ПРОГРАММА по классу сольное пение для 7-ми летнего обучения В ШКОЛЕ ИСКУССТВ
рабочая программа на тему
ПРОГРАММА
по классу сольное пение
для 7-ми летнего обучения
в школе искусств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по сольному пению для 7-ми летнего обучения | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по классу сольное пение
для 7-ми летнего обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сольное пение в ДШИ на хоровом отделении является одним из предметов по выбору, определяющих профессиональную подготовку учащихся и предусматривающих развитие вокально-технических навыков.
Наряду с практическим обучением сольному пению, исполнению вокальных произведений, чтению с листа в задачи предмета входит воспитание у учащихся творческого стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами русской, зарубежной музыки и произведениями современных композиторов.
Курс сольного пения, наряду с другими музыкальными дисциплинами, играет важную роль в процессе музыкально-эстетического воспитания учащихся. Система музыкального образования в последнее время испытывает потребность в программе по обучению детей в классе сольного пения ДШИ и ДМШ.
Задачи обучения направлены как на общемузыкальное развитие, так и на дальнейшее профессиональное обучение. Обучение по программе «Сольное пение» позволяет научиться правильно петь, не нанося вреда детскому голосу, что часто бывает при самодеятельной исполнительской практике. Срок обучения 7 лет.
В ЗАДАЧИ КУРСА входит развитие у учащихся:
- общего культурного и музыкального уровня;
- профессиональных певческих навыков:
- правильная певческая установка;
- устойчивое певческое дыхание на опоре;
- чистая интонация;
- высокая вокальная позиция;
- звуковедение;
- звукообразование;
- четкая артикуляция;
- орфоэпия в певческой речи.
Учащийся должен:
- самостоятельно разбирать и выразительно исполнять произведения;
- уметь прочесть ноты с листа;
- уметь подобрать мелодию по слуху и несложный аккомпанемент к ней;
- петь в ансамбле.
При выборе упражнений, которые необходимы для того, чтобы привести голос в профессиональное состояние и устранить недостатки, следует учитывать степень вокально-музыкальной подготовки ребенка.
Важно уделить внимание элементам развития техники беглости, постепенно увеличивая трудность. Наряду с вокально-техническими задачами перед учащимся следует ставить задачу выразительного исполнения упражнений.
Вокализы играют большую и важную роль. Они, наряду с упражнениями, являются основной базой для формирования голоса. С самого начала нужно уделять внимание простым по мелодии и ритму вокализам с небольшим диапазоном.
Вокализы являются основой для выявления тембральных особенностей голоса, они развивают умение использовать динамику звучания.
Вокализы полезно петь как сольфеджио, так и на различные гласные или сочетания гласных с согласными. Вокализы можно транспонировать в удобную тональность, в зависимости от вокальных возможностей учащихся, чтобы не вызвать напряжения голоса.
Работа над произведениями с текстом ставит перед учащимися другие, более сложные задачи. С самого начала обучения нужно стремиться к тому, чтобы вокально-техническая сторона исполнения была подчинена художественной исполнительской задаче, осмысленной и выразительной передаче содержания произведения.
Раскрытие содержания произведения невозможно без хорошо развитого слуха, чувства ритма и фразировки, поэтому воспитанию этих элементов придается очень большое значение.
Необходимо научить учащегося разбираться не только в музыкальной форме произведения, но и в его содержании. Большое внимание при этом необходимо уделять работе над четкой, ясной певческой дикцией, художественному и красивому произношению слов, помогающему донести до слушателей точное содержание, идею произведения.
Учащийся должен научиться исполнять произведения различные по стилю и характеру.
Индивидуальный план является документом перспективного планирования учебного процесса по специальности, обеспечивающим последовательность и систематичность в развитии профессиональных навыков, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Успеваемость учитывается на различных выступлениях учащихся: экзаменах, академических концертах, зачетах, контрольных уроках, конкурсах.
В конце первого года проводятся академические концерты или зачеты. Переводной экзамен должен включать произведения различных жанров: зарубежной и русской классики, народные песни в классической обработке, популярные произведения советских и зарубежных композиторов.
Сроки проведения экзаменов по предмету «Сольное пение» определены учебным планом.
