Летняя школа журналистики
рабочая программа на тему

Дорош Светлана Васильевна

Создание летних профильных площадок на базе учебных учреждений помогает в решении ряда образовательных и социальных проблем: летний отдых старшеклассников становится познавательным, ребята приобретают возможность получения практически ориентированных навыков, связанных с избранным ими профилем обучения, а так же необходимых для успешной социальной и профессиональной  адаптации компетенций.  При оптимальной организации  жизнедеятельности профильной  площадки  в сочетании с оздоровительным и развивающим потенциалом окружающей среды становится возможным создание условий для оздоровления, формирования и развития личности подрастающего человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ploshchadki_2015.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

профильной летней площадки.

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: создать условия для самовыражения и самореализации детей и подростков.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

  • создать условия для включенности школьников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность;
  • сформировать навыки работы с информацией; 
  • развить творческие способности;
  • развить коммуникативные качества личности.

Предпосылки проекта.

Создание летних профильных площадок на базе учебных учреждений помогает в решении ряда образовательных и социальных проблем: летний отдых старшеклассников становится познавательным, ребята приобретают возможность получения практически ориентированных навыков, связанных с избранным ими профилем обучения, а так же необходимых для успешной социальной и профессиональной  адаптации компетенций.  При оптимальной организации  жизнедеятельности профильной  площадки  в сочетании с оздоровительным и развивающим потенциалом окружающей среды становится возможным создание условий для оздоровления, формирования и развития личности подрастающего человека.

В нашем городе работает детско-юношеская медиа студия, опыт которой в течение трех лет создал основу для воплощения в жизнь новой формы обучения школьников основам журналистики.

Журналистика изначально предполагает универсализм. Журналистский способ творчества воспитывает в молодых людях способность видеть и слышать мир, в котором мы живем, учит их не быть отстраненными от проблем общества. Не важно, какую профессию в конечном счёте они выберут, важно другое: они будут знать, что у них есть возможность активно выражать свою личностную позицию, свои взгляды, раскрывать проблемы интересной для них сферы деятельности с помощью средств массовой информации.

Чтобы воспитать у молодежи журналистское «видение», необходимо прежде всего раскрыть роль и возможности СМИ в обществе, донести факты самоотверженного и благородного профессионального поведения, реальной помощи людям, участия журналистов в важнейших социальных, научных процессах. Привлечение молодёжи к журналистике  способствует самореализации, развитию творческих способностей ребят.

Форма летней профильной площадки способна вобрать в себя самые разные виды воспитательной и образовательной деятельности.

Здесь школьники получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделали первые шаги в практической деятельности, создавая свои первые публицистические произведения, развивают свои творческие и коммуникативные способности: умение формулировать мысли, умение общаться с людьми, работать в коллективе, умение понять тему, умение находить и разрабатывать новые темы, тактичность, доброжелательность.

Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения планируется строить на постоянной социальной практике. Работа строится на активных формах таких, как социологические опросы, создание баз данных, работа редакционной коллегии, выпуск газеты, радиопередачи, телевизионной программы. Сплочению коллектива и развитию коммуникативных свойств личности будут способствовать  тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, общий досуг.

ОРГАНИЗАЦИОННО -  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

    Дети получают начальные знания, умения, навыки журналистской деятельности, делают первые шаги в практической деятельности, развивают свои творческие и коммуникативные способности.

  Умение пользоваться фотоаппаратом, видеокамерой, диктофоном  приветствуется.  

Возраст детей 12-17 лет.

Формы и методы работы по программе.

     Основной принцип обучения — «теория через практическое дело». Тренинги, мастер–классы, лекции, беседы сочетаются с постоянной практической отработкой умений и навыков. В процессе создания газеты, ТВ- передачи, социального ролика или видеоотчета  учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.

Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации.

Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности используются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства и техники речи, мастер-классы, творческие конкурсы,  дискуссионные площадки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Теор. часы

Практ. часы

1.

