Технология социально-психологического сопровождения обучающихся «группы риска»
презентация к уроку

Конышева Людмила Валентиновна

Цель:  оказание своевременной и квалифицированной помощи подросткам, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, попавшим в сложные социально - педагогические, семейные и прочие ситуации.

Задачи: 

-Предупреждение  правонарушений и общественных действий обучающихся, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
-Обеспечение защиты прав и законных интересов обучающихся.
-Социально - педагогическая реабилитация обучающихся , находящихся в социально опасном положении.
-Обеспечить каждому нуждающемуся  обучающему педагогическую поддержку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Добрый день уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме:

«ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА »

        Модернизация современного российского образования закрепила приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания.

         Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений  профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда  выделяет в самостоятельную категорию, но называют ее по- разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с девиантным поведением, дети группы риска.       Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия.

.

Слайд 2

            Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории  детей  является понятие дети «группы риска» Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как  правило негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти.  Поэтому такие дети нуждаются в корректировке, или  шире-  процессе  социализации.  Главная  цель  при таком подходе – приспособить, адаптировать их к социуму,  сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы,  не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Поэтому, основная цель моей работы  в данном направлении - оказание своевременной и квалифицированной помощи подросткам, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, попавшим в сложные социально - педагогические, семейные и прочие ситуации.

Слайд 3

Перед  образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков - профилактике правонарушений среди обучающихся.

В ходе социально-педагогического сопровождения мною  решаются следующие задачи:

  • Предупреждение  правонарушений и общественных действий обучающихся, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов обучающихся.
  • Социально - педагогическая реабилитация обучающихся , находящихся в социально опасном положении.
  • Обеспечить каждому нуждающемуся  обучающему педагогическую поддержку.

Слайд 4

             В начале каждого учебного года в образовательном учреждении оформляются социальные паспорта  групп 1 курса, впоследствии составляется единый социальный паспорт  обучающихся 1 курса.  (Приложение 1).  На основании данных социальных паспортов создается банк данных обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и семей, находящихся в социально - опасном положении,  а так же детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью последующей помощи им. Банк данных  обучающихся, состоящих на различных учетах, составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

Особенно актуальной является проблема формирования всесторонне развитой, общественно - активной, социально- полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так называемой « группе риска» Дети « группы риска» есть в каждой группе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско-родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в « группу риска»

Как  правило,  ребенок  получает  клеймо «трудного», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для  его воспитания  и обучения    невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы.

Слайд 5

В 1999 году в России был принят Федеральный закон № 120 « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Именно в правовой сфере утверждена совокупность правовых норм и процедур, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

В работе  с  обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально - педагогической поддержке  придерживаюсь следующих принципов:

  • Взаимопонимание,
  • Конфиденциальность,
  • Доверие,
  • Единство действий,
  • Гуманность,
  • Разумная требовательность,
  • Вариативность.

             Профилактическая работа как  социально - педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.

В согласии с Законом РФ № 120 « Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности» в центре сформирован Совет по профилактике правонарушений. Совет по профилактике правонарушений организует и проводит работу с обучающимися и их родителями.

                                     

Слайд 6

Основными этапами социально-педагогического сопровождения являются:

1-й этап -  анкетирование обучающихся для разработки рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности в рамках образовательного учреждения. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением.

2-й этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется направления, по которым будет строиться работа, выделяется группа обучающихся, с которыми будет вестись более интенсивная  индивидуальная работа ( это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей и опекаемые).

3-й этап – выработка программы работы, то есть отбор мероприятий , методов, диагностик и т.д. необходимых для осуществления социально-педагогического сопровождения.

4-й этап – деятельностный – построение модели социально-педагогического  сопровождения и ее реализация на практике.

5-й этап – анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.

Слайд 7- 12

        Помимо мониторингов и диагностик я активно в своей работе использую и внеаудиторную работу с обучающимися: различные акции,  тематические классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры и конкурсы, а также круглые столы и лектории с привлечением органов профилактики  (КДН и ЗП, ПДН ОМВД, Тымовский районный суд и т.д.)

Профилактическая работа центра направлена на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы обучающихся - важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков. Проведение акций, направленных на установку ЗОЖ.

Мой диагностический инструментарий как социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

Планы разрабатываются для оказания своевременной  социально- психолого- педагогической помощи и поддержки обучающегося, находящемуся в социально опасном положении.