В течение учебного года учащийся выступает не менее раз, что способствует преодолению сценической скованности.
По окончании каждой четверти по предмету «Сольное пение» выставляются итоговые оценки успеваемости учащихся на основании текущего учета знаний. При вынесении годовой оценки следует учитывать результаты работы ученика в течение года по всем разделам программных требований, выступление на академических концертах и экзаменах.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вокальное воспитание учащегося должно начинаться с элементарных понятий о голосовом аппарате, резонаторах, охране голоса. Преподаватель должен всесторонне изучить общие данные учащегося: степень его музыкальности (слух, память, ритм), внимание, работоспособность, устойчивость его здоровья.
В результате 1 года обучения учащийся должен:
- строго соблюдать правильную певческую установку;
- овладеть правильным певческим дыханием;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- чисто интонировать мелодию;
- освоить навыки правильного певческого голосообразования, а так же навыки округленного звучания голоса в среднем регистре;
- правильно формировать певческие гласные и согласные в среднем регистре;
- петь легко, плавно, не форсировать звук;
- формировать ясную четкую дикцию и артикуляцию;
- развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера, добиваться выразительного их исполнения;
- развивать творческую активность.
В течение учебного года учащийся обязан проработать:
- 2 вокализа;
- 2 народные песни;
- 6 несложных произведений с текстом.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
- 2 разнохарактерные песни.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Для слабой группы
Абт Ф. Сборник вокализов под редакцией Г.Тица
Вилинская И. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Гладков Г. «Песенка Львенка и Черепахи»
Гладков Г. «Песня голубого щенка»
Крылатов Е. «Песенка Деда Мороза»
Крылатов Е. «Колыбельная Медведицы»
Крылатов Е. «Песенка о лете»
Минков М. «Катерок»
Островский А. «Спят усталые игрушки»
Островский А. «Тик-так»
Паулс Р. «Кашалотик»
Р.н.п. «Петушок» обр. А.Гречанинова
Р.н.п. «Не летай, соловей» обр. А.Егорова
Р.н.п. «Зайка»
Р.н.п. «Солнышко»
Р.н.п. «Скок-поскок»
Савельев Б. «Если добрый ты»
Савельев Б. «Неприятность эту мы переживем»
Савельев Б. «Настоящий друг»
Шаинский В. «Чунга-чанга»
Шаинский В. «Карусель»
Шаинский В. «Антошка»
Шаинский В. «В траве сидел кузнечик»
Шаинский В. «Песенка Чебурашки»
Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»
Шаинский В. «Улыбка»
Степовой Я. «Зимушка-снегурочка»
Для сильной группы
Абт Ф. Сборник вокализов под редакцией Г.Тица
Вилинская И. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Гладков Г. «Песенка Зайца и Волка на карнавале»
Гладков Г. «Край, в котором ты живешь»
Гладков Г. «Песня друзей»
Зарицкой Е. «Светлячок»
Крылатов Е. «Не волнуйтесь по напрасну»
Крылатов Е. «Кабы не было зимы»
Крылатов Е. «Все сбывается на свете»
Минков М. «Дельфины»
Минков М. «Телега»
Островский А. «До, Ре, Ми, Фа, Соль»
Р.н.п. «Ой, кулики, жаворонушки» обр. М.Иорданского
Р.н.п. «Коровушка» обр. М.Красева
Р.н.п. «Во поле береза стояла» обр. Н.Римского-Корсакова
Р.н.п. «Как под наши ворота»
Р.н.п. «Соловей, соловеюшка»
Савельев Б. «Песенка Леопольда»
Савельев Б. «Хвост за хвост»
Савельев Б. «Настоящий друг»
Савельев Б. «Карусельные лошадки»
Синявский В. «Я хрю-хрюшка»
Шаинский В. «Песенка Мамонтенка»
Шаинский В. «Облака»
Шаинский В. «Голубой вагон»
Шаинский В. «Дождь пойдет по улице»
Шаинский В. «Ужасно интересно все то, что интересно»
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
На втором году обучения учащийся должен закрепить навыки, полученные им в первом классе. Кроме того учащийся должен:
- расширять диапазон;
- развивать дыхание, которого должно хватить на более длинные фразы;
- слышать и чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии;
- удерживать интонацию на высоком звуке;
- удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую;
- удерживать интонацию на повторяющихся звуках;
- освоить опору звука;
- петь легким, светлым, мягким звуком. Овладеть основами кантиленного пения;
- осмысленно и выразительно исполнять произведения;
- развивать чувство самоконтроля, т.е. умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании.
