Программа социально-психологического сопровождения обучающихся
рабочая программа на тему
Данная программа разработана для подростков с учетом их психофизиологических особенностей и представляет собой комплексную систему работы социального педагога и психолога с ребенком и объединяет основные виды социально-педагогической деятельности по вопросу сопровождения процесса взросления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sps.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
П Р О Г Р А М М А
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа социально-психологического сопровождения обучающихся | |
Авторы –составители Программы | Социальный педагог Борисова Т.В. Педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
Исполнители программы | Педагогический коллектив ГБПОУ МО «Наро-Фоминский политехнический техникум» | |
Основные цели Программы |
| |
Основные целевые направления Программы |
| |
Целевая аудитория Программы | Обучающиеся ГБПОУ МО «НФПТ» | |
Задачи Программы |
8. Повышение учебной мотивации и образовательного уровня обучающихся | |
Функции Программы: |
| |
Законодательная база Программы
|
| |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям в подростковой среде.
ничениях, затруднениях и проблемах подростков.
| |
Оценка эффективности Программы | Критерии оценки эффективности программы | Показатели эффективности программы |
Обеспечение прав ребенка и создание условий для гармоничного развития учащихся, способствующих уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям | Уменьшение числа правонарушений среди несовершеннолетних «группы риска». | |
Создание «базы данных» (картотека личных дел) на несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создание «базы данных» на несовершеннолетних, имеющих трудности в обучении и поведении. | Полный охват числа обучающихся, нуждающихся в социально-психологической поддержке. | |
Активное сотрудничество родителей в воспитательной и общественной жизни техникума. | Хорошая посещаемость родительских собраний, лектория для родителей. Совместное участие родителей и обучающихся в мероприятиях техникума. | |
Хорошая адаптация подростков в ученической среде | Низкий процент прогулов, уменьшение числа конфликтов среди обучающихся. | |
Творческая активность обучающихся | Активное участие обучающихся в кружках, спортивных секциях, общественной жизни техникума. | |
Обеспечение комплексного взаимодействия между преподавателем и обучающимся при организации способов обучения | Высокий процент качества знаний обучающихся |
Пояснительная записка
Осуществление социально-психологического сопровождения учебно-воспитательной деятельности ГБПОУ МО «НФПТ» в настоящий момент является достаточно актуальным процессом. Ввиду того, что подростковый возраст является одним из самых сложных в жизни человека, подросток остро нуждается в принятии поддержки со стороны взрослых. Он требует отношения к себе, как к личности самостоятельной и индивидуальной.
Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняет процесс адекватного развития личности подростка. С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска», детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям и проявляют отклоняющееся поведение (употребление алкоголя, табакокурение, употребление наркотических средств, лживость, скверно-словие, совершение правонарушений, преступлений и т.д.).
Кроме того, специфика процесса адаптации в техникуме определяется различием в методах обучения и его организации в средней школе, что порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер, который проявляется в том, что первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения. Одной из причин низких темпов адаптации первокурсников является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и обучающимся при организации способов обучения.
Таким образом, появилась необходимость создания программы социально-психологического сопровождения подростков.
Данная программа разработана для подростков с учетом их психофизиологических особенностей представляет собой комплексную систему работы социального педагога и психолога с ребенком и объединяет основные виды социально-педагогической деятельности по сопровождению процесса взросления. В основу программы положена личностно-ориентированная модель воспитания и современные подходы к ее реализации: гуманистический, компетентный, деятельный, индивидуально-дифференцированный.
Комплекс мероприятий по реализации Программы.
Информационно-методический и дидактический комплекс (ИМДК).
С целью совершенствования содержания программы социально-психологического сопровождения обучающихся на всех этапах обучения, а также с целью накопления и систематизации современных технологий сопровождения, информационного обеспечения обучающихся, педагогов и родителей, диагностического обеспечения участников образовательного процесса был разработан и систематически пополняется информационно-методический и диагностический комплекс (ИМДК).
Структура ИМДК:
- информационный блок (инфотека);
- диагностический блок;
- библиотека;
- методический блок;
- инструментарий;
Инфотека ППС – это информация:
- о службах социальной помощи;
- кризисных центрах, службах «Доверие» и т.д.;
- о центрах досуга и отдыха;
Тестотека
представляет собой систематизированную подборку различных тестов.
Необходимо отметить, что диагностика чаще проводится по плану или запросу. Обычно специалисты работают по схеме:
- наблюдение за подростком;
- обсуждение проблемы;
- решение вопроса: нужно ли тестирование?
- если да, выбор инструмента.
Библиотека содержит литературу и статьи по педагогике, психологии, социальной работе и др. смежным дисциплинам. Выделены специальные подборки:
- «Родителям»;
- «Классному руководителю»;
- «Для тебя» (подростку).
Методический блок
содержит технологии, программы и методические разработки по СПС
Инструментарий
- карта индивидуального социально-психологического сопровождения;
- паспорт группы;
- карты, бланки СПС
Механизм реализации Программы.
Программа представляет собой систему социально-психологических действий, реализующихся в создании условий для профилактики и снижении девиантного поведения у обучающихся, мониторинга процесса адаптации в ГБПОУ МО «НФПТ».
Ответственными лицами за реализацию Программы являются социальный педагог и педагог-психолог.
Программа реализуется через организацию таких видов деятельности, как психологическая и социальная диагностика, коррекция и развитие, психоконсультирование, психопросвещение, профилактика, методическая и внеклассная работа с обучающимися, их родителями, классными руководителями, мастерами производственного обучения.
В процессе реализации Программы участвуют обучающиеся, которые имеют в своем поведении частые нарушения правил поведения, повышенную агрессивность, враждебность и конфликтность, употребляют алкоголь, наркотические средства, были замечены в «дурных» компаниях и др.
Для реализации Программы предполагается сотрудничество с инспекторами ОДН МВД РФ по Наро-Фоминскому району, сотрудниками КДН и ЗП, родителями обучающихся, их педагогами-предметниками, классными руководителями, мастерами производственного обучения.
Содержание программы
Программа содержит 5 блоков: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями, работа с педагогическим коллективом.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление ком-плекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркома-нии, токсикомании, осуществление систематической работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении и поведении (т.н. «детьми группы риска»), с детьми-сиротами, ведение личных дел несовершеннолетних.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных о личности обучающихся «группы риска» и особенностей семейного воспитания, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с преподавате-лями техникума, организация мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа с обучающимися включает профилактическую деятельность, индивидуальную работу с подростками, имеющими трудности в обучении. Данная деятельность осуществляется через систему классных часов, мероприятий, проводимых в техникуме, проведения индивидуальных бесед.
Профилактическая работа с родителями предполагает вызов законных представителей в образовательное учреждение, проведение индивидуальных бесед, участие в родительских собраниях, лекториях; в случае невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей направляется информация в КДН и ЗП администрации по Наро-Фоминскому району. Нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия техникума с семьей, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, работу Совета обучающихся. Программу реализует администрация ГБПУ МО «НФПТ», классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, активные родители. В целях профилактики правонарушений в техникуме работают разнообразные кружки и секции.
