Адаптация детей с ОВЗ в обществе.
статья по теме

Чумаченко Наталья Евгеньевна

Задача трудового обучения в коррекционной школе состоит в том, чтобы максимально облегчить учащимся (будущим выпускникам) школы адаптацию в обществе, дать школьникам начальное профессиональное образование для дальнейшего  трудоустройства.

 На уроках  швейного дела я  стараюсь исполь­зовать различные методы и формы работы: наглядно-практические, включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, поощрение, практические работы, вводный и текущий инструктаж,  многократное повторение и практическое закрепление, освоение одного и того же материала под разным углом зрения различными методами и приемами, а также планирую весной включить экскурсию в ателье.........

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текстовый материал42.26 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей с ОВЗ в обществе.

Задача трудового обучения в коррекционной школе состоит в том, чтобы максимально облегчить учащимся (будущим выпускникам) школы адаптацию в обществе, дать школьникам начальное профессиональное образование для дальнейшего  трудоустройства.

 На уроках  швейного дела я  стараюсь использовать различные методы и формы работы: наглядно-практические, включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, поощрение, практические работы, вводный и текущий инструктаж,  многократное повторение и практическое закрепление, освоение одного и того же материала под разным углом зрения различными методами и приемами, а также планирую весной включить экскурсию в ателье.

При  построении уроков учитываю  необходимость уметь определять последовательность обработки изделия, выполнять задание, руководствуясь словесной инструкцией (устной и письменной), образом, рисунком или чертежом, умением организовать свою работу. Формирую  навыки  повторения сначала с подсказкой и помощью, а затем самостоятельно. А также учитываю  психофизические способности учащихся с ограниченными  возможностями здоровья, их склонности и интересы.  

Одним из методических приемов это увеличения словарного запаса и развития связей между словами - служат упражнения с применением схем. Более  сложным упражнением, которое выполняют учащиеся старших классов и обучения, служит подбор слов, означающих предметы, связанные с определенным предметом, например:

При фронтальном составлении схемы предлагающий слова ученик раскрывает содержание понятия. Например, волокна бывают натуральные и химические; к натуральным относятся растительные, животные и т.д. Схемы определяется содержанием  учебной программы для данного класса.

              Предлагаемые ученикам инструкционные карты, готовые работы, являются не чем иным, как прямыми подсказками, готовыми шаблонами, помогающими выполнить практическую работу.  Без таких подсказок обучающиеся не могут самостоятельно выполнить  швейные  работы в силу своих умственных способностей. Используя знания и умения по шитью и рукоделию можно выполнить красивую и неповторимую например косынку. Изделие должно быть выполнено по заранее продуманному плану. Работу над проектом начинаем с эскизов. Я даю рассмотреть возможные варианты косынок, рисунки для вышивки и аппликации, готовые изделия, образцы тканей. После выбора модели, обучающиеся приступают к выполнению выкройки косынки, пользуясь инструкционной картой, и раскрою изделия. Далее учащиеся составляют технологическую последовательность обработки, подсчитывают себестоимость изделия, оценивают качество и сложность выполненной работы.

Я  учу детей   работать с журналами мод; использую межпредметные связи, в особенности: русский язык,  рисование и черчение, математика ( рассчитывать себестоимость изделия; сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается на рынке; определять, удалось ли сэкономить семейный бюджет), соблюдать правила техники безопасности; использую новую, современную, нетрадиционную обработку при шитье изделия.

Также в трудовом обучении учащихся, часто использую изобразительные наглядные средства — учебные плакаты, рисунки, чертежи, фотографии, экранные изображения:

- для выделения свойств, малозаметных при восприятии реального;

- для изучения отсутствующей в школьных мастерских техники;

- для развития у детей умения создавать образ реального предмета на основе его изображения;

- при изучении классификации материалов, видов работ, инструментов;

- для формирования обобщающих образов частей и деталей машин.

Организую  опыты для определения вида волокон ткани по характеру их горения и т.д.  Результаты одновременно записываются на доске и в  рабочие тетради  составленные  мною ( на основе учебника по швейному делу Г.Б. Картушиной и Г.Г. Мозговой 6, 7,8 класс (М.: Просвещение, 2007). Учащимся задаются вопросы по демонстрируемому опыту, на которые необходимо ответить в письменной или устной форме. Благодаря наблюдению опытов и воспроизведению выводов прочность усвоенных знаний повышается.

  Существуют  знания,  которые непосредственно используются во время практической работы, например о свойствах материалов, правилах безопасности труда. Сведения   другой группы непосредственно в трудовой практике не используются, но служат опорой для   усвоения знаний первой группы. Поэтому знания  обеих указанных    групп взаимосвязаны. Внимание, как это часто бывает, только к сугубо практическим  знаниям  не приводит к их полноценному усвоению. Формируемые на    уроках труда знания можно сгруппировать по их содержанию.  

