Конспект урока по обществознанию на тему: "Безработица, ее причины и последствия".
план-конспект урока на тему

Устинова Людмила Анатольевна

Вашему вниманию предлагается методический материал, а именно разработка конспекта по обществознанию для 1 курса колледжа на тему: "Безработица. Ее причины и последствия." Материал разработки предназначен при изучении раздела "Экономика" для формирования у студентов понятия "безработица". В разработки подробно дано определение "безработица", рассмотрены причины ее возникновения, основные формы и виды, а также методы государственного регулирования в сфере занятости населения. В ходе занятия у студентов формируется четкое и твердое представление о данном экономическом явлении. Считаю, что материал разработки будет полезен преподавателям обществознания и экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока обществознания.

Тема: Безработица, ее причины и последствия.

Цель: Формировать понятия «безработица».

Задачи:

Образовательные: 1. Рассмотрение причин безработицы.

                                  2. Анализ последствий безработицы.

                                  3. Характеристика методов борьбы с безработицей.

Воспитательные: 1. Воспитание экономности.

                                 2. Воспитание трудолюбия.

Развивающие: 1. Развитие речи, мышления студентов.

                          2. Развитие логики, наблюдательности студентов.

                          3. Развитие деловых качеств.

Тип урока: изучение нового материала.

Литература:

1.Николаева И.П., Казнахмедова И.П., «Экономическая теория», изд. М: Юнити, 2005 г., - 543 с.

2. Булатов А.С., «Экономика», изд. М: Экономистъ, 2005г,-896 с.

3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года.

4. Токсанбаева М. С. «Социальные интересы работников и использование трудового потенциала», изд. М: Наука, 2006г., -258 с.

Материальное обеспечение: конспект урока, учебники по экономики для преподавателя и студентов, мел, доска.

                                 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие присутствующих студентов, проверка их готовности к уроку. Отметить отсутствующих путем переклички по списку журнала.

  1. Основная часть.
  1. Изучение нового материала.

Сообщение преподавателя.

                              Сущность явления безработицы

    Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

     Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Согласно Закону «О занятости населения Российской Федерации» безработными признаются: «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.» 1 

    На различных этапах развития человеческого общества эффективность использования рабочей силы была различной. Первобытному обществу свойственны были полная занятость всего трудоспособного населения общины и одновременно перенаселение отдельных территорий; отсюда постоянная борьба племен за территорию. При рабстве имела место полная занятость всех рабов и относительное перенаселение свободных граждан, часть которых становилась колонистами или воинами, их основным назначением было пополнение армии рабов. При феодализме способе производства имело место абсолютное и относительное аграрное перенаселение, часть людей была скрыта, некоторые из них уходили в отхожие промыслы, другие пополняли армию, назначение которой было в захватывании новых земель. В условиях чистого капитализма на индустриальной стадии его развития, при господстве рыночных отношений возникло новое социально-экономическое явление - армия безработных.

     Безработица возникла в условиях чистого капитализма на индустриальной стадии его развития, при господстве рыночных отношений.

Записать в тетрадь определение «безработица».

                                 Виды   безработицы.

В экономической науке выделяют несколько видов безработицы. Например, безработица может быть добровольной и вынужденной. Добровольная возникает в результате увольнения работника по собственному желанию, в основном по личным причинам. Это могут быть неудовлетворенность уровнем оплаты труда, условиями работы либо другие обстоятельства, по которым работник увольняется даже вопреки воле работодателя. Вынужденная безработица является следствием сокращения потребности в рабочей силе. в связи со структурными изменениями и выпускаемой продукции, технологиях производства. Она возникает также вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия, порождается новыми условиями функционирования предприятий и формами найма, а также вынужденным переселением. Различают также полную, частичную, явную, скрытую и сезонную безработицу. При полной безработице население, группа или отдельный человек вообще не имеют работы и соответствующего заработка. Частичная безработица соответствует неполной занятости, т.е. ситуации, при которой человек не по своей воле трудится неполный рабочий день, получая меньшую часть дохода. Явная безработица - это безработица в открытой форме, обязательно регистрируемая органами службы занятости. Скрытая безработица представляет особую опасность для России. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Сложность скрытой безработицы состоит в том, что исследователи, признавая факт ее существования, дают различные содержания этого понятия. Одни авторы понимают под скрытой безработицей избыточную занятость, другие оценивают ее как неполную занятость, третьи представляют как сумму избыточной и неполной занятости.

