Индивидуальный план работы со слабоуспевающими студентами оказавшимися в трудной жизненной ситуации преподавателя юридических дисциплин Афашоковой З.Т.
учебно-методический материал

Методическая разработка индивидуального плана работы со слабоуспевающими студентами оказавшимися в трудной жизненной ситуации преподавателя юридических дисциплин Афашоковой З.Т.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план по работе с детьми с низкой мотивацией к учебной деятельности

Актуальность: Проблема неуспеваемости среди студентов была и будет актуальна в современном обществе. В отличие от неуспевающих школьников, неуспевающие студенты практически не являются объектом исследований. И это вполне объяснимо. Студенты, не сдавшие сессию в отведенное для этого время, как правило, отчисляются за неуспеваемость, попадая лишь в статистическую отчетность. Для того, чтобы сохранить контингент студентов и необходима совместная и плодотворная работа с неуспевающими студентами, чтобы они не стали следующими в статистической очереди и не были отчислены. Если работа будет выполняться на сто процентов, то можно будет в несколько раз уменьшить число неуспевающих студентов и сохранить контингент студентов, поступивших в колледж.

Цель: создание условий и принятие комплексных мер, направленных на повышение качества знаний учащихся.

Задачи:

  1. Выявить учащихся, имеющих низкую и высокую учебную мотивацию.
  2. Создать условия для успешного усвоения учащимися учебных программ.
  3. Реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в урочной и во внеурочной деятельности.
  4. Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

Ожидаемые результаты:

  1. формирование системы работы с учащимися низких и высоких учебных возможностей;
  2. повышение уровня знаний и общей успеваемость студенческой группы.

В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Чтобы преподаватель мог выявить процесс неуспеваемости у студентов, ему необходимо знать ряд типологий неуспевающих студентов.

Типы неуспевающих студентов по результатам диагностики

Помощь неуспевающим студентам

#1053;изкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.),

сочетается с положительным отношением к учению

Студентам первой группы рекомендуются специально организованные занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, Главное в работе с ними – учить учиться.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению

Для студентов второй группы важна мотивация. Будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению

Студентам третьей группы поможет позитивная психология.

У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может

Работа с неуспевающими студентами

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).

4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.

Меры предупреждения неуспеваемости студента

  • Всестороннее повышение эффективности каждого занятия
  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов
  • Индивидуальный подход к студенту
  • Специальная система домашних заданий
  • Усиление работы с родителями
  • Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.

Работа с неуспевающими студентами в нашем колледже начинается с опроса студентов:

Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться?

  1. Неудовлетворение организацией учебного процесса,
  2. Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам.
  3. Неудовлетворительная работа администрации.
  4. Высокие цены в столовой.
  5. Плохое здоровье.
  6. Нежелание учиться вообще.
  7. Распространение наркотиков.
  8. Отсутствие условий для проведения досуга.
  9. Возможные подработки во внеурочное время.
  10. Престижно ли учиться в нашем колледже.
  11. Другие проблемы.

Из данного опроса мы выясняем причины, которые, по мнению самих студентов, мешают им хорошо учиться. Чаще всего это– отсутствие мотивации, слабое развитие волевой организации, слабое здоровье, низкое развитие интеллекта.

Решение данной проблемы привела нас к разработке программы деятельности администрации и педагогов колледжа со слабоуспевающими студентами и его родителями.

План по организации работы с учащимися низких учебных возможностей

Цель: создание условий для обеспечения успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкие учебные возможности.

Формы работы с учащимися низких учебных возможностей:

  • индивидуализвция;
  • поисковая деятельность;
  • диалоговая форма обучения;
  • эвристическая беседа;
  • дополнительные задания;
  • конспекты, памятки, карточки.

№ п/п

Содержание работы

Сроки

1.

Проведение входной контрольной работы по технологии с целью выявления уровня обученности.

Определение групп учащихся с низкими учебными возможностями

Сентябрь

2.

Проведение дополнительных занятий с учащимися низких учебных возможностей

В течение года

3.

Организация досуга учащихся в каникулы в рамках системы дополнительного образования

Ноябрь, март

4.

Контроль за посещаемостью учащихся дополнительных занятий

В течение года

5.

Индивидуальные беседы по выявлению затруднений с учащимися низких учебных возможностей, классными руководителями, школьными специалистами и родителями

По мере необходимости

6.

Обеспечение дифференцированного подхода

В течение года

7.

Посещение уроков с целью изучения работы учителя с обучающимися низких учебных возможностей

В течение года

8.

Постоянный контроль за отработкой материала

В течение года

9.

Анализ работы с учащимися низких учебных возможностей, перспективы работы

Май

План по организации работы со слабоуспевающими учащимися

Формы работы со слабоуспевающими учениками:

  • опережающее обучение;
  • различные формы групповой работы;
  • взаимоопрос, самоконтроль;
  • выполнение индивидуальных заданий (поэтапные технологические карты, конспекты-блоки, карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, карточки – тренажеры, творческие задания, использование средств невербального общения: опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы)

№ п/п

Содержание работы

Сроки

1.

