программа школы молодого педагога
методическая разработка на тему

в работе представлены варианты организации работы целях повышения квалификации молодых специалистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkoly_molodogo_pedagoga.docx62.7 КБ

Предварительный просмотр:

Программа школы молодого педагога

Пояснительная записка

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они, несмотря на свою неопытность, с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же
ответственность, что и преподаватели с многолетним стажем. Зачастую от столкновения с педагогической реальностью молодой преподаватель испытывает шок: он боится собственной несостоятельности при взаимодействии с учащимися и их родителями; опасается критики администрации и опытных коллег; постоянно волнуется из-за того, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. Тревожность из ситуативной превращается в устойчивую черту профессионального поведения, страх и неудовлетворенность становятся привычным состоянием. Такой мастер или преподаватель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации. Чтобы этого не произошло, молодым преподавателям нужно целенаправленно помогать. Для этого у нас в коллективе функционирует
трехгодичная школа молодого педагога. 

Тема первого года обучения: «Знания и умения преподавателя — залог творчества и успеха учащихся». Тема второго года обучения: «Самостоятельный творческий поиск». Тема третьего года обучения: «Выбор индивидуальной линии». В работе с молодыми преподавателями используются различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом. Обратная связь осуществляется с помощью анкетирования слушателей школы молодого преподавателя. Все проведенные мероприятия, подготовленные методические пособия им предлагается оценить с двух позиций: «полезно» и «интересно». Мастер-класс, методический семинар, школа молодого педагога представляют собой постоянно действующие формы повышения методической культуры преподавателя, мастера производственного обучения. Кроме них, есть и эпизодически действующие формы методической работы, например, временные творческие группы. Они объединяют педагогов различных специальностей, разного возраста, занимающихся изучением какой-то одной проблемы или разработкой определенного мероприятия.


Анкета «Изучение затруднений преподавателей в обучении учащихся»

Аспект педагогической деятельности 

Степень затруднения 

очень сильно 

сильно 

средне 

почти не затрудняюсь 

1 

2 

3 

4 

5 

1. Тематическое планирование 

2. Поурочное планирование 

3. Планирование   самообразования   и   повышения педагогического мастерства 

4. Овладение содержанием новых программ и учебников 

5. Умение поставить цель на урок 

6. Умение  отработать содержание материала   к уроку  в  соответствии  с  поставленной целью 

7. Использование разнообразных форм работы на уроке 

8. Проведение   практических   работ,   предусмотренных программой 

9. Осуществление дифференцированного подхода к обучению 

10. Развитие интереса к учению 

11 . Использование межпредметных связей 

12. Обеспечение разумной дисциплины на уроке 

13. Умение оценить результат урока согласно поставленной цели 

14. Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся 

15. Выявление   типичных   причин   неуспеваемости 

16.Внедрение передового опыта, описанного 

в литературе 

17. Организация внеклассной работы по 

предмету 

18. Эффективное использование оснащения 

кабинета 

19. Оснащение кабинета новыми наглядными 

пособиями 

20. Другие аспекты 

Анкета «Изучение затруднений мастеров п/о в воспитании учащихся»

Ф.и.о. мастера п/о ______________________________________

Аспект педагогической деятельности 

Степень затруднений 

очень сильно 

сильно 

средне 

почти не затрудняюсь 

  1. . Планирование воспитательной работы 

  1. Умение поставить цель и задачи воспитательной работы 

3. Выбор форм воспитательной работы 

4. Введение инновационных форм воспитательной работы 

5. Знание подростковой психологии 

6. Организация интересной жизни в группе

7. Индивидуальная работа с учащимися 

8. Работа с "трудными" учащимися 

9. Работа с родителями 

10. Организация учащихся на участие в общеучилищной жизни 

11. Знание взаимоотношений учеников в группе


Анкета «Изучение уровня теоретических знаний и профессиональных умений преподавателей училища, необходимых для проведения экспериментальной работы»

Аспект 

Степень затруднений

очень сильно

сильно

средне

не затрудняюсь

1 . Знание своего предмета 

2. Знание методики преподавания своего предмета 

3. Знание подростковой психологии и умение учитывать ее при обучении 

5. Знание программы осуществления эксперимента 

6. Знание своих функциональных обязанностей в эксперименте 

7. Знание и умение использовать методы исследования: 

а) изучение литературы; 

б) наблюдение; 

в) социологические методы; 

г) метод хронометрирования 


Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии

Анкета №1 для выявления факторов, влияющих на саморазвитие преподавателей

Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению: 5 — да; 4 — скорее да, чем нет; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет; 1 — нет.)

