ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
материал по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Г.Шахунья
2011 год
I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Целью педагогического процесса в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум является создание социально-психологических условий для формирования гармонично-развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества.
Поэтому большое значение для нашего коллектива имеет процесс адаптации студентов в техникуме.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д.
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.
Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде.
Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.
Задачи:
- Подготовка студентов к новым условиям обучения;
- Формирование позитивных учебных мотивов;
- Установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе;
- Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;
- Предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме осуществляется в 3 этапа.
Сроки реализации | Задачи |
I этап (сентябрь, октябрь) |
|
II этап (ноябрь, декабрь) |
|
III этап (январь, июнь) |
|
Психологическая диагностика:
-оказание помощи студентам в процессе адаптации;
-выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;
-изучение индивидуальных психологических особенностей, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;
-выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов.
Психологическая профилактика:
-оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей и других специалистов;
-оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Психологическая коррекция;
-психологическое консультирование студентов нового набора в образовательном процессе;
-консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
-консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
IV. МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА
Цель модели: способствовать формированию социально-психологической устойчивости студентов нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Задачи модели:
1.Оценить общее состояние адаптации студентов нового набора и факторов, влияющих на его качество.
2.Исследовать содержание, качество и организацию адаптации студентов, готовность к производственной деятельности.
3.Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Для реализации поставленной цели разработаны следующие направления модели.
1.Психологическая адаптация, связанная с ломкой выработанного стереотипа и формирования новых установок.
2.Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
3.Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления студентов к новым учебно-воспитательным условиям.
4.Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.
Задачи | Механизм решения задач | Ответственные |
1. Психологическая адаптация (мое Я) |
1.Помочь студентам раскрыть своеобразие своей личности. 2.Воспитывать потребность в самопознании и самооценке. 3.Диагностировать индивидуальные особенности личности студентов. | 1.Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры, занятия с элементами тренинга. 2.Индивидуальная работа со студентами:
| Социальный педагог Психолог Классные руководители Преподаватели |
2.Социальная адаптация
|
1.Организовать изучение социально-психологического климата в студенческих группах нового набора. 2.Помочь раскрыть каждому студенту своеобразие и богатство своей личности. 3.Способствовать сплочению коллектива, привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов нового набора. 4.Поддерживать и развивать инициативы первокурсников. 5.Способствовать адаптации студентов к жизни в общежитии. 6.Создание положительного эмоционального фона для взаимопонимания с родителями. 7.Вовлечение студентов в работу городских, областных молодежных объединений. | 1.Включение в деятельность студенческого совета техникума, выборы актива групп. 2.Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь техникума, общежития. 3.Создание информационного пространства (стенгазеты, доска объявлений и др.) освещающего жизнедеятельность техникума. 4.Групповые и общетехникумовские родительские собрания, индивидуальная работа с родителями. | Заместитель директора по УВР Психолог Классные руководители Администрация |
3. Педагогическая адаптация
|
1.Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения. 2.Провести вводный инструктаж по ТБ. 3.Определить степень сформированности у студентов общеучебных умений и навыков. 4.Взаимодействовать с предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе студентов нового набора. 5.Способствовать выработке сознания студентов на необходимость ведения здорового образа жизни. | 1.Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др. 2.Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы. 3.Выявление степени занятости студентов во внеурочное время. 4.Рекомендации (памятки) педагогам-предметникам по учету индивидуальных особенностей первокурсников. 5.Проведение индивидуальных консультаций с родителями, групповых родительских собраний. | Администрация Заместитель директора по УВР Социальный педагог Психолог Классные руководители Преподаватели |
4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия) |
1.Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. | 1.Овладение дисциплиной «Введение в специальность». 2.Встреча с выпускниками. 3.Проведение мероприятий в рамках «Неделя специальности». 4.Анкетирование, беседы. | Заместитель директора по УВР Классные руководители Преподаватели |
V. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
I. Аналитико-диагностическое направление. |
1.Знакомство с личными делами вновь поступивших студентов, изучение медико-педагогических особенностей детей-сирот. Выявление детей с ослабленным здоровьем. 2.Анкетирование. Диагностика учебной, социально-психологической адаптации.
| Сентябрь Декабрь–январь Май-июнь | Психолог Классные руководители |
II.Взаимодействие с педагогами, родителями. |
1.Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся и студентов к новым условиям обучения. 2.Индивидуальные и групповые консультации преподавателей, классных руководителей по результатам диагностирования процессов адаптации студентов к обучению в новых условиях с методическими рекомендациями. 3.Родительские собрания (групповые, общетехникумовские). | В течение года | Психолог Классные руководители Заместитель директора по УВР |
III.Мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии. |
1.Ознакомление с правилами и нормами проживания в общежитии. 2.Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии. | Сентябрь-октябрь В течение года | Классные руководители Воспитатель общежития Комендант Социальный педагог Психолог |
IV.Социально-психологическое сопровождение студентов |
1.Психолого-педагогическая поддержка первокурсников на этапе адаптации. 2.Проведение занятий по программам «Психология общения», «Я – личность», «Путь к успеху», «Основы психологии здоровья». | В течение года | Психолог |
V.Контроль за реализацией программы адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум» |
В течение года | Администрация Заместитель директора по УВР |
Психолог ГБОУ СПО ШАПТ: Мезенцева И.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
Социальная адаптация выпускников сельской школы...
выпускная работа: «Адаптация профессионального модуля «Организация лесозаготовительного производства на базе многооперационных машин» в Уренском филиале ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»
В данной работе раскрывается адаптация профессионального модуля «Организация лесозаготовительного производства на базе многооперационных машин» в Уренском филиале ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный ...
Программа социально-психологического сопровождения обучающихся
Данная программа разработана для подростков с учетом их психофизиологических особенностей и представляет собой комплексную систему работы социального педагога и психолога с ребенком и объединяет...
Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».
Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...
Программа "Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже"
Адаптация студентов первого курса-задача учебно-воспитательного процесса....
Программа «Социально – психологическая адаптация студентов первого курса колледжа»
Цель программы: Создание условий для успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности студента, мотивации на успешное освоение профессиональных компетенций....
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...