Воспитание детей в семье Николая 2
учебно-методический материал по теме
Сообщение на Рождественские стенияо том, как врспитывали детейв семье последнего Российского императора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_v_seme_nikolaya_2.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание детей в семье Николая Второго
Ситуация, сложившаяся сегодня в России, признается обществом критической, так как материализм исказил все формы жизни. Размытые духовные ориентиры, тяжелые социальные условия нелегким бременем легли на неокрепшие детские души. Средства массовой информации зачастую ведут к растлению молодежи, разрушению традиционных культурно-нравственных ценностей российского общества: веры, добра, милосердия, великодушия. И эта бездуховная, бессовестная культура показывает нам сегодня свои результаты: разврат, насилие, вседозволенность, вражду, нетерпимость, агрессию и, как следствие, уничтожение института семьи. А ведь семья является основой всей жизни человека.
Более 70 лет нам говорят, что Церковь отделена от государства. Но Церковь не отделялась от государства, это государство и школа отошли от Церкви, а постепенно и все слои общества. Поэтому возвращение к нормальной жизни – это возвращение в Церковь, через семью, школы, армии и всего государства.
Примером высоко духовного воспитания детей может служить семья последнего русского императора Николая II. На почве общего разложения семейных нравов начала XX века семья русского императора представляла редкое исключение: в ней царили тесные дружеские отношения, неподдельная горячая любовь между детьми и родителями.
Природа одарила Николая II умом, превосходной памятью и сильной волей. Он был блестяще образован, говорил на нескольких европейских языках. С раннего детства полюбил церковные службы. Церковь была для Николая II главной опорой. Всего лучше он чувствовал себя в тесном семейном кругу, где царили мир и согласие.
Государь и императрица Александра Федоровна воспитали пятерых замечательных детей. Красота их душ восхищает нас. Мы с любовью повторяем их имена: цесаревич Алексей, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Жену и детей Николай II обожал. С удовольствием принимал участие в их играх, охотно совершал с ними прогулки, любил по вечерам читать вслух русских классиков.
Родители делили детей по старшинству: на старших и младших. Ольга и Татьяна занимали одну комнату, младшие девочки жили в другой. Все спали на одинаковых узких постелях, над каждой из которых висели многочисленные иконы. Мать одевала детей скромно. Любимым нарядом была матросская форма – знак привязанности к яхте «Штандарт».
Жизнь детей шла по установленному порядку. К завтраку собиралась вся семья, затем следовали уроки. После этого полагалось гулять. Верная своим привычкам, императрица не позволяла дочерям сидеть без дела – под ее руководством они занимались рукоделием, учились вязать, вести домашнее хозяйство, рисовали.
Императрица воспитывала детей сама и делала это прекрасно, проявляя свой авторитет только при необходимости, и это не нарушало атмосферы абсолютного доверия между нею и дочерьми. Она понимала жизнерадостность юности и никогда не сдерживала детей, если они шалили и смеялись. Ей нравилось присутствовать на уроках, обсуждать с учителями направление и содержание занятий. Счастливая мать писала в своем дневнике:
Ах, чем бы мир для нас вдруг стал,
Когда б в нем не было детей?
За нами только пустота,
А впереди - лишь смерти тень.
Что значат листья для дерев?
И свет, и воздух через них,
Сгущаясь в сладкий, нежный сок,
Идут в стволы, питая их.
Как будто листья в том лесу –
Для мира дети. Их глазами
Воспринимаем мы красу,
Дарованную небесами.
В царской семье в основе воспитания лежала глубокая религиозность родителей, которую они сумели передать детям. Православие учит, что вера без добрых дел – мертва. Девочки вместе с матерью занимались благотворительностью, посещали больных. На замечания фрейлин о том, что туберкулез опасен и неизлечим, царица говорила: «Они должны видеть в жизни не только красоту, но и печаль».
Во время первой мировой войны государыня и царевны Ольга и Татьяна ежедневно много часов проводили в госпитале. Они прошли курсы сестер милосердия и работали в госпитале хирургическими сестрами, помогали врачам при бесчисленных ампутациях конечностей, делали перевязки, уколы, ухаживали за ранеными. Младшие княжны Мария и Анастасия шили для раненых и их семей, делили все их душевные волнения и переживания, и это научило их смотреть на людей открытыми глазами.
Наследник русского престола с рождения нес тяжелый крест – неизлечимую болезнь. Надо отметить, что в воспитании царевича Алексея, формировании его характера и привычек большую роль сыграли простые, подчас малограмотные люди: боцман Деревенько, матрос Нагорный, няня Мария Вишнякова. Но, конечно, самыми близкими и дорогими были для Алексея родители и сестры.
Осенью 1915 года Николай II взял Алексея в Ставку. Они жили в одной комнате, обстановка которой состояла из походной кровати и нескольких стульев. Из Ставки в Могилеве царевич вместе с отцом выезжал в расположение войск и даже был награжден Георгиевской медалью IV степени. «Несмотря на добродушие и жалостливость, он, без всякого сомнения, обещал обладать в будущем твердым, независимым характером» - писал флигель-адъютант императора А.А.Мордвинов и приводил слова Алексея: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы!»
О царской семье говорили, что эта самая святая и чистая семья. Государыня воспитала в своих детях веру, силу духа, смирение, которые помогли им безропотно вынести дни заточения и принять мученическую кончину. Царевна Ольга переписала стихотворение М.Бехтеева, соответствующее ее мыслям и чувствам:
Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей…
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.
Царские дети были простые, открытые, глубоко правдивые. Они горячо любили Россию. Родители стремились научить их вести жизнь, полную веры и мужества – жизнь победителей.
И может, знакомясь с жизнью царственной семьи, разглядывая прекрасные лики на фото, наше современное искалеченное поколение детей захочет узнать об иной жизни Великой страны, о крепкой русской семье, воспитавшей гордых, не сломленных, великодушных, глубоко верующих, истинных патриотов своего Отечества.
Афонский старец монах Климис сказал когда-то замечательные слова: «Грядут времена, когда только любовь спасет нас. Учись растить в себе любовь, все остальное – грех, хуже смерти, только она – жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие семьи и школы в музыкальном воспитании детей"
доклад на родительское собрание...
Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями "Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей"
В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Приют надежды" в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр...
Педагогические ситуации. Воспитание детей в семье. Задача 1
кейс - технологии...
Педагогические ситуации. Воспитание детей в семье. Задача 2
кейс - технологии...
Педагогические ситуации. Воспитание детей в семье. Задача 3
кейс - технологии...
Педагогические ситуации. Воспитание детей в семье. Задача 4
Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Ев...
Педагогические ситуации. Воспитание детей в семье. Задача 6
кейс - технологии...