Рабочая программа учебной дисциплины Право (для специальности "Страховое дело") для СПО.
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (3 поколения) для специальности "Страховое дело" для СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Право
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы специальностей СПО социально-экономического профиля и обучающиеся в учреждении СПО по данному профилю изучают право в объеме 108 часов.
Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных
знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом. Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Приоритетным направлением является формирование правовой компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках учебной и внеучебной деятельности.
Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе профильных общеобразовательных дисциплин общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);
- механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | |
контрольные работы |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | 8 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 46 |
Итоговая аттестация дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Право»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Юриспруденция как важная общественная наука | 1 | ||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрено) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрено) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрено) | - | |||
Раздел 1. Правовое регулирование общественных отношений. | ||||
Тема 1.1. Право в системе социальных норм.
| Содержание учебного материала | 18 | ||
1 | Право в системе социальных норм. | 2 | ||
2 | Правовые и моральные нормы. | |||
3 | Система права: основные институты, отрасли права. | |||
4 | Цели и задачи изучения права в современном обществе. | |||
5 | Виды и формы правовой информации | |||
6 | Основы конституционного строя РФ | |||
7 | Гражданин и государство. | |||
8 | Права и свободы человека. | |||
9 | Правосознание и правовая культура | |||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрено) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрено) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа над материалом учебника Выполнение индивидуальных заданий, Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела) | 8 | |||
Тема 1.2. Право и законодательство. | Содержание учебного материала | 18 | ||
1 | Основные формы права | 2 | ||
2 | Нормативные правовые акты и их характеристика | |||
3 | Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ | |||
4 | Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц | |||
5 | Правовые отношения и их структура | |||
6 | Правомерное и противоправное поведение | |||
7 | Юридическая ответственность и ее задачи | |||
8 | Частное и публичное право. | |||
9 | Систематизация права. | |||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрено) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрено) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа над материалом учебника Выполнение индивидуальных заданий, Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела) | 10 | |||
Раздел 2. Основы конституционного права Российской Федерации | ||||
Тема 2.1. Основы государственного права. | Содержание учебного материала | 18 | ||
1 | Особенности развития системы права и системы законодательства в современных условиях | 1,2 | ||
2 | Роль правовой информации в познании права | |||
3 | Право и мораль: общее и особенное | |||
4 | Пределы действия законов | |||
5 | Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции | |||
6 | Виды противоправных поступков | |||
7 | Конституционное право как отрасль российского права | |||
8 | Основы конституционного строя Российской Федерации | |||
9 | Система государственных органов Российской Федерации | |||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрено) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрено) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа над материалом учебника Выполнение индивидуальных заданий, Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела) | 10 | |||
Тема 2.2. Конституционные основы правового статуса личности. | Содержание учебного материала | 18 | ||
1 | Законодательная власть | 2 | ||
2 | Правоохранительные органы Российской Федерации | |||
3 | Судебная система Российской Федерации | |||
4 | Понятие гражданства | |||
5 | Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ | |||
6 | Основные конституционные права и обязанности граждан в России | |||
7 | Право на благоприятную окружающую среду | |||
8 | Гарантии и способы защиты экологических прав граждан | |||
9 | Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства | |||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрено) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрено) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа над материалом учебника Выполнение индивидуальных заданий, Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела) | 6 | |||
Раздел 3. Отрасли российского права. | ||||
Тема 3.1. Гражданское право и процесс. | Содержание учебного материала | 18 | ||
1 | Личные права граждан | 2,3 | ||
2 | Правовые основы деятельности адвокатов | |||
3 | Гражданско-правовые договоры | |||
4 | Имущественные права | |||
5 | Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги | |||
6 | Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение | |||
7 | Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя | |||
8 | Гражданское право и гражданские правоотношения | |||
9 | Организационно-правовые формы юридических лиц | |||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрено) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрено) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа над материалом учебника Выполнение индивидуальных заданий, Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела) | 10 | |||
Тема 3.2. Семейное право и семейные правоотношения. | Содержание учебного материала | 16 | ||
1 | Физические лица. Юридические лица | 2 | ||
2 | Способы защиты имущественных и неимущественных прав | |||
3 | Принципы гражданского процесса | |||
4 | Порядок обращения в суд | |||
5 | Судебное разбирательство | |||
6 | Порядок обжалования судебных решений | |||
7 | Понятие семейных правоотношений | |||
8 | Порядок, условия заключения и расторжения брака | |||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрено) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрено) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа над материалом учебника Выполнение индивидуальных заданий, Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела) | 10 | |||
Итого | 162 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по Праву
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Власов Ю.В. Нотариат в РФ Учеб.- метод. пособие. – М: ЮРАЙТ-М, 2006. – 143 с.
