессиональное образовательноеучреждение Саратовской области«Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова»...

Аттестационный лист студента по ПМ 03 МДК 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Аттестационный лист студента по ПМ 03 МДК 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,по бально-рейтинговой системе...

КОС по ПМ 03 МДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, МДК. 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖСМДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в т...

Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности ПМ. 04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование, культура) Специальность 39.02.01 Социальная работа

Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности    ПМ.  04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохр...

Учебная программа ПМ.03 Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ПМ.03  Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС 39.02.01 Социальная работа...

КОС по ПМ.03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС по специальности 39.02.01 Социальная работа

КОС по ПМ.03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС по специальности 39.02.01 Социальная работа...

Индивидуальный план работы со слабоуспевающими студентами оказавшимися в трудной жизненной ситуации преподавателя юридических дисциплин Афашоковой З.Т.

Методическая разработка индивидуального плана работы со слабоуспевающими студентами оказавшимися в трудной жизненной ситуации преподавателя юридических дисциплин Афашоковой З.Т. ...