Диагностика знаний, умений, навыков. Тренинги. Ролевая игра «Команда».

 

8

2.

Журналистика как вид деятельности и профессия. Общее  понятие о журналистике (специализация, качества, кодекс чести журналиста)

3

3.

Общее понятие о газете (композиция, рубрики, жанры)

1

4.

Источники информации

1

1

5.

Самостоятельное оформление своей статьи

2

6.

Журналистский текст

1

1

7.

Самостоятельный сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося)

1

8.

Основные жанры журналистики

1

9.

Репортаж

0.5

2

10.

Интервью.

0.5

2

11

Создание материала определенного жанра (по выбору)

 

2

12

Деятельность фотокорреспондента.  Основы  работы с профессиональной  фотокамерой.

1

2

13

Макетирование, верстка дизайн печатного здания

1

4

14

Специфика печатной журналистики. Написание заметок

1

4

15

Выпуск газеты на основе набранного материала.  

4

16

Специфика тележурналистики

1

4

17

Видеосъёмка.  

1

6

18

Видеомонтаж

2

6

19

Выпуск телевизионной передачи

2

7

ИТОГО

16

56

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Диагностика знаний, умений, навыков. Командообразование

Практика: ежедневные коммуникативные тренинги.

2.Журналистика как вид деятельности и профессия

Теория. Профессия – журналист. Этика поведения журналиста. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации

Практика. Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование), запись на диктофон, работа с фотоаппаратом, видеокамерой.

3. Номер газеты

Теория. Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.

Практика. Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. Размещение материала в газете. Подбор названия газеты.

4. Источники информации

Теория. Источники информации.

Практика. Сбор возможной информации для номера газеты, иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для газеты редакции.

5. Самостоятельное оформление своей статьи для газеты. Практика

6. Журналистский текст

Теория. Как расположить к себе людей. Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование. Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации.

Практика. Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием.  Обработка результатов. Оформление полученных результатов для газеты.

7. Самостоятельный сбор информации на заданную тему или по выбору. Обработка информации, оформление статьи. Практика

8. Основные жанры журналистики

Теория. Основные информационные жанры журналистики: заметка, интервью, репортаж, фоторепортаж.

Практика. Анализ информационных материалов в  периодической печати. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж, его особенности. Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для газеты.

9. Репортаж

Теория: различие репортажей в зависимости от цели – политический, спортивный, молодёжный и т.д.

Практика:  практика записи репортажей для радио и ТВ.

10. Интервью.

Теория:  цель интервью, соответствие вопросов теме задания редакции, этика общения с интервьюируемым.

Практика: знакомство с членами своей команды в форме интервью.

11. Создание материала определенного жанра (по выбору). Оформление полученных результатов для газеты  (эл.вариант) 

12. Деятельность фотокорреспондента.  Основы  работы с профессиональной  фотокамерой.

13. Самостоятельный выпуск газеты на основе набранного материала. Практика.

15        Специфика тележурналистики

Теория: особенности подготовки текста для телепередачи. Стилистические отличия телепередач, адресованных разным группам зрителей.

Практика: написание  сценария телепередачи, раскадровка, подготовка текстов для стэн-апа, закадрового комментария.

16        Видеосъёмка.  

Теория: Деятельность оператора.  Основы  работы с профессиональной  видеокамерой. Техника безопасности при работе с видеокамерой. Различия цифровой и аналоговой съемки.

Практика: Видеосъемка телевизионных сюжетов согласно плану.

17   Видеомонтаж

Теория: основы видеомонтажа. Понятие нелинейного монтажа.

