программа школы молодого педагога
методическая разработка на тему
в работе представлены варианты организации работы целях повышения квалификации молодых специалистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkoly_molodogo_pedagoga.docx | 62.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа школы молодого педагога
Пояснительная записка
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они, несмотря на свою неопытность, с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же
ответственность, что и преподаватели с многолетним стажем. Зачастую от столкновения с педагогической реальностью молодой преподаватель испытывает шок: он боится собственной несостоятельности при взаимодействии с учащимися и их родителями; опасается критики администрации и опытных коллег; постоянно волнуется из-за того, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. Тревожность из ситуативной превращается в устойчивую черту профессионального поведения, страх и неудовлетворенность становятся привычным состоянием. Такой мастер или преподаватель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации. Чтобы этого не произошло, молодым преподавателям нужно целенаправленно помогать. Для этого у нас в коллективе функционирует трехгодичная школа молодого педагога.
Тема первого года обучения: «Знания и умения преподавателя — залог творчества и успеха учащихся». Тема второго года обучения: «Самостоятельный творческий поиск». Тема третьего года обучения: «Выбор индивидуальной линии». В работе с молодыми преподавателями используются различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом. Обратная связь осуществляется с помощью анкетирования слушателей школы молодого преподавателя. Все проведенные мероприятия, подготовленные методические пособия им предлагается оценить с двух позиций: «полезно» и «интересно». Мастер-класс, методический семинар, школа молодого педагога представляют собой постоянно действующие формы повышения методической культуры преподавателя, мастера производственного обучения. Кроме них, есть и эпизодически действующие формы методической работы, например, временные творческие группы. Они объединяют педагогов различных специальностей, разного возраста, занимающихся изучением какой-то одной проблемы или разработкой определенного мероприятия.
Анкета «Изучение затруднений преподавателей в обучении учащихся»
Аспект педагогической деятельности | Степень затруднения | ||||
очень сильно | сильно | средне | почти не затрудняюсь | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Тематическое планирование | |||||
2. Поурочное планирование | |||||
3. Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства | |||||
4. Овладение содержанием новых программ и учебников | |||||
5. Умение поставить цель на урок | |||||
6. Умение отработать содержание материала к уроку в соответствии с поставленной целью | |||||
7. Использование разнообразных форм работы на уроке | |||||
8. Проведение практических работ, предусмотренных программой | |||||
9. Осуществление дифференцированного подхода к обучению | |||||
10. Развитие интереса к учению | |||||
11 . Использование межпредметных связей | |||||
12. Обеспечение разумной дисциплины на уроке | |||||
13. Умение оценить результат урока согласно поставленной цели | |||||
14. Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся | |||||
15. Выявление типичных причин неуспеваемости | |||||
16.Внедрение передового опыта, описанного в литературе | |||||
17. Организация внеклассной работы по предмету | |||||
18. Эффективное использование оснащения кабинета | |||||
19. Оснащение кабинета новыми наглядными пособиями | |||||
20. Другие аспекты |
Анкета «Изучение затруднений мастеров п/о в воспитании учащихся»
Ф.и.о. мастера п/о ______________________________________
Аспект педагогической деятельности | Степень затруднений | |||
очень сильно | сильно | средне | почти не затрудняюсь | |
| ||||
| ||||
3. Выбор форм воспитательной работы | ||||
4. Введение инновационных форм воспитательной работы | ||||
5. Знание подростковой психологии | ||||
6. Организация интересной жизни в группе | ||||
7. Индивидуальная работа с учащимися | ||||
8. Работа с "трудными" учащимися | ||||
9. Работа с родителями | ||||
10. Организация учащихся на участие в общеучилищной жизни | ||||
11. Знание взаимоотношений учеников в группе |
Анкета «Изучение уровня теоретических знаний и профессиональных умений преподавателей училища, необходимых для проведения экспериментальной работы»
Аспект | Степень затруднений | |||
очень сильно | сильно | средне | не затрудняюсь | |
1 . Знание своего предмета | ||||
2. Знание методики преподавания своего предмета | ||||
3. Знание подростковой психологии и умение учитывать ее при обучении | ||||
5. Знание программы осуществления эксперимента | ||||
6. Знание своих функциональных обязанностей в эксперименте | ||||
7. Знание и умение использовать методы исследования: а) изучение литературы; б) наблюдение; в) социологические методы; г) метод хронометрирования |
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии
Анкета №1 для выявления факторов, влияющих на саморазвитие преподавателей
Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению: 5 — да; 4 — скорее да, чем нет; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет; 1 — нет.)
