РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
40.02.01. Право и организация социального обеспечения |
(код, наименование специальности, уровень подготовки)
Москва
2015
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»
| 4 |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»
| 7 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»
| 19 |
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»
| 21 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВО
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения СПО в составе укрупнённой группы специальностей 40.00.00 Юриспруденция.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Право» относиться к базовым дисциплинам среднего (полного) общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознания себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы, содействие развитию профессиональных склонностей;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимые для ориентации в российском мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов, ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности;
- овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования.
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Право» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
- формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;
- готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
- готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
• метапредметных:
- выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
• предметных:
- сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
- владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
- владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
- сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
- сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
- сформированность основ правового мышления;
- сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
- понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
- сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 128 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 85 часов;
самостоятельной работы обучающегося 43 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 128 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 85 |
в том числе: |
|
практические занятия |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 43 |
Итоговая аттестация в форме: экзамена |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _____ПРАВО _____
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Юриспруденция как важная общеобразовательная наука. Роль права в жизни человека и общества. | Содержание учебного материала | 4 |
|
Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования. Понятия: Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация. Информация индивидуально-правового характера. Неофициальная правовая информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Основная норма. Право. Принципы права. Презумпция. Правовые аксиомы. Юридические фикции. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции. | 2 |
Практические занятия: Организация работы с правовыми информационными системами. Работа с источниками права, нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права | 4 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Рефераты: Роль правовой информации в познании права. Право и мораль: общее и особенное. | 2 |
|
Тема 2. Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы.
| Содержание учебного материала |
|
Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона. Понятия: Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право. Публичное право. Материальное право. Процессуальное право. Законодательная инициатива. Юридическая техника. Реквизиты документов. Прецедент. Договор. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учет. Применение права. Акт применения права. Реализация права. Использование права. Соблюдение права. Применение права. Акт толкования права. | 4 |
2
|
Практические занятия: Организация и порядок составления договоров. Способы разрешения юридических коллизий. Законодательная деятельность в России. | 4 |
3
|
Самостоятельная работа обучающихся: Составить схему: «Пределы действия законов» | 2 |
Тема 3. Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности.
| Содержание учебного материала | 4
| 2 |
Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой системы в России. Понятия. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Состав правонарушения. Субъект правонарушения. Объект правонарушения. Объективная сторона правонарушения. Субъективная сторона правонарушения. Вина. Преступление. Правопорядок. Убытки. Неустойка. Возмещение неустойки (штрафа). Срок давности. Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Правовые знания. Правовые эмоции. Правовая установка. Правовые ценности. Ценностные ориентации. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовой идеализм. Правовое воспитание. Правовая семья. Рецепция права. Право справедливости. |
Практические занятия: Актуальные проблемы реализации юридической ответственности. Организация работы по повышению правовой культуры граждан. Деятельность в области различных правовых систем. | 4 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции. Юридическая ответственность в экономической сфере. | 2 |
|
Тема 4. Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации.
| Содержание учебного материала |
|
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации. Понятия. Государство. Род. Деспотия. Естественное состояние человека. Производственные отношения. Общественно-экономическая формация. Суверенитет (государственный, народа, национальный). Сущность государства. Политическая система общества. Глобальные проблемы. Функции государства. Задачи государства. Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Парламентская республика. Президентская республика. Форма государственного устройства. Федерация. Унитарное государство. Конфедерация. Политический режим. Механизм государства. Орган государства. Правовой иммунитет. Правительство. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданство. Гражданин. Иностранный гражданин. Лицо без гражданства. Двойное гражданство. Правовой статус. Права и свободы человека. Налог. Сбор. Альтернативная гражданская служба. Избирательная система. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. | 4 |
3
|
Практические занятия: Организация работы с Конституцией РФ. Изучение практического опыта реализации законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: Рефераты: Права молодежи в РФ и способы их защиты. Социально-экономические права граждан. Политические права граждан. Личные права граждан. Основы конституционного строя в РФ. Избирательная система в РФ. |
2 |
3 |
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы
| Содержание учебного материала Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы. Понятия. Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Доказательства. Полиция. Заявление о преступлении. Контрразведывательная деятельность. |
4 |
Практические занятия: Порядок обращения в правоохранительные органы. Составление исковых заявлений в суды различной юрисдикции. | 5 |
Самостоятельная работа обучающихся: Уголовная ответственность как вид юридической ответственности. Организованная преступность. Презумпция невиновности и юридическая практика. Правовые основы деятельности адвокатов. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Организация деятельности мировых судей: вопросы теории и практики. Организация деятельности полиции в РФ. | 3 |