Способствующие личностные факторы:

  1. Я стремлюсь изучить себя.
  2. Я оставляю время для развития.
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
  6. Я анализирую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9.        Я верю в свои возможности.

  1. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
  2. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  3. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
  4. Я получаю удовольствие от освоения нового.
  5. Я положительно бы отнесся(лась) к продвижению по службе.

Препятствующие Факторы:

  1. Собственная инерция.
  2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
  3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
  4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.
  5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, то есть отсутствие информации о себе.
  6. Состояние здоровья.
  7. Недостаток времени.
  8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

  1. Методическая работа.
  2. Обучение на курсах.
  3. Пример и влияние коллег.
  4. Пример и влияние руководителей.
  5. Внимание к этой проблеме руководителей.
  1. Доверие.
  2. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
  3. Интерес к работе.
  4. Возрастающая ответственность.

10.        Возможность получения признания в коллективе.


Банк положительного опыта. Проведение нестандартных уроков

Тема (форма) урока 

Кто проводит 

1. Урок — театрализованное представление 

2. Урок — географическое казино 

3 Урок — поиск ошибок; урок теоретической инициативы 

5. Урок — выпуск литературного журнала 

6. Урок — конкурс знатоков; урок — географический КВН

7. Урок-размышление 

 8. Урок — литературная игра по произведениям: 

Грибоедов «Горе от ума», 

Булгаков «Мастер и Маргарита» 

9. Урок — игра «Счастливый случай» 

10. Интегрированный урок «Доброта строгая и все разрешающая» 

12  Брейн-ринг по русскому языку 

13. Урок — интервью с литературными героями 

14. Мини-спектакль на уроке литературы по рассказам Чехова 

16. Урок — создание проекта 

1 7. Урок-игра «Путешествие вокруг света» 

Нестандартная организация контроля знаний учащихся 

1. Разноуровневая контрольная работа 

2. Вихрь задач 

4. Тестовый контроль знаний по английскому языку 

5. Поиск ошибок друг у друга 

7. Зачетное тестирование по литературе 

8. Уплотненный опрос 

9. Фронтальный опрос с использованием жетонов 

10. Устная работа по карточкам 

11. Отвечая, обратись за помощью к группе 

Использование межпредметных связей на уроке 

1. Связь литературы с современными проблемами 

3. Определение профессиональной ориентации учащегося 

4. Литература и история 

5. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки 

6. Помощь окружающей среде 

Применение эффективных методических приемов в обучении 

1. Запоминание исторических дат с использованием карточек 

2. Решение экспериментальных задач методом мозгового штурма 

3. Мозговой штурм. 

Организация дискуссии на уроке. 

Альтернативный подход к решению проблемы. 

4. Развитие медиаобразовательных умений учащихся 

5. Работа учащихся в группах 

6. Организация монологической речи учащихся на основе 

художественного произведения от лица персонажей 

7. Алгоритм применения формул сокращенного умножения 

8. Математический диктант 

10. Система творческих работ 

11 . Изучение нового материала по принципу: «Учащийся роли преподавателя» 

12. Работа в группах 

Тематика выступлений на педагогических чтениях

Выступающие 

Тематика выступлений 

1. Преподаватели истории: 

2. Преподаватели математики: 

3. Преподаватели ОБЖ и физкультуры: 

4. Преподаватели технических дисциплин языка и литературы:

5. Преподаватели основы теории сварки и резки металлов

Положение о методическом объединении

Методическое объединение (МО) может объединять преподавателей одного или нескольких родственных предметов.

1. Деятельность МО призвана способствовать:

  •  обобщению и распространению передового педагогического опыта;
  • предупреждению ошибок в работе преподавателей;
  • методически грамотному преподаванию «трудных» тем учебных курсов;
  • накоплению дидактического материала;
  • работе по расширению кругозора учащихся;
  • активизации творческого потенциала преподавателей.

2. Каждое МО имеет план работы на учебный год.