Способствующие личностные факторы:
- Я стремлюсь изучить себя.
- Я оставляю время для развития.
- Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
- Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
- Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
- Я анализирую свои чувства и опыт.
- Я много читаю.
- Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
- Я стремлюсь быть более открытым человеком.
- Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
- Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
- Я получаю удовольствие от освоения нового.
- Я положительно бы отнесся(лась) к продвижению по службе.
Препятствующие Факторы:
- Собственная инерция.
- Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
- Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
- Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.
- Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, то есть отсутствие информации о себе.
- Состояние здоровья.
- Недостаток времени.
- Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы:
- Методическая работа.
- Обучение на курсах.
- Пример и влияние коллег.
- Пример и влияние руководителей.
- Внимание к этой проблеме руководителей.
- Доверие.
- Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
- Интерес к работе.
- Возрастающая ответственность.
10. Возможность получения признания в коллективе.
Банк положительного опыта. Проведение нестандартных уроков
Тема (форма) урока | Кто проводит | |
1. Урок — театрализованное представление | ||
2. Урок — географическое казино | ||
3 Урок — поиск ошибок; урок теоретической инициативы | ||
5. Урок — выпуск литературного журнала | ||
6. Урок — конкурс знатоков; урок — географический КВН | ||
7. Урок-размышление | ||
8. Урок — литературная игра по произведениям: Грибоедов «Горе от ума», Булгаков «Мастер и Маргарита» | ||
9. Урок — игра «Счастливый случай» | ||
10. Интегрированный урок «Доброта строгая и все разрешающая» | ||
12 Брейн-ринг по русскому языку | ||
13. Урок — интервью с литературными героями | ||
14. Мини-спектакль на уроке литературы по рассказам Чехова | ||
16. Урок — создание проекта | ||
1 7. Урок-игра «Путешествие вокруг света» | ||
Нестандартная организация контроля знаний учащихся | ||
1. Разноуровневая контрольная работа | ||
2. Вихрь задач | ||
4. Тестовый контроль знаний по английскому языку | ||
5. Поиск ошибок друг у друга | ||
7. Зачетное тестирование по литературе | ||
8. Уплотненный опрос | ||
9. Фронтальный опрос с использованием жетонов | ||
10. Устная работа по карточкам | ||
11. Отвечая, обратись за помощью к группе | ||
Использование межпредметных связей на уроке | ||
1. Связь литературы с современными проблемами | ||
3. Определение профессиональной ориентации учащегося | ||
4. Литература и история | ||
5. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки | ||
6. Помощь окружающей среде | ||
Применение эффективных методических приемов в обучении | ||
1. Запоминание исторических дат с использованием карточек | ||
2. Решение экспериментальных задач методом мозгового штурма | ||
3. Мозговой штурм. Организация дискуссии на уроке. Альтернативный подход к решению проблемы. | ||
4. Развитие медиаобразовательных умений учащихся | ||
5. Работа учащихся в группах | ||
6. Организация монологической речи учащихся на основе художественного произведения от лица персонажей | ||
7. Алгоритм применения формул сокращенного умножения | ||
8. Математический диктант | ||
10. Система творческих работ | ||
11 . Изучение нового материала по принципу: «Учащийся роли преподавателя» | ||
12. Работа в группах |
Тематика выступлений на педагогических чтениях
Выступающие | Тематика выступлений | |
1. Преподаватели истории: | ||
2. Преподаватели математики: | ||
3. Преподаватели ОБЖ и физкультуры: | ||
4. Преподаватели технических дисциплин языка и литературы: | ||
5. Преподаватели основы теории сварки и резки металлов | ||
Положение о методическом объединении
Методическое объединение (МО) может объединять преподавателей одного или нескольких родственных предметов.
1. Деятельность МО призвана способствовать:
- обобщению и распространению передового педагогического опыта;
- предупреждению ошибок в работе преподавателей;
- методически грамотному преподаванию «трудных» тем учебных курсов;
- накоплению дидактического материала;
- работе по расширению кругозора учащихся;
- активизации творческого потенциала преподавателей.
