ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
материал по теме

социально-психологическая адаптация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ppsas.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»














ПРОГРАММА

«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Г.Шахунья

2011 год

I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Целью педагогического процесса в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум является создание социально-психологических условий для формирования гармонично-развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества.

Поэтому большое значение для нашего коллектива имеет процесс адаптации студентов в техникуме.

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.

Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде.

Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

        Целью программы является осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.

        Задачи:

  1. Подготовка студентов к новым условиям обучения;
  2. Формирование позитивных учебных мотивов;
  3. Установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе;
  4. Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;
  5. Предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.

III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме осуществляется в 3 этапа.


Сроки реализации


Задачи

I этап (сентябрь, октябрь)

  1. Оценить соматический, психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме;
  2. Оказать социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.

II этап (ноябрь, декабрь)

  1. Выявить основные проблемы адаптации студентов к новым образовательным условиям и указать пути их решения;
  2. Определить способы устранения имеющихся противоречий;
  3. Внести коррективы в организации учебно-воспитательного процесса.

III  этап (январь, июнь)

  1. Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе;
  2. Организовать коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам;
  3. Проводить консультации и просвещение родителей студентов, неадаптировавшихся к работе в новой среде.

Психологическая диагностика:

-оказание помощи студентам в процессе адаптации;

-выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;

-изучение индивидуальных психологических особенностей, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;

-выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов.

Психологическая профилактика:

-оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей и других специалистов;

-оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

Психологическая коррекция;

-психологическое консультирование студентов нового набора в образовательном процессе;

-консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

-консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

IV. МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА

Цель модели: способствовать формированию социально-психологической устойчивости студентов нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.

        Задачи модели:

1.Оценить общее состояние адаптации студентов нового набора и факторов, влияющих на его качество.

2.Исследовать содержание, качество и организацию адаптации студентов, готовность к производственной деятельности.

3.Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.

        Для реализации поставленной цели разработаны следующие направления модели.

1.Психологическая адаптация, связанная с ломкой выработанного стереотипа и формирования новых установок.

2.Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.

3.Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления студентов к новым учебно-воспитательным условиям.

4.Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.


Задачи


Механизм решения задач


Ответственные


1. Психологическая адаптация (мое Я)

1.Помочь студентам раскрыть своеобразие своей личности.

2.Воспитывать потребность в  самопознании  и самооценке.

3.Диагностировать индивидуальные особенности личности студентов.

1.Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры, занятия с элементами тренинга.

 2.Индивидуальная работа со студентами:

  1. Обсуждение индивидуальных трудностей;
  2. Выработка позитивного отношения к временным неудачам.

Социальный педагог

Психолог

Классные руководители

Преподаватели



2.Социальная адаптация

  1. Я и коллектив
  2. Я и социум

1.Организовать изучение социально-психологического климата в студенческих группах нового набора.

2.Помочь раскрыть каждому студенту своеобразие и богатство своей личности.

3.Способствовать сплочению коллектива, привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов нового набора.

4.Поддерживать и развивать инициативы первокурсников.

5.Способствовать адаптации студентов к жизни в общежитии.

6.Создание положительного эмоционального фона для взаимопонимания с родителями.

7.Вовлечение студентов в работу городских, областных молодежных объединений.

1.Включение в деятельность студенческого совета техникума, выборы актива групп.

2.Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь техникума, общежития.

3.Создание информационного пространства (стенгазеты, доска объявлений и др.) освещающего жизнедеятельность техникума.

4.Групповые и общетехникумовские родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.

Заместитель директора по УВР

Психолог

 Классные руководители

Администрация


3. Педагогическая адаптация

  1. Я и учебное заведение
  2. Я и учеба

1.Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.

2.Провести вводный инструктаж по ТБ.

3.Определить степень сформированности у студентов общеучебных умений и навыков.

4.Взаимодействовать с предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе студентов нового набора.

5.Способствовать выработке сознания студентов на необходимость ведения здорового образа жизни.

1.Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др.

2.Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы.

3.Выявление степени занятости студентов во внеурочное время.

4.Рекомендации (памятки) педагогам-предметникам по учету индивидуальных особенностей первокурсников.

5.Проведение индивидуальных консультаций с родителями, групповых родительских собраний.

Администрация

Заместитель директора по УВР

Социальный педагог

Психолог

Классные руководители

Преподаватели


4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия)

1.Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста.

1.Овладение дисциплиной «Введение в специальность».

2.Встреча с выпускниками.

3.Проведение мероприятий в рамках «Неделя специальности».

4.Анкетирование, беседы.

Заместитель директора по УВР

Классные руководители

Преподаватели

V. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА ПЕРИОД АДАПТАЦИИ


Содержание работы


Сроки


Ответственные


I. Аналитико-диагностическое направление.

1.Знакомство с личными делами вновь поступивших студентов, изучение медико-педагогических особенностей детей-сирот. Выявление детей с ослабленным здоровьем.

 2.Анкетирование.  

Диагностика учебной, социально-психологической адаптации.

  1. Определение мотивации обучения.
  1. Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков.
  2. Определение степени установки на ЗОЖ.

Сентябрь

Декабрь–январь

Май-июнь

Психолог

Классные руководители


II.Взаимодействие с педагогами, родителями.

1.Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся и студентов к новым условиям обучения.

2.Индивидуальные и групповые консультации преподавателей, классных руководителей по результатам диагностирования процессов адаптации студентов к обучению в новых условиях с методическими рекомендациями.

3.Родительские собрания (групповые, общетехникумовские).

В течение года

Психолог

Классные руководители

Заместитель директора по УВР


III.Мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии.

1.Ознакомление с правилами и нормами проживания в общежитии.

2.Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии.

Сентябрь-октябрь

В течение года

Классные руководители

Воспитатель общежития

Комендант

Социальный педагог

Психолог



IV.Социально-психологическое сопровождение студентов

1.Психолого-педагогическая поддержка первокурсников на этапе адаптации.

2.Проведение занятий по программам «Психология общения», «Я – личность», «Путь к успеху», «Основы психологии здоровья».

В течение года

Психолог


V.Контроль за реализацией программы адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»

В течение года

Администрация Заместитель директора по УВР

Психолог ГБОУ СПО ШАПТ: Мезенцева И.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выпускная работа: «Адаптация профессионального модуля «Организация лесозаготовительного производства на базе многооперационных машин» в Уренском филиале ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»

В данной работе раскрывается адаптация профессионального модуля «Организация лесозаготовительного производства на базе многооперационных машин» в Уренском филиале ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный ...

Программа социально-психологического сопровождения обучающихся

Данная программа разработана для подростков с учетом их психофизиологических особенностей  и представляет собой комплексную систему работы социального педагога и психолога с ребенком и объединяет...

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

Программа "Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже"

Адаптация студентов первого курса-задача учебно-воспитательного процесса....

Программа «Социально – психологическая адаптация студентов первого курса колледжа»

Цель программы:  Создание условий для успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности студента, мотивации на успешное освоение профессиональных компетенций....

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...