План работы предусматривает:

1. наличие информации о кадровом составе МО, которая содержит в себе сведения о:

  • молодых специалистах; неспециалистах; работниках, возвратившихся из других сфер деятельности, пенсионерах;
  •         педагогах с высшим, незаконченным высшим, средним специальным педагогическим образованием; получающих второе образование, обучающихся заочно;
  • преподавателях, имеющих почетные звания, правительственные и отраслевые награды;
  • учебной нагрузке и квалификационных категориях педагогов;

2. Анализ работы за прошлый учебный год с указанием:

  • выполнения плана работы МО за прошлый год и информации об участии педагогов в различных мероприятиях МО;
  • самого существенного и ценного из опыта преподавания предметов в прошлом году;
  • оценки уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся по предметам;
  • оценки результатов выступлений учащихся на  районных, городских и республиканских олимпиадах, выступлений на ученических конференциях;
  • итогов проведения открытых уроков;
  • итогов взаимопосещений уроков;
  • материально-технического и санитарного состояния закрепленных за педагогами МО кабинетов;

3. постановку задач МО на новый учебный год;

4.план работы на новый учебный год по разделам:

  • проведение открытых уроков;
  • организация внеклассной работы по предмету;
  • график взаимопосещений уроков;
  • график взаимопроверок тетрадей;
  • изучение нормативных документов и новых программ;
  • график проведения контрольных срезов;
  • работа по изучению передового опыта;
  • организация наставничества.

3.        Обязанности руководителя МО.

Руководитель МО:

  • составляет план работы методического объединения;
  • организует методическую помощь молодым специалистам;
  • помогает заместителям директора училища в сборе аналитического материала;
  • участвует в составлении тематических и контрольных срезовых знаний;
  • участвует в работе училищной аттестационной комиссии;
  • ведет протоколы заседаний МО.

4.        Заседания МО проводятся не реже двух раз в полугодие.

Методический семинар по проблеме:

«Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе»

Цели семинара:

  •  повышение квалификации кадров в соответствии с задачами функционирования и развития училища, а также индивидуальными интересами и потребностями преподавателей;
  •  подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного, воспитательного процесса: рекомендаций, памяток, методических разработок.

План семинара

 

Тема

занятий

Преподаватель

должен знать

Преподаватель должен уметь разработать

Преподаватель должен уметь правильно

действовать на практике

1 

 

Три «само» в 

развитии учащегося

Что такое: 

самоопределение, 

самопознание, 

самореализация, 

совместное развитие. 

Задания для учащихся на 

урок, которые создают 

возможности для: самопознания, самореализации, 

самоопределения, совместного развития учащихся, развития стремления 

изменить себя. 

1. Применить в организации урока рекомендации методического пособия 

«Приемы, учитывающие процесс становления личности учащегося». 

2. Уметь изучить типологию личности с помощью психогеометрического теста. 

2 

психолого- пе 

дагогическое 

обеспечение 

учебного про- 

цесса 

Кто такие: визуалисты; аудиалисты; кинестетики. 

Что такое гемисферология? 

. 

1 . Провести и обработать тест «Оценка работоспособности и трудолюбия» и сопоставить с типами учащихся. 

2. Использовать в работе памятку «Типы учащихся» по Гриндеру 

3 

коммуникация 

на уроке — 

феномены и 

закономерно- 

сти 

1 . Различные коммуникативные 

приемы и категории коммуникативных средств. 

2. Невербальные феномены: 

— правило вытянутой руки; 

— личная территория; 

— правило вертикали; 

— правило тыла; 

— правило центра; 

— контакт глаз 

1 . Провести и обработать результаты 

теста "Коммуникабельны ли вы?" 

2. Использовать в работе рекомендации пособий "Продуктивные и непродуктивные приемы деятельности преподавателя по представлению информации  и «Формирование умения учащихся обращаться с информацией» 

4 

Потребность в 

успехе. Мотив и 

цель достиже- 

ния 

1 . Понятия успеха. 

2. Способы создания ориентации 

на успех, на избегание неудач 

1 . Обработать результаты микроисследования «Реализация личных достижений учащихся в процессе обучения». 

2. Использовать рекомендации памятки 

преподавателю «Деятельность преподавателя 

по созданию положительного эмоционального настроя в учебном процессе» 

5 

конфликты: 

причины, пути 

разрешения 

1 . Характерные причины возникновения конфликтов между преподавателем и учащимися. 

2. Методы разрешения конфликтов: 

та: 

— метод семи шагов; 

— метод активных консультаций; 

— метод перехода от конфликта 

к сотрудничеству; 

— метод посредника; 

— метод обострения и энергичного разрешения конфликта 

1 . Умение составить эвристическое предписание по 

разрешению конфликта 

1. Провести и обработать тест «Уровень конфликтности личности» 

 

6 

Готовность 

принимать себя и других 

1. Поле общего принятия. 