|
Тема 6. Гражданское право
| Содержание учебного материала |
|
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. Основания недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и ее виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные, неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско - правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону. Понятия. Гражданское право. Вещь. Информация. Коммерческая тайна. Физическое лицо. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Полная дееспособность. Юридическое лицо. Общая правоспособность. Специальная правоспособность. Двусторонняя реституция. Сделка. Обязательственное право. Договорное право. Договор. Имущественные права. Право собственности. Вещное право. Общая долевая собственность. Общая совместная собственность. Виндикационный иск. Добросовестный приобретатель. Негаторный иск. Иск о признании права собственности. Личные неимущественные права. Деловая репутация. Честь. Достоинство. Клевета. Оскорбление. Исковая давность. Моральный вред. Гражданско-правовая ответственность. Убытки. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Деликт. Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность. Коммерческая организация. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество. Общество с дополнительной ответственностью. Акция. Облигация. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Претензия. Гарантийный срок хранения. Гарантийный срок эксплуатации. Сертификат качества. Наследование. Наследник. Наследодатель. Завещание. Право на обязательную долю. Время открытия наследства. Место открытия наследства. | 4 |
3
|
Практические занятия: Порядок защиты права собственности. Организация своего бизнеса: как стать успешным в своей стране? | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: реферат: Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика. | 4 | 3 |
Тема 7. Защита прав потребителей
| Содержание учебного материала Правовое регулирование поведения потребителей на рынке. Права потребителей. Порядок и способы защиты прав потребителей. Понятия. Потребитель. Права потребителя. Защита прав потребителя. |
2 |
Практические занятия: Порядок защиты прав потребителя. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: Защита права собственности в РФ. | 4 |
|
Тема 8. Правовое регулирование образовательной деятельности
| Содержание учебного материала |
|
|
Система образования. Основные источники образовательного права. Права обучающихся. Обязанности обучающихся. Основные правила поведение в сфере образования. Понятия. Образовательное право. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Виды образовательных организаций. Права и обязанности участников образовательного процесса. | 2 | 2 |
Практические занятия: Реализация права на образование в России и за рубежом. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: Право на образование в РФ. | 4 |
|
Тема 9. Семейное право и наследственное право
| Содержание учебного материала |
|
Основные правила наследования и порядок защиты наследственных прав. Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства. Понятия. Наследование по закону. Наследование по завещанию. Семья. Брачный договор. Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей. | 2 | 3 |
Практические занятия Взаимоотношения супругов. Права и обязанности родителей и детей. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: реферат «Расторжение брака в судебном порядке» | 4 |
|
Тема 10. Трудовое право
| Содержание учебного материала |
|
Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних. Понятия. Трудовое право. Трудовые отношения. Работник. Работодатель. Принудительный труд. Минимальный размер оплаты труда. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Безработный. Правила внутреннего трудового распорядка. Индивидуальный трудовой спор. Коллективный трудовой спор. Забастовка. Трудовой арбитраж. Локаут. Дисциплинарное взыскание. Рабочее время. Совместительство. Сверхурочная работа. Время отдыха. Праздничные дни. Государственная аккредитация. Иждивенцы. | 4 |
3
|
Практические занятия Порядок оформления на работу. Разрешение трудовых споров. Правовое регулирование трудовой деятельности лиц, не достигших возраста 18 лет. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: «Особенности правового регулирования труда несовершеннолетнего» | 4 |
|
Тема 11. Административное право и административный процесс
| Содержание учебного материала |
|
|
Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях. Понятия. Метод убеждения. Государственное принуждение. Административное принуждение. Административные правоотношения. Компетенция. Государственная должность. Государственная служба. Государственный служащий. Административное правонарушение. Административная ответственность. Ходатайство. Отвод. Доставление. Административное задержание. Доказательства. | 2 |
2 |
Практические занятия Реализация административной ответственности. | 2 |
3
|
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: Административно-правое регулирование поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения. | 4 |
Тема 12. Уголовное право и уголовный процесс
| Содержание учебного материала |
|
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство. Понятия. Уголовное право. Преступление. Деяние. Объект преступления. Субъект преступления. Объективная сторона преступления. Субъективная сторона преступления. Мотив преступления. Цель преступления. Казус. Убийство. Аффект. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Преступное сообщество. Уголовная ответственность. Уголовное наказание. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Процессуальные нормы. Уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс. Заявление о преступлении. Явка с повинной. Понятой. Обвиняемый. Потерпевший. Свидетель. Привод. | 2 |
3
|
Практические занятия: Реализация уголовной ответственности. Права и обязанности участников уголовного процесса | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. | 4 |
|
Тема 13. Международное право как основа взаимоотношений государств мира
| Содержание учебного материала |
|
Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека. Понятия. Ратификация. Международное право. Международное публичное право. Международное частное право. Принципы международного права. Международная организация. Межправительственная организация. Неправительственная организация. Декларация. Пакт. Международно-правовая ответственность. Репрессалии. Реторсии. Капитуляция. Международное гуманитарное право. Комбатанты. Некомбатанты. | 4 | 2 |
Практические занятия: Проблемы международно-правовой защиты прав человека | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: Международная защита прав детей. | 4 |
|
Итого | 128 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« ПРАВО»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и общественных наук
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- классная доска
- библиотечка
- постоянные или сменные учебно-информационные стенды
Технические средства обучения:
- Телевизор,
- DVD плеер,
- медиапроектор
- персональный компьютер,
- экран
- магнитофон
- видеомагнитофон
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Право. 10-11 классы. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. ВИТА-ПРЕСС,М, 2008.
Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993г. // СЗ РФ. – 2014г. - №9. – Ст. 851.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 05.05.2014)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. № 14 (в ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006г. № 230-ФЗ (в ред. от 23.07.2013)// СЗ РФ. – 2006. - № 52 (Ч.1) - Ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195 (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (Ч.1) – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (в ред. от 02.04.2014)// СЗ РФ. – 2002. – № 1 (Ч.1) – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (Ч.1) – Ст. 4921.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ (в ред. от 29.12.2014)
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 1998г. № 117-ФЗ (в ред. от 29.12.2014)
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002г. № 95-ФЗ
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ (в ред. от 01.12.2014)
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 02.12.2013) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ (в ред. от 27.05.2014) // СЗ РФ. – 2012. – № 53 (Ч.1). – Ст. 7598.
Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 27 февраля 1992г. № 2300-1–ФЗ (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003г. № 19-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014г. № 20-ФЗ // СЗ РФ. – 2014. - №8. – Ст. 740.
Федеральный закон «О формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 3 декабря 2012г. № 229-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. – 2012. - № 50 (Ч.4) – Ст. 6952.
Федеральный конституционный закон «О референдуме» от 28 июня 2004г. № 5-ФКЗ (в ред. от 24.04.2008) // СЗ РФ. – 2004. - № 27. – Ст. 2710.
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) // СЗ РФ. – 2011. - № 7. – Ст. 900.
Интернет-ресурсы:
- http://www.pravo.gov.ru – официальный интернет-портал правовой информации.
- http://www.szrf.ru – собрание законодательства Российской Федерации.
- http://www.consultant.ru – правовая система Консультант Плюс.
- http://www.constitution.ru – Конституция Российской Федерации.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»
4.1. Контроль и оценка
Формы контроля:
А) Входной контроль в форме тестирования.
Б) Текущий контроль: поурочный, тематический, промежуточный. Групповой и индивидуальный.
В) Итоговый контроль:
Экзамен в устной форме по билетам.
Методы контроля:
устный опрос, тест, защита реферата, индивидуальные задания, создание проекта по теме, выполненного в различных компьютерных программах, беседы по составленным кратким конспектам, интерактивный диалог в группах на семинарских занятиях, контрольная работа по разделам, участие в работе студенческой научной конференции по актуальным правовым вопросам, письменный диктант по основным понятиям, написание эссе на проблемные темы.
Оценка результатов:
Оценка выставляется на основе результатов тематического и промежуточного контроля, с учетом динамики индивидуальных учебных достижений обучающего.
Оценка ответов обучающихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:
- обнаруживает верное понимание рассматриваемого явления и закономерностей законов и теорий;
- строит ответ по своему плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» - ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но без использованного собственного плана ответа, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом.
Оценка «3» - большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
Оценка «2» - обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Итоговый контроль обучающихся по освоению дисциплины осуществляется в форме теста (единственно правильный ответ из нескольких предложенных).
Оценка теста: выполнено 100% работы, оценка «5»;
меньше 100% до 60% работы, оценка «4»;
меньше 60% до 30% работы оценка «3»;
менее 30% работы, оценка «2».
4.2. Анализ результатов обучения:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Знания и умения, полученные обучающимся в результате освоения дисциплины соответствую ОК 1. – 9. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - использовать необходимые нормативно-правовые документы;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- организационно-правовые формы юридических лиц;
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
- правила оплаты труда;
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
- право социальной защиты граждан;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и административной ответственности;
- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;
- понятие и структуру преступления, его признаки;
- понятие и виды уголовных наказаний;
- особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
| - знание основных понятий курса «Право»;
- понимание основных положений правового процесса в РФ;
- умение подготовить устное выступление, творческую работу, презентацию по правовой проблематике;
- умение работать с источниками юридической информации с использованием современных средств коммуникаций;
- умение решать практические задачи, применение правовых знаний для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- умение анализировать источники правовой информации;
- умение раскрывать на практических примерах изученные теоретические; положения, решать практические задачи.
- умение характеризовать основные правовые объекты, выделяя их существенные признаки;
- умение критически осмысливать полученную информацию;
- умение работать с нормативными документами (текстами нормативно-правовых актов)
- умение моделировать ситуации по правовым проблемам;
- применение правовых знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использование навыков дискуссии по основным правовым проблемам изучаемого курса «Право»;
- аргументирование своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях по правовым проблемам;
- определение собственной позиции по отношению к правовым явлениям современной жизни, исходя из их исторической и социальной обусловленности;
- соотнесение своих действий и поступков окружающих с нормами правовой культуры и основными требованиями законов РФ;
- осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, правового, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
|