РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРАВО
рабочая программа на тему

Лапина Елена Вячеславовна

   Рабочая программа учебной дисциплины «Право» разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Право» рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования (СПО) и профиля профессионального образования.  Данная рабочая программа предназначена для подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) по профессиям СПО социально-экономического профиля:  43.01.02  «Парикмахер»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_pravo_100_2016-2017.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

СОГЛАСОВАНО                                                   УТВЕРЖДАЮ   

 Заместитель директора по УР                               Директор ГАУ КО ПОО КСТ 

 ГАУ КО ПОО КСТ                                                        

_____________Н.Н. Мясникова                              _____________ Т.А. Бугакова                                            «___» ___________201__г.                                   «___» _______________201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАВО

СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

 

Калининград 2016

   Рабочая программа учебной дисциплины «Право» разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Право» рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования (СПО) и профиля профессионального образования.

   Для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)

по профессиям СПО социально-экономического профиля:

43.01.02  «Парикмахер» 

Организация-разработчик: государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма»

Разработчик:

Невесенкова Екатерина Геннадьевна, преподаватель ГАУ КО ПОО КСТ,

Лапина Елена Вячеславовна, преподаватель ГАУ КО ПОО КСТ

Рекомендована предметно – цикловой комиссией  общепрофессиональных дисциплин

Протокол  № ___ от «___» ___________201__г.

Председатель ПЦК ___________  А.А. Колганова

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Право

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС  на базе основного общего образования с получением среднего общего образования  программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) по профессиям СПО социально-экономического профиля  43.01.02 Парикмахер

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при повышении квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки работников в области оказания парикмахерских услуг населению.

1.2.  Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл профильных общеобразовательных дисциплин.

1.3.      Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

       Содержание программы «Право» направлено на достижение следующих целей:

•  формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознании себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

 • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства,  

дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности;

• овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний

 для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения

обучения в системе профессионального образования;

• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию  

в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования —программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);
  • механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России.

               Результаты освоения учебной дисциплины  

Освоение содержания учебной дисциплины «Право» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

 • личностных:

-  воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

- формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

- сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;

-  готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в  сфере права;

-  готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;

-  нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих  ценностей;

-  готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни; −

•  метапредметных:

-  выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;

−  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной  деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые

конфликты;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной  деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;

-  умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;

-  владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать  

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

-  владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

•  предметных:

-  сформированность представлений о понятии государства, его функциях,  

механизме и формах;

-  владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

-  владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

-  сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе  государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в

Российской Федерации;

- сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства,  правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

- сформированность основ правового мышления;

-  сформированность знаний об основах административного, гражданского,   трудового, уголовного права;

-  понимание юридической деятельности;

-  ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

-  сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству

Российской Федерации;

- сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;

самостоятельной работы обучающегося 50 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

     практические занятия

50

     контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебных пособий и Интернет-ресурсов по темам курса

24

Подготовка к практическим работам (семинары, деловые игры и др.), создание электронных презентаций  с использованием методических рекомендаций преподавателя

10

Анализ нормативно-правовых актов являющихся предметом изучения учебного курса

10

Составление  юридических документов

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета  

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Право»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества. Цели и задачи изучения права в современном обществе. История происхождения права, основные правовые теории. Виды и формы правовой информации. Понятие, признаки и принципы права.

1

Раздел 1.  Правовое регулирование общественных отношений

18

Тема 1.1. Теоретические основы права как системы

Содержание учебного материала

7

  1. Понятие формы (источника) права. Виды источников права. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика.  Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Понятие правовой нормы, ее признаки. Структура нормы права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Виды правовых норм. Толкование права, его этапы, результаты, значение.

2

  1. Понятие системы права, ее элементы. Отрасль права и правовой институт. Частное и публичное право.  Система права и система законодательства. Особенности развития системы права и системы законодательства в современных условиях.

2

Практические занятия

3

 Юридическая сила нормативно-правовых актов на территории РФ

Система права и система законодательства

Тема 1.2. Правоотношения, правовая культура

и правовое поведение личности

Содержание учебного материала

4

  1. Понятие и структура правоотношения. Основные возникновения правоотношения. Юридические факты, их виды. Субъекты правоотношений, их виды. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права.