Практика: выпуск телепередач (ежедневный, еженедельный, заключительный)

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

  • Особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
  • Виды и методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
  • Структуру текста (заголовок, смысловые части);
  • Информационные жанры журналистики;
  • Принципы оформления газеты.
  • Принципы построения телевизионного выпуска
  • Особенности интернет-журналистики

Учащиеся должны уметь:

  • Анализировать источники информации;
  • Набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
  • Находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;
  • Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
  • Написать газетную заметку, репортаж;
  • Составлять фоторепортаж.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

1. Предварительный контроль:

Определение мотивации, выявление подготовленности ребенка  к усвоению новых знаний,  владение навыками работы на компьютере (собеседование, практические задания, упражнения)

2. Промежуточный контроль:

Анализ процесса усвоения знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития творческих способностей  

3. Заключительный контроль:

Демонстрация полученных умения и навыков в ходе презентаций газет  и телепередач.

Примерный режим дня

Время

Вид деятельности

Ответственные

9-00 -9-30

Завтрак

Воспитатель, медработник

9-30- 10-00

 «Бодрое утро» 

Просмотр телесюжета, подготовленного по итогам предыдущего дня, анализ ошибок.

знакомство с планом на день.

Воспитатели.

10-00 -12-00

Образовательная деятельность (по плану)

Преподаватели, специалисты

13-00 – 13-30

Обед

Воспитатели, медработник

13-30 – 14-00

Образовательная деятельность (по плану)

Преподаватели, специалисты

14-00- 16-00

Практическая журналистика (соц.опросы, репортажи, съемки мероприятий, монтаж)

  Преподаватели

16-00-16-30

Полдник

Воспитатели , медработник

16-30 -17-00

Подведение итогов дня, планирование  деятельности на следующий день.

Воспитатели, тренеры.

План-сетка профильной площадки.

День 1  понедельник 01.06.15

Знакомство  ребят

Ознакомление с планом смены

Разбивка на команды (редакции)

Принятие правил

День защиты детей. (открытие комнаты дневного пребывания «Лучика надежды»)

День 2 вторник

02.06.15

Тренинг  командообразования

Актёрское мастерство

(Бурдина О.А.)

Работа по редакциям

Акция «Зелёная планета»

День 3  среда 03.06.15

Командная игра «Мосты дружбы»

Занятие со специалистом по программе «Свобода голоса» (Брагина С.А)

Репетиция отчетного мероприятия

Создание сюжета (Дорош С.В.)

День 4 четверг 04.06.15

Тренинг  командообразования

 Городская акция  «День здоровья»

Работа над сюжетом по акции

День 5 пятница 05.06.15

  Тренинг  командообразования

Актёрское мастерство

(Бурдина О.А.)

Занятие со специалистом по программе «Свобода голоса» (Брагина С.А)

День 6 суббота 06.06.15

Знакомство с программой газетной верстки «InDesine»

Создание макета газеты (Дорош С.В.)

Акция «Зелёная планета»

День 7 понедельник 08.06.15

Репетиция отчетного мероприятия

Знакомство с программой газетной верстки «InDesine»

Создание макета газеты (Дорош С.В.)

День 8 вторник 09.06.15

Коммуникативные тренинги

Занятие со специалистом по программе «Свобода голоса» (Брагина С.А)

Основы газетного дизайна (рисунки, графические элементы) (Булдакова Т.В.)

День 9 среда 10.06.15

  Коммуникативные тренинги

Актёрское мастерство

(Бурдина О.А.)

Репетиция отчетного мероприятия

День 10 четверг 11.06.15

Коммуникативные тренинги  

Занятие со специалистом по программе «Свобода голоса» (Брагина С.А)

Репетиция отчетного мероприятия

Основы газетного дизайна (рисунки, графические элементы) (Булдакова Т.В.)

День 11 пятница

12.06.15

Коммуникативные тренинги

 

Съемки городских мероприятий ко дню России

День 12 суббота 13.06.15

Экспедиция в Заярск – один из старейших поселков района. Фото, видеосъемка. Интервью с жителями Заярска.  

  День 13 понедельник 15.06.15

Занятие со специалистом по программе «Свобода голоса» (Брагина С.А)

Создание сюжета по дню России (Дорош С.В.)