Организационный  момент  урока  я могу  начать  по-разному: с рассказа о новинках технологии, об успехах выпускников школы, о возникших у ребят проблемах, о публикациях в местной печати и т. д., но всегда с того, что привлечет внимание учащихся и возбудит у них интерес к работе. Приступая к занятию, я знакомлю  ребят с его целью и задачами, сообщаю о нормах выработки, стоимости продукции, расценках и т.д.

Новые сведения излагаю доходчиво.  Объяснение материала сопровождаю демонстрацией наглядных пособий, готовых изделий, таблиц. После ознакомления с приемами труда предлагаю детям определить последовательность и содержание рабочих действий. Умение планировать работу — один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания.

На выполнение практической работы отводится большая часть времени на уроках. В старших классах сокращается помощь со стороны учителя, ребята больше работают самостоятельно.

Выполнение задания оценивается с учетом его объема, качества, затраченного на него времени. В поле зрения при этом находится и соблюдение правил техники безопасности, культура труда.

 Стараюсь дать дополнительные сведения  к разделу «организация труда и производства на швейной фабрике; трудовое законодательство; основы безопасности труда» о производственных отношениях и социальной адаптации на рабочем месте. Это:

1. Рабочее место. Трудовые функции. Рабочая норма. Планирование своей работы. Самоконтроль при выполнении трудовых функций. Умение увидеть свои ошибки и исправить их.

2. Охрана и безопасность труда. Охрана труда и техника безопасности на работе. Безопасная работа на электромашинах или др. оборудовании. Пожарная безопасность. Организация рабочего места. Основы гигиены труда, производственной санитарии, личной гигиены. Рабочая одежда. Подбор и подготовка рабочей одежды. Действия в условиях аварийной ситуации и несчастного случая.

4. Основы этики производственных отношений и коммуникации. Разделение труда. Работа в бригаде. Соблюдение трудовой дисциплины. Руководитель, бригадир и подчиненный. Выполнение производственных заданий. Трудовые отношения и деловое общение. Адаптация в трудовом коллективе. Общение в разных трудовых и жизненных ситуациях. Конфликты и выход из них. Контроль своего поведения.

5. Основы трудового права. Рабочее время и время отдыха. Перерыв на обед. Другие перерывы во время работы. Трудовая дисциплина. Заработная плата. Материальная ответственность. Нормы труда.

Усвоение основных тем программы завершается проверочными работами, а все обучение – производственной практикой и квалификационным экзаменом в 9 классе.

Заключение

         Выпускники специальной (коррекционной) школы приобретают положительные стороны

– получение учащимися опыта работы в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

– приобретение коммуникативных навыков и умений

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ)

– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

        Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников специальных (коррекционных) школ. Из опыта работы часть выпускников с 2010 по 2011 учебный год получают профессию в ПУ (Круц, Задоенко, Самодурова, Ягодинский, Левченко, Власенко…)


Практический показ приема работы также служит наглядным средством. Цель показа приемов работы — в первоначальном запоминании учащимися образов результата действия, орудия труда, трудовых движений. Приемы работы осваиваются по трем этапам:

1 этап — трудовые действия осуществляются в рабочем темпе, после чего учитель  показывает полученный результат и дает необходимые объяснения;

 2 этап — действия выполняются в замедленном темпе и сопровождаются объяснениями, остановками в сложных местах;

 3 этап — прием работы повторяется несколько раз в обычном темпе.

После этого наиболее способные учащиеся повторяют прием, группа тем временем оценивает верность выполнения.

Усвоение трудовых приемов вызывает сложности у большинства учащихся вспомогательной школы. Правильность выполнения трудового приема определяется способностями учащегося:

- выдерживать траекторию движения рук в соответствии с ранее приобретенным зрительным образом;

- контролировать прилагаемое к орудию труда усилие;

- осуществлять определенную скорость движений;  

-учитывать необходимость изменения параметров работы в начале и конце деятельности.

Обычно дети могут следить за основным  параметром. И задача учителя — указать на основной параметр деятельности (в швейном мастерстве это — расстояние от края , лапки швейной машины до среза ткани, и т.п.).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Здоровье детей – главная ценность семьи, общества, государства, человечества

Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать:...

Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей

Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация....

Социальная и профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ МО «ИПТ»

    Доклад адресован руководителям, преподавателям, мастерам производственного обучения профессиональных  образовательных учреждений. Также особый интерес доклад может представля...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии.

Данная меиодическая разработка вводит в актуальные темы воспитательной деятельности, в частности, в процесс профессионального обучения в колледже и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без поп...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в ус...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПО.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПО.          Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей одна и...