Слайд 13-14

Одной из основных и самых важных форм работы с детьми «группы риска» по-прежнему остается – индивидуальная работа. Ведущими методами работы по улучшению жизненных ситуаций подростков являются: социальный патронат, беседы, консультирование, и т.д.

Для эффективной индивидуальной работы мне необходимо тесное  сотрудничество  с педагогом - психологом, с мастерами п/о, приемными  родителями, ученическими коллективами, воспитателями общежития, педагогами дополнительного образования так как это обеспечивает сопровождение  ребенка на всех этапах жизни в центре. Для успешной работы с детьми «группы риска» мною  разработана модель сопровождения обучающегося, состоящего на профилактическом учете в ПДН ОМВД  России по Тымовскому городскому округу, составляется программа реабилитации  и карта индивидуальной профилактической работы.

Социальный педагог является активным участником процесса адаптации обучающихся в социуме. В центре проводится работа по адаптации  обучающихся  1 курса.  Показатели  уровня адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в начале учебного года .

В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности по улучшению жизненных ситуаций обучающихся, поэтому необходимо:

  • распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон
  • определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;
  • способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;
  • Предупреждение отклонения в поведении обучающегося;
  • Содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;
  • Продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;
  • Осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;
  • Продумывание вовлечения обучающихся  в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,
  • Необходимо предусмотреть характера личных отношений детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей со сверстниками и взрослыми.

Слайд 15

В работе по профилактике безнадзорности и правонарушений я руководствуюсь  следующими нормативно—правовыми документами:

  • Федеральным законом от 24.06. 1999 г. № 120- ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159- ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  • Приказом Министерства образования Сахалинской области 12.09.2011 г. №  1007- ОД « Об утверждении Порядка  действий образовательных учреждений по предупреждению безнадзорности и беспризорности обучающихся и воспитанников.
  • Приказом Министерства  образования « О взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Сахалинской области по предупреждению самовольных уходов и организации розыска несовершеннолетних.
  • Положением « Об организации и порядке ведения учета обучающихся и семей, находящихся  в социально опасном  положении «О совете по профилактике правонарушений ГБПОУ «Сахалинский политехнический центр № 2»
  • Планом работы  по  профилактике  безнадзорности и правонарушений. Положением «О постановке обучающихся на педагогический учет.

Из диаграммы видно, что снижается количество детей « группы риска» Это объясняется тем, что ведется большая профилактическая работа по предупреждению правонарушений: проводятся индивидуальные беседы с детьми, приемными родителями ( посещение семей), на внеклассные мероприятия  приглашаются работники  ПДН ОМВД России по Тымовскому городскому округу, КДН и ЗП, Тымовский районный суд,  с которым тесно сотрудничаем в рамках предупреждения правонарушений и преступлений,  производится патронат семей, где есть дети «группы риска.» Приятно отметить,  что снижается количество детей, состоящих на педагогическом учете. Это позволяет говорить о хорошей положительной динамике.

Слайд 16

          Практика показывает, практически все правонарушения совершаются обучающимися в свободное от занятий время или в самовольных  уходах.

          На диаграмме видно, что снижается количество самовольных уходов из образовательного учреждения. Анализ результатов  работы позволяет говорить о хорошей положительной динамике. Сократились самовольные  уходы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа строится на доверии. Правильно работать с детьми, особенно трудными значит установить тесный контакт с ними, правильно понять их. Оказывая воспитательное воздействие на подростка нужно быть чутким и тактичным. Не следует придираться к мелочам. Нельзя  воспитать без доверия, можно лишь принудить к формальному выполнению требований. Подростки хорошо чувствуют отношение к ним взрослых, уважение или неуважение к себе. В случае самовольного ухода экстренно составляется акт педагогического расследования по розыску. В своей работе я опираюсь на тесное сотрудничество  с учреждениями по профилактике: отделы опеки и попечительства Сахалинской области, КДН и ЗП районов, ПДН  ОМВД России по Тымовскому городскому округу, что способствует оперативно проводить поисковую работу по возвращению обучающихся самовольно покинувших учебное заведение.  После самовольного ухода обучающегося по возвращению в учебное заведение  выясняем причину ухода. Намечаем план воспитательных мероприятий, способы  педагогического  воздействия на ребенка. Положительная динамика в работе по профилактике правонарушений и самовольных уходов - результат скоординированной оперативной работы.