2. Каждое МО имеет план работы на учебный год.
План работы предусматривает:
1. наличие информации о кадровом составе МО, которая содержит в себе сведения о:
- молодых специалистах; неспециалистах; работниках, возвратившихся из других сфер деятельности, пенсионерах;
- педагогах с высшим, незаконченным высшим, средним специальным педагогическим образованием; получающих второе образование, обучающихся заочно;
- преподавателях, имеющих почетные звания, правительственные и отраслевые награды;
- учебной нагрузке и квалификационных категориях педагогов;
2. Анализ работы за прошлый учебный год с указанием:
- выполнения плана работы МО за прошлый год и информации об участии педагогов в различных мероприятиях МО;
- самого существенного и ценного из опыта преподавания предметов в прошлом году;
- оценки уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся по предметам;
- оценки результатов выступлений учащихся на районных, городских и республиканских олимпиадах, выступлений на ученических конференциях;
- итогов проведения открытых уроков;
- итогов взаимопосещений уроков;
- материально-технического и санитарного состояния закрепленных за педагогами МО кабинетов;
3. постановку задач МО на новый учебный год;
4.план работы на новый учебный год по разделам:
- проведение открытых уроков;
- организация внеклассной работы по предмету;
- график взаимопосещений уроков;
- график взаимопроверок тетрадей;
- изучение нормативных документов и новых программ;
- график проведения контрольных срезов;
- работа по изучению передового опыта;
- организация наставничества.
3. Обязанности руководителя МО.
Руководитель МО:
- составляет план работы методического объединения;
- организует методическую помощь молодым специалистам;
- помогает заместителям директора училища в сборе аналитического материала;
- участвует в составлении тематических и контрольных срезовых знаний;
- участвует в работе училищной аттестационной комиссии;
- ведет протоколы заседаний МО.
4. Заседания МО проводятся не реже двух раз в полугодие.
Методический семинар по проблеме:
«Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе»
Цели семинара:
- повышение квалификации кадров в соответствии с задачами функционирования и развития училища, а также индивидуальными интересами и потребностями преподавателей;
- подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного, воспитательного процесса: рекомендаций, памяток, методических разработок.
План семинара
№ | Тема занятий | Преподаватель должен знать | Преподаватель должен уметь разработать | Преподаватель должен уметь правильно действовать на практике |
1
| Три «само» в развитии учащегося | Что такое: самоопределение, самопознание, самореализация, совместное развитие. | Задания для учащихся на урок, которые создают возможности для: самопознания, самореализации, самоопределения, совместного развития учащихся, развития стремления изменить себя. | 1. Применить в организации урока рекомендации методического пособия «Приемы, учитывающие процесс становления личности учащегося». 2. Уметь изучить типологию личности с помощью психогеометрического теста. |
2 | психолого- пе дагогическое обеспечение учебного про- цесса | Кто такие: визуалисты; аудиалисты; кинестетики. Что такое гемисферология? | . | 1 . Провести и обработать тест «Оценка работоспособности и трудолюбия» и сопоставить с типами учащихся. 2. Использовать в работе памятку «Типы учащихся» по Гриндеру |
3 | коммуникация на уроке — феномены и закономерно- сти | 1 . Различные коммуникативные приемы и категории коммуникативных средств. 2. Невербальные феномены: — правило вытянутой руки; — личная территория; — правило вертикали; — правило тыла; — правило центра; — контакт глаз | 1 . Провести и обработать результаты теста "Коммуникабельны ли вы?" 2. Использовать в работе рекомендации пособий "Продуктивные и непродуктивные приемы деятельности преподавателя по представлению информации и «Формирование умения учащихся обращаться с информацией» | |
4 | Потребность в успехе. Мотив и цель достиже- ния | 1 . Понятия успеха. 2. Способы создания ориентации на успех, на избегание неудач | 1 . Обработать результаты микроисследования «Реализация личных достижений учащихся в процессе обучения». 2. Использовать рекомендации памятки преподавателю «Деятельность преподавателя по созданию положительного эмоционального настроя в учебном процессе» | |
