« Права и ответственность несовершеннолетних детей в семье и обществе»
классный час на тему
Цель мероприятия - повышение уровня правовой культуры обучающихся, создание условий для формирования их правового сознания.
Задачи:
1. Вооружение обучающихся ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
3. Формирование активной жизненной позиции.
4. Формирование у детей навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
5. Оказание помощи несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умения общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа
по теме:
« Права и ответственность
несовершеннолетних детей в семье и обществе»
Введение
Цель мероприятия - повышение уровня правовой культуры обучающихся, создание условий для формирования их правового сознания.
Задачи:
1. Вооружение обучающихся ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
3. Формирование активной жизненной позиции.
4. Формирование у детей навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
5. Оказание помощи несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умения общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
При проведении классного часа по выбранной теме обучающиеся познакомятся с основными датами правового календаря. Узнают об основных международных документах, регулирующих права ребенка. Ребята изучат личные и имущественные права несовершеннолетних. Но каждый обучающийся должен помнить, что обеспечение прав человека невозможно без четкого исполнения предусмотренных в законе обязанностей, нарушение которых влечет за собой применение государственными органами мер юридической ответственности. Поэтому в разработке рассмотрен также вопрос о возрасте привлечения к уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности.
Кроме того, обучающиеся еще раз повторят свои права и обязанности, установленные Уставом образовательного учреждения.
В конце классного часа ребятам предлагается самостоятельно разрешить проблемные правовые ситуации, используя знания нормативно-правовых документов и свой социальный опыт.
«Право – это все то, что истинно и справедливо». Виктор Гюго
|
На сегодняшнем классном часе мы поговорим о правах ребёнка, то есть о ваших правах. Знаете ли вы свои права? Что входит в ваши обязанности? В каких документах отражены ваши права и обязанности? За что вы можете быть наказаны, и в какой форме выражается это наказание? Этому посвящен наш классный час. Посмотрим на календарь правовых дат. КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ: 1 июня – Международный день защиты детей. 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка. 10 декабря – День прав человека. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации. 20 НОЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ РЕБЁНКА. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, Россия безоговорочно присоединилась к ней. ООН (Организацией Объединенных Наций) – это всемирная международная организация, а Конвенция – международно-правовой документ. Кстати, в Конвенции сказано, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». По российским законам совершеннолетие как раз наступает с 18 лет.
Конвенция о правах ребенка – это достаточно большой документ, перечислим основные его положения: Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статьи 12-13. Право свободно выражать свои взгляды и мнение. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. Остановимся чуть подробнее на некоторых статьях Конвенции. Статья 31. Государства признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Статья 37. Государства обеспечивают, чтобы ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Дети – это люди, и относиться к ним надо, как к людям. А взрослые иногда, даже желая добра, вместо того, чтобы убедить ребёнка, командуют, как в армии. Ребёнок обязательно должен понять, что от него хотят и зачем. Конечно, взрослые люди сильнее. Они могут заставить или наказать. И если наказывают несправедливо, то детей выручает статья 37, которая защищает детей от грубого обращения взрослых. Значит, детей вообще нельзя наказывать? А если можно-то как? Статья 37 защищает детей от жестокого и несправедливого наказания. Но если Если родители жестоко обращаются с ребёнком, или не заботятся о нет, они могут быть лишены родительских прав. Это суровое наказание. И большое несчастье приходит в такую семью, потому что взрослые и дети после этого живут отдельно. Конечно, взрослые тоже бывают не правы, но всем и взрослым и детям нужно уметь не только обижаться, но и прощать.