2. Условия самопринятия. 

3. Индикаторы самопринятия 

1. Оценивать способность восприятия индивидом группы. 

2. Провести тест-опросник «Самоотношение» 

7 

Коллектив и 

личность 

1. Модели развития отношений 

между личностью и коллективом. 

2. Способы руководства неформальными группами 

1. Диагностировать сформированность качеств коллектива 

8 

реформация 

личности в процессе педагогической деятельности: виды, 

проявления, 

пути коррекции. 

. Виды деформации личности. 

2. Влияние специфики преподаваемого предмета на личностные особенности педагога 

1. Пути снятия психологической нагрузки у себя и 

учащихся. 

1. Оценивать агрессивность педагога. 

2. Оценить возможность нервного срыва из-за лишнего рабочего усердия и уровень депрессии 


План работы школы молодого педагога

Задачи школы:

  • удовлетворить потребность молодых преподавателей в непрерывном образовании и оказывать им помощь в преодолении различных затруднений;
  • способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
  • помочь молодым преподавателям внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс.

Первый год обучения

Тема: «Знания и умения преподаватели — залог творчества и успеха учащихся»

Занятие № 1

  1. Презентация программы школы молодого преподавателя.
  2. Знакомство с локальными актами училища:
  • положением о проверке тетрадей;
  • положением о заполнении журнала;
  • положением о дежурной группе и дежурном мастере производственного обучения.

3.        Микроисследования:

«Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы», «Предпочтения преподавателей при выборе форм повышения квалификации», «Причины, побудившие преподавателей к повышению квалификации».

Занятие №2

1 Доклад на тему «Требования к планированию воспитательной работы».

2.        Сообщение «Методы изучения личности учащегося».
Знакомство с методической разработкой «В помощь молодому преподавателю», включающей:

  • план характеристики группы,
  • тематику родительских собраний,
  • план беседы с родителями «Стиль взаимоотношений в семье и личность ребенка».

3.        Дискуссия на тему «Факторы, влияющие на уровень воспитанности учащихся».

Занятие №3

  1. Доклад «Совершенствование аналитической культуры преподавателя, как основа повышения корректирующего влияния на образовательный процесс».
  2. Знакомство с методической разработкой, включающей в себя:
  • требования к анализу урока и деятельности преподавателя на занятии;
  • описания различных типов и форм уроков.
  1. Практикум «Самоанализ урока».
  2. Дискуссия на тему «Факторы, влияющие на качество преподавания».

Занятие №4

  1. Доклад «Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся».
  2. Игра-тренинг «Камертон» (каждый участник показывает свои варианты начала урока).
  3. Знакомство с методической разработкой, включающей в себя:
  • описание способов организации работы учащихся с учебником и учебными текстами;
  • описание различных видов лекций (проблемная, лекция - «провокация» и т.д.).

Занятие №5

  1. Доклад «Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся».
  2. Знакомство с методической разработкой, включающей в себя рассмотрение следующих вопросов:
  • как помочь учащимся подготовиться к экзаменам?
  • как готовиться к устным выступлениям?
  • формы контроля знаний.

3.        Дискуссия на тему «Трудная ситуация на уроке: способы решения».

Занятие №6

  1. Круглый стол «Педагогические умения преподаватели и пути их дальнейшего развития».
  2. Микроисследование «Приоритеты творческого саморазвития».

Второй год обучения

Тема: «Самостоятельный творческий поиск»

Занятие №1

  1. Доклад «Развитие творческих способностей учащихся».
  2. Микроисследование «Оценка уровня творческого потенциала личности».
  3. Знакомство с памяткой для учащихся «Как развивать свою память».

Занятие №2

  1. Доклад «Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательных технологий».
  2. Знакомство с памяткой для преподаватели «Ключевые слова педагогических парадигм».

Занятие №3

  1. Доклад «Основы теории развивающего обучения».
  2. Знакомство с памяткой для преподаватели «Сравнение традиционного и развивающего обучения».

Занятие №4

1. Доклад «Индивидуализация и дифференциация обучения — основные направления развития современного образования».

2. Знакомство с методичкой для преподавателей «Деятельность преподавателя на уроке с личностно ориентированной направленностью».