5 | конфликты: причины, пути разрешения | 1 . Характерные причины возникновения конфликтов между преподавателем и учащимися. 2. Методы разрешения конфликтов: та: — метод семи шагов; — метод активных консультаций; — метод перехода от конфликта к сотрудничеству; — метод посредника; — метод обострения и энергичного разрешения конфликта | 1 . Умение составить эвристическое предписание по разрешению конфликта | 1. Провести и обработать тест «Уровень конфликтности личности»
|
6 | Готовность принимать себя и других | 1. Поле общего принятия. 2. Условия самопринятия. 3. Индикаторы самопринятия | 1. Оценивать способность восприятия индивидом группы. 2. Провести тест-опросник «Самоотношение» | |
7 | Коллектив и личность | 1. Модели развития отношений между личностью и коллективом. 2. Способы руководства неформальными группами | 1. Диагностировать сформированность качеств коллектива | |
8 | реформация личности в процессе педагогической деятельности: виды, проявления, пути коррекции. | . Виды деформации личности. 2. Влияние специфики преподаваемого предмета на личностные особенности педагога | 1. Пути снятия психологической нагрузки у себя и учащихся. | 1. Оценивать агрессивность педагога. 2. Оценить возможность нервного срыва из-за лишнего рабочего усердия и уровень депрессии |
План работы школы молодого педагога
Задачи школы:
- удовлетворить потребность молодых преподавателей в непрерывном образовании и оказывать им помощь в преодолении различных затруднений;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
- помочь молодым преподавателям внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс.
Первый год обучения
Тема: «Знания и умения преподаватели — залог творчества и успеха учащихся»
Занятие № 1
- Презентация программы школы молодого преподавателя.
- Знакомство с локальными актами училища:
- положением о проверке тетрадей;
- положением о заполнении журнала;
- положением о дежурной группе и дежурном мастере производственного обучения.
3. Микроисследования:
«Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы», «Предпочтения преподавателей при выборе форм повышения квалификации», «Причины, побудившие преподавателей к повышению квалификации».
Занятие №2
1 Доклад на тему «Требования к планированию воспитательной работы».
2. Сообщение «Методы изучения личности учащегося».
Знакомство с методической разработкой «В помощь молодому преподавателю», включающей:
- план характеристики группы,
- тематику родительских собраний,
- план беседы с родителями «Стиль взаимоотношений в семье и личность ребенка».
3. Дискуссия на тему «Факторы, влияющие на уровень воспитанности учащихся».
Занятие №3
- Доклад «Совершенствование аналитической культуры преподавателя, как основа повышения корректирующего влияния на образовательный процесс».
- Знакомство с методической разработкой, включающей в себя:
- требования к анализу урока и деятельности преподавателя на занятии;
- описания различных типов и форм уроков.
- Практикум «Самоанализ урока».
- Дискуссия на тему «Факторы, влияющие на качество преподавания».
Занятие №4
- Доклад «Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся».
- Игра-тренинг «Камертон» (каждый участник показывает свои варианты начала урока).
- Знакомство с методической разработкой, включающей в себя:
- описание способов организации работы учащихся с учебником и учебными текстами;
- описание различных видов лекций (проблемная, лекция - «провокация» и т.д.).
Занятие №5
- Доклад «Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся».
- Знакомство с методической разработкой, включающей в себя рассмотрение следующих вопросов:
- как помочь учащимся подготовиться к экзаменам?
- как готовиться к устным выступлениям?
- формы контроля знаний.
3. Дискуссия на тему «Трудная ситуация на уроке: способы решения».
Занятие №6
- Круглый стол «Педагогические умения преподаватели и пути их дальнейшего развития».
- Микроисследование «Приоритеты творческого саморазвития».
Второй год обучения
Тема: «Самостоятельный творческий поиск»
Занятие №1
- Доклад «Развитие творческих способностей учащихся».
- Микроисследование «Оценка уровня творческого потенциала личности».
- Знакомство с памяткой для учащихся «Как развивать свою память».
Занятие №2
- Доклад «Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательных технологий».
- Знакомство с памяткой для преподаватели «Ключевые слова педагогических парадигм».
Занятие №3
- Доклад «Основы теории развивающего обучения».
- Знакомство с памяткой для преподаватели «Сравнение традиционного и развивающего обучения».
Занятие №4
1. Доклад «Индивидуализация и дифференциация обучения — основные направления развития современного образования».
2. Знакомство с методичкой для преподавателей «Деятельность преподавателя на уроке с личностно ориентированной направленностью».