В течение учебного года учащийся обязан проработать:
- 2 вокализа;
- 2 народные песни;
- 6 произведений с текстом.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
- 1 вокализ
- 1 народная песня
- 1 песня современных композиторов
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Для слабой группы
Абт Ф. Сборник вокализов под редакцией Г.Тица
Вилинская И. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Бетховен Л. «Колыбельная»
Брамс И. «Колыбельная»
Дунаевский И. «Сон приходит на порог»
Никитин С. «Сон»
Потапенко Т. «Котенок и щенок»
Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» обр. А.Лядова
Р.н.п. «Перед весной» редакция П.Чайковского
Р.н.п. «Ай, на горе дуб, дуб» обр. Н.Римского-Корсакова
Р.н.п. «Все мы песни перепели» обр. А.Лядова
Р.н.п. «У меня ль во садочке» обр. Н.Римского-Корсакова
Славкин М. «Нотная песенка»
Смирнов Т. «С днем рождения»
Птичкин Е. «Русская изба»
Птичкин Е. «Деревенское детство мое»
Савельев Б. «Если добрый ты»
Хренников Т. «Колыбельная»
Шаинский В. «Мир похож на цветной луг»
Для сильной группы
Абт Ф. Сборник вокализов под редакцией Г.Тица
Вилинская И. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Крылатов Е. «Не волнуйтесь по напрасну»
Крылатов Е. «Лесной олень»
Крылатов Е. «Это знает всякий»
Минков М. «Телега»
Никитин С. «Пони»
Р.н.п. «Вставала ранешенько» обр. А.Гречанинова
Р.н.п. «На горе-то калина» обр. А.Новикова
Р.н.п. «Пойду лук я полоть» обр. М.Иорданского
Р.н.п. «Ходила младешенька по борочку» обр. Н.Римского-Корсакова
Р.н.п. «Как у наших у ворот» обр. А.Луканина
Рыбников А. «Песенка Красной Шапочки»
Степовой Я. «Встань, звезда моя, под вечер»
Савельев Б. «Вот была бы благодать»
Шаинский В. «Чему учат в школе»
Шаинский В. «Дважды два - четыре»
Шаинский В. «Все мы делим пополам»
Шаинский В. «Когда мои друзья со мной»
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
В течение третьего года обучения продолжается работа над:
- соблюдением правильной певческой установки;
- умением пользоваться правильным певческим дыханием;
- умением петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы;
- расширением диапазона;
- выравниванием звучности голоса;
- естественной певческой артикуляцией;
- ясной, четкой дикцией;
- округленным звучанием голоса в среднем регистре.
Кроме того нужно усложнять задачи и начинать работать над подвижностью голоса в упражнениях, нужно точно и доступно объяснить такое понятие как «высокая певческая позиция», пение на опоре, нужно научить пользоваться динамическими оттенками. Учащийся должен самостоятельно разбирать и разучивать свои вокальные партии; музыкально и выразительно исполнять простые произведения с текстом.
В течение учебного года учащийся обязан проработать:
- 4 вокализа;
- 2-4 произведения русской или зарубежной классики;
- 2 народные песни;
- 2-4 песни современных композиторов.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
- 1 вокализ с наличием ускоренного движения
- 1 народную песню
- 1 произведение русской или зарубежной классики
- 1 песню современных композиторов
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Для слабой группы
Абт Ф. Сборник вокализов под редакцией Г.Тица
Вилинская И. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Конконе Дж. Вокализы (по выбору)
Антонов Ю. «Две волшебные буквы»
Аренский А. «Кукушка»
Бетховен Л. «Сурок»
Брамс Й. «Петрушка»
Гладков Г. «Снегобол»
Гладков Г. «Где водятся волшебники?»