Несовершеннолетние дети с момента рождения приобретают личные и имущественные права. ЛИЧНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: - на имя, отчество и фамилию, а также на изменение имени и фамилии; - жить и воспитываться в семье; - знать своих родителей, совместно проживать с ними, а также право на их заботу, воспитание ими и на всестороннее развитие; - на уважение человеческого достоинства; - на общение с родителями и другими родственниками; - на защиту своих прав и законных интересов родителями (законными представителями); - на самостоятельное обращение за защитой своих нарушенных прав и интересов в органы опеки и попечительства, а с 14 лет в судебные органы; - на выражение своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. С 10 лет имеет право на обязательный учет своего мнения в ходе судебного и административного разбирательства; - право на получение образования в соответствии с государственными стандартами. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: - на получение содержания от своих родителей; - право на жилище и на защиту своих жилищных прав от злоупотреблений, в том числе и со стороны родителей (законных представителей); - право собственности на имущество, полученное в наследство или дар, на заработную плату, стипендию, другие доходы, полученные им, а также на имущество, приобретенное на эти средства. Конвенция – это не закон. Но Российское государство с ней согласилось. Значит, оно обязано принять такие законы, которые бы подтверждали: Россия готова защищать права ребенка. Таких законов довольно много. Самый строгий из них – Уголовный кодекс Российской Федерации. В нем говорится и о тех преступлениях, которые нарушают права несовершеннолетних. За совершение каждого из них установлены очень серьезные уголовные наказания.
Мы пока говорили о правах детей, но у детей есть и обязанности, а также с определенного возраста несовершеннолетние несут ответственность за нарушение чьих-либо прав и законных интересов, за свое противоправное поведение. Начнем с наших обязанностей как обучающихся профессионального училища № 6. Обучающиеся в училище обязаны:
В соответствии с Уставом училища обучающиеся могут быть: 1.Отчислены из учреждения по состоянию здоровья, в порядке перевода в другие учреждения начального профессионального образования, в связи с призывом на военную службу и других случаях по уважительной причине. 2. Исключены из училища за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения правил внутреннего распорядка обучающихся, пропуски занятий без уважительных причин, неуспеваемость. Грубыми нарушениями признаются те, которые наносят вред или создают реальную угрозу жизни и здоровью участникам образовательного процесса, а также: - прием наркотиков, токсических и алкоголесодержащих веществ, или появление в Учреждении в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения; - принесение взрывчатых, токсических, наркотических веществ, причинение ущерба Учреждению, имуществу обучающихся, сотрудников, дезорганизация работы Учреждения. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
С 14 лет несовершеннолетние несут самостоятельную имущественную ответственность по сделкам совершенным ими самостоятельно или с письменного согласия родителей (законных представителей), а также за причиненный ими вред. В случае если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред возмещают его родители (законные представители). За вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, ответственность несут его родители (законные представители). С 16 лет несовершеннолетние несут административную ответственность за совершение административных правонарушений. За противоправные действия несовершеннолетних в возрасте до 16 лет ответственность несут их родители (законные представители). С 16 лет несовершеннолетние несут уголовную ответственность за совершение преступлений. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, кража, грабеж, разбой, вымогательство, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и другие преступления, предусмотренные п.2 ст.20 Уголовного кодекса Российской Федерации). Итак, закон определил границы наших прав и свобод с целью защиты прав и интересов других лиц, защиты общественной морали и охраны конституционного строя. Только соблюдая эти ограничения, мы вправе рассчитывать на защиту своих прав и свобод. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей с ОВЗ в обществе.
Задача трудового обучения в коррекционной школе состоит в том, чтобы максимально облегчить учащимся (будущим выпускникам) школы адаптацию в обществе, дать школьникам начальное профессиональное образов...
Воспитание детей в семье Николая 2
Сообщение на Рождественские стенияо том, как врспитывали детейв семье последнего Российского императора...
Программа воспитательной работы «Семья – кристалл общества»
Программа воспитательной работы Участник конкурса " Классный, Классный руководитель 2013г. Г. Пенза Преподавателя Саратовского техникума железнодорожного транспорта филиала СамГУПС, классного рук...
Семья – ячейка общества
Семья – ячейка общества . Урок обществознания в 6 классе...
Социальный школьный проект "фотодизайн как средство формирования социального опыта детей в семье"
Я работаю учителем математики в ГБОУ школы №91 г. Краснодара. В этой школе обучаются слепые и слабовидящие дети с ОВЗ. В этой школе я работаю 3 год и как показала мне практика работы за это время, эти...
Приемные дети в семье
Много, много вчерашних малышей, теперь уже подросших, а то и вовсе взрослых, самостоятельных, имеющих свои семьи, своих детей, и знать не знают, что подняты они из покинутости, из забвения, из предате...
Педагогические ситуации. Воспитание детей в семье. Задача 1
кейс - технологии...