2

  1. Право и поведение личности. Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений. Преступления и проступки. Состав правонарушения. Презумпция невиновности. Основания освобождения от юридической ответственности.

3

Практическое занятие: «Правонарушение и юридическая ответственность»

1

Контрольная работа по теме: «Правовое регулирование общественных отношений»

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по Разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира

Система регулирования общественных отношений

Современное правопонимание (стр. 5-11 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла) Пределы действия законов (стр. 26-28 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции (стр. 69-70. У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Юридические факты: понятие и виды (стр.64-67 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Система права, ее элементы: отрасль права и правовой институт (стр. 53-54,58 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Понятие и виды юридической ответственности (стр. 86-91 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Понятие и виды правотворчества

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность (стр. 93-94 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Правомерное поведение и его типы (стр. 79 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Аналогия права и аналогия закона

Система права и система законодательства (стр. 58 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция (стр. 39-40 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Толкование норм права: виды, способы, результаты (стр. У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Презумпция невиновности (стр.92 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Романо-германская правовая семья

Англо-саксонская правовая семья

Религиозно-правовая семья

Социалистическая правовая семья

Особенности правовой системы в России

8

Раздел 2. Государство и право

14

Тема 2.1. Основы конституционного права

Российской Федерации

Содержание учебного материала

2

  1. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Форма государства, ее элементы: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Правовое государство: понятие и признаки. Понятие и виды конституции. Конституционное право, как отрасль российского права. Конституция РФ – ядро правовой системы РФ.

3

  1. Избирательное право РФ. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы и процедуры избирательного процесса.

2

Практические занятия

6

Основы конституционного строя РФ

Основы конституционного статуса человека и гражданина в РФ

Избирательные системы и их виды

Тема 2.2. Правосудие и правоохранительные органы

Содержание учебного материала

3

  1. Система государственных органов РФ. Президент РФ – глава государства. Федеральное Собрание РФ – законодательная власть. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти.

2

  1. Право граждан на обращение.

2

  1. Понятие и виды правоохранительных органов. Судебная система РФ, ее структура. Понятие правосудия, его принципы. Звенья и инстанции. Конституционный суд РФ. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Право на судебную защиту. Порядок рассмотрения споров. Исковая давность. Форма искового заявления. Подсудность и подведомственность. Судебное разбирательство.

3

  1. Органы прокуратуры и внутренних дел: система и компетенция. Прокурорский надзор. Формы прокурорского реагирования на нарушение закона. Адвокатура и нотариат: понятие и задачи. Виды юридической помощи. Полномочия нотариуса.

2

Практические занятия

4

Виды государственных органов

Анализ обращения (жалобы) на действия должностных лиц

Полномочия прокуратуры РФ

Контрольная работа по теме: «Государство и право»

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по Разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Административный порядок обжалования актов или действий органов государственного управления и должностных лиц

Правовые основы деятельности адвокатов (стр. 189-192 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Правоохранительные органы РФ (стр.181 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Судебная система РФ (стр. 165-167 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Суды общей юрисдикции (стр. 168 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Порядок обращения в органы судебной власти (стр. 168-172 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Гражданское общество и правовое государство (стр. 25-26 У.п. «Основы правовых знаний»

 В.И. Шкатулла)

Законодательный процесс в РФ (стр. 153 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Социально-экономические права граждан (стр. 130-133 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Политические права граждан (стр. 128-129 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Личные права граждан (стр. 125-127 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Суды общей юрисдикции (стр. 168 У. п. «Основы права» В.В. Румынина)

Мировые суды.

Система органов внутренних дел (стр. 187 У. п. «Основы права» В.В. Румынина)

8

Раздел 3. Основные отрасли российского права

Содержание учебного материала

Тема 3.1. Гражданское право

1. Гражданское право и гражданские правоотношения. Источники гражданского права.

5

2. Объекты и субъекты гражданского права.  Имущественные права. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Интеллектуальное и авторское право. Физические лица. Юридические лица.

1

3. Понятие и содержание права собственности.

3

4. Сделки. Гражданско-правовые договоры.

1

5. Понятие, виды и основания возникновения обязательств.

Организация предпринимательства в России

1

  1. Защита прав потребителей.

2

Практические занятия

3

Параметры гражданской дееспособности

4

2

Формы права собственности

Классификация гражданско-правовых договоров

Классификации юридических лиц

Деловая игра: «Потребитель в мире товаров и услуг»

Контрольная работа по теме: «Гражданское право».

