ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
учебно-методический материал
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2020
I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Целью педагогического процесса является создание социально-психологических условий для формирования гармонично-развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества.
Большое значение для нашего коллектива имеет процесс адаптации студентов в техникуме.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д.
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.
Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде.
Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость внедрения данной программы.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации обучающихся и студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.
Задачи:
- Подготовка студентов к новым условиям обучения;
- Формирование позитивных учебных мотивов;
- Установление и поддержание социального статуса обучающихся, студентов в новом коллективе;
- Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;
- Предупреждение и снятие у обучающихся и студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения обучающихся и студентов в техникуме осуществляется в 3 этапа.
Сроки реализации | Задачи |
I этап (сентябрь, октябрь) |
|
II этап (ноябрь, декабрь) |
|
III этап (январь, июнь) |
|
Психологическая диагностика:
-оказание помощи обучающимся и студентам в процессе адаптации;
-выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;
-изучение индивидуальных психологических особенностей, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;
-выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов.
Психологическая профилактика:
-оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей и других специалистов;
-оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Психологическая коррекция;
-психологическое консультирование обучающихся и студентов нового набора в образовательном процессе;
-консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
-консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
IV. МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА
Цель модели: способствовать формированию социально-психологической устойчивости обучающихся и студентов нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Задачи модели:
1.Оценить общее состояние адаптации студентов нового набора и факторов, влияющих на его качество.
2.Исследовать содержание, качество и организацию адаптации студентов, готовность к производственной деятельности.
3.Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Для реализации поставленной цели разработаны следующие направления модели.
1.Психологическая адаптация, связанная с ломкой выработанного стереотипа и формирования новых установок.
2.Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
3.Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления студентов к новым учебно-воспитательным условиям.
4.Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.
Задачи | Механизм решения задач | Ответственные | |
1. Психологическая адаптация (мое Я) | |||
1.Помочь обучающимся и студентам раскрыть своеобразие своей личности. 2.Воспитывать потребность в самопознании и самооценке. 3.Диагностировать индивидуальные особенности личности студентов. | 1.Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры, занятия с элементами тренинга. 2.Индивидуальная работа со студентами:
| Соц. педагог Педагог-психолог Кураторы Преподаватели | |
2.Социальная адаптация
| |||
1.Организовать изучение социально-психологического климата в учебных группах нового набора. 2.Помочь раскрыть каждому обучающемуся своеобразие и богатство своей личности. 3.Способствовать сплочению коллектива, привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов нового набора. 4.Поддерживать и развивать инициативы первокурсников. 5.Способствовать адаптации студентов к жизни в общежитии. 6.Создание положительного эмоционального фона для взаимопонимания с родителями. 7.Вовлечение студентов в работу городских, областных молодежных объединений. | 1.Включение в деятельность студенческого совета техникума, выборы актива групп. 2.Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь техникума, общежития. 3.Создание информационного пространства (стенгазеты, доска объявлений и др.) освещающего жизнедеятельность техникума. 4.Групповые и общие родительские собрания, индивидуальная работа с родителями. | Педагог-психолог Кураторы Преподаватели | |
3. Педагогическая адаптация
| |||
1.Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения. 2.Провести вводный инструктаж по ТБ. 3.Определить степень сформированности у студентов общеучебных умений и навыков. 4.Взаимодействовать с предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе студентов нового набора. 5.Способствовать выработке сознания студентов на необходимость ведения здорового образа жизни. | 1.Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др. 2.Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы. 3.Выявление степени занятости студентов во внеурочное время. 4.Рекомендации (памятки) педагогам-предметникам по учету индивидуальных особенностей первокурсников. 5.Проведение индивидуальных консультаций с родителями, групповых родительских собраний. | Заместитель директора по УВР Преподаватели Педагог-психолог кураторы | |
4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия) | |||
1.Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. | 1.Овладение дисциплиной «Введение в специальность». 2.Встреча с выпускниками. 3.Анкетирование, беседы. | Преподаватели Педагог-психолог кураторы |
V. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
I. Аналитико-диагностическое направление. | ||
1.Знакомство с личными делами вновь поступивших студентов, изучение медико-педагогических особенностей детей-сирот. Выявление детей с ослабленным здоровьем. 2.Анкетирование. Диагностика учебной, социально-психологической адаптации.
| Сентябрь Декабрь–январь Май-июнь | Педагог-психолог, кураторы |
II.Взаимодействие с педагогами, родителями. | ||
1.Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся и студентов к новым условиям обучения. 2.Индивидуальные и групповые консультации преподавателей, классных руководителей по результатам диагностирования процессов адаптации студентов к обучению в новых условиях с методическими рекомендациями. 3.Родительские собрания (групповые, общие). | В течение года | Педагог-психолог куратор Заместитель директора по УВР |
III.Мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии. | ||
1.Ознакомление с правилами и нормами проживания в общежитии. 2. Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии. | Сентябрь-октябрь В течение года | Воспитатель общежития Комендант Соц.педагог Педагог-психолог |
IV.Социально-психологическое сопровождение студентов | ||
1.Психолого-педагогическая поддержка первокурсников на этапе адаптации. 2.Проведение занятий по программам «Психология общения», «Я – личность», «Путь к успеху», «Основы психологии здоровья». 3. Работа психологического клуба «Путь к успеху» | В течение года | Педагог-психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора
Актуальные проблемы адаптации нового контингента обучающихся...
Адаптация обучающихся на производственной практике у социальных партнеров.
Адаптация обучающихся на производственной практике у социальных партнеров. Важной целью современного образовательного учреждения профессионального образования является подготовка конкуренто...
« Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека...
Статья "Социализация и адаптация обучающихся техникума в процессе получения профессии"
В статье говорится о адаптации обучающихся ГБОУ РХ СПО ЧМТТ за 2013-2014 учебный год....
Учебная презентация к рабочей программе по дисциплине "Социальная адаптация обучающихся"
Данная учебная презентация предполагается как информационно-теоретико-практическое сопровождение занятия лекционно-практической направленности по теме "Переговоры как средство разрешения конфликта"...
Рабочая программа учебной дисциплины "Социальная адаптация обучающихся" (СПО)
Рабочая программа (специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство, специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство, специальность 35.02.03 Технология деревообработки)предназ...
Адаптация обучающихся
Адаптация — естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям....