Технология социально-психологического сопровождения обучающихся «группы риска»
презентация к уроку
Цель: оказание своевременной и квалифицированной помощи подросткам, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, попавшим в сложные социально - педагогические, семейные и прочие ситуации.
Задачи:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Добрый день уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме:
«ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА »
Модернизация современного российского образования закрепила приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания.
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выделяет в самостоятельную категорию, но называют ее по- разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с девиантным поведением, дети группы риска. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия.
.
Слайд 2
Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие дети «группы риска» Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке, или шире- процессе социализации. Главная цель при таком подходе – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.
Поэтому, основная цель моей работы в данном направлении - оказание своевременной и квалифицированной помощи подросткам, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, попавшим в сложные социально - педагогические, семейные и прочие ситуации.
Слайд 3
Перед образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков - профилактике правонарушений среди обучающихся.
В ходе социально-педагогического сопровождения мною решаются следующие задачи:
- Предупреждение правонарушений и общественных действий обучающихся, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов обучающихся.
- Социально - педагогическая реабилитация обучающихся , находящихся в социально опасном положении.
- Обеспечить каждому нуждающемуся обучающему педагогическую поддержку.
Слайд 4
В начале каждого учебного года в образовательном учреждении оформляются социальные паспорта групп 1 курса, впоследствии составляется единый социальный паспорт обучающихся 1 курса. (Приложение 1). На основании данных социальных паспортов создается банк данных обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и семей, находящихся в социально - опасном положении, а так же детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью последующей помощи им. Банк данных обучающихся, состоящих на различных учетах, составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.
Особенно актуальной является проблема формирования всесторонне развитой, общественно - активной, социально- полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так называемой « группе риска» Дети « группы риска» есть в каждой группе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско-родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в « группу риска»
Как правило, ребенок получает клеймо «трудного», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы.
Слайд 5
В 1999 году в России был принят Федеральный закон № 120 « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Именно в правовой сфере утверждена совокупность правовых норм и процедур, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
В работе с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально - педагогической поддержке придерживаюсь следующих принципов:
- Взаимопонимание,
- Конфиденциальность,
- Доверие,
- Единство действий,
- Гуманность,
- Разумная требовательность,
- Вариативность.
Профилактическая работа как социально - педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.
В согласии с Законом РФ № 120 « Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности» в центре сформирован Совет по профилактике правонарушений. Совет по профилактике правонарушений организует и проводит работу с обучающимися и их родителями.
Слайд 6
Основными этапами социально-педагогического сопровождения являются:
1-й этап - анкетирование обучающихся для разработки рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности в рамках образовательного учреждения. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением.
2-й этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется направления, по которым будет строиться работа, выделяется группа обучающихся, с которыми будет вестись более интенсивная индивидуальная работа ( это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей и опекаемые).
3-й этап – выработка программы работы, то есть отбор мероприятий , методов, диагностик и т.д. необходимых для осуществления социально-педагогического сопровождения.
4-й этап – деятельностный – построение модели социально-педагогического сопровождения и ее реализация на практике.
5-й этап – анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.
Слайд 7- 12
Помимо мониторингов и диагностик я активно в своей работе использую и внеаудиторную работу с обучающимися: различные акции, тематические классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры и конкурсы, а также круглые столы и лектории с привлечением органов профилактики (КДН и ЗП, ПДН ОМВД, Тымовский районный суд и т.д.)
Профилактическая работа центра направлена на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы обучающихся - важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков. Проведение акций, направленных на установку ЗОЖ.
Мой диагностический инструментарий как социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.
Планы разрабатываются для оказания своевременной социально- психолого- педагогической помощи и поддержки обучающегося, находящемуся в социально опасном положении.
Слайд 13-14
Одной из основных и самых важных форм работы с детьми «группы риска» по-прежнему остается – индивидуальная работа. Ведущими методами работы по улучшению жизненных ситуаций подростков являются: социальный патронат, беседы, консультирование, и т.д.
