Конспект урока по обществознанию на тему " Мораль и нравственность"
план-конспект урока
Цели:
- рассмотреть содержание понятия “мораль” « право» , «нравственность», расширить, систематизировать и углубить знания о морали;
- выделить признаки данного термина;
- обосновать ее значение в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека.
Задачи урока:
образовательные: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.
развивающие: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.
воспитывающие: воспитывать в учащихся нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.
Основные понятия: “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”, “нравственные ценности”, «моральный выбор»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.15 МБ |
test_moral_i_nravstvennost_zakreplenie.pptx | 62.22 КБ |
otkrytyy_urok_moral.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо» В. А. Сухомлинский
Право- система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
Знаете ли вы? 1. Что такое мораль? 2. Признаки задачи морали. 3. Нравственные (моральные) ценности. 4. Золотое правило нравственности. 5 Отличие морали от права. цель нашего урока .Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее признаки, что представляет собой нравственный человек.
Мораль - Правила поведения людей и принятие в обществе взгляды на добро и зло , честь и совесть , долг и справедливость .
ЧТО ТАКОЕ ДОБРО . ДОБРО ПОНЯТИЕ ДОБРА- ФИЛОСОФЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАК СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, К ГУМАНИЗМУ. ДОБРО- ЭТО СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ . НО ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК ДОБРОГО? ВАШИ ПРИМЕРЫ.
ВЕЛИКИЕ МОРАЛИСТЫ ДРЕВНОСТИ: ИИСУС ХРИСТОС. МОИСЕЙ, МУХАММЕД, КОНФУЦИЙ СМЫСЛ МОРАЛИ СВОДИЛИ К СЛЕДУЮЩЕМУ.. ОСНОВНОЙ СМЫСЛ МОРАЛИ В «ЗОЛОТОМ ПРАВИЛЕ» ТАК ВО ВСЕМ , КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ » МЫ ПОЛУЧАЕМ ОТВЕТ НА ВОПРОС : ЗАЧЕМ НУЖНА МОРАЛЬ? ЧТОБЫ НАУЧИТЬ НАС, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЛЮДЯМ …
Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом
МЫ УЖЕ ЗНАЕМ СЛОВА: ДОБРО И ЗЛО.. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ НО КАКУЮ ВЛАСТЬ ИМЕЮТ ЭТИ ПОНЯТИЯ НАД ЛЮДЬМИ? … ЭТО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА УРОКА.
КРИТЕРИЙ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ЖЕ РАЗЛИЧИТЬ ДОБРО И ЗЛО ? НАЛИЧИЕ УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ В РЕАЛЬНЫХ ДЕЛАХ И ПОСТУПКАХ – ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ МОРАЛИ, ПО КОТОРОМУ МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО. ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП МОРАЛИ ГУМАНИЗМ .
? ? ? Когда мальчик был маленький, люди говорили: – У этого ребёнка жадная мать: она никогда не даст ему даже конфетки, не разделив её пополам. Когда мальчик вырос, люди говорили: – У этого парня счастливая мать: он никогда не съест куска, не разделив его с ней пополам. Лежало на пути бревно. Мешало путникам оно. Один сказал: — Нехорошо! — Сказал И знай себе пошёл. Второй взглянул, Потом вздохнул И то бревно Перешагнул. А третий путник промолчал. Он с виду был И хил и мал. Он молча Скинул полушубок И в сторону Бревно убрал. Зайчиха, сидя у пенька, Учила шустрого сынка: — Будь смел, Не хвастай и не ври! Чужой капусты не бери! Не жми при встрече Волчьих лап! Не обижай того, кто слаб! Не смейся над чужой бедой! С голодным поделись едой!
ОЦЕНИВАТЬ РЕГУЛИРОВАТЬ ВОСПИТЫВАТЬ право мораль
Отличие морали от права Выражает мнение общества. Выражает волю государства, государственный подход к оценке общественных явлений. Формулируются обществом (людьми) Устанавливаются и фиксируются государством. Существуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч. Формулируются в письменном виде в юридических актах. Для оценки поведения используют критерии « честно-нечестно», «нравственно-ненравственно» Для оценки поведения используют критерии « правомерно-неправомерно», «законно-незаконно». Исполнять или нет , решает сам человек. Обязательны для исполнения всеми. Предъявляет требования к поступкам,мыслям,чувствам. Регулирует только поступки и действия человека.
