конспект урока по обществознанию
план-конспект урока на тему
тема урока "Социальная стратификация общества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_stratifikatsiya_obshchestva.doc | 45 КБ |
sotsialnaya_struktura_obshchestvasotsialnaya_stratifikatsiya.pptx | 2.71 МБ |
rabochiy_list_po_stratifikatsii.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Социальная стратификация общества»
Цели урока:
изучение и усвоение основных понятий на уроке; характеристика исторических типов стратификации общества.
1) предметные (познавательные) - направленные на познание (образовательные): содействовать формированию умений различать виды социальной стратификации,
2) метапредметные (регулятивные) - направленные на способности (развивающие): развитие умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с учебником;
3) личностные (коммуникативные) - направленные на общение (воспитательные): создание условий для формирования ответственного отношения к учебному труду, проявления личной заинтересованности при выслушивании высказывания каждого, умения работать в микрогруппе, формирование критического отношения к проблемам социального неравенства.
После изучения темы учащиеся должны уметь:
- давать определение основным терминам и понятиям урока;
- называть критерии социальной стратификации общества;
- характеризовать исторические типы стратификации общества.
Основные понятия урока: социальная стратификация, доход, власть, престиж, образование, классы, касты, сословия, рабство.
Оборудование: учебник, рабочие листы, мультимедийная презентация, видеосюжет «Богатые и бедные»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы работы: элементы интерактивного обучения, проблемное обучение, «мозговой штурм», составление кластера, анализ, обобщение, лекция с элементами эвристической беседы, практикум, работа с учебником, рефлексия процесса творческой деятельности.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация и целеполагание.
- Изучение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Итоги урока.
- Окончание урока.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Мотивация. Целеполагание.
Демонстрация фрагмента сюжета «Богатые и бедные».
Вопросы к группе: О чем сюжет? Что показано в сюжете? (работа по сюжету)
Какова цель нашего занятия? – узнать о …
Что мы должны узнать? - как называется процесс расслоения общества.
Еще что? – содержание. Еще? – виды… т.д.
Итак, сформулируйте нашу цель полностью.
Мы должны узнать ….. .
- Тема урока – Социальная стратификация (расслоение) общества. Цель (слайд 1,2)
Планирование.
- Итак, мы с вами определили нашу проблему: Как называется процесс расслоения общества, каковы его критерии и типы? Как мы будем решать эту проблему? – Где можно найти нужную нам информацию? – Каким образом?
- Тот материал, который мы с вами найдем, нужно зафиксировать. Как можно это сделать? (таблицами, схемами, дать развернутый ответ и т.д.)
- Я вам предлагаю использовать для фиксации нудного материала рабочие листы. В конце урока вы сможете не только подвести итоги нашего занятия, но и оценить свою работу.
Изучение нового материала.
Вопрос 1. Понятие и содержание социальной стратификации общества. (слайд 6)
Социальная стратификация (от lat. stratum – слой, пласт; facio – делаю, разделяю; stratification - деление на слои) – деление общества на социальные слои; рассмотрение общества по вертикали – в виде иерархии социальных слоев, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Сайд 7 - Сущность социальной стратификации: без стратификации невозможно эффективное взаимодействие людей и достижение результатов деятельности.
РЛ - выполнение задания № 1.1 (индивидуально)
Вопрос 2. Критерии социальной стратификации общества (слайд 8).
В обществознании социальная стратификация означает процесс и результат деления общества на социальные слои.
В социологии понятие «социальная стратификация» применяют для описания системы неравенства между группами людей.
Социальная стратификация означает с одной стороны неравенство и неравномерное распределение материальных благ.
Работа с рабочими листами – задание № 1.2а) – в парах – проверка по (слайду 9).
Задание № 1.2б) – самостоятельно, по учебникам. Ответы зачитываются вслух.
Вопрос 3. Исторические типы социальной стратификации общества.
(слайд 10) - Социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества. – работа в группах – составление таблицы (слайд 11) – проверка – один вступающий из группы слады 12, 13.
- Закрепление материала.
Слайд 14 – Повторим + возращение к сюжету «Богатые и бедные»
Вопросы: Какие критерии лежат в основе социальной стратификации, показанной в сюжете? – Представители какого класса были показаны в сюжете? – Что характерно для среднего класса? – В чем заключается особенность социальной стратификации в России?
- Итоги урока. На рабочем листе задание. Оценка. Самооценка.
Задание на дом:
1. § 6.1, стр. 192-194, ответить на вопросы после параграфа № 3-6 - (учебник Важенина А.Г. «Обществознание»)
2. Написать эссе на тему «Можем ли мы утверждать, что доход – более важный критерий отнесения человека к тому или иному классу, чем уровень образования?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Изучение понятия и содержания социальной стратификации общества Определение критериев социальной стратификации общества Характеристика исторических типов социальной стратификации общества
План урока: 1. Понятие и содержание социальной стратификации общества. 2. Критерии социальной стратификации общества. 3. Исторические типы социальной стратификации общества.