Григ Э. «Детская песенка»
Григ Э. «Лесная песнь»
Кюи Ц. «Зима»
Песков Н. «Лесные вечера»
Р.н.п. «Вдоль по улице молодчик идет»
Р.н.п. «Дрема»
Р.н.п. «Как пошли наши подружки»
Р.н.п. «Кукушечка»
Р.н.п. «Ой, на дворе дождь»
Туликов С. «Такой хороший дед»
Шуман Р. «Марш»
Для сильной группы
Абт Ф. Сборник вокализов под редакцией Г.Тица
Вилинская И. Вокализы
Глинка М. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Конконе Дж. Вокализы (по выбору)
Гладков Г. «Песня - спор»
Гладков Г. «Песня о волшебниках»
Крылатов Е. «Не волнуйтесь по напрасну»
Кюи Ц. «Борзый конь»
Кюи Ц. «Зима»
Лысенко Н. «Перепелка»
Минков М. «Дорога добра»
Моцарт В. «Колыбельная»
Птичкин Е. «Сказки гуляют по свету»
Р.н.п. «Земелюшка-чернозем» обр. С.Благообразова
Р.н.п. «Прялица» обр. А.Абрамского
Р.н.п. «Сеяли девушки яровой хмель» обр. А.Лядова
Р.н.п. «Со вьюном я хожу» обр. А.Гречанинова
Р.н.п. «Хороводная» обр. М.Балакирева
Р.н.п. «Я на камушке сижу» обр. Н.Римского-Корсакова
Римский-Корсаков Н. «Проводы зимы»
Савельев Б. «Вот была бы благодать»
Савельев Б. «Танцуйте сидя»
Струве Г. «Все начинается со школьного звонка»
Чайковский П. «Осень»
Чичков Ю. «Волшебный цветок»
Чичков Ю. «Наши мамы самые красивые»
Ханк Э. «Музыка зимы»
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
На протяжении 4 учебного года учащийся закрепляет умения и навыки, полученные им ранее. Помимо этого, следует поставить перед учащимся очередные, более сложные задачи, такие как:
- умение использовать «большое» дыхание и экономить его;
- формирование устойчивого ладотонального слуха;
- умение чисто интонировать скачки на любые интервалы;
- умение пользоваться динамическими оттенками;
- петь легким, мягким, полным звуком;
- развитие чувства самоконтроля;
- приобретение навыков самостоятельного разбора и разучивания произведения.
Необходимо развивать интерес учащихся к лучшим художественным образцам народным и классическим музыкальным произведениям.
В течение года учащийся обязан пройти:
- 3-4 вокализа;
- 2 народные песни;
- 2 классических произведения или романса;
- 4 песни для старшего школьного возраста.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
- 1 народную песню;
- 1 классическое произведение или романс;
- 1 песня по выбору.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Для слабой группы
Абт Ф. Сборник вокализов под редакцией Г.Тица
Вилинская И. Вокализы
Глинка М. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Григ Э. «Колыбельная Сольвейг»
Глиэр Р. «Сладко пел душа-соловушка»
Гурилев А. «Улетела пташечка»
Журбин А. «Планета детства»
Конконе Дж. Вокализы (по выбору)
Космачев И. «Сторона моя»
Левитан Ю. «О чем шумит березонька»
Парцхаладзе М. «Земной мир»
Р.н.п. «В темном лесе»
Р.н.п. «Заплетися плетень»
Р.н.п. «Уж мы шили ковер»
Р.н.п. «Скворцы прилетели» обр. И. Пономарькова
Р.н.п. «Маки-маковочки»
Чайковский П. «Мой лизочек»
Шварц Е. «Далеко-далеко»
Для сильной группы
Абт Ф. Сборник вокализов под редакцией Г.Тица
Вилинская И. Вокализы
Глинка М. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Конконе Дж. Вокализы (по выбору)
Глинка «Жаворонок»
Гречанинов А. «В лесу»
Гурилев А. «Улетела пташечка»
Журбин А. «В некоторой школе, в некотором классе»
Мартынов Е. «Праздник юности»
Моцарт В. «Весенняя»
Р.Н.П. «Со вьюном я хожу» обр. А. Благообразова
Р.н.п. «Блины» обр. А. Абрамского
Р.н.п. «Как по морю» обр. А. Ляпунова
Р.н.п. «Как в лесу-лесочке» обр. С.Полонского
Р.н.п. «Посеяли девки лен» обр. А.Гречанинова
Струве Г. «Все начинается со школьного звонка»
Френкель Я. «Погоня»
Хачатурян А. «Вальс дружбы»
Чайковский П. «Серенада»
Чайковский П. «Колыбельная в бурю»
5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
На протяжении 5 года обучения учащийся продолжает:
- соблюдать правильную певческую позицию;
- работать над освоением певческого дыхания;
- добиваться высокой певческой позиции звучания (резонирование опертого звука в верхних частях надставной трубы);
- работать над развитием вокально-технических навыков;
- расширять диапазон;
- работать над гибкостью и подвижностью голоса;
- чисто интонировать;
- работать над музыкальным и выразительным исполнением произведения;
- добиваться четкой и ясной дикции;
- работать над опорой звука.
