Программа поддержки молодых педагогов
методическая разработка по теме

Ряснянская Наталья Алексеевна
Работа с начинающими преподавателями традиционно является одной из важ¬ных составляющих деятельности методической службы образовательной организации. Данная программа нацелена на решение задачи более успешной адаптации начинающих педагогов. Цели и задачи программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_shmp.docx46.56 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор   ГОБУ  СПО  ВО «ЛАТТ»

_____________________А.А. Гайдай

"_____"____________________2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 ПРОГРАММА

 поддержки молодого педагога

 

Лиски

2013 г.

Содержание

 

1

Особенности программы …………………………………………….

3

2

Цели и задачи программы …………………………………………….

4

3

Основные теоретические положения программы ………………….

5

4

Основные принципы работы с молодым педагогом………….. ……

9

5

Система работы с молодым педагогом ………….…………………..

10

6

Основные направления и формы работы с молодым педагогом…

 13

7

Тематический план Школы молодого педагога……. ……………….

15

 

 

  1. Особенности программы

     Современной образовательной организации  нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к данному включению в инновационный процесс.

Однако, как показывает образовательная практика и социально-педагогические исследования, даже при достаточно высоком уровне готовности логической деятельности личностная и профессиональная адаптация начинающего педагога, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс.

       Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями: недостаточное владение учебным материалом по преподаваемой дисциплине, отсутствие навыков владения методами практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к студентам, сложности в организации воспитательной работы и т.д. Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него не сформированы профессионально значимые качества (компетенции). Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых преподавателей, не нашедших себя в выбранной профессии.

       Таким образом, актуальной становится проблема адаптации начинающего преподавателя к своим новым профессиональным функциям.

Адаптация зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи  окружающих. Задача, стоящая перед педагогическим коллективом образовательной организации  в первые месяцы педагогической деятельности молодого специалиста, - сокращение периода адаптации начинающего преподавателя, способствующее скорейшему включению его в выполнение профессиональных планов и образовательных программ, созданию максимально благоприятных условий для развития педагогического мастерства и самореализации личности.

         Работа с начинающими преподавателями традиционно является одной из важных составляющих деятельности методической службы образовательной  организации. Данная программа нацелена на решение задачи более успешной адаптации начинающих педагогов. В ее выполнении должны участвовать администрация, педагоги высшей и первой квалификационными  категориями, социально-психологическая служба, профсоюзный комитет и иные заинтересованные и компетентные субъекты образовательного процесса при активной роли начинающего педагога.

 

  1. Цели и задачи программы

 Цель программы: оказание помощи начинающим педагогам в профессиональной и личностной адаптации.

Задачи программы:

-    создание условий для развития индивидуального стиля педагогической творческой деятельности;

-    оказание   помощи  в  изучении   и   творческом   внедрении   в  учебно - воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;

-    предупреждение типичных ошибок и затруднений в организации образовательного процесса, поиск возможных путей их преодоления;

-    формирование потребности в непрерывном самообразовании.

  1. Основные теоретические положения программы

      В поисках средств преодоления технократической ограниченности педагогического образования сегодня чрезвычайно актуализируется перевод его в качественно новое состояние, ориентированное на такой тип педагогической деятельности, который характеризуется превращением духовного мира педагога в ведущий компонент содержания образования, приоритетом личностно-развивающей функции в образовательной деятельности.

         Интегральной целью современного педагогического образования является личность преподавателя как субъекта профессиональной деятельности. Педагог должен выступать субъектом как минимум четырех видов деятельности: педагогической, инновационной, коллективного самоуправления и саморазвития. В каждой из них должны решаться определенные типы задач, а значит, выполняться соответствующие действия.

 Таблица 1

Состав профессиональных задач педагога

Виды

деятельности

Типы задач

Педагогическая

- построение учебного курса в целом;

 - проведение занятий;

 - построение внеклассной работы в целом;

 -проведение единичных мероприятий; индивидуальная работа со студентами т.д.

Инновационная

- перенос инновационного опыта других педагогов;

- собственная разработка новшеств;

- проведение педагогических экспериментов;

- передача собственного инновационного опыта и т.д.

Коллективное самоуправление

 - поддержание благоприятного климата в коллективе;

 - обеспечение эффективной работы групповых команд (т.е. группы преподавателей, работающих в одной группе и совместно анализирующих его состояние, выявляющих проблемы и ищущих их решение);

- обеспечение эффективной работы предметных кафедр;

 - участие в выработке коллективных и решений и т.д.