Работа с педагогическим коллективом включает в себя информирование руководителей групп и администрации об обучающихся, нуждающихся в социальной помощи, индивидуальное консультирование педагогов по вопросам социализации обучающихся, правовое и психологическое просвещение.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№ П/П | МЕРПРИЯТИЯ | СРОК ИСПОЛНЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ | |
I | ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ | |||
1. | Сбор индивидуальных данных об обучающихся, их семьях, условиях проживания | Сентябрь, октябрь | Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
2. | Составление социальных паспортов групп и социального паспорта техникума | сентябрь | Социальный педагог Борисова Т.В., | |
3. | Составление социальных карт на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | сентябрь | Социальный педагог Борисова Т.В., | |
4 | Проведение обследования социально-бытовых условий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же обучающихся склонных к правонарушениям | 2 раза в год, По мере необходимости | Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А., руководители групп | |
5 | Составление планов проведения диагностических профилактических мероприятий | сентябрь | Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
6 | Подбор диагностического материала | сентябрь | Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
7 | Организация взаимодействия с ОДН , КДН и ЗП, составление совместных планов работы. | Сентябрь, По мере необходимости | Социальный педагог Борисова Т.В., | |
8 | Организация работы по профилактике личной безопасности, предупреждению травматизма. Планирование и реализация основ безопасного поведения на дорогах, предупреждения бытового и уличного травматизма, поведения в экстремальных ситуациях. | постоянно | Преподаватель ОБЖ, социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А., руководители групп | |
9 | Обеспечение защиты прав обучающихся при реализации прав на получение социальной стипендии, сухого пайка, на выплату пособий на питание, одежду, канцтовары, проезд | |||
II | ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ | |||
1 | Фронтальное обследование состояния высших психических функций | Сентябрь, октябрь | Педагог- психолог Ермакова Л.А. | |
2 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | Сентябрь, октябрь | Педагог- психолог Ермакова Л.А. | |
3 | Диагностика характерологических особенностей | Сентябрь, октябрь | Педагог- психолог Ермакова Л.А. | |
4 | Диагностика формирования ценностных ориентаций | Сентябрь, октябрь | Педагог- психолог Ермакова Л.А. | |
5 | Диагностика межличностных отношений | Сентябрь, октябрь | Педагог- психолог Ермакова Л.А. | |
6 | Проведение процедуры социометрического исследования групп обучающихся на предмет определения внутригрупповых взаимоотношений и определения внутригрупповых взаимоотношений и определения социометрического статуса | 2 раза в год | Социальный педагог Борисова Т.В. | |
7 | Проведение социально-педагогической диагностики ближайшего окружения обучающихся из категории детей-сирот, детей, имеющих трудности в обучении ( патронажи, беседы, с детьми, родителями, изучение характеристик с прежнего места учебы и т.д.) | постоянно | Социальный педагог Борисова Т.В., | |
8 | Составление карт социально-психологического сопровождения | Сентябрь, по мере необходимости | Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
9 | Промежуточная диагностика результатов реализации программы | 2 раза в год | Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
III | ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ | |||
Профилактическая работа включает в себя организацию и проведение мероприятий по профилактике через психокоррекционную работу. | ||||
1 | Изучение личных дел и медицинских документов с целью выявления детей нуждающихся в психологической помощи, а также детей, находящихся в социально опасном положении | Сентябрь, по мере необходимости | Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
2 | Составление банка данных детей «группы риска». | Сентябрь, октябрь по мере необходимости | Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А., руководители групп | |
3 | Проведение дополнительной индивидуальной психодиагности | В течении года По мере необходимости | Педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
4 | Проведение мониторинга с целью выявления % склонности к употреблению ПАВ | Октябрь, ноябрь | Социальный педагог Борисова Т.В.,педагог- психолог Ермакова Л.А. | |
4 | Выявление обучающихся, склонных к употреблению ПАВ | постоянно | Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А., Руководители групп | |
5 | Организация участия в добровольном тестировании | март | Администрация , социальный педагог, психолог | |
6 | Осуществление мониторинга посещаемости и успеваемости обучающихся ГБПОУ МО «НФПТ» | ежедневно | Зам.директора по УВР, зав. отделением | |
7 | Совместный патронаж инспектора ОДН с представителями Совета по профилактике, мастерами п/о в семьи несовершеннолетних, состоящих на внутреннем контроле и других видах учета | По плану СП | Совет профилактики, руководители групп | |
8 | Проведение плановых заседаний Совета профилактике с приглашением обучающихся, родителей, инспектора ОДН. | По плану СП | Совет профилактики, руководители групп | |