Мораль и право. Вопросы для сравнения Право мораль Кто вырабатывает? Государство Общество Где закреплено? В законах государства Нет письменного закрепления Каковы последствия нарушения? Наступает юридическая ответственность Общественное осуждение , критика «угрызения совести» Выполнение обязательно необязательно Что регулирует Служат для регулирования и оценки поступков общества .
Добро и зло Долг и справедливость Честь и достоинство личности Счастье, совесть, стыд Моральный идеал Достоинство, добродетель . Нравственность- практическая мораль. Критерии морали
Чем отличается нравственность от морали?
Мир сущего Мир должного ЭТО ЧАСТЬ ЖИЗНИ,ТЕСНО СВЯЗАННОЙ С ОБЫЧАЯМИ, ПРАКТИКОЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ. поступки ЭТО РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ФОРМУЛИРУЮТСЯ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ. К МОРАЛИ ОТНОСЯТСЯ - ПРИНЦИПЫ – ИДЕАЛЫ – НОРМЫ Нравственность Мораль
НРАВСТВЕННОСТЬ. МОРАЛЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРОЙ И ЗЛОЙ. ( С ВОЛКАМИ ЖИТЬ, ПО ВОЛЧЬИ ВЫТЬ) ЗЛОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ПРОТИВОСТОИТ - МОРАЛЬ. МОРАЛЬ НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ОДИН ЧЕЛОВЕК ПОЗАБОТИЛСЯ О ДРУГОМ. Это суть нравственного человека. ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ СВОБОДОЙ ВЫБОРА: УМЕНИЕ ПОСТУПАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ДОБРОЙ НРАВСТВЕННОСТЬЮ МНОГИЕ УЧЕНЫЕ СЧИТАЮТ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ. ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ- ЧТО НЕТ ДЕЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ НА ДОБРУЮ И ЗЛУЮ,А НРАВСТВЕННОСТЬ ТОЛЬКО ДОБРАЯ. ТРЕТЬЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ- ЧТО НЕТ ЧЕТКО ВЫРАЖЕННЫХ МОРАЛЬНЫХ НОРМ. ОНИ МЕНЯЮТСЯ
Злая и добрая нравственность
МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРЕДВИДЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ
Моральный выбор.
Крестики-нолики 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вопросы 1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор 2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам 3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством 4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. 5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности 6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам 7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе 8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением 9. Выполнение норм морали обязательно
проверка о о х о х о о о х
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО САМА ЖИЗНЬ. ИЗ НРАВСТВЕННОСТИ ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЕТ МОРАЛЬ СУЩЕСТВУЮТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА НРАВСТВЕННОСТЬ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРЕДВИДЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОСТУПАТЬ ТАК,ЧТОБЫ ТВОИ ДЕЙСТВИЯ МОГЛИ СТАТЬ ОБРАЗЦЕМ ДЛЯ ВСЕХ
Время эти понятия не стёрло. Нужно только поднять верхний пласт. И дымящейся кровью у горла Чувства вечные хлынут из нас. Ныне присно, во веки веков, старина, И цена есть цена, и вина есть вина, И всегда хорошо, если честь спасена, Если духом надёжно прикрыта спина. Чистоту, простоту мы у древних берём, Саги, сказки из прошлого тащим Потому, что добро остаётся добром В прошлом, будущем и настоящем. В. Высоцкий. «Баллада о времени»
Домашнее задание: Вопросы Задания Эссе: «Свобода – делай что хочешь?» «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы» (Б.Шоу) «Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию» (К. Сломиньский)
Литература: Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010 Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008 Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009
Источники иллюстраций: http://www.childlib.ru/dep-resourses/Lihachev-zapovedi.htm http://rus.1september.ru/2001/44/1.jpg http://estb.msn.com/i/6A/3E376EE7F65287F1E7B9505A68D9FE.jpg http://img.photo.tut.ua/uzhgorod/593/16531/oldpaper236204.jpg
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Соотнеси понятия и их определения Человечность Гуманизм Мораль Нравственность Требования личности, предъявляемые ею к самой себе Система нравственных норм, оценок, образцов поведения Любовь к людям, гуманность Система взглядов в рамках которой человек является высшей ценностью мироздания
2. Обозначьте цифрами нормы: 1 – моральные; 2- правовые 1) Вежливое обращение продавщицы с покупателями 2) Спасение прохожим утопающего 3) Обязательность предоставления продавцом чека на покупку 4) Посещение больного товарища 5) Штраф за нарушение ПДД 6) Предъявление документов полицейскому 7) Помощь пожилой соседке по хозяйству 8) Оплата счетов за квартиру
3. Выберите правильный ответ 1. Мораль – это: Свобода личного решения Система нравственных норм, оценок, образцов поведения Способность выбора между добром и злом В основе морали лежит: Гуманизм Ответственность Нравственность
4. Выберите правильный ответ 1. Критерии нравственности определяются: Периодом истории Самими людьми Политикой государства 2. Система взглядов, в рамках которой человек является высшей ценностью мироздания, называется: Человечность Гуманизм Добродетель
5.Выберите правильный ответ 1. Мораль регулирует: Поступки и поведение людей в обществе Трудовую деятельность человека Общественные отношения 2. За нарушение принципов морали человек несет ответственность перед: Обществом Коллективом Самим собой
Предварительный просмотр:
Урок обществознания по теме
"Мораль и нравственность"
Цели:
- рассмотреть содержание понятия “мораль” « право» , «нравственность», расширить, систематизировать и углубить знания о морали;
- выделить признаки данного термина;
- обосновать ее значение в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека.
Задачи урока:
образовательные: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.
развивающие: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.
воспитывающие: воспитывать в учащихся нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.
Основные понятия: “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”, “нравственные ценности”, «моральный выбор»
Оборудование: доска, учебник “Обществознание”,видеопроектор, телевизор.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Урок лекция-беседа.
Ход урока
1. Организация урока.
2. Подготовка к изучению нового материала.
- Итак, хочется начать наш урок тема которого « Мораль и нравственность»
. - Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль и нравственность ”. (Записывают тему урока в тетради)
- 3. Новая тема.
- Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, обидеть слабого или поддержать его, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора в поведении : право и мораль. Они указывают как нам себя вести.
Первый регулятор. Право-система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня и познакомимся.
- План нашего урока вы видите на доске.
1. Что такое мораль?
2. Признаки задачи морали.
3. Нравственные (моральные) ценности.
4. Золотое правило нравственности.
5 Отличие морали от права.
- Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока
. (Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее признаки, что представляет собой нравственный человек.)
- Итак, с чего начнем? (С определения мораль)
Мораль -Правила поведения людей и принятие в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть , долг и справедливость .
Что такое добро?
ПОНЯТИЕ ДОБРА- ФИЛОСОФЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАК СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, К ГУМАНИЗМУ.
ДОБРО- ЭТО СПРАВЕДЛИВОСТЬ,МИЛОСЕРДИЕ, ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.
НО ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК ДОБРОГО?
ВАШИ ПРИМЕРЫ.
Ученые изучающие мораль утверждают , что она в своем содержании элементарна.Великие моралисты мира Иисус Христос , Конфуций, Сократ, Мухаммед, Моисей ,сводили основной смысл морали к Золотому правилу
« ТАК ВО ВСЕМ , КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ»
Мы получаем ясный ответ на вопрос зачем нужна мораль ?
Прежде всего научить нас как относится к другим людям.
МЫ УЖЕ ЗНАЕМ СЛОВА: ДОБРО И ЗЛО.. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ
НО КАКУЮ ВЛАСТЬ ИМЕЮТ ЭТИ ПОНЯТИЯ НАД ЛЮДЬМИ… ЭТО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА УРОКА.
НАЛИЧИЕ УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ В РЕАЛЬНЫХ ДЕЛАХ И ПОСТУПКАХ – ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ МОРАЛИ, ПО КОТОРОМУ МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО.
ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП МОРАЛИ : ГУМАНИЗМ.
.( Рассмотрев примеры скажите какие задачи ставить мораль).
Задачи морали –оценивать, регулировать, воспитывать человека
А сейчас выполним заданиечтобы разобраться чем отличается мораль от права.
Заполняем таблицу.
Вопросы для сравнения | Право | мораль |
Кто вырабатывает? | Государство | Общество |
Где закреплено? | В законах государства | Нет письменного закрепления |
Каковы последствия нарушения? | Наступает юридическая ответственность | Общественное осуждение , критика «угрызения совести» |
Выполнение | обязательно | необязательно |
Что регулирует | Служат для регулирования и оценки поступков общества. |
Задание: приведите примеры, где человек сталкивается с моралью и правом. (Н-р.Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу – мораль). Вадим угнал автомобиль, и совершая очередной угон, он был задержан сотрудниками милиции (право).
- Итак, каковы же признаки права и морали? Давайте их запишем в тетрадь.
(Выписывают в тетради признаки морали из таблицы.)
- Что означает для человека моральный выбор , ведь зачастую имея знания о морали , мы не спешим их использовать в своих поступках
.Мораль используемая на практике называется нравственностью.
Таблица моральный выбор.
-Что необходимо для того, что бы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни? (Задумываться о своих поступках, любить людей как самого себя, любить самого себя)
- А каковы черты морального человека?
Задание:работая совместно составьте черты, качества высокоморального человека. Рассмотрим категории морали.
- Каждый ученик предложит черту, которая должна принадлежать нравственному человеку. Для этого у каждый запишет черту на куклу . Запишите характеристику этого человека. (Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание)
(Работают с куклой, каждая пара записывает характеристику высоконравственного человека .)
- Трудно соответствовать моральному человеку?
- А нужно это человеку?
- Зачем?.Нравственность может быть доброй и злой.Злой нравственности противостоит мораль, потомучто мораль начинается там , где один человек позаботился о другом человеке.(сюжет добро и зло)
4. Закрепление изученного
Задание:Практические вопросы.
.
Игра “Крестики-нолики”. Раздает заготовки игрового поля.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Вопросы для игры “Крестики-нолики”.
1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).
2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые дела. (да).
3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).
4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).
5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).
6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).
7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).
8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).
9. Выполнение норм морали обязательно (нет).
5. Итог урока.
- Итак, давайте сейчас посмотрим , что мы узнали на уроке, чему научились.
Тест « Мораль и нравственность»
6.Домашнее задание
Просмотрев сюжет фильма « Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина я столкнулась с трудностью для меня стало непонятно ,кем является главный персонаж – преступником или героем ? А как считаете вы?
Эссе на данную тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект открытого урока по теме: "Рождественские открытки, как предмет эстетически - нравственного воспитания учащихся".
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА: Преподаватель: Плотникова Ирина НиколаевнаНаименование творческого объединения: МОУ ДОД "Волосовская Де...
Конспект урока по обществознанию на тему: "Безработица, ее причины и последствия".
Вашему вниманию предлагается методический материал, а именно разработка конспекта по обществознанию для 1 курса колледжа на тему: "Безработица. Ее причины и последствия." Материал разработки предназна...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Обществознание" Тема: «Мораль, категории морали»
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Обществознание" по теме: «Мораль, категории морали» поможет всем преподавателям при подготовке к уроку по данной тема...
Методическая разработка урока по теме "Мораль и нарвственность"
ДисциплинаОбществознаниеГруппа11 (1 курс)Тема урокаМораль и нравственностьТип урокаУрок усвоения новых знанийПланируемые результаты (цели и задачи)Развивающие:развивать навыки диалогового и публичного...
Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»
Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»...
Кроссворд на тему: "Мораль.Религия. Искусство"
Предназначен для контраля знаний по учебному предмету "Обществознание". Время на выполнение работы 20-25 минут....
Конспект урока обществознания по теме "Право человека на образование"
Конспект урока обществознания по теме "Право человека на образование" и презентация...