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Защита права собственности в РФ (стр. 222-225 У. «Основы правоведения» А.И. Яковлев)

Общая характеристика гражданского права (стр. 65-66 У. п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Принципы гражданского права (стр. 197-199 У. «Основы правоведения» А.И. Яковлев)

Объекты гражданских правоотношений (стр. 70-72 У. п. «Ос. правовых. зн.» В.И. Шкатулла)

Обязательственное право (стр. 74-75 У. п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Право собственности (стр. 72-74 У. п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Право на секрет производства (стр. 78-79 У. п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Виды юридических лиц (стр. 209-216 У. «Основы правоведения» А.И. Яковлев)

Граждане как субъекты гражданского права (стр. 203 У. «Основы правоведения» А.И. Яковлев)

Исковая давность (стр. 169 У. п. «Основы права» В.В. Румынина)

Гражданско-правовые договоры: купли-продажи, мены, аренды, подряда и др. (стр. 225-229 У. «Основы правоведения» А.И. Яковлев)

Понятие и виды гражданско-правовой ответственности

Федеральное законодательство о защите прав потребителей

Порядок заключения, изменения и расторжения договоров

Способы обеспечения исполнения обязательств

Основания возникновения права собственности

Понятие права интеллектуальной собственности

Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей

Содержание учебного материала

8

Тема 3.2. Семейное право и наследственное право

1.   Семейное право и семейные правоотношения. Понятие брака, порядок и условия его заключения, расторжения, признания недействительным.

4

 2. Права и обязанности супругов. Брачный договор.

2

  1. Личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми.

3

  1. Права детей.

2

  1. Основные правила наследования и порядок защиты наследственных прав.

1

Практические занятия

1

Анализ положений брачного контракта

5

Алиментные обязательства членов семьи

Анализ положений Конвенции ООН о правах ребенка

Контрольная работа по теме: «Семейное право»

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Порядок заключения и прекращение брака (стр. 143-146 У.п. «Ос.правовых.зн.» В.И. Шкатулла)

Брачный договор (стр. 149 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Усыновление: порядок и правовые последствия (стр. 156 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Опека и попечительство (стр. 257- 258 У. «Основы правоведения» А.И. Яковлев)

Алиментные обязанности родителей и детей (стр. 252-253 У. «Ос. правоведения» А.И. Яковлев)

4

Содержание учебного материала

4

Тема 3.3. Правовое регулирование образовательной

деятельности

Система образования. Основные источники образовательного права. Права обучающихся. Обязанности обучающихся. Основные правила поведение в сфере образования.

2

3

Практическое занятие: «Анализ положений Приказа Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Основы образовательного права (стр. 160-167 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Международное законодательство об образовании (стр. 175-178 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

1

Содержание учебного материала

Тема 3.4.  Общая характеристика трудового права

1. Трудовое право и трудовые правоотношения. Социальное партнерство в сфере труда.

4

Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Органы трудоустройства. Правовой статус безработного.

1

  1. Практические занятия

2

 Анализ положений Главы 2 Конституции РФ, Раздела I ТК РФ (гарантии права на труд)

6

6

Анализ статей Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации"

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 3.4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Предмет, метод и источники трудового права (стр. 96-97 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Право на труд в РФ (стр. 96-98 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Правовое регулирование трудоустройства в РФ (стр. 81-84 У. «Основы правоведения» А.И. Яковлев)

Коллективный договор

Правовое регулирование труда несовершеннолетних

Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних

Содержание учебного материала

Тема 3.5. Административное право и административный процесс

1. Административное право и административные правоотношения.

4

2. Административные проступки и административная ответственность.

1

3. Административное наказание: понятие и задачи.

1

4. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях.

2

Практические занятия

3

Состав административного проступка

5

Виды административных наказаний

Решение ситуационных задач на тему: «Порядок производства по делам об административных правонарушениях»

1

Контрольная работа по теме: «Административное право»

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Общая характеристика и структура административного права (стр. 80-81 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Субъекты административного права (стр. 82-86 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Виды административных правонарушений (стр. 90-95 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

6

Содержание учебного материала

4

Тема 3.6. Уголовное право и уголовный процесс

Понятие и задачи уголовного права. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Коррупция как наиболее опасное уголовное деяние.