Саморазвитие

Общекультурное, профессиональное, физическое саморазвитие.

 

  

            Решение этих задач требует от преподавателя выполнения разнообразных действий, которые сначала выстраиваются в сознании, а затем реализуются в действительности.

Ставка сегодня должна быть сделана не столько на методику, сколько на методологию. Преподаватель должен быть способен строить действия в разнообразных педагогических ситуациях, опираясь на свои методологические знания.

         Специфика профессиональных действий преподавателя  обусловлена особенностями  педагогической деятельности, к которым относятся:

-    объект педагогической деятельности, который одновременно является и ее субъектом;

-    растущий человек с неповторимой совокупностью индивидуальных качеств;

-    средства педагогического труда, т.е. профессионально значимые качества и личность преподавателя в целом;

-    результат труда педагога - личность, овладевшая определенной суммой социальной культуры и опыта.

       Данные особенности профессиональной деятельности определяют методическую основу программы главными, в которой выступают основные положения педагогической аксиологии, педагогической антропологии, педагогической деонтологии.

       Гуманистическая цель образования предполагает пересмотр его содержания: включение в него не только новейшей научно-технической информации, гуманитарных личностно-развивающих знаний и умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру и человеку в нем, также системы нравственно-этических чувств.

      Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безликость  образования.

         Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, в которой человек рассматривается как наивысшая ценность и самоцель образования.

        Ценности педагогической деятельности, став личностно значимыми, выступают как внутренние регуляторы профессионального поведения. Основными профессиональными ценностями, на которых базируется данная программа, являются следующие:

-    студент есть наивысшая ценность;

-    вера в возможности и способности каждого студента;

-    преподаватель чувствует ответственность перед судьбой каждого студента;

-    стремление к пониманию внутреннего мира и поведения каждого студента;

-    признание за каждым студентом права на свободный выбор и ответственность за его последствия и т.д.

     Человек - самое сложное, уникальное и целостное творение на Земле. Педагога все интересует в человеке, так как именно он является предметом педагогической деятельности. Педагогический процесс центрируется вокруг достоверных знаний о природе человека. Эффективные педагогические технологии возможны только как законо- природо- культуросообразное построение форм практики. Отсюда задача - расширение системы антропологического знания начинающего педагога.

       Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она поможет начинающему преподавателю понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга; насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни, каковы причины и процессы становления личности, каков характер различных групп и как личность взаимодействует с ними и т.д.

     В целом педагогическая антропология выступает основой получения молодым педагогом целостного знания о человеке, обретения способности к пониманию каждого конкретного ребенка и помощи ему в росте, развитии, жизни, творчестве, а также к пониманию самого себя и путей самосовершенствования.

      Педагогическая деонтология - наука о профессиональном поведении педагога.

      Педагогическая деонтология разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности, которые позволяют ему полнее и адекватнее воспринимать педагогическую действительность, ориентироваться в ней, вырабатывать стратегию и тактику, планы и цели профессиональной деятельности, сознательно регулировать свое поведение.                    Профессиональные нормы - это исторически сложившиеся установленные стандарты профессионального поведения и деятельности. В сфере профессионального поведения преподаватель должен, безусловно, выполнять установленные нормы, формализованные и закрепленные в различных нормообразующих документах (законах, положениях, инструкциях, правилах и т.п.). Не менее важно начинающему преподавателю знать и выполнять нормы, сохраняющиеся в данной социокультурной среде (образовательной организации) в виде обычаев, представлений и традиций, т.е. в сфере неформализованных отношений.

Таким образом, педагогическая деонтология выступает основой формирования профессионального поведения начинающего преподавателя в соответствии с нормативно-правовой базой и традициями образовательной организации, тем самым способствуя его профессиональной и личностной адаптации. 

       

 Представляется целесообразным, используя основные положения педагогической аксиологии, педагогической антропологии, педагогической деонтологии, не столько учить и воспитывать начинающего педагога, сколько актуализировать, стимулировать его стремление к общекультурному и профессиональному развитию, создать комфортные условия для самодвижения.

Представленная программа делает ставку на индивидуально-творческий подход к молодому специалисту.

4. Основные принципы работы с начинающим преподавателем

Принцип гуманизации.

Это принцип выражается в гуманности целей, способов, средств управления, в установлении гуманных отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах работы с начинающим специалистом. Сотрудничество, сотворчество превалирует над управленческими воздействиями, утверждая субъект - субъектные отношения.

Принцип аксиологизации.

Структурирующим элементом профессиональной компетентности преподавателя выступает система гуманистических ценностных ориентации, которая задает вектор направленности его поведения и деятельности.