Репетиция отчетного мероприятия

День14 вторник 16.06.15

Коммуникативные тренинги  

Отчетное мероприятие студии «Выпуск – 2015»

День 15  среда 17.06.15

  Актёрское мастерство (Бурдина О.А.)

Монтаж фильма по экспедиции.

Создание сценария фильма по итогам смены. (Дорош С.В.)

День 16 четверг  18.06.15

Занятие со специалистом по программе «Свобода голоса» (Брагина С.А)

Основы газетного дизайна (рисунки, графические элементы) (Булдакова Т.В.)

Съемка фильма

День 17 пятница 19.06.15

Выпуск газеты по итогам смены (Дорош С.В.)

Монтаж  фильма

День 18 суббота 20.06.15

Закрытие площадки

 

 

Кадровое обеспечение:

  1. Педагоги дополнительного образования – 4 человека (Брагина С.А., Булдакова Т.В., Бурдина О.А., Дорош С.В., Приходько А.М.)
  2. Воспитатель – 1 человек  - Булгакова Анна Андреевна

Литература

  1. Масс-медиа в образовательном учреждении. Тихонова Т.Н. Иркутск 2012
  2. Журналистский пленэр «Байкальский ветер». Сборник. Иркутск  2012
  3. Дополнительное образование детей. Под редакцией О.Е.Лебедева. Москва 2003

Приложение

Примеры тренингов для участников профильной площадки.

 

ОСНОВЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ  и ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА

Повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

 ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА

• создание доверительной атмосферы для общения в  группе, благоприятного социально-психологического климата;

• развитие эмпатии участников тренинга по отношению друг к другу;

• формирование навыков взаимодействия в команде (группе);

• развитие неформальной структуры группы, ее эмоциональной экспансивности;

• формирование групповых норм партнерского общения;

• развитие чувства «мы», внутреннего единства класса.

 Эмпирические индикаторы сплоченности коллектива

1. Развитость неформальных отношений внутри группы: включенность членов коллектива в общение, лидерство в группе ;

2. Принятие групповых решений, сотрудничество в группе, автономность класса при решении общегрупповых задач;

3. Чувство «мы», целостность класса, социально-психологический климат в группе.

 Основные правила работы в группе

• принцип активности;

• принцип исследовательской (творческой) позиции;

• принцип объективации (осознания) поведения;

• принцип партнерского субъект - субъектного общения. Принципы подбора игр

• Основные принципы работы в тренинге, на основе чего подбираются игры:

• контакт,

• коммуникация,

• кооперация.

 КОММУНИКАЦИЯ

Коммуникация подразумевает развитие навыков партнерского общения, а также открытое обсуждение проблем группы Эти задачи выполняют следующие упражнения: «Контакт», «Интервью в парах», «Ассоциации», «Великое лицо» .

Помимо формирования навыков партнерского общения, упражнения позволяют развивать ЭМПАТИЮ.

 КООПЕРАЦИЯ

Кооперация позволяет участникам группы получить навыки работы в команде,

достижения групповых целей. Упражнения группового взаимодействия: «Путаница»,

«Групповой портрет». Успех достигается только тогда, когда вся группа работает над

решением задачи. Упражнения стимулируют лидерские процессы в группе, развивают ЭМПАТИЮ.

 САМОПОЗНАНИЕ

Упражнения на самопознание («Автопортрет», «Планета несуществующих животных», «Объявление в газету»).

«Узнавание» друг друга способствует росту сплоченности в группе за счет «открытия» в

членах класса позитивных сторон, обнаружения общего с другими одноклассниками.