Занятие №5

  1. Доклад «Методика организации коллективных способов обучения как одно из направлений гуманизации образования».

Занятие №6

Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других», в ходе которой молодые преподаватели рассказывают о работе по совершенствованию своей методической компетентности.

Третий год обучения

Тема: «Выбор индивидуальной линии»

Занятие № 1

  1. Доклад «Культура педагогического общения».
  2. Микроисследование «Выявление тенденций в использовании стилей педагогического общения».

Занятие №2

  1. Доклад «Семантический дифференциал»
  2. Знакомство с методическим пособием «Шкала самооценки личности».

Занятие №3

  1. Пять возможных моделей оценки степени обученности.
  2. Дискуссия «Отметка и оценка. Одно и то же?»
  3. Знакомство с методическим пособием «Основные качества устного ответа, подлежащие его оценке».
    Занятие №4

1. Доклад «Домашнее задание: как, сколько, когда?».

2 Знакомство с памяткой для преподавателя «Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся».

Занятие №5

Доклад «Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры)».

Занятие №6

Навыки коммуникации и общения в современном образовании.

Занятие №7

Педагогическое сочинение на тему «Я как преподаватель: с позиции прошлого, с позиции сегодняшнего дня, с позиции будущего».


Анкета для молодых преподавателей при проведении анализа работы училища молодого преподаватели «Диалог»

Инструкция для педагогов

Первая часть. Произведите оценку проведенных мероприятий по 10-балльной шкале.

 

Мероприятия 

Полезно 

Интересно 

1 

Теоретические занятия: 

* Развитие творческих способностей учащихся 

* Семья и училище: пути взаимодействия 

* Стресс: причины возникновения и пути борьбы 

* Значение дидактических игр и методика их организации 

* Коллективные способы обучения 

* Интеграция как один из путей формирования естественно-научной картины мира 

2 

Микроисследования: 

Уровень творческого потенциала личности 

Определение отношения к собственному здоровью 

3 

Пособия: 

* Правила развития памяти 

Для родителей: 

* Памятка родителю 

* Искусство воспитания (тест) 

* Кто вы своему ребенку: родитель или приятель? 

* Управление своим состоянием: пути борьбы со стрессом 

* Дидактические игры на уроке 

* Тематика интегрированных уроков 

* Использование кроссвордов на уроке 

4 

Открытые уроки: 

Вторая часть. Оцените приведенные ниже утверждения по 5-балльной шкале:

5 баллов— показатель имеет место всегда,

4 балла — имеет место часто,

3 балла— имеет место периодически (не часто, но и не редко),

2 балла — имеет место редко,

1 балл — утверждение не имеет места.

Утверждения.

  1. Цели и задачи проводимой работы в школе молодого преподавателя объективно необходимы и ясны.
  2. Содержание работы интересно.
  3. Содержание работы в школе молодого преподавателя способствует росту профессионального мастерства.
  4. Формы работы:

педагогически целесообразны, результативны, оригинальны.

5.        Работа в школе молодого преподавателя помогает:

  • анализировать и оценивать свою педагогическую деятельность;
  • планировать и организовывать свою педагогическую деятельность;
  • размышлять о совершенствовании своей педагогической деятельности;
  • включиться в педагогический поиск.
  1. В школе молодого педагога создан благоприятный микроклимат.
  2. Мое особое мнение заключается в том, что ___________________________________________________________

Третья часть. Напишите мини-сочинение: «Я как преподаватель»

  • с позиции вчерашнего дня,
  • с позиции сегодняшнего дня,
  • с позиции завтрашнего дня.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа молодого педагога

Основные направления работы ШМП. Цели, задачи методической помощи начинающим педагогам. Заповеди, памятки молодым педагогам....

Программа поддержки молодых педагогов

Работа с начинающими преподавателями традиционно является одной из важ¬ных составляющих деятельности методической службы образовательной организации. Данная программа нацелена на решение зад...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА Педагогическая культура

В выступлении не только теоретические выкладки, но и тестирование для молодых педагогов...

Программа «Школа начинающего педагога»

Программа ш"Школа начинающего педагога" для методистов, организующих работу с начинающими педагогами...

Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»

Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...

Школа молодого педагога

Школа молодого педагога...

Школа молодого педагога как профессиональное развитие педагогических работников

В работе представлены техники работы с молодыми педагогами, которые помогат им адаптироваться на новом месте работы....