Принцип индивидуализации.

В основе данного принципа лежит признание факта уникальности и неповторимости пути развития каждого педагога. Это, в свою очередь, предполагает сочетание нерегламентированных, творческих видов деятельности с фундаментальной гуманистической подготовкой начинающего специалиста и конструирования на их основе своего собственного профиля образования.

Деятельностный принцип.

Формирование личности начинающего педагога, ее продвижение в профессиональном развитии осуществляется не тогда, когда она пассивно воспринимает готовые знания, а когда она включена в деятельность, т.е. сама выступает в роли исследователя. Данный принцип определяет выбор средств и способов достижения цели, а так же тактику профессионального совершенствования начинающего педагога.

 

5.Система работы с начинающим педагогом

  Этапы руководства профессиональным становлением молодого педагога

 Педагогическое руководство профессиональным становлением педагога в первый год его работы представляет собой не ряд отдельных, единичных воздействий, а длительный процесс взаимодействия молодого преподавателя и администрации, коллег, коллектива образовательной организации в целом.

Педагог, завершающий свой первый год работы, во многом отличается от пришедшего выпускника педагогического образовательного учреждения. Он уже многое умеет и знает и поэтому чувствует себя профессионально более уверенно. Изменения в позиции молодого специалиста, его активности и характере контактов со студентами и коллегами дают основания считать, что процесс адаптации проходит несколько этапов, отличающихся целями и методами работы с начинающим педагогом.

 

Условно можно выделить три этапа руководства в работе с молодыми педагогами: ознакомительный (в определенной мере диагностический), стимулирования деятельности и итоговый.

 

Ознакомительный этап.

Знакомству руководителя ОО с молодыми педагогами предшествует большая подготовительная работа. Главным содержанием этой работы является создание соответствующих условий для успешного начала профессиональной деятельности. К таким условиям, прежде всего, относятся: обеспечение педагога полной нагрузкой, прикрепление к нему педагога-наставника и т.д.

Первая встреча руководителя ОО и молодого специалиста во многом является определяющей для всей последующей работы. Именно во время этой встречи молодой педагог должен почувствовать, что его ждали в этом коллективе, что он нужен этой ОО. Задача руководителя - в ходе беседы, знакомя новичка с историей образовательной организацией, его традициями, выяснить планы молодого педагога, его представление о предстоящей работе. Первая беседа закладывает основы для последующих профессиональных контактов. Она должна показать молодому специалисту, что он может рассчитывать на доброжелательную и квалифицированную поддержку.

До   начала   занятий   начинающего   педагога   знакомят  с   материально – технической базой ОО, показывают, какими техническими средствами, наглядными пособиями и методическими материалами он располагает. Руководитель (в данном случае директор, заместители, руководитель структурного подразделения) в первых беседах информируют педагога о том, какую помощь он может получить в  методическом кабинете, в институте повышения квалификации работников образования.

     Особые волнения молодому специалисту доставляют его первые уроки. Не случайно впечатления о них остаются часто на всю жизнь.

Руководителю нужно найти время для обстоятельного и доброжелательного обсуждения, которое будет способствовать укреплению контактов между ним и молодым педагогом. Если урок произвел хорошее впечатление, важно, отметив это, постараться тактично показать начинающему специалисту, на что ему следует обратить внимание в дальнейшей работе. Если посетивший урок ограничился лишь лестным отзывом, то начинающий специалист может утвердиться во мнении, что можно меньше времени уделять подготовке к занятиям, что ему нет необходимости учиться у старших. Если же первые уроки неудачны, задача руководителя ОО - успокоить молодого педагога, объяснить ему, что предстоит еще сделать, над чем поработать, чтобы урок получился. При этом важно сделать акцент на положительных моментах в деятельности молодого педагога и избегать категоричных рецептов и навязывания необходимых решений.

Первый этап педагогического руководства молодым специалистом должен привести к возникновению определенной общности взглядов между ним и руководителем в оценке реального состояния дел и возможных путей преодоления трудностей и закрепления успехов.

Планирование методической работы направлено на повышение психолого-педагогической и методической культуры начинающего педагога. Здесь должно быть предусмотрено активное участие молодого педагога в работе отделений; работа над темой по самообразованию; систематическое ознакомление с педагогической и методической литературой и участие в ее обсуждении.

К концу этого этапа обычно укрепляются связи между новичками и другими членами педагогического коллектива, создается благоприятная почва для эффективного сотрудничества молодых специалистов и опытных педагогов, предполагающего не только передачу опыта одного поколения другому, но и их творческое взаимовлияние.

Этап стимулирования деятельности.

Данный этап нацелен на укрепление активной социально-профессиональной позиции молодого педагога путем развития его индивидуального стиля педагогической творческой деятельности. На этом этапе особое значение приобретают творческие контакты опытных педагогов и молодых специалистов. Практика накопила богатый арсенал средств, с помощью которых осуществляется педагогическое содружество педагогов разных поколений.

Руководство только тогда имеет обучающий характер, когда молодой педагог становится активным творцом педагогического процесса. Этой цели должны служить все виды и формы педагогического содружества.  Важным средством, стимулирующим профессиональный рост молодого педагога, является продуманная система его приобщения к опыту лучших педагогов ОО. Целесообразно знакомить начинающих преподавателей как с опытом работы молодых педагогов, так и с опытом педагогов – мастеров.

Одновременно с обучающими функциями на данном этапе руководстве работой молодого специалиста возрастает роль контроля за его деятельностью. Руководители особо должны фиксировать свое внимание на том, что нового появилось в деятельности начинающего педагога, что и в какой мере ему удается реализовать из намеченного в индивидуальном плане, что изменилось во взаимоотношениях со студентами, коллегами, родителями.

Очень важно уметь найти в деятельности преподавателя хотя бы крупицы нового, интересного, полезного остальным членам коллектива и сделать это новое достоянием всех. Подобное моральное стимулирование - важный фактор профессионального воспитания молодого специалиста. Оно укрепляет веру в собственные силы, придает оптимистическую направленность всей деятельности. В то же время на этом этапе, опираясь на определенные достижения в работе начинающего педагога, руководитель может больше времени уделять анализу неправильных, ошибочных его действий, пробуждая у начинающего специалиста критическое отношение к себе, особенно в тех случаях, когда он не замечает своих ошибок или не в состоянии правильно оценить ситуацию.

Одновременно с качественным преобразованием деятельности молодого специалиста меняется его положение в педагогическом коллективе. Здесь важно, с одной стороны, всячески подчеркивать роль и значение всего коллектива особенно опытных педагогов, в профессиональном становлении молодого специалиста. Тем самым в его сознании собственный профессиональный рост тесно связывается с опытом мастеров. С другой стороны, крайне важно прислушиваться к мнениям и советам, критическим замечаниям молодых учителей, их неприятие формализма, острое отношение к действительности может стать важным условием формирования безупречного нравственного, творческого климата в педагогическом коллективе.

Этап подведения итогов.

Чрезвычайно важный этап в жизни ОО и начинающего специалиста - этап подведения итогов адаптационного периода. Он позволяет не только фиксировать уровень подготовки педагога, результативность деятельности педагогического коллектива по его профессиональному воспитанию, но и наметить перспективы дальнейшего развития профессионального мастерства начинающей педагога.

 

6. Основные направления и формы работы с начинающим педагогом

 Основными направлениями, способствующими адаптации начинающего педагога к новым профессиональным функциям, являются: планирование и организация работы по предмету, планирование и организация воспитательной работы с группой, работа с документацией, работа по самообразованию, контроль за деятельностью начинающего педагога, психолого-педагогическая поддержка.

Планирование и организация работы по предмету.

При работе в этом направлении предполагается изучение действующих государственных программ по предмету, знакомство с авторскими программами; посещение уроков, проводимых преподавателями  первой и высшей категорий,  с их  последующим  глубоким  анализом;  составление  календарно-тематических планов; изучение теоретических вопросов построения современного урока и т.д.

Планирование и организация воспитательной работы с группой.

Существует значительный разрыв между планированием воспитательной работы и эффективным его выполнением. Эта диспропорция говорит о неумении молодых преподавателей организовывать воспитательную работу, что свидетельствует важности данного направления, которое включает в себя работу над следующими вопросами: организация внеурочной воспитательной работы в группе (задачи, содержание, формы, методы организации деятельности студентов), типичные трудности и недостатки студенческого коллектива, постановка и решение воспитательных задач на уроке, организация работы с родителями и т.д.

 

Работа с документацией.

Профессиональные педагогические учебные заведения недостаточно раскрывают вопросы работы будущего преподавателя с документацией ОО. Поэтому необходимо обратить внимание на: порядок ведения журнала теоретического и производственного обучения, рабочими тетрадями студентов; заполнение отчетов; знакомство с нормами оценивания и т.д.

Работа по самообразованию.