 Групповые ритуалы В начале работы используется ритуал «Приветствие», в котором все участники по кругу здороваются друг с другом и рассказывают о самом приятном

(запомнившемся) событии прошедшей недели. Групповой ритуал в конце занятия

Упражнение «Клубок»: когда во время выполнения задания происходит не только обмен

впечатлениями, но и общее групповое действие. В руках ведущего — клубок. Конец нити он наматывает на палец и передает клубок кому-то из группы, при этом он говорит о том, что в работе этого человека ему сегодня особенно понравилось. Участник закрепляет нить на пальце и передает клубок дальше. Ход передается до тех пор, пока клубок не побывает у каждого. В результате получается паутинка, которую можно снять с пальцев и оставить на полу в классе, а можно смотать с ответной обратной связью. «ЗНАКОМСТВО»

Упражнение «Имя — качество»:

 участники по кругу называют свое имя и качество, которое помогает им налаживать отношения в классе. Знание имен может быть закреплено  упражнением «Снежный ком», когда первый участник называет свое имя, следующий участник — имя первого и свое, третий участник — имя первого, второго, свое и т. д. до последнего участника.

 Это позволяет сформировать и закрепить норму общения в группе — только по именам, так как в школьном подростковом коллективе для обращения часто используются фамилии и клички. «Интервью в парах» Способствует развитию навыков самопрезентации, эмпатии, создает условия для доверительного общения, дает

возможность лучше узнать друг друга.  Группа разбивается на пары. За ограниченное время (10 минут) необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим на тренинге. Форма представления следующая: один участник встает за спину партнера по общению, кладет ему руки на плечи, рассказывает о нем от первого лица. Например, Лена встает за спину Наташе и говорит: «Меня зовут Наташа, я...» и рассказывает все, что она узнала о Наташе, затем участники меняются местами. Такая форма представления помогает с помощью физического контакта сократить дистанцию между участниками, а также развивает эмпатию.

 КОНТАКТ

Знакомство участников с основными приемами эффективного общения, формирование умений и навыков установления контакта в межличностном общении. Обязательно отмечается работа тех участников, которые способствовали росту сплоченности в группе, помогали другим участникам раскрыться.  Упражнение «Объединение по качествам»

 Участники делятся на пары и ищут 8 общих для них качеств. Двойки объединяются в четверки, которые ищут по 6 общих для всех качеств, четверки объединяются в восьмерки и ищут по 4 общих качества, группа делится пополам и ищет по 3 общих для всех качества. И наконец, весь класс ищет 2 общих для всех качества. Такое постепенное движение от пары к целому классу позволяет перейти группе на новый уровень отношений, осознать объединяющие всех членов коллектива свойства.

 Упражнение «Объявление в газету»

 Учащимся раздаются листы бумаги и дается задача — написать объявление в газету, в рубрику «Ищу друга». Работа не подписывается. Затем объявления сдаются ведущему, который просит участников освободить места и на сиденьях раскладывает объявления.

Учащиеся должны пройти по кругу, прочитать все объявления и поставить крестики на тех трех объявлениях, которые понравились больше всего. После чего зачитываются и анализируются только те объявления, которые набрали наибольшее количество крестиков. Это позволяет выделить неконструктивные требования к партнерам по общению, сократить их количество.

 Поведение ведущего

Подводя итог, ведущий повторяет те качества, которые объединяют группу, подчеркивает

важность личностного роста в противовес требованиям к окружающим, а также

отмечает, что в каждом человеке можно найти нечто позитивное и каждому сказать

комплимент, ведь поддержка друг друга в группе является фундаментом

благоприятного социально-психологического климата.

 ОБЩЕНИЕ, БЕСЕДА

Дальнейшее повышение коммуникативной компетентности участников через формирование эффективной стратегии общения.  Ведущий рассказывает подросткам о

коммуникативной стороне общения, типах вопросов, стратегиях беседы. Полученные

знания учащиеся отрабатывают в упражнениях «Великое лицо» и «Открытый вопрос»

Упражнение «Великое лицо» 

Участвуют два человека. Один описывает известное лицо- ученого, писателя и т.д. Дается его характеристика. Другой отгадывает этого человека, задает вопросы, дается разрешение на подсказки из группы. Ведущий помогает сформулировать вопросы, в конце анализирует наиболее успешную стратегию вопросов.