А так же осваивает новые задачи, такие как:
- выравнивание звучности голоса, при помощи произведений, в которых мелодическая линия то сверху, то снизу подходит к центральным звукам голоса;
- умение сохранять четкость ритма и устойчивость темпа при исполнении вокальных произведений написанных в танцевальной форме (менуэт, вальс, мазурка, полонез);
- выработка правильного певческого тона на legato (петь свободно, естественно, без напряжения, без portamento);
- умение слышать и контролировать свои недостатки в пении;
- осмысленное и выразительное исполнение своей вокальной партии на фортепиано.
В течение учебного года учащийся обязан пройти:
- 4 вокализа;
- 2 народные песни;
- 3-4 романса;
- 3-4 песни современных русских или зарубежных композиторов.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
- 1 народная песня;
- 1 романс;
- 1 песня современных композиторов.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Для слабой группы
Абт Ф. Сборник вокализов под редакцией Г.Тица
Вилинская И. Вокализы
Глинка М. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Конконе Дж. Вокализы (по выбору)
Бяшаров Ш. «Забыты зеленые склоны»
Варламов А. «Красный сарафан»
Гурилев А. «Радость-душечка»
Гурилев А. «Отгадай, моя родная»
Гурилев А. «Грусть девушки»
Гурилев А. «Век юный, прелестный»
Даргомыжский А. «Юноша и дева»
Дунаевский И. «Школьный вальс»
Дунаевский М. «33 коровы»
Крылатов Е. «Школьный романс»
Минков М. «Дорога добра»
Молчанов С. «Журавлиная песня»
Пугачева А. «Лето»
Р.н.п. «Дуня - тонкопряха»
Р.н.п. «Виноград во саду цветет»
Р.н.п. «Во поле рябинушка стояла» обр. И. Пономарькова
Р.н.п. «Высота ли, высота поднебесная» обр. Н. Римского- Корсакова
Р.н.п. «Ивушка»
Семенов Н. «Звездная река»
Смирнов Л. «Когда я стану миллионером…»
Тухманов Д. «Аист на крыше»
Для сильной группы
Абт Ф. Сборник вокализов под редакцией Г.Тица
Вилинская И. Вокализы
Глинка М. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Конконе Дж. Вокализы (по выбору)
Алябьев А. «Зимняя дорога»
Гурилев А. «Сарафанчик»
Гурилев А. «Воспоминание»
Гурилев А. «Право, маменьке скажу»
Дунаевский И. «33 коровы»
Дунаевский И. «Непогода»
Дунаевский И. «Лев и Брадобрей»
Крылатов Е. «Три белых коня»
Крылатов Е. «Хоть глазочком»
Р.н.п. «Ах вы, сени, мои сени»
Р.н.п. «Во лузях»
Р.н.п. «Возле речки, возле мосту»
Р.н.п. «Как за речкою, да за Дарьею»
Р.н.п. «Я с комариком плясала» обр. Н. Владычкиной-Бачинской
Рыбников А. «Романс Черепахи Тортиллы»
Свиридов Г. «Зимняя дорога»
6 ГОД ОБУЧЕНИЯ
На протяжении 6 года обучения развиваются вокально-технические и исполнительские данные учащихся, укрепляется певческое дыхание, интонация. Кроме того, перед учащимся стоят следующие задачи:
- владение ясной, четкой дикцией и декламационной выразительностью;
- правильное тембральное оформление звука с учетом индивидуальных особенностей голоса;
- умение правильно оформлять переходные звуки;
- развитие вокального слуха;
- освоение филировки звука;
Учащийся должен иметь представление о творчестве композиторов, играть вокальную партию на инструменте, знать вокальные термины.
