СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ В КРУЖКАХ И КЛУБАХ ПО ИНТЕРЕСАМ
статья на тему
На современном этапе развития общества, характерными чертами которого является неопределенность и быстрая смена технологий производства, возникает острая потребность в личности, способной к быстрой адаптации в различных областях жизни: профессиональной, управленческой, творческой и других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belyaeva_sv.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Беляева С.В.,
воспитатель общежития
ГАПОУ АО «СТСИ»
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ В КРУЖКАХ И КЛУБАХ ПО ИНТЕРЕСАМ
На современном этапе развития общества, характерными чертами которого является неопределенность и быстрая смена технологий производства, возникает острая потребность в личности, способной к быстрой адаптации в различных областях жизни: профессиональной, управленческой, творческой и других.
Переход из общеобразовательной школы в образовательную организацию среднего профессионального образования – достаточно резкая перемена в жизни личности. Особенно для обучающихся, приезжающих из других городов и населенных пунктов. В данный момент, как никогда, актуальной становится проблема социализации, посредством которой индивидуум становится членом общества. Целью социализации является успешная адаптация подростка в обществе, которая имеет несколько психологических разновидностей:
- организационная – это изучение требований и норм учебного заведения;
- деятельностная – определяет ответственность, права и действие на новом месте;
- профессиональная – понимание профессии, возникновение желания овладеть ею, зарождение мотивации на обучение;
- социально-психологическая – налаживание отношений с сокурсниками и преподавателями, самоутверждение в группе;
- бытовая – привыкание к новому режиму дня и работы, к повышенным умственным, физическим и психологическим нагрузкам, новой организации вопросов питания, досуга, проживания (для иногородних обучающихся).
Исходя из вышесказанного, одной из задач воспитательной работы в общежитии является социальная адаптация подростков в новых жизненных условиях. Успешность социализации с первого курса обучения является залогом дальнейшего развития каждого обучающегося как человека, гражданина, будущего профессионала. Одной из задач по успешному формированию у обучающихся общих компетенций, коллектив воспитателей выбрал для себя вовлечение подростков в деятельность клубов по интересам. В общежитии техникума – это клуб «Домашняя академия», который включает в себя два направления – «Очумелые ручки» и «Кулинария».
В рамках направления «Кулинария», проживающие в общежитии приобретают знания о свойствах, качестве и способах хранения продуктов, правильности их приготовления. Особое внимание уделяется здоровому питанию. Заметно меньше в холодильниках появляются майонез, консервация, полуфабрикаты. Взамен этого чаще наблюдаются блюда, приготовленные из натуральных продуктов (мясо, рыба, творог и т.д.).
На период учебного года по направлению «Домашняя академия» составляем план работы по месяцам, где отражаются темы практических занятий по приготовлению блюд и темы оформления стендов «Смак», содержащих теоретическую помощь проживающим с образцами рецептов, фотографиями сервировки и советами по кулинарии. Эти стенды размещены в помещениях кухонь на каждом этаже общежития. При выборе тем, учитываем особенности проживающих в возрасте от 15 до 23 лет, варьируя формы и методы проведения занятий, рассчитанные на разные возрастные категории. А также при отборе тем занятий по месяцам, учитываем сезонность. Например, в осенне - зимний период выбираем темы по приготовлению горячих супов, блюд с использованием калорийных продуктов, выпечки. В весеннее время – по приготовлению легких салатов и десертов, с использованием ранней зелени и фруктов.
Завершающим этапом по изучению каждой из тем, является практическое занятие, которое проводится на общей кухне с привлечением всех желающих и заинтересовавшихся. В ходе приготовления подростки проявляют живой интерес к практическим моментам, увлекаются, стараются привнести свое видение вопроса, узнают много нового. При этом приобретают навык работы в команде, учатся помогать друг другу словом и делом, вырабатывают чувство ответственности и умение доводить начатое дело до логического завершения. Все эти знания и приобретенные навыки несомненно пригодятся подросткам в их дальнейшей самостоятельной жизни.
Кроме того, ежегодно проводим конкурсы по кулинарному искусству между проживающими в общежитии, традиционно приуроченные к празднованию Нового года. Подростки обычно любят участвовать в подобных конкурсах, всегда собираются 3-4 команды по 4-5 человек в каждой. Участники заранее придумывают название, девиз, рисуют бейджи с эмблемами, подбирают форму, готовят домашнее задание. Такого уровня конкурсы, кроме знаний по кулинарии, помогают привить чувство коллективизма, настойчивости в достижении цели и способствуют развитию уважения друг к другу.
В апреле, традиционно, проводится кулинарный поединок между командами общежитий профессиональных образовательных организаций, инициатором которого является Молодежный Центр города Северодвинска.
Представляют общежитие ГАПОУ АО «СТСИ» на конкурсе данного уровня, обычно те, кто являлись победителями конкурса «Кулинарный поединок» в общежитии техникума. К подготовке конкурсантов привлекаем мастеров производственного обучения по профессии «Повар, кондитер», которые расширяют знания и практические навыки участников в приготовлении пищи и эстетическом оформлении блюд. При проведении мероприятий городского уровня обучающиеся уже приобретают навык выступления на публике и перед строгим жюри, учатся проявлять свое «Я» во благо общего дела, показывают свои лучшие личностные качества.
По итогам всех форм кулинарных мероприятий, проводимых в течение учебного года, мы обязательно поощряем участников, не зависимо от уровня приложенных усилий. То ли это победитель конкурса, то ли это художник, лишь рисовавший эмблемы для команды.
В заключении хочется отметить, что все проводимые в данном направлении мероприятия, являются залогом успешной социализации наших выпускников и решением выполнения одной из поставленных перед коллективом воспитателей задач.
Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми, у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – все то, что создает уникальность личности.
Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие «Я», то есть является способом формирования общих и профессиональных компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная реабилитация подростков через физическую культуру и спорт, как вспомогательное средство детей, подвергшихся различным формам насилия
Изменения, происходящие в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одна из которых воспитание трудного ребёнка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом увеличивается число детей подвергших...
Социальная адаптация подростков в статусе «студента образовательного учреждения"
В связи с внедрением в образовательный процесс новых стандартов ФГОС педагогические работники обязаны большое внимание уделять социализации обучающихся. Социализацию можно рассматривать ка...
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методамиДетская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной сит...
Экспедиционный туризм в системе средств социально-психологической адаптации подростков
В этой статье рассматривается роль экспедиционного туризма в психологической и социальной адаптации подростков....
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ
Уметь жить в коллективе необходимо каждому. Именно в коллективе человек получает опыт жизни в обществе, информацию о самом себе, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих человечески...
Условия успешной социальной адаптации подростка в учебно-образовательном учреждении.
СПб ГБПОУ « Колледж кулинарного мастерства» ...
Наставничество как способ повышения эффективности социальной адаптации подростков
Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в социализац...