Выделяют три формы скрытой безработицы: (записать в тетрадь)

· излишняя численность работников на предприятиях и в организациях, получающих полную заработную плату;

· занятость неполного рабочего времени при соответствующей зарплате;

· административные отпуска без сохранения или с сохранением содержания

   Сезонная - безработица, вызванная неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и занятости), в первую очередь относится сельское хозяйство, рыболовство, охота. Еще один из видов безработицы - застойная безработица. Она характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.  Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска.

              Причины возникновения безработицы (заслушать доклад студента)

    В западной экономической литературе причины безработицы исследуются преимущественно на основе экономического подхода. При этом безработица рассматривается как экономическая проблема недостаточно полного использования рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными изменениями на этом рынке. Наиболее известной теорией, объясняющей причины безработицы, является теория Дж. М. Кейнса. Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице. Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в "Капитале" (вторая половина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т. к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще более высокими темпами. Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства. Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге "Теория безработицы" (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. 

Таким образом, можно выделить несколько основных причин безработицы:

1. Внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы

2. Политика правительства в области оплаты труда

3. Экономический спад или депрессия

4. Изменения в структуре населения, в частности рост численности населения

Безработица является следствием деформации рынка труда. Безработные и свободные места всегда существуют, но требуется время, чтобы между ними установилось соответствие. Следствием этого будет наличие безработицы. Таким образом, можно сделать вывод, что на уровень безработицы влияет множество различных факторов, и, в тоже время, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и даже необходимым для эффективного развития экономики государства.

Основные последствия безработицы:

1. Снижение доходов

2. Проблемы с психическим здоровьем

3. Потеря квалификации

4. Экономические последствия

Следовательно, безработица - это тормоз в развитии общества и недоиспользования производственных возможностей. В итоге в стране происходит снижение экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Подобные поддаются прогнозированию. Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.

Основными принципами государственной политики в области занятости являются:

Записать в тетрадь.
1. Обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;

2. Поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
3. Координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
4. Участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
5. Предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
6. Обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
7. Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, соблюдение международных трудовых норм.

                           Методы борьбы с безработицей 

 В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы.

Уровень безработицы, возможно снизить за счет таких факторов:

- Создание новых рабочих мест. Этот метод считается основным методом борьбы с безработицей и предполагает создание условий для массового строительства, развития большого и малого предпринимательства, создание новых рабочих мест государством и тому подобное

- Стимулирование малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система

- Создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее

- Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется

- Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации

- улучшение развития рынка жилья

- выделение государством средств для массового строительства и так далее

Государству необходимо предоставить неплохие условия для поддержки молодых работников. Также нужно создание дополнительных вакансий, чтобы безработные могли устроиться на работу. Значительным шагом по преодолению безработицы является предоставление возможности досрочно выйти на пенсию. К сожалению, эти и многие другие методы борьбы с безработицей малоэффективны до тех пор, пока в стране не повысится экономический уровень развития в целом. Проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы.

  1. Закрепление материала.

Беседа по вопросам.

  1. Что такое безработица?
  2. Перечислите причины ее возникновения.
  3. Назовите основные виды безработицы.
  4. В чем отличие добровольной и вынужденной безработицы?
  5. Каковы основные последствия безработицы.
  6. Какую политику проводит государство в области занятости населения?
  7. Перечислите методы борьбы с безработицей.
  1. Итог урока.
  1. Назовите тему занятия. Что нового узнали на уроке?
  2. Что понравилось более всего?
  3. Какой вопрос в изучении новой темы показался наиболее сложным?
  4. Наиболее простым?
  5. Что о безработице вы хотели бы узнать еще?

Выставление отметок наиболее активным студентам

  1. Домашнее задание.

Учить определение «безработица», различать виды безработицы, разбираться в причинах и последствиях безработицы. Уметь характеризовать государственную политику в области занятости населения.

Раздать доклады на тему: «Виды инфляции»; «Причины инфляции».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Молодежь в современном обществе.  Молодежные  субкультуры....

конспект урока по обществознанию

тема урока "Социальная стратификация общества"...

Конспект урока по обществознанию 5 класс на тему: «Труд и творчество»

Конспект урока по обществознанию 5 класс на тему: «Труд и творчество»....

Конспект урока по обществознанию на тему " Мораль и нравственность"

Цели: рассмотреть содержание понятия “мораль” « право» , «нравственность», расширить, систематизировать и углубить знания о морали;выделить признаки данного т...

Конспект урока по обществознанию на тему образование

Конспект урока по обществознанию на тему образование...