Особое внимание следует уделять углублению музыкально-художественного развития учащихся и выявлению у них исполнительских способностей.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
- 1 народная песня
- 1 романс
- 1 песня современного композитора
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Для слабой группы
Абт Ф. Сборник вокализов
Вилинская И. Вокализы
Глинка М. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Конконе Дж. Вокализы (по выбору)
Абаза В. «Утро туманное»
Алябьев А. «Дубрава шумит»
Алябьев А. «Сарафанчик»
Булахов П. «Свидание»
Варламов А. «Вдоль по улице метелица метет»
Варламов А. «На заре ты ее не буди»
Варламов А. «Взволнуют море непогоды»
Глинка М. «Не пой, красавица, при мне…»
Глинка М. «Люблю тебя, милая роза…»
Гурилев А. «Сердце - игрушка»
Р.н.п. «А я по лугу гуляла»
Р.н.п. «Былина о Добрыне Никитиче»
Р.н.п. «В сыром бору тропина»
Р.н.п. «Зеленая рощица»
Р.н.п. «Ты рябина»
Шостакович С. «Первая встреча»
Шостакович С. «Черноокая»
Для сильной группы
Абт Ф. Сборник вокализов под редакцией Г.Тица
Вилинская И. Вокализы
Глинка М. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Конконе Дж. Вокализы (по выбору)
Алябьев А. «Увы! Зачем она блистает…»
Алябьев А. «Дубрава шумит»
Булахов П. «Колокольчики мои, цветики степные»
Варламов А. «Горные вершины»
Варламов А. «Белеет парус одинокий»
Глинка М. «Ах ты, ночь ли, ноченька!»
Глинка М. «Венецианская ночь»
Гурилев А. «И скучно, и грустно»
Дунаевский М. «Непогода»
Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»
Р.н.п. «За горою у колодца»
Р.н.п. «Как пойду я на быстру речку»
Р.н.п. «Ой, да ты, калинушка»
Р.н.п. «Среди долины ровныя»
Чайковский П. «Растворил я окно»
Чернышев В. «Песня о мечте»
Шостакович Д. «Ронда»
Шостакович Д. «Юношу, горько рыдая»
7 ГОД ОБУЧЕНИЯ
На протяжении 7 года обучения ведется работа над укреплением всех пройденных вокально-технических навыков и освоением музыкального репертуара. При исполнении произведений учащийся должен продемонстрировать:
- правильную певческую установку;
- правильное, экономно расходованное певческое дыхание;
- пение на опоре;
- умение сглаживать регистры;
- ясное, четкое произношение слов;
- точную атаку звука;
- филировку звука;
- мелизматику звука;
- умение петь в высокой позиции;
- гибкость голоса;
- чистую интонацию;
- единообразную певческую манеру на всем диапазоне;
- полноценный, ровный, певучий звук.
Учащийся должен уметь сыграть на инструменте свою вокальную партию, рассказать о композиторе, знать вокальные термины, продемонстрировать навыки элементарной теории, спеть сольфеджируя свою партию. Так же ученик должен эмоционально и музыкально исполнять свою программу, уметь передать содержание текста, общего настроения произведения; уметь подчеркнуть кульминацию произведения.
В конце первого полугодия проходит прослушивание выпускной программы.
НА ВЫПУСКНОМ ЭКЗАМЕНЕ УЧАЩИЙСЯ ИСПОЛНЯЕТ:
- народную песню;
- романс;
- классическое произведение;
- 1-2 песни современных композиторов (или дуэт).