Упражнение «Открытый вопрос»

• открытые вопросы - направляют беседу в заданное русло. Открытые вопросы подталкивают человека к развернутому ответу, поэтому снижают риск услышать однозначное «нет»; они позволяют получать в ответ только необходимую информацию, но не сообщать итоговое решение. В этом случае ответ «да» или «нет» прозвучит только в самом конце беседы, и он окажется уже предсказуемым и ожидаемым. Соответственно, от закрытого вопроса можно ждать только четкого согласия или отказа. (ДА, НЕТ)

• Пример № 1:

открытый вопрос : Как вы учитесь?

ответ : хорошо.

закрытый вопрос : Вы хорошо учитесь?

ответ : Да.

открытый вопрос : Какие предметы Вам нравятся?

Ответ: иностранный и литература.

закрытый вопрос: Вам нравятся иностранный язык и литература?

ответ: Да.

• Как ты любишь проводить время? Какие качества ценишь в людях? И т.д.  

 «Кочки на болоте».

 Цель упражнений: Повышение уровня сплоченности группы благодаря физическому контакту.

Первый этап путешествия — «Кочки на болоте». Ведущий заранее готовит карточки с пословицами (на каждой карточке написано по одному слову). На группу необходимо подготовить 3—4 пословицы. По количеству пословиц класс делится на подгруппы. Для каждой подгруппы на полу выкладываются листы бумаги формата А4 —«кочки». Все участники встают на «кочки», во время выполнения упражнения наступать на пол нельзя (только на «кочки»). Карточки каждой пословицы перемешиваются и раздаются учащимся. Задача - поменяться местами так, чтобы слова пословицы находились правильном порядке.  Упражнение позволяет через физический контакт сократить дистанцию между участниками, выработать стратегию работы в команде. В конце упражнения можно отметить наиболее успешную стратегию.

 «Групповой рисунок по кругу».

 Всем участникам выдаются листы бумаги формата А4 и карандаши (фломастеры). Задача — задумав картину (пейзаж за окном путешественника), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу слева. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один элемент и передать соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин, привлекательность для «автора».

Упражнение позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии развивает сплоченность коллектива.  «Групповой рисунок по кругу». Упражнение позволяет развивать сплоченность группы, двигаясь от стадии к стадии, от работы на личном пространстве до работы на общей территории. работа выполняется в два этапа.  На первом этапе — индивидуальный рисунок (животное, не существующее в природе), на втором — групповая работа. Ведущий предлагает разместить своих животных на ватмане и приклеить; рисунок дорисовывается группой. Для планеты, где располагаются животные, придумывается название, которым подписывается рисунок. «Я глазами других»  

Цель. Предоставление возможности участникам лучше узнать остальных членов группы и получить обратную связь о себе; раскрытие внутреннего мира каждого участника для лучшего взаимопонимания.

• Упражнение «Ассоциации с настроением», в котором нужно сказать, с каким цветом ассоциируется настроение участников группы. Другой вариант: можно назвать имя и ассоциацию, связанную с именем (цвет, качество, явление, предмет и т. д.).

• Для разминки используется упражнение «Ассоциации с мячом». Ведущий называет свое слово, например «солнце», и бросает мяч любому участнику группы. Следующий участник (тот, кто с мячом) называет любую ассоциацию на это слово и также кидает мяч. Ассоциации нужно называть не на весь ряд слов, а только на последнее слово. «Я глазами других» Один из участников группы выходит за дверь, а группа загадывает кого-то из членов группы. Задача «водящего» определить, кого загадали. Для этого можно спросить группу о том, с чем ассоциируется «загаданный» человек (цвет, дерево, музыка, животное, еда, мебель и т. д.). В конце занятия обсуждается важность доверия для общения в классе, отмечаются те «открытия», которые ребята сделали при выполнении упражнений.