5

  1. Понятие уголовной ответственности, ее основание. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

2

  1. Понятие и цели наказания.

2

  1. Общая характеристика Особенной части УК РФ.

  1. 5.   Общая характеристика уголовного процесса.

2

Практические занятия

1

Состав преступления

8

Составление сравнительной таблицы: «Общие виды уголовных наказаний и виды уголовных наказаний несовершеннолетних»

«Противодействие коррупции»- урок-деловая игра.

Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

Анализ статей Раздела VII Особенной части УК РФ

6

Решение ситуационных задач на тему: «Уголовный процесс»

Контрольная работа по теме: «Уголовное право»

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 3.6.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Общая характеристика уголовного законодательства: задачи и принципы (стр. 196-197 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Обстоятельства, смягчающие уголовное наказание (стр. 201-202 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность (стр. 202 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Понятие и признаки преступлений (стр. 313 У. «Основы правоведения» А.И. Яковлев)

Виды преступлений (стр. 205-216 У. п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Ответственность несовершеннолетних (стр. 326-328 У. «Основы правоведения» А.И. Яковлев)

Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля

Уголовное судопроизводство

Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних

Раздел 4. Международное право, как основа взаимоотношений государств мира

Содержание учебного материала

6

Международное право. Международная защита прав человека.

2

Практическое занятие: «Порядок обращения в Европейский суд»

1

1

Дифференцированный зачёт: Итоговый тестовый контроль знаний по результатам освоения учебной дисциплины

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по Разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Всеобщая декларация прав человека (стр. 125, 246-252 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Международное публичное право (стр. 218-229 У.п. «Основы правовых знаний» В.И. Шкатулла)

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (стр. 240-246 (стр. 125 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Омбудсмен (стр. 137-140 У. п. «Основы права» В.В. Румынина)

Европейский суд (стр. 134-136 У.п. «Основы права» В.В. Румынина)

Международная защита прав детей

Международное гуманитарное право и права человека

2

150

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Правовых дисциплин», библиотеки и читального зала с выходом в сеть Интернет.

   

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  •    рабочее место преподавателя оборудованное персональным компьютером;
  •    доска;
  •    комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

  •   компьютер с лицензионным или свободным программным обеспечением, оборудованный средствами вывода звуковой информации и web-камерой;
  • мультимедиапроектор;
  • интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Шкатулла В.И. Основы правовых знаний: Учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская; Под ред. В.И. Шкатуллы – 5-е издание., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.-304 с.
  2. Яковлев А.И. Основы правоведения: учебник для учащихся нач. проф.учеб. заведений/А.И. Яковлев. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
  3. Румынина В.В. Основы права: Учебник./ – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ФОРУМ, 2010.  – 256 с. – (Профессиональное образование).
  4. Молчанова В.Э. Основы права: учебное пособие / В.Э. Молчанова, А.С. Сонов. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 274 с. – (Среднее профессиональное образование).
  5. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Дополнительные источники:

  1. Сошникова Т.А. Трудовое право России в схемах и таблицах: Учебное пособие. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 256 с. – (Экзамен по схеме).
  2. Соколов А.Н. Правоведение: Учеб. опорный конспект.- Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.
  3. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
  4. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
  5. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
  6. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры 10—11 (в 4 частях). – М., 2007.
  7. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/В.В. Румынина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
  8. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права (уч. пособие для УСПО). – Ростов-на-Дону, 2006.
  9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2007.
  10. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М., 2007.
  11. Гражданское право. – М., 2007.
  12.  Гражданское процессуальное право. – М., 2007.
  13.  Теория государства и права (конспект лекций в схемах). – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 192 с.
  14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под. Ред. Профессора В.А. Стрекозова. – См.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1997. – 384.
  15.  Никитин А.Ф. Обществознание. Базовый уровень : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Ф. Никитин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 237, [3] с.

Нормативный материал:

  1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993);  
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ;
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
  7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ;
  8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ;
  9.   Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ.
  10. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1.
  11.  Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ.
  12.  Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
  13.  Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
  14.  Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.
  15.  Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1.
  16.  Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05. 2002 N 62-ФЗ.
  17.  Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ.
  18.  Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.
  19.   Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г.
  20.  Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1.
  21.  Федеральный конституционный закон Российской Федерации "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28.04.1995 N 1-ФКЗ.
  22.  Федеральный Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
  23.  Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
  24. Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ;
  25. Федеральный закон РФ от 27.12. 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании.