Проведение входной контрольной работы по технологии

Цель:

- определение фактического уровня знаний детей;

- выявление в знаниях обучающихся пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2.

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся ч/з беседы с классным руководителем и школьными специалистами, встречи с отдельными родителями

В течение года

3.

Составление индивидуального плана работы на четверть

В начале четверти, коррекция

4.

Использование дифференцированного подхода при организации практической работы на уроке, включая посильные индивидуальные задания слабоуспевающему учащемуся, фиксируя это в плане урока

В течение года

5.

Ведение постоянного контроля за отработкой материала в специально заведенных тетрадях по предмету

В течение года

6.

Организация индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

В течение года

7.

Подбор и разработка дидактического материала

В течение года

8.

Обсуждение вопросов работы со слабоуспевающими учащимися на заседаниях школьных методических объединений

В течение года

Учащийся может отставать по разным причинам:

  1. Пропуски занятий по болезни;
  2. Слабое здоровье;
  3. Задержка психического развития;
  4. Педагогическая запущенность;
  5. Прогулы.

В работе со слабоуспевающими учащимися учитель должен опираться на правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по-новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Для того, чтобы в любой момент можно было ознакомиться с причинами неуспеваемости того или иного студента заполняется следующая памятка.

План урочной работы

со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

7. Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

План внеурочной работы

со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Группы неуспевающих учащихся

(по причинам неуспеваемости)

Мероприятия по работе с учащимися

Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине.

Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до классного руководителя;

Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до родителей учащегося;

Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провести индивидуальные консультации по пропущенным урокам;

Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по уважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки в присутствии их родителей;

Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам.

Проводить проверку готовности к каждому уроку данных учащихся;

Донести информацию о не выполнении учащимся требований учителя по подготовке к урокам до родителей учащегося, через дневник учащегося;

Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки (для особо злостных нарушителей в присутствии их родителей);

Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению информатики

При необходимости, способствовать организации помощи психолога;

Проводить индивидуальные консультации;

Организовать с учащимся работу над его ошибками;

Усилить «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;

Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику

на определенном этапе урока

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

  • Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

  • Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
  • Тщательно анализировать исистематизировать ошибки, допускаемые ученикамив устных ответах, письменных работах,выявить типичные для классаи концентрировать вниманиена их устранении. Контролироватьусвоение материала учениками,пропустившими предыдущие уроки.
  • В конце темы или разделаобобщить итоги усвоенияосновных понятий, законов,правил, умений и навыков,выявить причины отставания

Изложение нового материала

  • Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
  • Стимулировать вопросы со стороны учащихсяпри затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

  • Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и труднымразделам учебного материала.
  • Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответахи в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.
  • Стимулировать постановку вопросов к учителю при затрудненияхв самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе,всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

  • Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного,концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
  • Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнениядомашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

3. Деятельность студента.

Студент обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять преподавателю на проверку письменные задания.

Студент обязан работать в течение занятия и выполнять все виды упражнений и заданий на занятии.

Студент, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения студент может обратиться к преподавателю за консультацией.

Деятельность родителей.

Родители обязаны явиться в колледж по требованию классного руководителя или заведующего отделением.

Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания студентов и его посещение колледжа.

Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с преподавателем-предметником в случае отсутствия студента на занятиях по болезни или другим уважительным причинам .

Родители имеют право посещать уроки, по которым студент показывает низкий результат.

Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, заведующему отделением, администрации колледжа.

В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.

Среднее специальное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Специальные средние знания в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельности, а средние специальное образование– ведущим производителем кадров. Именно на это и должна быть направлена модернизация среднего специального образования. От выпускника среднего специального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СМЕНЫ НА ПЕРИОД ОСЕННИХ КАНИКУЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ "Передай добро по кругу"

Дети созданы для любви и добра. Оторвавшись от обыденной   и школьной жизни, они обязательно должны попасть к опытным специалистам. Именно такую обстановку готовы создать  для сво...

Аттестационный лист студента по ПМ 03 МДК 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Аттестационный лист студента по ПМ 03 МДК 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,по бально-рейтинговой системе...

КОС по ПМ 03 МДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, МДК. 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖСМДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в т...

Из опыта работы руководителя группы 1К по профессии «Повар», с обучающимися находящимися в трудной жизненной ситуации

Из опыта работы руководителя группы 1Кпо профессии «Повар», с обучающимися находящимися в трудной жизненной ситуации...

Проект«Профилактика семейного неблагополучия. Помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации»

Успешные практики в работе с социально-неблагополучными семьями, применяемые службой по профилактике социального сиротства КГКУ Детский дом 20, с. Хурба, Комсомольского района, Хабаровского края....

1.5. Работа с детьми находящимися в трудных жизненных ситуациях

Справка о работе с детьми находящимися в трудных жизненных ситуациях...

«Профилактика семейного неблагополучия. Помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации»

В целях осуществления комплексного подхода в работе, психолого-педагогической помощи семье и детям по профилактике семейного неблагополучия, правонарушений несовершеннолетних разработана комплексная п...