Каждый педагог уникален и неповторим, а педагогическая профессия, как всякое искусство, - процесс творческий. Так, данное направление способствует осмыслению начинающим преподавателем теоретических основ педагогики и психологии и построение собственной траектории профессиональной деятельности с учетом преподаваемой дисциплины и личных интересов. Каждый педагог разрабатывает программу самообразования, участвует в научно-практических конференциях (техникумовских, городских, региональных), «круглых столах», семинарах и т.д.

Контроль за деятельностью начинающего педагога.

Мониторинг процесса адаптации начинающего преподавателя включает в себя: посещение уроков, проверку учебной документации, диагностику профессионального роста, проведение срезовых работ, собеседования и консультации.

Психолого-педагогическая поддержка.

Реализация данного направления программы предусматривает использование психодиагностики с целью выявления возможных проблем в профессиональной деятельности начинающего педагога, профессиональных ожиданий и потенциала педагогической деятельности; изучение психологических основ построения урока; формирование психологических основ установления коллегиальных отношений и т.д.

 

В процессе организации работы с начинающими преподавателями для усиления мотивации, учета индивидуальных особенностей и построения личного плана профессиональной адаптации необходимо использовать разнообразные формы:

 

-    постоянно действующий режим консультирования;

-    проблемно-ситуационное обучение;

-    теоретические семинары и семинары - практикумы;

-    педагогические мастерские;

-    мастер-классы;

-    научно-практические конференции;

-    группы взаимопосещения и поддержки;

-    институт наставничества;

-    открытый профессиональный клуб и т.д.

Тематический план «Школы молодого педагога»

 для преподавателей первого года работы 

на 2013-2014 учебный год

№ занятия

Тема занятия

Дата проведения

Исполнители

1

2

3

4

1.

Организационное занятие:

-  утверждение состава ШМП и выбор наставников;

- вручение молодым педагогам пакета методических рекомендаций;

- микроисследование «Как вы относитесь к своей профессии?»

сентябрь

Рясняская Н.А.

Ермолаева Е.П.

Егоров С.А.

2.

- Учебный план – программа – тематическое планирование – поурочное планирование.

-  Постановка задач урока (развивающая, воспитательная, образовательная).

 - Инструктаж о ведении документации (заполнение, ведение  журналов, тетрадей, КТП)

- Посещение  уроков по плану.

сентябрь

Шереметова С.Г.

3.

 -Типы и виды уроков.

- Анализ и самоанализ урока. Виды самоанализа.

-Модель воспитательной работы группы.

Посещение  уроков по плану.

октябрь

Ермолаева Е.П.

Муравлева А.И.

Вишнякова С.В.

4.

- Современные обучающие технологии.

- Групповое занятие по снятию эмоционального напряжения «Создай себе настроение»

Посещение  уроков по плану.

ноябрь

Новикова Т.В., Литовская С.Н.

Реунова Г.И.

5.

- Здоровьесберегающий подход в развитии успешности  обучающегося.

- Круглый стол «Как привлечь и удержать внимание студентов».

- Посещение  уроков по плану.

декабрь

Помыкина С.М.

Егоров С.А., Реунова Г.И.

6.

-  Практикум «Способы реагирования на немотивированную агрессию».

- Посещение  уроков по плану.

январь

Вишнякова С.В.,

Киркач Л.Е.

7.

- Компетентностный подход в обучении

- «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

 Посещение  уроков по плану.

февраль

Ряснянская Н.А.

Егоров С.А.

8.

- Психолого-педагогическая культура преподавателя – основа гуманизации учебно-воспитательного процесса.

-  Имидж и репутация педагога)

Посещение  уроков по плану.

март

Жиляева О.И.

Реунова Г.И.

9.

Неделя молодого педагога:

-   Открытые уроки.

-   Внеклассные мероприятия

-   Выступление молодых преподавателей (тема по выбору)

апрель

молодые педагоги

10.

- Подведение итогов работы ШМП.

- Предварительное планирование работы на следующий год.

- Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности преподавателя в коллективе.

май

Ряснянская Н.А.

Ермолаева Е.П.

Помыкина С.М.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности молодого педагога

Формирование толерантности молодого педагога...

Школа молодого педагога

Основные направления работы ШМП. Цели, задачи методической помощи начинающим педагогам. Заповеди, памятки молодым педагогам....

программа школы молодого педагога

в работе представлены варианты организации работы целях повышения квалификации молодых специалистов...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА Педагогическая культура

В выступлении не только теоретические выкладки, но и тестирование для молодых педагогов...

Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»

Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...