Интернет-ресурсы:

  1. Правовые системы:   1. http://www.consultant.ru/;  2. http://www.garant.ru/;
  2. Каталог Право России - http://www.allpravo.ru/catalog;
  3. Юридический  информационный портал  - http://www.j–service.ru;
  4. Электронная библиотека. Право России» -  http://www/allpravo.ru/library.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1. Юриспруденция как важная общественная наука.

Роль права в жизни человека и общества

Понимание значения правовых знаний и умений для человека.

Уважительное отношение к праву и иным социальным регуляторам поведения; выбор необходимой модели правомерного поведения в конкретной ситуации. Умение характеризовать систему юридических наук. Умение давать определения праву и характеризовать основные теории его понимания, уметь отстаивать собственную точку зрения о поведении личности. Умение вычленять структуру нормы права, понимание механизма правового регулирования

практические занятия,  внеаудиторная самостоятельная работа, экспертная оценка результатов контрольных, практических  работ, дифференцированных самостоятельных работ

2.Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как

системы

Умение давать определение системе права и понимать взаимосвязь его структурных компонентов.Умение анализировать правовые нормы с позиции их классификации, различать институты права, отрасли права. Умение определять методы правового регулирования конкретных отношений. Владение знаниями особенностей законодательного процесса в России.

Обладание навыками социально-активного правомерного поведения.

Умение прочитать нормативный правовой акт с опорой на правовые знания. Понимание сущности действия норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Владение информацией о систематизации нормативных правовых актов

практические занятия (анализ нормативно-правовых актов),  внеаудиторная самостоятельная работа,  работа с электронными презентациями

3. Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности

Умение определять структуру правоотношения, характеризовать его элементы. Умение решать правовые задачи по определению объема прав и обязанностей участников правоотношений. Уважительное отношение к правам и обязанностям участников правоотношений. Владение навыками правомерного поведения в обществе,  наличие высокого уровня правовой информированности, уважительное отношение к праву и мотивация на правомерное поведение в любых жизненных ситуациях. Понимание основных принципов юридической ответственности.

Распознавание функций юридической ответственности, использование принципов юридической ответственности в решении правовых вопросов.

Знание обстоятельств, исключающих преступность деяния

решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам, исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада, презентации

4. Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации

Умение характеризовать сущность государства, определять его функции. Умение характеризовать форму государства и ее элементы. Умение различать монархию и республику как формы правления.

Умение определять государственное устройство и политический режим.

Владение информацией о главе государства, умение характеризовать законодательную, исполнительную и судебную власть. Знание принципов местного самоуправления. Умение использовать в повседневной жизни основные конституционные нормы, уважительно относиться к Основному Закону государства и знать порядок приобретения и прекращения российского гражданства, правовой статус человека в демократическом правовом государстве, в том числе умение защищать свои личные права, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права. Умение исполнять обязанности гражданина. Знание правил участия в референдуме, выборах Президента Российской Федерации

контрольная работа, практические занятия (решение ситуационных задач), внеаудиторная самостоятельная работа (реферативная работа студентов), работа с электронными презентациями, устный опрос

5. Правосудие и правоохранительные органы

Знание особенностей функционирования судов Российской

Федерации, умение обращаться за защитой нарушенных прав и восстановлением справедливости в суды различных инстанций РФ, составлять необходимые исковые и иные заявления, оказывать элементарную консультационную поддержку лицам, нуждающимся в правовой защите. Умение выстраивать грамотные взаимоотношения с представителями правоохранительных органов страны, уважение и поддержка правопорядка, соблюдение законов, нетерпимость к антиобщественным поступкам, нарушающим законность и незыблемые основы конституционного строя государства; уважение прав и законных интересов всех лиц, проживающих на территории страны

контрольная работа, промежуточный рубежный тестовый контроль по темам разделов, устный опрос

6. Гражданское право.

Умение отличать гражданские правоотношения от иных отношений, характеризовать источники гражданского права. Умение характеризовать физическое лицо как субъект права;отличать юридические лица как субъекты права: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственный кооператив (артель), унитарное предприятие.