Занятие №5
- Доклад «Методика организации коллективных способов обучения как одно из направлений гуманизации образования».
Занятие №6
Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других», в ходе которой молодые преподаватели рассказывают о работе по совершенствованию своей методической компетентности.
Третий год обучения
Тема: «Выбор индивидуальной линии»
Занятие № 1
- Доклад «Культура педагогического общения».
- Микроисследование «Выявление тенденций в использовании стилей педагогического общения».
Занятие №2
- Доклад «Семантический дифференциал»
- Знакомство с методическим пособием «Шкала самооценки личности».
Занятие №3
- Пять возможных моделей оценки степени обученности.
- Дискуссия «Отметка и оценка. Одно и то же?»
- Знакомство с методическим пособием «Основные качества устного ответа, подлежащие его оценке».
Занятие №4
1. Доклад «Домашнее задание: как, сколько, когда?».
2 Знакомство с памяткой для преподавателя «Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся».
Занятие №5
Доклад «Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры)».
Занятие №6
Навыки коммуникации и общения в современном образовании.
Занятие №7
Педагогическое сочинение на тему «Я как преподаватель: с позиции прошлого, с позиции сегодняшнего дня, с позиции будущего».
Анкета для молодых преподавателей при проведении анализа работы училища молодого преподаватели «Диалог»
Инструкция для педагогов
Первая часть. Произведите оценку проведенных мероприятий по 10-балльной шкале.
№ | Мероприятия | Полезно | Интересно |
1 | Теоретические занятия: * Развитие творческих способностей учащихся * Семья и училище: пути взаимодействия * Стресс: причины возникновения и пути борьбы * Значение дидактических игр и методика их организации * Коллективные способы обучения * Интеграция как один из путей формирования естественно-научной картины мира | ||
2 | Микроисследования: Уровень творческого потенциала личности | ||
Определение отношения к собственному здоровью | |||
3 | Пособия: * Правила развития памяти | ||
Для родителей: | |||
* Памятка родителю | |||
* Искусство воспитания (тест) | |||
* Кто вы своему ребенку: родитель или приятель? | |||
* Управление своим состоянием: пути борьбы со стрессом | |||
* Дидактические игры на уроке | |||
* Тематика интегрированных уроков | |||
* Использование кроссвордов на уроке | |||
4 | Открытые уроки: | ||
Вторая часть. Оцените приведенные ниже утверждения по 5-балльной шкале:
5 баллов— показатель имеет место всегда,
4 балла — имеет место часто,
3 балла— имеет место периодически (не часто, но и не редко),
2 балла — имеет место редко,
1 балл — утверждение не имеет места.
Утверждения.
- Цели и задачи проводимой работы в школе молодого преподавателя объективно необходимы и ясны.
- Содержание работы интересно.
- Содержание работы в школе молодого преподавателя способствует росту профессионального мастерства.
- Формы работы:
педагогически целесообразны, результативны, оригинальны.
5. Работа в школе молодого преподавателя помогает:
- анализировать и оценивать свою педагогическую деятельность;
- планировать и организовывать свою педагогическую деятельность;
- размышлять о совершенствовании своей педагогической деятельности;
- включиться в педагогический поиск.
- В школе молодого педагога создан благоприятный микроклимат.
- Мое особое мнение заключается в том, что ___________________________________________________________
Третья часть. Напишите мини-сочинение: «Я как преподаватель»
- с позиции вчерашнего дня,
- с позиции сегодняшнего дня,
- с позиции завтрашнего дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа молодого педагога
Основные направления работы ШМП. Цели, задачи методической помощи начинающим педагогам. Заповеди, памятки молодым педагогам....
Программа поддержки молодых педагогов
Работа с начинающими преподавателями традиционно является одной из важ¬ных составляющих деятельности методической службы образовательной организации. Данная программа нацелена на решение зад...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА Педагогическая культура
В выступлении не только теоретические выкладки, но и тестирование для молодых педагогов...
Программа «Школа начинающего педагога»
Программа ш"Школа начинающего педагога" для методистов, организующих работу с начинающими педагогами...
Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»
Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...
Школа молодого педагога
Школа молодого педагога...
Школа молодого педагога как профессиональное развитие педагогических работников
В работе представлены техники работы с молодыми педагогами, которые помогат им адаптироваться на новом месте работы....