Для эффективной индивидуальной работы мне необходимо тесное сотрудничество с педагогом - психологом, с мастерами п/о, приемными родителями, ученическими коллективами, воспитателями общежития, педагогами дополнительного образования так как это обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах жизни в центре. Для успешной работы с детьми «группы риска» мною разработана модель сопровождения обучающегося, состоящего на профилактическом учете в ПДН ОМВД России по Тымовскому городскому округу, составляется программа реабилитации и карта индивидуальной профилактической работы.
Социальный педагог является активным участником процесса адаптации обучающихся в социуме. В центре проводится работа по адаптации обучающихся 1 курса. Показатели уровня адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в начале учебного года .
В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности по улучшению жизненных ситуаций обучающихся, поэтому необходимо:
- распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон
- определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;
- способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;
- Предупреждение отклонения в поведении обучающегося;
- Содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;
- Продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;
- Осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;
- Продумывание вовлечения обучающихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,
- Необходимо предусмотреть характера личных отношений детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей со сверстниками и взрослыми.
Слайд 15
В работе по профилактике безнадзорности и правонарушений я руководствуюсь следующими нормативно—правовыми документами:
- Федеральным законом от 24.06. 1999 г. № 120- ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159- ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- Приказом Министерства образования Сахалинской области 12.09.2011 г. № 1007- ОД « Об утверждении Порядка действий образовательных учреждений по предупреждению безнадзорности и беспризорности обучающихся и воспитанников.
- Приказом Министерства образования « О взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Сахалинской области по предупреждению самовольных уходов и организации розыска несовершеннолетних.
- Положением « Об организации и порядке ведения учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении «О совете по профилактике правонарушений ГБПОУ «Сахалинский политехнический центр № 2»
- Планом работы по профилактике безнадзорности и правонарушений. Положением «О постановке обучающихся на педагогический учет.
Из диаграммы видно, что снижается количество детей « группы риска» Это объясняется тем, что ведется большая профилактическая работа по предупреждению правонарушений: проводятся индивидуальные беседы с детьми, приемными родителями ( посещение семей), на внеклассные мероприятия приглашаются работники ПДН ОМВД России по Тымовскому городскому округу, КДН и ЗП, Тымовский районный суд, с которым тесно сотрудничаем в рамках предупреждения правонарушений и преступлений, производится патронат семей, где есть дети «группы риска.» Приятно отметить, что снижается количество детей, состоящих на педагогическом учете. Это позволяет говорить о хорошей положительной динамике.
Слайд 16
Практика показывает, практически все правонарушения совершаются обучающимися в свободное от занятий время или в самовольных уходах.
На диаграмме видно, что снижается количество самовольных уходов из образовательного учреждения. Анализ результатов работы позволяет говорить о хорошей положительной динамике. Сократились самовольные уходы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа строится на доверии. Правильно работать с детьми, особенно трудными значит установить тесный контакт с ними, правильно понять их. Оказывая воспитательное воздействие на подростка нужно быть чутким и тактичным. Не следует придираться к мелочам. Нельзя воспитать без доверия, можно лишь принудить к формальному выполнению требований. Подростки хорошо чувствуют отношение к ним взрослых, уважение или неуважение к себе. В случае самовольного ухода экстренно составляется акт педагогического расследования по розыску. В своей работе я опираюсь на тесное сотрудничество с учреждениями по профилактике: отделы опеки и попечительства Сахалинской области, КДН и ЗП районов, ПДН ОМВД России по Тымовскому городскому округу, что способствует оперативно проводить поисковую работу по возвращению обучающихся самовольно покинувших учебное заведение. После самовольного ухода обучающегося по возвращению в учебное заведение выясняем причину ухода. Намечаем план воспитательных мероприятий, способы педагогического воздействия на ребенка. Положительная динамика в работе по профилактике правонарушений и самовольных уходов - результат скоординированной оперативной работы.