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Для слабой группы
Абт Ф. Сборник вокализов под редакцией Г.Тица
Вилинская И. Вокализы
Глинка М. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Конконе Дж. Вокализы (по выбору)
Алябьев А. «Как за реченькой слободушка стоит»
Антонов Ю. «Родные места»
Варламов А. «Внутренняя музыка»
Варламов А. «Красный сарафан»
Глинка М. «В крови горит огонь желанья»
Гречанинов А. «Что ты поникла, зеленая ивушка»
Дунаевский М. «Лев и Брадобрей»
Дунаевский М. «Непогода»
Дунаевский М. «Цветные сны»
Зубов П. «Побудь со мной»
Квинт Л. «Здравствуй, мир!»
Лебедев В. «Земля, где так много разлук»
Минков М. «Спасибо музыка тебе»
Паулс Р. «Любовь настала»
Р.н.п. «Ах ты, ноченька»
Р.н.п. «Калинка»
Р.н.п. «Не шуми, мати зеленая дубравушка»
Р.н.п. «Ты не стой, колодец»
Римский–Корсаков Н. «Редеет облаков летучая гряда»
Тухманов Д. «Песня о далекой родине»
Чичков Ю. «Все что сердцу дорого»
Шостакович Д. «Звездочки»
Для сильной группы
Абт Ф. Сборник вокализов под редакцией Г.Тица
Вилинская И. Вокализы
Глинка М. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы, 1часть
Конконе Дж. Вокализы (по выбору)
Бабаджанян А. «Ноктюрн»
Булахов П. «Не пробуждай воспоминанья»
Варламов А. «Что мне жить и тужить»
Варламов А. «Что ты рано, травушка»
Варламов А. «Роза ль ты, розочка…»
Варламов А. «Ты не пой, соловей…»
Глинка М. «Не искушай»
Гурилев А. «Колокольчик»
Гурилев А. «Домик - крошечка»
Дебюк А. «Не брани меня, родная»
Дорохин В. «Последнее танго»
Листов К. «Я помню вальса звук прелестный»
Минков М. «Старый рояль»
Мипков М. «Эти летние дожди»
Паулс Р. «Паромщик»
Р.н.п. «Ты река ль моя»
Р.н.п. «У зори-то у зореньки»
Римский-Корсаков Н. «Не ветер, вея с высоты»
Римский-Корсаков Н. «О чем в тиши ночей»
Рубинштейн А. «Желание»
Семенов В. «Акварель»
Семенов В. «47 минут»
Тухманов Д. «Россия»
Фрадкин М. «Течет Волга»
Чайковский П. «Дуэт Лизы и Полины»
Чайковский П. «То было раннею весною»
Чайковский П. «В эту лунную ночь»
РЕКОМЕНДУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Голубев Н. «Советы молодым педагогам-вокалистам»
- Дмитриев Л. «Основы вокальной методики»
- Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе»
- Емельянов М. «Развитие голоса»
- Локшин Л., Давыдов А. «Уроки пения»
- Малинина Е. «Вокальное воспитание детей»
- Манабени А. «Работа с детским сольным голосом»
- Никольский А. «Голос и слух хорового певца»
- Сафонова Н. «Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса»
- Шацкой В. «Детский голос»
- Шеломов Р. «Вопросы физиологического пения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Сольное пение"
Обучение в классе «Сольного пения» осуществляется на основе единства вокального, общемузыкального и художественного развития учащихся, повы...
Программа По предмету «Народно-сценический танец» для учащихся хореографического отделения «Детской школы искусств» (2-7 класс)
Народно – сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин, он расширяет...
Программа - ДОРОП Сольное пение 4 года
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по академическому вокалу ( предмет Сольное пение - 4 года)...
программа общеразвивающая сольное пение 4 года обучения
Общеразвивающая программа для музыкальных школ...
«Методы развития вокально – технических навыков в классе сольного пения»
В методической работе рассматривается детский голос и особенности его развития, а также вокально – технические навыки : певческое дыхание , звукообразование, артикуляция и дикция, интонаци...
Доклад "Основные методы вокального обучения в классе сольного академического пения" 2022 г.
Доклад"Основные методы вокального обучения в классе сольного академического пения" 2022 г....
Статья на тему «Специфика обучения студентов среднего профессионального образования сольному пению»
В статье рассматривается специфика проведения занятия по сольному пению, для студентов среднего профессионального образования. Приводится краткий план построения урока и пример упражнения на дыхание. ...