ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
рабочая программа на тему

Петрова Анастасия Сергеевна

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России ,которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

         рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

         массовые нарушение прав детей;

         рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

         омоложение преступности;

         увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГБПОУ СО»СПЛ». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_adaptatsiya.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

АВТОР ПРОГРАММЫ: СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Петрова А.С.

Профилактическая работа

Паспорт программы 

Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Разработчики программы

Социально-педагогическая служба

ГБПОУ СО «СПЛ»

Цели программы

  обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

  создать   условия   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений.

Сроки реализации программы

2013-2015 годы

Исполнители программы

Социально-педагогическая служба ГБПОУ СО «СПЛ»

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
  • стабилизация числа беспризорных детей  подростков;
  • преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.

Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России ,которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

         рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

         массовые нарушение прав детей;

         рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

         омоложение преступности;

         увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГБПОУ СО»СПЛ». 

Правовая основа программы 

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и          правонарушений составляют:

         Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

         Конституция Российской Федерации;

         Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

         Указы Президента РФ;

         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

         принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

Цели программы:

- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

-   создать   условия   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений.

Задачи программы:

- повышение уровня воспитательной – профилактической  работы с подростками в образовательном учреждении;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

- осуществление  консультативно-профилактической работы  среди обучающихся,   педагогических  работников, родителей.

- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»

Содержание программы.

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами ГБПОУ СО «СПЛ», организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со обучающийсяами включает

предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска».  Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общелицейских мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

 

Содержание

 

 

 

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

 

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

 

Беседы с подростком, вхождение в доверие  нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков изменений, профориентационная работа 

Самовоспитание

 

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

 Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия ГБПОУ СО «СПЛ» и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общелицейских мероприятий с детьми и родителями, работу Совета ГБПОУ СО «СПЛ».

Программу реализует администрация ГБПОУ СО «СПЛ» (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, , педагог-организатор ОБЖ.

В целях профилактики безнадзорности в лицее работают разнообразные кружки и секции

Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

         Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ПДН  Советского ОВД.

         Организация работы Совета профилактики.

         Проведение тематических педагогических советов.

         Педагогический всеобуч для  родителей

         Социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска»

           Составление социального паспорта групп, ГБПОУ СО «СПЛ».

         Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутрилицейском учёте, карты семьи.

         Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона ГБПОУ СО «СПЛ», выявление обучающихся, не посещающих лицей).

         Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  • Анкетирование обучающихся 1-3 курсов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
  •   Анкетирование обучающихся с целью выявления намерений по окончанию ГБПОУ СО «СПЛ» и дальнейших жизненных планов.
  • Проведение диагностических методик изучения личности обучающегося: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию   ГБПОУ СО «СПЛ».

Профилактическая работа со обучающийсяами:

1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация системы  воспитательной работы ГБПОУ СО «СПЛ»;
  • проведение мероприятий совместно с ПДН Советского ОВД;
  • классные часы по пожарной безопасности;
  • организация правового всеобуча;
  • профориентационная работа;
  • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:

  • Вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  • Вовлечение обучающихся в активную лицейскую  жизнь;
  • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
  • Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях посёлка.

     2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

  • выявление причин отклонений в поведении;
  • беседы социального педагога,  классного руководителя, администрации ГБПОУ СО «СПЛ» с подростком;
  • приглашение на  Совет по профилактике правонарушений;
  • Беседы инспектора ПДН;
  • Вовлечение в творческую жизнь группы, ГБПОУ СО «СПЛ», в кружки, секции;
  • Направление ходатайств в КДНиЗП;
  • Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

  •  «День открытых дверей» для родителей.
  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.
  • Проведение родительского всеобуча:

 

 

Тема

 

 

Содержание

По профилактике употребления ПАВ

 

1) ПАВ и его влияние на организм обучающегося.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Устойчивость подростка в обществе.

4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ

5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,

6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.

 

Попрофилактике правонарушений и преступлений

 

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в лицее, в социуме

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения обучающихся.

 

Организация консультаций специалистов: психологов, преподавателей, медицинских работников для родителей.

 Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов,органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры.

Планируемыерезультаты:

1 блок

 

-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

-создать банк данных по обучающимся и семьям «группы риска»

правонарушений, 

-создать банк данных по обучающимся и семьям «группы риска» 

2 блок

 

-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия ГБПОУ СО «СПЛ» и семьи,

- получение информации о «вредных» привычках обучающихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,

- получение информации о состоянии здоровья обучающихся

3 блок

 

- сформировать у обучающихся образ жизни,

-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека, 

-сформировать жизненную позицию ребёнка

 

4 блок

 

-создание приоритетного родительского воспитания,  

-организация педагогического просвещения родителей,  

-построение демократической системы отношений детей и взрослых

Критерии отслеживания эффективности работы

 Отслеживание эффективности всей программы

- появление у подростков устойчивых интересов;

- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД;

-уменьшение количества детей «группы риска»

- уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

-проведение анкетирования, опросов участников (обучающихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и обучающихся в мероприятия.

Конечный результат реализации программы

 

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание  условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация подростков в статусе «студента образовательного учреждения"

В  связи с внедрением в образовательный процесс новых стандартов ФГОС педагогические работники обязаны большое внимание уделять социализации обучающихся.  Социализацию можно рассматривать ка...

Экспедиционный туризм в системе средств социально-психологической адаптации подростков

В этой статье рассматривается роль экспедиционного туризма в психологической и социальной адаптации подростков....

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ В КРУЖКАХ И КЛУБАХ ПО ИНТЕРЕСАМ

На современном этапе развития общества, характерными чертами которого является неопределенность и быстрая смена технологий производства, возникает острая потребность в личности, способной к быстрой ад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» Профессия среднего профессионального образования 54.01.20 Графический дизайнер

Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический ди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер

Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер....

Условия успешной социальной адаптации подростка в учебно-образовательном учреждении.

                                   СПб ГБПОУ « Колледж кулинарного мастерства»  ...

Наставничество как способ повышения эффективности социальной адаптации подростков

Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в социализац...