Слайд 17
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что многообразие причин отклонения от нормы поведения у различных обучающихся требует дифференциации средств и воздействия с учетом конкретных ситуаций и индивидуальных особенностей подростков.
Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного подростка « группы риска» Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Ежедневная воспитательная работа , совместные усилия всего педагогического коллектива, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить результаты в перевоспитании трудных детей.
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и безнадзорности возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с подростками всех служб центра: педагогов, педагога-психолога, мастеров п/о, воспитателей, социальных педагогов, медработника, педагогов доп. образования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : оказание своевременной и квалифицированной помощи подросткам, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, попавшим в сложные социально - педагогические, семейные и прочие ситуации.
Задачи : Предупреждение правонарушений и общественных действий обучающихся, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. Обеспечение защиты прав и законных интересов обучающихся. Социально - педагогическая реабилитация обучающихся , находящихся в социально опасном положении. Обеспечить каждому нуждающемуся обучающему педагогическую поддержку.
Принципы Взаимопонимание Конфиденциальность Доверие Единство действий Гуманность Разумная требовательность Вариативность
Основные этапы социально-педагогического сопровождения Этап – анкетирование обучающихся Этап – анализ полученной информации Этап – выработка программы работы Этап – деятельностный Этап – анализ деятельности по сопровождению
Тренинг «кто есть я» Совместно с Центром психолого-педагогической помощи семье и детям
Классный час «Здоровая Россия 21 века» Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде.
Экскурсия «пункт переливания крови»
Круглый стол «день правовой помощи»
Игра «Домашняя экономика»
Формы и методы работы с обучающимися «группы риска» Включают в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа , анкетирование , тестирование , анализ документов (индивидуально-профилактическая карта)
Показатели уровня адаптации детей- сирот Высокий Средний Низкий Очень низкий 23 2 2
Индивидуальная работа включает в себя: Распределение ( сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон Определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей; Содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации; Осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики; Необходимо предусмотреть характера личных отношений детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей со сверстниками и взрослыми.
Результативность работы с категорией обучающихся «группы риска» Мониторинг работы с обучающимися, состоящими на различных учетах
Мониторинг работы с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершившими самовольные уходы из образовательного учреждения
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и безнадзорности возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с подростками всех служб центра: п едагогов общеобразовательных и специальных дисциплин, мастеров п/о, педагога-психолога , в оспитателей общежития, с оциальных педагогов, м едицинского работника , педагогов дополнительного образования . Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной и социально-психологической работы со студентами «группы риска».
Концепция работы со студентами "группы риска" в Новороссийском колледже строрительства и экономики. Материал был представлен и обсуждался на методическом объединении классных руководителей. В нашем ко...
Программа психолого-педагогического сопровождения подростков "группы-риска"
В программа описаны факторы "риска". Поэтапная работа психолога с детьми "группы-риска"...
План работы с обучающимися "группы риска"
План индивидуальной работы с обучающимися группы риска, с целью выявления семей, находящихся в социльно-опасном положении, обучающихся, склонных к употреблению ПАВ, алкоголя...
Возможности сказкотерапии в работе педагога-психолога с обучающимися « группы риска»
В данной статье предоставляются мини исследования ,котрые я провела на базе нашего колледжа. Мною была разрабатанна программа тренингов с использованием метода сказкотерапии.Тренинги я проведила...
Программа психологического сопровождения обучающихся « группы риска»
Учащиеся «группы риска» – это прежде всего учащиеся колледжа с девиантным поведением. Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболе...
План профилактической индивидуальной работы с обучающимися "группы риска" на 2018-2019 учебный год
Обеспечение социальной поддержки детей и подростков "Группы риска", направленной на решение проблем подрастковой безнадзорности и преступности....
Методическое пособие по психолого-педагогическому сопровождению студентов «группы риска»
Методическое пособие по психолого-педагогического сопровождению студентов «группы риска» разработано совместно педагогом-психологом, куратором и мастером ...