Умение заключать договор, владея знаниями о порядке его заключения, изменения и расторжения.Умение характеризовать отдельные виды обязательств.Умение использовать в реальной жизни право собственности. Умение защищать интеллектуальную собственность и авторское право. Умение осуществлять защиту чести, достоинства и деловой репутации

решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам, исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада, презентации, работа с электронной презентации

7.Защита прав потребителей.

Умение разбираться в сущности нормативных актов и норм, регулирующих взаимоотношения потребителей и продавцов,  изготовителей, а также лиц, оказывающих те или иные услуги.

Умение формулировать права и обязанности потребителей, защищать права потребителей

практические занятия, (деловая игра, анализ нормативно-правовых актов),  внеаудиторная самостоятельная работа

8. Правовое регулирование образовательной

деятельности

Умение выстраивать успешную образовательную траекторию в жизни с опорой на склонности, желания и интересы. Умение разбираться в видовом разнообразии образовательных организаций, уровнях получения образования в высшей школе. Знание и соблюдение прав и обязанностей участников образовательного процесса, умение реализовать и защищать свои права в сфере образования

решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам, исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада, презентации

9. Семейное право и наследственное право

Знание порядка заключения и расторжения брака. Понимание важности института семьи для жизни человека, уважительное отношение к близким людям, оказание всемерной поддержки и помощи при решении различных жизненных ситуаций.

Умение защищать имущественные и личные неимущественные права супругов. Умение объяснять договорный режим имущества супругов, оказывать помощь в составлении брачных контрактов.

Умение предотвратить, а при необходимости решить конфликты родителей и детей; знание порядка выплаты алиментов в семейных отношениях. Умение защищать интересы детей, детей-сирот, детей,

оставшихся без попечения родителей. Умение составлять завещание с соблюдением правил наследственного права, разбираться в различиях наследования по закону и наследования по завещанию

контрольная работа, практические занятия (решение ситуационных задач), внеаудиторная самостоятельная работа (реферативная работа студентов), работа с электронными презентациями, устный опрос

10. Трудовое право.

Умение излагать актуальные проблемы занятости и безработицы в стране. Умение излагать актуальные проблемы правового регулирования своей будущей профессиональной деятельности, обладание компетентностью при поиске работы, трудоустройстве. Умение соблюдать порядок взаимоотношений работников и работодателей. Умение защищать свои трудовые права, знание порядка и условий расторжения трудового договора. Умение использовать льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для молодежи

решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам, исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада, презентации

11.Административное право административный процесс

Умение отличить административные отношения от иных правоотношений.

Знание сущности административной ответственности и мер административного наказания. Знакомство с правилами порядка производства по делам об административных правонарушениях

решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам, исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада, презентации

12. Уголовное право и уголовный процесс

Знание принципов уголовного права и действия уголовного закона. Умение квалифицировать преступления, знание мер уголовной ответственности и наказания. Умение участвовать в уголовном процессе со стороны защиты и со стороны обвинения. Умение характеризовать особенности уголовного процесса

по делам несовершеннолетних. Обладание навыками защиты от преступления. Умение реализовать права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля

контрольная работа, практические занятия (анализ нормативно-правовых актов),  внеаудиторная самостоятельная работа

13. Международное право как основа взаимоотношений государств мира

Умение характеризовать международную защиту прав человека в условиях мирного и военного времени. Умение разбираться в деятельности правозащитных организаций, обращаться в Европейский суд по правам человека. Знание принципов и особенностей международной защиты прав детей. Осознание международно-правовой ответственности, уважительное отношение к правам людей всего мира. Знание основных правил международного гуманитарного права и прав человека

практические занятия   внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Право (для специальности "Страховое дело") для СПО.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (3 поколения) для специальности "Страховое дело" для СПО....

Рабочая программа учебной дисциплины «Право»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии  СПО 034702 «Документационное обеспечен...

Рабочая программа учебной дисциплины "Право"

Программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 38.0...

Рабочая программа учебной дисциплины «Право» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Право»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального об...

Рабочая программа учебной дисциплины Правила технической эксплуатации

Рабочая программа учебной дисциплины Правила технической эксплуатации и инструкции для профессии среднего профессионального образования 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвиж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРАВО

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  40.02.01. Право и организация социального обеспече...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Правила и безопасность дорожного движения

Рабочая программа составлена на основе региональной примерной программы учебной дисциплины и Федерального государственного образовательного стандарта. Программа учебной дисциплины является единой для ...