Основные термины и понятия урока социальная стратификация классы доход власть престиж образование сословия касты рабство
Повторение 1. Определите понятия: 1. Определенный способ связи и взаимодействия индивидов в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей – 2. Главным составным элементом общества является … . 2. Перечислите основные виды социальных групп. 3. Приведите примеры по одному из видов социальных групп (по вариантам) 4. Проведите самоидентификацию по известным вам классификациям социальных групп. начните так: Я – учащийся группы. – первичная группа. Я – учащийся техникума . – вторичная группа.
Понятие и критерии социальной стратификации общества Социальная стратификация ( от lat. stratum – слой, пласт; facio – делаю, разделяю; stratification - деление на слои) – деление общества на социальные слои; рассмотрение общества по вертикали – в виде иерархии социальных слоев, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Какая из этих схем, на ваш взгляд, является правильной? Почему? Социальная стратификация общества = страта + страта + страта Социальная стратификация общества = страта + страта + страта
В обществознании социальная стратификация означает процесс и результат деления общества на социальные слои. В социологии понятие «социальная стратификация» применяют для описания системы неравенства между группами людей. Социальная стратификация способствует неравенству и неравномерному распределению материальных благ. Предложите критерии для социальной стратификации
Критерии стратификации
Исторические типы социальной стратификации Социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества.
Исторические типы социальной стратификации (сравнительная характеристика) Тип стратификации Характеристика (определение) Разновидности Страны, где сохранилась Рабство классическое патриархальное восточное Касты Сословия привилегированные непривилегированные Англия Классы
Исторические типы стратификации РАБСТВО КАСТА КЛАСС СОСЛОВИЯ Укажите характерные черты представленных типов стратификации
Универсальная стратификация современных обществ
Повторим! Как называется процесс расслоения общества? Что лежит в основе деления общества на социальные слои? Назовите типы исторической стратификации общества. Какова универсальная стратификация современных обществ?
Домашнее задание: 1. § 6.1, стр. 192-194, ответить на вопросы после параграфа № 3-6 - (учебник Важенина А.Г. «Обществознание») 2. Написать эссе на тему «Можем ли мы утверждать, что доход – более важный критерий отнесения человека к тому или иному классу, чем уровень образования?»
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
по теме «Социальная структура общества: социальная стратификация»
ФИО______________________________группа________________курс_______________
- Понятие и критерии социальной стратификации общества.
1.1. Вставьте пропущенные слова в предложении.
Социальная стратификация (от lat. stratum – слой, пласт) – _______________________________
___________________________________________; предполагает рассмотрение общества по вертикали – в виде иерархии социальных слоев, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
1.2. а) Предложите критерии социальной стратификации общества (работа в парах).
1. _______________________________
2. _______________________________
3. _______________________________
4. _______________________________
б) Выпишите из учебника (стр. 192, абз. 4) определения данных критериев.
1. __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Исторические типы социальной стратификации.
На основании материала учебника Важенина А.Г. «Обществознание» (стр. 192, с абз.5 – стр. 194 до абз. 4) составьте (работа в группах):
а) сравнительную таблицу «Исторические типы социальной стратификации»;
б) пирамиду «Универсальная стратификация современного общества»;
в) назовите отличительные черты каждого типа стратификации.
Исторические типы социальной стратификации
(сравнительная таблица)
Тип стратификации | Характеристика (определение) | Разновидности | Страны, где сохранилась |
Рабство | |||
Касты | |||
Сословия | |||
Классы |
Универсальная стратификация современных обществ
(пирамида)
Подведем итоги:
Я узнал _____________________________________________________________________
Я понял ______________________________________________________________________
Меня удивило _________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Молодежь в современном обществе. Молодежные субкультуры....
Конспект урока по обществознанию на тему: "Безработица, ее причины и последствия".
Вашему вниманию предлагается методический материал, а именно разработка конспекта по обществознанию для 1 курса колледжа на тему: "Безработица. Ее причины и последствия." Материал разработки предназна...
Конспекты уроков по истории и обществознанию для среднего и старшего звена
Уроки разработаны в соответствии со всеми требованиями ФГОС второго поколения....
Конспект урока по обществознанию 5 класс на тему: «Труд и творчество»
Конспект урока по обществознанию 5 класс на тему: «Труд и творчество»....
Конспект урока по обществознанию на тему " Мораль и нравственность"
Цели: рассмотреть содержание понятия “мораль” « право» , «нравственность», расширить, систематизировать и углубить знания о морали;выделить признаки данного т...
Конспект урока по обществознанию на тему образование
Конспект урока по обществознанию на тему образование...
Конспект урока по предмету ЭК.04 Актуальные вопросы обществознания на тему: «Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход».
Какие бы вопросы экономике мы не изучали и не рассматривали, всегда сталкиваемся с тем, что в центре данной науки, человек, семья. Семья является основной потребительской единицей в экономике, или, ка...