 «МЫ»

Группа строит «Городок», учится договариваться друг с другом (кому какое место занять, кто и что дорисовывает, как назвать городок и т. д. Во время анализа участниками отмечаются наиболее удачные детали рисунка, отмечают привлекательность получившегося рисунка. Тренер обязательно делает акцент на вкладе каждого в работу и ценность группового взаимодействия. В упражнении развивается чувство «мы», групповое единство, закрепляются навыки взаимодействия в команде.

 Завершающие игры

В упражнении «Автопортрет» можно применить те знания о себе, которые подростки получили в ходе тренинга.

Упражнение «Лист пожеланий». Для него заранее готовятся листы бумаги формата А4 с рамочками (можно использовать цветную бумагу). Каждый подросток на листе пишет свое имя и передает соседу слева, а затем получает листок с именем и пишет пожелание хозяину имени, после чего лист опять передается соседу слева. Упражнение выполняется до тех пор, пока все не получат листки со своими именами и пожеланиями. Упражнение повышает настроение участников. Чтобы усилить эффект, можно попросить учащихся зачитать самые понравившиеся пожелания. Листы пожеланий забираются ребятами домой.  Подведение итогов В программе занятия с целью развития коммуникативных навыков чередуются с занятиями на групповое взаимодействие, что позволяет, с одной стороны, повышать коммуникативную компетентность участников (необходимую для роста сплоченности), с другой стороны, реализовывать принципы партнерского общения при принятии группового решения. Класс, участвуя в занятиях, двигается от стадии к стадии за счет формирования чувства «мы», развития целостности группы и ее сплоченности.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВ.

  1. Постоянство. Каждый участник работает от начала до конца. Уходы раньше окончания работы или задержки с утра в обязательном порядке согласовываются с главным редактором. В исключительном случае – с руководителем.
  2. Конфиденциальность. Всё, что происходит внутри группы не выносится за её пределы.
  3. Персонификация высказываний. Отказ от безличных форм. Журналист несёт личную ответственность за информацию. Выражения «Некоторые думают…» «Большинство людей в городе считает…» недопустимы.
  4. Оценки поведения и действий. Допустима критика действий других участников, но не личности.
  5. Здесь и теперь. Не переносим предыдущий опыт общения друг с другом и другими людьми в сегодняшнюю ситуацию.

Автор проекта – педагог дополнительного образования Дорош Светлана Васильевна.

Г. Железногорск-Илимский

2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация модели тьюторского сопровождения при организации летней школы для одаренных детей

В статье описан опыт работы с одеренными детьми в летней школе с тьюторской позиции....

ПРОГРАММА по классу сольное пение для 7-ми летнего обучения В ШКОЛЕ ИСКУССТВ

ПРОГРАММАпо классу сольное пениедля 7-ми летнего обученияв школе искусств...

КОМПЛЕКСНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ПРОГРАММЕ "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ КТП НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТАС УДОВОЛЬСТВИЕМ ВЫСЛУШАЮ ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:...

ТЕСТЫ Искусство Западной Европы 14-17 вв. (2 класс детской художественной школы. Общеразвивающая программа, 4-х летний срок обучения) 29.01.2017

Составитель: Марченко И.В.Преподаватель теории изобразительного искусстваМБУ ДО ДХШ г. Усть-ЛабинскаОбщеобразовательная программа2 класс ДХШ ТЕСТЫИскусство Западной Европы 14-17 вв.1....

Работа воспитателя в летнем оздоровительном лагере в условиях школы-интерната.

Работа воспитателя в летнем оздоровительном лагере в условиях школы-интерната....

Программа летней школы Архитектура таланта «Видеомантаж с использованием Sony Vegas».

Программу Регионального  чемпионата  профессиональных  проб  «TrySkills» разработали  Антипенков А.В., Кашталинская И.А., Якуненкова И.А.Программа...

Программа летней школы Архитектура таланта «Видеомантаж с использованием Sony Vegas»

Программу Регионального  чемпионата  профессиональных  проб  «TrySkills» разработали  Антипенков А.В., Кашталинская И.А., Якуненкова И.А.Программа...