Слайд 17

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что многообразие причин отклонения от нормы поведения у различных обучающихся требует дифференциации средств и воздействия с учетом конкретных ситуаций и индивидуальных особенностей подростков.

Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного подростка « группы риска» Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Ежедневная воспитательная работа , совместные усилия всего педагогического коллектива, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить результаты в перевоспитании трудных детей.

             Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и безнадзорности  возможно лишь при условии  привлечения к воспитательной работе с подростками всех служб центра: педагогов, педагога-психолога, мастеров п/о, воспитателей, социальных  педагогов, медработника, педагогов доп. образования.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ обучающихся «группы риска» Л.В. Конышева, социальный педагог ГБПОУ «СПЦ №2»

Слайд 2

Цель : оказание своевременной и квалифицированной помощи подросткам, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, попавшим в сложные социально - педагогические, семейные и прочие ситуации.

Слайд 3

Задачи : Предупреждение правонарушений и общественных действий обучающихся, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. Обеспечение защиты прав и законных интересов обучающихся. Социально - педагогическая реабилитация обучающихся , находящихся в социально опасном положении. Обеспечить каждому нуждающемуся обучающему педагогическую поддержку.

Слайд 5

Принципы Взаимопонимание Конфиденциальность Доверие Единство действий Гуманность Разумная требовательность Вариативность

Слайд 6

Основные этапы социально-педагогического сопровождения Этап – анкетирование обучающихся Этап – анализ полученной информации Этап – выработка программы работы Этап – деятельностный Этап – анализ деятельности по сопровождению

Слайд 7

Тренинг «кто есть я» Совместно с Центром психолого-педагогической помощи семье и детям

Слайд 8

Классный час «Здоровая Россия 21 века» Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде.

Слайд 9

Экскурсия «пункт переливания крови»

Слайд 10

Круглый стол «день правовой помощи»

Слайд 11

Игра «Домашняя экономика»

Слайд 12

Формы и методы работы с обучающимися «группы риска» Включают в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа , анкетирование , тестирование , анализ документов (индивидуально-профилактическая карта)

Слайд 13

Показатели уровня адаптации детей- сирот Высокий Средний Низкий Очень низкий 23 2 2

Слайд 14

Индивидуальная работа включает в себя: Распределение ( сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон Определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей; Содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации; Осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики; Необходимо предусмотреть характера личных отношений детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей со сверстниками и взрослыми.

Слайд 15

Результативность работы с категорией обучающихся «группы риска» Мониторинг работы с обучающимися, состоящими на различных учетах

Слайд 16

Мониторинг работы с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершившими самовольные уходы из образовательного учреждения

Слайд 17

Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и безнадзорности возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с подростками всех служб центра: п едагогов общеобразовательных и специальных дисциплин, мастеров п/о, педагога-психолога , в оспитателей общежития, с оциальных педагогов, м едицинского работника , педагогов дополнительного образования . Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной и социально-психологической работы со студентами «группы риска».

Концепция работы со студентами "группы риска" в Новороссийском колледже строрительства и экономики. Материал был представлен и обсуждался на методическом объединении классных руководителей. В нашем ко...

Программа психолого-педагогического сопровождения подростков "группы-риска"

В программа описаны факторы "риска". Поэтапная работа психолога с детьми "группы-риска"...

План работы с обучающимися "группы риска"

План индивидуальной работы с обучающимися группы риска, с целью выявления семей, находящихся в социльно-опасном положении, обучающихся, склонных к употреблению ПАВ, алкоголя...

Возможности сказкотерапии в работе педагога-психолога с обучающимися « группы риска»

В данной статье  предоставляются мини исследования ,котрые я провела на базе нашего колледжа. Мною была разрабатанна программа тренингов с использованием метода сказкотерапии.Тренинги я проведила...

Программа психологического сопровождения обучающихся « группы риска»

Учащиеся «группы риска» – это прежде всего учащиеся колледжа  с девиантным  поведением.   Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболе...

План профилактической индивидуальной работы с обучающимися "группы риска" на 2018-2019 учебный год

Обеспечение социальной поддержки детей и подростков "Группы риска", направленной на решение проблем подрастковой безнадзорности и преступности....

Методическое пособие по психолого-педагогическому сопровождению студентов «группы риска»

       Методическое пособие по психолого-педагогического сопровождению студентов «группы риска» разработано совместно педагогом-психологом, куратором и мастером ...