2. Кашанина Т.В., Сизикова Н.М. Основы права: Учебник. – М.: Юрайт, 2010. –413с. Серия: учебники для средних специальных учебных заведений.
3. Маилян С.С., Эриашвили М.И., Петров Н.В., Косякова Н.И., Маркина Э.В., Эриашвили М.И., Петрик М.Ю., Кирсанов А.Л. Правоведение: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008– 319 с. Серия: профессиональное образование.
4. Мелихова Л.В. Основы права: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008-416 с.
5. Никитин А.Ф. Правоведение 10-11 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2010. – 360 с. Серия: история.
6. Шкатулла В.И. Основы правовых знаний: учеб. пособие.– М.: Изд-во Форум, 2008. – 320 с.
Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации
3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ.
4. Гражданский кодекс РФ ч. 1 от 30.11.1994г. № 51-ФЗ.
5. Гражданский кодекс РФ ч. 2 от 26.01.1996г. № 14-ФЗ.
6. Гражданский кодекс РФ ч. 3 от 26.11.2001г. № 146-ФЗ.
7. Гражданский кодекс РФ ч. 4 от 18.12.2006г. № 230-ФЗ.
8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ.
9. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001г. № 195-ФЗ.
10.Уголовный кодекс от 13.06.1996г. № 63-ФЗ.
11. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ
12. Соловьев А.А.Правоведение: конспект для колледжей и ПТУ. Форма доступа http://www.biblioclub.ru/book/56341//
13. Законодательство для бухгалтера: приложение к журналу «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Учрежден издательским домом «Панорама».
14. Справочник кадровика: журнал руководителя кадровой службы. Учрежден Издательским домом "МедіаПро".
15. Человек и Закон: правовой журнал. Учрежден Министерством юстиции Российской Федерации и ООО «Журнал «Человек и Закон».
16.«Электронная библиотека. Право России» Форма доступа http://www/allpravo.ru/library
17. Справочная система «Консультант-плюс. Форма доступа http://www.cons-plus.ru.
18. «Федеральные органы исполнительной власти» - cайт. Форма доступа http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство) | тестирование |
характеризовать основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу | домашняя работа, индивидуальное проектное задание |
объяснять взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы | домашние задания
|
различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом | домашние работы, индивидуальное проектное задание |
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности | тестирование |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью | Домашняя работа |
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации | Контрольная работа |
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав | индивидуальные задания, домашние работы |
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права | индивидуальные задания, контрольная работа |
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций) | индивидуальное проектное задание, контрольная работа |
Знания: | |
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, работника налогоплательщика, потребителя, супруга, абитуриента); | контрольная работа, домашняя работа, индивидуальные задания |
механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России | Домашняя работа, индивидуальное проектное задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/07/picture-431510-1396853281.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Право»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 034702 «Документационное обеспечен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/28/picture-447050-1422451770.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Право"
Программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 38.0...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-408035-1392822328.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Право» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального об...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-754008-1455179309.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины Правила технической эксплуатации
Рабочая программа учебной дисциплины Правила технической эксплуатации и инструкции для профессии среднего профессионального образования 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвиж...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-815503-1541668816.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРАВО
Рабочая программа учебной дисциплины «Право» разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Право» рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждение...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРАВО
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспече...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/30/picture-1227489-1604042241.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.10 СТРАХОВОЕ ДЕЛО» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)»
Область применения рабочей программы: Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образова...