10 | Проведение занятий, воспитательных часов по правовым вопросам, рассмотрение основ уголовного, гражданского законодательства РФ | В течение года | Преподаватель ОБЖ, социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А., руководители групп, преподаватели права | |
9 | Проведение воспитательных часов, бесед, тематических недель, круглых столов | В течение года | Мастера п/о, классные руководители, педагоги | |
10 | Индивидуально-групповая и коррекционная работа | Согласно плану работы психолога | Педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
11 | Занятия по профилактической образовательная программа «Мой выбор» | В течение года | Педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
12 | Занятия по профилактической образовательная программа « Твое здоровье» | В течение года | Педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
13 | Индивидуальные беседы и консультирование обучающихся | По требованию | Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
14 | Проведение тематических мероприятий по профилактике ПАВ с участием представителей ФСКН, врачей наркодиспансера г. Наро-Фоминск | октябрь | Социальный педагог Борисова Т.В., | |
15. | Проведение акций «Твое здоровье» | 1 раз в месяц | Социальный педагог Борисова Т.В., руководитель физвоспитания, мастера п/О | |
16 | Работа с обучающимися, имеющими трудности в обучении (консультирование, беседы, обследование ЖБУ) | В течение года | Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А. Зам. директора по УР | |
17 | Привлечение детей «группы риска» для участия в общественных мероприятиях, кружках, спортивных секциях. | В течение года | Руководители групп, педагог-организатор, Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А | |
18 | Организация посещения музеев, выставок, планетария. | В течение года | Руководители групп, педагог-организатор, социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
IV | ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | |||
Причинами, вызывающими нарушения у подростков, являются наследственность и семейное неблагополучие. Эти факторы неблагоприятно сказываются на развитии, образе жизни подростка и на его поведение. Отклонения в поведении это нарушение нравственных, социальных и правовых норм и требований закона, представляющие потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом, является девиантным поведением. Под девиантным поведением понимается "система проступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением" Основой профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних является работа с семьей, поскольку именно семья есть точка отчета в воспитании ребенка. | ||||
1 | Проведение общих родительских собраний и групповых | 2 раза в год, по плану мастеров п/о | Зам.директора по УВР, руководители групп | |
2 | Ознакомить обучающихся и их родителей с правами и обязанностями обучающихся, заложенных в законодательных актах: Международной конвенцией о правах ребенка, Конституции РФ, семейном кодексе. Уставе техникума. | |||
3 | Посещение семей, проведение тестирование с целью выявления семейных взаимоотношений и стиля семейного воспитания | Регулярно | Социальный педагог Борисова Т.В., психолог Ермакова Л.А. | |
4 | Проведение лектория для родителей | Октябрь, январь, март | психолог Ермакова Л.А. | |
5 | Индивидуальные консультации и беседы для родителей | В течение года | Социальный педагог Борисова Т.В., психолог Ермакова Л.А. | |
6 | Привлечение родителей для участия в работе Совета профилактики и общественных мероприятиях | В течение года | Руководители групп, педагог-организатор, социальный педагог Борисова Т.В., педагог-сихолог Ермакова Л.А. | |
7 | Организация отдыха детей в каникулярное время | Руководители групп, педагог-организатор, социальный педагог Борисова Т.В., психолог Ермакова Л.А. | ||
v | РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ | |||
1 | Информировать педагогический коллектив о положении дел в работе с детьми из группы риска, находящимися под опекой, с детьми из неблагополучных семей на пед. совещаниях, на семинарах кл. руководителей. | В течение года | Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А. | |
2 | Поддерживать связь и оказывать помощь мастерам производственного обучения в работе с детьми и семьями из группы риска. | В течение года | Социальный педагог Борисова Т.В.,педагог- психолог Ермакова Л.А. | |
3 | Индивидуальные беседы и консультации педагогов | В течение года | Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
социально-психологическая адаптация...
Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда
Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее....
Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.
Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...
Программа "Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже"
Адаптация студентов первого курса-задача учебно-воспитательного процесса....
Программа «Социально – психологическая адаптация студентов первого курса колледжа»
Цель программы: Создание условий для успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности студента, мотивации на успешное освоение профессиональных компетенций....
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физич...
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...